Ян амос коменский ударение как правильно

Словари

Ко́ме́нский Ян Амос (Komenský) (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, разработал единую школьную систему. Труды: «Великая дидактика» (1633-38), «Открытая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) и др.

КОМЕНСКИЙ Ян Амос — КО́МЕ́НСКИЙ (Komensky) Ян Амос (28 марта 1592, Нивнице (Южная Моравия) — 15 ноября 1670, Амстердам), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики (см. ДИДАКТИКА).

Окончил Херборнскую академию и Гейдельбергский университет; преподавал. Впервые выдвинул идею всеобщего обучения на родном языке, разработал единую школьную систему. В книге «Великая дидактика» (1633-1638) изложил свои взгляды касательно комплексного формирования личности, описал «природосообразные» средства воспитания. Впервые опубликована почти 200 лет спустя в 1849. Разработал теорию дошкольного воспитания («Материнская школа», 1632), предложил ввести в педагогический процесс классно-урочный принцип и игровой элемент. Работал над энциклопедией «Театр всех вещей», написал книгу «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Скрывался во время Тридцатилетней войны (см. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА), будучи проповедником чешской реформаторской церкви. Предложил план реформы общества в семитомном труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1644), где настаивал в том числе на толерантности в религиозных вопросах. Выпустил в Амстердаме четыре тома своих сочинений (1657).

Ян амос коменский ударение как правильно

Содержание [убрать]
1 Биография и деятельность
2 Философские воззрения
3 Сочинения Коменского
4 Литература

Биография и деятельность
Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

[править] Философские воззрения

«Мир чувственных вещей в картинках»По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

[править] Сочинения Коменского
Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, 1969—-1971 (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, 1970: в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, 1892—1897
Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—1911
Избр. педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939—1941
Избр. педагогические сочинения, М., 1955
Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М., 1768

[править] Литература
Красновский А. А., Я. А. Коменский, М., 1953;
Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), М., 1959;
Альт Р., Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959;
Лордкипанидзе Д., Ян Амос Коменский, М., 1970;
KvačaIa J., J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, B., 1892;
Heyberger A.. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d ‘éducation. P., 1928;
Novák J., Hendrich J., J. A. Komenský. Jeho život a spisy, Praha, 1932: Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932;
Kopecký J., Patočka J., Куrašek J., J. A. Komonský. Nástin života a díla, Praha, 1957;
Kurdybacha Ł., Działałnošć Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957;
Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetna rocznica powstania Gimnazjum_ i w trzechsetna wydania «Opera didactica omnia» J. A. Komeńskiego, red. Kurdybacha, Wrocław — Warsz., 1957;
Soupis del J. A. Komenského v ćeskoslovenských knihovnách, archivech a museJich, Praha, 1959;
Schaller K., Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, Hdlb., 1962;
«Acta Comeniana», Archiv pro bádání о životé о díle Jana Amose Komenského, t. 25, Praha, 1969;
Floss P., J. A. Komenský. Od divadia věcí k dramatu člověka, Ostrava, 1970;
Kožik F., Svétlo v temnotách. Bolestný a brdinský život J. A. Komenského, [Praha, 1970];
Łibrt С., Bibliografie české historie, t. 5, Praha, 1912, č. 17324-30638.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%AF%D0%BD_%D0%90%D0%BC%D0%BE%D1%Категория: Метод Коменского. | Добавил: tivita (06.05.2007) | Автор: Википедия Просмотров: 4522 | Рейтинг: 0.0 |

  • Вы верите, что всего за несколько часов можно понять, как поставить правильное произношение, не изучая долго и нудно теоретическую фонетику, а всего-лишь поймав «фокус» языка?
  • Вы верите, что за несколько часов можно понять всю систему английских времен, которую безуспешно учат годами в школе, институте или на курсах?
  • Вы верите, что вместо скучных учебников можно заниматься по Вашим любимым фильмам и сериалам, испытывая при этом восторг и наслаждение от занятий английским?

Мы не только верим, а и твердо убеждены, так как уже сотни людей прошли по этому пути и поделились с нами своми успехами и достижениями!

Получите бесплатно материалы — подпишитесь на рассылку!

