Упражнения по теме «Правописание приставок на -з и -с»
тренажёр по русскому языку (5 класс)
Подборка заданий различного уровня для закрепления работы над орфограммой «Правописание приставок на -з и -с» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_z_i_s.docx | 14.48 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
ПРИСТАВКИ НА –З И -С
№ 1. Образуйте от имён существительных при помощи приставки без- (бес-) имена прилагательные. Объясните написание.
№ 2. Вставьте в слова, где нужно, приставку раз- (рас-). Объясните правописание.
№ 3. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните правописание приставок:
№ 4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок:
№ 5. Образуйте от слов, данных ниже, существительные или глаголы с приставкой из- (ис-, изо-). Объясните правописание приставки.
№ 6. Подберите к словам слова с ударной приставкой. Расставьте ударение. Объясните правописание.
№ 7. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.
1. С самого ра. света идёт снег. 2. Молния ра. колола старое дерево, 3. Бе. прерывно слышались раскаты грома. 4. Перед нами ра. стилалась бескрайняя равнина. 5.Почки у деревьев ра. бухли. 6. В детском доме нельзя нарушить ра. порядка. 7. В скале было много ра. щелин. 8. Ребята ра. чистили площадку для игры в футбол.
№ 8. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание этих слов.
1. Лучи вечернего солнца ра. рисовали ярким золотом стены. (Кор.) 2. Тут надо было ра. статься. (Кор.) 3. Валек ра. двинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени. (Кор.) 4. Ласточки бе. шумно влетали и вылетали в окна старой часовни. (Кор.) 5. Барыня ра. гневалась, ра. плакалась, велела отыскать Герасима. (Т.) 6.Барыня ни с кем не ра. говаривала. (Т.) 7. В первые же дни я старался ра. шевелить и завлечь в свои игры Валека и Марусю. (Кор.)
Как пишутся приставки на з-с – разбираем общее правило и запоминаем принцип
Пишем так, как слышим. Например: разгореться, расписать.
Приставки, которые оканчиваются на согласные буквы «з» и «с», пишутся так же, как слышатся. Поэтому никаких дополнительных проверок этих приставок делать не надо. Например: раздобыть, растопырить.
Давайте поговорим о том, как надо объяснять орфограммы в этих приставках в школе. И обсудим еще несколько важных тонкостей.
Почему приставки на з-с пишутся так, как слышатся
Потому что происходит озвончение или оглушение. Если после приставки звонкий согласный, то он воздействует на конечный согласный приставки и делает его звонким. Мы никогда не произнесем [расдача]. Мы можем произнести только [раздача]. И пишем, соответственно, также.
Если после приставки глухой согласный, то получается обратная ситуация. Конечный согласный приставки тоже становится глухим. Поэтому нельзя произнести и написать [разкрутка], можно только [раскрутка].
В школе эти процессы называются озвончением и оглушением. Но в вузе правильнее использовать два других термина: «ассимиляция по глухости» и «ассимиляция по звонкости». Ассимиляция = уподобление. Глухой согласный уподобляется звонкому и тоже становится звонким. Звонкий уподобляется глухому и тоже становится глухим.
Как объяснять орфограммы в этих приставках
Если вам встречается приставка на з-с, то объяснять согласную в этой приставке надо так:
- Выделить приставку.
- Подчеркнуть «з» или «с» одной чертой. Так мы показываем, что эти буквы вызывают у нас сомнение.
- Подчеркнуть двумя чертами согласную, которая следует за приставкой.
Например, в слове «рассвирепеть» мы выделим приставку «рас», одной чертой подчеркнем в ней букву «с», а двумя чертами – вторую «с», которая после приставки. Этого достаточно.
Как быть, если после приставки гласная
Если после приставки на з-с у вас в слове гласный звук, а не согласный, то всегда пишите «з». Потому что гласные еще «звонче», чем звонкие согласные. И никакого противоречия не возникает.
Графическое объяснение не меняется. Например, в слове «разуть» надо выделить приставку «раз», подчеркнуть «з» одной чертой, подчеркнуть «у» двумя чертами.
