Вывод о правописании букв о е после шипящих

Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Написание букв «о» или «е» после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий зави­сит от уда­ре­ния. Укажем алго­ритм напи­са­ния о/е после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях слов этих частей речи соглас­но пра­ви­лу рус­ско­го языка.

Алгоритм выбора букв о/е после шипящих

Чтобы выбрать бук­ву «о» или «е» после шипя­ще­го, дей­ству­ем поша­го­во, исполь­зуя сле­ду­ю­щий алгоритм.

  • Первый шаг — опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой при­над­ле­жит слово.
  • Второй шаг — раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор), что­бы выяс­нить, в какой его части нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская проблема.
  • Третий шаг — поста­вить уда­ре­ние в слове.
  • Четвёртый шаг — напи­сать бук­ву «о» или «е»/»ё» в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Разобрав сло­во по соста­ву, убе­дим­ся, что это суф­фикс или окон­ча­ние суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия. Тогда, что­бы пра­виль­но напи­сать после шипя­ще­го соглас­но­го бук­ву «е» или «о» в суф­фик­се или окон­ча­нии слов этих частей речи, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом:

Рассмотрим, как дей­ству­ет это пра­ви­ло, на при­ме­рах слов ука­зан­ных частей речи.

Написание букв о/е после шипящих у существительных

У суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих кор­ня в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях форм тво­ри­тель­но­го паде­жа напи­шем бук­ву «о».

Примеры:

слуш о́к , сун­дуч о́к , прыж о́к ;

девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;

с силач о́м , борщ о́м , под стел­лаж о́м , тираж о́м ;

с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .

Без уда­ре­ния напи­шем бук­ву — «е»:

В заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ёр- и в рус­ском сло­ве «уха­жёр» после шипя­щих кор­ня пишет­ся бук­ва «ё»:

Отличаем эти напи­са­ния от сло­ва «мажор» и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет ука­зан­но­го суффикса:

мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

Имеем в виду, что суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, сохра­ня­ют суф­фикс этой части речи и пишут­ся после шипя­щих кор­ня с бук­вой «ё»:

ноч ева ть — ноч ёв к а;

корч ева ть — корч ёв к а;

меж ева ть — меж ёв к а;

рас­туш ева ть — рас­туш ёв к а;

пере­коч ева ть — пере­коч ёв к а.

Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

У при­ла­га­тель­ных ана­ло­гич­но под уда­ре­ни­ем в суф­фик­сах -ов-, -он и окон­ча­ни­ях после шипя­щих соглас­ных кор­ня пишет­ся бук­ва «о».

Примеры:

  • морж о́в ый
  • камыш о́в ый
  • парч о́в ый
  • грош о́в ый
  • еж о́в ый
  • холщ о́в ый
  • смеш о́н (бег­лое «о»)
  • больш о́й
  • чуж о́й

но рыж е му , хорош е й .

Написание суффиксов наречий после шипящих

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом в суф­фик­сах наре­чий после шипя­щих соглас­ных осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — «е»:

  • горяч о́
  • свеж о́
  • общ о́
  • голыш о́м
  • нагиш о́м ,

но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е

Видеоурок

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Буква «о» после шипящих под ударением пишется:

1. В суффиксах имен существительных — девч онк а, старуш онк а

2. В суффиксах имен прилагательных — парч ов ый, камыш ов ый

3. В суффиксах наречий — горяч о , свеж о

4. В окончаниях имён существительных — борщ о́м , мяч о́м

5. В окончаниях имён прилагательных — больш о́й , чуж о́й

Без ударения пишется буква «е»:

1. В суффиксах имён существительных — реч еньк а, нож еньк а

2. В окончаниях имён существительных — овощ ем , туч ей

3. В окончаниях имён прилагательных — хорош его , тягуч его

Буква «ё» после шипящих под ударением пишется:

1. В корне слова, если удается подобрать однокоренное слово, где ё после шипящей меняется на е: чёрный — чернеет, шёпот — шепчет, кошелка — кошелёк

2. В суффиксах и окончаниях глаголов: выкорч ёв ывать, печ ёт

3. В суффиксах любых слов, образованных от глагола: тушёный, тушёнка — от тушить, копчёный — от коптить

4. В суффиксах имен существительных — ёр —: тренаж ёр , стаж ёр . Исключение: мажор

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Разработка урока «Правописание букв О – Ё после шипящих»

Урок- телемост в 7 классе

«Что Шёпот Шороху шептал.

