Выученное правило в суффиксе причастия пишется гласная е потому что это глагол i спряжения

Правописание е и в суффиксах причастий

Причастие формируется на основе глагола при помощи определенных суффиксов. Грамотное употребление в них Е и И зависит от нескольких факторов, которые подробно описаны в этой статье. В удобной таблице описаны все правила написания этих гласных в суффиксах причастий с примерами.

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак по действию и образуется при помощи определенных суффиксов. Особенности правописания е и в суффиксах причастий определяются:

  • Спряжением глагола, от которого образовано причастие;
  • Конечной гласной основы глагола, от которого образовано причастие;
  • Временем причастия (прошедшее или настоящее).

Когда пишется е в суффиксах причастий?

В таблице приведены основные правила употребления букв е или и в суффиксах причастий.

СуффиксОсобенности употребленияПримеры
Настоящее время-ем-в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжениясобирают – собираемый,

листают – листаемый-им-в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжениясудят – судимый,

Прошедшее время-енн-в причастиях, образованных от глаголов с основой инфинитива на -и-подарить – подаренный,

увидеть – увиденный

Это же правило касается правописания букв е и и в кратких страдательных причастиях (желаемый – желаем, наполненный – наполнен).

Выученное правило в суффиксе причастия пишется гласная е потому что это глагол i спряжения

НАПИСАНИЕ ГЛА­ГО­ЛОВ И ГЛА­ГОЛЬ­НЫХ ФОРМ

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

—что такое лич­ная форма глагола;

—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;

—как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния глагола;

—в каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са причастия/деепричастия опре­де­ля­ет­ся спряжением, а в каких нет.

11.1 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Правило опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся базовым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ орфограмм, из­ло­жен­ных в этом пункте.

В зависимости от буквы в окончании все гла­го­лы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы

Глаголы первого спряжения в окончаниях имеют буквы Е (Ё) и УТ(ЮТ)

Единственное число

Множественное число

Окончание ударное

Окончание безударное

Окончание ударное

Окончание безударное

я идУ, поЮ

я пишУ, делаЮ

мы идЁМ, поЁМ

мы пишЕМ, делаЕМ

ты идЁШЬ, поЁШЬ

ты пишЕШЬ, делаЕШЬ

вы идЁТЕ, поЁТЕ

вы пишЕТЕ, делаЕТЕ

он, она, оно идЁТ, поЁТ

он пишЕТ, делаЕТ

они идУТ, поЮТ

они пишУТ, делаЮТ

Глаголы второго спряжения в окончаниях имеют буквы И и АТ(ЯТ)

Единственное число

Множественое число

Окончание ударное

Окончание безударное

Окончание ударное

Окончание безударное

я сижУ, кричУ

я дышУ, смотрЮ

мы сидИМ, кричИМ

мы дышИМ, смотрИМ

ты сидИШЬ, кричИШЬ

ты дышИШЬ, смотрИШЬ

вы сидИТЕ, кричИТЕ

вы дышИТЕ, смотрИТЕ

он, она, оно сидИТ, кричИТ

он дышИТ, смотрИТ

они сидЯТ, кричАТ

они дышАТ, смотрЯТ

Пояснения к таблице.

1. Если личное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под ударением, то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в приведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окончания.

Гла­гол от­но­сит­ся к I спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит Е; УТ/ЮТ .

Гла­гол от­но­сит­ся к II спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит И; АТ/ЯТ .

Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

Обратите внимание: по­яв­ле­ние приставки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.

2. Вто­рые пары слов, лич­ные формы гла­го­лов ПИ­САТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют уда­ре­ния на окончании. В них на­пи­са­ны буквы Е- УТ и И -ЯТ толь­ко потому, что было установлено: это гла­го­лы I и II спряжения. Спи­сок слов с без­удар­ным окон­ча­ни­ем го­раз­до более обширен.

Спряжения слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем определяют, ис­хо­дя из того, на какие буквы оканчивается гла­гол в на­чаль­ной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).

Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.

Все осталь­ные гла­го­лы на -ОТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ТИ,-УТЬ, -АТЬ, -ЫТЬ.

1) все гла­го­лы на -ИТЬ, кроме

стелить (употребляется толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем времени; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать — стелют),

2) 4 гла­го­ла на -АТЬ и 7 гла­го­лов на -ЕТЬ: гнать, держать, смот­реть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .

Об­ра­ти­те внимание : до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услы­шать будут по-прежнему глаголами вто­ро­го спряжения.

Примечание 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло работает, но толь­ко в том случае, если вы точно знаете, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не подведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., исключ., пишем АТ).

