Задание егэ номер 9 правописание корней

Правописание корней

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.

Корни с безударными проверяемыми гласными

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.

Корни с чередованием

1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание

2. Корни с чередующимися о//а

Правописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

Задание егэ номер 9 правописание корней

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) увековечить, исполнитель, прославлять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Приведём верное написание:

1) увековечить, исполнитель, прославлять — ПГ (ве́к, испо́лнить, сла́ва)

2) возрастной — ЧГ, невразумительно — ПГ, творец — ЧГ

3) оснащение — ПГ (сна́сть), озаряться — ЧГ, располагающийся — ЧГ

4) формализм — ПГ, убедить — НГ, подражание − НГ

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) − ПГ (препода́ть, разга́дка, приме́рка)

ВНИМАНИЕ! Вопросы по правописанию корней можно уточнить в нашем справочнике к заданию №9 по ссылке https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) изгарь, плывун, вырос

2) регламент, авангард, цветок

3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная

4) отраслевой, уровень, запирать

5) выглянуть, обнажать, стремянный

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. изгарь (исключение), плывун (исключение), вырос — ЧГ

2. регламент, авангард — НГ, цветок (цвЕт) − ПГ

3. погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная — ЧГ

4. отраслевой (исключение), уровень (корень со значением «гладкий, ровный, прямой»), запирать — ЧГ

5. выглянуть (взглЯд), обнажать (нАг), стремянный (стрЕмя) — ПГ

ЗА­ДА­НИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗ­УДАР­НАЯ ГЛАС­НАЯ В КОРНЕ. ОБОБ­ЩЕ­НИЕ.

Общее по­ня­тие о корне как части слова

Ко­рень — это глав­ная зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ос­нов­ное зна­че­ние дан­но­го слова и общее лек­си­че­ское зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Имен­но общее зна­че­ние, а не внеш­ний вид корня (или его части) поз­во­ля­ет от­не­сти то или иное слово к род­ствен­ным (или од­но­ко­рен­ным) сло­вам. В рус­ском языке не­ма­ло кор­ней, ко­то­рые пи­шут­ся оди­на­ко­во, но имеют со­вер­шен­но раз­ные зна­че­ния. На­при­мер, бук­во­со­че­та­ние ГОР встре­ча­ет­ся в ты­ся­чах слов, яв­ля­ет­ся кор­нем в сло­вах ГО­РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од­но­ко­рен­ных к ним. Но это не один и тот же ко­рень, а раз­ные, ведь по смыс­лу слова ГО­РЕТЬ, ГО­РЕ­ВАТЬ, ГОРА не имеют ни­че­го об­ще­го. Этот факт иг­ра­ет огром­ную роль в на­пи­са­нии кор­ней с без­удар­ной глас­ной. Так, в при­ведённом ряду слов для каж­до­го слова свой от­дель­ный спо­соб про­вер­ки: гор еть (ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем), гор евать (про­ве­роч­ное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В за­да­нии 8 встре­ча­ют­ся:

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо:

— уметь опре­де­лять тип корня;

— при­ме­нять пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие на­пи­са­ния того или иного типа корня.

В за­ви­си­мо­сти от типа корня су­ще­ству­ют раз­лич­ные пра­ви­ла на­пи­са­ния без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов.

8.1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это пра­ви­ло от­ра­ба­ты­ва­ет­ся на про­тя­же­нии всего школь­но­го курса рус­ско­го языка, а на­чи­на­лось изу­че­ние в на­чаль­ной школе. Все пом­нят пра­ви­ло:

Чтобы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне слова, нужно из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное так, чтобы на эту глас­ную па­да­ло уда­ре­ние.

На­при­мер: в корне слова пот. плело будет пи­сать­ся буква е, так как в од­но­ко­рен­ном слове тЁплый под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся ё (для про­вер­ки кор­ней е и ё рав­но­знач­ны); в корне слова прит. рм..зить будут пи­сать­ся две буквы о, так как в од­но­ко­рен­ных сло­вах тОр­моз и за­тор­мО­жен­ный под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся о

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок. Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

ПРИ­МЕ­ЧА­НИЯ
Без­удар­ные глас­ные корня в сло­вах, близ­ких по зву­ча­нию, но раз­ных по зна­че­нию пи­шут­ся по-раз­но­му: залезать (в кар­ман) – зализать (раны), отварить (кар­то­фель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всхо­ды) – разрядить (ружье), умалять (зна­че­ние) – умолять (о по­ща­де), примерятье́ра) ко­стюм – примирятьир) со­се­дей; развева­ет­сяе́ять) флаг – развива­ет­ся (разви́тие) про­мыш­лен­ность. Слово, сто­я­щее в скоб­ках, по­мо­га­ет по­нять смысл слова с про­пу­щен­ной бук­вой.