Примеры слов с приставками на з-с
Приведу несколько примеров слов с приставками, которые оканчиваются на з-с. Произнесите каждое слово вслух и потренируйтесь мысленно объяснять правописание приставки.
- Проглотите, не разжевывая.
- Душераздирающий крик.
- Распрекрасная царица.
- Разгоните ворон.
- Расступись, честной народ!
- Распоясался Тугарин Змей, не то что раньше.
- Разгуляюсь на воле!
- Размажьте масло по каше.
- Раскрасьте карандашами.
- Распределите по группам.
Что еще почитать и посмотреть
Посмотрите мое коротенькое видео о том, как правильно надо объяснять орфограммы. Оно поможет вам понять общий принцип работы со всеми орфографическими правилами. Правило о приставках на з-с – как раз орфографическое.
Еще одно полезное видео – о том, как правильно учить русский:
И несколько статей:
- Как научиться писать грамотно. В статье много практических советов. Я объясняю, как повысить грамотность за короткий срок и начать чувствовать себя более уверенно при написании текстов, выполнении письменных работ.
- Что такое орфография. Кроме определения вы найдете там советы и рекомендации о том, как правильно и быстро осваивать орфографические правила.
- Курсы русского языка. Недавно я дополнил эту статью, добавил в самое начало бесплатные курсы, тренажеры и электронные пособия. Прочитайте хотя бы первый блок, а дальше, если платные курсы вам неинтересны, можете не читать.
Заключение
Мы разобрали правило написания приставок на з-с. Я думаю, оно вполне простое, запоминается легко. Остались ли у вас какие-то вопросы по теме? Все ли понятно по части графического объяснения этой орфограммы?
Упражнения по русскому языку на тему «Правописание приставок на з-,с-.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ошибки в правописании приставок повторяются у обучающихся на протяжении всех лет обучения, поэтому эта тема требует периодического повторения.
Предлагаемый тренировочный материал может быть использован при закреплении и повторении темы. Учитывая коррекционную направленность обучения, автор старался связать обучение орфографии с умением определять значение слова и его состав.
Наибольшую трудность вызывает правописание приставок, оканчивающихся на з- и с-. Правила написания этих приставок могут закрепляться при выполнении следующих упражнений.
Упражнения для закрепления навыка написания приставок на З/С
1. Образуйте слова с приставками:
2. От существительных с предлогом образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания:
без болезни, без голоса, без дома, без злобы, без звука, без платы, без сознания, без сердца, без сил, без страха.
3. Замените в словах приставку с- приставками, оканчивающимися на з-, и наоборот: сгибать – разгибать, изгибать.
Сдирать, сдавить, сгиб, сжарить, сдвигать, сгрести, сготовить, сделать, срастись, сжечь.
Развернуть, изгонять, воздавать, разбрасывать, разжечь, избежать, расклевать, низводить, излить, расколоть.
4. На каждую приставку на з- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным, а в другом – перед глухим: разбудить, распилить. Использовать приставки: без\бес, воз/вос, вз/вс, из\ис, низ/низ, раз/рас, через/черес.
5.Разберите слова по составу:
Раззвонить, расслаблять, бесстрашный, беззаботный, бесспорный, беззащитный, иззябнуть, беззубый, бессмысленный, восседать.
6. Подбери антонимы с приставкой на з/с.
Собрать (разбросать), затворить (распахнуть),добрый (бессердечный),смотать (размотать), завернуть (развернуть), соединить (расколоть), соединить (разъединить), похвалить (разругать), сужается (расширяется), собирать (разбирать), обрадоваться (рассердиться), завянуть (расцвести).
7.Замени слова синонимами с приставками на з/с.
Волнение (беспокойство),жестокий (безжалостный),тихий (бесшумный),равнодушный (бесстрастный),собрать (расшвырять),успокоить (расшевелить), много (бесчисленно),появиться (исчезнуть),яркий (бесцветный), приказ (распоряжение), слишком (чересчур).
Хазанова А.С. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.
Н.Г. Ткаченко. 300 диктантов. М., Айрис Пресс, 2010.
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/kak-pishutsya-pristavki-na-z-s
http://infourok.ru/uprazhneniya-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-na-zs-1998953.html