Выпишите слова у которых в конце основы нет суффикса к

Технология урока

Вы здесь

Олимпиада с ответами 10-11 классы — Русский язык 2017 год

Рубрика:

ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задание № 1. Назовите лишний глагол в каждом ряду. Объясните, почему он лишний. При ответе используйте свои знания относительно возможностей и способов образования видовых пар глаголов в русском языке.
1) гарантировать, деформировать, обследовать, арестовать;
2) женить, ощутить, встретить, обеспечить;
3) выявить, закипеть, дорисовать, накалить;
4) хотеть, числиться, иметь, простить.
Ответ:
1) лишним является глагол арестовать, имеющий видовую пару арестовывать, остальные глаголы двувидовые;
2) лишним является двувидовой глагол женить, остальные глаголы образуют видовую пару;
3) лишним является глагол накалить, имеющий вариантные формы при образовании видовой пары (накалять/накаливать);
4) лишним является глагол простить, образующий видовую пару, остальные глаголы одновидовые, не образующие видовой пары.
Оценивание: 0,5 балла за выделенное слово и 1 балл за объяснение (всего 1,5 балла за позицию).
Итого: 6 баллов.
Задание № 2.
А. В своей книге «Основы психолингвистики» (М., Лабиринт, 2001 г., стр. 182) И.Н. Горелов и К.Ф. Седов говорят о таком приёме языковой игры, как переиначивание русского фразеологизма на иностранный лад: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче; не по Сеньке шапка – не по Хуану сомбреро.
Какие фразеологизмы русского языка «переиначены» таким образом? Напишите их и дайте толкование значения.

  1. Как о бордюр арахис –
  2. Аннексировать лаваш (у кого-л.) –
  3. Фрагментировать идиота –
  4. Абсорбировать (что-л.) с лактозой матери –
  5. Не в пони фастфуд –
  6. Выносить утиль из офиса –
    Схема ответа: «переиначенный» фразеологизм – фразеологизм, существующий в русском языке и соответствующий «переиначенному» – толкование фразеологизма.

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

  1. глас вопиющего в пустыне –
  2. прокрустово ложе –
  3. у разбитого корыта –
  4. кануть в Лету –
  5. а воз и ныне там –
  6. блудный сын —

Ответ:

А. 1. Как о бордюр арахис – как об стенку горох – «бесполезно объяснять, никак не воздействует на кого-л. что-л. сказанное».
2. Аннексировать лаваш (у кого-л.) – отнимать хлеб (у кого-л.) – «отнимать возможность заработать или заработок».
3. Фрагментировать идиота – ломать дурака – «паясничать, притворяться глупым, непонимающим».
4. Абсорбировать (что-л.) с лактозой матери – впитать что-л. с молоком матери – «усвоить с раннего возраста, запомнить на всю жизнь».
5. Не в пони фастфуд – не в коня корм – «не идёт впрок, на пользу, не даёт желаемого результата».
6. Выносить утиль из офиса – выносить сор из избы – «разглашать сведения о неприятностях, касающихся узкого круга людей».
Б.

  1. глас вопиющего в пустыне – Библия
  2. прокрустово ложе – древнегреческая мифология
  3. у разбитого корыта – литература («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина)
  4. кануть в Лету – древнегреческая мифология
  5. а воз и ныне там – литература (из басни «Лебедь, Рак и щука» И.А. Крылова)
  6. блудный сын — Библия
    Оценивание: по 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкование (всего 6 баллов); за правильно названный источник появления фразеологизма – по 0,5 балла (всего 3 балла).

