Выпишите слова которые не имеют суффикса от

9 класс

1. В данном фрагменте новгородской былины описывается возвращение Садко к своим спутникам. Выпишите слова, называющие спутников Садко. Объясните их значение и происхождение.

И встречает Садко-купец богатой гость

Все корабли на пристань стали,

Сходни метали на крут берег.

И вышли целовальники на крут берег,

И тут Садко поклоняется:

«Здравствуйте, мои целовальники любимые

И приказчики хорошие!»

Спутники Садко были купеческими приказчиками – наемными служащими у купца или в торговом заведении, выполнявшими поручения торгового характера, занимавшимися по доверенности хозяина торговлей (Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005. С. 551); («нарядчик, приказный, кому приказан порядок; поверенный по делам, уполномоченный от хозяина»; Даль).

В России XV–XVII вв. целовальниками называли 1) выборных должностных лиц, занимавшихся сбором податей или другими судебными и полицейскими делами; при вступлении на должность целовальник принимал присягу, сопровождавшуюся целованием креста; 2) торговцев вином в питейном заведении, кабаке (Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005. С. 748).

Однако купеческие приказчики не могли одновременно быть и целовальниками. В былине отражено исходное значение слова целовальники – лица, целовавшие крест и присягавшие на верность.

2. Объясните значение выделенных выражений.

Пугачев искренно мечтал отрясти прах, посыпать главу пеплом и совлечь с себя ветхого человека (Н. Златовратский «Устои»).

Отрясти (отряхнуть) от своих ног прахсовершенно, окончательно, навсегда порвать с кем-либо или чем-либо; отречься от кого-либо или чего-либо. Фразеологизм восходит к выражению из Евангелия: «Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног ваших». Выражение связано с древним обычаем ударять ногою о землю у порога или на границе. Отряхивание пыли с ног означало полный и окончательный разрыв с кем-либо или чем-либо, символизировало нежелание взять с собой даже мельчайшие частицы покинутой земли.

Посыпать голову пеплом – выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов,2:12; Есфирь,4:1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного.

Совлечь с себя ветхого человекадуховно возродиться, обновиться. Библейский термин «ветхий человек» означает внутреннюю греховную сущность человека Ветхого Завета, которая согласно Новому Завету должна быть преодолена в христианском возрождении «нового человека». Встречается в Посланиях Апостола Павла, в богословской и проповеднической литературе. В послании римлянам Апостол Павел (7:15) призывает колосских христиан отказаться от прежних греховных привычек: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового».

3. Какой способ толкования происхождения слова представлен в анекдоте? Расскажите об этом способе и проиллюстрируйте 2-3 известными вам примерами.

Однажды разозлился глава государства на одного из подчиненных и говорит: «А посол ты!» – и послал его в далёкую страну. Так возникло слово посол.

Это явление носит название народной этимологии. Происхождение слова толкуется на основании возникающих ассоциаций, не связанных с научными представлениями об этимологии, часто юмористических. В приведенном примере слово посол рассматривается как искаженный вариант слова пошел при определенной семантической близости.

4. Подчеркните слова, в которых нет в современном русском языке и никогда не было суффикса –от(а)?

Забота, суббота, квота, льгота, грамота, лепота, сирота, шпрота, пехота, охота.

суббота, квота, грамота, шпрота, охота; слова суббота, квота, грамота, шпрота являются заимствованными, а в слово охота образовано от глагола хотеть.

5. Объясните, почему в наречиях досуха и досрочно разные суффиксы, хотя оба слова имеют приставку до-?

Эти наречия пишутся по-разному, т.к. образованы разными способами. Суффикс –а пишется в наречии только тогда, когда оно образовано приставочно-суффиксальным способом, так образовано наречие досуха (досуха

6. Назовите общие грамматические признаки местоимения МОЙ и глагола МОЙ. Докажите, что эти признаки не только сближают, но и различают данные формы.

а) Грамматическая категория лица. У притяжательного местоимения 1 лица мой лицо – постоянный признак (лексико-грамматическая категория), форма повелительного наклонения глагола выражает значение 2 лица, признак непостоянный.

