Высказывание буслаева вся сила суждения содержится в сказуемом

Высказывание буслаева вся сила суждения содержится в сказуемом

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

— (3)Андрей Лысов тут живёт? — спросила полноватая девочка.

— (4)Тут, — признался дед.

— (5)Мы пришли высказать ему осуждение, — продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

— (8)У нас в дневнике всё записано, — сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

— (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», — грустно прочитал дед.

— (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, — сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

— (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

— (13)Так просто, — буркнул мальчик.

— (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

— (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну — она меня книжкой — хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь — как плакса плачет.

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

— (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

— (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

— (31)Чего смотреть, на болонок похожи, — убитым тоном сказал внук.

— (32)Нет, болонка — собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые. ледянистые. »

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» — и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

— (39)Это тебе. эти ледянистые.

(40)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОХОЖИ все согласные звуки твёрдые.

2) В слове РЯДОМ все согласные звуки звонкие.

3) В слове АСТРЫ два слога.

4) В слове ТВОЕЙ количество звуков и букв совпадает.

В слове ТВОЕЙ буква Е дает два звука: Й, Э, поэтому звуков больше, чем букв.

Правильный ответ указан под номером 4.

Замените разговорное слово «промямлил» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слово «ПРОМЯМЛИЛ» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «ПРОГОВОРИЛ» или «ПРОШЕПТАЛ».

Это не стилистически нейтральный синоним.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф. И. Буслаева.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Сказу́емое (в синтаксисе) — главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Особую роль выполняет сказуемое в односоставном предложении (кроме назывного), ведь является единственным членом предложения, представляющем основу, а значит заключающим в себе главный смысл. Именно поэтому роль сказуемого в предложении можно считать основной в высказывании, суждении.

Попробуем доказать это на примерах из текста В. И. Одноралова. Так, в предложениях №21—22 (Я раньше её дёрну — она меня книжкой — хлоп! И обоим смешно!) представлены разные виды сказуемых. Предложение 21 сложное бессоюзное: первая часть — двусоставное предложение, в котором сказуемое «дерну» обозначает действие, производимое подлежащим «я»; вторая часть — двусоставное предложение, в котором сказуемое «хлоп» обозначает действие, производимое подлежащим «она». Предложение 22 — безличное, в нем основа представлена сказуемым «смешно», выражающим состояние героев. Без сказуемых и в первом, и во втором случаях высказывания потеряли бы смысл, поэтому на них фактически и держится фраза.

Таким образом, нам удалось доказать высказывание известного лингвиста Ф.И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

15.2 Кто из нас не испытывал в своей жизни особые переживания по поводу первой любви, когда при виде виновника наших переживаний захватывало дух, подкашивались ноги, потели руки и лоб. Когда хоте-лось постоянно видеть, слышать и быть рядом с объектом наших воздыханий. Трудно описать состояние, когда ты влюблён.

Именно об этом финальные строки текста В. Одноралова. Алка предстала для Андрея в новом свете — она засияла в отражении астр, потому что очень ему нравилась, а он впервые попытался наладить с ней отношения «цивилизованным путём».

О том, что Алла нравится Андрею догадался дед. В предложении 17 находим этому подтверждение. Андрей старается привлечь внимание девочки к себе, но как это сделать, не знает.

Наверняка и Алле нравится Андрей, а иначе почему она так изменилась? Об этом сказано в предложении номер 22: «А сейчас чуть-чуть тронешь — как плакса плачет. » Но Андрей об этом не догадывается и потому даже ревнует: «А теперь она всё: Толик да Толик» (предложение номер 19).

Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.

15.3 Что такое любовь? Какое значение мы вкладываем в это слово? Для чего она нам нужна? А нужна ли вообще? Эти вечные вопросы не дают покоя многим поколениям.

Любовь — большое, светлое чувство, свойственное на Земле толь-ко человеку, это чувство глубокой симпатии и самоотверженное желание сделать счастливым любимого человека.

Герой текста В. Одноралова по-настоящему влюблён в одноклассницу, для него весь мир заключён в ней одной. Наверняка и Алле нравится Андрей, а иначе почему она так изменилась? Но Андрей об этом не догадывается и потому даже ревнует: «А теперь она всё: Толик да Толик» (предложение номер 19). Ревность — тоже одно из проявлений любви. Но, на мой взгляд, не самое лучшее, ведь ревность оскорбительна. Если любишь человека, ему нужно доверять.

Любовь, чтобы быть прочной, должна опираться на такие чувства, как доверие и уважение. Трудно любить того, кого не уважаешь и кому не веришь.

Примером настоящего чувства может служить любовь Ромео и Джульетты. Герои Шекспира готовы на всё, лишь бы быть вместе, по-тому что друг без друга для них перестаёт существовать мир, потому что друг без друга жизнь бессмысленна. И даже когда нужно выпить смертельно опасный яд, они не задумываются, потому что верят друг другу.

Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскры¬вая смысл высказывания известного лингвис¬та Ф.И. Буслаева: «Вся сила суждения содер¬жится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ф.И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Высказывание известного лингвиста Ф.И.Буслаева могу объяснить так: из подлежащего и сказуемого, т.е. из главных членов предложения выделяют сказуемое, которое несет основную смысловую нагрузку. Именно в сказуемом заключена информация о происходящем. Подтвердить эту мысль я могу примерами из текста Ю.Яковлева.

С помощью сказуемого (предложение 41) автор передает свое волнение, а так же последовательность действий. Если убрать сказуемое, то суждения теряют смысл. В предложении 58 встречаются сказуемые, которые помогают читателю понять, сколько храбрости в маленьком человеке.

Таким образом, именно через сказуемое раскрываются действия, и, не будь их, не было бы и самого рассказа. Приведенные примеры подтверждают мысль об огромной значимости сказуемого в тексте и невозможности построить суждение без него.

(I)Я встретил его после дождя на асфальте. (2)Он шёл прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал верёвку, к которой была привязана серая тряпка. (4)Тряпка волочилась по мокрому асфальту, и невозможно было догадаться, для чего она предназначена.
(5)— Что это у тебя за тряпка? — спросил я, шагая рядом с мальчиком.
(6)— Это не тряпка, — отозвался низкий голос. (7)— Это парашют.
(8)— Парашют?
(9)Теперь я разглядел, что серая тряпка была маленьким куполом, а верёвка оказалась стропами, скрученными жгутом.
(10)— Ты его с крыши сбрасывал? — и я кивнул на забрызганный грязью мокрый парашют.
(11)— Нет, из окна.
(12)— А груз какой был?
(13)— Груз? — он с недоумением посмотрел на меня. (14)— Я сам. прыгал.
(15)— Парашют-то мал для тебя.
(16)— А где я возьму большой? — теперь он смотрел на меня насмешливо, как на несмышлёныша. (17)— За простыню всыплют по первое число, мне и за наволочку всыпали.
(18)Я обратил внимание, что парашют и в самом деле был сделан из наволочки. (19)Мальчик поймал мой критический взгляд.
(20)— Можно и с маленьким прыгать. если небо, — сказал он в защиту своего парашюта.
(21)— Если небо? — переспросил я.
(22)— Я ведь прыгал с первого этажа, там неба нет, — пояснил мальчик.
(23)— А на пятом этаже есть небо?
(24)— Я не прыгал с пятого этажа. пока.
(25)Я покосился на коленку с алой сургучной печатью и ощутил жутковатый холодок, который бывает, когда стоишь у края пропасти или у перил высокого моста.
(26)— А ты никогда не прыгал с парашютом? — спросил он меня как равного.
(27)— Нет, — как равный ответил я и почувствовал что-то вроде стыда перед маленьким спутником.
(28)Некоторое время мы шли молча. (29)Я ощущал превосходство маленького парашютиста и старался понять, откуда оно берётся. (З0)Может быть, сила этого малыша в том, что он свободен от множества страхов, которые с годами приходят к взрослым людям?
(31)Из-за редких, выдохшихся туч выглянуло солнце.
(32)— Что думаешь делать? — я кивнул на парашют.
(33)— Ещё прыгну, но только он не действует без неба.
(34)— А где начинается небо?
(35)Он ничего не ответил, задрал голову и посмотрел ввысь: небо было глубоким и синим. (З6)Мальчик проводил глазами редкие тучки, и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, по конькам крыш. (37)Взгляд опускался всё ниже, ниже, остановился на маленьком парашюте, и мне показалось, что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
(38)Он наклонился и поднял с земли забрызганный грязью купол, перебросил его через плечо. (39)Этот жест означал, что не всё потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может ещё пригодиться.
(40)— Пока, — сказал он и быстро зашагал обратно.
(41)У него был такой решительный вид, что я, конечно, забеспокоился, не заберётся ли он на высокую крышу и не сиганёт ли вниз, чтобы ещё раз испытать парашют, который действует только в бездонном небе?
(42)— Постой! — крикнул я.
(43)Он нехотя остановился.
(44)— Ты куда?
(45)Он уловил в моём голосе тревогу, но продолжал держать себя независимо:
(46)— Некогда мне. (47)Меня Игорёк ждёт.
(48)— А прыгать не будешь. с крыши?
(49)— Парашют мокрый.
(50)0н почувствовал, что я боюсь. (51)Ему не пришло в голову, что я боюсь за него. (52)Он решил, что я просто боюсь. (53)Сам по себе. (54)3рачки насмешливо сузились и заблестели сильней.
(55)Я неожиданно почувствовал, где начинается небо. (56)Не на гребне крыши и не в синих струях, по которым плывут облака. (57)Оно берёт начало совсем близко от земли — на первом этаже или на уровне плеча. (58)Начинается в бесстрашном сердце и простирается до тучи или до звёзд, смотря куда его поднимет сердце.
(59)— Игорёк ждёт. (60)Я пойду, ладно?
(61)Он нетерпеливо почёсывал коленку.
(62)Я кивнул головой. (63)Он быстро зашагал по асфальту. (64)Я молча пошёл следом за ним, чтобы лучше запомнить, где начинается небо.
(По Ю. Яковлеву)

15.1 сочинение ОГЭ. Вся сила суждения содержится в сказуемом

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания известного лингвиста Ф.И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Как утверждал лингвист Ф.И. Буслаев, «вся сила сужде­ния содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

С этим сложно не согласиться: повествование практиче­ски невозможно без сказуемого, в его отсутствйе текст превратился бы просто в перечисление фактов, событий или предметов.