Итого: 9 баллов.
Задание № 3. Напишите, какие грамматические явления русского языка А.М. Пешковский называет:
1. Множественным вежливости
2. Множественным скромности
3. Множественным величия
4. Множественным насмешки.
Составьте предложения, иллюстрирующие каждое из указанных явлений.
Ответ:
1. Речь идёт об употреблении местоимения Вы при обращении к старшему, уважаемому человеку. Ученик должен составить предложение, в котором использовано обращение к старшему или уважаемому человеку, например: Прошу Вас, Александр Сергеевич.
2. Речь идёт об употреблении авторского мы в научных трудах, которым автор называет сам себя. Ученик должен составить предложение, в котором под местоимением мы подразумевается сам автор текста, например: В данной работе мы строго придерживались фактов.
3. Речь идёт об употреблении местоимения мы в царских манифестах – так именует себя царь, король, князь. Ученик должен составить предложение, в котором царь, король, князь, говоря о самом себе, употребляет местоимение 1 лица мн.ч., например, Мы, Николай Второй…
4. Речь идёт об употреблении местоимения мы, когда так говорят о ребёнке, близком, любимом человеке (а также при обращении врача к больному – так называемое «врачебное мы»). Ученик должен составить предложение, в котором к ребёнку или близкому человеку шутливо обращаются, используя местоимение 1 лица мн.ч., например: Какие мы сегодня сердитые! Почему мы плачем? Какой у нас громкий голос! Как мы себя чувствуем сегодня?
Оценивание: по 2 балла за каждый правильный пункт ответа (1 балл – комментарий, 1 балл – пример предложения).
Итого: 8 баллов
Задание № 4. Фразеологизмы русского языка разграничиваются на фразеологические сращения и фразеологические единства. Определите, что лежит в основе разделения фразеологизмов на эти группы? Обозначьте данные группы, распределите фразеологизмы. Самостоятельно дополните каждую группу по одному фразеологизму.
Дать стрекоча, набрать в рот воды, бить баклуши, бросать тень, очертя голову, первая ласточка, с какой стати.
Ответ:

  1. Фразеологические сращения – это семантически неделимые фразеологические обороты, в которых целостное значение совершенно несоотносительно со значением его компонентов. Иначе говоря, это сочетания, смысл которых нам понятен, но объяснить их этимологию без специальных знаний нельзя. В первую группу относятся: дать стрекоча, бить баклуши, очертя голову, с какой стати. Например, неровен час, с бухты-барахты.
  2. Фразеологические единицы – фразеологические обороты, общее значение которых метафорически мотивировано значениями составляющих данный оборот слов. Иначе говоря, это сочетания, семантика которых объясняется достаточно легко и без специальных знаний: набрать в рот воды, бросать тень, первая ласточка. Например, пускать пыль в глаза, вылететь в трубу.
    Оценивание: за правильные определения – по 2 балла (итого 4 балла), за правильное отнесение фразеологизма в ту или иную группу – 7 баллов, за приведённые самостоятельно фразеологические единицы – по 1 баллу (итого 2 балла).

Итого: 13 баллов.
Задание № 5. Выпишите из приведенного ниже списка слова, у которых в конце основы нет суффикса -к-; если в конце основы этих слов есть какой-то другой суффикс, выделите его. Оставшиеся слова разбейте на группы в соответствии со значениями суффикса -к-, учитывая значения именно этого суффикса, а не других частей слова. Для каждой группы слов сформулируйте значение, выражаемое суффиксом. Есть ли среди этих слов такие, которые попали сразу в несколько групп? Если такие слова есть, поясните, в чем причина этого.
Вазочка, заготовка, зазнайка, казашка, крестьянка, лентяйка, поимка, спаленка, стружка, тряпочка, турчанка, свистулька.
Ответ:
1) Нет суффикса -к- в словах: ваз-ОЧК-а, турч-АНК-а, свист-УЛЬК-а.
2) Суффикс –к- со значением:
· уменьшительности: спален-К-а, тряпоч-К-а;
· женского пола: казаш-К-а, крестьян-К-а, лентяй-К-а;
· отвлеченного действия: заготов-К-а, поим-К-а;
· лица: зазнай-К-а;
· предмета (или предмета, полученного в результате действия): заготов-К-а, струж-К-а.
3) Слово заготов-К-а попало в две группы, так как оно многозначное:
а) оно обозначает действие по глаголу заготовить (заготовка дров на зиму);
б) то, что было заготовлено (хранить домашние заготовки в подвале, заготовки для сапог).
Оценивание:

  1. за каждое правильно определенное слово – по 1 баллу (итого 3 балла);
  2. за определение значения – по 1 баллу (итого 5 баллов), за распределение слов по группам – по 0,5 балла (итого 5 баллов);
  3. за правильно выделенное слово – 1 балл, за определение многозначности слова – 1 балл, за объяснение двух значений – по 0,5 балла (итого 3 балла).
    Итого: 16 баллов
    Задание № 6. В каждом сложноподчиненном предложении определите тип придаточной части, вводимой компонентом что; укажите, какой частью речи он является; назовите его функцию.

1. И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на поляне лесной.
2. «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось», — шепчет Холин.
3. Поэт Вяземский говорил, что целость русского языка должна быть для нас так же священна, как и неприкосновенность наших границ.
4. Кто любил, тот знает, что значат слезы по любимому человеку: одна такая слеза на весах счастья перетянет миллионы радостей без любви.
5. Только дуб, что одиноко высился на краю леса, не сбросил своей листвы.
Ответ:
1. Придаточное сравнительное. Что является союзом, связывает придаточную часть с главной.
2. Придаточное меры и степени. Что является союзом, служит для связи придаточной части с главной.
3. Придаточное изъяснительное. Что является союзом и связывает придаточную часть с главной.
4. Придаточное изъяснительное. Что является местоимением (союзным словом), в предложении является дополнением и служит для связи придаточного предложения с главным.
5. Придаточное определительное. Что является местоимением (союзным словом), в предложении является подлежащим и связывает придаточную часть с главной.
Оценивание: за определение типа придаточной части, вводимой компонентом что — по 1 баллу (того 5 баллов); за определение части речи — по 1 баллу (итого 5 баллов), за определение функции – по 1 баллу (итого 5 баллов).
Итого: 15 баллов.
Задание №7. Какие из следующих предложений (простых и входящих в состав сложных предложений) являются односоставными и к какому типу они относятся? Какие из предложений являются неполными двусоставными с пропущенным главным членом (главными членами)? Объясните, почему вы считаете, что эти предложения неполные.
1. Договорился с друзьями пойти в горы.
2. Начинаем подниматься.
3. Неприятно, что очень ветрено.
4. Предлагаю спускаться вниз, а они не соглашаются.
5. «Гордецы, – думаю. – Зря отказались».
Ответ:
1. Договорился с друзьями пойти в горы – неполное двусоставное; по смыслу неполное, пропущено подлежащее, без которого непонятно, кто является субъектом действия.
2. Начинаем подниматься – односоставное определенно-личное.
3. а) Неприятно – неполное двусоставное; по смыслу неполное, неполнота может быть устранена подстановкой подлежащего (Это неприятно; Запах неприятен), следовательно, здесь подлежащее пропущено. б) очень ветрено – односоставное безличное.
4. а) Предлагаю спускаться вниз – односоставное определенно-личное.
б) а они не соглашаются – двусоставное (по условиям задания не должно характеризоваться).
5. а) Гордецы – неполное двусоставное; по смыслу неполное, пропущено подлежащее, без которого непонятно, кому приписывается свойство быть гордецами.
б) думаю – односоставное определенно-личное.
в) Зря отказались – неполное двусоставное (как Не соглашаются); по смыслу неполное, пропущено подлежащее, без которого непонятно, кто является субъектом действия; при этом понятно, что это определенные лица, а не неизвестно кто.
Оценивание: за определение типа предложения – по 1 баллу (итого 9 баллов). За комментарий – до 3 баллов.
Итого: максимум 12 баллов.
Задание №8. Для каждого из приведенных ниже слов укажите соотносительное с ним другое слово, выражающее нужный смысл. Если таких соотносительных слов несколько, приведите их все и определите, есть ли между ними различия и в чем они состоят.
Живое существо – место, предназначенное для содержания этого живого существа:
корова –
курица –
лошадь –
овца –
слон –
собака –
Ответ:

Русский язык. Литература

Рубрики

  • «Человек есть то, что он читает» (61)
  • 10 класс (347)
  • 11 класс (503)
  • 5 класс (568)
    • Литература (247)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (416)
  • 7 класс (427)
  • 8 класс (534)
  • 8. ОГЭ (2)
  • 8″В». Мы (5)
  • 9 класс (489)
  • 9в. Доп (29)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
  • Говорим грамотно (4)
  • ЕГЭ (168)
  • Занимаемся летом В 9 класс (20)
  • Индивидуальные траектории (4)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (3)
  • Л. ря 7 (5)
  • Лично — разбор д.з. ЕГЭ (4)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (18)
  • Москва (6)
  • МХК (355)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (56)
  • Олимпиады (14)
  • ПП (2)
  • Программы и КТП (7)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проект Ютуб-канал 8 в. Егор и Севастьян (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (244)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине 🙂 (родителям) (40)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (136)
  • Список для чтения (15)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Философия. Иван Ильин (1)
  • Цитата дня (25)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Октябрь 2021
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен
    123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    Олимпиадные задания по русскому языку

    Посмотрите все задания. Какие вопросы вызвали у вас затруднение?

    1.Для каждого слова в приведенном ниже предложении укажите все его непостоянные морфологические признаки и только их. (Указывайте не только сам признак, – например, род, – но и каково значение признака, – например, женский род.) Если у слова нет непостоянных признаков, то отметьте это.
    Малыши должны будут надеть две пары самых теплых носков и шерстяные брюки, если долго будут гулять в холодную погоду.

    2. Вопрос: «Куда ты идешь?» – был им задан с показным безразличием.
    Какая из представленных в его составе форм слов имеет омоформу*? Какому слову принадлежит каждая из омоформ и какие непостоянные грамматические признаки имеет? Какая из омоформ представлена в данном случае и что в рассматриваемом предложении позволяет однозначно ответить на этот вопрос?
    Данное предложение можно преобразовать в предложение с косвенной речью не одним спо-собом, сохраняя при этом его смысл. Предложите варианты такого преобразования. От чего зависит выбор каждого из вариантов?
    моформы — совпадающие в звучании и написании формы разных слов (печь – глагол в неопределенной форме и печь – существительное в им. или вин. падеже ед. ч. – это омоформы; или, иначе говоря, неопределенная форма глагола печь имеет омоформу – форму им. или вин. падежа существительного печь, и наоборот: форма существительного имеет в качестве омоформы форму глагола).

    3. Выпишите из приведенного ниже списка слова, у которых в конце основы нет суффикса -чик-; если в конце их основы есть какой-либо другой суффикс, выделите его. Оставшиеся слова разбейте на группы в соответствии со значением суффикса -чик-, учитывая значение этого суффикса, а не других частей слова. Для каждой группы сформулируйте значение, выражаемое суффиксом.
    Блинчик, буфетчик, водопроводчик, зайчик, кузнечик, летчик, мячик, обидчик, огурчик, пальчик, переводчик, пончик, попугайчик, тюльпанчик, хлопчик, чубчик.

    4. Разбейте приведенные ниже слова на три группы: (а) слова, которые могут быть только причастиями (причастными формами глагола), (б) слова, которые не могут быть причастиями, (в) слова, которые могут быть как причастиями, так и словами другой части речи. Для слов группы (а) определите, причастиями какого типа они являются, каково грамма-тическое значение этого типа причастий и как они образуются (ответ проиллюстрируйте выписанными в пункте (а) словами). Для каждого слова группы (б) укажите, к какой части речи оно относится и какие признаки свидетельствуют о том, что это не причастие. Для каждого слова группы (в) приведите по одному примеру его употребления в роли причастия и в роли другой части речи (укажите, какой именно).
    Вреднющий, вызывающий, добирающийся, завалящий, многообещающий, пенящийся, подрабатывающий, служащий.

