Выражение подлежащего и сказуемого презентация

Двусоставное предложение. Подлежащее и сказуемое
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

Рабочая презентация для проведения трех уроков по темам «Подлежащее. Способы выражения,» «Сказуемое. Способы выражения» «Типы сказуемого»

Скачать:

ВложениеРазмер
dvusost_pr.podl_i_skazuemoe.pptx92 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двусоставное предложение . Подлежащее и сказуемое. Методическая разработка для 8класса Составитель Малявина Н.Л., учитель ГБОУ СОШ №124 г. Санкт-Петербург.

Главные члены предложения (грамматическая основа ) Подлежащее- з начит «лежащее в основе предложения» Сказуемое- то, что «сказано о подлежащем» Термины введены М.В.Ломоносовым

Определение любого члена предложения всегда состоит из 3 частей что обозначает на какой вопрос отвечает к акими частями речи может быть выражен

Подлежащее — главный член предложения, который о бозначает предмет речи о твечает на вопросы КТО? ЧТО? (значит, всегда в Именительном падеже!) м ожет быть выражено существительным в И.п . или другой частью речи в значении существительного

Способы выражения подлежащего Существительное в Им.п . (Шумел ветерок .) Прилагательное ( Знакомые опаздывали.) Причастие ( О кружающие молчали.) Числительное ( Семеро одного не ждут.) Наречие ( Завтра будет лучше, чем вчера.) Междометие ( Громкое ура пронеслось по рядам.) Местоимение в Им.п . (Вдали кто-то запел.) Неопределенная форма глагола ( Учиться – наша работа.) Словосочетание (Во дворе стояла пара лошадей .) Термин ( Черная смородина — ягода полезная.) Фразеологизм ( Эзоповский язык нам знаком.)

Назовите подлежащее и способ выражения Понимать — значит сочувствовать. На берег с залива летели черные тучи. Каждый предложил свою идею. Взрослые пили чай на террасе. Провожающие давали последние советы. Большинство гостей уже приехали. Полосой протянулся Млечный путь. Пять — простое число. Мы с дедом любим рыбачить.

Проверь себя Понимать — значит сочувствовать. ( н.ф .) На берег с залива летели черные тучи . (сущ.) Каждый предложил свою идею. (мест.) Взрослые пили чай на террасе. (прил.) Провожающие давали последние советы.( прич .) Большинство гостей уже приехали. ( словосоч .) Полосой протянулся Млечный путь . ( словосоч .) Пять — простое число. ( числ .) Мы с дедом любим рыбачить. ( словосоч .)

Сказуемое – главный член предложения, который о бозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) о твечает на вопросы что делает предмет? к аков предмет? кто он такой? что он такое? Обычно выражен глаголом в любом из наклонений, а также существительным, прилагательным, местоимением, наречием, словосочетанием

Чем выражены сказуемые? Нивы сжаты. Рощи голы. Добрая работа – всему начало . Алексей учился в вечерней школе. Мне сегодня нездоровится . Сирень начала цвести . При старании вы можете добиться многого. Молодой специалист хотел заняться делами. Метель была страшная . Самолет – быстрое средство передвижения .

Проверь себя Нивы сжаты. Рощи голы .(кр. прич ., кр.прил .) Добрая работа – всему начало .(сущ.) Алексей учился в вечерней школе.(гл.) Мне сегодня нездоровится .( н.ф .) Сирень начала цвести .( гл .+гл..) При старании вы можете добиться многого.( гл .+гл..) Молодой специалист хотел заняться делами.( гл .+гл.) Метель была страшная .( гл .+прил.) Самолет – быстрое средство передвижения .( словосоч .)

Способы выражения сказуемого Мы отдыхали в деревне.(гл.) Девочка перестала плакать.( гл .+ н.ф .) Собака начала красться.( гл .+ н.ф .) Мой брат студент.(сущ.) День был теплый.(прил.) Вещи были собраны накануне.( кр.прич .) Платье ей впору.(нареч.) Он был невысокого роста.( словосоч .)

Найдите грамматические основы в предложениях, определите, чем выражены сказуемые . Кончилась теплая летняя ночь. Я хочу быть певцом. В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Говорить могут все, да не все могут слушать. Скрипач продолжал играть. Он был весельчак. Учиться- наша задача. Брат всегда был душой компании. Вижу примеры — начинаю понимать причины. Без помощи я не добрался бы до города.