Глас­ную о в не­уда­ря­е­мых кор­нях гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида нель­зя про­ве­рять фор­ма­ми не­со­вер­шен­но­го вида на –ывать (–ивать), на­при­мер: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Если в корне пи­шет­ся ё, то в без­удар­ном по­ло­же­нии в од­но­кор­не­вых сло­вах сле­ду­ет пи­сать е: ис­пещрённый (пёстрый), звез­до­пад (звёзды), ве­сен­ний ( вёсны), гнез­дить­ся ( гнёзда)

Без­удар­ные а — о в кор­нях с не­пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми ра, ла (бра­до­брей, пре­кра­тить, вла­чить, об­ла­ко ) нель­зя про­ве­рять со­от­вет­ству­ю­щи­ми пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми в корне оро, оло (бо­ро­да, уко­ро­тить, во­ло­ку, обо­лоч­ка). Не­пол­но­глас­ные со­че­та­ния ха­рак­тер­ны для ста­ро­сла­вян­ских кор­ней, и в них все­гда пи­шет­ся а.

Не стоит слепо про­ве­рять ино­стран­ные слова друг дру­гом. В не­ко­то­рых сло­вах ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния с вы­де­ля­е­мым толь­ко эти­мо­ло­ги­че­ски суф­фик­сом на­пи­са­ние без­удар­ной глас­ной нель­зя про­ве­рять од­но­ко­рен­ным сло­вом, если про­ве­ря­е­мая и про­ве­роч­ная глас­ные вхо­дят в со­став суф­фик­сов раз­лич­но­го про­ис­хож­де­ния, на­при­мер: або­не­мент (-емент вос­хо­дит к фран­цуз­ско­му суф­фик­су), хотя або­ни­ро­вать (-иро­вать вос­хо­дит к не­мец­ко­му суф­фик­су); ак­ком­па­не­мент, хотя ак­ком­па­ни­ро­вать. Срав­ни­те также также ана­ло­гич­ное яв­ле­ние в со­ста­ве ино­языч­но­го корня дез­инфициро­вать, хотя дез­инфекция. Со­хра­ня­ет­ся глас­ная корня в сло­вах инъ­ек­ция — инъ­е­ци­ро­вать, про­ек­ция —про­еци­ро­вать и не­ко­то­рых дру­гих. Же­ла­ние про­ве­рить слово пре­зи­дент сло­вом пре­зи­ди­ум также со­мни­тель­но, так как эти слова род­ствен­ны лишь в языке−ис­точ­ни­ке, а в рус­ском языке НЕТ (или пока нет) ни од­но­го сло­ва­ря, где бы эти слова трак­то­ва­лись как род­ствен­ные.

Не­до­пу­сти­мо про­ве­рять ино­языч­ные слова со­кращёнными сло­ва­ми, воз­ник­ши­ми в раз­го­вор­ной речи. Так, слово ком­пью­тер нель­зя про­ве­рить сло­вом комп (нет та­ко­го слова в гнез­де род­ствен­ных слов, да и в сло­ва­рях его нет; нель­зя про­ве­рить слово ин­тел­ли­гент сло­вом интел (слова «интел» не су­ще­ству­ет).

8.2. Без­удар­ные глас­ные, не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии НГ

На­ря­ду со сло­ва­ми, ко­то­рые можно про­ве­рить од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или путём из­ме­не­ния его формы, су­ще­ству­ет целый ряд слов, на­пи­са­ние ко­то­рых не под­чи­нят­ся ни­ка­ким пра­ви­лам с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы су­ще­ство­вал еди­ный спи­сок слов, обя­за­тель­ных для за­по­ми­на­ния, и он пуб­ли­ко­вал­ся в учеб­ни­ках и по­со­би­ях для под­го­тов­ки к ЕГЭ. Но та­ко­го спис­ка нет, во вся­ком слу­чае, пока. В этом ряду есть и ис­кон­но рус­ские слова, и за­им­ство­ван­ные, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет расти за счёт слов ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния. Здесь совет толь­ко один: не пы­тай­тесь про­ве­рять не­про­ве­ря­е­мое. Как пра­ви­ло, в за­да­ни­ях ЕГЭ про­ве­ря­е­мые слова на­хо­дят­ся быст­ро, их про­ве­рить ЛЕГКО. На­пи­са­ние слов с не­про­ве­ря­е­мой глас­ной в корне про­ве­ря­ет­ся толь­ко по ор­фо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

8.3. Без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ЧГ

По­ми­мо кор­ней с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, про­ве­ря­е­мы­ми уда­ре­ни­ем, и тех, ко­то­рые про­ве­рить нель­зя, су­ще­ству­ют корни с раз­лич­ны­ми че­ре­до­ва­ни­я­ми глас­ных. На­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных под­чи­ня­ет­ся тра­ди­ции. Про­ве­рять слова с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной уда­ре­ни­ем (путём под­бо­ра род­ствен­ных слов) − гру­бая ошиб­ка.

Все че­ре­ду­ю­щи­е­ся корни сле­ду­ет вы­учить на­и­зусть.. По­де­лим их на типы.

Задание №9 ЕГЭ-2022 по русскому языку. Практика

Задание №9: правописание корней.

I. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) разбавлять, обежать (стадион), извержение;
2) обаятельный, богатырь, рассмотреть;
3) непреодолимый, перебирать, разжигать;
4) колотить, приколоть, разрастаться;
5) указание, костяной (крючок), карать (за преступление)

II. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.