Примечание 2 : Ин­фи­ни­тив дол­жен быть того же вида, что и лич­ная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Ин­фи­ни­тив будет «настраивать», что делать?, не­со­вер­шен­ный вид, как и у слова «настраивает». Это пер­вое спряжение, по­это­му пи­шет­ся Е. Если же оши­боч­но взять ин­фи­ни­тив дру­го­го вида, «на­стро­ить» (что сделать), то уж вы­хо­дит вто­рое спряжение, и нужно пи­сать И. Это букву мы на­пи­шем в форме «на­стро­Ит» (что сделает, со­вер­шен­но­го вида).

Примечание 3 . По­стфикс СЯ/СЬ не вли­я­ет на спряжение.

Примечание 4 . В не­ко­то­рых ин­фи­ни­ти­вах на­пи­са­ние букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вы­зы­ва­ет сложности. Таб­ли­ца таких гла­го­лов опуб­ли­ко­ва­на в «Справке» к за­да­нию 10.

Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).

Рассмотрим орфограммы, ос­но­ван­ные на этом правиле.

11.1.1 Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов

Чтобы определить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спряжение.

Первым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы, если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния глагола. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

Увидели при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окончанием.

Остальные гла­го­лы ста­вим в на­чаль­ную форму (не пу­та­ем ВИД!) и опре­де­ля­ем спряжение: по­стро­ИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устра­и­вАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нель­зя «устроить», вид не тот), оби­дЕТЬ­ся (II спряжение, исключение). Встав­ля­ем буквы: построИшь, устра­и­ва­Ет (он), оби­дИт­ся (он), вы­не­сЕт (он).

11.1.2 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Ключевым мо­мен­том этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние того, что при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов на­сто­я­ще­го времени, а выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ за­ви­сит от спря­же­ния глагола . Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 3 лице. Сравним:

I спряжениеII спряжение

И это не сов­па­де­ние не случайно, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для образования при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния — АЩ/ЯЩ.

Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.

Рассмотрим на примерах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать ошибок.

Возьмём гла­гол «следовать». Об­ра­зу­ем от гла­го­ла «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оста­вим основу, до­ба­вим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.

Об­ра­зу­ем при­ча­стие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Об­ра­зу­ем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.

Возьмём слово с не­яс­ной букой в суф­фик­се леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к за­да­нию 10 это слово было в табличке, по­то­му впи­сы­ва­ем лелеЯть, а далее по схеме: спря­же­ние I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.

В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось определить, по на­чаль­ной легко, I спряжение, нужен суф­фикс ЮЩ;

Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

Запомним слова-исключения из этого правила:

брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.

11.1.3 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Как и в преды­ду­щем пункте, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния глагола.

Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Сравним:

УТ/ЮТАТ/ЯТ

Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спряжения— ИМ.

Рассмотрим, как применять это правило на примерах.

Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спря­же­ния , суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ;

Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ.

Запомним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет затруднение:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.

Слово дви­жИ­Мый пи­шет­ся с ИМ, так как об­ра­зо­ва­но не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

11.2 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ НЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Сформулируем общее правило, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го поз­во­лит не до­пус­кать ошибок: при­ча­стия и де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы инфинитива , поэтому до­ста­точ­но знать, как пи­шет­ся ин­фи­ни­тив и как про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гла­голь­ных форм.

11.2.1 Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Написание про­пу­щен­ной буквы в при­ча­сти­ях типа увидЕвший, обидЕвший, на­кле­Ив­ший опре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, какая буква была на этом месте в на­чаль­ной форме глагола , ведь эти слова об­ра­зо­ва­ны от основ увидЕть, обидЕть, на­кле­Ить при по­мо­щи суф­фик­са ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в гла­го­лах про­шед­ше­го времени: тот, ко­то­рый увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.

Приведём примеры из задания 11

ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.

Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.

Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).

выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.

11.2.2 Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами деепри­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни :

Сравним пары слов в столбиках:

Причастия (какой?, ко­то­рый что сделал)

ПрисЕвший

ПрисЕв

ЕМИМ
Деепричастия (что сделав?)

Гласная буква—суффикс на­чаль­ной формы— перед вы­де­лен­ны­ми суф­фик­са­ми ОДНА и та же, и она «перешла» вме­сте с ос­но­вой на­чаль­ной формы глагола, от ко­то­рой обе формы образованы.

Приведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).

11.2.3 Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при помощи суффикса ЕНН или НН.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся не на ИТЬ, то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;

замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;

обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.

Таким образом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве инфинитива.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ, то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.

Отдельно стоит от­ме­тить случаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ: не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суффикса, Е и НН:

УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, ука­за­ны два суффикса;

рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, ука­зан один суффикс.

При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся неизменным.

Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.

Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и отглагольные прилагательные, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;

сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.

Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

выкачАнная (качАть) из ко­лод­ца вода — вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (выкатИть);

развешАнное бельё (развешАть) — на­ве­шЕн­ная дверь (навесИть); взве­шЕнн­ный товар (взвесИть);

замешАнный в аван­тю­ру (замешАть) — за­ме­шЕн­ное тесто (замесИть);

вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вы­ва­лЕн­ный мусор (вывалИть).

