Взрослых нигде не было видно грамматическая основа вид сказуемого

Практическая работа по русскому языку на тему «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное» (8 класс).

Практическая работа по русскому языку на тему

«Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное» (8 класс).

Цели : отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, находить простые глагольные сказуемые.

Тип урока: практикум.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа по теме урока.

Что такое сказуемое?

— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сколько видов сказуемых существует?

— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Чем они отличаются?

Сколько слов входит в простое сказуемое?Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

Сколько слов входит в составное сказуемое? ( 2 и более).

Чем может быть выражено простое сказуемое?

Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?

— Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

Вспомните три группы глаголов-связок.

а) глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь);

б) глаголы ( стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться) ;

в) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д.

Какая связка называется нулевой?

В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется нулевой связкой.

Практическая часть (карточки).

ПГС = глагол в форме одного из наклонений.

СГС = вспомогательное слово + инфинитив.

СИС = глагол-связка + именная часть.

Задание 1. Подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемых.

1. Тебя можно слушать вечно, Пушкин! (СГС).

2. Взрослых нигде не было видно. (СИС).

3. До сих по помнят в деревне Белогрудку. (ПГС).

4. Толику стало страшно. (СИС).

5. Тебя никогда нельзя понять… (СГС).

6. Только её слёзы были лёгкие. (СИС).

7. И вот что из этого получилось. (ПГС).

8. Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. (ПГС).

Задание 2. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

1. Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть).

2. Собрание начнется в назначенный срок. (Должно начаться).

3. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (Должен помочь).

4. Она водит машину. (Умеет водить).

Задание 3. (Задание в паре). Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

1. Именем существительным.

2. Кратким прилагательным.

3. Именем числительным.

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?

-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

5. Домашнее задание: § 21, упр.111, 112(составить словарный диктант).

Задание3 Записать, найти в предложениях и подчеркнуть дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.

Шестнадцатое ноября

Классная работа

Составное именное сказуемое нелегально. Тире между подлежащим и сказуемым

Просмотрите по ссылке материал видеоурока

Прочитайте материал учебника – параграф 22

Повторим

Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?

— Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

Практическая разминка.

ПГС = глагол в форме одного из наклонений (простое глагольное сказуемое)

СГС = вспомогательное слово + инфинитив (составное глагольное сказуемое)

СИС = глагол-связка + именная часть (составное именное сказуемое)

Найдите и подчеркните грамматическую основу в предложениях.

Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС Взрослых нигде не было видно. СИС

До сих пор помнят в деревне Белогрудку. ПГС

Толику стало страшно. СИС Тебя никогда нельзя понять… СГС

Только её слёзы были лёгкие. СИС И вот что из этого получилось. ПГС

Симочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

Подчеркните и надпишите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого

Это был трудный путь. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

«Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик. Туфли мне впору.

Правда светлее солнца. Да ты кто? На таком заводе два инженера – капля в море

Тире между подлежащим и сказуемым.Просмотрите по ссылке материал видеоурока https://resh.edu.ru/subject/lesson/2254/start Прочитайте материал учебника – параграф 22.

Выполнить упр. 120. Выписать предложения с тире. Подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение .

Прочитаем теоретический материал.

До­пол­не­ние — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния с пред­мет­ным зна­че­ни­ем. До­пол­не­ние от­ве­ча­ет на во­про­сы кос­вен­ных па­де­жей и вы­ра­жа­ет­ся теми же ча­стя­ми речи, что и под­ле­жа­щее:

су­ще­стви­тель­ным или ме­сто­име­ни­ем-су­ще­стви­тель­ным в кос­вен­ных па­де­жах с пред­ло­гом или без пред­ло­га:

-любой ча­стью речи в функ­цзначении су­ще­стви­тель­но­го: Он по­смот­рел ( на кого?) на во­шед­ше­го.

ин­фи­ни­ти­вом: Все про­си­ли ее ( о чем?) спеть.

— чис­ли­тель­ным:Раз­де­ли­те (сколь­ко? на сколь­ко?) де­сять на два.

