Выдели суффиксы в глаголах неопределенной формы

Суффиксы в неопределенной форме глагола. Правописание суффиксов глаголов

Правописание глагола – не такая лёгкая тема, как кажется на первый взгляд, и многие это понимают. Гласные и согласные в корне, окончания, приставки — всё это требует отдельного внимания. Суффиксы в неопределённой форме глагола также далеко не так просты. Спряжение, вид глагола – на них влияет очень и очень многое. Но и с этим можно без труда справиться, было бы желание. Попробуем понять, от чего же конкретно зависит правописание суффиксов глаголов, и какие они, эти самые суффиксы, вообще бывают.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Основа основ

Любой урок русского языка «Неопределённая форма глагола» начался бы с определения соответствующего понятия. Инфинитив (а именно так называется это по-научному) – начальная, нулевая форма, приведенная в словарях и не имеющая никаких морфологических признаков. Итак, неопределённая форма глагола: время, лицо, число и наклонение у нее отсутствуют, зато она обладает совершенным (ответить) или несовершенным (отвечать) видом; категорией залога — действительного (произносить) и страдательного (должна произноситься); возвратностью (оказываться) и невозвратностью (бежать). Отвечает эта словоформа на вопросы что делать? и что сделать? А одним из её основных признаков являются суффиксы в неопределённой форме глагола: —ть, ти, чь-. Некоторые лингвисты выделяют такие суффиксы как –сть— и —сти-.

А как понять, что это инфинитив?

С определением вроде бы разобрались. А что же дальше? Как определить неопределенную форму глагола? Можно ли как-то понять, что перед нами именно инфинитив, а не нечто другое? Легко! Берём необходимый нам глагол, например, читать, и смотрим на его морфемный состав (те части слова, из которых оно состоит). В данном случае имеется наш суффикс —ть-, кроме того, задаём вопрос к глаголу: читатьчто делать? И второй признак соответствует. Для полной уверенности можно попытаться определить лицо, число и время – и сделать это невозможно. Зато вид (что делать? — несовершенный), возвратность (нет постфикса -ся- — глагол невозвратный) и залог (читать — я делаю сам — действительный) обнаруживаются без труда.

Другой пример – глагол мигаю. Здесь нет необходимого нам суффикса, а на попытку задать вопрос он отвечает что делаю? – снова не то, что нам нужно. Уже понятно, что в данном примере есть и лицо (я мигаю — первое), и число (единственное), и время (настоящее), равно как и вид (несовершенный), и возвратность (невозвратный), и залог (действительный). То есть эта словоформа инфинитивом не является.

Перед тем, как определить неопределенную форму глагола, нужно проверить его на наличие основных морфологических признаков. Если их нет – отлично, перед нами инфинитив, если же имеется лицо, число и время, то это просто склоняемая форма глагола.

Окончание у инфинитива?

Ещё одним очень тяжёлым вопросом для многих является правописание глагольных окончаний, зависящее от спряжения. Не очень лёгкий вопрос – сначала определить, к какому же спряжению относится глагол, а для этого нужно поставить глагол в нашу неопределённую форму, посмотреть, на что она оканчивается, исходя из этого, если возможно, определиться со спряжением и только потом уже ставить окончание в личной форме глагола. С инфинитивом всё куда проще.

Окончания глаголов в неопределённой форме – тема, которой нет. Сейчас многие непонимающе нахмурятся: ведь каким-то образом мы определяем то же самое спряжение, мы ведь смотрим на окончание для этого? Нет, нет и ещё раз нет. Та самая гласная перед суффиксами инфинитива – это ещё один суффикс, хотя некоторые лингвисты и определяют её как окончание. Обязательно для запоминания: раз нет никаких морфологических признаков, то и окончания глаголов в неопределённой форме быть не может. Для инфинитива характерно наличие только суффиксов.

Суффикс, а не окончание

Вернёмся к конечным, инфинитивоопределяющим суффиксам. От чего зависит, какой из них правильно выбрать для глагола? Конечно, для носителя русского языка это совсем не проблема – мы интуитивно ощущаем, что использовать, но вот для тех, кто изучает великий и могучий в качестве иностранного, подобный выбор может оказаться очень трудным.