Проверьте, правильно ли вы нашли сказуемые ? Кончилась теплая летняя ночь. Я хочу быть певцом . В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Говорить могут все, да не все могут слушать . Скрипач продолжал играть . Он был весельчак . Учиться- наша задача . Брат всегда был душой компании . Вижу примеры — начинаю понимать причины. Без помощи я не добрался бы до города.

Виды сказуемых Простое глагольное Составное глагольное Составное именное

Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме любого из наклонений Мы отдыхали ( отдыхаем, будем отдыхать, отдохнули бы) в деревне. Отдохните в деревне! Буду петь я радость и горе.

Составное глагольное сказуемое : вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола Девочка перестала плакать . Собака начала красться . Малыш продолжал рассматривать рисунки. Я готов к работе .

Составное именное сказуемое : вспомогательный глагол + именная часть речи Любовь – главное чувство в жизни человека. День был теплый . День теплый . Н е все острова были изучены . Младший сын был лицом в отца . Утро казалось прекрасным . Из прохода ребята вернулись отдохнувшими.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может выражать значение начала , конца , продолжительности , желательности, возможности действия начать, стать, продолжать, перестать, кончать, мочь, хотеть, решать, собираться, желать и др.(Мы собирались встретиться через неделю.) В роли связки могут быть краткие прилагательные : рад, готов, способен, намерен, должен ( Я был бы рад тебе помочь .)

Вспомогательная часть( глагол-связка) составного именного сказуемого может выражаться глаголами д елаться, являться, казаться, называться и др.( Удивительно прекрасным показалось мне утро.) А также глаголами движения, состояния : прийти, приехать, вернуться ( Работники вернулись уставшими .)

Найдите грамматические основы. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? Определите типы сказуемых. Счастье — в творчестве. Для меня самой большой радостью был, остается и будет труд, дело, которому посвящаешь жизнь. Я ни на минуту не могу представить себе, как это не трудиться, как не совершенствоваться, как творчески не расти каждый день. Подлинное счастье и радость человеку может принести только труд на пользу общества. Счастье – в творчестве, в созидании, в раскрытии тайн природы и подчинении их разуму людей. (По Бакулеву)

Использованная литература: Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с. Русский язык: Учебно-справочное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов / М.Б. Багге , Л.Г. Гвоздинская , В.Н. Ивлева и др. (Серия «Готовимся к ЕГЭ. Поступаем в вузы»). – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 175с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

Тип урока: усвоения новых знаний.Цели: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; научить выделять в предложении подлежащее и характеризовать его; развивать аналитическое мышление и .

Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. .

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — .

Урок русского языка в 8 классе по теме «Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения». Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС с использованием методиче.

Презентация по русскому языку на тему «Способы выражения подлежащего и сказуемого» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 4 классе. Подготовила : Шевцова Н.П., учитель начальных классов

Учите русский — годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда И та награда в нем самом.

Тема урока: Коррекция знаний. «Способы выражения подлежащего и сказуемого»

Цель урока: Закрепить знания обучающихся по теме: «Способы выражения подлежащего и сказуемого»

Задачи: 1. Выстраивание речевого высказывания в устной форме. 2.Структуирование знаний. 3.Осуществление анализа предложений с последующим подведением под понятия «подлежащее» и «сказуемое» различных частей речи. 4.Сравнение и классификация главных членов предложения.

о́блако календа́рь ве́тер жёлтый Дере́вья прекра́сный ли́стья золота́я лёгкий ме́дленно

— Что такое основа предложения? (Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое)

— На какие две группы можно разделить все члены предложения? (На главные и второстепенные)

— Какие члены предложения называются главными? Что они образуют? (Подлежащее и сказуемое. Образуют грамматическую основу предложения)

— Что такое подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении? (Это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что?)

— Какими частями речи выражается подлежащее? (Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в И.п.)

— Что такое сказуемое? На какие вопросы оно отвечает? (Это главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает предмет? И называет действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим.)

— Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? (Чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом)

Тема урока: Коррекция знаний. «Способы выражения подлежащего и сказуемого»

Индивидуальная работа по карточкам

Наступила золотая осень. Солнце светит уже не так ярко. Деревья оделись в разноцветные наряды. При дуновении ветерка листья осыпаются золотым дождём. Как я люблю осень! сущ. сущ. сущ. сущ. мест. глаг. глаг. глаг. глаг. глаг.