Знание пра­виль­ной формы ин­фи­ни­ти­ва по­мо­га­ет и в на­пи­са­нии слов

измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;

измерЕННый (измерИть, что сделать?, от из­ме­рЯть при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни не образуется);

Тест » Орфография. Подготовка к ОГЭ»

Задание: Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделен- ного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЧЕРЕСЧУР – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется С.

2) (девочка) ВОСПИТАНА (бабушкой) – в краткой форме имени прилагательного пишется столь- ко же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ОБМАКНУТЬ (перо в чернила) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) БРЕШЬ – в форме единственного числа имени существительного 1-го склонения после шипя- щего буква Ь пишется.

5) (солнце светит) ПО-ВЕСЕННЕМУ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

1) СОБИРАТЬСЯ (на свидание) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова за- висит от суффикса -А- после корня.

2) БЕЗВКУСНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающий звонкий согласный звук, пишется З.

3) (овцы) БЛЕЮТ – гласная в окончании глагола настоящего времени 3-го лица множественного числа пишется в соответствии со II спряжением этого глагола.

4) (взят в плен) БАСМАЧОМ – в окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется О.

5) (девочка) ВОСПИТАННА (и аккуратна) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

1) ВЗВЕШЕННЫЙ (ответ) – приставка ВЗ- с неизменным написанием, она всегда пишется таким образом.

2) РАВНЯТЬСЯ (на лучших) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зави- сит от его лексического значения.

3) СУРГУЧ – в существительных женского рода 2-го склонения после шипящих мягкий знак не пишется.

4) ПО-ПТИЧЬИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени при- лагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

5) ПАШУТ – в окончании глагола настоящего времени 3-го лица множественного числа пишется — У- в соответствии с I спряжением, к которому этот глагол относится.

1) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после приставок на согласный И в основе слова меняется на Ы.

2) САМОКЛЕЯЩИЕСЯ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени пишется — Я- в соответствии со II спряжением глагола, от которого это причастие образовано.

3) РОСТОК – написание безударной гласной в корне слова проверяем словом, в котором на эту гласную падает ударение: ро́ ст.

4) ВЫУЧЕННОЕ (правило) – в суффиксе причастия пишется гласная -Е-, потому что это глагол I

5) СИНЕ-ЗЕЛЁНЫЙ – сложное прилагательное пишется через дефис, потому что имеет значение

1) ПОДЪЁМ – после приставок на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И пишется твёрдый раз- делительный знак.

2) ПОЛ-ЛОЖКИ – если слово начинается на Л-, то с ПОЛ- оно пишется через дефис.

3) (поле) ЗАСЕЯНО (вовремя) – в кратких страдательных причастиях прошедшего времени пи- шется одна буква Н.

4) ПОСЕЕШЬ – в личном окончании глагола будущего времени второго лица единственного числа нужно писать мягкий знак.

5) ПО ПРОСТОМУ (делу) – наречие пишется раздельно, потому что это исключение из правила. Ответ:

1) ПРЕГРАДА – написание приставки зависит от её лексического значения.

2) (уроки) ВЫУЧЕНЫ – в кратком страдательном причастии пишется одна буква Н.

3) ВЫБИРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексиче- ского значения корня.

4) ОБЪЯВИТЬ – разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласную перед бук- вами Е, Ё, Ю, Я

5) ОГУРЦЫ – в суффиксах слов после Ц пишется буква Ы. Ответ:

1) БЕЗЗАБОТНЫЙ – написание приставки зависит от его лексического значения.

2) РОСКОШНЫЙ (дворец) – написание безударной гласной О в корне слова необходимо запом- нить.

3) ВЫРАЩЕННЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от значения.

4) ДОБЕЛА – в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от имён прилага- тельных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пишется буква А.

5) ДЬЯК – разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И не после приставок (в корне, перед окончанием).

1) БЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ – в словах с русскими приставками, которые заканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.

2) СМАЗАНЫ – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в пол- ной форме этого прилагательного.

3) ЗАГОРЕЛЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

4) ЗНАЧИМЫЙ – безударная гласная И в суффиксе проверяется подбором формы слова, в кото- рой суффикс окажется под ударением.

5) НАОТМАШЬ – на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Ответ:

1) КОРЧЁВАННЫЙ – в полных причастиях на –ованный/-ёванный, образованных от глаголов с суффиксом -ов-(-ев-), пишется НН.

2) КЛЕЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени пишется буква Я, потому что причастие образовано от глагола II спряжения.

3) СОПРИКАСАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется под- бором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

4) БЕРЕЖНО – наречие образовано от прилагательного, поэтому в суффиксе наречия пишется -О.

5) НОСИК – в суффиксе существительного пишется буква И, потому что при склонении гласный не выпадает.

1) ЗАГОРЕЛЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в этом корне зависит от ударе- ния.

2) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется перед Е, Ё, Ю, Я после приставки, оканчивающейся на согласный.

3) ТАКЖЕ – сочетание наречия так с частицей же пишется слитно.

4) ВИДИМЫЕ (результаты) – в страдательном причастии настоящего времени, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ИМ-.

5) КОЖАНЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса — АН-, пишется одна буква Н.

1) ПОДВОДНЫЙ – на конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий звук, потому что корень начинается с буквы, обозначающей звонкий звук.

2) НАЧИНАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

3) (мы) ТОЖЕ (не бездельничали) – союз тоже с присоединительным значением пишется слитно, в одно слово.

4) ПЕНСИОННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффик- са -ОНН-, пишется две буквы Н.

5) НАМАЖЬ (маслом хлеб) – на конце глаголов в повелительном наклонении после шипящих пи- шется мягкий знак.

1) ПОДЬЯЧИЙ – разделительный Ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И в корне слова и перед окончанием.

2) НИКОГДА – в отрицательном наречии без ударения в приставке пишется И.

3) ПРИВОЛЖСКИЙ – в приставке пишется -И- в соответствии со значением «пространственная близость».

4) ЗДЕСЬ – приставка З пишется перед буквой Д, обозначающей звонкий согласный звук.

5) НАГРУЖЕННЫЙ – в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН. Ответ:

1) БАРАБАНИТ – в глаголе II спряжения в форме 3-го лица единственного числа в настоящем времени в личном окончании пишется И.

2) РАССТИЛАЕТ – гласную И в корне слова проверяем родственным словом, в котором на эту гласную падает ударение.

3) НАСТРЕЛЯННЫЕ – в страдательных причастиях прошедшего времени, образованного при по- мощи суффикса -Н- или -НН-, пишется та же гласная, что и в инфинитиве глагола, от которого это причастие образовано.

4) СОЛОМЕННЫЙ – в суффиксах причастий, образованных от глаголов совершенного вида, пи- шется НН.

5) НАБЕЛО – в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от имён прилага- тельных с помощью приставок В-, НА-, ЗА-, на конце пишется буква О.

1) БЕЗВКУСНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется З.

2) (женщина) БЕРЕМЕННА – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме.

3) (мне нравится) УЛЫБАТЬСЯ – мягкий знак пишется в -ться, потому что это форма 3 лица единственного числа глагола.

4) (мотив) ТЯГУЧ – на конце наречий после шипящих мягкий знак не пишется.

5) ПО-ИСПАНСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

1) СМЕТАННЫЙ – в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса — АН-, пишется две буквы Н.

2) СПИСАЛ – в приставке пишем С- перед буквой, обозначающей глухой согласный звук.

3) (ландыш) ПАХУЧ – в кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.

4) СТЕЛЮТ – в личном окончании глагола I спряжения в форме 3-го лица множественного числа пишется гласная Ю.

5) НАКЛОНИЛСЯ – безударная гласная в корне проверяется родственным словом, в котором на неё падает ударение.

1. БЕСЧУВСТВЕННЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется С.

2. (газ) ГОРЮЧ – на конце кратких прилагательных после шипящего Ь не пишется.

3. ПОЛ-АПЕЛЬСИНА – числительное пол- пишется через дефис, если первая буква корня обозна- чает гласный звук.

4. ПРИКОЛОТИТЬ – приставка при- пишется в глаголах со значением неполноты действия.

5. СТАРИЧОК – в корне слова после шипящего пишется буква О. Ответ:

1. ПРЕДЫСТОРИЯ – после русских приставок (кроме меж- и сверх-) И в корне меняется на Ы.

2. ГЛУШЬ – мягкий знак после шипящего пишется на конце существительных 2-го склонения.

3. ОБЪЁМНЫЙ – разделительный твёрдый знак пишется на стыке приставки и корня.

4. ЦИФРОВОЙ – в корне слова после Ц пишется И, кроме слов-исключений.

5. НЕ УВИДИШЬ – НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Ответ:

1. УМОЕШЬСЯ – в окончании глаголов 2-го лица после шипящего пишется Ь.

2. ПОДЫТОЖИТЬ – после иноязычных приставок (кроме меж- и сверх-) И в корне меняется на Ы.

3. ПОЛЧАСА – числительное пол- пишется слитно перед согласным кроме –Л.

4. ДВУХЪЯРУСНЫЙ – в середине сложносокращенных слов пишется твердый знак.

5. ШЁЛК – в корне слова после шипящего пишется буква Ё. Ответ:

1. БЕСЧУВСТВЕННЫЙ – на конце приставки пишется С, если следующий звук – глухой.

2. ДЕЗИНФЕКЦИЯ – после иноязычных приставок (кроме меж- и сверх-) И в корне меняется на Ы.

3. ВЫРАСТУ – в чередующихся корнях РАСТ-РАЩ-РОС перед СТ и Щ пишется А.

