Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий
Написание букв «о» или «е» после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий зависит от ударения. Укажем алгоритм написания о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов этих частей речи согласно правилу русского языка.
Алгоритм выбора букв о/е после шипящих
Чтобы выбрать букву «о» или «е» после шипящего, действуем пошагово, используя следующий алгоритм.
- Первый шаг — определение части речи, к которой принадлежит слово.
- Второй шаг — разбор слова по составу (морфемный разбор), чтобы выяснить, в какой его части находится орфографическая проблема.
- Третий шаг — поставить ударение в слове.
- Четвёртый шаг — написать букву «о» или «е»/»ё» в соответствии с правилом орфографии.
Разобрав слово по составу, убедимся, что это суффикс или окончание существительного, прилагательного или наречия. Тогда, чтобы правильно написать после шипящего согласного букву «е» или «о» в суффиксе или окончании слов этих частей речи, руководствуемся орфографическим правилом:
Рассмотрим, как действует это правило, на примерах слов указанных частей речи.
Написание букв о/е после шипящих у существительных
У существительных под ударением после шипящих корня в суффиксах и окончаниях форм творительного падежа напишем букву «о».
Примеры:
слуш о́к , сундуч о́к , прыж о́к ;
девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;
с силач о́м , борщ о́м , под стеллаж о́м , тираж о́м ;
с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .
Без ударения напишем букву — «е»:
В заимствованных существительных с суффиксом -ёр- и в русском слове «ухажёр» после шипящих корня пишется буква «ё»:
Отличаем эти написания от слова «мажор» и производного прилагательного, в морфемном составе которых нет указанного суффикса:
мажор н ый — корень/суффикс/окончание.
Имеем в виду, что существительные, образованные от глаголов, сохраняют суффикс этой части речи и пишутся после шипящих корня с буквой «ё»:
ноч ева ть — ноч ёв к а;
корч ева ть — корч ёв к а;
меж ева ть — меж ёв к а;
растуш ева ть — растуш ёв к а;
перекоч ева ть — перекоч ёв к а.
Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных
У прилагательных аналогично под ударением в суффиксах -ов-, -он и окончаниях после шипящих согласных корня пишется буква «о».
Примеры:
- морж о́в ый
- камыш о́в ый
- парч о́в ый
- грош о́в ый
- еж о́в ый
- холщ о́в ый
- смеш о́н (беглое «о»)
- больш о́й
- чуж о́й
но рыж е му , хорош е й .
Написание суффиксов наречий после шипящих
В соответствии с указанным орфографическим правилом в суффиксах наречий после шипящих согласных основы под ударением пишется буква «о», без ударения — «е»:
- горяч о́
- свеж о́
- общ о́
- голыш о́м
- нагиш о́м ,
но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е
Видеоурок
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Буква «о» после шипящих под ударением пишется:
1. В суффиксах имен существительных — девч онк а, старуш онк а
2. В суффиксах имен прилагательных — парч ов ый, камыш ов ый
3. В суффиксах наречий — горяч о , свеж о
4. В окончаниях имён существительных — борщ о́м , мяч о́м
5. В окончаниях имён прилагательных — больш о́й , чуж о́й
Без ударения пишется буква «е»:
1. В суффиксах имён существительных — реч еньк а, нож еньк а
2. В окончаниях имён существительных — овощ ем , туч ей
3. В окончаниях имён прилагательных — хорош его , тягуч его
Буква «ё» после шипящих под ударением пишется:
1. В корне слова, если удается подобрать однокоренное слово, где ё после шипящей меняется на е: чёрный — чернеет, шёпот — шепчет, кошелка — кошелёк
2. В суффиксах и окончаниях глаголов: выкорч ёв ывать, печ ёт
3. В суффиксах любых слов, образованных от глагола: тушёный, тушёнка — от тушить, копчёный — от коптить
4. В суффиксах имен существительных — ёр —: тренаж ёр , стаж ёр . Исключение: мажор
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Разработка урока «Правописание букв О – Ё после шипящих»
Урок- телемост в 7 классе
«Что Шёпот Шороху шептал.
Правописание букв О – Ё после шипящих»
Название урока : «Что Шёпот Шороху шептал?»
