Выпишите все глаголы в повелительном наклонении укажите лицо и число обозначьте суффикс

§ 93. Повелительное наклонение —

548. Прочитайте стихотворение Г. Граубина. Выпишите все глаголы в повелительном наклонении. Укажите лицо и число, обозначьте суффикс.

549. Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. • В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? • Какой из призывов в тексте представляется вам самым важным?

Делац — делайте, украшай — украшайте, выращивай — выращивайте, борись — боритесь, не оправдывай — не оправдывайте.

Эти глаголы употребляются в побудительных предложениях.

550. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и.

551. Замените данные глаголы близкими по значению, сохраняя повелительное наклонение и частицу не. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле).

Не плачьте, не печальтесь, не прячься от людей, избавь меня от неприятных разговоров, не упрямся понапрасну (повелит.)

1. (От) неприятных — прилаг. От разговоров (каких?) неприятных. Н.ф. — неприятный.
2. Пост. — качеств.; непост. — полн., в Р.п., мн.ч.
3. От разговоров (каких?) неприятных.

552. Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы — переходные или непереходные. • Составьте с выделенными словами словосочетания.

Утешайтесь — утешьтесь (н.), не трогайте — не троньте (п.), увеличивайте — увеличьте (п.), не ослабляйте — не ослабьте (п.), встречайте — встретьте (п.), повышайте — повысьте (п.), не замораживайте — не заморозьте (п.), обжаривайте — обжарьте (п.), ускоряйте — ускорьте (п.), отодвигайте — отодвиньте (п.), опрокидывайте — опрокиньте (п.).

553. Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы и расставляя пропущенные знаки препинания. • Найдите разноспрягаемый глагол.

554. Запишите пословицы, графически обозначая орфограммы. Над какими двумя видами орфограмм вы работали?

555. Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, употребляя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

1. Пойдите (повел.) в лес, пополните свой гербарий, поищите насекомых, которые чаще всего встречаются в нашей местности.

2. Вы сядете (изъяв.) в лодку и направитель к противоположному берегу. Там выберете место для палатки, поставите ее.

556. Употребите глаголы во 2-м лице во множественном числе: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.

557. Спишите, над глаголами в повелительном наклонении напишите пов., а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?

558. Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?

559. Напишите 5 призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть. • Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.

Да здравствует Первое мая! Да здравствует наша Родина! Пусть зеленеет и процветает наш прекрасный город! Встретим праздник ударным трудом и отличной учебой! Школьники, украсим город к празднику!

560. Сгруппируйте глаголы по признаку: а) в изъявительном наклонении; б) в повелительном наклонении; в) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов.

561. Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?

Напишите рассказ и озаглавьте его. Рассказ вы можете вести от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. Кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают?

Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.

Прочитайте стихотворение Г.Граубина. Выпишите все глаголы в повелительном наклонении. Укажите лицо

Прочитайте стихотворение Г.Граубина. Выпишите все глаголы в повелительном наклонении. Укажите лицо и число, обозначьтесуффикс. ЗАМРИ — ОТОМРИ Давай поиграем в замри — отомри. Ты в школу идёшь. Перекрёсток. Замри! На красный огонь На дорогу смотри. Машины пройдут — Отомри и беги. Увидишь девчонку — И ей помоги. Звонок прозвенел — Сядь за парту, замри: Не прыгай, Не пой, Не болтай, Не сори. Попросит учитель к доске — Отомри, Уверенно, чётко Урок говори. С тобою в такое «замри — отомри» Готов я играть От зари до зари. Ну как, ты согласен? Итак: раз. два. три. Ты сел за уроки, Взял книжки. Замри!

Давай (2-е л., ед. ч.) поиграем (1-е л., мн. ч.), замрй (2-е л., ед. ч.), отомри (2-е л., ед. ч.), смотри (2-е л., ед. ч.), помоги (2-е л., ед. ч.), сядь (2-е л., ед. ч.), не прыгай(2-е л., ед. ч.), не пой (2-е л., ед. ч.), не болтай (2-е л., ед. ч.), не сори (2-е л., ед. ч.), говори (2-е л., ед. ч.).

§ 93. Повелительное наклонение

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом ласковое побуждение к действию. Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. В каком лице и числе они стоят? Употребите эти глаголы во 2-м лице во множественном числе.

        Буди заснувшие цветы
        И им расписывай листы,
        Потом медвяною росой
        Пчелу-работницу напой
        И чистых капель меж листов
        Оставь про резвых мотыльков.

    Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

    Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

    Рассмотрите таблицу. Назовите глаголы единственного числа в повелительном наклонении. С помощью какого суффикса они образованы? Какие окончания имеют глаголы множественного числа в повелительном наклонении?

    548. Прочитайте стихотворение Г. Граубина. Выпишите все глаголы в повелительном наклонении. Укажите лицо и число, обозначьте суффикс.

    Давай поиграем в замри — отомри.
    Ты в школу идёшь.
    Перекрёсток.
    Замри!
    На красный огонь
    На дорогу смотри.
    Машины пройдут —
    Отомри и беги.
    Увидишь девчонку —
    И ей помоги.
    Звонок прозвенел —
    Сядь за парту, замри:
    Не прыгай,
    Не пой,
    Не болтай,
    Не сори.
    Попросит учитель к доске —
    Отомри,
    Уверенно, чётко
    Урок говори.
    С тобою в такое «замри — отомри»
    Готов я играть
    От зари до зари.
    Ну как, ты согласен?
    Итак: раз. два. три.
    Ты сел за уроки,
    Взял книжки.
    Замри!

    549. Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. • В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? • Какой из призывов в тексте представляется вам самым важным?

    Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.


    источники:

    http://shkolnikru.com/qa10897.html

    http://www.u9086.mass.hc.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA_6_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%9B%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/93.html