Выделите приставки на з и с объясните правописание этих букв в приставках

1. Приставки, оканчивающиеся на -з и -с

Теория:

  • перед звонким согласным (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) или гласным пишется з : без бородый, низ менный, раз узнать;
  • перед глухим согласным (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) пишется с : вс крывать, черес чур, вос создать.
  • Как пишутся приставки на з-с – разбираем общее правило и запоминаем принцип

    Пишем так, как слышим. Например: разгореться, расписать.

    Приставки, которые оканчиваются на согласные буквы «з» и «с», пишутся так же, как слышатся. Поэтому никаких дополнительных проверок этих приставок делать не надо. Например: раздобыть, растопырить.

    Давайте поговорим о том, как надо объяснять орфограммы в этих приставках в школе. И обсудим еще несколько важных тонкостей.

    Почему приставки на з-с пишутся так, как слышатся

    Потому что происходит озвончение или оглушение. Если после приставки звонкий согласный, то он воздействует на конечный согласный приставки и делает его звонким. Мы никогда не произнесем [расдача]. Мы можем произнести только [раздача]. И пишем, соответственно, также.

    Если после приставки глухой согласный, то получается обратная ситуация. Конечный согласный приставки тоже становится глухим. Поэтому нельзя произнести и написать [разкрутка], можно только [раскрутка].

    В школе эти процессы называются озвончением и оглушением. Но в вузе правильнее использовать два других термина: «ассимиляция по глухости» и «ассимиляция по звонкости». Ассимиляция = уподобление. Глухой согласный уподобляется звонкому и тоже становится звонким. Звонкий уподобляется глухому и тоже становится глухим.

    Как объяснять орфограммы в этих приставках

    Если вам встречается приставка на з-с, то объяснять согласную в этой приставке надо так:

    1. Выделить приставку.
    2. Подчеркнуть «з» или «с» одной чертой. Так мы показываем, что эти буквы вызывают у нас сомнение.
    3. Подчеркнуть двумя чертами согласную, которая следует за приставкой.

    Например, в слове «рассвирепеть» мы выделим приставку «рас», одной чертой подчеркнем в ней букву «с», а двумя чертами – вторую «с», которая после приставки. Этого достаточно.

    Как быть, если после приставки гласная

    Если после приставки на з-с у вас в слове гласный звук, а не согласный, то всегда пишите «з». Потому что гласные еще «звонче», чем звонкие согласные. И никакого противоречия не возникает.

    Графическое объяснение не меняется. Например, в слове «разуть» надо выделить приставку «раз», подчеркнуть «з» одной чертой, подчеркнуть «у» двумя чертами.

    Примеры слов с приставками на з-с

    Приведу несколько примеров слов с приставками, которые оканчиваются на з-с. Произнесите каждое слово вслух и потренируйтесь мысленно объяснять правописание приставки.

    1. Проглотите, не разжевывая.
    2. Душераздирающий крик.
    3. Распрекрасная царица.
    4. Разгоните ворон.
    5. Расступись, честной народ!
    6. Распоясался Тугарин Змей, не то что раньше.
    7. Разгуляюсь на воле!
    8. Размажьте масло по каше.
    9. Раскрасьте карандашами.
    10. Распределите по группам.

    Что еще почитать и посмотреть

    Посмотрите мое коротенькое видео о том, как правильно надо объяснять орфограммы. Оно поможет вам понять общий принцип работы со всеми орфографическими правилами. Правило о приставках на з-с – как раз орфографическое.

    Еще одно полезное видео – о том, как правильно учить русский:

    И несколько статей:

    1. Как научиться писать грамотно. В статье много практических советов. Я объясняю, как повысить грамотность за короткий срок и начать чувствовать себя более уверенно при написании текстов, выполнении письменных работ.
    2. Что такое орфография. Кроме определения вы найдете там советы и рекомендации о том, как правильно и быстро осваивать орфографические правила.
    3. Курсы русского языка. Недавно я дополнил эту статью, добавил в самое начало бесплатные курсы, тренажеры и электронные пособия. Прочитайте хотя бы первый блок, а дальше, если платные курсы вам неинтересны, можете не читать.