Получите результат немедленно — приступайте к занятиям прямо сейчас!

Ян Амос Коменский

Фото Все

Видео Все

Учитель народов. Ян Амос #Коменский

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ | MASHA MIF | ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ

Ян Амос Коменский (1592–1670). Читает лекцию Мельников Г.П.

Ян Коменский — биография

Ян Коменский – выдающийся чешский педагог-гуманист, писатель, общественный и религиозный деятель. Служил епископом Чешскобратской церкви, основал педагогику, как самостоятельную дисциплину, систематизировал и популяризировал классно-урочную систему.

«Ньютон педагогики» — так сегодня зовут Яна Коменского, так как его роль в развитии этой науки можно сравнить с тем вкладом, который Исаак Ньютон внес в физику. После Коменского осталась четкая система педагогических приемов, на которой и базируется современная школа. Он сумел разработать классно-урочную систему обучения, нормировать учебную нагрузку, использовать в обучении наглядные пособия. Именно Коменский выпустил первый в мире иллюстрированный учебник, изобрел детскую игру с картинками. Одновременно с этим, его можно считать и ведущим философом того времени, так как его перу принадлежат более двух сотен философских трудов.

Детство и юность

Родился Ян Коменский 28 марта 1592 года в небольшом городке Нивнице (Моравия), в семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец будущего философа родился и вырос в деревне Камне, расположенной по соседству с Нивницей. Дед Яна по отцовской линии – Ян Сегеш, жил в Словакии, но потом перебрался в Моравию. Сменил фамилию на Коменский, скорее всего в честь села Камне, куда переехал на постоянное место жительства. Мартин и Анна состояли в религиозной общине Чешских (Моравских) братьев, были примером для подражания двум дочерям и сыну.

В возрасте семи лет Ян начал обучение в братской школе. В 1602-м, когда мальчику исполнилось 10 лет, маленький городок накрыла эпидемия чумы, от которой погибла большая половина населения. Семью Яна это тоже коснулось, умерли его родители и старшие сестры, мальчик остался один и замкнулся в себе. Но школу Ян не бросил, он помнил, что родители очень хотели видеть его образованным. В 1611 году парня окрестили, и дали второе имя Амос.

Окончив религиозную школу, молодой человек понял, что нужно продолжать учиться, и стал студентом Хернборнской академии. Коменский решил, что только высшее образование поможет ему найти верный путь в жизни. Однако эту академию парень не окончил, бросил, остановил свой выбор на другом вузе – Гейдельбергском университете. Это учебное заведение в те времена считалось самым знаменитым и престижным. Коменский узнает, что из стен этого вуза выходят прекрасные педагоги и профессора, и он принимает решение посвятить свою биографию преподавательской деятельности.

Вскоре Ян написал свою первую научную работу, а именно, словарь, получивший название «Сокровищница чешского языка». В нем имелся не только перевод большого количества непонятных слов, но и указывалась сфера, где они применяются, а также особенности в употреблении. Стоит отметить, что словарем начали пользоваться все слои населения, а по прошествии многих лет лингвоисследователи и историки придут к выводу, что он стал самой полной энциклопедией чешского языка в 17 веке.

В 1614 году Ян решил сменить место жительства, перебрался в Пршеров, нашел себе работу учителя в братской школе, аналогичной той, в которой учился сам. К тому времени у Коменского появилась новая идея написания книги, он решил посвятить ее обычаям и традициям Моравии, его родной страны. Спустя четыре года, в 1618-м, автор поставил в своей книге последнюю точку, и даже приложил к ней подробную карту страны.

Труды по педагогике

В 1627-м Коменский приступил к работе над своей первой книгой по дидактике. Он понял, что за время работы преподавателем набрался огромного опыта, который нужно передать остальным. На страницах этого научного труда Коменский изложил все свои многолетние наблюдения и открытия. Книга получилась достаточно успешной, и воодушевленный автор принял решение самостоятельно сделать ее перевод на латинский язык с чешского. Он понимал, что в таком виде книгу захотят прочесть его коллеги, преподаватели. Вслед за этим Ян Коменский стал автором следующих научных трудов:

  • «Открывая дверь к языкам» 1631 год;
  • «Материнская школа» 1632 год;
  • «Физика» 1833 год, и еще многих других учебных пособий, которые предназначены не только преподавателям, но и студентам, обучающимся в разных направлениях.