4. ПОДЪЁМНИК – твёрдый знак пишется в позиции после приставки на согласный перед буквой Ё.

5. ПРИОТКРЫТЬ – приставка ПРИ- пишется в слове со значением приближения. Ответ:

1. СОБИРАЕТ – в чередующихся корнях БИР-БЕР пишется И, если после корня есть суффикс А.

2. БОЧКА – в буквосочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ мягкий знак не пишется.

3. КОПЧЁНЫЙ – буква Ё после шипящего в корне слова пишется, если можно подобрать чередо- вание с Е.

4. ЗАГОРАТЬ – в чередующихся корнях ГАР-ГОР без ударения пишется А.

5. ПРЕДОБРЫЙ – приставка ПРЕ- пишется в слове со значением высокой степени проявления признака (=очень).

1. ТАЩАЩИЙСЯ – в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, пишется суффикс АЩ (ЯЩ).

2. СУПЕРЪЯХТА – в корне слова пишется разделительный твердый знак.

3. ЗАВИСТЛИВЫЙ – непроизносимый согласный проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот согласный четко слышится.

4. ИЗДАВНА – в наречиях с приставкой ИЗ- пишется суффикс А.

5. НАВЗНИЧЬ – в прилагательных после шипящих пишется мягкий знак. Ответ:

1. ОБЪЕДЕНИЕ – твердый знак пишется после приставки и перед буквами Е, Ё, Ю, Я

2. ЗАВОЕВАТЬ – перед безударным ВА пишется Е, если в форме 1 лица единственного числа настоящего времени глагол имеет окончание -УЮ (-ЮЮ)

3. ТРЕЩИНКА – буква И пишется в суффиксе существительного, если оно образовано от слова, оканчивающегося на -ИНА.

4. ПРОЛАЯВ – в суффиксах деепричастий прошедшего времени пишется та же буква, что и перед ТЬ в неопределенной форме глагола, от которого образовано это деепричастие.

5. ПРОРАСТАТЬ – в корнях РАСТ-РАЩ-РОС под ударением пишется О. Ответ:

1. СЛОМАНЫ – в кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н.

2. ПРЕОДОЛЕВАТЬ – перед безударным ВА пишется Е, если в форме 1 лица единственного числа настоящего времени глагол имеет окончание -УЮ (-ЮЮ)

3. ЗАМОЧЕК – в суффиксах ЕК-ИК беглым гласным является Е.

4. ПРОГУЛЯННЫЙ – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется та же буква, что и перед ТЬ в неопределенной форме глагола, от которого образовано это причастие.

5. ПРЕСТУПНИК – приставка ПРЕ пишется в словах со значением неполноты действия. Ответ:

1. ТОВАРИЩ – на конце существительных 3 склонения мягкий знак не пишется.

2. ПРЕДЫСТОРИЯ – буква И в корне слова меняется на Ы после русских приставок, кроме меж- и сверх-.

3. УРАВНЕНИЕ – в корнях РАВН-РОВН без ударения пишется А.

4. ЗАВИСЕВШИЙ – в суффиксах действительных причастий прошедшего времени пишется та же буква, что и перед ТЬ в неопределенной форме глагола, от которого образовано это причастие.

5. ЦИРКУЛЬ – после Ц в корне слова пишется И, не в корне – Ы. Ответ:

1. ПОЛ-ЛАГЕРЯ – числительное ПОЛ- пишется через дефис перед согласным.

2. НЕСДОБРОВАТЬ – приставка С- является неизменяемой.

3. ПО-РУССКИ – наречия с приставкой ПО пишутся через дефис.

4. ЗАГОРИТСЯ – в корнях с чередованием ГАР-ГОР без ударения пишется О.

5. РОСТОК – правописание буквы О в корне этого слова является исключением из правила, нужно запомнить.

Контрольный тест 3 (Задание 2 в ОГЭ-2020. Грамматическая основа)

1. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе её конструкций. (2)С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. (3)Они просят сочув- ствия зрителей и для убедительности подражают строению и пропорциям человеческой фигу- ры – мужской, женской или девичьей. (4)Выстроенную строго логичную систему из поддерживающих и поддерживаемых элементов называют ордером. (5)Обычно различают три главных ордера — дорический, ионический и коринфский – и два дополнительных – тосканский и композитный.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) греки сделали (предложение 1)

2) опоры украшают (предложение 2)

3) они просят (предложение 3)

4) называют (предложение 4)

5) различают (предложение 5) Ответ:

2. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции (своды и купола). (2)Горизонтальная балка может треснуть, если она слишком длинная; клиновидные же части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются, а разрушить камень давлением непросто. (3)Поэтому арочными конструкциями можно перекрывать гораздо большие про- странства. (4)Вместе с тем, освоив арку, архитекторы Рима не стали сочинять новый архитек- турный язык взамен древнегреческого. (5)Стоечно-балочная система (то есть колонны и поддерживаемые ими элементы) осталась на фасадах, но теперь часто не работала, а лишь украшала здание.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) римляне начинают применять (предложение 1)

