Выпишите сказуемые и определите их типы

Выпишите сказуемые, определите их тип?

Русский язык | 5 — 9 классы

Выпишите сказуемые, определите их тип.

Грозный и бледный стоит он предо мной.

Обреченный он человек.

Язык и золото – вот наш кинжал и яд.

Пора уж разводить костер и варить уху.

Сказуемые — стоит, разводить, варить (не понял на счёт типа.

ПОЖАЛУЙСТА?

И теперь, как и когда — то, вместо слов изумления, которых он смутно ожидал .

Выпишите основу, определите тип сказуемого.

Помогите пожалуйста?

Определите падеж каждого выделенного сущ.

Я УВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ ГРОЗНОГО ЗВЕРЯ.

ВИД ГРОЗНОГО ЗВЕРЯ ИСПУГАЛ МЕНЯ.

НАШ ДОМ СТОИТ НА ГОРЕ.

МЫ ВИДИМ НАШ ДОМ ИЗДАЛЕКА.

6. определить тип сказуемого?

6. определить тип сказуемого.

«Язык не кинжал, ранит не залечишь» объяснение?

«Язык не кинжал, ранит не залечишь» объяснение.

Определить синтаксическую роль выделенных слов?

Определить синтаксическую роль выделенных слов.

Отделкой золотой блистает мой КИНЖАЛ.

Люблю тебя булатный мой КИНЖАЛ.

Как определить тип сказуемого?

Как определить тип сказуемого?

Современный русский язык — это сложное единство литературного языка, диалектов, просторечия?

Современный русский язык — это сложное единство литературного языка, диалектов, просторечия.

Определите тип сказуемого, дополнения.

Определите тип сказуемого и не надо было понимать?

Определите тип сказуемого и не надо было понимать.

Найдите в толковом словаре глагол быть?

Найдите в толковом словаре глагол быть.

Выпишите из словарной статьи примеры, в которых этот глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение сказуемого.

Определите тип сказуемого.

Найдите в толковом словаре глагол быть?

Найдите в толковом словаре глагол быть.

Выпишите из словарной статьи примеры, в которых этот глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение сказуемого.

Определите тип сказуемого.

Вы открыли страницу вопроса Выпишите сказуемые, определите их тип?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 — 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Контрольная работа за 1 четверть для 8 класса по русскому языку

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. Вариант — 1.

1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием.

1) Средняя скорость ветра — двадцать километров в час.

2) « Аргументы и факты» — интересная газета.

3) В нашей семье все читают «Аргументы и факты»

4) Двадцать делится на два.

5) Четверо ребят отправились на рыбалку.

2. Укажите, чем выражено подлежащее: Подойти к зверю было страшно.

1) причастием 2) словосочетанием 3) глаголом 4) существительным

3. Найдите предложения с простым глагольным сказуемым.

1) Новичку это явление кажется странным.

2) Удар был коротким и точным.

3) Сегодня мы будем тренироваться в зале.

4) Через месяц путешественники появились в Москве.

5) У Державина нарисован условный портрет монаха.

4. Определите вид сказуемого в предложении: Ящериц кругом было много .

1) простое глагольное 2) составное глагольное 3) составное именное

5. В каких предложениях между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?

Пятью пять двадцать пять.

Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря.

Папирус самый употребляемый в древности материал для письма.

Стекло это одно из самых удивительных изобретений человечества.

Глаза словно бусинки.

Пихта дерево смолистое.

6. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) В синем небе звезды блещут.

2) Листик за листиком падают с липы на крышу.

3) Мартышка вздумала трудиться.

4) Дело казалось необыкновенной важности.

7. Составьте и запишите два предложения с составными именными сказуемыми, где именная часть выражена: 1)ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, 2) ПОЛНЫМ ИЛИ КРАТКИМ ПРИЧАСТИЕМ.

8. Выпишите из предложений сказуемые, определите вид сказуемых

1) Пискнула лесная мышь, зашуршала в траве, в листьях и снова сдавленно пропищала.

2) Стали отчетливо уже видны стволы берез и плоскость земли.

3) Шаг его был тверд, уверен, все тот же, прежний, с легкой матросской развальцей.

4) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку.

9. Из данного ниже предложения выпишите по одному словосочетанию со связью 1) УПРАВЛЕНИЕ, 2)СОГЛАСОВАНИЕ, 3)ПРИМЫКАНИЕ .

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология.

10 . В каких предложениях нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым?

Миражи не выдумка.

Сережа и Дима как братья.

Астероид небольшая планета диаметром до тысячи километров.

Работа археолога не развлечение.

Два в кубе восемь.

В доме всегда было много гостей.

Находить приметы или самим создавать их увлекательное занятие.

11. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

сельский труд 2) говорить торжественно 3) очень красиво 4) управлять автомобилем 5) щадящее меню 6) писать другу

12. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания. Подчеркните основы, над сказуемыми надпишите вид.