Правописание букв О – Ё после шипящих»

Название урока : «Что Шёпот Шороху шептал?»

Тип урока — повторение и систематизация знаний по теме

Обобщение и расширение сведений по теме, усвоение знаний в их системе с использованием игровой и компьютерной технологии

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепление знаний по теме

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения аргументировать, доказывать; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие быстроты реакции, внимания, мышления, памяти

Методы, используемые на уроке : иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этой любви до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Итак, сказка называется «Что Шёпот Шороху шептал?».

Обратите внимание на слайд.

Чтение текста учителем : «Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться , почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному,» – прошептал Шёпот».

Просмотр диалога Шёпота и Шороха.

Шёпот: « Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего?»

Шорох: « Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне. »

Шёпот: « Может быть, родственники нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?»

Шорох: « А у меня нет никого. Вот в чём дело!»

По щёлчку появляется дядюшка ШЕПТАТЬ, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод».

Дети работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем слушаются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка.

Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ.

Дядюшка ШЕПТАТЬ : «Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями» (появляется графический объект со словарными словами):

После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!» Продолжается диалог:

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Да, ты тоже словарное слово. Но это же не значит, что у тебя никого нет?»

Шорох: «Спасибо, я очень рад. »

После завершения диалога дети хором читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте и ещё раз хором.

Учитель : Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно.

Появляется графический объект с заданием:

После этого появляются на экране и сказочные герои:

Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох». Дети работают в четвёрках. После выполнения задания – самопроверка (по щелчку на объект с триггером «Нажми для проверки» появляется правильный ответ).

Учитель : «В сказках у положительных героев обязательно находятся помощники. Сегодня этими помощниками друг другу будете вы сами. Задавайте вопросы о словах с ошибками своим одноклассникам (четвёрка — четверке), а если не найдёте правильного ответа, то палочкой-выручалочкой буду я».

После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом:

Шорох: « Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно. »

(на экране появляется анимация с огнём)

Шёпот: « Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что-то горит. »

Шорох: « Неужели кто-то совершил поджог?»

Шёпот: « А почему ты у меня слово забрал? «Поджог» проверяется словом «поджечь»!

Шорох: «Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!»

(Диалог регулируется щелчком для удобства учителя). После диалога появляется графический объект:

По щелчку выводится на экран задание:

Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!»

Появляется дядюшка со словами :

На экран выводится список слов :

Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключатеся в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования).

Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):

Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот»

На экране Шёпот произносит условие задания : «Докажите, что в этих словах пишется буква Ё»:

В столбик появляются объекты со словами (второй столбик – по ходу объяснения учениками):

ночёвка (от ночевать )

лишённый (от лишить)

пресечём (от пресечь)

отражённый (от отразить)

тушёнка (от тушить)

запряжённый (от запрячь)

Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал. ( После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т.е. тут же видно, правильно ли ответил ученик)

Учитель : «Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие»

После появления шагающих Шёпота и Шороха выводится на экран текст : «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Всем сердцем радовались Шёпот и Шорох свежему ветру и яркому солнцу».

Чтение текста, выполнение задания , которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам» (группы условно обозначены с помощью больших букв О и Е). Задание выполняется фронтально. После распределения слов с орфограммами выводятся на экран объекты со словами «Вывод». Детям предлагается самостоятельно сформулировать правило( Работа происходит в четвёрках, отвечает тот, кто ещё этого не делал).

При нажатии на объекты «Вывод» появляется правильный ответ.

Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей ».

Появляется Шёпот со словами: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое:

Шорох обращается к ребятам: «Как я рад! Только помогите мне напоследок, ребята!»

Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки).

Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту).

Учитель: «Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шёпот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища!»

На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:

У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта).

(На экране получается без пропусков между объектами)

Учитель : «Теперь, я думаю, мы можем пожелать Шороху и Шёпоту приятных снов, и, чтобы им не снились кошмары, докажем на тренажёре, что с помощью двух друзей мы стали знатоками русского языка».

Слайды № 12 -14 (задания выполняются всеми детьми, если есть возможность, если нет – по желанию; хорошо, если попробуют слабые ребята, т.к. есть возможность исправить ошибку сразу же)

Рефлексия . Учитель : «Пришла пора прощаться со сказкой. Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии. Дайте оценку своей работе и работе товарищей по группе».(Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки – по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает учитель).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/36

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-pravopisanie-bukv-o-yo-posle-shipyashih-5167607.html