Обратимся за примерами к тексту Л. Куклина. С помо­щью сказуемых рассказчик повествует о происходящем в его жизни («сыну передалось мое давнее увлечение марка­ми», «у меня кончилась спокойная жизнь»), описывает свои действия («я выменивал, выклянчивал, покупал, нервни­чал»). Стоит только убрать сказуемые из этих примеров — сразу мысль исчезает, получается бессмыслица.

Действительно, вся сила суждения содержится в сказуемом.

Вариант 2

Сказуемое — это один из главных членов предложения, который в тексте обозначает действие или состояние пред­метов и лиц. Разве возможно повествование без действия и создания картины событий? Конечно, нет. «Вся сила сужде­ния содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения», — так писал об этом Ф.И. Буслаев.

Например, в тексте Л. Куклина с помощью сказуемых не только описывается последовательность происходящих со­бытий (предл. 3), связанных с увлечением отца и сына мар­ками. Используя составное глагольное сказуемое, автор по­ясняет, уточняет, конкретизирует действие: «удалось выцарапать. марочки», и читатель понимает, сколько уси­лий пришлось приложить рассказчику, чтобы пополнить коллекцию новыми редкими экземплярами.

Действия отца мальчика раскрываются именно через сказуемые, и, не будь их, не было бы и самого рассказа.

Приведенные примеры подтверждают мысль об огромной роли сказуемого в тексте и невозможности построить суж­дение без него.

Вариант 3

Известный лингвист Ф.И. Буслаев писал: «Вся сила суж­дения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

Попробую пояснить эту мысль. Суждение — это утвер­ждение или отрицание чего-либо, описание действий, со­стояний или отношений между событиями или людьми. Ко­нечно, существуют односоставные предложения только с подлежащим, однако все свойства суждения в полной мере раскрываются лишь благодаря сказуемому.

В тексте Л. Куклина находим предложения, сообщающие какие-либо факты («Это был мой сын, и он стал взрослым»), описывающие состояние героев («я смирился»), последова­тельность действий (предл. 49). Однако если убрать сказуе­мые, то суждения теряют смысл.

Значит, лингвист Ф.И. Буслаев совершенно точно опре­делил роль сказуемого в предложении.

Текст для работы

(1)С того самого дня, как сыну передалось мое давнее ув­лечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками.

Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал.

— Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возраст­ная болезнь вроде кори. (б)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет! — убеждала меня жена.

(8)Пройдет. (9)Святое материнское заблуждение! (10)Ес- ли бы она зцала, что из заначек, которые теперь значитель­но превышали мои былые дофилателистические потребно­сти, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно.

(11 филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали все усиливаю­щуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!

(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя.

(15)— Ну-с, брат, — обратился я как-то к сыну после ве­чернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16)— Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие ма­рочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик.

(18)— Понимаешь, папа. — сын посмотрел на меня рас­пахнутыми до дна глазами. (19)— Я давно хотел тебе ска­зать. (20)У меня нет альбома.

— Потерял?! — всхлипнул я и в предынфарктном со­стоянии опустился на диван.

— Ну что ты, папочка! — снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой во­пиющей глупостью родителя. (23)— Просто у меня сейчас нет альбома.

(24)— Ага. — радостная догадка осенила меня. (25)— Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!

(28)— Папа. (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (ЗО)Он не может ходить, понимаешь, — совсем не может! (ЗІ)Никуда не мо­жет ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом. (34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на ста­дион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны.

(36)— А ты не жалеешь о своем альбоме? — безжалостно спросил я. (37)— Только честно? 170

(38)— Да, папа, жалею. (39)Сначала — очень жалел, а теперь — чуть-чуть жалею. (40)Видишь ли, он так обрадо­вался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать? (43)А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо. (45)Так ты не сердишься?

(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир — он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поце­ловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.

(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожа­тием.


источники:

http://infourok.ru/napishite-sochinenierassuzhdenie-raskrivaya-smisl-viskazivaniya-izvestnogo-lingvista-fi-buslaeva-vsya-sila-suzhdeniya-soderzhits-2433615.html

http://referat5top.ru/sochineniya-po-russkomu-yazyku/sochinenie-oge/7477-15-1-sochinenie-oge-vsya-sila-suzhdeniya-soderzhitsya-v-skazuemom