Физкультминутка для глаз

Самостоятельная работа по группам. Учебник – стр.66 упр.101

— Какую тему мы повторили сегодня на уроке?

Домашнее задание: Стр. 64, упр.97

Уж трава желтеет в поле, Листья падают сухие. Скоро птички – щебетуньи Улетят в края чужие! (А. Плещеев)

Желаю хорошего настроения! Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Цель урока: закрепить и проверить знания обучающихся по теме: «Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложении».

Задачи:

  • выстраивание речевого высказывания в устной форме;
  • структурирование знаний;
  • осуществление анализа предложений с последующим подведением под понятия «подлежащее» и «сказуемое» различных частей речи и чем они выражены;
  • сравнение и классификация главных членов предложения;

Планируемые результаты:

Предметные:

списывать предложение, выделять в нём графически грамматическую основу;

определять, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы;

проявлять этические и эстетические чувства:

проявлять понимание успешности при освоении темы;

проявлять навыки сотрудничества со сверстниками;

Метапредметные:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с целью;

самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;

адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога и приходить к единому мнению;

адекватно использовать речь для представления результата.

Формируемые УУД:

Этическое оценивание:

проявление этических и эстетических чувств;

проявление навыков сотрудничества со сверстниками;

адекватное дифференцированное самооценивание на основе заданных критериев.

Смыслообразование:

проявление интереса при повторении темы;

Самоопределение:

понимание причин успешности (неуспешности) при закреплении темы;

Регулятивные:

Целеполагание, контроль учебной деятельности:

принятие и сохранение учебной задачи;

планирование деятельности в соответствии с целью и планом;

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний:

способность к волевому усилию (мобилизация сил для преодоления трудностей);

проявление познавательной инициативы.

Коммуникативные:

Взаимодействие с одноклассниками:

участие в диалоге, умение слушать и слышать других;

Взаимодействие с учителем:

обращение к учителю за помощью и принятие её;

Выполнение групповой работы:

умение договариваться и приходить к единому мнению (конструктивно преодолевать конфликтные ситуации);

осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

  • Шевцова Наталия ПетровнаНаписать 911 13.05.2020

Номер материала: ДБ-1153726

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    13.05.2020 0
    13.05.2020 0
    13.05.2020 0
    13.05.2020 0
    13.05.2020 0
    13.05.2020 0
    13.05.2020 0
    13.05.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Грамматическая основа предложения Подлежащее и сказуемое merelenko-su.uCoz.ru. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМарина Шулепова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Грамматическая основа предложения Подлежащее и сказуемое merelenko-su.uCoz.ru.» — Транскрипт:

1 Грамматическая основа предложения Подлежащее и сказуемое merelenko-su.uCoz.ru

3 Подлежащее — Главный член предложения Отвечает на вопросы Кто? Что? В форме Именительного падежа. Связано со сказуемым.

4 Подлежащее Обозначает производителя действия или носителя признака, названного сказуемым. Например: Королева дала Белоснежке отравленное яблоко. Белоснежка была самой красивой принцессой в мире.

5 Подлежащее Называет объект, над которым производится действие (значение страдательного залога). Например: Домик гномиков был убран Белоснежкой всего за три часа.

6 Подлежащее может быть выражено 1. Существительным Например: Королева долго считалась одной из самых красивых женщин в своем королевстве.

7 Подлежащее может быть выражено 2. Местоимением Например: Она и не подозревала, что подрастающая принцесса Белоснежка сможет стать более красивой. «Кто может знать точно?» — уклонялось от ответа зеркальце.

8 Подлежащее может быть выражено 3. Словом в значении существительного Например: Больные выздоравливали быстрее, если за ними ухаживала Белоснежка. Приглашенные во дворец не знали, как реагировать на слова королевы. Это завтра представлялось королеве главным днем в её жизни. Это было самым страшным колдовством из всех, к которым прибегала королева.

9 Отличайте! Это Местоимение Перед ним нет тире Например: Это странно. Это Частица Перед ним есть тире Например: Две ножки – это главная мечта Русалочки.

10 Подлежащее может быть выражено 4. Местоимением который в придаточном определительном Например: Яблоко, которое было дано Белоснежке, оказалось отравленным.