2) балка может треснуть (предложение 2)

3) можно перекрывать (предложение 3)

4) архитекторы не стали (предложение 4)

5) система осталась (предложение 5) Ответ:

3. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Галактики, находящиеся на «близком» расстоянии, естественно, начинают взаимодейство- вать. (2)Это взаимодействие бывает порой настолько неожиданным и удивительным, что за- ставляет даже крупных авторитетов-астрофизиков безнадёжно разводить руками. (3)Две га- лактики — это две большие массы. (4)Старый-престарый закон Ньютона говорит: они будут притягиваться. (5)Однако проклятые галактики не желают подчиняться Ньютону: обнаружены пары галактик, силы отталкивания которых преобладают над силами притяжения.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) галактики начинают взаимодействовать (предложение 1)

2) взаимодействие бывает (предложение 2)

3) они будут притягиваться (предложение 4)

4) галактики не желают (предложение 5)

5) обнаружены пары галактик (предложение 5) Ответ:

4 . Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Созвездия не меняют своих очертаний. (2)Для нас они такие, какими их видели во времена фараонов. (3)Значит ли это, что звёзды неподвижны? (4)Нет, они перемещаются в различных направлениях и с разными скоростями. (5)Самая быстрая звезда, которую заметили астроно- мы, находится в созвездии Голубя.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) созвездия не меняют (предложение 1)

2) они такие (предложение 2)

3) видели (предложение 2)

4) которую заметили (предложение 5)

5) звезда находится (предложение 5) Ответ:

5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)В XVI веке привычной стала фигура человека, смотрящего ночью на звёзды. (2)Сотни звез- дочётов изучали движение планет. (3)Колонки цифр, сетки таблиц покрывали бумагу, и луч- шие умы средневековья пытались установить закономерности в этой лавине чисел. (4)Один из самых замечательных людей в истории науки, Иоганн Кеплер, посвятил этому всю свою жизнь. (5)Полуслепой, он мог смотреть на небо только чужими глазами, но это не помешало людям называть его «законодателем неба».

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) фигура стала (предложение 1)

2) сотни звездочётов изучали (предложение 2)

3) сетки покрывали (предложение 3)

4) умы пытались (предложение 3)

5) он мог смотреть (предложение 5) Ответ:

6. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Незримые пути, по которым мчатся планеты, неодинаковы. (2)Одни из них почти круговые, другие вытянуты, как петли лассо. (3)И всё-таки орбиты планет однообразны. (4)Их плоскости неизменны и мало наклонены друг к другу. (5)Совсем иначе выглядят орбиты искусственных спутников: переплетаясь и пересекаясь под разными углами, они причудливой сеткой опоясы- вают земной шар.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) пути неодинаковы (предложение 1)

2) другие вытянуты (предложение 2)

3) плоскости неизменны (предложение 4)

4) выглядят орбиты (предложение 5)

5) они опоясывают (предложение 5) Ответ:

7. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)В тот день телевизоры Европы принимали передачу из Москвы. (2)На голубоватых экранах радостно ликовала Москва. (3)Столица Советского Союза встречала Колумба вселенной — первого космонавта мира Юрия Алексеевича Гагарина. (4)И телезрители услышали гром ап- лодисментов на Красной площади, которыми встречали героя. (5)И, конечно, в этот день нель- зя было не вспомнить о Константине Эдуардовиче Циолковском, ученом-мечтателе, теоретике космических полетов.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) принимали передачу (предложение 1)

2) ликовала Москва (предложение 2)

3) услышали гром (предложение 4)

4) встречали (предложение 4)

5) нельзя было не вспомнить (предложение 5) Ответ:

8. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Из космоса видны моря, горные массивы, реки, леса, большие города. (2)Днём Земля как бы окружена ореолом голубоватого цвета, затем эта полоса постепенно темнеет, становится фио- летовой, чёрной. (3)Выпукло выделяются звёзды на чёрном фоне космической бездны. (4)При восходе Солнце светит сквозь земную атмосферу, и ореол Земли принимает уже другой цвет

— от ярко-оранжевого к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. (5)Дальше описанием этих красот не стоит расстраивать вас, дорогие читатели.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) видны моря (предложение 1)

2) Земля окружена (предложение 2)

3) выделяются звёзды (предложение 3)

4) принимает цвет (предложение 4)

5) не стоит расстраивать (предложение 5) Ответ:

9 . Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)В океанской воде в виде неорганических соединений растворено множество элементов, ко- торые можно извлекать для промышленного использования. (2)Уже в настоящее время океан даёт 90 процентов мировой продукции брома и 60 процентов магния. (3)Кроме того, из мор- ской воды добывают в значительных количествах натрий и хлор. (4)Есть все основания пред- полагать, что в течение двух ближайших десятилетий станет экономически целесообразно по- лучать из моря тяжёлый водород (дейтерий), золото, марганец, свинец и даже железо. (5)Запасы всего этого в океане практически неограниченны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) растворено множество элементов (предложение 1)