Суффикс —ти— обычно находится под ударением (нестИ, везтИ), а также он встречается в словах, производных от этих, когда в них появляется перетягивающая на себя ударение приставка (вЫнесТИ, вЫвезТИ) – чаще всего это приставка —вы-.

ть— в свою очередь встречается там, где ударения нет (говорИть, смеЯться).

Наличие —сть— и —сти— характерно для глаголов, основа которых заканчивается на –д, т— (упаДу – упаСТЬ, плеТу — плеСТИ), второй суффикс также существует в глаголах, основа которых в личной форме заканчивается на —б— (греБу — греСТИ).

Конечно, существует ряд случаев, когда суффиксы в неопределённой форме глагола не подчиняются базовым правилам, например, кляну – кляСТИ, расту – раСТИ, но в данной ситуации можно говорить, что эти глаголы являются своеобразными исключениями, так что их, как бы грустно это ни было, нужно запоминать.

Усложняем задачу

Вообще, рассматривать только стандартные –ть, ти, чь, сти, сть— как суффиксы в неопределённой форме глагола, говоря о правописании этой части речи, не очень правильно. Существуют ещё суффиксы –ова, ева— и –ива, ыва-, выбор которых тоже связан с определёнными трудностями. Встречаются они в таких словах как, например, исповедОВАть, беседОВАть, закладЫВАть и так далее.

Правописание суффиксов глаголов в данном случае требует постановки этого самого глагола в первое лицо единственного числа (это то, что соответствует местоимению я). Если необходимая форма заканчивается на —ую, юю-, то следует выбрать суффиксы –ова/ева— (преследУЮ-преследОВАть, воЮЮ-воЕВАть), если же на —ываю, иваю-, то пойдут суффиксы –ива, ыва— (закапЫВАЮ-закапывать, настаИВАЮ-настаИВАть).

А теперь ещё немного усложняем

Продолжить тему правописания суффиксов можно ещё одним интересным правилом. Те глаголы, которые оканчиваются на ударное —вать-, сохраняют ту же гласную перед суффиксом в инфинитиве без этого окончания, что стоит перед этим суффиксом в спрягаемой форме глагола (залИвать-залИть).

Кроме того, существуют интересные, не совсем подчиняющиеся общему правилу слова. В неопределённой форме глагола в них пишется составной суффикс —енеть-: костЕНЕТЬ, остолбЕНЕТЬ и так далее.

Немного кошмара

Ещё одна «любимая» почти всеми школьниками тема – правописание суффикса перед –ть, ти, чь, сти, сть-, от которого обычно зависит выбор спряжения глагола. Конечно, порой он очевиден, но иногда, в словах вроде клеить, всё не так просто, как хотелось бы.

В данном случае придётся углубляться в спряжения. Как известно, глаголы имеют первое и второе спряжение. Оба они влияют на выбор окончания в личных формах глагола. Проблема в том, что порой окончание в личной форме очевидно, а вот что писать перед инфинитивным суффиксом – не всегда понятно. В таком случае берём спорный глагол и начинаем его спрягать. Если окончания в спрягаемых формах соответствуют окончаниям первого спряжения (, —ешь, -ет, -ем, -ете, -ют/-ут), то писать следует те суффиксы, по которым определяется первое спряжение — —ать, ять-, если же второго (-у, -ю, — ишь, -ит, -им, -ите, -ят/-ат), то, соответственно, -ить. Например, то же самое кле?ть – клеЮ, клеИШЬ, клеИТ – таким образом, раз соответствуют окончаниям второго спряжения, нужно писать суффикс этого самого второго спряжения – ить.

Финишная прямая: мягкий знак в инфинитиве

А теперь перейдём к последнему из особенно важных аспектов, касающихся инфинитива. Определённые трудности вызывает мягкий знак в неопределённой форме глагола – герой огромного количества интернет-мемов в стиле «боль любого грамотного человека». Вообще очень сложно сказать, почему столь простая тема кажется настолько тяжёлой, ну да ладно, и с ней разберёмся.

