Выпишите из текста слово правописание которого определяется правилом после приставок на

Буквы «З» и «С» на конце ПРИСТАВОК ( 2). Морфемика и орфография.

Термины в модуле (10)

Подняв брови, Градусов выпрямился, отчего качнулся графин на столе, солнечный блик испуганно заскользил, запрыгал по доске.

Хлынули ручьи, взломало на Тихой речке лед, распушилась верба, прилетели грачи и скворцы. И все как-то разом. Пошел всего десятый день, как нагрянула весна, а снегу уже нисколько, и грязь на дороге подсохла.

Прямо передо мной на деревянных столбах туго натянута колючая проволока. Дальше, за проволокой, теряются в темноте огороды — несколько десятин перерытой заступами мёрзлой земли. Где-то далеко, уже около просёлочной дороги, есть вторая изгородь из колючей проволоки, но ее отсюда не видать.

Было ясное, погожее апрельское утро. Почерневшие от влаги сучья стучали в мокрые стекла; и Алексею сначала показалось: идет на улице сильный, шуршащий, весенний дождь. В госпитальном саду оглушительно кричали грачи, качаясь на ветвях перед окнами; наклоняя головы, они заглядывали сквозь стекла в палату нахальными глазами, как будто говорили: «Чего лежишь? Весна ведь!» — и, раскачав ветви, взмахивая крыльями, улетали в синюю сияющую пустоту неба.

Птицы покидали родные места гнездовий. Проходя по лесам, полям и болотам, осень безжалостно гнала их на чужбину, не давая отдыха в пути. В просторной вышине слышались печальные клики журавлей.

Работа № 9. Гласные в приставках пре- и при-. Буквы ы и и после приставок

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых пре- и при- входят в состав корня.

Пр..интересный, пр..открыть, пр.. школьный, пр..рода, пр..мер, пр..чина, пр..успеть, пр..жать, пр..чуда, пр..емник.

Преинтересный, приоткрыть, пришкольный, природа, пример, причина, преуспеть, прижать, причуда, приемник.

Входят в корень: природа, пример, причина, преемник.

2. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на две группы: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-.

Пр..образователь, пр..вокзальный, пр..луниться, пр..красный, пр..рвать, пр..остановить, пр..бытие, пр..касаться, пр..ображать, пр..взойти.

Преобразователь, привокзальный, прилуниться, прекрасный, прервать, приостановить, прибытие, прикасаться, преображать, превзойти.

1) С приставкой пре- (можно заменить приставкой пере- или словом очень): преобразователь, прекрасный, прервать, преображать, превзойти.

2) С приставкой при- — неполное действие: привокзальный, прилуниться, приостановить, прибытие, прикасаться.

3. Запишите слова с данными приставками.

Отыграть, отыскать, сыграть, проиграть, разыграть, сверхинтересный.

4. Вставьте пропущенные буквы.

5. Работа с текстом.

(1) Со(?)нце стал.. пригревать. (2) Тонкие стволики пр..гнулись к з..мл.. пр..мёрзли ждут часа освобождения. (3) В страх.. пр..встаёт заяц от земли и пр..слушивае(тся, ться). (4) Раз.г.рывает его весна, не т..ропи(тся, ться).

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Озаглавьте текст.

3. Укажите цифрой, сколько в тексте слов, в которых приставка обозначает неполное действие.

4. Выпишите из текста слово, правописание которого определяется правилом: «После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]».

(1) Солнце стало пригревать. (2) Тонкие стволики прогнулись к земле, примёрзли, ждут часа освобождения. (3) В страхе привстаёт заяц от земли и прислушивается. (4) Разыгрывает его весна, не торопится.

Работа над ошибками

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых пре- и при- входят в состав корня.

Пр..вет, пр..вратить, пр..стегнуть, пр..ятный, пр..обладать, пр..ложение, пр..готовить, пр..жать, пр..красный, пр..рвать.

Привет, превратить, пристегнуть, приятный, преобладать, приложение, приготовить, прижать, прекрасный, прервать.

2. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на две группы: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-,

Пр..возносить, пр..бирать, пр..одеть, пр..поднять, пр..забавный, пр..дисловие, пр..одолеть, пр..мудрый, пр..гнуть, пр..вить.