После этого Коменский приостановил свою литературную деятельность, так как на него начались религиозные гонения. Некоторым фанатикам не нравились его убеждения. Яна, исключительно верующего человека, обвиняли в занятиях педагогикой, сомневались в его религиозных взглядах на жизнь. Как результат – педагог уезжает из страны, поселяется в Польше, продолжает создавать и печатать свои бесценные научные труды.

Методики и реформа школы по Коменскому

Ян подумал, что было бы неплохо давать ученикам познания одновременно в нескольких науках, обучать всех всему. Если выражаться проще, то Коменский решил внедрить в школьную программу не один предмет, как было раньше, а несколько, причем, одновременно. Ученики должны параллельно учиться нескольким дисциплинам, и благодаря этому формировать более широкий кругозор и видение окружающего мира.

Коменский получил разрешение на внедрение своей задумки в городе Шарошпатак. Именно там открылась так называемая «пансофическая школа», где педагог использует все свои накопленные умения и знания. Процесс обучения начался очень успешно, положительные результаты не заставили себя долго ждать, появились первые заинтересованные ученики, которым понравилось параллельно изучать физику, математику, астрономию.

Помимо прочих нововведений, Коменский придумал такой процесс, как драматизация учебного материала. До этого учителя просто преподавали предмет, как обычную лекцию, предавали теоретические знания, и все. А вот после того, как в школу пришел Коменский, все изменилось. В учебных заведениях взяли в моду проведение творческих вечеров, постановку сценок, чтобы тем самым разбудить у учащихся тягу к новым познаниям.

В 1638 году Коменского пригласило правительство Швеции, с целью преобразования в стране школьной системы. По дороге к новому месту жительства, Ян остановился в Англии, где прочел несколько лекций в Оксфорде. С августа 1642 года Коменский постоянно живет в Швеции, читает лекции студентам Упсальского университета, продолжает писать «Великую дидактику» и «Пансофию». От Стокгольмского университета Ян получает почетное звание доктора наук и приглашение навсегда остаться жить и работать в Швеции. Педагог почти согласился, но тут узнал, что в Польше скончался епископ Чешскобратской церкви, и по решению синода общины, именно он должен был стать его преемником.

Из-за новых обязанностей Яну довелось вернуться в Польшу. Вместе с семьей он переезжает в польский городок Эльблонг, продолжает заниматься творческой, педагогической и проповеднической деятельностью. Именно в этом городе вышли многие его труды, в том числе и самая значимая книга Коменского – «Новейший метод преподавания языков». Ян завершил работу над обоснованием своей концепции педагогики, стал разработчиком оригинальной системы, в основе которой лежит индуктивный метод усвоения языков.

Личная жизнь

Свою личную жизнь Ян Коменский устроил еще во время работы в Пшерове. Именно там он встретил свою первую супругу Магдалину Визовскую, отчим которой служил бургомистром этого города. Прошел год, супруга подарила Яну двух детишек, жизнь потекла спокойно и размеренно. Однако счастье длилось недолго, в 1622-м эпидемия чумы унесла жизнь не только супруги, но и двух детей. Коменский остался сам.

Мужчина вдовствовал на протяжении двух лет, пока не познакомился с Марией, дочерью епископа. Однако и этот брак закончился быстро и трагично, супруга умерла, и несчастный Ян снова испытал на себе все «прелести» одиночества.

Только в 1649-м философу удается обрести личное счастье. На этот раз его избранницей стала Яна Гаюсова, которая прожила с Коменским до самой смерти. Она родила супругу двух детей – сына Даниэля и дочь Елизавету, сама скончалась осенью 1669 года.

15 ноября 1670 года умер и Ян Коменский, в доме у своей дочери в Амстердаме.

Труды

  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни
  • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов
  • Материнская школа
  • Лабиринт света и рай сердца
  • Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.)

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


источники:

http://filolingvia.com/publ/47-1-0-39

http://biographe.ru/znamenitosti/yan-komenskiy/