Выписать имена прилагательные соответствующие схеме приставка корень суффикс окончание

Выписать имена прилагательные соответствующие схеме приставка корень суффикс окончание

В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Прочитай текст и выполни задания 6—14.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.

(По Е. В. Широниной)

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Основная мысль текста: В России есть много необычных, удивительных или забавных памятников.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1. Удивительный памятник букве «ё» в Ульяновске.

2. Памятник зайцу в Псковской области.

3. Как заяц спас жизнь А. С. Пушкину.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Могут быть заданы следующие вопросы по содержанию текста.

Почему памятник букве «ё» поставлен в Ульяновске?

Какую букву придумал русский писатель Н. М. Карамзин?

Что писали вместо буквы «ё» до её изобретения?

Где находится памятник зайцу?

Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста.

Как ты понимаешь значение слова «столица» из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.

В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение.

Столица — это главный город государства.

Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова.

Замени слово «известный» (из 3-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:

известный — знаменитый, популярный, прославленный, легендарный.

Могут быть подобраны другие синонимы.

Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) формы имён существительных: монумента, заяц, поэта;

2) морфологические признаки одной из форм, например:

монумента — м. р., 2-е скл., ед. ч., род. п.;

заяц — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;

поэта — м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.

Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

1) необычных (памятников) — прил. мн.ч., Р.п.;

2) удивительных (памятников) — прил. мн.ч., Р.п.

Примечание: во множественном числе род прилагательных не определяется.

Выпиши из 3-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов: назывался, родился, придумал

В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:

Корень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов;

приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем;

суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием;

окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса;

основа — часть слова без окончания.

B предложении 10 найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Прочитай текст и выполни задания 6-14.

(1)В сумерки я возвращался из леса и увидел на дороге ёжика. (2)Посадил я его в кепку, принёс домой и назвал Фомкой. (3)В комнате Фомка нашёл за печкой старый подшитый валенок и забрался в него. (4)А на том валенке любил дремать рыжий кот Васька. (5)Всю ночь до рассвета он где-то бродил, а затем прыгнул в форточку. (6)Лёг он на своё любимое место за печкой, но тут же выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. (7)Васька не на шутку перепугался: старый дедов валенок чихал, кашлял, фыркал.

(8)Я подумал, что теперь рыжему Ваське спокойной жизни не будет, но ошибся. (9)День за днём кот и еж приглядывались друг к другу, а потом привыкли и подружились, даже молоко стали пить из одного блюдца. (10)Как-то еж поймал в сенях мышонка и показал его коту. (11)Пристыженный кот заурчал и предпочел удалиться во двор. (12)Васька был толст, ленив и на мышей не обращал внимания.

(13)Осенью я пустил Фомку под дом, но почти каждый вечер еж прибегал к крыльцу, стучал по блюдцу лапами и требовал молока. (14)На зов колючего друга являлся кот. (15)Но самое удивительное, что с тех пор и Васька начал ловить мышей. (16)Ведь недаром говорится, что с кем поведешься, от того и наберёшься!

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Основная мысль текста: С кем поведёшься, от того и наберёшься. | Друзья всегда влияют друг на друга.

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

1) Как ёж Фомка испугал кота Ваську.

2) Ёж и кот подружились.

3) Дружба пошла коту на пользу.

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

Чего испугался кот Васька? Почему кот Васька не обращал внимания на мышей? Как ёж требовал молока?

Как ты понимаешь значение слова «блюдце» из предложения 9? Запиши своё объяснение.

Блюдце — это небольшая тарелочка под чашку.

Замени слово «старый» (предложение 7) близким по значению словом. Запиши это слово.

Старый — ветхий, изношенный.

Выпиши из предложения 14 все имена существительныe в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(На) зов — м. p., 2-e скл., ед. ч., вин. п.;

друга — м. р., 2-е скл., ед. ч., род. п.;

кот — м. p., 2-e скл., ед. ч., им. п.

Выпиши из предложения 8 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они

относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Рыжему (Ваське) — прил. ед. ч., м. p., дат. п.;

спокойной (жизни) — прил. ед. ч., ж. р., род. п.

