ВПР по русскому языку за 8 класс 2019 года Никулина М.Ю. — Вариант 6
Туманы вес( ? )ники 1 осени.
Красоту туманов пр .. вращавш .. х знакомый мир в ф .. нтастический я полюбил с детства. 4 Вспоминаю вечерн .. е ( нежно )голубые туманы ра( с,сс )т .. лающиеся повсюду на лугах над озёрами и реч .. ками. Вспоминаю серебря( н,нн )ые туманы ночи прониза( н,нн )ые лу( н,нн )ым светом. Вспоминаю и утре( н,нн )ие туманы окраше( н,нн )ые з .. рёй в ( бледно )розовый цвет.
Как( то ) спозаранку подходя к сосновому бору я увидел ф .. олетовый туман. Он поднявшись с з .. мли широкой лентой перепояс .. вал лес перепояс..вал лес повиснув 3 в нескольких метрах от з .. мли. А над ним словно ( густо )зелёные обл .. ка зам .. рли шапки сосен. Но вот туман медле( н,нн )о продвигается ( в )верх скрывает в .. рхушки деревьев а затем всплыва .. т над ними и и .. чезает в лазурном небе.
Однажды я неожида( н,нн )о ок .. залься в густой ( не )проницаемой п .. лене. Впереди н .. чего ( не )было видно а по бокам словно высоче( н,нн )ые стены смутно вырисов .. вались сосны. Постпе( н,нн )о туман та .. л ос .. дал росой на тр .. ве кустах д .. ревьях. З .. мля и воздух ст .. новились бодрыми свеж .. ми помолодевш .. ми 2 .
Туманы — 1 вес т ники осени.
Красоту туманов , 2 пр е вращавш и х знакомый мир в ф а нтастический , 3 я полюбил с детства. Вспоминаю вечерн и е нежно -голубые туманы , 4 ра сс т и лающиеся повсюду : 5 на лугах , 6 над озёрами и речками. Вспоминаю серебря н ые туманы ночи , 7 прониза нн ые лу нн ым светом. Вспоминаю и утре нн ие туманы , 8 окраше нн ые з а рёй в бледно -розовый цвет.
Как- то спозаранку , 9 подходя к сосновому бору , 10 я увидел ф и олетовый туман. Он , 11 поднявшись с з е мли , 12 широкой лентой перепояс ы вал лес , 13 повиснув в нескольких метрах от з е мли. А над ним , 14 словно густо -зелёные обл а ка , 15 зам е рли шапки сосен. Но вот туман медле нн о продвигается в верх , 16 скрывает в е рхушки деревьев , 17 а затем всплыва е т над ними и и с чезает в лазурном небе.
Однажды я неожида нн о ок а залься в густой не проницаемой п е лене. Впереди н и чего не было видно , 18 а по бокам , 19 словно высоче нн ые стены , 20 смутно вырисов ы вались сосны. Постпе нн о туман та я л , 21 ос е дал росой на тр а ве , 22 кустах , 23 д е ревьях. З е мля и воздух ст а новились бодрыми , 24 свеж и ми , 25 помолодевш и ми .
Пунктограммы:
1 — между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, ставится тире.
2 и 3, 4, 7, 8 — выделяют обособленные определения, выраженные причастным оборотом.
5 — после обобщающего слова (повсюду), стоящего перед однородными членами, ставится двоеточие.
6, 16, 17 — разделяют однородные члены.
9 и 10, 11 и 12, 13 — выделяют обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
14 и 15, 19 и 20 — выделяют сравнительный оборот.
21, 22, 23, 24, 25 — разделяют однородные члены предложения.
18 — разделяет две части сложносочинённого предложения.
Орфограммы:
Вестники — непроизносимый согласный в корне, проверочное слово весть.
Превращавших — гласные в приставках пре- и при-; пишется приставка пре,- т.к. она близка по значению к слову пере-. Гласные в падежных окончаниях причастий; в окончании пишется и, проверяется постановкой вопроса: туманов каких? превращавших.
