Выделите приставки на з и с объясните правописание этих букв в приставках упражнение 189

Упражнения по теме «Правописание приставок на -з и -с»
тренажёр по русскому языку (5 класс)

Подборка заданий различного уровня для закрепления работы над орфограммой «Правописание приставок на -з и -с» .

Скачать:

ВложениеРазмер
zadaniya_po_z_i_s.docx14.48 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ПРИСТАВКИ НА –З И -С

№ 1. Образуйте от имён существительных при помощи приставки без- (бес-) имена прилагательные. Объясните написание.

№ 2. Вставьте в слова, где нужно, приставку раз- (рас-). Объясните правописание.

№ 3. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните правописание приставок:

№ 4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок:

№ 5. Образуйте от слов, данных ниже, существительные или глаголы с приставкой из- (ис-, изо-). Объясните правописание приставки.

№ 6. Подберите к словам слова с ударной приставкой. Расставьте ударение. Объясните правописание.

№ 7. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.

1. С самого ра. света идёт снег. 2. Молния ра. колола старое дерево, 3. Бе. прерывно слышались раскаты грома. 4. Перед нами ра. стилалась бескрайняя равнина. 5.Почки у деревьев ра. бухли. 6. В детском доме нельзя нарушить ра. порядка. 7. В скале было много ра. щелин. 8. Ребята ра. чистили площадку для игры в футбол.

№ 8. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание этих слов.

1. Лучи вечернего солнца ра. рисовали ярким золотом стены. (Кор.) 2. Тут надо было ра. статься. (Кор.) 3. Валек ра. двинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени. (Кор.) 4. Ласточки бе. шумно влетали и вылетали в окна старой часовни. (Кор.) 5. Барыня ра. гневалась, ра. плакалась, велела отыскать Герасима. (Т.) 6.Барыня ни с кем не ра. говаривала. (Т.) 7. В первые же дни я старался ра. шевелить и завлечь в свои игры Валека и Марусю. (Кор.)

Как пишутся приставки на з-с – разбираем общее правило и запоминаем принцип

Пишем так, как слышим. Например: разгореться, расписать.

Приставки, которые оканчиваются на согласные буквы «з» и «с», пишутся так же, как слышатся. Поэтому никаких дополнительных проверок этих приставок делать не надо. Например: раздобыть, растопырить.

Давайте поговорим о том, как надо объяснять орфограммы в этих приставках в школе. И обсудим еще несколько важных тонкостей.

Почему приставки на з-с пишутся так, как слышатся

Потому что происходит озвончение или оглушение. Если после приставки звонкий согласный, то он воздействует на конечный согласный приставки и делает его звонким. Мы никогда не произнесем [расдача]. Мы можем произнести только [раздача]. И пишем, соответственно, также.

Если после приставки глухой согласный, то получается обратная ситуация. Конечный согласный приставки тоже становится глухим. Поэтому нельзя произнести и написать [разкрутка], можно только [раскрутка].

В школе эти процессы называются озвончением и оглушением. Но в вузе правильнее использовать два других термина: «ассимиляция по глухости» и «ассимиляция по звонкости». Ассимиляция = уподобление. Глухой согласный уподобляется звонкому и тоже становится звонким. Звонкий уподобляется глухому и тоже становится глухим.

Как объяснять орфограммы в этих приставках

Если вам встречается приставка на з-с, то объяснять согласную в этой приставке надо так:

  1. Выделить приставку.
  2. Подчеркнуть «з» или «с» одной чертой. Так мы показываем, что эти буквы вызывают у нас сомнение.
  3. Подчеркнуть двумя чертами согласную, которая следует за приставкой.

Например, в слове «рассвирепеть» мы выделим приставку «рас», одной чертой подчеркнем в ней букву «с», а двумя чертами – вторую «с», которая после приставки. Этого достаточно.

Как быть, если после приставки гласная

Если после приставки на з-с у вас в слове гласный звук, а не согласный, то всегда пишите «з». Потому что гласные еще «звонче», чем звонкие согласные. И никакого противоречия не возникает.

Графическое объяснение не меняется. Например, в слове «разуть» надо выделить приставку «раз», подчеркнуть «з» одной чертой, подчеркнуть «у» двумя чертами.

