Выписать слова с суффиксами оценки

Конспект по родному (русскому) на тему «Существительные с суффиксами субъективной оценки»

Роль суффиксов субъективной оценки в фольклорных и художественных текстах.

Цель: Раскрыть роль существительных с суффиксами субъективной оценки как художественного выразительного средства в фольклорных и поэтических текстах.

II . Мотивация к учебной деятельности.

1. Задание на доске.

Волк, волчок, волчище.

Дом, домик, домина.

Чудо, чудошко, чудище.

В каком случае слова имеют нейтральную эмоциональную окраску, в каком положительную, а в каком отрицательную? Благодаря какой части слова это происходит?

2. Запишите в тетрадях:

Там котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит,

И лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясет бородою. (В. Жуковский.)

А котище лежит на печке,

Глазища горят, как свечки.(Н. Заболоцкий).

Выделите суффиксы в словах котик, по садику, козлик, ротик, котище, глазища. Какую роль они играют?

Ответ: суффиксы — ик -, — ищ-. В первом случае они придают тексту ласковость, свойственную для детских стихов. Во втором случае, они вызывают у читателя удивление размерами кота.

III. Работа по тема урока.

В русском языке есть особенные суффиксы способные передавать словам различные эмоциональные оттенки:

-ок, — ек, -ёк; — оньк, — еньк; — ушк; — юшк; — ечк; — ышк.

· Пренебрежение, презрение, грубость, незначительность:

Их называют суффиксами субъективной оценки.

Подберите синоним к слову «субъективная». Ответ: личная.

Запишите эти суффиксы в тетрадь и запомните их.

Вам выданы тексты народной песни. Найдите в них слова с суффиксами субъективной оценки и попробуйте определить их роль.

Ах, ты душечка, красна девица,

Мы пойдем с тобой разгуляемся,

Мы пойдем с тобой разгуляемся

Вдоль по бережку Волги- матушки

Эх, пускай на нас люди зарются:

«Ну и что ж это, что за парочка?

То не муж с женой и не брат с сестрой

— Добрый молодец с красной девицей.» (Эти слова не только придают песни ласковость, но и «организуют» ее ритм, делают текст напевным.)

2. Найдите слова с суффиксами субъективной оценки в отрывке из «Сказки о мертво царевне и семи богатырях А.С. Пушкина»ю Какую роль они играют здесь?

Все на яблочко. Оно соку светлого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто, будто медом налилось

Видно семечки насквозь.

Подождать она хотела, до обеда не стерпела,

В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла,

Потихоньку откусила и кусочек проглотила.

Ответ: А.С. Пушкин использовал существительные с суффиксами субъективной оценки для создания в произведении особой эмоциональной обстановки и приданию произведению особого народного колорита.

Попробуйте догадаться, где народная песня, где авторские стихи.

1. Эх, полным -полна моя коробушка,

Есть в ней ситец и парча.

Пожалей душа -зазнобушка,

2. В горнице моей светло:

Это от ночной звезды,

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

3. За рекой на горе

Лес зеленый шумит,

За рекой на горе

4. Но нельзя рябине

К дубу перебраться,

Век одной качатся.

В данном случае все тексты авторские. Но они стали народными. О чем это говорит?

Ответ: Умелое использование авторами художественных выразительных средств, присущих фольклору, в том числе и существительных с суффиксами субъективной оценки ставит многие авторские стихи в один ряд с народными текстами, к которым сам народ подбирает музыку. Многие стихи известных авторов благодаря этому впоследствии стали известными народными песнями.

— С каким новым приемом художественной выразительности мы познакомились сегодня?

Ответ: С существительные с суффиксами субъективной оценки.

— Какую роль помимо эстетической этот прием играет в народных текстах? Ответ: Помогает организовать ритм текста.

— Попробуйте составить отзыв о сегодняшнем занятии, используя суффиксы субъективной оценки.

1. Приведите примеры употребления существительных с суффиксами субъективной оценки в других авторских текстах.