11 Различайте! «Который» Подлежащее В Им. падеже Можно подставить слово, к которому относится. Например: Главным отличием русалочки будет длинный хвост вместо ножек, который не позволяет ходить по земле, но помогает быстро плавать. Второстепенный член В косвенных падежах (часто с предлогами) Например: Глубоко под водой находится дворец, в котором живут сам морской царь и его дочери.

12 Подлежащее может быть выражено 5. Количественным числительным Например: «Восемь больше пяти», — заключил умный Добряк.

13 Подлежащее может быть выражено 6. Инфинитивом Например: «Умываться лишь пустая трата времени!» — заявили гномики.

14 Подлежащее может быть выражено 7. Словосочетанием или фразеологизмом Например: Все семь гномиков занимались добычей драгоценных камней. Около трехсот принцев добивались руки Белоснежки. У него золотые руки.

15 Внимание! Проверьте согласование подлежащего и сказуемого. Например: Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьями Белоснежки. Но: Король по важным государственным вопросам с королевой никогда не советовался.

16 Отличайте подлежащее от прямого дополнения Дополнение Например: Корабли построили в прошлом веке. Домики, расположенные на краю опушки, покрасили во все цвета радуги. Подлежащее Например: Корабли были построены в прошлом веке. Домики были покрашены во все цвета радуги.

17 Выделите в предложениях подлежащие. 1. Одна из самых грустных сказок Андерсена – это «Девочка со спичками».

18 Выделите в предложениях подлежащие. 2. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства.

19 Выделите в предложениях подлежащие. 3. Машенька получила в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок Андерсена.

20 Выделите в предложениях подлежащие. 4. Читать сказки и представлять себя принцессой – самое любимое занятие маленьких девочек.

21 Выделите в предложениях подлежащие. 5. Копенгагенская Русалочка – это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки.

22 Выделите в предложениях подлежащие. 6. Приятно, что так много детей в мире все еще любят волшебные сказки.

23 Выделите в предложениях подлежащие. 7. Около трехсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.

24 Выделите в предложениях подлежащие. 8. Человек, который так любил детей, просто не мог писать плохие сказки.

25 Выделите в предложениях подлежащие. 9. Книга с картинками известных художников была самым приятным подарком.

26 Выделите в предложениях подлежащие. 10. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке.

27 Выделите в предложениях подлежащие. 11. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги.

28 Выделите в предложениях подлежащие. 12. «Как хорошо уметь читать!» — говорят все детишки после того, как они прочитали свою первую в жизни книгу.

29 Выделите в предложениях подлежащие. 13. Тот, кто, читая сказки, может представить себя ребенком, никогда не постареет.

30 Выделите в предложениях подлежащие. 14. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родиной для всех самых знаменитых сказок Андерсена.

31 Выделите в предложениях подлежащие. 15. От до миллиона изданий сказок Андерсена выходят ежегодно в разных мировых издательствах.

33 Сказуемое — Главный член предложения Отвечает на вопросы Что делает предмет? Каков предмет? Что он такое?

34 Сказуемое Обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим. Например: Королева хотела погубить Белоснежку. Отравленное яблоко было самое красивое.

35 Типы сказуемого Простое глагольное Составное глагольное Составное именное

36 Простое глагольное сказуемое Выражено Формами глагола в каком-либо наклонении. Например: Гномики работают с утра до вечера. Птички будут петь о весне и счастье. Пусть Ворчун перемоет всю посуду. Белоснежка вернулась бы в домик гномиков.

37 Простое глагольное сказуемое Выражено Фразеологическим оборотом Например: Ворчун вышел из себя. Он целые дни бьет баклуши.

38 Составное глагольное сказуемое Вспомогательный глагол Инфинитив =+

39 Составное глагольное сказуемое Вспомогательный глагол выражен Глаголами, которые не могут употребляться в предложении самостоятельно Например: В тот же день королева начала готовить новое колдовское зелье Королева думала решить все свои проблемы только при помощи колдовства. Королева привыкла разговаривать перед сном со своим зеркальцем.

40 Составное глагольное сказуемое Вспомогательный элемент краткими прилагательными, не имеющими полной формы (рад, готов, обязан, должен, намерен, способен) Например: Королева была готова подождать неделю, чтобы яд полностью впитался в яблоко. «Мы рады помочь принцессе!» — ответили гномики.

