Задание из егэ на правописание союзов

РУСТЬЮТОРС

Задание 14 ЕГЭ по русскому языку 2022. Теория и практика.

Чтобы выполнить 14 задание ЕГЭ по русскому языку 2022, необходимо знать следующие правила:

  • правописание предлогов, союз, частиц;
  • правописание наречий;
  • правописание сложных существительных и прилагательных;
  • правописание ПОЛ/ПОЛУ с существительными и прилагательными.

Другие материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2022:

Содержание:

↑ Алгоритм выполнения 14 задания ЕГЭ

↑ Слитно, раздельно или через дефис: как писать правильно

1) Определите часть речи выделенного слова.

Важно уметь различать предлоги, союзы, частицы и самостоятельные части речи: наречия, существительные, прилагательные.

Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе.
Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют смысловые оттенки словам.
Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д.
2) Особого внимания заслуживают слова чтобы, тоже, также, зато, притом, причем, потому, настолько, несмотря на, невзирая на, вследствие и некоторые другие, ​поскольку ​имеют как слитное, так и раздельное написание. Это зависит от того, к какой части речи они относятся в конкретном предложении.

Например, возьмем слова ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Если это союзы, их можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), и они пишутся слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

3) Союз ТО ЕСТЬ всегда пишется раздельно, союз БУДТО всегда слитно.

4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. (Что_бы, то_же) Часто можно понять, что перед нами частица, если попытаться убрать ее. Пример: Что (бы) мне почитать?

Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис, если слово, к которому примыкают эти частицы существует и без них.

Например, что-то (пишем через дефис), будто — здесь нет частицы, это союз.

Частицы да(же), разве, неуже(ли) пишутся СЛИТНО (даже, разве, неужели)

5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличиЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным); в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда раздельно.

6) Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастия с частицей НЕ и предлогом «не _ смотря на, не_взирая на», то пишем в три слова.

7) Следует различать: иметь в виду, ввиду (из-за) непогоды, в виде.

8) Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог + существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет.

9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.

10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное, пишется раздельно (пол чайной ложки)

11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО-, В-, ВО- в сочетании с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ, -ИХ, -И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)

↑ Формулировка 14 задания ЕГЭ

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

↑ Теория к заданию 14

↑ Слитное написание предлогов

Ввиду
Вместо
Вроде
Вследствие
Наподобие
Насчет
Сверх
Несмотря на
Невзирая на
Вслед
Навстречу
Напротив

Ввиду сложностей
Вместо тебя
Вроде глубокой ямы
Вследствие непогоды
Наподобие зонта
Насчет урока
Сверх меры
Внизу (двери)
Вверху (письма)
Посередине (дороги)
Несмотря на ошибки
Невзирая на шторм
Вслед лету
Навстречу солнцу
Напротив школы

↑ Раздельное написание предлогов.

В виде
В связи с
В продолжение
В течение
В заключение
В отличие
В целях
В силу
В меру
В области
На протяжении
В отношении
За исключением
За счет
Не считаяВ виде исключения
В связи с сильным дождем
В продолжение дня
В течение лета
В заключение встречи
Через дефис
Из-за
Из-под
По-над
По-за
ПРИМЕРЫ:
Из-за него
Из-под шкафа
По-над рекой стелется туман

Ввиду (предлог) – в виду (предлог + сущ.) города

Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ) Романовых

Вследствие (предлог) непогоды – в следствии (предлог +сущ) по делу были допущены ошибки

В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначени времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И)

Поговорить насчет урока (насчет — предлог) – положить деньги на счет (предлог +сущ)

Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог)

↑ Правописание союзов

Чтобы
Тоже
Также
Притом
Причем
Зато
Зачем
Затем
Отчего
Оттого
Почему
Потому
Итак
Коли
ПосколькуТо есть (Тысячу лет, то есть много)
То бишь (вчера, то бишь третьего числа)
пока что
почти что
при этом
как будто
тогда как
так как
так что
не то. не то
то есть
оттого что
потому что
однако же
в связи с тем что
то…то

Омонимичные части речи:

  • Местоимение с частицей пишутся раздельно: (Я слушал то же, что и ты. Что бы мне сделать? Во что бы то ни стало)
  • Сочетание союзов и наречий пишутся раздельно (И так, и сяк. Я прочитал много раз и так запомнил.
  • Сочетание предлогов и местоимений. (При чем ты останешься? При том тексте есть задания. От того дома до этого недалеко. По тому лесу идти долго)

↑ Правописание частиц

Даже, разве, неужели

-то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки

же (ж), бы (б), ли (ль), будто, дескать, как будто, почти что, кое, если после нее следует предлог (кое у кого)

↑ Правописание числительных

на -десят, -ста, -соти: пятьдесят, восьмидесятый, четыреста, пятисотый, семьсот, семисотый.

на -сотый, -тысячный, -миллионный: двухсотый, пятитысячный, стомиллионный

Составные числительные: пять тысяч семьсот пятьдесят три

Дробные числительные: пять восьмых

↑ Правописание сложных слов

СЛИТНО:
Сущ. с соединительными гласными «о» и «е»: пароход.

Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник.

Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д.

Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова.

Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор.

Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец.

Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный.

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска).

Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный.

Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство).

Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): вечнозеленый.

НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия),

-если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также

-если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный.

Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный.

Слова с полу-: полумесяц.

Слова с пол- + согласной, кроме л: полвека, полдня

Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр.

Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж.

Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток.

Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха.

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный.

Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский).

Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый.

Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий.

Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона

Задание из егэ на правописание союзов

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3) , повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Глагол употребляется в речи чаще, чем имя существительное или другие части речи.

2) Глагол, позволяющий ярче изобразить действие, в художественных текстах употребляется чаще, чем в официально-деловом или научном стилях речи.

3) В официально-деловом стиле глагол употребляется реже, чем в текстах других стилей.

4) В текстах научного, делового и художественного стилей речи глаголу отводится неодинаковая роль: где-то они употребляются чаще, где-то реже.

5) В художественных текстах глагол употребляется чаще, чем в официально-деловом или научном стилях, потому что он позволяет ярко изобразить действие.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Предложение 1) противоречит содержанию текста: в тексте сказано, что глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, а не употребляется чаще, чем существительное или другие части речи, как утверждает данное предложение.

Предложение 3) содержит неполную информацию: в нём не сказано, что в художественных текстах глагол употребляется чаще, чем в официально-деловом или научном стилях, потому что он позволяет ярко изобразить действие.

Предложение 4) содержит также неполную информацию: не сказано, почему глагол в разных стилях употребляется с разной частотой, какую роль выполняет глагол в художественных текстах.

Верно передана главная информация текста в предложениях 2) и 5).

За­да­ние 1 тре­бу­ет от уча­ще­го­ся уме­ния про­во­дить ин­фор­ма­ци­он­ную об­ра­бот­ку тек­ста.

В нём все­гда не­боль­шой объём, все­гда толь­ко три пред­ло­же­ния и все­гда два вер­ных от­ве­та.

Это за­да­ние, как и 2-е, про­ве­ря­ет спо­соб­ность уча­щих­ся улав­ли­вать ло­ги­ку раз­ви­тия мысли ав­то­ра предъ­яв­лен­но­го для ана­ли­за тек­ста. При этом эк­за­ме­ну­е­мые долж­ны иметь пред­став­ле­ние о том, что одну и ту же ин­фор­ма­цию можно из­ло­жить, ис­поль­зуя раз­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции, и за­да­ние 1 кон­троль­ных из­ме­ри­тель­ных ма­те­ри­а­лов на­це­ли­ва­ет уча­щих­ся на ис­поль­зо­ва­ние всего бо­гат­ства син­так­си­че­ских кон­струк­ций, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет род­ной язык.

Чтобы ре­шить за­да­ние 1, не­об­хо­ди­мо вы­де­лить глав­ную ин­фор­ма­цию пред­ла­га­е­мо­го тек­ста. Затем:

— Сжать эту ин­фор­ма­цию в одно пред­ло­же­ние са­мо­му;

— Найти хотя бы одно пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть, на Ваш взгляд, ВСЯ ин­фор­ма­ция, и срав­нить с тем, что по­лу­чи­лось у Вас;

— Об­ра­тить вни­ма­ние на то, что в ТРЁХ из пяти пред­ло­же­ний ин­фор­ма­ция будет:

а) ис­ка­жать текст, внося в него до­пол­не­ния или на­ру­шая при­чин­но-след­ствен­ные связи;

б) не­пол­ной, то есть будет пе­ре­да­вать со­дер­жа­ние верно, но лишь ча­стич­но;

в) слиш­ком крат­кой.

Далее на­хо­дим пред­ло­же­ние, как две капли воды по­хо­жее по смыс­лу на вы­чис­лен­ное нами. Та же ин­фор­ма­ция. Те же факты. Но — дру­ги­ми син­так­си­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. На­при­мер, при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное будет за­ме­не­но при­част­ным обо­ро­том. Од­но­род­ные ска­зу­е­мые — де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми и т. п.

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чим два вер­ных вы­ска­зы­ва­ния.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Исходя из контекста, вводное слово «например» или «так» должно быть на месте пропуска.

Возможны другие синонимичные вводные слова.

Ответ: например|так|в частности.

Чаще всего в за­да­ни­ях под но­ме­ром 2 тре­бу­ет­ся по­до­брать союзы (со­чи­ни-тель­ные и под­чи­ни­тель­ные), ча­сти­цы, на­ре­чия, про­из­вод­ные пред­ло­ги, ввод­ные слова или сло­во­со­че­та­ния. Для вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо вспом­нить опре­де­ле­ния ча­стей речи.

Союз — это слу­жеб­ная часть речи, ко­то­рая свя­зы­ва­ет од­но­род­ные члены, про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­го, а также пред­ло­же­ния в тек­сте.