2. Напишите текст, стилизированный под народную песню, используя существительные с суффиксами субъективной оценки.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

«Татар сәүдәгәрләре нинди булган?» темасына доклад

Урок кабардинского языка на тему: Бзэм зегъэужьын» 2 класс

Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» для 2-го класса

КТП по предмету «Родной (русский) язык» 4 класс 16 часов

ПРОЕКТ «Игровые технологии в обучении татарскому языку русскоязычных учащихся»

Публикация «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС ООО»

Самоанализ урока «Основные грамматические нормы русского литературного языка»

Презентация по казахскому языку на тему Киік «Қызыл кітапта»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5172495 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Названы пять призёров конкурса «Учитель года России – 2021»

Время чтения: 6 минут

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Выделите слова с суффиксами оценкиа)повелитель чайница девчушка самолетикб) хлебница избенка ручища кустарникв) деревце полотенце птенец стрелец?

Русский язык | 1 — 4 классы

Выделите слова с суффиксами оценки

а)повелитель чайница девчушка самолетик

б) хлебница избенка ручища кустарник

в) деревце полотенце птенец стрелец.

А) Самолетик, девчушка

б) Ручища, избенка

И немного объяснений.

Тебе нужно подучить суффиксы, суффиксы оценки — определенное отношение к какому — либо предмету, проще говоря к слову добавляется уменьшительно — ласкательный суффикс, к примеру.

Выделите приставку, копень, суффикс и окончаение в словах : ручища, полноватая, берёзовая, белка?

Выделите приставку, копень, суффикс и окончаение в словах : ручища, полноватая, берёзовая, белка.

Расположите слова в поряядке увеличения размера называемого предмета?

Расположите слова в поряядке увеличения размера называемого предмета.

Ручки, руки, ручищи.

Волосищи, волосы, волоски.

Голосок, голос, голосище.

Усищи, усы, усики.

Выделите в каждом слове основу и окончание, а в основе слова — корень и суффикс, если он есть.

Птенец выпал из гнезда?

Птенец выпал из гнезда.

Выделить подлежащее и сказуе.

Суффикс ик есть в слове : 1 самолетик?

Суффикс ик есть в слове : 1 самолетик.

2 облик 3 супчик 4охотник.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ЗАВТРА НАДО СДАТЬ?

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ЗАВТРА НАДО СДАТЬ!

Какое из данных слов соответствует схеме приставка, корень, два суффикса, окончание А)ЗАГОВОРИЛ б)ПОПРОСТУ В)САМОЛЕТИК г)КРАСАВЧИК.

Найдите слова, строение которых соответствует схеме : приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание?

Найдите слова, строение которых соответствует схеме : приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.

1)заговорил 2)попросту 3)самолетик 4)красавчик.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?

Выпиши слова, в которых суффиксы имеют значение «очень большой».

Вазочка, ручища, горка, волчище, серенький, большущий.

Слова с суффиксами оценка?

Слова с суффиксами оценка.

Запяшите ряды однокореных слов, выделите суффикс?

Запяшите ряды однокореных слов, выделите суффикс.

Укажите, какое значение они придают этим словам Дитя — дитятко, деточка, детонька, детина Старик — старичок, старикашка Козёл — козлик, козлёночек Рука — ручка, рученька, ручища.

Какой суффикс в слове ручища?

Какой суффикс в слове ручища.

Вы открыли страницу вопроса Выделите слова с суффиксами оценкиа)повелитель чайница девчушка самолетикб) хлебница избенка ручища кустарникв) деревце полотенце птенец стрелец?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 — 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Мне бабушка в детстве говорила : «Не выбрасывай старые сахарницы они впитывают доброту хозяина. И сейчас я понимаю смысл её слов, моя сахарница со мной уже 10 неразлучных лет и я не знаю что такое злость. Все мои друзья, знакомые добры со мной и мн..

Я взял её и стал колоть дрова. Колол дрова колол и вдруг вижу дрова то кончились. Я смотрю и думаю, мало наколоть дрова надо их в поленницу положить. Тогда взял я дрова и понёс их в пленница. Донёс дрова и начинаю их складывать в пленницу. «Ну д..

Что надо сделать то.

