Практическая работа по русскому языку на тему «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное» (8 класс).
Практическая работа по русскому языку на тему
«Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное» (8 класс).
Цели : отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, находить простые глагольные сказуемые.
Тип урока: практикум.
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа по теме урока.
Что такое сказуемое?
— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Сколько видов сказуемых существует?
— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
Чем они отличаются?
Сколько слов входит в простое сказуемое? — Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.
Сколько слов входит в составное сказуемое? ( 2 и более).
Чем может быть выражено простое сказуемое?
Чем выражено составное глагольное сказуемое?
— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?
— Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомните три группы глаголов-связок.
а) глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь);
б) глаголы ( стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться) ;
в) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д.
Какая связка называется нулевой?
— В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется нулевой связкой.
Практическая часть (карточки).
ПГС = глагол в форме одного из наклонений.
СГС = вспомогательное слово + инфинитив.
СИС = глагол-связка + именная часть.
Задание 1. Подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемых.
1. Тебя можно слушать вечно, Пушкин! (СГС).
2. Взрослых нигде не было видно. (СИС).
3. До сих по помнят в деревне Белогрудку. (ПГС).
4. Толику стало страшно. (СИС).
5. Тебя никогда нельзя понять… (СГС).
6. Только её слёзы были лёгкие. (СИС).
7. И вот что из этого получилось. (ПГС).
8. Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. (ПГС).
Задание 2. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
1. Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть).
2. Собрание начнется в назначенный срок. (Должно начаться).
3. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (Должен помочь).
4. Она водит машину. (Умеет водить).
Задание 3. (Задание в паре). Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.
1. Это был трудный путь.
2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.
4. Туфли мне впору.
5. Правда светлее солнца.
7. На таком заводе два инженера – капля в море
1. Именем существительным.
2. Кратким прилагательным.
3. Именем числительным.
5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?
5. Домашнее задание: § 21, упр.111, 112(составить словарный диктант).
Задание3 Записать, найти в предложениях и подчеркнуть дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.
Шестнадцатое ноября
Классная работа
Составное именное сказуемое нелегально. Тире между подлежащим и сказуемым
Просмотрите по ссылке материал видеоурока
Прочитайте материал учебника – параграф 22
Повторим
Чем выражено составное глагольное сказуемое?
— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?
— Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.
Практическая разминка.
ПГС = глагол в форме одного из наклонений (простое глагольное сказуемое)
СГС = вспомогательное слово + инфинитив (составное глагольное сказуемое)
СИС = глагол-связка + именная часть (составное именное сказуемое)
Найдите и подчеркните грамматическую основу в предложениях.
Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС Взрослых нигде не было видно. СИС
До сих пор помнят в деревне Белогрудку. ПГС
Толику стало страшно. СИС Тебя никогда нельзя понять… СГС
Только её слёзы были лёгкие. СИС И вот что из этого получилось. ПГС
Симочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС
Подчеркните и надпишите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого
Это был трудный путь. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
«Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик. Туфли мне впору.
Правда светлее солнца. Да ты кто? На таком заводе два инженера – капля в море
Тире между подлежащим и сказуемым.Просмотрите по ссылке материал видеоурока https://resh.edu.ru/subject/lesson/2254/start Прочитайте материал учебника – параграф 22.
Выполнить упр. 120. Выписать предложения с тире. Подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение .
Прочитаем теоретический материал.
Дополнение — второстепенный член предложения с предметным значением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее:
—существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога:
-любой частью речи в функцзначении существительного: Он посмотрел ( на кого?) на вошедшего.
— инфинитивом: Все просили ее ( о чем?) спеть.
— числительным:Разделите (сколько? на сколько?) десять на два.
—сочетанием числительного с существительным в Р. п.: Я купил (что?) пять книг.
— фразеологическиМ словосочетанием: Я прошу тебя (о чем?) не вешать нос
Надо сопоставить предложения, записать и определить в них синтаксическую роль выделенных слов.
/. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. 2. Утромы посвящаем работе. Утровыдалось ясное, солнечное. 3. Улицыгорода заасфальтированы. Я люблю улицыМосквы весной.
Неопределенная форма глагола является дополнением, если:
1) действие, обозначенное вспомогательным глаголом и неопределенной формой, производят разные лица (предложил вернуться, прошу рассказать);
2) неопределенную форму можно заменить существительным (условился встретиться — о встрече,).
Задание2. Анализ примеров. (Устно)
Я велел ямщику ехать (А. С. Пушкин) — велел я, а ехать должен ямщик, значит, ехать — это дополнение. Я прошу вас подождать — прошу я, а подождать должны вы, значит, подождать — дополнение;
Задание3 Записать, найти в предложениях и подчеркнуть дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.
1. Спорить с ними я никогда не мог. 2. Признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. 3. все просили её спеть что-нибудь. 4. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться. 5. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра. 6. Я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды (М. Лермонтов).
Задание 4 Замените выделенные дополнения существительным с инфинитивом:
1. Многие охотники еще до охоты приучают молодых собак к ношению тяжелой поноски. 2. Директор рудника просил о присылке на несколько часов ледокола. 3. К людям тюлень привык, позволяет щекотку, берет из рук рыбу. 4. Зимняя дождливая погода помешала продолжению охоты.
Подготовка к контрольному изложению
— Какие виды текста вы знаете?
— Что определяет тема текста?
— Что определяет основная мысль текста?
— Какие используются части речи более активно при описании внешних и внутренних качеств человека?
Прочитайте текст учебника (Стр. 94-96)
Чтение текста «Швабрин»
При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.
ПОМНИМ, что перед нами – рассказ о поведении персонажа с элементами характеристики.
Определите, какая информация (слова и выражения) в каждом абзаце является основной, какая – второстепенной.
Второстепенную информацию можно опустить, обобщить.
ПРИЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ:
Исключение повторов; синонимов, фрагмента предложения; одного или нескольких предложений.
Обобщение: замена однородных членов предложения обобщающим наименованием; замена прямой речи косвенной; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением (там, этот и т.д.); замена сложноподчинённого предложения простым.
Взрослых нигде не было видно грамматическая основа вид сказуемого
Выпишите грамматическую основу предложения 27.
(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница.
(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
— (7)Вы знаете, — заговорила начальница, — мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, — спросила, обращаясь к Коле, — метрика 1 , это ясно, а ещё что?
— (9)Ничего, — сказал он в смятении.
— (10)А ты очень хочешь найти маму?
(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:
— (13)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше! (19)Не искать! — (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более. одинок. (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто.
— (24)Николай, ступай в машину, — улыбаясь, мягко попросил Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.
(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, осматривая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:
— (29)Вы как тут оказались?!
(30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина — медсестра, наверное.
(31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил:
— (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.
— (39)А вы чего-то хорошо живёте! — вдруг сказал Николай. — (40)Холодильники-морозильники, игрушки.
— (41)Как же, — ответила она, — к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого? (46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
1 Метрика — свидетельство о рождении.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему посещение городского дома ребёнка произвело на Колю ужасное впечатление?»
1) Потому что это был старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой.
2) Потому что в Городском доме ребёнка были игрушки иностранного производства, финский холодильник, разноцветные календари и красивые шторы.
3) Потому что для получения документов, нужных Николаю, надо было ждать три-четыре недели.
4) Потому что он увидел, как много брошенных детей находится в Городском доме ребёнка.
http://poisk-ru.ru/s5398t23.html
http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=474