Выпишите слово в котором правописание суффикса определяется правилом нн пишется
Решение 3040. Из предложений 48-53 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется
(1)Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие и боятся. (2)А главное, никогда нет этого мерзкого трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать, а то до того слабнут, что коленки трясутся, и, кажется, лучше б лёг и живым в землю закопался. (3)И я не столько боялся самой опасности, сколько этого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. (4)Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости: «не хватило воздуху сказать».
(5)И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» — одно слово «ляш». (6)И верно, думал я: трусость приводит к подлости.
(7)Я заметил, что боюсь высоты. (8)До того боюсь, что если лежу на перилах балкона на шестом этаже, то чувствую, как за спиной так и дует холодом пустота.
(9)Я раз видел, как на подвеске красил купол кровельщик. (10)Метров сорок высоты, а он на дощечке, вроде детских качелей. (11)Вот я позавидовал! (12)Да если б меня туда. (13)Я вцепился б, как клещ, в верёвки или уж прямо бросился бы вниз, чтоб разом покончить со страхом. (14)Это самое больное, самое непереносимое чувство. (15)Я выследил этого храбреца и вечером пошёл за ним. (16)Он пошёл прямо на реку, стал раздеваться. (17)Я при таком храбреце пробежал по мосткам до самого краю и с разбегу бух головой: глубоко там, не ударишься. (18)Выплыл. (19)Смотрю, мой кровельщик стоит по пояс в воде и плещет на себя, приседает, как баба. (20)Я ему:
— Дяденька, иди сюда, здесь водица свежей.
— Ишь, прыткий какой. (22)Там, гляди, утонуть можно.
— (23)Да тут тебе по шею.
— (24)Ладно! (25)Не ровён час колдобина али омут какой. (26)Ну тебя к лешему. (27)Не мани.
— (28)А как же выси-то не боишься?
— (29)По привычке, а поначалу страшно было.
(30)Я решил, что приучу себя к высоте. (31)И стал нарочно лазить туда, где мне казалось страшно.
(32)Но ведь не одна высота, думал я. (33)А вот в огонь полезть. (34)В пожар. (35)Или на зверя. (36)На разбойника. (37)На войне. (38)В штыки, например.
(39)Капитану Ерохину дали груз бертолетовой соли, привезённой в бочонках из Англии в Архангельск. (40)При выгрузке у пристани от удара эта соль воспламенилась в трюме. (41)Бертолетова соль выделяет кислород — это раз, так что поддаёт силы пожару. (42)А второе — она взрывается. (43)Получше пороха. (44)И её полон трюм. (45)Ахнет — и от парохода одни черепки. (46)Он взорвётся, как граната. (47)Через минуту пламя уже вырывалось из трюма выше мачт. (48)У всей команды первое движение — на берег и бегом без оглядки от этого плавучего снаряда. (49)И тут голос капитана: заливай. (50)И капитан стал красней огня и громче пламени. (51)И никто не ушёл. (52)Не сошла машинная команда со своих мест: и дали воду, дали шланги в трюм, и люди работали. (53)А берег опустел: все знали — рванёт судно, на берегу тоже не поздоровится. (54)И залили. (55)Через полчаса приехала пожарная команда. (56)Не пустил её на борт Ерохин: после драки кулаками не машут.
(57)На что его дух опирался? (58)Да ведь каждый капитан, приняв судно, чувствует, что в нём, в этом судне, — его честь и жизнь. (59)Недаром говорили: Борис Иваныч идёт, когда видели пароход, у которого капитаном был Борис Иванович. (60)И в капитане это крепко завинчено, и всякий моряк это знает, как только вступает на судно: капитан и судно — одно целое. (61)И горел не пароход, сам Ерохин горел. (62)Этим чувством и был подпёрт его дух.
(63)А то ведь говорили: как осторожно Ерохин ходит. (64)Чуть карте не верит — прямо торцом в море и в обход. (65)Не трусоват ли? (66)Но поставьте тех, кто так говорил, командовать судном: думаю, и они не ушли бы с пожара, и они бы не проверяли неверные карты своим килем.
Задание 5. Из предложений 48-53 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».
Выполняя это задание, внимательно прочитайте текст и найдите прилагательное с двумя –Н –, определите от какого существительного с основой на –Н- оно образовано.
(48)У всей команды первое движение — на берег и бегом без оглядки от этого плавучего снаряда. (49)И тут голос капитана: заливай. (50)И капитан стал красней огня и громче пламени. (51)И никто не ушёл. (52)Не сошла машинная команда со своих мест: и дали воду, дали шланги в трюм, и люди работали. (53)А берег опустел: все знали — рванёт судно, на берегу тоже не поздоровится.