Тип урока — повторение и систематизация знаний по теме
Обобщение и расширение сведений по теме, усвоение знаний в их системе с использованием игровой и компьютерной технологии
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепление знаний по теме
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения аргументировать, доказывать; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие быстроты реакции, внимания, мышления, памяти
Методы, используемые на уроке : иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная.
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этой любви до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Итак, сказка называется «Что Шёпот Шороху шептал?».
Обратите внимание на слайд.
Чтение текста учителем : «Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться , почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному,» – прошептал Шёпот».
Просмотр диалога Шёпота и Шороха.
Шёпот: « Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего?»
Шорох: « Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне. »
Шёпот: « Может быть, родственники нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?»
Шорох: « А у меня нет никого. Вот в чём дело!»
По щёлчку появляется дядюшка ШЕПТАТЬ, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод».
Дети работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем слушаются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка.
Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ.
Дядюшка ШЕПТАТЬ : «Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями» (появляется графический объект со словарными словами):
После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!» Продолжается диалог:
Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Да, ты тоже словарное слово. Но это же не значит, что у тебя никого нет?»
Шорох: «Спасибо, я очень рад. »
После завершения диалога дети хором читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте и ещё раз хором.
Учитель : Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно.
Появляется графический объект с заданием:
После этого появляются на экране и сказочные герои:
Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох». Дети работают в четвёрках. После выполнения задания – самопроверка (по щелчку на объект с триггером «Нажми для проверки» появляется правильный ответ).
Учитель : «В сказках у положительных героев обязательно находятся помощники. Сегодня этими помощниками друг другу будете вы сами. Задавайте вопросы о словах с ошибками своим одноклассникам (четвёрка — четверке), а если не найдёте правильного ответа, то палочкой-выручалочкой буду я».
После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом:
Шорох: « Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно. »
(на экране появляется анимация с огнём)
Шёпот: « Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что-то горит. »
Шорох: « Неужели кто-то совершил поджог?»
Шёпот: « А почему ты у меня слово забрал? «Поджог» проверяется словом «поджечь»!
Шорох: «Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!»
(Диалог регулируется щелчком для удобства учителя). После диалога появляется графический объект:
По щелчку выводится на экран задание:
Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!»
Появляется дядюшка со словами :
На экран выводится список слов :
Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключатеся в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования).
Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):
Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот»
На экране Шёпот произносит условие задания : «Докажите, что в этих словах пишется буква Ё»:
В столбик появляются объекты со словами (второй столбик – по ходу объяснения учениками):
ночёвка (от ночевать )
лишённый (от лишить)
пресечём (от пресечь)
отражённый (от отразить)
тушёнка (от тушить)
запряжённый (от запрячь)
Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал. ( После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т.е. тут же видно, правильно ли ответил ученик)
Учитель : «Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие»
После появления шагающих Шёпота и Шороха выводится на экран текст : «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Всем сердцем радовались Шёпот и Шорох свежему ветру и яркому солнцу».
Чтение текста, выполнение задания , которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам» (группы условно обозначены с помощью больших букв О и Е). Задание выполняется фронтально. После распределения слов с орфограммами выводятся на экран объекты со словами «Вывод». Детям предлагается самостоятельно сформулировать правило( Работа происходит в четвёрках, отвечает тот, кто ещё этого не делал).
При нажатии на объекты «Вывод» появляется правильный ответ.
Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей ».
Появляется Шёпот со словами: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое:
Шорох обращается к ребятам: «Как я рад! Только помогите мне напоследок, ребята!»
Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки).
Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту).
Учитель: «Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шёпот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища!»
На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:
У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта).
(На экране получается без пропусков между объектами)
Учитель : «Теперь, я думаю, мы можем пожелать Шороху и Шёпоту приятных снов, и, чтобы им не снились кошмары, докажем на тренажёре, что с помощью двух друзей мы стали знатоками русского языка».
Слайды № 12 -14 (задания выполняются всеми детьми, если есть возможность, если нет – по желанию; хорошо, если попробуют слабые ребята, т.к. есть возможность исправить ошибку сразу же)
Рефлексия . Учитель : «Пришла пора прощаться со сказкой. Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии. Дайте оценку своей работе и работе товарищей по группе».(Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки – по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает учитель).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
http://budu5.com/manual/chapter/36
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-pravopisanie-bukv-o-yo-posle-shipyashih-5167607.html