Выпиши из предложения 2 все глаголы в той форме, в котором они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

Посадил — глагол прош. вр., м.р. ед.ч;

принёс — глагол прош. вр., м.р. ед.ч;

назвал — глагол прош. вр., м.р.ед.ч.;

В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:

Корень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов;

приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем;

суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием;

окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса;

основа — часть слова без окончания.

В предложении 11 найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Прочитай текст и выполни задания 6—14

(1)В прошлом году отпуск мне выпал зимой и я поехал в деревню к деду. (2)Дом у него небольшой, рубленый. (3)Вблизи за рекой старая берёзовая роща. (4)Дни стояли сухие, морозные, без ветра. (5)С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. (6)Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на пенёк поправить крепления. (7)Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.

(8)Вдруг над моей головой кто-то мяукнул — откуда кот взялся? (9)Неужели плут Тишка за мной увязался? (10)Быть того не может! (11)Когда из дому выходил, он на печке дремал. (12)А вверху снова — «мяу!». (13)Затем в роще скворец засвистел — ну и чудеса! (14)Ведь скворцы давно на юг улетели. (15)Потом желтокрылая иволга прокричала.

(16)Сперва я растерялся: уж больно диковинно звучал в конце декабря её приглушённый летний разлив. (17)Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. (18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» (19)Я покачал головой. (20)Вроде не первый день в лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Основная мысль текста:

Даже знатока птичьих голосов может обмануть птица сойка.

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

2) Чудеса в зимней роще.

3) Обманщица сойка.

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

Как проводил зимний отпуск рассказчик? Что поразило рассказчика в роще? Чьи голоса услышал рассказчик в роще? Какая птица подражала голосам скворца и иволги?

Как ты понимаешь значение слова «пенёк» из предложения 6? Запиши своё объяснение.

Пенёк — это часть спиленного дерева.

Пенёк — это нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломанного дерева вместе с оставшимися корнями.

Замени слово «увязался» (предложение 9) близки по значению словом. Запиши это слово.

Увязался — пошёл, последовал.

Выпиши из предложения 18 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

(На) берёзе — ж. р., 1-е скл., ед. ч., предл. п.;

сойка — ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;

(с) хохолком — м. р., 2-е скл., ед. ч., тв. п.

Выпиши из предложения 4 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Сухие (дни) — прил. мн. ч., Им. п.;

Морозные (дни) — прил. мн. ч., Им. п.

Примечание: во множественном числе род прилагательных не определяется.

Выпиши из предложения 20 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

Брожу — II спр., наст. вр., 1-е л., ед. ч.;

узнаю — I спр., наст. вр., 1-е л., ед. ч.;

попался — прош. вр., ед. ч., м. р.

В слове брожу не правильно определено спряжение. ЕдУТ — 1 спряжение.

Едут — 1 спр. А в задании — брожу — бродить — 2 спр.

Ошибка в слове узнаю-1спр., буд.вр.,1-е л.,ед.ч. я снизил бал за ошибку мне пишет частично верно.

НЕт, этот глагол в настоящем времени в предложении: узнаю́ (что делаю?). Вы, видимо, подумали, что перед Вами слово «узна́ю».

В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:

Корень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов;

приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем;

суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием;

окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса;

основа — часть слова без окончания.

В предложении 13 найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

(1)Издревле люди научились использовать все свойства тыквы в своих интересах. (2)Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодой, так как имеет сочную мякоть и множество семян. (3)Из тыквы готовят разные кушанья, потому что она очень полезна и вкусна, но используют её не только в кулинарии.

(4)В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: бутылки, вёдра, ложки. (5)Лёгкие сосуды из тыкв оплетают сеткой, и получаются удобные сосуды для хранения запасов воды и масла во время путешествий. (6)В больших тыквах люди хранят зерно и крупу. (7)Из тыквы делают даже игрушки.

(8)В Индии же оригинально используют тыкву для ловли обезьян. (9)Индусы просверливают в большой тыкве маленькое отверстие, насыпают в него немного риса или других семян. (10)Зоркие обезьянки очень любопытные и жадные. (11)Когда люди уходят, обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и запускают в отверстие лапку. (12)Что там внутри?

