Выражение сказуемого повелительными формами глаголов в побудительных предложениях

презентация к уроку по русскому языку в 4 классе Выражение сказуемого «повелительными » формами глаголов в побудительных предложениях
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Презентация составлена на основе методического материала к данному УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
vyrazhenie_skazuemogo_povelitelnymiformami_glagolov_v_pobuditelnykh_predlozheniyakh.pptx83.1 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выражение сказуемого « повелительными»формами глаголов в побудительных предложениях 4 б класс мбоу сош №130 Шальнова ю.в . ( умк планета знаний) 1

Какую гласную можно вставить в личное окончание глагола буд …т ? О Н БУД…Т ХОРОШО УЧИТСЯ. Н.ф . быть(на – ыть ) 1 спр .,пишем гл. е О Н БУД…Т МЕНЯ КАЖДОЕ УТРО. Н.ф . будить(на- ить,не искл .) 2 спр .,пишем гл. и О т чего зависит выбор гласной? 2

В каких предложениях по цели высказывания сказуемые могут быть выражены глаголами будет, будит ? Запишите предложение и выполните синтаксический анализ Он будит меня каждое утро. ( повеств ., невоскл ., простое.распростр .) 3

П реобразуйте предложения в вопросительные , сохраняя все слова. К акое средство языка вы используете? Он будет хорошо учиться. Он будет хорошо учиться? Будет он хорошо учиться? Хорошо учиться он будет? Он будит меня каждое утро . Он будит меня каждое утро? Каждое утро он меня будит? Меня он будит каждое утро? Используем порядок слов и логическое ударение 4

Преобразуйте предложение в побудительное : слова заменять можно. Он будит меня каждое утро. Он будет хорошо учиться. Обсудите варианты предложений в парах и запишите их. Выполните синтаксический разбор записанных предложений. Буди меня каждое утро. Будите меня каждое утро. Будь хорошим учеником. Будьте хорошими учениками . 5

Учебник с.84 упр.198 — читаем,анализируем . -в чем особенность побудительных предложений? 1.Есть «повелительные» формы глаголов 2.Часто отсутствует подлежащие или употребляются местоимения ты,вы 3.Использование вежливых слов и обращений. 6

ЗАПОМНИ. Класть — полож и ть Класть — полож и ть Класть — полож и ть Упр.199 с.84 предложения 1,5 7

Повелительное наклонеие («условные» ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ) С.85 упр.202 Запишите предложение ,в котором сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени с частицей бы Для чего используются в нашей речи глаголы в форме повелительного наклонения(условные формы) 8

Послушайте стихотворение и запишите по одному предложению с условными формами глаголов 9

По каким признакам вы определяете побудительные предложения? В каких речевых ситуациях вы их используете? 10

Дз : С.85 упр.201 *упр.203(на дополнительную отметку) 11

Побудительные предложения в русском языке

Побудительные пред­ло­же­ния выра­жа­ют побуж­де­ние к дей­ствию, оформ­лен­ное в виде прось­бы, поже­ла­ния или приказа.

Чтобы понять, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим, какие быва­ют виды пред­ло­же­ний по цели выска­зы­ва­ния, и при­ве­дем примеры.

В связ­ной речи отдель­ные сло­ва при­ни­ма­ют задан­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, выстра­и­ва­ют­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и оформ­ля­ют закон­чен­ную мысль, кото­рая в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем. Существует мно­же­ство раз­ных пред­ло­же­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся по мно­гим характеристикам.

С помо­щью связ­но выра­жен­ной мыс­ли гово­ря­щий пре­сле­ду­ет свою цель, кото­рую он ста­вит в речи:

  • рас­ска­зать о ком-то или о чём-то;
  • узнать что-то, полу­чить нуж­ные сведения;
  • выра­зить прось­бу, поже­ла­ние, совет и т. д.

С этой точ­ки зре­ния по цели выска­зы­ва­ния отме­тим сле­ду­ю­щие виды предложений:

Узнаем, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке. Чем они отли­ча­ют­ся от повест­во­ва­тель­ных и вопро­си­тель­ных предложений?

Что такое побудительные предложения?

Если вду­мать­ся в линг­ви­сти­че­ский тер­мин «побу­ди­тель­ные», то без­оши­боч­но мож­но опре­де­лить, что такие пред­ло­же­ния побуж­да­ют к действию.

Давайте про­гу­ля­ем­ся по осен­не­му парку.

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, побуж­де­ние к дей­ствию может быть выра­же­но по-разному.

Способы выражения побуждения

В побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях выска­зан­ное стрем­ле­ние к опре­де­лен­но­му дей­ствию выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми спо­со­ба­ми. Это может быть

Интонация побудительных предложений

В зави­си­мо­сти от фор­мы выска­зан­но­го побуж­де­ния к дей­ствию меня­ет­ся инто­на­ция побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний. Если оно ска­за­но в мяг­кой фор­ме (прось­ба, моль­ба, поже­ла­ние, напут­ствие, совет), то инто­на­ция побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния близ­ка к инто­на­ции повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния. Побудительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но. В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точка.

Приезжайте к нам луч­ше осе­нью. Сходим в лес за грибами.

Если же побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние выска­зы­ва­ет­ся в фор­ме при­ка­за, про­те­ста, запре­та, то тон выска­зы­ва­ния ста­но­вит­ся повы­шен­ным. И тут появ­ля­ет­ся повод пого­во­рить о вос­кли­ца­тель­ных и невос­кли­ца­тель­ных побу­ди­тель­ных предложениях.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Приведенные выше при­ме­ры побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний про­из­но­сят­ся, как уже отме­ча­лось, спо­кой­но, без осо­бой экс­прес­сии. Отсутствие эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки поз­во­лит назвать их невосклицательными.