Фантастический — словарное слово.
Вечерние, свежими, помолодевшими — окончания имён прилагательных проверяют постановкой вопроса; туманы какие? вечерние, земля и воздух становились какими? свежими, помолодевшими.
Нежно-голубые, бледно-розовый, густо-зелёные — сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.
Расстилающиеся, исчезает — на конце приставки пишется с, т.к. дальше идёт буква, обозначающая глухой согласный звук: в корне с чередованием е/и пишется и, если за корнем идёт суффикс -а-.
Речками — в сочетании чк мягкий знак не пишется.
Серебряные — в суффиксе -ян- прилагательных, образованных от имён существительных, пишется одна буква н.
Пронизанные, окрашенные — в суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы н.
Всплывает — в глаголах 1 спряжения в 3-м лице ед.ч. окончание -ет.
Лунным — в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н, пишется две буквы н.
Утренние — в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -енн-, пишется две буквы н.
Зарёй — правописание чередующихся гласных в корне -зар зор-; в безударном положении пишется -зар-.
Как-то — в наречиях перед суффиксом -то пишется дефис.
Фиолетовый — словарное слово.
Перепоясывал, вырисовывались — правописание гласных в суффиксах глаголов; если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ываю- (перепоясываю, вырисовываю ), то в прошедшем времени надо писать суффикс -ыва-.
Замерли — слово с чередованием, в корне е, т. к. нет суффикса -а-.
Вверх — наречие, нет зависимого слова.
Слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением: облака — обволакивать, верхушки — верх, оказался — окажется, оседал — сесть, земля — земли, траве — травы, деревьях — дерево, пелена — пелены, остановились — стать.
Ничего — местоимение, ни безударная приставка.
(в) непроницаемой (пелене) — слово без не не употребляется,
не было — не с глаголами пишется раздельно,
медленно, постепенно — в наречии пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых оно образовано.
2) Определите тему текста.
Тема текста — красота туманов.
3) Определите стиль и тип речи текста.
Стиль речи — публицистический.
Тип речи — повествование с элементами описания.
4) Выпишите из выделенного предложения словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
к сосновому бору, фиолетовый туман
5) Выполните фонетический разбор слова 1 .
вестники
в [в’] — согласный, мягкий, звонкий
е [э] — гласный, ударный
с [с’] — согласный, мягкий, глухой
т — звука не обозначает
н [н’] — согласный, мягкий, звонкий
и [и] — гласный, безударный
к [к’] — согласный, мягкий, глухой
и [и] — гласный, безударный
————————————-
8 букв, 7 звуков, 3 слога
6) Выполните морфемный разбор слова 2 .
7) Выполните морфологический разбор слова 3 .
Повиснув — деепричастие
I. Перепоясывал (как?) — повиснув.
II. Морф приз. неизм. ф., сов. вид.
III. Как перепоясывал? повиснув.
8) Выполните синтаксический разбор предложения 4 .
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.
- Мне в моём хозяйстве птица первый помощник.
- Истинная задача монументальной пропаганды увековечить эпоху.
- Высота этого здания пятьдесят два метра.
- Он прекрасный художник.
В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?
1) Мне в моём хозяйстве птица сущ. первый помощник сущ. .
Между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, при отсутствии связки ставится тире.
2) Истинная задача сущ. монументальной пропаганды — увековечить инф. эпоху.
Между подлежащим, выраженным существительным и сказуемым, выраженным инфинитивом, при отсутствии связки ставится тире.
3) Высота сущ. этого здания — пятьдесят два метра числит. .
Между подлежащим, выраженным существительным и сказуемым, выраженным числительным (в данном случае неделимым сочетанием), при отсутствии связки ставится тире.
4) Он мест. прекрасный художник сущ. .
Если подлежащее выражено местоимением, а сказуемое существительным, то при отсутствии связки тире между ними не ставится.