б) Грамматическая категория числа. У местоимения мой число – синтаксически зависимая категория, значение числа повторяет, дублирует значение формы числа существительного, с которым согласуется местоимение, т. е. единичность предмета. Форма повелительного наклонения глагола выражает значение числа, не зависящее от других слов в предложении.

в) Наличие словоизменения. Местоимение склоняется, а глагол спрягается.

7. Функции каких частей речи может выполнять слово всё? Составьте предложения, иллюстрирующие эти функции.

Можно увидеть пять частей речи, с которыми функционально связывается местоимение всё.

1. Имя прилагательное. Она прогуляла всё лето.

2. Имя существительное. Она всё прочла.

3. Глагол. Ты уже всё?

4. Частица. Бабушке становилось все легче и легче.

5. Наречие. Не все коту масленица.

В первом случае слово всё представляет собой форму ср.р. ед.ч. определительного местоимения, согласующегося с главным существительным. Оно обозначает, что предмет, с которым оно согласовано, берется в полном объеме.

Во втором случае имеет место субстантивация этого местоимения в указанной форме. Обычно оно выступает в качестве объекта действия, либо определенного, известного (Она всё прочла, то есть прочла все книги, произведения из того объема, который известен говорящему и слушающему как полный), либо неопределенного, но представленного говорящим в качестве полного объекта, на который направляется действие (Я тебе всё скажу).

В третьем случае речь идет об известном действии и говорящему и слушающему, которое должно быть выполнено в полном объеме. Иными словами, местоимение всё здесь аналогично глаголу совершенного вида, обозначающему, что действие завершено, то есть в перфективной функции.

В четвертом случае местоимение всё употребляется в качестве усилительной частицы при сравнительной степени прилагательного.

В пятом случае местоимение всё употреблено в качестве обстоятельства времени со значением ‘всегда’, то есть по функции является наречием.

8. В одной радиопередаче о русском языке был задан шутливый вопрос: «Охотник подстрелил зайца со сколькью́ ногами?» Подчеркните правильную форму из перечисленных ниже: сколькерью́, скольки́ми, сколькми́, сколькерми́, ско́лькими, сколькеры́ми, сколькермя́, сколькмя́. Объясните, почему возникают неверные формы. Дайте мотивированный ответ.

1. Правильно: ско́лькими.

2. Все другие формы возникли по аналогии: сколькью́ и сколькерью́ – как пятью, семью и т. п.; скольки́ми и сколькеры́ми – как такими, четверыми; сколькми́ и сколькерми́ – как лошадьми, дверьми; сколькмя́ и сколькермя́ – как тремя, четырьмя. Основа сколькер— образована по аналогии с основой собирательных числительных пятеро, шестеро.

9. Какие смысловые оттенки (образа действия, причины, цели, времени) приобретают обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, в приведенных ниже предложениях, взятых из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Вдруг холм, безоблачной луною

В тумане бледно озарясь,

Яснеет; смотрит храбрый князь —

И чудо видит пред собою.

Вблизи осматривая диво,

Объехал голову кругом

И стал пред носом молчаливо;

И, задрожав, булат холодный

Вонзился в дерзостный язык.

Услыша грубые слова,

Воскликнул с важностью сердитой:

«Молчи, пустая голова. «

Счастливым пользуясь мгновеньем,

К объятой голове смущеньем,

Как ястреб, богатырь летит

С подъятой, грозною десницей

И в щеку тяжкой рукавицей

С размаха голову разит;

1), 4), 5) — обстоятельство с причинным оттенком значения. В 1) и 4) можно усмотреть еще и временной оттенок.

2) — обстоятельство с целевым оттенком значения.

3) — обстоятельство с оттенком значения образа действия.

10. Определите вид сложного предложения. Обоснуйте свой ответ.

Если уж кто стал тебе поперек горла, тот прощения не жди (К. Симонов. «Последнее лето»).

В чём грамматическое своеобразие употребления выделенной словоформы?

Предложение сложноподчиненное. В придаточном можно выделить два типа значений – при местоименно-определительное подлежащное и целый ряд синкретично связанных обстоятельственных: условное, причинное, временное.

Хотя по составу главное предложение и является двусоставным (тот — подлеж.), его значение обобщенно-личное, как у определенно- и неопределенно-личных односоставных. Ср. то же в форме неопр.-личного предл.: Если уж станут тебе поперек горла, пусть прощения не ждут.