(13)Лапка нащупает зёрна риса, наберёт их полную горсть. (14)Но сжатый кулачок уже не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трёх лапках, волочит большую тыкву. (15)Прибегают люди, но обезьянка продолжает держать кулачок в тыкве. (16)Тогда охотники легко забирают жадного зверька вместе с тыквой.

Примеры слов, состоящих из корня, суффикса, окончания

Многие сло­ва состо­ят из кор­ня, суф­фик­са и окон­ча­ния. Приведем при­ме­ры слов с ука­зан­ным мор­фем­ным строением.

В мор­фем­ном соста­ве неко­то­рых слов рус­ско­го язы­ка мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие мини­маль­ные зна­чи­мые части:

Корень и суф­фикс состав­ля­ют осно­ву сло­ва. Помним, что окон­ча­ние не вхо­дит в осно­ву. Наличие окон­ча­ния в мор­фем­ном соста­ве лек­се­мы гово­рит о том, что сло­во долж­но быть изме­ня­е­мым. Значит, мож­но поис­кать при­ме­ры таких слов сре­ди само­сто­я­тель­ных частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и глаголов.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры слов, состо­я­щих из кор­ня, суф­фик­са и окончания.

Существительные

С ука­зан­ной схе­мой мор­фем­но­го стро­е­ния назо­вем существительные:

  • тряс ин а
  • дрем от а
  • дешев изн а
  • син ев а
  • юнош еств о
  • свеж есть
  • шут к а
  • глуб ин а
  • бодр ость
  • плет ень
  • фонар щик
  • обид чик
  • бег отн я
  • чай ник

Прилагательные

Среди при­ла­га­тель­ных отме­тим сло­ва, состо­я­щие из кор­ня, суф­фик­са и окончания:

  • сол­неч н ый
  • бугор чат ый
  • свод чат ый
  • рж ан ой
  • талант лив ый
  • льд ист ый
  • стекл янн ый
  • фасол ев ый
  • тен ев ой
  • кокос ов ый
  • дел ов ой
  • флот ск ий
  • город ск ой
  • обид чив ый
  • лебед ин ый

Числительные

Некоторые чис­ли­тель­ные состо­ят из кор­ня, суф­фик­са и окончания:

Глаголы и глагольные формы

Глагольные фор­мы име­ют в сво­ем соста­ве корень, суф­фикс и окончание:

  • при­каз ыва ю
  • брос а ешь
  • зав­трак а ем
  • лиш а ет
  • куп а ете

Только име­ем в виду, что в мор­фем­ном соста­ве мно­гих гла­голь­ных форм суф­фик­сы фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Они, как и сло­во­из­ме­ни­тель­ная мор­фе­ма окон­ча­ние, не вхо­дят в осно­ву слова:

  • ве л а
  • се л и
  • хвал ящ ий
  • вер ящ ий
  • скач ущ ий
  • трепл ющ ий
  • колебл ем ый
  • вид им ый

В мор­фем­ном соста­ве началь­ной фор­мы гла­го­ла (инфи­ни­ти­ва) ука­жем корень, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я», и окончание:

  • сверл и ть
  • пил и ть
  • кап а ть
  • молч а ть
  • пол о ть
  • мол о ть
  • верт е ть
  • сид е ть
  • ве я ть
  • гул я ть

Урок русского языка по теме «Разряды имен прилагательных». 6-й класс

Класс: 6

Цели урока:

  • дать учащимся понятие о разрядах имен прилагательных, о переходе прилагательных из одного разряда в другой;
  • сформировать навыки и умения определять разряд имен прилагательных;
  • развивать орфографическую зоркость; умение рассуждать…обобщать изученный материал; делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

1. Организационный момент

– Здравствуйте! Давайте настроимся на наш урок, улыбнемся друг другу, ведь положительные эмоции помогут нам в трудных учебных ситуациях.