2) которые можно извлекать (предложение 1)

3) добывают (предложение 3)

4) получать водород (предложение 4)

5) запасы неограниченны (предложение 5) Ответ:

10. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)К концу XVI века, когда на глобус более или менее правильно были нанесены материки, географы невольно обратили внимание на сходство очертаний Западной Африки и восточного побережья Южной Америки. (2)В самом деле, берега двух континентов, разделённых огром- ным водным пространством Атлантического океана, как бы дополняют друг друга. (3)Долгие годы это сходство считалось случайным. (4) Его рассматривали как величайший по масштабу природный курьёз. (5)Первым человеком, которому это удивительное совпадение показалось не лишённым закономерности, был не географ и даже не моряк, а философ Фрэнсис Бэкон.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) были нанесены материки (предложение 1)

2) географы обратили (предложение 1)

3) берега дополняют (предложение 2)

4) сходство считалось (предложение 3)

5) рассматривали (предложение 4) Ответ:

11. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Невдалеке от Неаполя на берегу залива стоят остатки колоннады и виднеются развалины древнего храма, посвящённого Серапису — богу умирающей и возрождающейся природы. (2)Выбор места для постройки храма был сделан древними римлянами далеко не случайно: здесь из-под земли бьют тёплые сернистые ключи. (3)Задолго до начала нашей эры толпы па- ломников приходили сюда на поклонение божеству и для того, чтобы искупаться в тёплых ис- точниках, славившихся своими целебными свойствами по всей Римской республике. (4)Время не пощадило изящное архитектурное сооружение. (5)В результате землетрясений и войн храм превратился в руину, но перед этим он был разрушен морем.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) виднеются развалины (предложение 1)

2) выбор сделан (предложение 2)

3) толпы паломников приходили (предложение 3)

4) не пощадило строение (предложение 4)

5) он был разрушен (предложение 5) Ответ:

12. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)В представлении древних греков океан окружал землю со всех сторон. (2)В нём брали нача- ло все реки и все источники, в него же стекала вся вода с земли. (3)Греческие мудрецы полага- ли, что из океана восходят и в него опускаются все светила — Солнце, Луна и звезды, кроме созвездия Большой Медведицы, которая никогда не касается воды. (4)Весь круг океана никто

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) брали начало реки (и) источники (предложение 2)

2) восходят светила (предложение 3)

3) которая не касается (предложение 3)

4) никто из греков видеть не мог (предложение 4)

5) который держал (предложение 4) Ответ:

13. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)После перемещения материка остаются следы — глубокие вмятины дна океана — котлови- ны. (2)На первый взгляд кажется невероятным, что твёрдые горные породы могут быть столь же пластичны, как остывающий расплавленный воск. (3)Трудно поверить, будто высочайшие горы в мире и самые глубокие желоба Мирового океана появились в результате сморщивания земной коры. (4)Однако не следует забывать, что карты, которыми мы пользуемся, легко вво- дят нас в заблуждение. (5)Для наглядности и в целях осуществления графического изображе- ния действительности все карты умышленно искажены, и потому горы и долины кажутся очень рельефными.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) остаются следы (предложение 1)

2) породы могут быть пластичны (предложение 2)

3) горы появились (предложение 3)

4) карты вводят в заблуждение (предложение 4)

5) долины кажутся рельефными (предложение 5) Ответ:

14. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Ультразвук, то есть акустические волны с частотой свыше 16 тысяч колебаний в секунду, уже не воспринимаемый человеческим ухом, поглощается водной средой гораздо сильнее, чем звуки низкой частоты, но зато его можно направлять в виде узкого пучка. (2)Эта особенность ультразвуковых колебаний использована в эхолоте, с помощью которого точно и быстро изме- ряется глубина. (3)От специального ультразвукового датчика, помещённого на судне, через небольшие промежутки времени вертикально вниз посылается ультразвуковой сигнал. (4)Отразившись от дна, он возвращается обратно и улавливается чувствительной приёмной аппаратурой. (5)Зная скорость прохождения ультразвука и определив время между посылкой и возвращением сигнала, можно легко вычислить расстояние от поверхности до дна.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) ультразвук поглощается (предложение 1)

2) измеряется глубина (предложение 2)

3) посылается сигнал (предложение 3)

4) он возвращается (предложение 4)

5) легко вычислить (предложение 5) Ответ:

15. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Издавна потерпевшие кораблекрушение и попавшие на неведомый берег путешественники пытались послать о себе весть, доверив океану запечатанную бутылку с вложенным в неё письмом. (2)Такая почта далеко не всегда приходила вовремя. (3)В 1912 году недалеко от Зем- ли Франца-Иосифа попала в беду американская полярная экспедиция, которую возглавлял Э. Болдуин. (4)Потерпевшие решили послать в бутылке просьбу о помощи. (5)Экспедиции удалось благополучно вернуться на родину, сам Э. Болдуин прожил еще 30 лет и скончался в 1933 году, а брошенная бутылка попала в руки людей только в 1949 году.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) путешественники пытались (предложение 1)

2) почта приходила (предложение 2)

3) попала в беду экспедиция (предложение 3)

4) потерпевшие решили послать (предложение 4)

5) экспедиции удалось вернуться (предложение 5) Ответ:

16. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Долгое время в Индии, а затем и в Европе не могли раскрыть тайну так называемого «мор- ского кокоса». (2)С глубокой древности на западном берегу Индии время от времени находили огромные (до 25 килограммов), как бы сросшиеся из двух половин орехи. (3)Таинственное происхождение орехов породило легенду о том, что они растут на высоких пальмах на мор- ском дне. (4)Из-за необычной формы плодов им приписывали волшебные и целебные свой- ства. (5)Многие верили, что мякоть «морского кокоса» помогает людям избавиться от различ- ных недугов.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) не могли раскрыть (предложение 1)

2) находили (предложение 2)

3) происхождение породило (предложение 3)

4) приписывали свойства (предложение 4)

5) мякоть помогает избавиться (предложение 5) Ответ:

17. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Экваториальные течения с выгодой используются в мореплавании. (2)Они помогают судну быстрее пересечь океан с востока на запад. (3)На постоянстве экваториальных течений осно- вана гипотеза норвежского ученого Тура Хейердала о заселении островов Океании древними жителями Южной Америки. (4)Чтобы убедить скептически настроенных учёных оппонентов, Т. Хейердал построил плот, подобный тем, на которых могли, по его мнению, плавать предки полинезийцев, и в обществе пяти других смельчаков пустился в опасное плавание по Тихому океану. (5)Плот «Кон-Тики», подхваченный одной из ветвей южного экваториального течения, был перенесён от порта Кальяо в Перу до атолла Рароиа в архипелаге Туамоту.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) течения используются (предложение 1)

2) они помогают пересечь (предложение 2)

3) основана гипотеза (предложение 3)

4) могли плавать предки (предложение 4)

5) плот перенесён (предложение 5) Ответ:

18 Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Вода в океане никогда не стоит на одном уровне, она регулярно то прибывает, заливая бе- рег, то уходит, обнажая морское дно, по которому можно ходить как посуху. (2)С приходом и уходом воды резко меняется весь пейзаж. (3)На Белом море эти изменения бывают разитель- ны: в прилив волны плещутся у самой кромки соснового бора, из воды не выступает ни один камень, а причаленные лодки пляшут на волне вдалеке от берега. (4)В отлив же, чтобы до- браться до воды и застрявших между камнями завалившихся на бок лодок, нужно пройти не- сколько десятков метров по скользким, покрытым водорослями валунам. (5)В тех местах, где берег пологий, море в отлив уходит очень далеко, иногда за пределы видимого горизонта.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) можно ходить (предложение 1)

2) меняется пейзаж (предложение 2)

3) изменения бывают (предложение 3)

4) нужно пройти (предложение 4)

5) берег пологий (предложение 5) Ответ:

19. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Давно известно, что даже самые грозные силы природы человек может использовать с вы- годой для себя. (2)Так, гавайцы, разгадав характер накатных волн прибоя, сумели оседлать их. (3)Возвращаясь с рыбной ловли, они приближаются к зоне бурунов, ловко ставят лодку на гребень волны, которая в считанные минуты выносит их на берег. (4)Катание на прибойных

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) человек может использовать (предложение 1)

2) гавайцы сумели (предложение 2)

3) которая выносит (предложение 3)

4) катание спорт (предложение 4)

5) пловец ложится (предложение 5) Ответ:

20. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)Цунами нельзя отнести к регулярным явлениям, но они случаются далеко не редко. (2)16 августа 1906 года произошло землетрясение в городе Вальпараисо (Чили). (3)Образовавшаяся волна, имея среднюю скорость 749 километров в час, за 23 часа 30 минут прошла 17 600 кило- метров и обрушилась на Гавайские острова. (4)Понятно, что при такой быстроте волны, не зная заранее о её приближении, спастись трудно. (5)К тому же из-за рокового стечения обстоя- тельств землетрясение часто происходит в ночные часы, когда большинство людей мирно спит.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) цунами случаются (предложение 1)

2) произошло землетрясение (предложение 2)

3) волна обрушилась (предложение 3)

4) спастись трудно (предложение 4)

5) большинство людей спит (предложение 5) Ответ:


источники:

http://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav?ajax=1&id=250

http://infourok.ru/test-orfografiya-podgotovka-k-oge-4674291.html