Зеленеют — гл. , Зеленеет — гл. , Зеленые — прил, зеленых — прил, зеленый — прил, зелёненький — прил. , Песенку — сущ . ( Это части речи). Морфологические признаки : Зеленеют — гл, н. Ф. зеленеть, Постоянные признаки : Несов. Вид. , 1 спр, Неп..

Однокоренные слова : зеленеют(глагол), зелёные(прилаг. ), зелёненький(прилаг. ). Глаголы обозначают действия предметов.

Схема дана ко второму предложению.

Во первых здесь нет синонима к выражению «черный кот» , а во вторых этот синоним невезение.

1. Дерево( буква р) 2. Хозяева ( — зя — ) 3. Победить ( корень — побед — ) 4. Глагол.

Конспект элективного занятия по теме: «Изобразительные ресурсы русского словообразования. Слова с суффиксами оценки».
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс) по теме

«Умеет говорить человек тот, кто может высказать свои мысли с полной ясностью, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен”, — эти слова А. В. Луначарского в полной мере актуальны и в наше время. Материал занятия поможет по достоинству оценить изобразительные средства русского словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект занятия элективного курса по теме «Слова с суффиксами оценки»28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия элективного курса «Лингвостилистический анализ текста» учителя русского языка и литературы Недодаевой С. Б.

Тема: «Изобразительные ресурсы русского словообразования. Слова с суффиксами оценки».

Умеет говорить человек тот, кто может высказать свои мысли с полной ясностью, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен”

А. В. Луначарский

Сегодня мы продолжим разговор о том, каким богатством отличается словообразовательная система русского языка. В настоящее время в русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые являются строительным материалом для уже образованных и вновь создающихся слов. Так, 60000 слов из «Орфографического словаря» и 17 – томного толкового словаря конструируются с помощью 4,5 тысячи корней, около 500 суффиксов и 100 приставок. Каждая из морфем оказывает влияние на лексическое значение слова.

Мы сегодня остановимся на одном из основных художественных приемов, основанном на изобразительных возможностях русского словообразования. Речь пойдет о словах с суффиксами оценки.

Цель нашего занятия – проанализировать лексику с суффиксами оценки как изобразительное средство языка, определить её роль в фольклоре и литературе, используя полученные знания, отредактировать тексты и создать свои в соответствии с заданными компонентами речевой ситуации.

Но прежде чем повести разговор по нашей теме, необходимо выполнить тест и вспомнить некоторые теоретические понятия, которые пригодятся нам на занятии.

Задание на компьютерах №1.

  1. Выбрать определение понятия «юмор»:

А. Добрый, веселый смех, сочетающий внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью;

Б. Троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения и похвалы;

В. Вид комического, который, смеясь, не утверждает, а отрицает явление, обнажает несостоятельность объекта смеха, служит общественному идеалу, направлен на общественно значимые объекты.

  1. Выбрать определение понятия «ирония»:

А. Добрый, веселый смех, сочетающий внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью;

Б. Троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения и похвалы;

В. Вид комического, который, смеясь, не утверждает, а отрицает явление, обнажает несостоятельность объекта смеха, служит общественному идеалу, направлен на общественно значимые объекты.

  1. Выбрать определение понятия «сатира»:

А. Добрый, веселый смех, сочетающий внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью;

Б. Троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения и похвалы;

В. Вид комического, который, смеясь, не утверждает, а отрицает явление, обнажает несостоятельность объекта смеха, служит общественному идеалу, направлен на общественно значимые объекты.

  1. Выбрать определение понятия «эмоциональный»:

А. Выражающий душевные переживания, чувства;

Б. Выражающий отрицательные, негативные переживания и чувства.

В. Выражающий положительные переживания и чувства.

  1. Выбрать слова эмоциональной лексики:

А. Восхитительный, дуб, солнышко.

Б. Белый, белобрысый, белоснежный.

В. Хороший, плохой, страдать, любить.

Как я предполагаю, небольшие затруднения могло вызвать последнее задание, в котором надо было выбрать слова эмоциональной лексики.