41 Запомните! Рад Готов Обязан Должен Намерен Способен Не глаголы, а краткие прилагательные

42 Различайте! Инфинитив – часть сказуемого Например: Король не любил спорить с новой женой. Принц не мог забыть Белоснежку. Инфинитив – дополнение или обстоятельство Например: Белоснежка посоветовала гномикам чаще умываться. Умник уехал учиться.

43 Составное именное сказуемое Глагол-связка Именная часть = +

44 Составное именное сказуемое Глагол-связка выражен: Глагол быть, есть Отсутствуют в настоящем времени! Например: Белоснежка была обычной девочкой. «Она будет красавицей!» — говорили её отцу окружающие. Она красавица. есть

45 Отличайте! Глагол-связка быть В настоящем времени не употребляется В СИС Например: День был солнечным. День солнечный. Глагол быть В значении иметься, находиться, посещать, существовать В ПГС Например: У русалочки был голос. Это были морские сокровища. есть

46 Составное именное сказуемое Глагол-связка выражен: Полузнаменательные глаголы (явиться, казаться, стать и другие) Например: Королева казалась ведьмой.

47 Составное именное сказуемое Глагол-связка выражен: Глаголами, значение которых в сказуемом ослабляется. Например: Гномики вернулись домой усталые. Первая жена короля уже месяц лежала больная. Принцесса родилась счастливой Сравни: Они вернулись домой около полуночи. Сравни: Она лежала в постели. Сравни: Принцесса родилась под Рождество.

48 Составное именное сказуемое Именная часть выражена: Именем существительным в Им. или Тв. падежах. Например: Королева казалась ведьмой. На самом деле королева была настоящей колдуньей. Белоснежка такая душка! Тв. п есть

49 Составное именное сказуемое Именная часть выражена: Именем прилагательным, числительным, местоимением, причастием. Например: Дорога от лесной опушки до домика гномов была долгой. Тихоня всегда был седьмым. «Этот домик наш!» — заявил Ворчун. есть

50 Составное именное сказуемое Именная часть выражена: Краткое прилагательное или краткое причастие! Например: Предложение Ворчуна выгнать Белоснежку из дома было глупо и необъяснимо. Ариэль с сестрами очень дружны. Яблоко было отравлено. Кр. прилагат. Кр. причаст. есть

51 Составное именное сказуемое Именная часть выражена: Прилагательным в сравнительной степени! Например: Желание иметь ножки оказалось сильнее. Этот лес был самым опасным в королевстве. Добряк был наименее конфликтным в отряде гномиков.

52 Назовите сказуемое 1. Многие жители Дании хотели бы принять участие в празднествах по поводу юбилея Андерсена.

53 Назовите сказуемое 2. Издатель предложил ему перевести сказку «Русалочка» на язык племени мумбо-юмбо для приобщения последних к европейской культуре.

54 Назовите сказуемое 3. Туристы приходят в этот район Копенгагена сфотографироваться на фоне Русалочки.

55 Назовите сказуемое 4. «Пойду прочитаю Ванечке на ночь следующую главу из «Снежной королевы», — извинилась перед гостями хозяйка.

56 Назовите сказуемое 5. Художник обязан был сделать иллюстрации к «Снежной королеве» к субботе, но он уже не был в состоянии придумать свежие решения.

57 Назовите сказуемое 6. Я люблю книжки, в которых есть много картинок.

58 Назовите сказуемое 7. Жители Дании разрешили приехать на празднование юбилея великого сказочника даже представителям тех стран, которые не имели дипломатических отношений с королевством.

59 Назовите сказуемое 8. «Вы разрешите показать Вам дорогое подарочное издание сказок, которое обязательно должно понравиться Вашим детям?» — пришел на помощь продавец.

60 Назовите сказуемое 9. Человечество еще долго будет ломать голову над тем, почему писать сказки для Андерсена значило создавать философские произведения, а не рассказы для детей.

61 Назовите сказуемое 10. Андерсен хотел славы и признания в мире, но не как детский писатель.