Подчеркнут глагол в личной форме 1-го спряж., несов. вида, перех. (хотя управляет Род. падежом в силу достигательного значения) повел. накл. ед.ч. Форма повел. накл., обычно имеющая значение 2-го лица, употреблена в значении 3-го лица.

11. Ударение в русском языке является свободным, подвижным и исторически изменчивым. Объясните данные термины и приведите примеры на каждый из признаков русского ударения.

Ударение в русском языке является свободным, т. к. может падать на любой слог слова (первый, второй, третий…), подвижным, т. к. может перемещаться в зависимости от формы слова (взЯл – взялА), исторически изменчивым, т. к. может изменяться в процессе развития языка (ср., напр., устар. музЫка, Агент, у мОста, к мОсту и т. п.).

12. Русский и сербский языки являются родственными. Русским словам пёс, сон, конец, дед, перст, волк, день соответствуют сербские пас, сан, конац, дед, прст, вук, дан. Пользуясь этими соответствиями, запишите по-сербски следующие слова: рожь, палец, лес, лоб, смерть, верба, желт.

словам с беглыми гласными в русском языке (пёс – пса, сон – сна) соответствуют слова с гласным а (пас, сан), русскому гласному е соответствует сербский гласный е, русскому сочетанию ер между согласными соответствует звук р, русскому сочетанию ол между согласными соответствует звук у; следовательно, можно установить такие соответствия указанным словам:

Умники и умницы

Умные дети — счастливые родители

ПНШ 4 класс. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1 упр. 6, с. 7 — 9

6. Вставь пропущенные буквы.

Здесь, на страниц е чист о й и нов о й,
Вышло бы очень красив о е слово,
Если б у вас вместо пер ь ев и руч е к
Был очень тоненьк и й солнечн ы й лучик.

Он м о жет, но не хочет
За реч ь ю посл е дить.
Нам нужен переводчик
Его перев о дить

Чёрн ы й маленький буксирчик
С бел о й пен о й за кормой
Скрылся
В дымк е
Голубой.

Если надо будет очень,
Чёрн о й ноч ь ю,
Бел ы м днём
К пушк а м
Выскочит
Наводчик,
К пулемётам —
Пулемётчик.

Крикнул мячик:
— Зах о чу
И на небо
Ул е чу!

Глядь, а он на одуванчик е ,
Как на маленьком диванчик е ,
Ра з валился и сидит.

Каменщик строит ж и лища,
Плат ь е — р а бота портного.

Выпиши выделенные слова в следующем порядке:
1. Слова, в которых суффиксы -чик- и -щик- указывают на вид занятий. Покажи, как они образовались. Над словами, от основ которых они образованы, укажи часть речи.

гл.
Перевод чик – переводить; перевод/ + чик + … = переводчик.
гл.
Навод чик – наводить; навод/ + чик + … = наводчик.
сущ.
Пулемёт чик – пулемёт; пулемёт/ + чик + … = пулемётчик.
сущ.
Каменщик – камень; каме[н’]/ + щик + … = каменщик.

2. Слова, в которых суффикс -чик- имеет уменьшительно-ласкательное значение.

сущ.
Буксир чик – буксир; буксир/ + чик + … = буксирчик.
сущ.
Диван чик – диван; диван/ + чик + … = диванчик.

3. Слова, в которых суффикс -ик- имеет уменьшительно-ласкательное значение.
сущ.
Лучик – луч; луч/ + ик + … = лучик.
сущ.
Мячик – мяч; мяч/ + ик + … = мячик.

Каждую группу слов дополни своими примерами. Суффиксы-омонимы подчеркни синим карандашом.

Мои примеры: 1. Свар/щик. 2. Зай/чик. 3. Ключ/ик.

Выпишите слова, которые имеют суффикс -чик-. Объясните, почему вы не записали остальные слова. Калачик, резчик, кузнечик, обидчик,

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 605,955
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.


источники:

http://e-razumniki.ru/pnsh-4-klass-russkij-yazyk-tetrad-dlya-samostoyatelnoj-raboty-1-upr-6-s-7-9/

http://www.soloby.ru/751297/%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA