Выделите приставки на з и с объясните правописание этих букв в приставках
1. Приставки, оканчивающиеся на -з и -с
Теория:
без-/бес- воз-/вос- вз-/вс- из-/ис- низ-/нис-
перед звонким согласным (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) или гласным пишется з : без бородый, низ менный, раз узнать;
перед глухим согласным (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) пишется с : вс крывать, черес чур, вос создать.
Как пишутся приставки на з-с – разбираем общее правило и запоминаем принцип
Пишем так, как слышим. Например: разгореться, расписать.
Приставки, которые оканчиваются на согласные буквы «з» и «с», пишутся так же, как слышатся. Поэтому никаких дополнительных проверок этих приставок делать не надо. Например: раздобыть, растопырить.
Давайте поговорим о том, как надо объяснять орфограммы в этих приставках в школе. И обсудим еще несколько важных тонкостей.
Почему приставки на з-с пишутся так, как слышатся
Потому что происходит озвончение или оглушение. Если после приставки звонкий согласный, то он воздействует на конечный согласный приставки и делает его звонким. Мы никогда не произнесем [расдача]. Мы можем произнести только [раздача]. И пишем, соответственно, также.
Если после приставки глухой согласный, то получается обратная ситуация. Конечный согласный приставки тоже становится глухим. Поэтому нельзя произнести и написать [разкрутка], можно только [раскрутка].
В школе эти процессы называются озвончением и оглушением. Но в вузе правильнее использовать два других термина: «ассимиляция по глухости» и «ассимиляция по звонкости». Ассимиляция = уподобление. Глухой согласный уподобляется звонкому и тоже становится звонким. Звонкий уподобляется глухому и тоже становится глухим.
Как объяснять орфограммы в этих приставках
Если вам встречается приставка на з-с, то объяснять согласную в этой приставке надо так:
Выделить приставку.
Подчеркнуть «з» или «с» одной чертой. Так мы показываем, что эти буквы вызывают у нас сомнение.
Подчеркнуть двумя чертами согласную, которая следует за приставкой.
Например, в слове «рассвирепеть» мы выделим приставку «рас», одной чертой подчеркнем в ней букву «с», а двумя чертами – вторую «с», которая после приставки. Этого достаточно.
Как быть, если после приставки гласная
Если после приставки на з-с у вас в слове гласный звук, а не согласный, то всегда пишите «з». Потому что гласные еще «звонче», чем звонкие согласные. И никакого противоречия не возникает.
Графическое объяснение не меняется. Например, в слове «разуть» надо выделить приставку «раз», подчеркнуть «з» одной чертой, подчеркнуть «у» двумя чертами.
Примеры слов с приставками на з-с
Приведу несколько примеров слов с приставками, которые оканчиваются на з-с. Произнесите каждое слово вслух и потренируйтесь мысленно объяснять правописание приставки.
Проглотите, не разжевывая.
Душераздирающий крик.
Распрекрасная царица.
Разгоните ворон.
Расступись, честной народ!
Распоясался Тугарин Змей, не то что раньше.
Разгуляюсь на воле!
Размажьте масло по каше.
Раскрасьте карандашами.
Распределите по группам.
Что еще почитать и посмотреть
Посмотрите мое коротенькое видео о том, как правильно надо объяснять орфограммы. Оно поможет вам понять общий принцип работы со всеми орфографическими правилами. Правило о приставках на з-с – как раз орфографическое.
Еще одно полезное видео – о том, как правильно учить русский:
И несколько статей:
Как научиться писать грамотно. В статье много практических советов. Я объясняю, как повысить грамотность за короткий срок и начать чувствовать себя более уверенно при написании текстов, выполнении письменных работ.
Что такое орфография. Кроме определения вы найдете там советы и рекомендации о том, как правильно и быстро осваивать орфографические правила.
Курсы русского языка. Недавно я дополнил эту статью, добавил в самое начало бесплатные курсы, тренажеры и электронные пособия. Прочитайте хотя бы первый блок, а дальше, если платные курсы вам неинтересны, можете не читать.
Заключение
Мы разобрали правило написания приставок на з-с. Я думаю, оно вполне простое, запоминается легко. Остались ли у вас какие-то вопросы по теме? Все ли понятно по части графического объяснения этой орфограммы?
Правило правописания приставок на «з» и «с». Примеры
Написание приставок, заканчивающихся на «з» и «с», зависит от того, с какого согласного, глухого или звонкого, начинается корень слова.
В русской орфографии есть правило, которое связано с фонетикой, — это написание приставок, заканчивающихся на буквы «з» или «с».
Перечислим эти приставки:
бе з -/бе с -;
во з -(в з -)/во с -(в с -);
и з -/и с -;
ни з -/ни с -;
о-бе з -/о-бе с -;
ра з -/ра с -;
ро з -/ро с -;
чре з -/чере с -.
Чтобы сделать правильный выбор в написании приставок, заканчивающихся на «з» или «с», обратим самое пристальное внимание на согласный, с которого начинается корень слова. Если это глухой согласный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в приставке пишется буква «с».
В остальных случаях, то есть перед звонким согласным корня слова, пишутся приставки с конечным согласным «з».
Примеры:
без р адостный
воз д аяние
вз г лянуть
из д елие
о без г лавить
низ водить
раз д елочный
роз д анный
чрез м ерность.
Только приставка с- не подчиняется этому правилу. Она всегда пишется в слове, независимо от того, с какого согласного начинается корень.
Примеры:
с брод, с валиться, с губить, с дача, с жатие, с резать.
Запомним, что приставки з- не существует в русском языке, а есть слова с начальным корневым согласным «з»:
здравствуй
здани е
здоровь е
здрав ица
здрав ница
здоров як
здесь
здеш ний.
Существует, образно говоря, «подводный камень» в написании вот этих слов:
не с быточный, не с гибаемый, не с говорчивый, не с гораемый, не с данный, не с добровать.
Обратим внимание снова на перечень приставок, данных выше, и убедимся, что среди них нет приставки нес-, а существует приставка низ-/нис-. Значит, в морфемном составе приведенных слов не одна, а две приставки:
не с быточный
не с гибаемый
не с говорчивый
не с гораемый
не с данный
не с добровать.
Вот так спряталась приставка с- в середине слов. Хотя слышится звук [з] перед звонким согласным корня, все же напишем приставку с-.