Выпишите слово в котором правописание приставки зависит от ударения это как

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

Контрольная работа по главе 1 «Взаимосвязь языка и культуры»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольная работа по главе I «Взаимосвязь языка и культуры»

(программа А.Д.Шмелёва, 9 класс)

1.1. Укажите ошибочное суждение:

А) в слове именем три слога;

Б) в слове прочно все согласные звуки имеют пару по твёрдости/мягкости;

В) в слове постарше все согласные звуки твёрдые;

Г) в слове сидите все согласные звуки мягкие.

1.2. Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением:

А) десяток Б) табун В) замечают Г) сгребают

1.3. Укажите слово с непроизносимой согласной:

А) общаться Б) ровесник В) присвистнул Г) близкими

1.4. Замените словосочетания, построенные на основе ПРИМЫКАНИЯ , синонимичными словосочетаниями со связью УПРАВЛЕНИЕ и запишите их:

Радостно заявил, увлечённо говорил, осторожно поправил, насмешливо посмотрела.

Прочитайте текст и выполните задания 1-10.

Мальчик был ужасно благополучный, выросший в семейном тепле, при неустанных маминых заботах. (2) Забота эта сказывалась в мелочах, которые украдкой подмечал Кинтель. (3) В том, как мать во время обеда незаметным шёпотом учит сына держать нож и вилку, как поправляет на нём воротничок и как из каюты окликает его в коридоре: (4) «Салазкин, ты куда? (5) Пожалуйста, не убегай надолго!»

(6) Салазкин не стеснялся приласкаться к родителям на глазах у посторонних. (7) Подойдёт, потрётся о локоть матери щекой, как котёнок, или подкрадётся сзади к отцу, прыгнет на спину и повиснет, болтая худыми ногами в чёрных колготках. (8) Мама одевала своё дитя, как детсадовского мальчика. (9) « (1) В третьем классе, (2) наверно, (3) а всё ещё как дошкольник – (4) внутри и снаружи» (5) , (6) – (7) думал Кинтель.

(10) Впрочем, (8) в размышлениях Кинтеля не было никакого недоброго чувства. (11) Был стыдливый интерес, (9) которого Кинтель стеснялся даже перед собой. (12) Потому что получалось, (10) что он вроде бы заглядывает в чужое окно. (13) В чужую жизнь, (11) где рядом с мальчиком есть мама и папа, (12) где можно позволить себе быть маленьким – (13) доверчиво, (14) без оглядки, (15) без страха.

1) Подберите к слову неустанный (предложение 1) стилистически нейтральный синоним. Запишите его.

2) Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 7:

А) метафора, Б) сравнение, В) синонимы, Г) гипербола

3) В одном из предложений 8-10 есть сложное слово, в котором безударная гласная в одном из корней проверяется ударением. Выпишите его.

4) Из предложений 10-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

5) Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на – Н с помощью суффикса — Н -, пишется НН ».

6) Выпишите грамматическую основу из предложения 6.

7) Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

8) Укажите среди предложений 3-5 предложение с обращением. Выпишите его.

9) Среди предложений 6-9 найдите предложение с однородными сказуемыми . Выпишите эти сказуемые.

10) В предложениях 9-13 пронумерованы все знаки препинания . Выпишите цифры, обозначающие:

А) запятые между частями сложноподчинённого предложения;

Б) знаки препинания при обособленных однородных обстоятельствах;

В) знаки препинания при вводных словах;

Г) знаки препинания, оформляющие прямую речь.

Перечитайте отрывок из романа В. Крапивина «Бронзовый мальчик». Объясните, как вы поняли, почему Кентель чувствовал «стыдливый интерес» , которого «стеснялся даже перед собой» .

Напишите сочинение-рассуждение, приведя в нём две цитаты из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Помните, что вы не должны полностью пересказывать или переписывать исходный текст. Объём сочинения – не менее 70 слов.

Выпишите слово в котором правописание приставки зависит от ударения это как

Из предложений 21—22 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.

(1)Однажды вечером я сидел во дворе и ждал маму. (2)Она задерживалась.

(3)И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и мне захотелось есть, а мамы всё не было.

(4)И в это время во двор вышел Мишка. (5)Он сел рядом и взял в руки мой самосвал.

— (6) Ого! — сказал Мишка. — (7)Где достал? (8)Дашь мне его домой?

— (10) Нет, не дам: это подарок.

(11)Мишка надулся и отодвинулся от меня. (12)На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла.

(13)Тут Мишка говорит:

— (14)Не дашь, значит, самосвал?

(15)И протянул мне коробочку от спичек. (16)Я взял её, открыл и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.

— (17) Что это такое, Мишка?

— (18) Это светлячок. (19)Хорош?

— (20) Мишка, — шёпотом сказал я, — бери насовсем мой самосвал, а мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму.

(21) Мишка схватил мой самосвал и убежал. (22)А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека. (23)И я слышал, как стучит моё сердце. (24)И я не мог ровно дышать, и хотелось плакать.

(25)Я долго так сидел, забыв про всех на белом свете.

(26)Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. (27)А когда стали пить чай и я совсем успокоился, то сказал:

— (28)Я, мама, променял свой самосвал. (29)На светлячка! (30) Вот он, в коробочке живёт. (31)Погаси-ка свет!

(32)В комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

— (33) Это волшебство! — сказала мама. — (34)Но как ты решился отдать свой самосвал за этого червячка?

— (35) Да как же ты не понимаешь?! (36)Я так долго ждал тебя, и мне было так скучно, а этот светлячок оказался лучше любого самосвала на свете. (37)Ведь он живой! (38)И светится!


источники:

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-glave-vzaimosvyaz-yazika-i-kulturi-1472015.html

http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=4907