Выражение подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении

Глава 24. Синтаксис. Главные члены предложения в двусоставном предложении

§1. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Подлежащее

Подлежащее – это главный член предложения, не зависящий от других членов предложения. Подлежащее отвечает на вопросы И.п.: кто? что?

В предложении подлежащее выражается по-разному.

Чем выражено подлежащее?

В роли подлежащего может быть слово или словосочетание.

Чаще всего подлежащее выражено:

1) существительным: мать, смех, любовь;
2) словами, имеющими функцию существительного: существительными, произошедшими из прилагательных или причастий: больной, заведующий, встречающий, мороженое, столовая;
3) местоимениями: мы, никто, что-нибудь;
4) числительными: трое, пятеро;
5) неопределённой формой глагола: Курить – вредно для здоровья;
6) словосочетанием, если оно имеет значение:
а) совместности: муж с женой, утка с утятами, мы с подругой;
б) неопределённости или всеобщности: Что-то незнакомое показалось вдали. Кто-то из гостей прикрыл окно;
в) количества: В городе живёт 2 миллиона человек;
г) избирательности: Любой из них мог стать первым. Большинство учеников справилось с контрольной;
д) фразеологизма: Пришли белые ночи.

Сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий то, что говорится о предмете, являющемся подлежащим. Сказуемое зависит от подлежащего и согласуется с ним. Оно отвечает на разные вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? какой он? кто он такой? что это такое? каков предмет? Все эти вопросы – разновидности вопроса: что говорится о предмете? Выбор конкретного вопроса зависит от структуры предложения.

Сказуемое содержит важнейшую грамматическую характеристику предложения: его грамматическое значение.

Грамматическое значение – это обобщённое значение предложения, которое характеризует его содержание с точки зрения двух параметров:

Реальность-ирриальность выражается наклонением глагола.

  • Глаголы в изъявительном наклонении характерны для высказываний, отражающих реальную ситуацию: Дождь идёт., Светает.
  • Глаголы в повелительном и в условном наклонении характерны для предложений, отражающих не реальную, а желательную ситуацию. Не забудь зонт!, Вот бы сегодня дождя не было!

Время – показатель соотнесённости ситуации с моментом речи. Время выражается глагольными формами настоящего, прошедшего и будущего времени.

Простое и составное сказуемое

Сказуемое в двусоставных предложениях может быть простым и составным. Составные делятся на составные глагольные и составные именные.

Простое сказуемое – это вид сказуемого, у которого лексическое и грамматическое значения выражены одним словом. Простое сказуемое всегда глагольное. Оно выражено глаголом в форме одного из наклонений. В изъявительном наклонении глаголы могут стоять в одном из трёх времён: настоящем – прошедшем – будущем.

Он знает стихи наизусть.

изъявительное наклонение, наст. время

Он знал стихи наизусть.

изъявительное наклонение, прош. время

Он выучит стихи наизусть.

изъявительное наклонение, буд. время

Вы выучите эти стихи наизусть.

В кружке вы выучили бы стихи наизусть.

Составное сказуемое – это вид сказуемого, у которого лексическое и грамматическое значения выражены разными словами.
Если в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены в одном слове, то в составном — разными словами. Например:

Неожиданно малыш прекратил петь и начал смеяться.

Прекратил петь, начал смеяться – составные сказуемые. Слова петь, смеяться называют действие, выражая при этом лексическое значение. Грамматическое значение выражается словами: прекратил, начал

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составное глагольное сказуемое

Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, состоящее из вспомогательного слова и неопределённой формы глагола. Примеры:

Он закончил работать.

Я хочу тебе помочь.

Вспомогательные слова делятся на две группы:

1) глаголы со значением начала-продолжения-конца действия, например: начать, закончить, продолжать, прекратить, перестать;

2) глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, желательности, необходимости: мочь, смочь, хотеть, захотеть, желать, стремиться, стараться; рад, готов, должен, обязан, намерен.

В составном глагольном сказуемом вспомогательные слова выражают грамматическое значение, а неопределённая форма глагола – лексическое значение сказуемого.

В том случае, если вспомогательным словом служит краткое прилагательное, то оно употребляется со связкой. Связкой служит глагол быть. Вот соответствующие примеры со связкой в прошедшем времени:

Я так рада была с вами встретиться!

В настоящем времени слово есть не употребляется, опускается: связка нулевая, например:

Я так рада с вами встретиться!

В будущем времени связка быть ставится в будущем времени. Пример:

Буду рада с вами встретиться.