    Задания с объяснением

    Задание 1. Каким звуком различаются следующие пары слов: семя – семья, полёт – польёт, Коля – колья. Для чего пишется Ь во вторых словах каждой пары?

    Задание 2. Выполните морфемный анализ следующих слов: соломинка, корзинка, пылинка, тычинка.

    Задание 3. Объясните значение фразеологизмов: явиться как снег на голову; подняться ни свет ни заря; быть камнем преткновения; совать нос не в своё дело.

    Задание 4. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.

    Задание 5. Определите падеж имён существительных в следующих предложениях: По улицам слона водили. Цыплят по осени считают. Ель заслоняет клён. Музей посетили экскурсанты. Аквариум – искусственный водоём или резервуар для содержания рыб, водных животных и растений.

    Задание 6. Поставьте следующие глаголы в форму 3 лица множественного числа: строить, колыхаться, бороться, сеять, гонять, присмотреться, тащить, таять, таить, припаять, хотеть, бежать, увидеть, вытерпеть.

    Задание 7. Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях: На забор взлетел кочет и закричал. Скорый поезд прибыл с Крыма. В магазин привезли красивую тюль. Крыша покрыта новой толью. Учитель видел будущую перспективу дальнейшего развития ученического коллектива.

    Задание 8. Вставьте пропущенные буквы: ране..ый боец – изране..ный солдат; сея..ая мука – посея..ое зерно; коше..ый или некоше..ый клевер; тка..ая скатерть – вытка..ый ковёр; балова..ый ребёнок – избалова..ое дитя; стриже.. ый мальчик – стриже..ые под польку волосы; гашё..ая или негашё..ая известь – погаше..ый костёр.

    Задание 9. Образуйте, по возможности, формы повелительного наклонения от следующих глаголов: петь, пить, поить, вить, веять, мыть, рыть, крыть, кроить, жечь, хотеть, мочь, видеть.

    Задание 10. Придумайте два предложения таким образом, чтобы в состав одного входило наречие в форме сравнительной степени, а в другое – прилагательное в той же форме. Например: приятнее – приятнее.

    Задание 11. Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках. Как при этом изменяется смысл предложения? Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна.

    Задание А. Расставьте ударение в следующих словах: баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить.

    Задание В. Какой главный признак поможет Вам различить тексты на болгарском и польском языках? Свой ответ поясните.

    Задание С. Чем отличается графолог от графомана?

    Задание Д. Слова каких частей речи могут заканчиваться на «я»? Приведите по одному примеру на каждую часть речи (допустимы любые формы слов).

    Задание Е. Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Аргументируйте свой ответ.

    Задание F. Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь» при изменении порядка слов? Поясните свой ответ.

    Задание G. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?:

    Мои богини! Что вы? Где вы?

    Внемлите мой печальный глас:

    Всё те же ль вы? Другие ль девы,

    Сменив, не заменили вас?

    Задание Н. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:

    1) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;

    2) «Когда море вернёт всех погибших в нём»;

    3) «У него ещё за ушами не просохло»;

    4)«Для каждой собаки наступит её день»;

    5) «Не стоит пороха и дроби»;

    6) «Чёрная овца в семье».

    Задание I. Закончите рассуждение, подтвердив его примерами. «Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но …».

    Задание J . Придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка.

    «Задания очного тура олимпиады «Ломоносов» 2012/2013 уч. года для 9–11 классов с ответами Вариант 1 Задание I В написании каких согласных букв в . »

    Задания очного тура олимпиады «Ломоносов» 2012/2013 уч. года

    для 9–11 классов с ответами

    В написании каких согласных букв в приводимом ниже предложении в принципе возможны ошибки и почему? Написание каких из них можно проверить, а каких – нет? Если проверка написания возможна, укажите для каждой из таких букв способ проверки. Если проверить написание не удается, поясните, с чем это связано.

    Лифт сломался: какая-то железка попала внутрь; поэтому переезд откладываем.