Стоит ли писать мягкий знак в инфинитиве или нет, определить очень легко. Берём глагол, лучше всего в третьем лице единственного числа (это то, что соответствует местоимениям он,она,оно), и задаём к нему вопрос. Если вопрос что делает?, то мягкого знака не будет ни в этой форме, ни в инфинитиве (он учит?ся – что делает? — учиТСя), если же вопрос что делать?, то, соответственно, мягкий знак появится в обеих формах (он хочет учит?ся – что делать? — учиТЬся). Конечно, здесь всё зависит от контекста. Как видно из примера, один и тот же глагол может писаться как с мягким знаком, так и без него. Попробуем ещё?

Смеят?ся во время серьёзного разговора – глупо.

Почему бы нам не прогулят?ся?

Он ленит?ся выйти на улицу лишний раз.

Он отказывает?ся, отказыват?ся в данной ситуации – единственный выход.

Заключение

Глагол – часть речи многогранная и непростая, работа с ним включает огромное количество нюансов, мелочей, которые всегда следует учитывать. Суффиксы глаголов – однозначно одна из самых тяжёлых тем в орфографии, но всё же, если запомнить основные правила, всё станет куда проще.

Повторим ещё раз всё то, что было сказано выше. Во-первых, у инфинитивов нет никаких окончаний, это суффикс, и только. Выбор его зависит от ударения (под ударением —ти-, без него —ть-) и от согласной, на которую заканчивается основа глагола (если на —д, т, б-, то, скорее всего, инфинитив будет наделён суффиксами –сти, сть-). Далее, о написании суффиксов –ыва/ива— и –ова/ева-. Если глагол в первом лице единственного числа заканчивается на –ую/юю-, то пишем –ова/ева-, если же в этой форме есть –ыва/ива-, то и суффикс сохраняем соответствующий. Самая настоящая война развернулась вокруг определения согласного, предшествующего инфинитивному суффиксу. Здесь определяем спряжение, проспрягав глагол, и уже исходя из него для первого спряжения с окончаниями —ешь, ет, ем, ете, ут/ют— пишем —ать/ять/еть-, если же окончания у личной формы глагола —ишь, ит, им, ите, ат/ят— — выбираем между –ить/ыть-. И последнее: когда глагол отвечает на вопрос что делать?, пишем в инфинитиве мягкий знак, когда на вопрос что делает?, обходимся без него.

Неопределенная форма глагола

О чем эта статья:

Понятие глагола

Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

Примеры глаголов:

что делает? поет;

что сделал? спел;

что будет делать? споет.

Шесть форм глаголов:

Понятие неопределенной формы глагола

Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.

Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Примеры глаголов в неопределенной форме:

что делать? играть, читать ;

что сделать? поиграть, почитать .

Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:

-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );

-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).

Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами: нужно, можно, нельзя . Например: нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить.

В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

Для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;

под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

Для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

пол­зал бы, пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;

под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

Для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

Образование инфинитива

Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.

Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:

-ть, -сть (бороться, спать);

-ти, -сти (прийти, зайти);

-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).

Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.

беречь — корень/нулевое окончание;

пренебречь — корень/нулевое окончание;

привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;

запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.

У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:

Вид — совершенный, несовершенный;

Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.

Возвратность — возвратные, невозвратные.

Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:

-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;

-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.

Переходность — переходные, непереходные.

Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.

После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:

читать (что?) статью;

качать (кого?) ребенка.

Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.

Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.

Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).

Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте.

Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся ко второй группе: -и, -я (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и -ят.

Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:

Бабушка решила приготовить пирог.

Пирог должен скоро приготовиться.

Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.

Выдели в глаголах увидели, начали, видели, кончила, обидел суффиксы. В каких глаголах правописание суффикса можно проверить по неопределённой форме, в каких суффикс нужно запомнить?

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 605,930
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/neopredelennaya-forma-glagola

http://www.soloby.ru/650280/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C