Составное именное сказуемое

Составным именным называется сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части. Глаголы-связки выражают грамматическое значение сказуемого, а именная часть – его лексическое значение.

1. Глагол-связка быть выражает только грамматическое значение. Вчера она была красивой. В настоящем времени связка нулевая: Она красивая.

2. Глаголы-связки стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться: Дом издали казался точкой.

3. Глаголы-связки со значением движения или расположения в пространстве: прийти, приехать, сидеть, лежать, стоять: С работы мать вернулась усталая., Мать сидела задумчивая, грустная.

Во всех этих случаях глаголы-связки могут быть заменены на глагол быть. Предложения будут синонимичные, например:

Мать сидела задумчивая, грустная.Синонимично: Мать была задумчивая, грустная.

Он считался самым талантливым из нас. Синонимично: Он был самым талантливым из нас.

При подобной замене, конечно, не передаются все нюансы значения. Поэтому язык и предлагает различные глаголы-связки, подчёркивающие различные оттенки значений.

Возможны сочетания глагола-связки со вспомогательными словами: Она мечтала стать актрисой.

Именная часть составного именного сказуемого

Именная часть составного именного сказуемого выражается в русском языке по-разному, причём, что парадоксально, не только именами. Хотя самым распространённым и характерным является использование в роли именной части составного именного сказуемого именно имён: существительных, прилагательных, числительных. Естественно, имена могут быть заменены местоимениями. А поскольку роль прилагательных и причастий схожа, то наряду с прилагательными могут выступать и причастия. Также в именной части возможны наречия и наречные сочетания. Примеры:

1) имя существительное: Мать – врач., Анастасия будет актрисой.,

2) имя прилагательное: Он вырос сильным и красивым.,

3) имя числительное: Дважды два четыре.,

4) местоимение: Ты будешь моей., Кто был никем, тот станет всем («Интернационал»).,

5) причастие: Сочинение оказалось потерянным., Дочка была вылечена окончательно.,

6) наречие и наречное сочетание: Туфли были впору., Брюки оказались как раз.

В именной части могут быть не только отдельные слова, но и синтаксически неделимые словосочетания. Примеры:

Она вбежала в комнату с весёлым лицом.
Она сидела с задумчивыми глазами.

Нельзя сказать: Она вбежала с лицом., Она сидела с глазами., потому что словосочетания с весёлым лицом и с задумчивыми глазами синтаксически неделимы – это именная часть составного именного сказуемого.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Двусоставное предложение. Подлежащее и сказуемое
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

Рабочая презентация для проведения трех уроков по темам «Подлежащее. Способы выражения,» «Сказуемое. Способы выражения» «Типы сказуемого»

Скачать:

ВложениеРазмер
dvusost_pr.podl_i_skazuemoe.pptx92 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двусоставное предложение . Подлежащее и сказуемое. Методическая разработка для 8класса Составитель Малявина Н.Л., учитель ГБОУ СОШ №124 г. Санкт-Петербург.

Главные члены предложения (грамматическая основа ) Подлежащее- з начит «лежащее в основе предложения» Сказуемое- то, что «сказано о подлежащем» Термины введены М.В.Ломоносовым

Определение любого члена предложения всегда состоит из 3 частей что обозначает на какой вопрос отвечает к акими частями речи может быть выражен

Подлежащее — главный член предложения, который о бозначает предмет речи о твечает на вопросы КТО? ЧТО? (значит, всегда в Именительном падеже!) м ожет быть выражено существительным в И.п . или другой частью речи в значении существительного

Способы выражения подлежащего Существительное в Им.п . (Шумел ветерок .) Прилагательное ( Знакомые опаздывали.) Причастие ( О кружающие молчали.) Числительное ( Семеро одного не ждут.) Наречие ( Завтра будет лучше, чем вчера.) Междометие ( Громкое ура пронеслось по рядам.) Местоимение в Им.п . (Вдали кто-то запел.) Неопределенная форма глагола ( Учиться – наша работа.) Словосочетание (Во дворе стояла пара лошадей .) Термин ( Черная смородина — ягода полезная.) Фразеологизм ( Эзоповский язык нам знаком.)

Назовите подлежащее и способ выражения Понимать — значит сочувствовать. На берег с залива летели черные тучи. Каждый предложил свою идею. Взрослые пили чай на террасе. Провожающие давали последние советы. Большинство гостей уже приехали. Полосой протянулся Млечный путь. Пять — простое число. Мы с дедом любим рыбачить.