со­че­та­ни­ем чис­ли­тель­но­го с су­ще­стви­тель­ным в Р. п.: Я купил (что?) пять книг.

фра­зео­ло­ги­че­скиМ сло­во­со­че­та­ни­ем: Я прошу тебя (о чем?) не ве­шать нос

Надо сопоставить предложения, записать и определить в них синтаксическую роль выделенных слов.

/. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. 2. Утромы посвящаем работе. Утровыдалось ясное, солнечное. 3. Улицыгорода за­асфальтированы. Я люблю улицыМосквы весной.

Неопределенная форма глагола является дополнением, если:

1) действие, обозначенное вспомогательным глаголом и неопреде­ленной формой, производят разные лица (предложил вернуться, прошу рассказать);

2) неопределенную форму можно заменить существительным (усло­вился встретиться — о встрече,).

Задание2. Анализ примеров. (Устно)

Я велел ямщику ехать (А. С. Пушкин) — велел я, а ехать должен ям­щик, значит, ехать — это дополнение. Я прошу вас подождать прошу я, а подождать должны вы, значит, подождать — дополнение;

Задание3 Записать, найти в предложениях и подчеркнуть дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.

1. Спорить с ними я никогда не мог. 2. Признаюсь, я не желаю с ни­ми познакомиться. 3. все просили её спеть что-нибудь. 4. Княжна упраши­вала свою маменьку не скупиться. 5. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра. 6. Я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды (М. Лермонтов).

Задание 4 Замените выделенные дополнения существительным с инфинитивом:

1. Многие охотники еще до охоты приучают молодых собак к ношению тяжелой поноски. 2. Директор рудника просил о присылке на несколько часов ледокола. 3. К людям тюлень привык, позволяет щекотку, берет из рук рыбу. 4. Зимняя дождливая погода помешала продолжению охоты.

Подготовка к контрольному изложению

— Какие виды текста вы знаете?

— Что определяет тема текста?

— Что определяет основная мысль текста?

— Какие используются части речи более активно при описании внешних и внутренних качеств человека?

Прочитайте текст учебника (Стр. 94-96)

Чтение текста «Швабрин»

При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.

ПОМНИМ, что перед нами – рассказ о поведении персонажа с элементами характеристики.

Определите, какая информация (слова и выражения) в каждом абзаце является основной, какая – второстепенной.

Второстепенную информацию можно опустить, обобщить.

ПРИЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ:

Исключение повторов; синонимов, фрагмента предложения; одного или нескольких предложений.

Обобщение: замена однородных членов предложения обобщающим наименованием; замена прямой речи косвенной; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением (там, этот и т.д.); замена сложноподчинённого предложения простым.

Взрослых нигде не было видно грамматическая основа вид сказуемого

Выпишите грамматическую основу предложения 27.

(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

— (7)Вы знаете, — заговорила начальница, — мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, — спросила, обращаясь к Коле, — метрика 1 , это ясно, а ещё что?

— (9)Ничего, — сказал он в смятении.

— (10)А ты очень хочешь найти маму?

(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:

— (13)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше! (19)Не искать! — (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более. одинок. (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто.

— (24)Николай, ступай в машину, — улыбаясь, мягко попросил Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.

(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, осматривая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:

— (29)Вы как тут оказались?!

(30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина — медсестра, наверное.

(31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил:

— (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.

— (39)А вы чего-то хорошо живёте! — вдруг сказал Николай. — (40)Холодильники-морозильники, игрушки.

— (41)Как же, — ответила она, — к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого? (46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

1 Метрика — свидетельство о рождении.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему посещение городского дома ребёнка произвело на Колю ужасное впечатление?»

1) Потому что это был старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой.

2) Потому что в Городском доме ребёнка были игрушки иностранного производства, финский холодильник, разноцветные календари и красивые шторы.

3) Потому что для получения документов, нужных Николаю, надо было ждать три-четыре недели.

4) Потому что он увидел, как много брошенных детей находится в Городском доме ребёнка.


источники:

http://poisk-ru.ru/s5398t23.html

http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=474