2. Повторение

а) учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Имя прилагательное»

– Что называется именем прилагательным?
– Как правильно определить род, число, падеж имен прилагательных?
– Синтаксическая роль имен прилагательных.
– Назовите известные способы образования прилагательных.

1. Укажите способ словообразования выделенного в предложении прилагательного.

Мне очень понравилась Маруся, черноглазая девушка, которая сидела напротив.

а) суффиксальный
б) приставочный
в) приставочно-суффиксальный
г) сложение

2. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме «приставка + корень + суффикс + окончание

а) медовый
б) забывчивый
в) задумчивый
г) красноватый

3. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме: «корень + суффикс + окончание

а) протяженность
б) ворчливый
в) беспечный
г) наивный

4. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в форме творительного падежа единственного числа женского рода?

а) в январские сумерки
б) майской ночью
в) возле каменного забора
г) через широкую реку

Учитель: Без прилагательных наша речь бедна и невыразительна. По частоте употребления прилагательное занимает третье место после имени существительного и глагола. Давайте прочитаем текст, в котором нет прилагательных.

Однажды невесть откуда пришла в деревеньку молодка, да такая …что кто ее ни видел, все диву давались. Глаза у ней были …, словно омуты, в которых тайна была скрыта … Иной раз так молодица глянет, словно … молнией полыхнет.

Учитель: В этом тексте отсутствуют прилагательные. Я предлагаю вам вставить в него подходящие по смыслу прилагательные. После чтения текстов, предложенных учащимися, учитель читает исходный текст.

Однажды невесть откуда пришла в деревеньку молодка, да такая, красивая и статная, что, кто ее ни видел все диву давались. Глаза у ней были необыкновенные, темные, словно омуты, в которых тайна была скрыта страшная. Иной раз так молодица глянет, словно быстрой молнией полыхнет.

Учитель предлагает выполнить следующее задание: подобрать как можно больше прилагательных к данным словам (класс делится на 3 группы):

1 группа: трава, дождь, книга, снег, улыбка.
2 группа: волосы, лица, рука, брови.
3 группа: звук, дорога, море, концерт.

После выполнения задания учитель задает вопросы о степенях сравнения имен прилагательных.

– Как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения?
– Перед вами прилагательные: белый, тонкий, сладкий, сухой, трудный, высокий. Образуйте прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Учитель: После повторения темы о степенях сравнения, я думаю, вам легко будет усвоить новую тему. Анализируя признаки, которые обозначают прилагательные, можно сказать, что они разные по значению. И вы сами убедитесь в том, что не все имена прилагательные могут иметь степени сравнения. По этим значениям прилагательные делят на 3 разряда: качественные, относительные, притяжательные.

– Как вы думаете, почему разряды получили такие названия?

После краткой беседы о значении слов, учащиеся знакомятся с новой темой (Презентация)

Качественные – называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, громадный), по возрасту (старый, молодой); по внешнему виду (угрюмый, стройный), по цвету (серый, голубой); по внутренним качествам (злой, добрый). Такие признаки могут быть в большей или меньшей степени. Качественные имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму. Вопросы: Какой? Каков?
Относительные имена прилагательные обозначают: материал, из которого сделан предмет: серебряное кольцо, глиняный горшок); указывают на признак предмета по месту (сельская местность), по назначению предмета (токарный станок), по времени его существования (зимняя стужа). (Какой? Каков?)
Эти признаки не могут проявляться в большей и меньшей степени.
Притяжательные прилагательные обозначают признак по его принадлежности по его принадлежности какому-нибудь лицу или животному (мамин платок, воронье горло) Вопросы: Каков? Чей?

4. Закрепление

Работа в группах: каждая группа работает с одним разрядом прилагательных.

1. Среди ряда словосочетаний выбрать те, которые относятся к нужному разряду.