Я бросил в к…стер гнилое бревнышко недосмотрел, что изнутри его густо зас…лили муравьи.

Затр…щало бревно. Вывалили муравьи (в) ужасе забегали поверху корежились сг…рая в пламени. Я смог зац…пить бревно, которое уже было охваче…о огнем, успел откатить его на край. Теперь муравьи были спасены. Они бежали на песок на с…сновые иглы. Но было странно, что они (не)уб…гали от к…стра. Едва пр…одолев ужас они заворачивали начинали кружит..ся и какая(то) сила вл…кла их назад к родине п..кинутой только что. И многие были такие, кто опять стремились на г…рящее бревнышко м..тались (по)нему и пог…бали там.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. Вариант – 2

1. Укажите номера предложений, в которых необходимо тире

Умирать от любви значит жить.

Музыка это разум, воплощенный в звуках.

Славное место эта долина!

Книжная полка молчаливое хранилище прекрасных текстов.

Политика это искусство возможного.

Слово есть поступок.

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) в соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3) первый снег, из веселой компании, под белыми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

3. Найдите словосочетание со способом связи «управление».

1) рубить дрова 2) с нашим другом

3) идти не оглядываясь 4) собираться уехать

4. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) Много бойцов затонуло, не будучи в силах пересечь Дон на быстрине.

2) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

3) Владимир начинал сильно беспокоиться о родителях.

4) Авось да небось до добра не доведут.

5.Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределённой формой глагола:

По пескам у горизонта плыли три белых паруса.

Первый раз на колёсах я услышал в начале года.

Ремонтировать автомобиль – работа в дороге не очень приятная.

Яхты на колёсах – удивительное зрелище.

6. Выпишите из предложений сказуемые, определите вид сказуемых.

1) Каждый из нас на своем корабле капитан.

2) Со старыми знакомыми он перестал видеться.

3) Подумав немного, Гринев повернулся и пошел прочь.

4) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней.

7. Составьте и запишите два предложения с составными именными сказуемыми, где именная часть выражена: 1) ПРИЧАСТИЕМ, 2) ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ

8 . Из данного ниже предложения выпишите по одному словосочетанию со связью 1) УПРАВЛЕНИЕ, 2)СОГЛАСОВАНИЕ, 3)ПРИМЫКАНИЕ .

Король отвечал на поклон его весьма ласково и сел в золотые кресла.

9. В каком из предложений нужно поставить тире?

Война есть безумие.

Мой долг предупредить тебя об опасности.

Молодость бескорыстна и великодушна.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

10. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

1) торжественная речь 2) громко шептать 3) очень страшно 4) в записной книжке 5) играть с сестрой 6) совершить подвиг.

11. Определите, чем служит в предложениях выделенный глагол:
— простым глагольным сказуемым;
— вспомогательным глаголом в составном глагольном сказуемом;
— связкой в составном именном сказуемом
.

Лошади шли шагом и наконец, СТАЛИ.

Деревья СТАЛИ выше и гуще.

Навстречу СТАЛИ попадаться редкие пешеходы

12. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания. Подчеркните основы, над сказуемыми надпишите вид.

Я проб..рался нетопта..ой тр..пинкой через поле. Несмотря на ненастье настроение было ле..кое. Увидев поблизости копну сена я прив..лился к подножию обдерга..ому коровами.

Между тем облака сбившиеся в кучу медле…о начали превращаться в гр..зовую тучу. Края ее были посеребрены каким-то чудесным светом. Небо нахмурилось (по)осеннему и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Но вот дождь стал прекращаться. Заг..лубело небо очистивш..еся от туч и забл..стели лужицы.

(В) течени.. нескольких секунд отыскал я к..литку и, боясь, что меня облает отнюдь (не) маленькая собач..нка, протиснулся за деревя..ую к..литку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубле..ым хворост..м.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. Вариант — 3.

1.Какой вид связи используется в словосочетании перелистывавший журнал ? 1)согласование 2)управление 3)примыкание.

2. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

1) свет прожекторов 2) разговаривать дружески 3) очень странно 4) в семейном альбоме 5) скорый поезд 6) умытый росой 7) перелистывавший журнал

3. Из данного ниже предложения выпишите по одному словосочетанию со связью 1) УПРАВЛЕНИЕ, 2)СОГЛАСОВАНИЕ, 3)ПРИМЫКАНИЕ .

При мысли великой, что я человек всегда возвышаюсь душою.

4.Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ , построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

5 .Какие слова или сочетания являются грамматическими основами в предложении:

В прошлом году весна была холодная, всё лето шли дожди, а осенью было тепло и сухо.

1)весна была, лето шли, было тепло и сухо;

2)весна была холодная, лето шли дожди, было тепло и сухо;

3) весна была холодная, шли дожди, было тепло и сухо;

4) весна была холодная, шли дожди, было;

6. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием

1) Вошедший всех внимательно разглядывал.

2) Большинство учащихся справились с работой.