1) — превозносить, предисловие, преодолеть, презабавный, премудрый (Близка по значению к слову очень, или к приставке -пере)

2) — прибирать, приодеть, приподнять, пригнуть, привить. (Обозначает приближение, близость или неполное действие)

3. Запишите слова с данными приставками.

без: известный, идейный, искусный — …

вы: играть; меж: институтский — …

Подыграть, безызвестный, безыдейный, безыскусный, выиграть, межинститутский.

4. Вставьте пропущенные буквы.

Про..нформировать — дез..нформировать; сверх..скусный — без..скусный; за..скриться — без..скровый.

Проинформировать — дезынформировать; сверхискусный — безыскусный; заискриться — безыскровый.

5. Работа с текстом.

(1) До пр..лёта кукушки проход..т вся кр..сота вся нежность нашей в..сны. (2) Кр..сота т..нчайшая и сложная, как пр..чудливое сплетение ветвей безлиственной б..рёзы. (3) Тогда только, после всего пр..красного, все скажут что нач..лась в..сна. Какая пр..лесть! Далеко ещё до пред..юньской жары!

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Укажите цифрой, сколько в тексте слов, в которых правописание пре- или при- нужно запомнить.

4. Выпишите из текста слово, правописание которого определяется правилом: «После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]».

(1) До прилёта кукушки проходит вся красота вся нежность нашей весны. (2) Красота тончайшая и сложная, как причудливое сплетение ветвей безлиственной берёзы. (3) Тогда только, после всего прекрасного, все скажут, что началась весна. Какая прелесть! Далеко ещё до предыюньской жары!

Выпишите из текста слово правописание которого определяется правилом после приставок на

Из предложений 7—9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».

(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

(4)Война застала на острове нескольких актёров — мужчин и женщин. (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

– (7)Хорошо, — скажете вы, — в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

(9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

(11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. (12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как забытый маяк.

(13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. (15)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос ответил:

— (16)А Паганини играл и на одной струне…

(17)Паганини! (18)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

(19)Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. (20)Звезда спокойно горела на краю залива. (21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. (22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

(23)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (24)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (25)Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.

(26)В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.

(27)И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. (28)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. (29)Скрипка замолчала надолго. (30)И свет фонариков погас. (31)Толпа слушателей только вздохнула.

(32)Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. (33)И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину.

(34)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

(35)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру. (36)Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– (37)Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, — сказал лётчику дирижёр.

(38)Где теперь эта скрипка — я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. (40)Она играет, заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

* Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968) — русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «отбивать» (предложение 5).

Слово отбивать употребляется в значении ОТРАЗИТЬ ВСТРЕЧНЫМ УДАРОМ.

Правильный ответ указан под номером 4.

Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слово КРОХОТНЫЙ можно заменить словом МАЛЕНЬКИЙ.

В предложении 7 есть слово «расслышать», в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».

Из предложений 17—18 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.

(1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. (2)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. (3)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (4)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (5)Как бы то ни было, зал был набит битком. (6)Свободных мест не было.

(7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.

– (9)Не мудрено, что он производит такое потрясающее впечатление, — говорил в толпе какой-то человек своему соседу. — (10)У него, по-моему, замечательно драматическая наружность.

(11)Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.

(12)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (13)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкой струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. (14)Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грёзы о минувшем.

(15)Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадный зал. (16)Слепой сидел с опущенною головой, прислушиваясь к этому грохоту. (17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам — многолюдный зал мгновенно притих.

(18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков.

(20)Ему казалось, что эта могучая, свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, болезненным вопросом, который откроет новую рану в душе слепого. (21)Но звуки росли, крепли, становились всё более и более властными, захватывали сердце замиравшей толпы.

(22)И вдруг сердце старика упало. (23)Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон. (24)Вырвался, прозвенел и замер. (25)Но это уже были не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (26)На глазах старика появились слёзы. (27)Слёзы были и на глазах его соседей.

– (28)Он прозрел, да, это правда, — он прозрел, — думал старик. — (29)Вместо эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни.

(30)Среди яркой и оживлённой мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пёстрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни всё чаще, всё настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота.

(31)Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. (32)Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание.

(33)Старик всё ниже опускал голову. (34)Он сделал своё дело, он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…

Импровизация — создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

* Короленко Владимир Галактионович (1853—1921) — писатель, журналист, публицист. Основные произведения — «История моего современника», «В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля», «Слепой музыкант».


источники:

http://grammarian.ru/teaching/6control/9.html

http://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=43