Проверь себя Понимать — значит сочувствовать. ( н.ф .) На берег с залива летели черные тучи . (сущ.) Каждый предложил свою идею. (мест.) Взрослые пили чай на террасе. (прил.) Провожающие давали последние советы.( прич .) Большинство гостей уже приехали. ( словосоч .) Полосой протянулся Млечный путь . ( словосоч .) Пять — простое число. ( числ .) Мы с дедом любим рыбачить. ( словосоч .)

Сказуемое – главный член предложения, который о бозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) о твечает на вопросы что делает предмет? к аков предмет? кто он такой? что он такое? Обычно выражен глаголом в любом из наклонений, а также существительным, прилагательным, местоимением, наречием, словосочетанием

Чем выражены сказуемые? Нивы сжаты. Рощи голы. Добрая работа – всему начало . Алексей учился в вечерней школе. Мне сегодня нездоровится . Сирень начала цвести . При старании вы можете добиться многого. Молодой специалист хотел заняться делами. Метель была страшная . Самолет – быстрое средство передвижения .

Проверь себя Нивы сжаты. Рощи голы .(кр. прич ., кр.прил .) Добрая работа – всему начало .(сущ.) Алексей учился в вечерней школе.(гл.) Мне сегодня нездоровится .( н.ф .) Сирень начала цвести .( гл .+гл..) При старании вы можете добиться многого.( гл .+гл..) Молодой специалист хотел заняться делами.( гл .+гл.) Метель была страшная .( гл .+прил.) Самолет – быстрое средство передвижения .( словосоч .)

Способы выражения сказуемого Мы отдыхали в деревне.(гл.) Девочка перестала плакать.( гл .+ н.ф .) Собака начала красться.( гл .+ н.ф .) Мой брат студент.(сущ.) День был теплый.(прил.) Вещи были собраны накануне.( кр.прич .) Платье ей впору.(нареч.) Он был невысокого роста.( словосоч .)

Найдите грамматические основы в предложениях, определите, чем выражены сказуемые . Кончилась теплая летняя ночь. Я хочу быть певцом. В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Говорить могут все, да не все могут слушать. Скрипач продолжал играть. Он был весельчак. Учиться- наша задача. Брат всегда был душой компании. Вижу примеры — начинаю понимать причины. Без помощи я не добрался бы до города.

Проверьте, правильно ли вы нашли сказуемые ? Кончилась теплая летняя ночь. Я хочу быть певцом . В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Говорить могут все, да не все могут слушать . Скрипач продолжал играть . Он был весельчак . Учиться- наша задача . Брат всегда был душой компании . Вижу примеры — начинаю понимать причины. Без помощи я не добрался бы до города.

Виды сказуемых Простое глагольное Составное глагольное Составное именное

Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме любого из наклонений Мы отдыхали ( отдыхаем, будем отдыхать, отдохнули бы) в деревне. Отдохните в деревне! Буду петь я радость и горе.

Составное глагольное сказуемое : вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола Девочка перестала плакать . Собака начала красться . Малыш продолжал рассматривать рисунки. Я готов к работе .

Составное именное сказуемое : вспомогательный глагол + именная часть речи Любовь – главное чувство в жизни человека. День был теплый . День теплый . Н е все острова были изучены . Младший сын был лицом в отца . Утро казалось прекрасным . Из прохода ребята вернулись отдохнувшими.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может выражать значение начала , конца , продолжительности , желательности, возможности действия начать, стать, продолжать, перестать, кончать, мочь, хотеть, решать, собираться, желать и др.(Мы собирались встретиться через неделю.) В роли связки могут быть краткие прилагательные : рад, готов, способен, намерен, должен ( Я был бы рад тебе помочь .)

Вспомогательная часть( глагол-связка) составного именного сказуемого может выражаться глаголами д елаться, являться, казаться, называться и др.( Удивительно прекрасным показалось мне утро.) А также глаголами движения, состояния : прийти, приехать, вернуться ( Работники вернулись уставшими .)

Найдите грамматические основы. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? Определите типы сказуемых. Счастье — в творчестве. Для меня самой большой радостью был, остается и будет труд, дело, которому посвящаешь жизнь. Я ни на минуту не могу представить себе, как это не трудиться, как не совершенствоваться, как творчески не расти каждый день. Подлинное счастье и радость человеку может принести только труд на пользу общества. Счастье – в творчестве, в созидании, в раскрытии тайн природы и подчинении их разуму людей. (По Бакулеву)

Использованная литература: Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с. Русский язык: Учебно-справочное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов / М.Б. Багге , Л.Г. Гвоздинская , В.Н. Ивлева и др. (Серия «Готовимся к ЕГЭ. Поступаем в вузы»). – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 175с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

Тип урока: усвоения новых знаний.Цели: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; научить выделять в предложении подлежащее и характеризовать его; развивать аналитическое мышление и .

Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. .

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — .

Урок русского языка в 8 классе по теме «Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения». Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС с использованием методиче.

Подлежащее и сказуемое — способы выражения, виды и примеры

Определение терминов

Главным членом предложения является подлежащее, которое обозначает предмет или объект, совершающий действие. Основная форма выражения — существительное (или другое имя) в начальной форме. Лингвисты выделяют следующие характеристики этого элемента предложения:

  1. Отвечает на вопрос «о чем или о ком говорится в высказывании».
  2. Выражается или существительным в имен. п., или иными способами. Однако именем в косвенном падеже быть не может.

Пример: Кошка сидела на столе. Светило яркое солнце. Небо было безоблачным. Подлежащие в этих предложениях: кошка, солнце, небо. Все они являются существительными, отвечающими на вопросы «кто?» или «что?». Подчеркнуть при разборе его следует одной прямой чертой.

Сказуемое — второй главный член предложения, обозначающий действие, которое совершает предмет или объект, являющийся подлежащим. Вопросы — «что делает?», «что сделает?», «что делал?». Если в предложении имеются оба члена грамматической основы, то оно является двусоставным, а если только один из них — односоставным. Связь между главными элементами — равноправие, ни от одного из них нельзя задать вопрос другому.

Важно! Подлежащее и сказуемое — это основа предложения, к словосочетаниям такие элементы синтаксиса не относятся. В этом разница между главными и второстепенными членами.

Значение в речи

Грамматическая основа представляет собой ядро любой синтаксической конструкции, важнейшую его часть. Именно в ней сосредоточен основной смысл фразы, который говорящий или пишущий желает донести до своего собеседника или читателя. Чаще всего подлежащее и сказуемое являются самостоятельными, то есть для общего понимания значения высказывания их бывает достаточно, при этом второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение, дополнение), вводные и уточняющие конструкции помогают передать более подробную информацию, но в понимании смысла особой роли не играют.

Если убрать любой элемент основы, будет утрачено само значение предложения, в то время как «потеря» любого из второстепенных компонентов, конечно, сделает фразу менее информативной, но смысл сохранит.

Кроме того, при помощи подлежащего удается заявить о том, кто именно совершает действие, а благодаря сказуемому — привязать высказывание к определенному временному отрезку. Вот почему они также являются грамматическим центром предложения.

В некоторых случаях используется пассивный залог глагола, например, «Книга пишется автором», однако подлежащим будет существительное в именительном падеже, несмотря на то, что по логике действие — написание — выполняет автор. Вот почему при изучении темы школьникам следует быть особенно внимательным и не забывать задавать вопросы, чтобы верно выполнить разбор предложения.

Несогласованные сказуемые чаще всего используются в разговорной речи, чтобы придать фразе краткость, эмоциональную окраску.

Способы выражения

Чаще всего подлежащее выражено словоформой имени существительного в именительном падеже множественного или единственного числа. Это связано с тем, что именно существительные обозначают предмет, что дает возможность говорящему наиболее просто, но полно выразить свою мысль.

Способы выражения подлежащего и сказуемого отличаются многообразием. Для первого, кроме существительных, могут использоваться:

  1. Местоимения, чаще личные: Я читаю книгу. Она пришла в гости с тортом.
  2. Другие разряды местоимений: неопределенные (Кто-то открыл дверь), отрицательные (Никто не хотел готовить уроки), вопросительно-относительные (Кто не хочет объездить весь мир).
  3. Числительные: количественные (Четыре делится на два), собирательные (Оба хотели прокатиться на лошади), порядковые (Первый побежал, второй остановился).
  4. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Пример: Читать в постели — дурная привычка.
  5. Причастие. Например: Приехавшие расположились по комнатам. Учащиеся были добросовестны.

Кроме того, в качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически. Основные варианты представлены в форме таблицы.

НаименованиеПример предложения
Географическое собственное наименование, состоящее из нескольких словСеверный Ледовитый океан был богат рыбой.
Устойчивое словосочетаниеЖелезная дорога протянулась на многие километры.
Наименование учрежденияМинистерство здравоохранения принимает претензии граждан.
Существительное со значением количества + сущ. в Р. п.Множество студентов смогло сдать сессию успешно.
Крылатое выражениеАвгиевы конюшни были вычищены быстро.
Числительное + сущ. в Р. п.Две липы росли под окном.
Местоимения «сколько, столько, несколько» + сущ. в Р. п.Несколько зданий гордо возвышалось на отшибе.
Прилагательное /числ./мест. в И. п. + предлог из + сущ./мест.Лучший из школьников сегодня получил золотую медаль.
Неопределенное мест. + прил.Нечто странное произошло сегодня с Ивановым.
Предикативная конструкция«Привет, сегодня не приду» просто застало его врасплох.

