Выпишите слова образованные с помощью суффиксов оценочных с помощью суффиксов смысловых

Упражнение 2.Выпишите слова в два столбика: 1) образованные с помощью суффиксов оценочных; 2) с помощью суффиксов смысловых.
Мужество, руководитель, книжонка, испытатель, вымогатель, издательство, рощица, внучок, полюшко, сапожище, собачонка, лошаденка, пальтишко, глазастый, смелость, голубушка, деревце, девчонка, зазнайство.

Упражнение 3.Определите значение суффиксов в выделенных словах. Какую стилистическую окраску они имеют?

Рыжий котище спал на бревнище, а хвостище свесил вниз. Бежал мимо серенький котишка – плутишка, взял и дернул старого за хвост. Тот проснулся, открыл глазища и пошевелил усищами. А котишка был трусишка. Как увидел, какая у кота лапища, какие когтищи, сразу к своей маме в домишко убежал. А кот зевнул, сначала закрыл один глазище, а потом другой и снова заснул. Заснул и маленький шалунишка под ласковую песенку: «Спи, мой паинька, мой заинька, баиньки — баю, бай!»(Сказка-шутка)

Прочитайте текст. Определите суффиксы выделенных существительных. Какого стиля данный текст.

П.З.№9 Многозначность морфем. Употребление приставок в различных стилях речи. Употребление суффиксов в различных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов

1 Прочитайте, подчеркните слова с одинаковыми приставками. Укажите стилистическую роль повторения одних и тех же приставок.

1. Стремится вытесать свой мир попросторнее, да посветлее, да пообзорнее. (В.Липатов). 2. Повысыпали школьники. Сначала старательные двигались. Потом заторопились лежебоки, и, всех сбивая, побежали сони… Замелькало, задвигалось все сразу, загалдело. (И. Снегова). 3. А когда не хватает энергии для последних мгновений пути, помогают законы инерции добежать, добрести, доползти. 4. Прогрызают Арбат. Обращаются хижины в прах! Только МАЗы храпят и буксуют на бывших дворах… Наша участь такая – пробивать, прогрызать, прорубать. (Р. Рождественский). 5. Все громче и громче загрохотало, заухало, заревело по всей реке, и в этом отчаянном шуме хлопотливо затокал пулемет. (А. Толстой).

Выпишите слова в два столбика: 1) образованные с помощью суффиксов оценочных; 2) с помощью суффиксов смысловых.

Мужество, руководитель, книжонка, испытатель, вымогатель, издательство, рощица, внучок, полюшко, сапожище, собачонка, лошаденка, пальтишко, глазастый, смелость, голубушка, деревце, девчонка, зазнайство.

Образуйте ласкательные формы мужских и женских имен.

Образец: Владимир – Володя, Володенька, Володюшка.

Ольга – Оля…, Наталья – Наташа…, Дмитрий – Дима…, Иван – Ваня…, Александр – Саша…, Николай – Коля…, Ирина – Ира…, Юрий – Юра…

В данных рядах найдите лишние, то есть слова, не имеющие оценочных суффиксов.

Сестрица, пуговица, салатница, косица, водица, частица, страница. Починка, былинка, тропинка, разминка, соринка, морщинка, картинка. Цветок, огонек, орешек, платок, грибок, росток, разок.

Прочитайте предложения. Подчеркните существительные с суффиксом –аж-. Определите, в каком слове он не выделяется. Укажите, какую стилистическую окраску имеет этот суффикс. В каком стиле написаны данные высказывания?

1. Витраж – это сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет.

2. Репортаж – это рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читателю какую-то новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представление о жизни, о протекающих в ней процессах.

3. Вернисаж – это закрытый просмотр художественной выставки, а также день ее открытия.

4. Дренаж – это осушение заболоченных почв посредством системы дрен (подземных труб для сбора и отвода почвенно-грунтовых вод).

5. Демонтаж – это разборка оборудования, инженерного сооружения или снятие их с места установки.

Запомните значение слов витраж, репортаж, вернисаж, дренаж, демонтаж. Составьте с ними предложения.

Прочитайте текст. Определите суффиксы выделенных существительных. Какого стиля данный текст.

Как повлияет на процесс мышления человека внедрение компьютеров в повседневную жизнь? Понятно, что они освобождают мозг от привычной рутинной работы, например, от запоминания и хранения в уме многих фактов, их учета, анализа и сравнения и т. п. Все это быстрее и лучше сделает за человека машина. Но как будет реагировать на это человеческий мозг? Что раньше делал специалист, столкнувшись со сложной проблемой? Шел в архив или библиотеку, листал книги по соответствующим вопросам. При этом его мозг все время пытливо работал, искал выход из затруднительного положения. Теперь же, имея свой компьютер, в который заложена информация, он просто нажимает несколько клавиш и тут же получает ответ на свой вопрос. С одной стороны, шевельнулась ли у него при этом хотя бы одна извилина? А может быть, именно при такой экономии, освобождении от рутинной работы он сможет мыслить шире и глубже, успешно двигать вперед науку? Кто ответит на эти вопросы со всей определенностью?

Специалисты считают, что распространение все более эффективных запоминающих устройств, их внедрение даст людям возможность больше думать над сложными проблемами, а не тратить время на рутинную работу мозга. Причем и специалисты, и практики подчеркивают, что повседневная работа с компьютером – дело, прежде всего творческое

Эффект отдачи зависит также от самого человека, который обращается к электронной машине за помощью. Компьютер лентяю не помощник.

Комментарии к тексту: рутинный – консервативный, следующий заведенному шаблону; боящийся перемен, нового, здесь – в значении бесполезный.

Задания к тексту:

1. Прокомментируйте предложения: Компьютер лентяю не помощник. Очень важно освободить мозг от рутинной работы. Необходимо на главный вопрос ответить со всей определенностью. Подберите к выделенным словам синонимы.

2. Ответьте на вопросы: Согласны ли вы с мнением, что компьютеры освобождают мозг от рутинной работы? Может ли специалист мыслить шире и глубже при наличии компьютеров? Какова точка зрения специалистов на широкое применение компьютеров в нашей повседневной жизни?

3. Расскажите о роли компьютера в жизни человека.

При выполнении каждого задания студент максимально может получить 10 баллов(если не допущены ошибки , при наличии 2-х ошибок студент получает 5 баллов) . Затем баллы суммируются, максимальное количество баллов — 50, что соответствует оценке «отлично»;

§ 29. Употребительность морфем в речи.

1. Какую стилистическую окраску имеют приставки?

2. Какую стилистическую окраску имеют суффиксы?

3. Как сочетаются морфемы в речи?

4. Что такое узус?

В русском языке существуют такие словообразовательные модели (то есть случаи словообразования), когда образование нового слова одновременно меняет его стилистическую тональность, привнося иной эмоционально-экспрессивный оттенок или изменяя среду употребления слова.

Сравним, например, нейтральное жилет и разговорное – жилетка, общеупотребительное сверхмощный и ироническое архимощный.

Словообразовательные способы создания книжной и разговорной стилистической окраски многообразны. Основными словообразовательными средствами ее создания являются приставки и суффиксы.

Употребительность приставок в разных стилях речи. Большинство приставок нейтральны по отношению к стилю речи. Но некоторые приставки придают словам яркую стилистическую окраску: анти-, квази-, суб-, транс-, ультра-, из-, пре- и другие. Сравните: выбрать (разговорный стиль) – избрать (книжный стиль); ультрасовременный, антинаучный, архиреакционный (книжный стиль); развеселый, расчудесный (разговорный стиль).

К выделенным словам подберите слова противоположного смысла с приставкой без- (бес-). Сказуемые, где необходимо, сделайте отрицательными. Вспомните, как называются слова, противоположные по значению.

1. Он всегда характеризовался разумным взглядом на окружающее. 2. Этот студент очень одаренный. 3. Кошка была домашняя, ухоженная. 4. Предубежденное решение судейского жюри нашло отклик у зрителей. 5. Территория страны была объявлена ядерной зоной. 6. Его гуманный поступок вызвал у всех удивление. 7. В отношениях с посетителями ООН проявлял необыкновенную деликатность. 8. Богатая содержанием приключенческая книга не вызвала интереса у читателей.

Слова для справок: обездоленный, бессердечный, бессмысленный, бездарный, беспристрастный, бесцеремонность, бессодержательный, безъядерный.

Выделенные сочетания слов или слова замените синонимичными прилагательными с приставкой без- (бес-). Как влияет эта приставка на стиль?

1. Перед нашим взором раскинулись поля, которым не было конца. 2. Несметные богатства сокрыты в недрах этого края. 3. Очень смелый сапер обезвредил мину террористов. 4. Этот простодушный парень нам очень нравился. 5. Лишенный всякой отзывчивости, сын никогда не помогал матери. 6. Неуместная шутка возмутила всех присутствующих. 7. Она закрыла лицо руками и очень тихо заплакала.

Слова для справок: беззвучно, бестактный, бесчувственный, бескрайний, бесчисленный, бесхитростный, бесстрашный.

Обозначьте приставки. Определите стилистическую окраску приставок. С выделенными словами составьте предложения.

Противоокислительный, сверхнизкий (о температуре), распечальный, ультрафиолетовый, изначальный, противоракетный, попросторнее, пониже, предпраздничный, пренеприятный, межзвездный, дореформенный, внебюджетный, антинародный, межконтинентальный, досрочный, выдержанный, расхожий, пограничный, предрассветный, изгнать.

Прочитайте, подчеркните слова с одинаковыми приставками. Укажите стилистическую роль повторения одних и тех же приставок.

1. Стремится вытесать свой мир попросторнее, да посветлее, да пообзорнее. (В.Липатов). 2. Повысыпали школьники. Сначала старательные двигались. Потом заторопились лежебоки, и, всех сбивая, побежали сони… Замелькало, задвигалось все сразу, загалдело. (И. Снегова). 3. А когда не хватает энергии для последних мгновений пути, помогают законы инерции добежать, добрести, доползти. 4. Прогрызают Арбат. Обращаются хижины в прах! Только МАЗы храпят и буксуют на бывших дворах… Наша участь такая – пробивать, прогрызать, прорубать. (Р. Рождественский). 5. Все громче и громче загрохотало, заухало, заревело по всей реке, и в этом отчаянном шуме хлопотливо затокал пулемет. (А. Толстой).

Употребительность суффиксов в разных стилях речи.

1) Суффиксы оценочные, образующие слова с тем же смыслом, что и у образующей основы, но с добавочным оттенком значения. Например: а) поле – пол-юшк-о, белый – бел-еньк-ий, суффиксы -юшк- и -еньк- не изменили значения слова, но добавили новый оттенок ласкательности; б) бумага – бумаж-онк-а, комната – комнат- енк-а, суффикс -онк- (-енк-) добавил оттенок пренебрежительности; в) рука – руч-ищ-а, нога – нож-ищ-а, суффикс -ищ- добавил оттенок увеличительности и т.д. Оценочные суффиксы имеют ярко выраженную разговорную окраску. Некоторые из них придают высказыванию сниженный характер: -уг- (-юг-) (ворюга), -их- (врачиха), -ш- (кондукторша), -ух- (житуха) и др. Слова с оценочными суффиксами чаще всего бывают словами разговорного стиля, они часто используются и в поэтической речи. Например: Что ж ты, солов-ушк-а, корма не клюешь, вешаешь голов-ушк-у, песен не поешь? Пелося солов-ушк-е в рощ-ице весной, вешает голов-ушк-у в клетке золотой.

2) Суффиксы смысловые образуют новые слова, смысл которых отличается от значения образующей основы. Например: а) учи(ть) – учи-тель, работа(ть) – работ-ник, суффиксы -тель- и -ник- образуют слово со значением лица; б) красн(ый) – красн-е-ет, кредит – кредит-ова-ть, суффиксы -е- и -ова- образуют глаголы, обозначающие состояние, действие; в) плотн(ый) – плотн-ость, богат(ый) – богат-ств-о ; суффиксы -ость- и -ство- образуют новые слова со значением качества и т. п.

Слова со смысловыми суффиксами чаще всего нейтральны к стилю речи. Но есть суффиксы употребительные только в словах книжного стиля: -изаци-я (нейтрал-изаци-я), -изм- (оптим-изм), -изн- (крив-изн-а), -ирова- (дебют-ирова-ть); или только в словах разговорного стиля: -ье(вран-ье), -юг-(жад-юг-а), -ун-(хваст-ун), -отн-(толк-отн-я) и др.

Выпишите слова в два столбика: 1) образованные с помощью суффиксов оценочных; 2) с помощью суффиксов смысловых.

Мужество, руководитель, книжонка, испытатель, вымогатель, издательство, рощица, внучок, полюшко, сапожище, собачонка, лошаденка, пальтишко, глазастый, смелость, голубушка, деревце, девчонка, зазнайство.

Определите значение суффиксов в выделенных словах. Какую стилистическую окраску они имеют?

Рыжий котище спал на бревнище, а хвостище свесил вниз. Бежал мимо серенький котишка – плутишка, взял и дернул старого за хвост. Тот проснулся, открыл глазища и пошевелил усищами. А котишка был трусишка. Как увидел, какая у кота лапища, какие когтищи, сразу к своей маме в домишко убежал. А кот зевнул, сначала закрыл один глазище, а потом другой и снова заснул. Заснул и маленький шалунишка под ласковую песенку: «Спи, мой паинька, мой заинька, баиньки — баю, бай!»

Прочитайте предложения. Объясните, где существительные с оценочными суффиксами имеют уменьшительно-ласкательное значение, а где презрительно- пренебрежительное.

1. О прочитанной книге он сказал: «Скучная книжонка». 2. В народных песнях березу часто называют березонькой. 3. Душонка у него была пустая, ленивая. 4. Глаза у мальчугана были как звездочки. 5. Свою младшую дочку он ласково называл доченькой. 6. Собачонка весело виляла хвостом и повизгивала от удовольствия. 7. К пушистым елочкам на пригорке ведет песчаная дорога. 8. В новом районе построили детский городок: лесенки, горки, башенки с разукрашенными резными окошками. 9. В кружке изобразительных искусств дети вырезают из дерева забавные вещицы и игрушки, лепят из глины зверьков, птичек, вазочки, декоративные тарелки. 10. На тарелке лежали булка, кусочек масла и ломтик сыра.

Прочитайте предложения. Скажите, где суффикс -ишк- придает существительным пренебрежительно-презрительный оттенок, а где снисходительную иронию, ласковость.

1. Мой маленький брат – ужасный хвастунишка, ему всегда хочется выглядеть лучше всех, но я его люблю. 2. Он жалкий трусишка и не заслуживает снисхождения. 3. Домишко был старый, заброшенный; видно было, что в нем никто не живет. 4. Неожиданно выскочил из-за кустов на дорогу зайчишка и, увидев машину, так испугался, что побежал не в сторону или назад, а по дороге – перед машиной.

Прочитайте предложения, сняв оценочные суффиксы существительных. Посмотрите: 1) везде ли это возможно; 2) что изменится – оттенки значения, авторское отношение, настроение?

1. Хлеб был нарезан тонкими, почти прозрачными ломтиками. 2. От березки дорога уходила вправо, к темневшей вдали рощице. 3. Внезапно брызнул дождик, мелкий, легкий, солнечный. 4. Стайка птиц пировала у ягодных кустарников. 5. Вместе с травой из влажной земли появился слабый росточек. Пригреет солнышко – и зажжется на стебельке огонек дикого тюльпана. 6. Стрекозы с блестящими прозрачными крылышками летали над прудом. 7. У собачонки была смешная кличка – Гвоздик. 8. Он замер перед кустиком с глянцевыми листочками. Это было редкое растение, настоящая находка для ботаника. 9. У этого растения тонкий стебелек, а на нем – единственный цветок с белыми лепестками. 10. Лапки у зверька были крохотные, с черными коготками.

Образуйте ласкательные формы мужских и женских имен.

Образец: Владимир – Володя, Володенька, Володюшка.

Ольга – Оля…, Наталья – Наташа…, Дмитрий – Дима…, Иван – Ваня…, Александр – Саша…, Николай – Коля…, Ирина – Ира…, Юрий – Юра…

В данных рядах найдите лишние, то есть слова, не имеющие оценочных суффиксов.

Сестрица, пуговица, салатница, косица, водица, частица, страница. Починка, былинка, тропинка, разминка, соринка, морщинка, картинка. Цветок, огонек, орешек, платок, грибок, росток, разок.

Обратите внимание на выделенные слова. Скажите, в каких существительных суффиксы -к-, -ок-, -ц- имеют уменьшительное значение и в каких не имеют его.

1. У Верочки был маленький вздернутый носик. – В шкафу стоял чайник с отбитым носиком. 2. Головка ребенка спокойно и доверчиво лежала на плече отца. – На столе лежали белый кочан капусты, красные помидоры, желтые головки лука. 3. На ножках Зухры были белые босоножки. – Ребенок задел за ножку стола. 4. Завод выпускает спортивные городки для любителей этой стариной русской игры. – В новом городке для малышей чего только нет! 5. На рисунке девочки желтый кружок изображал солнце. – На факультете работает несколько литературных и лингвистических кружков.

Обозначьте суффиксы в словах. Определите вид каждого суффикса (оценочный или смысловой) в словах.

Лисенок, песчаный, толстенный, знание, историк, трансляция, чемоданчик, певец, старушка, широта, стряпуха, автоматизация, новичок, лифтерша, рубка, поэтесса, старушенция, вдохновение, гнилье, танцульки, детский, кормилец, ситцевый, медведица, цветник.

Данные группы существительных образованы от одной и той же основы, но при помощи разных суффиксов. Выделите эти суффиксы и определите их значение и стилистическую окраску.

1. Острие – острота – остряк.

2. Резец – резьба – резак – резание – резка – резчик.

3. Старина – старье – старость – старик.

4. Красавица – красотка.

5. Гулянье – гуляка – гулянка – гульба.

Данные пары слов образованы от одной и той же основы, но при помощи разных суффиксов лица. Выделите эти суффиксы и определите их значение и стилистическую окраску. Устно составьте с данными словами предложения.

Писатель – писака, летчик – летун, жилец – житель, мелочь – мелкота, старец – старик, левша – левак, скупой – скупердяй, дурак – дурень, певец – певун, жадина – жадюга.

Одинаково ли значение и стилистическая окраска суффикса -ш-(а) в словах библиотекарша, генеральша, левша?

Замените данные словосочетания синонимичными существительными, употребляющимися в разговорной речи. Укажите суффикс.

Образец: Третьяковская галерея – Третьяковка.

Моторная лодка, группа продленного дня, невидимый человек, тушеное мясо, копченая рыба, вечерняя газета, маршрутное такси, неотложная помощь, раскладная кровать, легковая машина, мореходное училище, камера одиночного заключения, ветряная оспа, капитальный ремонт.

Составьте с некоторыми из полученных существительных предложения.

Выпишите из каждой пары синонимов вначале слова, не имеющие стилистической окраски, или слова, имеющие книжный оттенок, а потом слова, имеющие разговорный оттенок. Выделите суффиксы. Добавьте свои примеры.

Человечий – человеческий, читальня – читалка, медведиха – медведица, злость – злоба, диктант – диктовка, жилье – жилище, волчица – волчиха, вражеский – вражий, разность – разница, грабеж – грабительство.

Выпишите существительные с суффиксом -изм- в таком порядке: 1) со значением названия занятия, деятельности (туризм); 2) со значением названия качества (оптимизм); 3) со значением названия, направления в искусстве (романтизм); 4) со значением названия политико-экономического устройства (капитализм). Какого стиля слова, образованные с помощью суффикса -изм-?

Классицизм, капитализм, феодализм, эгоизм, абстракционизм, пессимизм, сентиментализм, парашютизм, реализм, альпинизм, героизм, дельтапланеризм, автомобилизм, модернизм.

Выпишите существительные с суффиксом -ур- в такой последовательности: 1) со значением названия отрасли искусства; 2) со значением названия коллектива лиц. Какого стиля слова, образованные с помощью суффикса -ур- ?

Скульптура, литература, архитектура, профессура, агентура, инспектура, адвокатура.

Прочитайте предложения. Подчеркните существительные с суффиксом –аж-. Определите, в каком слове он не выделяется. Укажите, какую стилистическую окраску имеет этот суффикс. В каком стиле написаны данные высказывания?

1. Витраж – это сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет.

2. Репортаж – это рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читателю какую-то новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представление о жизни, о протекающих в ней процессах.

3. Вернисаж – это закрытый просмотр художественной выставки, а также день ее открытия.

4. Дренаж – это осушение заболоченных почв посредством системы дрен (подземных труб для сбора и отвода почвенно-грунтовых вод).

5. Демонтаж – это разборка оборудования, инженерного сооружения или снятие их с места установки.

Запомните значение слов витраж, репортаж, вернисаж, дренаж, демонтаж. Составьте с ними предложения.

От данных глаголов образуйте разные имена существительные. Определите стилистическую окраску, придаваемую им суффиксами. Составьте с полученными существительными предложения.

Знать, изменять, измерять, назначать, приобретать, читать, отделать, плавить, стоить, чистить, писать.

Прочитайте текст. Определите суффиксы выделенных существительных. Какого стиля данный текст.

Как повлияет на процесс мышления человека внедрение компьютеров в повседневную жизнь? Понятно, что они освобождают мозг от привычной рутинной работы, например, от запоминания и хранения в уме многих фактов, их учета, анализа и сравнения и т. п. Все это быстрее и лучше сделает за человека машина. Но как будет реагировать на это человеческий мозг? Что раньше делал специалист, столкнувшись со сложной проблемой? Шел в архив или библиотеку, листал книги по соответствующим вопросам. При этом его мозг все время пытливо работал, искал выход из затруднительного положения. Теперь же, имея свой компьютер, в который заложена информация, он просто нажимает несколько клавиш и тут же получает ответ на свой вопрос. С одной стороны, шевельнулась ли у него при этом хотя бы одна извилина? А может быть, именно при такой экономии, освобождении от рутинной работы он сможет мыслить шире и глубже, успешно двигать вперед науку? Кто ответит на эти вопросы со всей определенностью?

Специалисты считают, что распространение все более эффективных запоминающих устройств, их внедрение даст людям возможность больше думать над сложными проблемами, а не тратить время на рутинную работу мозга. Причем и специалисты, и практики подчеркивают, что повседневная работа с компьютером – дело, прежде всего творческое.

Эффект отдачи зависит также от самого человека, который обращается к электронной машине за помощью. Компьютер лентяю не помощник.

Комментарии к тексту: рутинный – консервативный, следующий заведенному шаблону; боящийся перемен, нового, здесь – в значении бесполезный.

Задания к тексту:

1. Прокомментируйте предложения: Компьютер лентяю не помощник.. Очень важно освободить мозг от рутинной работы. Необходимо на главный вопрос ответить со всей определенностью. Подберите к выделенным словам синонимы.

2. Ответьте на вопросы: Согласны ли вы с мнением, что компьютеры освобождают мозг от рутинной работы? Может ли специалист мыслить шире и глубже при наличии компьютеров? Какова точка зрения специалистов на широкое применение компьютеров в нашей повседневной жизни?

3. Расскажите о роли компьютера в жизни человека.

Дайте стилистическую характеристику выделенных слов. Укажите словообразовательные средства создания стилистической окраски.

1. Мне жребий неволи судьбинушкой дан. (М.Лермонтов); 2. Флена Ивановна… говорила, что она ей родная по душеньке, распрелюбезная сестрица (С.Асаков); 3. Называться актрисой или даже певицей моя певичка не имела ни малейшего права. Впереди толпы прыгает маленький солдат в старой шинелишке и с шапкой набекрень. Кто, сударыня, в молодости не умел верить, тот не уверует и в старости, будь он хоть распереписатель. (А.Чехов); 4. Что бы знал вольный свет, какова есть жизнь распрелютая. И с каким трепетом берет он в руку бумажку, очинивает ножиком перышко, как работает его миниатюрное воображеньице, как трудится его крохотная мысль, придумывая каждое слово, каждое выраженьице замысловатого отношеньица. (Салтыков-Щедрин); 5. Знай я их, эти распрепроклятые языки… из меня бы вышла не та фигура! (И.Гончаров).

Сочетаемость морфем в речи. Суффиксы и приставки присоединяются не ко всем, а лишь к определенным основам или корням, причем законы их сочетания с основами не всегда легко и просто определить. Например, суффикс -тель сочетается только с глагольными основами: чита-тель. Однако от глаголов гулять, летать, прыгать существительные с этим суффиксом не образуются. Приставки в-, под- можно присоединить, например, к корням слов ходить, носить: входить, подходить, вносить, подносить, но эти приставки неупотребительны с корнями слов стоять, фотографировать, спать.

Людям, желающим овладеть русским языком, следует запомнить, с какими корнями какие суффиксы и приставки употребляются.

Прочитайте, расскажите, что вы поняли? Что такое узус? Как построены необычные, взятые в кавычки слова?

В русской речи нет прямолинейности и строгой логичности в образовании слов. Мы говорим: у-дешевить (сделать дешевле), у-лучшить (сделать лучше), у-простить (сделать проще), у-крупнить (сделать крупнее), у-меньшить (сделать мельче), у-быстрить (сделать быстрее). Но «у-медлить» не говорят. Надо сказать за-медлить. А как сказать «сделать интереснее»? Соответствующего глагола нет, хотя образование его было бы вполне закономерным.

В русском языке много таких нелогичных ограничений и непоследовательностей, которые определяются не закономерностями словообразования, а традицией словоупотребления, привычкой, обычаем. Почему мы говорим: голуб-изна, желт-изна, но: черн-ота, красн-ота,. сер-ость, син-ева. Так сложилось когда-то в языке и продолжает оставаться. Сказать «синизна» или «серизна», «краснева» или «желтева» нельзя.

Наряду с логичными, чисто языковыми закономерностями и ограничениями в речи при образовании слов властвует еще один хозяин – узус (латинское – usus – обычай), обычай, власть привычки. Узус – тиран, он строг, капризен и нелогичен. Это – хозяин речи. «Так не говорят», – слышим мы часто. Это и есть властный голос узуса. Он сидит в каждом человеке, опирается на заложенные в нас с детства привычки и командует.

Образуйте, если можно, от данных корней новые слова по образцу. В случае затруднения справляйтесь в толковом словаре: если в нем нет образованного вами слова, значит, его нет в русском языке.

1. с приставкой из- (ис-): пить – испить

Бить, ходить, печь, бегать, сидеть, резать, петь, ставить, винить, варить, рубить, топить, жечь.

2. с приставкой на-: рубить – нарубить

Звать, влечь, печь, править, сеять, дуть, решить, верить, обещать, петь, вить, готовить, писать.

3. с приставкой у-: ехать – уехать

Чертить, скоблить, мыть, ползти, трясти, гнать, колотить, скользнуть, рыть, читать, скакать, рисовать, баюкать.

4. с суффиксом -ник: ягода – ягодник.

Лед, бумага, холод, стул, прием, сон, снег, сапог, печь, камень, уголь, ключ, работа.

5. с суффиксом -н-: рыба – рыбный

Мясо, конь, волк, лошадь, слон, орел.

6. с суффиксом -к-: варить – варка

Полоть, копать, рубить, ставить, сказать, красить, мазать, спать, клеить, сушить, мешать, решать.

7. с суффиксом -отн-: трещать – трескотня.

Стучать, кричать, ворчать, защищать, мешать, толкаться, пачкать, мазать, толпиться, лепить.

8. с суффиксом -иц-: путать – путаница.

Борода, отличник, студент, ученик, танцовщик, артист, слякоть, метель, вьюга, гололед, вода, снег.

Прочитайте предложения. По аналогии с какими словами в речи детей возникли выделенные слова?

Она коша, потому что хорошая, а когда она будет плохая, я назову ее кошкой. Ого-го, как ладошкаются! Няня у меня немужатая. Ну-ка, раскулачь мои пальцы. Расскажи начало, а кончало не надо. Вот и все Валино обувало.

Прочитайте отрывки из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти». Подберите слова, существующие в русском языке, которые могли бы быть образцом для «детских» слов.

Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, пышущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

– Огонь и огонята! Огонь и огонята!!

– Какой ты страшный спун! Чтоб сейчас было встато!

Купаясь в ванне, он сказал своей матери:

– Мама, скомандуй: «К нырьбе приготовится!»

– Дай мне нитку, я буду нанитывать бусы.

Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала:

– Вот притонула, а вот вытонула!

– Замолоточь этот гвоздик.

– Я сижу и отмухиваюсь, сижу и отмухиваюсь.

– Мама, утки утьком идут!

– Папа, уже разгащивается! – кричит отцу пятилетняя дочь, когда гости, пришедшие к матери, стали постепенно расходиться.

– Это не настольная игра, а настульная. Ведь я играю не на столе, а на стуле.

– Жили-были царь и царица, а у них был маленький цареныш.

Сравните: отмахиваться, гуськом, звереныш, котята, врун, нанизывать, заколотить, напиться, ходьба, распогодиться.

Прочитайте, объясните, почему дети могли образовать выделенные слова.

а) Вот как дети производят существительные от глаголов: копата (лопата); падули (а не ходули); мама, убери стиру (корыто); дай мне чисточку, я буду чистить зубы (зубная щетка). И обратно: из знакомого существительного рождается глагол:

— Дай рубанок, я хочу порубанить.

— Мама, я твой козлик, я тебя зарогаю.

— Попесочь мне кашу.

— Я лопал, лопал лопатой снег – ох, и устал!

— Дай мне лейку, я буду леить.

— Нужно отключить замок.

— Я хочу наклубочить нитки.

— Я хохотала, хохотала, нахохотала целую комнату.

(По М. Рыбниковой)

б) Если в одной семье на детском языке есть глагол попесочить, а в другой – молоточить, если один ребенок сказал черессказнуть, а другой черезбросить, один сам откнопал, а у другого само откнопилось, если все это так, то, конечно, эти встречи детского языка не случайны. Не случайно дети в разных семьях называют сухарики кусариками, производя это слово от глагола «кусать». Это значит, что есть какой-то один закон словообразования, который ребенок, не зная, сознает.

Прочитайте. Объясните, как построены «детские» слова.

Пятилетний мальчик рассказывает: «У меня уже эти пальчики умеют за струны держаться, а эти – звучок держать». Семилетняя Лена просит: «Дай мне редискиного салата». «Это чей хвост – волков или лисицын?» – спрашивает пятилетний Петя. Маша рассказывает: «Сидишь себе рисуешь – нарисовываешь». Восьмилетняя Даша говорит: «Победила я свою лень. Я ее обезглавила, обесхвостила и прогнала». Трехлетний Ваня, поступив в детский сад, спрашивал у родителей: «Кто я теперь: детсадник или детсадовник?» «Завтракай скорее, а то не пойдешь с нами купаться» – «Это что, угрожение?» «Люся, иди спать!» – «Можно я еще рисовну разочек!» Четырехлетняя Катя, вооружившись по примеру взрослых большой палкой, говорит: «Без шарки грибов не найдешь». Света семи лет говорит, задумчиво глядя не муравейник: «А может, и они на свою насекоминую луну спутник запустили?» «Сегодня мы обелогрибились», – сказала мама. «И облисичкались! И осыроежкались!» – закричали дети. «Нельзя ли умедленить шаг? Я отстаю», – говорит восьмилетняя Аня на прогулке. (Е.Земская)

Прочитайте, укажите по какому образцу созданы выделенные слова. Употребительны ли эти слова в литературной речи? С какой целью создаются подобные слова в произведениях литературы?

1. Воротясь обратно из Зазвездья, и в слезах целуя землю-мать, мы начнем последние известья из глубин вселенной принимать. (Н. Асеев) 2. Софья Ковалевская сделалась знаменитым числяром. (В. Хлебников) 3. А рядом веселый стоит, как ребенок, весь в листьях бескорый эвкалиптенок. (В. Гончаров) 4. Ребенок дует в парус вымышленный, создав подобье ветерка. А настоящий он, как вымечтанный, так недоступен он пока. (Т. Чиладзе) 5. Я влюблен, я очарован, словом, я огончарован. (А. Пушкин) 6. В сочной зеленой траве краснеет земляника. Чья там головка русеет. (В. Хлебников)


источники:

http://poisk-ru.ru/s786t21.html

http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/upotrebitelnost-morfem-rechi-90928.html