1) стремиться, растениеводство, коренной;
2) отвлекающий, загореть, распространить;
3) замереть, перескочить, предположить;
4) подстегнуть, примирение, разжимать;
5) озаряемый, разбираться, прикосновение.

III. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) делянка (в лесу), перегореть, отрасль;
2) содрогнуться (от холода), (в доме появляется) привидение, увядание (растений);
3) окатиться (водой), скачок, краснобай;
4) скрепить (две доски), дороговато, одиночество;
5) богатство, колено, наказание.

IV. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.

1) иллюстрация, предложение, вырасти;
2) примирить , сострадание, касаться;
3) вакантной (должности), парадоксальный, аккуратный;
4) толстячок, горные, прижимистый;
5) эгоистичный, огромное, фольклорные.

V. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.

1) натереть, отраслевой, выжигать;
2) основательный, анализировать, обмакнуть;
3) разработанный, заберёт, перекосить;
4) вынимать, заблестеть, выскочить;
5) периодизация, оранжерея, дополнять.

VI. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.

1) коридор, респектабельный, миндалевидный;
2) равняться (в строю), поплавок, сдержаться;
3) экскаватор, рентген, диспетчер;
4) приложение, роскошный, очерстветь;
5) побеседовать, сотворить, зоревать.

VII. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.

1) велосипед, замереть, блеснуть;
2) подскочить, утварь, поклонение;
3) запирающий, заниматься, безземельный;
4) измельчить, на вырост, блистательный;
5) вытирать, произрастание, занимать.

VIII. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) оросительная (система), проявиться, честолюбие;
2) целевые (деньги), результат, поросль;
3) сражение, замерзать, подровнять (газон);
4) сохранить, прославление, сотрясение;
5) скосить (сено), страдать, соприкосновение.

IX. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) росточек, впечатление, корневище;
2) прошение, просяной (хлеб), утишать;
3) умирание, перескочить, предположить;
4) пороша, проливной (дождь), обжигаться;
5) частота (ударов), по святым (местам), просвещение.

X. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.

1) облицевать, изменяться, мятежный;
2) сокращать, забежать, рассовать;
3) вычитание, занимательная, поклониться;
4) возгорание, скачу (по долине), возраст (участников);
5) воплощать, примирение, разжимать.

XI. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.

1) подрастающее (поколение), ослепило, мерцал (огонёк);
2) оранжерея, президент, аннотация ;
3) скакуны, старожил, овчинный;
4) бильярд, бетонщик, анекдотический;
5) знаток, затеряться (в толпе), восхваление.

XII. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.

1) абсолютный, перескочить, наклониться;
2) обвинение, авангардизм, понимать;
3) касательная (линия), сочетание, подрастают;
4) обглодать, альбатрос, одноимённый;
5) вытирать, заросший (пруд), пловчиха .

XIII. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) одеревенелость, полоскать (бельё), разредить (рассаду);
2) директива, сочетание, замерли;
3) информация, подвергать (опасности), несгораемый (шкаф);
4) достижение, примирение (сторон), ослепительный;
5) промахнуться, расстелить, наспех.

XIV. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) целиком, загораться; гористая;
2) нащипать (травы), наслаждение, явиться (вовремя);
3) компоновать, укротитель, блистать;
4) оправдать, кондитер, уплотнение;
5) зачарованный, согревать, лесничество.

XV. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.

1) новизна, расстилается, жук-плавунец;
2) контингент, косметический, солидный (человек);
3) бодриться, мандариновый, проскакал;
4) десерт, компромисс, авантюра;
5) пестроватый, непромокаемый, склонение.

XVI. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) блестеть, очаровательно, приоритет;
2) гостиница, уязвлённый (отец), качаться;
3) часовщик, латать(дыры), (позднее) утешение ;
4) подстелить, гипербола, выстирать;
5) население, заболевание, грибной (дождь).

XVII. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня.

1) разложение, избирательная, остановка;
2) чистилище, замечание, генератор;
3) инвентарь, аплодисменты, ремесло;
4) формирование, сочетание, частично;
5) архитектор, комплимент, пропаганда.

XVIII. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.

1) поплавок, причитающаяся, сжигавший;
2) авантюрный, вычитание, засолить;
3) ростовский (берег), компания (друзей), развевается (флаг);
4) безотлагательно, отпереть, претворить;
5) доскакать, умалять (заслуги), набережная.

XIX. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) утрамбовать, озорник, опоздать;
2) раскроить, экстремальный, вождение;
3) пировать, возвращение, примерять (костюм);
4) наваждение, запирать, росточки;
5) отворить(окно), потерпеть, наслаждение.

XX. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.

1) пловец, касался, отрасль (промышленности);
2) логичный, росинка, инженер;
3) выстилать, загар, промокашка;
4) поклонение, сотворить, перегореть;
5) фестиваль, спираль, прозорливый.


источники:

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=352

http://4ege.ru/trening-russkiy/62768-zadanie-9-ege-2022-po-russkomu-jazyku-praktika.html