— Напомните мне прежде, что обозначает слово «эмоциональный»?

Следует заметить, что понятия эмоциональности и оценочности не тождественны, хотя и тесно связаны. Некоторые эмоциональные слова (например, междометия ) не содержат оценки; а есть слова, в которых оценка составляет суть их смысловой структуры, но они не относятся к эмоциональной лексике: хороший, плохой, радость, гнев, любить, страдать.

Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что эмоциональная окраска «накладывается» на лексическое значение слова.

В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

1. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, предначертать, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный. Такие слова, как правило, однозначны, выразительная эмоциональность препятствует развитию у них переносных значений.

2. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, петь, грызть, копать, зевать, моргать и др.

3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько — положительные эмоции; борода, детина, казенщина — отрицательные. Их оценочные значения обусловлены словообразованием, так как эмоциональную окрашенность подобным формам придают аффиксы.

Нас с вами интересует третья группа.

В русской литературе давно сложилась традиция стилистического использования слов с суффиксами субъективной оценки.

— Как вы считаете, откуда идет традиция использования этих слов? (Из произведений устного народного творчества.)

— Какие вы можете назвать суффиксы оценки?

— Попробуйте подобрать к любым 3 словам из данных: дом, голос, дед, бабка, жена, ветер, берег, слово , — слова с суффиксами оценки. (Если к любому слову вы подберете без затруднений 5-6 слов, значит, вы неплохо владеете русским языком).

Из всех суффиксов оценки чаще всего используются в народно – поэтических текстах уменьшительно – ласкательные морфемы, которые придают текстам особую выразительность.

— Что вам скажут названия «Хаврошечка», «Снегурочка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»? (Показывают нежное, любовное отношение к тем, о ком идет речь).

— Какую роль играют слова с суффиксами в следующем тексте? (Назовите слова с суффиксами оценки, выделив сам суффикс, затем определить их роль).

Не сиз голубок с голубушкой воркует —

Девица с молодцем речь говорит.

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зеленом саду громко свищет —

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

(Придают особую выразительность, напевность, неповторимый русский колорит, показывают нежное, любовное отношение к предмету речи).

На доску вывешиваются листы:

-ушк- , -юшк-, -иц-, -ц-, -ечк-

-передают неповторимый русский колорит

-показывают эмоциональное отношение к предмету речи.

Если открыть сборник русских народных песен, сказок, так и повеет теплом дубравушек и ельничков, раздольем лужков и бережков, красотой листиков и цветочков. И не дорогу, а дороженьку воспевает народ в своих грустных песнях, не березняк, а березнячок. Как мягко и поэтично звучат эти слова: буйная головушка, красное солнышко, платочек шелковенький, подушечки пуховые, питьице медвяное, царские палатушки, тайные словечушки.

-Какую роль играют слова с суффиксами в следующем тексте?

Своеобразно использовались слова с суффиксами оценки в художественной литературе в различные исторические эпохи, в различных литературных направлениях, у разных писателей.

Работаем по группам (по 2 человека). Ваша задача — определить, какую роль играют слова с суффиксами оценки в данных отрывках из произведений классиков.

Так жила боярская дочь, и семнадцатая весна жизни её наступила: травка зазеленелась, цветы расцвели в поле, жаворонки запели, и Наталья, сидя поутру в светлице своей под окном, смотрела в сад, где с кусточка на кусточек порхали птички и, нежно лобызаясь своими маленькими носиками, прятались в густоту листьев. Красавица в первый раз заметила, что они летали парами.

(Вывод — слова э.о.о создавали ореол приятности, передавали чувствительность героев, раскрывали их переживания, несколько приукрашивая их чувства).

— раскрывают переживания героев

Сергей Сергеич, это вы ли!

Нет! Я перед родней, где встретится, ползком;

Сыщу её на дне морском.

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Вкус, батюшка, отменная манера;

На все свои законы есть;

Вот, например, у нас уж исстари ведется;

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,-

— помогают высказать расположение к собеседнику, создать непринужденную обстановку

— придают речи ироничный оттенок

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто,

Будто медом налилось.

Подождать она хотела

До обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

И кусочек проглотила.