62 Выпишите грамматическую основу предложения Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. Техника сделала могущественными

63 Выпишите грамматическую основу первой части сложного предложения И ещё сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом. Сказывают

64 Выпишите грамматическую основу предложения И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно- технической революции или хотя бы информационного бума. Не было

65 Выпишите грамматическую основу предложения Этот «прибор» можно назвать голосом Бога внутри нас. Можно назвать

66 Выпишите грамматическую основу предложения Бескорыстие его было беспримерным. Бескорыстие было беспримерным

67 Выпишите грамматическую основу предложения Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше. Нет

69 Варианты вопросов: Какие слова являются грамматической основой в предложении или в одной из частей сложного предложения? Какое сочетание не является грамматической основой указанного предложения? Какое из слов является подлежащим (сказуемым) одного из предложений?

70 Какое(-ие) слово(-а) не является(-ются) сказуемым в одном из предложений текста? (2) Температура тела этих «кораблей пустыни» может совершенно безболезненно повышаться до сорока градусов. (3) И только тогда верблюд начинает потеть. (4) Но вода у него выделяется не из крови, как у других животных, а из клеток и межклеточного пространства. (6) Есть у верблюда еще одно защитное приспособление – густой и плотный мех, предохраняющий его от перенагревания и препятствующий испарению влаги с поверхности кожи. 1) Может (2) 2) Начинает потеть (3) 3) Выделяется (4) 4) Есть (6) 1 1

71 Какие слова являются грамматической основой в одной из частей пятого предложения? (5)Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. 1) Звук станет гулким 2) Звук станет 3) Звук станет более гулким и сильным 4) Звук станет гулким и сильным. 3 3

72 Алгоритм 1) Исключи варианты ответов с членами предложения, которые имеют значения времени, места, условия. 2) Был и казалось чаще всего являются частью СИС. Рядом ищи Тв.п. 3) Простая форма сравнительной степени прилагательного, краткие прилагательные и причастия – всегда сказуемые! 4) Помни об односоставных предложениях и однородных членах!

73 Какие слова являются грамматической основой в одной из частей второго предложения текста? (2)По мнению исследователей, современный Арарат не то место, которое упоминается в Библии. 1) современный Арарат 2) которое упоминается 3) упоминается в Библии 4) Арарат упоминается 2 2

74 Какие слова являются грамматической основой в восьмом предложении текста? (8)Но великую армянскую гору Масис никто этим словом не называл. 1) Масис не называл 2) гору не называл 3) никто не называл 4) никто этим словом не называл 3 3

75 Какое слово является подлежащим в девятом предложении? (9)Имя «Арарат» она получила не ранее XII- XIII века, тогда же ее начали ассоциировать с библейским Всемирным потопом и Ноевым ковчегом. 1) имя 2) «Арарат» 3) она 4) её 3 3

76 В каком предложении есть составное глагольное сказуемое? (1) Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определенные практические цели. (3) Сила этого воздействия зависит от степени художественности произведения, его изобразительно-выразительной фактуры.(4)Оно может нас волновать, брать, что называется, за душу и оставлять равнодушным, не трогать, нравиться или не нравиться, быть по духу своим и близким или чужим и далеким. (5) И все это лишь при условии, если мы его понимаем. 1) 12) 3 3) 44) 5 3 3

77 Какие слова являются грамматической основой в предложении 5? (5)…окончательного ответа на эти вопросы так и не получено. 1) ответа не получено 2) ответа на вопросы не получено 3) не получено 4) так и не получено 3 3

78 Какие слова являются грамматической основой в предложении 6? (6) Эти медленные изменения меняют параметры самой орбиты Земли и оказывают влияние на климат планеты. 1) изменения меняют и оказывают 2) изменения меняют 3) изменения меняют и оказывают влияние 4) эти изменения меняют и оказывают 1 1

79 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? (2)В 1894 году он собрал радиоприёмник, реагировавший на электромагнитные волны, получаемые при грозовых разрядах (так называемый грозоотметчик). (4)В январе 1900 года радиостанция Попова была использована при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни. (5)Ледоколу «Ермак», участвовавшему в снятии броненосца с камней, была послана радиограмма о том, что 24 января от берега оторвало льдину с рыбаками, и ледокол снял рыбаков с льдины. 1) послана радиограмма (5) 2) собрал радиоприёмник (2) 3) оторвало льдину (5) 4) радиостанция была использована (4) 4 4

80 Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста? (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. 1) информация для обработки 2) информация должна 3) информация должна быть преобразована 4) информация преобразована 3 3

82 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста? (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)… компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата. 1) понимается (5)2) фрагменты должны войти (2) 3) их следует отобрать (и) сгруппировать (3) 4) исключение является (6) 1 1

