Выделите корни и суффиксы в следующих словах

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.

В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

  1. Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой. Следует помнить, что всё слово может являться основой и не иметь окончания, например наречие — неизменяемая часть речи.
  3. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами.
  4. Убеждаемся, что выделенные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для проверки подбираются аналогичные слова и сравниваются с анализируемым.
  5. Обозначем части слова с помощью графических обозначений.

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • при школь н ый — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • лед о кол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • по зв а л а — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л , который не входит в основу
  • быстр о — наречие с суффиксом, не имеет окончания

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Особенности разборов

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Морфемные словари

Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:

  • Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с.
  • Аванесов Р.И., Ожегов С.И. Морфемно-орфографический словарь Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
  • Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка, 2002.
  • Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка Ок. 52000 слов. — М.: Рус. яз., 1986. — 1132 с.

В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.

2.7 Суффиксы. Постфиксы

Упражнение 46. Выделите корень и суффиксы в следующих словах и формах слов. Обоснуйте ответ.

1) Весенний, каменный, клюквенный, соломенный, свиной.

2) Почка, баночка, верёвочка, строчка, тарелочка, шапочка, ёлочка, дырочка, ошибочка, тесёмочка, ямочка, косточка, удочка, яхточка.

3) Кузнечик, барабанчик, лимончик, зенитчик.

4) Ежевичный, практичный, столичный, фабричный, зонтичный, праздничный, единичный, годичный, типичный.

5) Любезность, пресность, хищность, готовность, горячность, общность, звучность, законность, масштабность.

6) Сосенка, ставенка, колоколенка, плетёнка, сотенка.

7) Половинка, скважинка, турбинка, смородинка, баранинка, глубинка, курятинка, перинка, жемчужинка, вечеринка, смешинка.

8) Торжествовать, чувствовать, бедствовать, господствовать, лакействовать, шефствовать, бодрствовать, председательствовать, умствовать.

Морфемика. Словообразование. Вопросы «Проверь себя»

1.В чем особенность корней в словах «исказить — искаженный», «отвергать — опровержение»?

2.Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

3.Есть ли родственные слова в следующих группах слов: еда, едет, единый; горячий, горянка, горчица; хромой, хромовый; косматый, космический?

4.Обычно словообразовательные аф­фиксы используются для образования не одного, а многих слов, однако в русском язы­ке есть аффиксы, употребляющиеся только в одном слове. Они носят название уникаль­ных аффиксов. Найдите и выделите уни­кальные аффиксы в следующих словах: жених, рукав, белокурый, детвора, попа­дья, молодежь, конюх, радуга, годовалый, по­чтамт, курносый, королева, рисунок.

5.Можно ли без контекста определить корни в словах пили, спеть, простой? Как называются такие слова?

6.Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут?

7.Назовите части речи и их формы с окончанием -у.

8.Если есть омонимические окончания, то как назвать окончания в таких вариантах форм: (кусок) сыра — сыру, в оˊтпуске — в отпускуˊ, учиˊтели — учителяˊ, меˊхи — мехаˊ, поˊясы- поясаˊ?

9.Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова грамотей, книгочей и злодей?

10.Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня.

11.Является ли глагол уныть производным от глагола ныть?

12.Какие окончания являются общими для всех имен существительных независимо от склонения?

13.Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:
— домов, столов, коров, ковров, голов, основ;
— степей, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей.

14.Какой частью слова является -ий в словах медвежий (рев), синий, волжский, санаторий, (много) станций?

15.Каков состав слов двумястами, тремястами?

16.Являются ли однокоренными в современном русском языке слова побывать, забывать, добывать?

17.Являются ли глаголы увядать, увянуть, завял однокоренными?

18.Каков морфемный состав слов президиум, президент, префикс, препозиция?

19.Во всех ли словах конина, буженина, свинина, осетрина, лососина есть суффикс -ин-?

20.В чем состоит «неправильность» построения сложных слов: знаменосец, минералогия, трагикомедия, дикобраз, военачальник?

21.Одинаково ли значение приставки о- в словах огарок, опушка, описка, осколок, опенки, ошибка, опечатка, оплошность, огрызок? Сгруппируйте слова по значению приставки о-.

22.Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-, которая входит в состав следующих слов: русских — падчерица, пашибок (осколок); словацких — pakluc (отмычка), pazvuk (призвук). Проанализируйте значения слов и определите первоначальное значение этой приставки.

23.В «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера написано, что слово вынуть «замечательно полным исчезновением корня». Может ли в русском языке существовать слово без корня? Аргументируйте ваш ответ.

24.От каких слов и при помощи каких средств образованы слова лежание и лежанка, белизна и белок, зубной и зубастый? Сопоставьте однокоренные слова по значению. Разделите производные слова на группы в зависимости от соотношения их значений со значениями производящих слов. Объясните свое решение.

25.В существительных мужского рода с основой на -ок гласный о обычно бывает беглым (затылок- затылка), но иногда сохраняется во всех формах слова (знаток-знатока, знатоку и т.д.) Проанализируйте приведенные ниже слова и попробуйте сформулировать закономерности, позволяющие по начальной форме слова узнать, является ли в нем гласный о беглым. Используйте обнаруженные закономерности, чтобы определить, беглое ли о в слове брелок. Артишок, волок, восток, гудок, дружок, едок, ездок, заголовок, игрок, обморок, одногодок, островок, поток, предок, пророк, рисунок, родничок, сверчок, слоненок, старичок, шлафрок, экивок.


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/847-27_suffiksy_postfiksy.html

http://rusolimp.kopeisk.ru/morfemika/?file=3