(…, для создания произведения, близкого по духу к устному народному творчеству).

— помогают стилизовать текст под устное народное творчество

— Какой веселенький ситец! — воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.

— Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре ее прислали материйку: это такое очарование, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки.

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

(Привносят ироничный оттенок, передавая сентиментальное пустословие).

— придают ироничный оттенок

Ты прости, прости, полянушка!

Я скосил тебя без времени;

Белый плат в крови мокрехонек!

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная!

Воротился сын больнехонек,

Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек’.

И погас он, словно свеченька

(Своеобразное средство сочувственного воспроизведения бытоыой речи крепостных крестьян, людей угнетенных и лбездоленных, они часто изображаются автором в горьких переживаниях, которые нередко доходят до психологисеского надрыва).

-еньк-, ехонек-, -ик-, -ушк-

— воспроизводят бытовую речь обездоленных людей

— воспроизводят горькие переживания

Кому нехорошо, а нам горюшка мало. Кому темненько да холодненько, а нам и светлехонько, и тепленько. Сидим да чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимонцем . А захотим с ромцом, и с ромцом будем пить. Позвольте, маменька. Я говорю: теперича в поле очень нехорошо. Ни дороги, ни тропочки — все замело. Опять же ВОЛКИ. А у нас здесь и светленько, и уютненько, и ничего не боимся. Сидим мы здесь да посиживаем, ладком да мирком. В карточки захотелось поиграть — в карточки поиграем ; чайку захотелось попить — чайку попьем. Сверх нужды пить не станем, а сколько нужно, столько и выпьем. А отчего это так? Оттого, милый друг маменька, что милость божья не оставляет нас.

(Выполняют сатирическую функцию, уменьшительно – лпаскательными словами Иудушка старается прикрыть свои истинные намерения, поэтому речи его неискренняя, слащавая. Данное средство является одним из наиболее сильных, психологически оправданных)

-юшк-, еньк-, -ц-, -оч-, -к-, -ехонек-

-прикрывают истинные намерения говорящего

-служат приемом индивидуализации характера

За полосою густо идущего в рост овса, возле дороги была продолговатая бочажина, В ней почти не осталось воды. По краям гладкая и черная, будто вар, грязища покрылась паутиной трещин. В середине, возле лужицы с ладошку величиной, сидела большая лягуха в скорбном молчании и думала, куда ей теперь деваться. В Мане и Манской речке вода быстрая — опрокинет кверху брюхом и унесет. Болото есть, но оно далеко — пропадешь, пока допрыгаешь. Лягушка вдруг сиганула в сторону, шлепнулась у моих ног — это Санька промчался по бочажине, да так резво, что я и ахнуть не успел.

. Где-то в середине ночи ударило по избе ароматом стряпни, первыми печенюшками, вынутыми из печи, и тут же в горнице появилась бабушка.

— Робятишки, вы не спите? — шепотом спросила.

—Нате вот первеньких! Да легче, легче, горячие! Малых-то поразбудите, Любанька, отведай и ты, милая моя!

— Спасибо, мама! Ох, какая горячая!

— Тебе, Любанька, наказ: всю гвардию накормить и удозорить, чтоб ни один в реку не упал и никуда не делся! Гуска, Апронька, Марея! Хватит дрыхнуть! Вставайте! Экие кобылиши! Солнце на обед,

— Ей чё! Ей дай покомандовать! — возмутилась Апроня.

-ищ-, -иц-, -к-, -ух-,-юшк-, еньк-, -аньк-,-ну-

— служат индивидуализации языка

— придают речи национальный колорит

— служат средством характеристики героя

Анализ работы групп.

Как можно отметить, круг оценочной лексики, используемой в художественной речи, расширялся. У Н. А. Некрасова гораздо разнообразнее и богаче суффиксы субъективной оценки, чем, скажем, у А. С. Грибоедова.

Современные писатели широко используют разговорные и просторечные модели, чтобы отразить речь простого человека, который зачастую ценит острое, порой грубоватое, порой шутливое нелитературное слово. Вот примеры из современной художественной прозы: Скоро нас, шоферяг, автошофером заменят (А. Коробов), Вот это да! Везуха! (Ф. Абрамов).