83 Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (1)В г.г. до н.э. Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. (2)Здесь находится знаменитый Александрийский муссейон один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. (4)Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. (5)К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила. 1) Александр Македонский основал (1) 2) Александрийский муссейон один из главных центров (2) 3) было возведено (4) 4) принадлежит Александрийский маяк (5) 2 2

84 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (1)Легенда об Атлантиде загадочном государстве, которое поглотило море, может оказаться больше, чем просто миф. (3)Древние минойцы были умелыми архитекторами, кораблестроителями, их достижения наложили отпечаток на культуру и быт многих древних цивилизаций Средиземноморья, в том числе и на египетскую. (4)Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря».(6)Теперь ученые нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия. 1) которое поглотило (1) 2) называют (4)3) стихия стала (6) 4) минойцы были опытными архитекторами, кораблестроителями (3) 3 3

85 Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (2)Гибель высокоорганизованной критской цивилизации почти 3,5 тыс. лет назад долгое время оставалась загадкой. (4)Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют «народом с моря». (7)На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округленной галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны. (8)Учёные уверены, что такую смесь могло создать только цунами. 1) обнаружили материал и посуду (7) 2) могло создать цунами (8) 3) гибель оставалась загадкой (2) 4) они торговали (4) 4 4

86 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (2) Его полет сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме. (4)Ученые мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (5)Но до сих пор нельзя однозначно сказать, что произошло в сибирской тайге почти сто лет назад. (6)Очередную версию разгадки обнародовали красноярские исследователи. 1) полёт сопровождался (предложение 2) 2) мужи ломают (предложение 4) 3) нельзя сказать (предложение 5) 4) версию обнародовали (предложение 6) 5 5

87 Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста? (2) Его полет сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом, равным по силе двум тысячам взрывов атомной бомбы в Хиросиме. 1) полёт сопровождался 2) полет закончился 3) полёт сопровождался и закончился 4) полёт сопровождался эффектами и закончился взрывом 6 6

88 Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (1)30 июня 1908 года около 7 часов утра над территорией Центральной Сибири в междуречье Нижней Тунгуски и Лены пролетел гигантский шар-болид (3)Взрывной волной были повалены деревья в радиусе 80 км от эвенкийского поселка Ванавара.(4)Ученые мужи всего мира давно уже ломают головы над феноменом Тунгусского метеорита. (9)Земля для кометы, разлетевшейся на множество ледяных кусков, стала своего рода раскаленной сковородкой. 1) ученые мужи ломают головы (предложение 4) 2) земля для кометы стала своего рода раскаленной сковородкой (9) 3) пролетел шар-болид (предложение 1) 4) были повалены деревья (предложение 3) 7 7

89 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (1)Снежный барс имеет и другое общепринятое название ирбис. (3)Еще в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии. (4)Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (6)С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и еще ряд анатомических особенностей. 1) барс имеет (предложение 1) 2) переняли название (предложение 3) 3) что означало (предложение 4) 4) манера держать (предложение 6) 8 8

90 Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (4)Слово это ими произносилось как «ирбиз», что означало «снежная кошка». (7)Зато барс, как и другие малые кошки, умеет мурлыкать; поза, которую животное принимает, трапезничая. (8)Учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». (9)Но вот по своим габаритам они ничуть не уступают леопарду, типичному представителю «больших». 1) называют ( предложение 8) 2) животное принимает (предложение 7) 3) это произносилось (предложение 4) 4) они не уступают (предложение 9) 9 9

91 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (1)Мадагаскар отделился от Африки лет назад и с тех пор пошел по своему эволюционному пути развития. (2)В результате этого животные и растения, которых вы не встретите больше нигде в мире, успешно выжили и процветают на этом острове четвёртом по величине в мире. (3)Например, лемуры, которые уже давно исчезли в Европе и Северной Америке. 1) Мадагаскар отделился (предложение 1) 2) животные выжили (предложение 2) 3) лемуры исчезли (предложение 3) 4) которые исчезли (предложение 3) 10

92 Проверьте ответы 1 – 2 2 – 3 3 – 2 4 – 1 5 – 3 6 – 3 7 – 2 8 – 3 9 – 3 10 – 4


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-sposoby-vyrazheniya-podlezhashego-i-skazuemogo-4-klass-4295948.html

http://www.myshared.ru/slide/530787/