    Ответ Ошибки в принципе возможны в написании букв, которые обозначают звуки, парные по глухости/звонкости и при этом находящиеся в такой позиции в слове, где возможно оглушение или озвончение, то есть в конце и перед глухим или звонким шумным (кроме [в] и [в’]): в таких позициях глухие и звонкие не различаются. В приведенном предложении это выделенные буквы в следующих словах: лиФТ, желеЗка, перееЗД, оТкладываем.

    Написание можно проверить, если можно изменить слово или подобрать другое с тем же корнем, приставкой или суффиксом, чтобы звук, обозначаемый буквой, оказался в позиции, где звонкие и глухие различаются, то есть перед гласным или сонорным согласным (а также перед [в] или [в’]). В противном случае проверка невозможна.

    Буква Возможность проверки Проверочное слово невозможна лиФт возможна лифТ лифтом, лифтовый возможна желеЗка железок, железный невозможна перееЗд возможна переезД переезда оТкладываем возможна отложить, отучить Задание II Предложения с глаголом уноситься в роли сказуемого обычно описывают ситуацию физического перемещения субъекта, обозначенного подлежащим. Приведите примеры существительных, которые способны выступать в роли подлежащего в таких предложениях;

    укажите, к каким смысловым группам они относятся. Должен ли быть в подобных предложениях какой-либо второстепенный член (или несколько), чтобы они были полными?

    Если да, приведите примеры таких распространенных предложений и укажите тип второстепенного члена (второстепенных членов).

    Можно ли составить с глаголом уноситься в роли сказуемого такие правильные предложения, чтобы подлежащее в них обозначало какой-то физический объект, который неподвижен, не перемещается в пространстве. Если это возможно, составьте хотя бы одно такое предложение и укажите, для описания каких ситуаций оно может быть использовано.

    Ответ Основные смысловые группы существительных, которые могут выступать в роли подлежащего при сказуемом уноситься в предложениях, описывающих ситуацию физического перемещения субъекта:

    а) названия людей (в том числе перемещающихся на транспортном средстве):Официант (мальчишка, велосипедист) уносится в неизвестном направлении,

    б) названия животных и птиц: Собака (кошка, курица) уносится в сарай, Ястреб уносится ввысь,

    в) названия транспортных средств: Поезд (автомобиль) уносится вдаль.

    Для смысловой полноты эти предложения должны включать как минимум один второстепенный член – обстоятельство места, обозначающее начальную или конечную точку перемещения: Он уносится из комнаты (с веранды), Она уносится на улицу (во двор, к калитке).

    Пример предложения, в котором подлежащее обозначает неподвижный физический объект:

    Вдаль уносятся деревья (заводские трубы, станционные постройки).

    Подобные предложения используются для обозначения ситуации восприятия наблюдателем, очень быстро перемещающимся, например, на поезде, неподвижных объектов так, как будто это они перемещаются относительно него.

    Примечание. Принимались также другие ответы на вопросы о необходимости второстепенных членов и о предложениях, в которых подлежащее обозначает неподвижный физический объект, если приводимые в них примеры соответствовали условиям задания.

    Задание III Выпишите из приведенного ниже списка слова, у которых в конце основы нет суффикса

    -к-; если в конце основы этих слов есть какой-то другой суффикс, выделите его. Оставшиеся слова разбейте на группы в соответствии со значениями суффикса -к-, учитывая значения именно этого суффикса, а не других частей слова. Для каждой группы слов сформулируйте значение, выражаемое суффиксом. Есть ли среди этих слов такие, которые попали сразу в несколько групп? Если такие слова есть, поясните, в чем причина этого.

    Баночка, выскочка, запеканка, записка, звездочка, землячка, ночка, пассажирка, самозванка, стрижка, черкешенка, чистка.