    Заключение

    Мы разобрали правило написания приставок на з-с. Я думаю, оно вполне простое, запоминается легко. Остались ли у вас какие-то вопросы по теме? Все ли понятно по части графического объяснения этой орфограммы?

    Правило правописания приставок на «з» и «с». Примеры

    Написание при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» и «с», зави­сит от того, с како­го соглас­но­го, глу­хо­го или звон­ко­го, начи­на­ет­ся корень слова.

    В рус­ской орфо­гра­фии есть пра­ви­ло, кото­рое свя­за­но с фоне­ти­кой, — это напи­са­ние при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на бук­вы «з» или «с».

    Перечислим эти приставки:

    • бе з -/бе с -;
    • во з -(в з -)/во с -(в с -);
    • и з -/и с -;
    • ни з -/ни с -;
    • о-бе з -/о-бе с -;
    • ра з -/ра с -;
    • ро з -/ро с -;
    • чре з -/чере с -.

    Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор в напи­са­нии при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» или «с», обра­тим самое при­сталь­ное вни­ма­ние на соглас­ный, с кото­ро­го начи­на­ет­ся корень сло­ва. Если это глу­хой соглас­ный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в при­став­ке пишет­ся бук­ва «с».

    Примеры:

    • бес к онеч­ный
    • вос п ламе­нить­ся
    • вс п ыхнуть
    • ис с ледо­ва­тель
    • нис х одить
    • о бес ц ветить
    • рас ш ипеть­ся
    • рос п ись
    • черес п оло­си­ца.

    Глухие соглас­ные помо­жет запом­нить вол­шеб­ная фраза:

    Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц ?

    В осталь­ных слу­ча­ях, то есть перед звон­ким соглас­ным кор­ня сло­ва, пишут­ся при­став­ки с конеч­ным соглас­ным «з».

    Примеры:

    • без р адост­ный
    • воз д аяние
    • вз г лянуть
    • из д елие
    • о без г лавить
    • низ водить
    • раз д елоч­ный
    • роз д анный
    • чрез м ерность.

    Только при­став­ка с- не под­чи­ня­ет­ся это­му пра­ви­лу. Она все­гда пишет­ся в сло­ве, неза­ви­си­мо от того, с како­го соглас­но­го начи­на­ет­ся корень.

    Примеры:

    с брод, с валить­ся, с губить, с дача, с жатие, с резать.

    Запомним, что при­став­ки з- не суще­ству­ет в рус­ском язы­ке, а есть сло­ва с началь­ным кор­не­вым соглас­ным «з»:

    • здрав­ствуй
    • зда­ни е
    • здо­ровь е
    • здрав ица
    • здрав ница
    • здо­ров як
    • здесь
    • здеш ний.

    Существует, образ­но гово­ря, «под­вод­ный камень» в напи­са­нии вот этих слов:

    не с быточ­ный, не с гиба­е­мый, не с говор­чи­вый, не с гора­е­мый, не с дан­ный, не с доб­ро­вать.

    Обратим вни­ма­ние сно­ва на пере­чень при­ста­вок, дан­ных выше, и убе­дим­ся, что сре­ди них нет при­став­ки нес-, а суще­ству­ет при­став­ка низ-/нис-. Значит, в мор­фем­ном соста­ве при­ве­ден­ных слов не одна, а две приставки:

    • не с быточ­ный
    • не с гиба­е­мый
    • не с говор­чи­вый
    • не с гора­е­мый
    • не с дан­ный
    • не с доб­ро­вать.

    Вот так спря­та­лась при­став­ка с- в сере­дине слов. Хотя слы­шит­ся звук [з] перед звон­ким соглас­ным кор­ня, все же напи­шем при­став­ку с-.

    Видеоурок


    источники:

    http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/kak-pishutsya-pristavki-na-z-s

    http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-pristavok-na-z-i-s.html

    без-/бес-
    воз-/вос-
    вз-/вс-
    из-/ис-
    низ-/нис-