В наше время яркой экспрессией выделяются многие глаголы, получающие сниженную окраску, благодаря словообразованию:

Рая пуганула их (И. Зверев. «Он и она»);

Мальчик изо всей силы крутанул колесо (Н. Евдокимов. «Конец ночи»);

Пооткормили меня, поотлежался, да и вдругорядь на фронт (В. Белов. «На росстанном холме»);

Кормежка подмолодилась (там же);

Сгуляли свадьбу (В. Лихоносов. «Родные»);

Худяков и вовсе запоглядывал весело (Ф. Абрамов. «Пути-перепутья»),

Иные словообразовательные модели настолько распространены в жаргонах, диалектах, что писатель, позволяющий своим героям их использовать, резко нарушает литературно-языковую норму:

«Дай себе передых, парнишша, посиди со мной: рядом» (В. Липатов. «Стерлядь рыба древняя»);

«Он в баскет играть любил, а сам невысокий» (Н. Студенкин. «Небо»).

Думается, не нужно здесь доказывать, что их употребление засоряет нашу речь.

Однако, если вы думаете, что культуре речи наносит ущерб только употребление сниженных по стилистической окраске словообразовательных моделей, вы глубоко заблуждаетесь. Нашу речь портит, как это ни странно, и немотивированное использование ласковых словечек. Представьте себе юношу атлетического сложения, который жалуется: «.Головка болит; ножку подвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю». Не покажется ли он при этом смешным?

Следующее задание вы можете выполнять на выбор.

Вам предложен тексты с различными заданиями:

— надо перестроить его, выразив в нем положительную эмоциональную-оценочную окраску к предмету речи

— перестроить текст в соответствии с авторским замыслом

Задание на компьютерах №2.

1. Перестройте данный текст, выразив положительную эмоционально – оценочную окраску при описании Фенечки.

Но вместо Дуни на террасу вышла сама Феня. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся белая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски – пухлявыми губами и нежными руками… Она несла большую чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкой кожей её миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые концы пальцев.

2. При изображении «маленького человека» в романе «Бедные люди» Ф. М. Достоевский обращается к уменьшительно – ласкательным суффиксам, чтобы показать приниженность своего героя, Макара Девушкина, его жалкую привычку угождать сильным мира сего, поступаясь своим человеческим достоинством. Перестройте данный текст в соответствии с авторским замыслом.

Было мне всего семнадцать лет, когда на службу явился; Так знаете ли, Варя, что сделал мне злой человек. А оттого что я смирный, а оттого что я тихий, а оттого что я добрый!…; Стыдно мне было, Варя!

Задание на компьютерах №3.

Составить небольшой текст на тему «Ну до чего же мы (вы) все хорошие (умные, красивые…), используя слова с эмоционально – оценочной окраской. Коммуникативная задача на ваш выбор: выразить восхищение, иронию…

Можно было бы вспомнить ещё множество примеров использования слов с суффиксами субъективной оценки в русской классической литературе, свидетельствующих о неисчерпамых возможностях наших суффиксов.

— передают эмоциональное отношение к предмету речи.

— передают неповторимый русский колорит

— показывают эмоциональное отношение к предмету речи.

— передают чувствительность героев

— раскрывают переживания героев

— для создания произведения, близкого по духу к устному народному творчеству

— привносят ироничный оттенок.

— выполняют сатирическую функцию

— прикрывают истинные намерения говорящего

— помогают высказать расположение к собеседнику, создать непринужденную обстановку

— придают речи ироничный оттенок

— воспроизводят бытовую речь обездоленных людей

— воспроизводят горькие переживания

— передают речь простых ледей, придают ей национальный колорит

— служат средством характеристики героя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов .

Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо.

Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском.

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу.

Занятие направлено на сплочение группы детей, отработку коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.


источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1649812_vydelite-slova-s-suffiksami-ocenkiapovelitel-cajnica/

http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/10/22/konspekt-elektivnogo-zanyatiya-po-teme