Прилагательное машинная образовано от существительного машина. Машинная=основа машин+суффикс –н-+окнчание –ая.
Задание 1:
Из предложений 7—13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».
Предложения:
(7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится. (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.
(9)Лениво беседуя со своей полусонной совестью, он и сам было задремал и даже забыл, что у него в кармане лежит чужой телефон. (10)Очнуться его заставил звонок – тоненький писк, который издавали тщедушные динамики. (11)Лесневский посмотрел на телефон и дождался, когда он смолкнет. (12)Разбуженная совесть запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, но в эту минуту послышался новый звонок. (13)Писк ещё тоньше, ещё жалобнее.
Задание2:
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Предложение:
(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу.
Выпишите слово в котором правописание суффикса определяется правилом нн пишется
Из предложения 13 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
(1)В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.
– (2)Товарищ старший лейтенант, разрешите обратиться. (3)Тут задержали одного. (4)Требует доставить в штаб. (5)На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром.
(6)Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего. (7) Промокшие рубашка и штаны прилипли к телу. (8) Маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи. (9) При виде его меня пробрала дрожь.
– (10)Иди стань к печке! — велел я ему. — (11)Кто ты такой?
(12)Он подошёл, настороженно рассматривая меня сосредоточенным взглядом больших, широко расставленных глаз. (13)В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, казалось, недоверие и неприязнь.
– (14)Я Бондарев, — произнёс он тихо с такой интонацией, будто эта фамилия могла мне что-нибудь сказать или же вообще всё объясняла. — (15)Сейчас же сообщите в штаб пятьдесят первому, что я нахожусь здесь.
(16)Когда мальчик стал переодеваться и стянул рубашку, обнажив худенькое, с проступающими рёбрами тельце, тёмное от грязи, над правой лопаткой я увидел след от пулевого ранения.
(17)Доложив о мальчике, я стал выпытывать у него, кого он знает в штабе армии. (18)Он помолчал и вымолвил угрюмо:
(20)Подполковника Грязнова, начальника разведотдела армии, я знал лично.
(21)Минуты через две резко зазвонил телефон.
– (22)Гальцев. (23)Здорово, Гальцев! — (24)Я узнал голос подполковника Грязнова. — (25)Бондарев у тебя?
– (26)Здесь, товарищ подполковник!
– (27)Молодец! — (28)Я не понял сразу, к кому относилась эта похвала: ко мне или к мальчишке. — (29)Слушай внимательно! (30)Выгони всех из землянки, чтобы его не видели и не приставали с расспросами! (31)От меня передай ему привет. (32)За ним Холин уже собирается выезжать, думаю, часа через три будет у тебя. (33)А пока создай все условия! (34)И обращайся с ним поделикатней. (35)Прежде всего дай ему бумаги и чернила или карандаш. (36)Что он напишет — в пакет и сейчас же с надёжным человеком отправь в штаб полка. (37)Накорми его, и пусть спит. (38)Это наш парень. (39)Вник?
– (40)Так точно! — ответил я, хотя мне многое было неясно.
(41)Вскоре приехал Холин и, войдя в землянку, распорядился:
– (42)Пойди прикажи часовому никого сюда не впускать и подгони поближе машину.
(43)Когда минут через десять, не сразу отыскав машину и показав шофёру, как подъехать к землянке, я вернулся, мальчишка совсем преобразился.
(44)На нём была маленькая, сшитая, как видно, специально на него, шерстяная гимнастёрка с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу» и белоснежным подворотничком, тёмно-синие шаровары и аккуратные сапожки. (45)Мы поужинали, и, когда мальчик задремал, Холин рассказал мне об Иване.
– (46)Понимаешь, мы не раз уговаривали его поехать в суворовское училище. (47)Командующий сам убеждал его: и по-хорошему, и грозился. (48)А он ни в какую. (49)Ненависть в нём не перекипела. (50)И нет ему покоя. (51)Видишь ли, то, что он делает, и взрослым редко удаётся. (52)Бездомный побирушка — быть может, лучшая маска для разведки в тылу врага.
* Богомолов Владимир Осипович (1924—2003) — русский писатель. В его творчестве тема Великой Отечественной войны является основной. Широкое признание и популярность автору принесли такие произведения, как «Иван» и «Момент истины».
http://znanija.site/russkii-yazyk/31467999.html
http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=4801