    Ответ Нет суффикса -к-, другой суффикс выделен запекаНКа, звездОЧКа, черкешЕНКа Суффикс уменьшительности баночка, ночка женского пола землячка, пассажирка, самозванка

    -к- со знаотвлеченного действия стрижка, чистка чением лица выскочка предмета (или предмета, полу- записка, стрижка ченного в результате действия) Слово стрижка попало в две группы, так как оно многозначное: 1) оно обозначает действие по глаголу стричь (Стрижка заняла всего десять минут); 2) прическу, которая получилась, когда волосы подстригли (У него модная стрижка).

    Задание IV Прилагательные в русском языке склоняются по-разному. Разбейте приведенные ниже прилагательные на группы в соответствии с типом склонения (то есть с набором окончаний во всех имеющихся у слова формах; название для каждого из склонений указывать необязательно, но можно, если оно вам известно). Склонение слов одной их этих групп часто называют смешанным. Какая это группа? Выделите в ней подгруппы в зависимости от набора окончаний. Что именно в этом склонении смешано? Покажите это на конкретном примере одного из слов любой подгруппы этой группы.

    Можно ли утверждать, что все прилагательные, образованные с помощью суффиксов -инили -ов-, склоняются по такому склонению? Если нет, то какое (или какие) из рассмотренных слов этому противоречит?

    Акулий, буриданов (буриданова ослица), верблюжий, деревенский, лопоухий, медный, отцов (отцовы друзья), помещичий, почтовый, пригожий, псовый, скрипучий, совиный, старухин.

    Существительное Мышкин (название города) имеет меньше форм, чем прилагательные (оно не изменяется по родам и числам). Представлены ли в имеющихся у него падежных формах те же окончания, что и у прилагательных, основа которых заканчивается на -ин-?

    Если окончания отличаются, укажите, в чем состоит отличие и к какому склонению относится это слово.

    По набору окончаний приведенные прилагательные делятся на следующие группы и подгруппы:

    Группа 1. Склонение каче- деревенский, лопоухий, медный, почтовый, пригожий, ственных и относительных псовый, скрипучий, совиный прилагательных (адъективное склонение) Группа 2.

    Склонение при- подгруппа 1: прилагательные акулий, верблюжий, потяжательных прилагатель- с суффиксами -иj- и -ин-* мещичий, ных (смешанное склоне- старухин ние) подгруппа 2: прилагательные буриданов, отцов с суффиксом -овПритяжательные прилагательные с суффиком -ин- в современном языке имеют те же окончания, что и прилагательные с суффиксом -иj-. Если же учитывать возможную для них вариативность окончаний (например, старухиного/старухина знакомого), то они выделяются в отдельную, третью подгруппу.

    Смешанным называют склонение притяжательных прилагательных, так как в нем представлены окончания, характерные как для прилагательных, так и для существительных.

    Например, прилагательное акулий (или старухин, или отцов) имеет в форме м. р. ед. ч.

    им. пад. нулевое окончание (как у существительных 2 склонения, ср. стол), в форме ж. р.

    ед. ч. им. пад. – окончание –а (акулья, старухина, отцова – как у существительных 1 склонения, ср. доска), а в форме м. р. ед. ч. твор. падежа – окончание –им (как у прилагательных деревенским, лопоухим и т.п.).

    Не все прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ин- или -ов-, склоняются по смешанному склонению: среди приведенных слов прилагательные почтовый, псовый и совиный образованы с помощью этих суффиксов, но склоняются по обычному для прилагательных склонению.

    Слово Мышкин склоняется по 2 склонению существительных, поэтому

    а) во всех формах отличается от прилагательных с основой на -ин-, склоняющихся по адъективному склонению (например, от слова совиный);

    б) от слов смешанного склонения с основой на -ин- отличается в тех формах, где в этом склонении представлены окончания прилагательных, то есть в формах род., дат., твор. и предл. падежей (улицы Мышкина – комнаты старухиного дома, приблизиться к Мышкину

    – приблизиться к старухиному дому, любоваться Мышкином – любоваться старухиным домом, жить в Мышкине – жить в старухином доме).

    Задание VI В придаточной части сложноподчиненных предложений с союзом чтобы сказуемое может стоять в форме инфинитива или в форме условного (сослагательного) наклонения.