Примеры слов с приставками на з-с

Приведу несколько примеров слов с приставками, которые оканчиваются на з-с. Произнесите каждое слово вслух и потренируйтесь мысленно объяснять правописание приставки.

  1. Проглотите, не разжевывая.
  2. Душераздирающий крик.
  3. Распрекрасная царица.
  4. Разгоните ворон.
  5. Расступись, честной народ!
  6. Распоясался Тугарин Змей, не то что раньше.
  7. Разгуляюсь на воле!
  8. Размажьте масло по каше.
  9. Раскрасьте карандашами.
  10. Распределите по группам.

Что еще почитать и посмотреть

Посмотрите мое коротенькое видео о том, как правильно надо объяснять орфограммы. Оно поможет вам понять общий принцип работы со всеми орфографическими правилами. Правило о приставках на з-с – как раз орфографическое.

Еще одно полезное видео – о том, как правильно учить русский:

И несколько статей:

  1. Как научиться писать грамотно. В статье много практических советов. Я объясняю, как повысить грамотность за короткий срок и начать чувствовать себя более уверенно при написании текстов, выполнении письменных работ.
  2. Что такое орфография. Кроме определения вы найдете там советы и рекомендации о том, как правильно и быстро осваивать орфографические правила.
  3. Курсы русского языка. Недавно я дополнил эту статью, добавил в самое начало бесплатные курсы, тренажеры и электронные пособия. Прочитайте хотя бы первый блок, а дальше, если платные курсы вам неинтересны, можете не читать.

Заключение

Мы разобрали правило написания приставок на з-с. Я думаю, оно вполне простое, запоминается легко. Остались ли у вас какие-то вопросы по теме? Все ли понятно по части графического объяснения этой орфограммы?

Упражнения по русскому языку на тему «Правописание приставок на з-,с-.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ошибки в правописании приставок повторяются у обучающихся на протяжении всех лет обучения, поэтому эта тема требует периодического повторения.

Предлагаемый тренировочный материал может быть использован при закреплении и повторении темы. Учитывая коррекционную направленность обучения, автор старался связать обучение орфографии с умением определять значение слова и его состав.

Наибольшую трудность вызывает правописание приставок, оканчивающихся на з- и с-. Правила написания этих приставок могут закрепляться при выполнении следующих упражнений.

Упражнения для закрепления навыка написания приставок на З/С

1. Образуйте слова с приставками:

2. От существительных с предлогом образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания:

без болезни, без голоса, без дома, без злобы, без звука, без платы, без сознания, без сердца, без сил, без страха.

3. Замените в словах приставку с- приставками, оканчивающимися на з-, и наоборот: сгибать – разгибать, изгибать.

Сдирать, сдавить, сгиб, сжарить, сдвигать, сгрести, сготовить, сделать, срастись, сжечь.

Развернуть, изгонять, воздавать, разбрасывать, разжечь, избежать, расклевать, низводить, излить, расколоть.

4. На каждую приставку на з- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным, а в другом – перед глухим: разбудить, распилить. Использовать приставки: без\бес, воз/вос, вз/вс, из\ис, низ/низ, раз/рас, через/черес.

5.Разберите слова по составу:

Раззвонить, расслаблять, бесстрашный, беззаботный, бесспорный, беззащитный, иззябнуть, беззубый, бессмысленный, восседать.

6. Подбери антонимы с приставкой на з/с.

Собрать (разбросать), затворить (распахнуть),добрый (бессердечный),смотать (размотать), завернуть (развернуть), соединить (расколоть), соединить (разъединить), похвалить (разругать), сужается (расширяется), собирать (разбирать), обрадоваться (рассердиться), завянуть (расцвести).

7.Замени слова синонимами с приставками на з/с.

Волнение (беспокойство),жестокий (безжалостный),тихий (бесшумный),равнодушный (бесстрастный),собрать (расшвырять),успокоить (расшевелить), много (бесчисленно),появиться (исчезнуть),яркий (бесцветный), приказ (распоряжение), слишком (чересчур).

Хазанова А.С. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.

Н.Г. Ткаченко. 300 диктантов. М., Айрис Пресс, 2010.


источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/kak-pishutsya-pristavki-na-z-s

http://infourok.ru/uprazhneniya-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-na-zs-1998953.html