Выпишите предложение с составными глагольными сказуемыми и разберите его по членам.
- К нам приехали ряженные в масках.
- День стал напоминать ночь.
- Катя и Алевтина Георгиевна вошли в дом.
- Молчание — золото.
1) К нам приехали ряженные в масках.
Простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения.
2) День стал напоминать ночь.
Составное глагольное сказуемое: состоит из вспомогательного глагола стал и примыкающей к нему неопределенной формы глагола напоминать.
3) Катя и Алевтина Георгиевна вошли в дом.
Простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения.
4) Молчание — золото .
Составное именное сказуемое, глагол-связка отсутствует.
Прочитайте текст. Выпишите из него односложные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.
Вечер. Мы собираемся на террасе нашей старой дачи. Доняша ставит самовар на стол. Сейчас будем пить чай. Скоро торжественно внесут пирог, и начнутся долгие разговоры за чашкой чая.
- Вечер. (односоставное назывное предложение)
- Сейчас будем пить чай. (определённо-личное односоставное предложение)
- Скоро торжественно вынесут пирог… (неопределённо-личное односоставное предложение)
Расставьте знаки препинания. Разберите предложения с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.
- Всё вокруг озаряется то розовым блеском то голубым то оранжевым.
- Трава земля крыши домов всё было покрыто тонким белым налётом инея.
- Тончайшими линиями выразились в прозрачном воздухе оголённые деревья и песок и камни и зелёный шпиль церкви.
- Всё выглядело ещё суровее и покорнее в слабом и неверном утреннем полусвете.
1) Всё вокруг озаряется то розовым блеском, то голубым, то оранжевым.
(между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами, ставится запятая)
2) Трава, земля, крыши домов — всё было покрыто тонким белым налётом инея.
(между однородными членами, соединенными бессоюзной связью, ставится запятая; перед обобщающим словом (всё), стоящим после однородных членов (трава, земля, крыши домов), ставится тире)
3) Тончайшими линиями выразились в прозрачном воздухе оголённые деревья, и песок, и камни, и зелёный шпиль церкви.
(Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между всеми однородными членами)
4) Всё выглядело ещё суровее и покорнее в слабом и неверном утреннем полусвете.
(В предложении две пары однородных членов суровее и покорнее, слабом и нервном, относящихся к разным словам в предложении: выглядело как? суровее и покорнее; полусвете каком? слабом и неверном. Однородные члены связаны между собой одиночным союзом, поэтому запятая между ними не ставится.)
Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.
- Музыка за дверью торжественная сильная несётся по дому.
- Блестя на солнце снег лежит.
- Он мрачный сидел в кресле.
- Разбушевавшаяся стихия сметала всё на своём пути.
1) Музыка за дверью, 1 торжественная, 2 сильная, 3 несётся по дому.
Запятые 1 и 3 выделяют два одинаковых согласованных определения (торжественная, сильная), стоящих после определяемого слова (музыка); запятая 2 разделяет однородные члены предложения.
2) Блестя на солнце, снег лежит.
Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Деепричастным оборотом называется деепричастие (блестя) с зависимым словом (на солнце).
3) Он, 1 мрачный, 2 сидел в кресле.
Запятые 1 и 2 выделяют одиночное согласованное определение (мрачный), относящееся к личному местоимению (он).
4) Разбушевавшаяся стихия сметала всё на своём пути.
В этом предложении знаки препинания не нужны.
Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.
- Поднимаясь в горы, мне стало не хватать кислорода.
Когда я поднимался в горы, мне стало не хватать кислорода.
При выполнении этого задания важно знать, что действие, о котором идет речь в деепричастном обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом, поэтому и основной, и добавочное действия должны выполнятся одни и тем же лицом.
Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.
- К счастью дождь быстро закончился.
- Это будет весьма кстати.
- Кстати как идут дела с защитой проекта?