    Используя приведенные ниже предложения, сформулируйте правила выбора формы сказуемого. Для каждого из правил укажите номера предложений, которые ему подчиняются.

    (1) Его попросили, чтобы он покрасил забор.

    (2) Кот залез на дерево, чтобы спастись от огромного пса.

    (3) Нажмите на кнопку, чтобы устройство заработало.

    (4) Не думаю, чтобы я смог когда-нибудь уехать в другую страну.

    (5) Нужно немного нагнуться, чтобы не удариться головой.

    (6) Он очень хотел, чтобы родители помирились.

    (7) Она открыла зонтик, чтобы дождик не намочил ее.

    (8) Я отвернулась, чтобы скрыть слезы.

    Форма глагола в придаточной части приведенных предложений зависит от двух факторов:

    а) от типа придаточного и б) от совпадения или несовпадения субъектов действия в главной и придаточной частях.

    Правила Номера предложений

    1. В придаточной части со значением цели сказуемое стоит в 3, 7 форме условного наклонения, если субъекты действия в главной и придаточной частях не совпадают.

    2. В придаточной части со значением цели сказуемое стоит в 2, 5, 8 форме инфинитива, если субъекты действия в главной и придаточной частях совпадают.

    3. В придаточной части с изъяснительным значением сказуемое 1, 4, 6

    «1. Информация из ФГОС, относящаяся к дисциплине 1.1. Вид деятельности выпускника Дисциплина охватывает круг вопросов, относящихся к проектной деятельности выпускника.1.2. Задачи профессиональной деятельности вып. »

    «Ложь или Порядок? Ложь не перестаёт быть ложью от того, что ею руководствуются миллионы людей. Л. Н. Толстой Здравствуйте, Друзья! Вас может удивить, почему я противопоставил в названии два понятия, к. »

    «Виктор Вульфович Аршавский Вадим Семенович Ротенберг Поисковая активность и адаптация http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=12845675 ISBN 9785447434496 Аннотация Эта книга появилась благодаря случайной встрече ее будущих авторов, которая произошла более 40 лет тому назад. Встреча эта была большой у. »

    «Научно-информационный центр «Мемориал» А. Н. Алексеев Р. И. Ленчовский ПРОФЕССИЯ – СОЦИОЛОГ (Из опыта драматической социологии: события в СИ РАН – 2008 / 2009 и не только) Документы, наблюдения, рефлексии Том 1 Санкт-Петербург УДК 304.3+316.728 ББК 60.5 А47 Алексеев А. Н., Ленчовский Р. И. Профессия – социолог (Из опыта. »

    «Колесников Вячеслав Александрович РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ В статье исследуется российская нация. Рассмотрены понятия нация, российская нация, национальная принадлежность, русски. »

    «Сила упругости. Закон Гука При деформации тела возникает сила, которая стремится восстановить прежние размеры и форму тела. Эта сила возникает вследствие электромагнитного взаимодействия между атомами и молекулами вещества. Ее называют силой упругости. Простейшим видом деформации является деформация растяже. »

    «© 1992 г. А.А. ГАБИАНИ КТО ТАКИЕ НАРКОМАНЫ? ГАБИАНИ Анзор Александрович—доктор философских наук, профессор. Неоднократно публиковался в нашем журнале. Наркотизм относится к числу тех острых социальных проблем, кото. »

    «114 Вестник Брянского госуниверситета. 2016(2) Прожитая зима – это не просто сражение с морозом, это и временные трудности, где люди нашли друг друга. Город появился не как строение, не как бараки в лесу, а как семья. Город развивается. Пока он «на заре». »

    2017 www.doc.knigi-x.ru — «Бесплатная электронная библиотека — различные документы»

    Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.


    источники:

    http://rusq.ru/?p=3075

    http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/307861-1-zadaniya-ochnogo-tura-olimpiadi-lomonosov-2012-2013-goda-dlya-9-11-klassov-otvetami-variant-zadanie-napisanii-kakih.php