3) Встречающих просят пройти к стойке номер два.

4) Трудно спорить с кричащим человеком.

7.В каком из предложений нужно поставить тире?

Он лучший в стране химик.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Быть поэтом значит петь раздолье.

Большое это удовольствие жить на земле.

Геометрия раздел математики.

Природа единственная книга, страницы которой полны глубокого содержания.

8. Выпишите сказуемые, определите их тип

1) В синем небе звезды блещут.

2) Чтение – вот лучшее учение.

3) Мартышка вздумала трудиться.

4) Крыши домов слегка припорошены снегом.

9. Составьте и запишите два предложения с составными именными сказуемыми, где именная часть выражена: 1) КРАТКИМ ПРИЧАСТИЕМ, 2) ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

10. В каком предложении ставится тире?

Твои радость и горе это радость и горе для меня.

Этот яркий свет словно ливень золотой.

Замечать подробности необходимое свойство отдельных профессий.

Молодость бескорыстна и великодушна.

П ростота есть необходимое условие прекрасного.

Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

11 . Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
а) Хозяин не начнет сеять в мороз.
б) Скоро начинается сев.
в) Нужен новый закон.
г) Никто не станет смеяться.

12. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания. Подчеркните основы, над сказуемыми надпишите вид.

Осень — пора ув..дания пр..роды когда вспыхивает она последн..ми яркими красками.
Она пр…влекает нас г..рмонией красок, и в то же время ле..кой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжестве..а безмятежна пр..рода в этот тихий день но она уже зам..рает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник и уронят тогда дерев..я свой последний праз..ничный наряд.
Всматриваясь в полотно написа…ое рукой большого мастера мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу истинный мастер кисти старает..я ул..вить в ее жизн… наиболее близкое и дорогое его сер..цу мгновение и отр..зить в своем произведени….

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. Вариант — 4

1 . Из данного ниже предложения выпишите по одному словосочетанию со связью 1) УПРАВЛЕНИЕ, 2)СОГЛАСОВАНИЕ, 3)ПРИМЫКАНИЕ .

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника.

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) в нашей комнате, опущенный в воду, в дружеской компании;

2) под снежным покрывалом, с красивым букетом, не дожидаясь встречи;

3) первая встреча, из веселой компании, под дубом вековым;

4) в новой шапке, вся компания, чувство зависти.

3 .В каком из предложений нужно поставить тире?

Незаконченное дело что конь о трёх подковах.

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет.

Быть поэтом значит петь раздолье.

Мама это человек самый родной.

Защищать свою Родину вот поступок героя.

Свобода это есть проверка ответственности.

4. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?

1) говорил громко 2) в другую сторону

3) написал повесть 4) любимый всеми

5. Укажите, чем выражено подлежащее: Мы с товарищем принялись за работу.

1) местоимением 2) существительным 3) словосочетанием 4) глаголом

6. Составьте и запишите два предложения с составными именными сказуемыми, где именная часть выражена: 1) ПРИЧАСТИЕМ, 2) ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

7. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Каждый из нас на своем корабле капитан.

2) Со старыми знакомыми он перестал видеться.

3) Подумав немного, Гринев повернулся и пошел прочь.

4) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней.

8. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

1) хвалебная речь 2) слушать музыку 3) очень необычно 4) в семейном альбоме 5) играть на скрипке 6) совершенно случайно

9. Выпишите грамматические основы, определите тип сказуемого

1) Много бойцов затонуло, не будучи в силах пересечь Дон на быстрине.

2) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

3) Владимир начинал сильно беспокоиться о родителях.

4) Авось да небось до добра не доведут.

10. В каком предложении составное именное сказуемое?

1) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей.

2) Не дожидаясь остальных, Рудин начал рассказывать.

3) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

4) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.

11. В каком из предложений нужно поставить тире?

Война есть безумие.

Мой долг предупредить тебя об опасности.

Парить над землей – привилегия птиц.

За все браться – не сделать ничего.

Бедность не порок.

Долг каждого гражданина – соблюдать законы страны.

12. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания. Подчеркните основы, над сказуемыми надпишите вид.

Все кругом было величаво, спокойно. Предчу…ствие долгого сна таилось в лесах, и ш…рох облетающих листьев уже начи нал усыплять его наш…птывая об осенних дождях о глу боких снегах и о весне, которую надо долго и т…рпеливо ждать, потому что все живое на земле, и леса тоже, живут вечным ожиданием весны и радости. Оч…рованные пе чальной музыкой осени, обнажались леса роняя листья в светлые ручьи заст…лали зеркала их, чтобы не видеть там отражения своей (не)приютной наготы.

Но гора, на которой мы стояли, жила вроде бы о…дель но от всего леса. Она была нещадно обрубле…а лет десять назад, и пней на горе было много, вокруг которых густо взош…л ольшаник рябинник и березки.

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»


источники:

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-za-chetvert-dlya-klassa-po-russkomu-yaziku-2209124.html

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html