Темное небо, летний вечер, огромный сад, лиловое небо, каменное здание, ясное небо, небольшой чемодан, утренняя прогулка, быстрый ручей, зубастая щука, козье молоко, мышиные норки, привокзальная площадь, ранняя заря, барынина кофта, снежная даль, охотничье ружье, медвежья берлога, лисья тропа, пассажирский поезд, Колин дневник, Сережино пальто, коричневое платье, интересное кино, медвежья шкура, собачья конура. январская стужа, московский вокзал, кроличье потомство, сельский сход, богатырская сила, крысиный укус, бригадирская лошадь, местная знаменитость, весенняя капель, длинная юбка, ветреный день, рыжеватый мальчик, легкий труд.

После выполнения задания проверка, подведение итогов взаимное оценивание друг друга учащимися. Учитель отмечает активных учащихся

2. Из отрывков стихотворений выпишите прилагательные, определите их разряд.

а) Востока ясное светило
На небе юное взошло
И моря синее стекло
Лучами утра озарило.
Вот милый берег! Вот она –
Обетованная страна
Вот испещренная цветами
Густой лимонной рощи сень,
Вот перед святыми воротами
Часовня…южный теплый день
Играет яркими лучами
По белым башням и стенам. (Отрывок для 1 группы)

б) И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!
Столпообразные раины,
Звонко – бегущие ручьи
По дну из камней разноцветных,
И кущи роз, где соловьи
Поют красавиц, безответных
На сладкий голос их любви

в) Веет, веет, повевает
Тихий ветр с днепровских вод,
Войско храбрых выступает
С шумной радостью в поход.
Полк за полком безбрежной степью
иль тянутся лесистой цепью,
Или несутся на рысях.
По сторонам на скакунах
Гарцуют удальцы лихие:
То быстро, как орлы степные,
Из глаз умчатся, то порой,
дразня друг друга, едут тихо,
То вскачь опять, опять стрелой –
И вдоль полков несутся лихо.

Из волшебной шкатулки учитель достает предметы и просит их описать, употребив качественные притяжательные, относительные прилагательные.

Ручка (шариковая, синяя, удобная, разноцветная и т.п.)
маркер (красный, толстый, текстовой, удобный, ученический, папин).
книга (интересная, старая, красивая, Митина, приключенческая, научная).
папка (файловая черная, нужная, директорская и т.п)
шарф (теплый, зимний, клетчатый, шерстяной, длинный и т.п.)
игрушка (детская, мягкая, пушистая, большая, это предмет дарится).

4. Запишите словосочетания и составьте предложения:

Аккуратный ученик, шоссейная дорога, срочная дорога, оранжевый цветок, срочная телеграмма, Катина коллекция.

Предложения читаются вслух. Учащиеся самостоятельно отмечают правильно построенные предложения. У доски выполняется синтаксический разбор одного предложения по выбору.

5. Предупредительный диктант

Записать предложения с притяжательными прилагательными.

Зубастой щуке в мысль пришло за кошачье приняться ремесло. В овечьи старосты у льва просился волк.
Зверолов зорко осматривал лисью тропу. Далеко в поле раздается пастуший рожок. Собачий след больше кошачьего. На деревьях было много вороньих гнезд.

Данный диктант проверяется в классе, учащиеся меняются тетрадями, выставляют друг другу оценки. Учитель по ходу обращает внимание учащихся на то, что притяжательные прилагательные образуются только от одушевленных имен прилагательных. Дополнительное задание: выписать притяжательное прилагательное, определить способ их образования.

6. Сравните данные пары словосочетаний

Свинцовые пуля – свинцовое небо; воздушные массы – воздушный пирог; собачья шерсть – собачья преданность: изумрудные серьги – изумрудная зелень; малахитовая шкатулка – малахитовые глаза: стальной прут – стальной характер; крутой берег – крутой нрав; теплый шарф – теплые отношения.
Сравните данные словосочетания: какие из них будут относительными, какие качественными?
Почему это стало возможным?

7. Подведение итогов урока

– О каких разрядах прилагательных вы узнали на уроке?
– Какие отличия между ними?
– Приведите примеры.

8. Домашнее задание: повторить теоретический материал, составить предложения с прилагательными 3 разрядов (8 предложений)


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/kakie-slova-sostoyat-iz-kornia-suffiksa-i-okonchaniya-primeryi.html

http://urok.1sept.ru/articles/638700