- Вчера может быть я был не прав.
2) это будет весьма кстати. (В этом предложении знаков препинания нет. Слово кстати в данном случае вводным не является, оно выступает в роли именной части составного именного сказуемого. Важно помнить, что вводные слова не являются членами предложения.)
Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.
- Справа совсем близко высятся окутанные дымкой тумана коралловые острова.
- Утром в начале шестого мы отправились в экспедицию.
- В три часа ночи нас разбудил стук в дверь.
- Где-то там на востоке поднималось зарево пожара.
В предложениях запятые выделяют уточняющие члены предложения, стоящие после уточняемого слова справа и там, утром (обстоятельство места в первом и четвёртом предложениях и обстоятельство места во втором предложении).
Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.
Красуйся, 1 град Петров, 2 и стой неколебимо, 3 как Россия…
Запятые 1 и 2 выделяют обращение. Запятая 3 выделяет сравнительный оборот.
Составьте и запишите предложения с прямой речью.
- слова автора стоят в середине прямой речи,
- слова автора стоят после прямой речи.
Составьте предложения с прямой речью самостоятельно, используя соответсвующие схемы:
- «П — а, — п». или «П — а, — п»! или «П — а, — п»?
- «П», — а. или «П», -а! или «П», -а?
Расскажите письменно о синонимах в 2-3 предложениях.
Синонимы — слова, близкие по своему лексическому значению, но разные по написанию, например: конь — лошадь, красный — алый, бежать — мчаться. Синонимы делают нашу речь более яркой, эмоциональной, помогают избежать неоправданного повторения слов.
Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам
Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам
Я полагаюсь достигнуть фуррора в жизни
Они очутились в непомерном помещении , где неясно виднелись гигантские машины
Мой брат был учителем в сельской школе
Он был рад возвратятся в Москву
- Алиса Людомир
- Русский язык 2019-08-29 17:34:36 1 1
Мой (определение, выраженное местоимением ) брат (подлежащее, выраженное сущ __) был учителем(= сказуемое) в (предлог) сельской(определение, выраженное прилагат-м ) школе(обстоятельство, выраженное сущ. _. _. _) .
Составное именное сказуемое —
был учителем (глагол-связка был+ сущ. учителем)
ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §21. Составное именное сказуемое. Упражнение №108
Выпишите предложения в такой последовательности:
1 ) с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть;
2 ) с составным именным сказуемым с глаголом−связкой быть.
Подчеркните грамматические основы, расставьте пропущенные запятые. Найдите устаревшее существительное и наречие. Какие синонимы в современном русском языке им соответствуют?
1 . Была та смутная пора когда Россия молодая, в бореньях силы напр..гая, мужала с гением Петра.
2 . Я знаю: в вашем сер(?)це есть и гордость и пр..мая честь.
3 . И славен буду я доколь в подлу(н, нн)ом мире жив буд..т хоть один пиит.
4 . Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам.
5 . Повер(?)те (совесть в том порукой), супружество нам буд..т мукой.
6 . Здесь буд..т город зал..жён назло надме(н, нн)ому соседу.
(А. Пушкин)
Решение
1 ) Предложения с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть:
1 . Была та смутная пора когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра. (Предложение повеств., невоскл., сложноподчин., запятые выделяют деепричастный оборот).
2 . Я знаю : в вашем сердце есть и гордость и прямая честь .
2 ) Предложения с составным именным сказуемым с глаголом−связкой быть.
3 . И славен буду я доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит .
4 . Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам.
5 . Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой .
6 . Здесь будет город заложён назло надменному соседу.
Устаревшее существительное − пиит (поэт);
Устаревшее наречие − доколь (пока).
Была , напрягая .
http://obrazovalka.com/qa/russkiy-yazyk/11177232-vypishite-predlozhenie-s-sostavnym-imennym-skazuemym-i-razberite-ego-po-chlenam.html
http://reshalka.com/uchebniki/8-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/132