Составное глагольное сказуемое
О чем эта статья:
Определение составного глагольного сказуемого
Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.
Правило СГС выглядит так:
составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Схема построения составного глагольного сказуемого
Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:
Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:
начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.
Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:
мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.
Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Выпишите составные глагольные сказуемые.
(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относились потому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество — от рождения и до смерти.
(5)В студенческие годы он чувствовал, что способен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6) При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика.
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание как смертные грехи: ложь, эгоизм, насилие, потерю контроля над своими чувствами и действиями. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17)Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы.(18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.
Составное глагольное сказуемое. Определение и примеры
Составное глагольное сказуемое — это главный член предложения, выраженный вспомогательным глаголом и неопределённой формой смыслового глагола.
В предложении сказуемое может быть составным глагольным. Оно складывается из вспомогательного глагола-связки со стёртым лексическим значением и инфинитива. Приведем примеры предложений из художественной литературы с составным глагольным сказуемым.
Рассмотрим более подробно компоненты составного глагольного сказуемого, которое условимся далее обозначать аббревиатурой СГС.
Глагол-связка в составном глагольном сказуемом
Необходимым компонентом СГС является вспомогательный глагол, или глагол-связка.
Глагол-связка обозначает грамматическое значение наклонения, времени, числа, лица или рода. Он не обладает полноценным лексическим значением, а может выражать временные значения действия:
- начало (начать, стать, приняться, пуститься, броситься, кинуться и пр.);
- продолжение (продолжать, остаться);
- окончание (кончить, перестать, бросить, окончить, закончить, закончиться и пр.).
С самого утра начал н акрапывать мелкий осенний дождь .
Уже вторые сутки шторм п родолжал б ушевать на море.
Мастер закончил полировать деревянную шкатулку.
В качестве связки могут выступать
а) глаголы со значением желания, волеизъявления
- хотел научиться;
- стремился уехать;
- решил остаться;
б) модальные глаголы, выражающие способность или неспособность к действию
- могу объяснить;
- устал повторять;
- успел вернуться;
в) некоторые безличные глаголы
- стоит узнать;
- приходится спешить;
- следует ответить.
Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?
В качестве вспомогательной части составного глагольного сказуемого могут использоваться слова других частей речи:
1) краткие имена прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её, но с другим лексическим значением
- должен рассказать;
- рад познакомиться;
- готов помочь;
2) имена существительные
- мастер балагурить;
- охотница сплетничать;
- любительница поболтать;
3) слова категории состояния
- можно позвонить;
- нельзя опаздывать;
- надо успеть;
Примеры предложений из художественной литературы
Мало-помалу солнечные лучи наверху елей начали нагревать еловые шишки (М. Пришвин).
Девушки скоро перестали стесняться (К. Паустовский).
Свою постылую свободу я потерять не захотел (А.Пушкин).
Признаюсь, я не желаю с вами познакомиться (М.Лермонтов).
Уж не молодость ли хочет вернуться ко мне опять (М.Лермонтов).
Каждый день мы можем проснуться в огне (Н. Островский).
Густой снег стал валить сплошной мокрой лавиной (Кожевников).
Гудок продолжал реветь (Н. Островский).
Никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить (В. Лебедев-Кумач).
Она старалась отдалить сколько возможно минуту объяснения (Л. Толстой).
Я хочу показать вам свою работу (К. Паустовский).
Сложные случаи выражения СГС
К СГС относятся и такие, в составе которых вместо спрягаемого модального глагола выступают устойчивые словосочетания глагольного характера, которые складываются из модального глагола и существительного, например:
- имел намерение = намеревался;
- горел желанием = желал;
- терял надежду = не надеялся.
Он имел намерение встретить мать на вокзале.
Девушка не теряла надежду успешно сдать вступительные экзамены.
Незнакомец сделал усилие улыбнуться , но это у него не получилось.
Составное глагольное сказуемое может содержать во второй части неделимое словосочетание с инфинитивом, например:
Парень не мог потерять надежду = Парень не мог надеяться.
Спортсмен мечтал одержать победу на Олимпиаде = Спортсмен мечтал победить на Олимпиаде.
Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива
1. Научимся отличать составное глагольное сказуемое от тех случаев, когда инфинитив не образует сложного сказуемого, а является косвенным дополнением. В таких предложениях присутствует субъект действия, который выполняет основное действие, выраженное спрягаемой формой глагола, и объект, которому принадлежит действие, выраженное инфинитивом, например:
Режиссер просил подойти нас ближе к рампе.
Режиссер просил нас о чём? Чтобы мы подошли к рампе.
Режиссер просит, а подойдем мы.
Субъект — режиссер, который просит, объект — мы, которые подойдут.
Каждому принадлежит свое действие. В этом предложении нет СГС. Сказуемое является простым глагольным.
Режиссер просил (о чём?) подойти (кого?) нас ближе к рампе.
Аналогичные примеры:
Нас просили (о чём?) вернуть книги в библиотеку вовремя.
Он заставил (кого?) нас (что?) повторить урок.
2. Не относится к составному глагольному сказуемому комбинации, выраженные глаголом движения и инфинитивом, обозначающим его цель:
Мы пойдем на луг (с какой целью?) собрать букет ромашек.
Он вернулся (с какой целью?) узнать , когда состоится концерт в клубе.
Видеоурок
http://znanija.site/russkii-yazyk/23951971.html
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-primeryi.html