Запрет, про­тест, воз­му­ще­ние, при­каз невоз­мож­но выска­зать без про­яв­ле­ния чувств, без соот­вет­ству­ю­щей экс­прес­сии. В таких пред­ло­же­ни­ях к выска­зан­но­му побуж­де­нию к дей­ствию обя­за­тель­но при­ме­ши­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ный фон. Побудительное пред­ло­же­ние по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке ста­но­вит­ся восклицательным.

В кон­це побу­ди­тель­но­го вос­кли­ца­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Средства выражения побудительности

Кроме инто­на­ции, в рас­смат­ри­ва­е­мом виде пред­ло­же­ний исполь­зу­ют­ся грам­ма­ти­че­ские сред­ства выра­же­ния побу­ди­тель­но­сти. Самыми рас­про­стра­нен­ны­ми, пожа­луй, явля­ют­ся фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов как про­стые, так и с фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми части­ца­ми и фор­мы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла в зна­че­нии повелительного:

Присядем , дру­зья, перед даль­ней дорогой,
Пусть лёг­ким ока­жет­ся путь!
Давай , маши­нист, поти­хо­неч­ку тро­гай
И пес­ню в пути не забудь !

Евгений Беляев. Перед даль­ней дорогой.

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне с обрать­ся с силой
И до веш­них толь­ко дней
Прокорми и обо­грей !

И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

Важным под­спо­рьем в созда­нии побу­ди­тель­но­сти явля­ют­ся модаль­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части­цы. В выра­же­нии побуж­де­ния к дей­ствию могут упо­треб­лять­ся фор­мы гла­го­ла 3 лица с части­ца­ми «да», «дай», «пусть», «пус­кай», «давай», «как» и пр.

Но пусть обсто­я­тель­ства нашей встре­чи оста­нут­ся меж­ду нами (А. Блок).

Да здрав­ству­ет солн­це, да скро­ет­ся тьма! (А. С. Пушкин).

Сказуемое побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний может быть выра­же­но инфи­ни­ти­вом, гла­го­лом в фор­ме услов­но­го накло­не­ния и дру­ги­ми словоформами.

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! (А. С. Грибоедов).

Ты бы рас­спро­сил попо­дроб­нее об этом случае.

Структура побудительных предложений

По струк­ту­ре побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия глав­ных чле­нов и от фор­мы ска­зу­е­мо­го быва­ют одно­со­став­ны­ми и двусоставными.

Вы бы про­шли на верх­нюю палубу.

Если в пред­ло­же­нии нет под­ле­жа­ще­го, а гла­гол пере­да­ет воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­ще­го в фор­ме 1 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, то такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся определенно-личным одно­со­став­ным.

В побу­ди­тель­ном пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое в фор­ме инфи­ни­ти­ва — центр без­лич­но­го одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

По нали­чию чле­нов пред­ло­же­ния побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние может быть пол­ным и неполным.

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 42 г.о. Самара Хмарская Е. А.

Какую гласную можно вставить в личное окончание глагола буд…т ? ОН БУД…Т ХОРОШО УЧИТСЯ. Н.ф. быть(на –ыть) 1 спр.,пишем гл. е ОН БУД…Т МЕНЯ КАЖДОЕ УТРО. Н.ф. будить(на-ить,не искл.) 2 спр.,пишем гл. и От чего зависит выбор гласной?

В каких предложениях по цели высказывания сказуемые могут быть выражены глаголами будет, будит ? Запишите предложение и выполните синтаксический анализ Он будит меня каждое утро — (повеств.,невоскл.,простое.распростр.)

Что такое побудительное предложение? Побудительное предложение -предложение, выражающее волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, протест, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.).

Преобразуйте предложение в побудительное: слова заменять можно. Он будит меня каждое утро. Он будет хорошо учиться. Обсудите варианты предложений в парах и запишите их. Выполните синтаксический разбор записанных предложений. Буди меня каждое утро. Будите меня каждое утро. Будь хорошим учеником. Будьте хорошими учениками.

Что такое наклонение? изъявительное условное повелительное наст.вр работаю читал бы пиши прош.вр работал писала бы читай буд.вр буду работать сделали бы отмерь

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.

Учебник с.84 упр.198 -читаем,анализируем. -в чем особенность побудительных предложений? 1.Есть «повелительные» формы глаголов 2.Часто отсутствует подлежащие или употребляются местоимения ты,вы 3.Использование вежливых слов и обращений.

ЗАПОМНИ. Класть — положить Класть — положить Класть — положить Упр.199 с.84 предложения 1,5

С.85 упр.202 Запишите предложение ,в котором сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени с частицей бы Для чего используются в нашей речи глаголы в форме повелительного наклонения(условные формы)

Послушайте стихотворение и запишите по одному предложению с условными формами глаголов

По каким признакам вы определяете побудительные предложения? В каких речевых ситуациях вы их используете?

Д/з: С.85 упр.201 *упр.203(на дополнительную отметку)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Хмарская Екатерина АндреевнаНаписать 3591 08.12.2015

Номер материала: ДВ-242413

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    08.12.2015 307
    08.12.2015 443
    08.12.2015 3307
    08.12.2015 346
    08.12.2015 2090
    08.12.2015 598
    08.12.2015 579

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/pobuditelnye-predlozheniia.html

http://infourok.ru/virazhenie-skazuemogo-povelitelnimi-formami-glagolov-v-pobuditelnih-predlozheniyah-668892.html