Кроме того, подлежащее может быть выражено и другими частями речи, выступающими в данном конкретном случае в значении существительного, то есть субстантивированными. Например, наречиями: Далеко — это лишь условность.

Разновидности подлежащих

В зависимости от способа выражения можно выделить два вида подлежащих. Наиболее часто употребляется номинативное, которое выражено словом любой части речи в значении существительного в начальной форме или сходным по грамматической форме словосочетанием. Для номинативных разновидностей используются личные местоимения (Я хотел купить синюю вазу), а также местоимения в паре со словами «весь, сам» (Сам он — лентяй).

Неизменяемые части речи также могут играть эту синтаксическую функцию. Поэтому подлежащим в определенном контексте может стать наречие, союз, предлог, междометие. Примеры: И — соединительный союз. Вот раздалось ау вдалеке. Завтра станет лучше, чем сегодня.

Вторая разновидность подлежащих — инфинитивные. Они предметным значением не обладают и не подвержены субстантивации. Примеры: Жизнь прожить — не поле перейти. Быть счастливым — вот цель человека. Смотреть на твои работы — подлинное наслаждение.

В таких конструкциях между подлежащим и сказуемым следует ставить тире.

Особенности сказуемых

Основной способ выражения сказуемого — глагольные формы. Однако он не является единственным. Есть три типа сказуемого в русском языке. Простое глагольное состоит из одного слова, представляет собой глагол в любой форме, помимо инфинитива. Примеры: Я читаю. Дедушка пропалывает грядки. Синее море разливало свои волны на огромное расстояние.

Составное глагольное образуется по схеме «инфинитив + вспомогательный глагол» (Я люблю читать. Кошка может спать сутки напролет). Составное именное состоит из двух компонентов: глагола-связки (чаще — «быть», реже используются «казаться», «стать») и именной части, которая выражается различными частями речи, за исключением глагольных форм и деепричастия. Примеры: Кот был белым. Я был веселым.

В этих предложениях сказуемым является не глагол «был», как может показаться на первый взгляд, а сложная конструкция из двух слов. Доказательство просто: если «выкинуть» связку, смысл не утратится. Соответственно, выразить признак предмета возможно только при помощи использования совокупности элементов.

Вне зависимости от разновидности сказуемого при проведении синтаксического разбора оно подчеркивается двумя прямыми чертами.

Верная постановка знаков

Изучение подлежащего и сказуемого имеет и практический аспект, поскольку в зависимости от того, как именно выражается грамматическая основа, нередко расставляются знаки препинания, в частности, тире. Выполняя упражнения в классе и дома, важно помнить правила и использовать их. Самый простой вариант: если подлежащее и сказуемое выражено существительными в именительном падеже, то между ними следует поставить тире.

Примеры: Моя работа — моя слабость и радость. Практический опыт — лучший учитель.

Кроме того, тире следует поставить в таких случаях:

  1. Перед словами «это», «вот», «это значит»: Солнце — это источник жизни на земле. Муравей — вот пример добросовестного труженика.
  2. Если оба компонента выражены инфинитивом: Править королевством — трудиться ежеминутно. Читать книгу — получать знания.
  3. Если один из компонентов основы выражен глаголом в начальной форме, а второй — сущ. в И. п.: Находить ответы на вопросы — вот правило успеха в изучении любой науки.
  4. Если обе составляющих основы выражены количественными числительными в начальной форме: Трижды три — девять. Или же один из них — количественное числительное, а другой — сущ. в Им. п. Пример: Мощность двигателя — двести лошадиных сил.

Современные интернет-сайты позволяют ознакомиться с любым правилом онлайн, кроме того, при возникновении вопросов всегда можно обратиться к справочным пособиям или учебникам.

В соответствии с нормами русского языка, подлежащее и сказуемое — это не просто теоретические понятия, но и важнейшие синтаксические компоненты, которые важно правильно выделять. Это позволит не допустить ошибок при расстановке знаков препинания.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/19/dvusostavnoe-predlozhenie-podlezhashchee-i-skazuemoe

http://nauka.club/russkiy-yazyk/podlezhashchee-i-skazuemoe.html