По стро­е­нию союзы де­лят­ся на про­стые: а, и, чтобы, если и т. п.; на со­став­ные: по­то­му что, как будто, то есть и т. п. По зна­че­нию союзы де­лят­ся на со­чи­ни­тель­ные и под­чи­ни­тель­ные.

Со­чи­ни­тель­ные союзы — это союзы, ко­то­рые слу­жат для связи од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния и рав­но­прав­ных по смыс­лу про­стых пред­ло­же­ний в со­ста­ве слож­но­го.

По зна­че­нию со­чи­ни­тель­ные союзы де­лят­ся на три груп­пы

Виды со­чи­ни­тель­ных со­ю­зовЗна­че­ниеПри­ме­ры
Со­еди­ни­тель­ныеСо­еди­ни­тель­ные союзы ис­поль­зу­ют­ся для вы­ра­же­ния од­но­вре­мен­но или по-сле­до­ва­тель­но про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий, яв­ле­ний дей­стви­тель­но­сти

и, да(=и), ни-ни, тоже, также
Про­ти­ви­тель­ныеПро­ти­ви­тель­ные союзы вы­ра­жа­ют от­но­ше­ния про­ти­во­по­став­ле­ния или раз­гра­ни­че­нияа, но, да (=но), зато, од­на­ко, же
Раз­де­ли­тель­ныеРаз­де­ли­тель­ные союзы вно­сят в пред­ло­же­ние зна­че­ния че­ре­до­ва­ния, вы­бо­ра, пред­ло­же­ния, не­раз­ли­че­нияили, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то

Под­чи­ни­тель­ные союзы — это союзы, ко­то­рые свя­зы­ва­ют про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния. В таком слож­ном пред­ло­же­нии от од­но­го пред­ло­же­ния к дру­го­му можно по­ста­вить во­прос.

По зна­че­нию под­чи­ни­тель­ные союзы бы­ва­ют

Виды под­чи­ни­тель­ных со­ю­зовПри­ме­ры
Изъ­яс­ни­тель­ныекак, чтобы, что, будто
Вре­мен­ныеКогда, как, как толь­ко, между тем как, лишь, лишь толь­ко, едва лишь, пока
При­чин­ныеИбо, по­то­му что, от­то­го что, так как, из-за того что, бла­го­да­ря тому что, вслед­ствие того что, в связи с тем что
Це­ле­выеЧтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы
Услов­ныеЕсли, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз
Усту­пи­тель­ныеХотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, не­смот­ря на то что, не­взи­рая на то что
Срав­ни­тель­ныеКак, как бы, как будто, будто, будто бы, слов­но, слов­но как, точно
След­ствияТак что

ЧА­СТИ­ЦА

Ча­сти­ца — это слу­жеб­ная часть речи, ко­то­рая слу­жит для вы­ра­же­ния от­тен­ков зна­че­ний слов, сло­во­со­че­та­ний, пред­ло­же­ний и для об­ра­зо­ва­ния форм слов.

Фор­мо­об­ра­зу­ю­щие ча­сти­цы.Об­ра­зу­ют форму по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния у гла­го­лов. Да, давай, да­вай­те, пусть, пус­кай.При­мер: Давай схо­дим за гри­ба­ми. Пусть ещё по­гу­ля­ет.
Об­ра­зу­ют форму услов­но­го на­кло­не­ния у гла­го­лов. Бы (б).При­мер: Мне хо­те­лось бы по­зна­ко­мить­ся с Вами. Если б вы знали, как хо­ро­шо летом в де­рев­не!
Об­ра­зу­ют форму срав­ни­тель­ной или пре­вос­ход­ной сте­пе­ни у при­ла­га­тель­ных. Более, менее, самый.При­мер: Пра­вый берег более вы­со­кий, чем левый. Эта за­да­ча менее слож­ная. Дик — мой самый лю­би­мый пёс.
Смыс­ло­вые ча­сти­цы — вно­сят раз­лич­ные смыс­ло­вые от­тен­ки в пред­ло­же­ние, а также вы­ра­жа­ют чув­ства и от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к тому, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии.Вы­де­ле­ние и огра­ни­че­ние: толь­ко, лишь, ис­клю­чи­тель­но, почти.При­мер: Толь­ко ты не ве­ришь мне. Лишь на за­па­де вид­не­лись какие-то си­лу­эты.
Уси­ле­ние: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.При­мер: А ты даже не по­зво­нил. Даже и не думай так по­сту­пить. Ведь сколь­ко раз тебя пре­ду­пре­жда­ли об опас­но­сти. Уж сколь­ко раз твер­ди­ли миру… Всё-таки ты ре­шил­ся на по­езд­ку. А он всё не уни­мал­ся. И кто же будет за это от­ве­чать?
Во­прос: ли, разве, не­уже­ли.При­мер: Разве вы не слы­ша­ли но­вость? Не­уже­ли ты на­пи­сал пись­мо? Можно ли в это по­ве­рить?
Вос­кли­ца­ние: что за, как.При­мер: Что за уха! Да как жирна. Го­лу­буш­ка, как хо­ро­ша!
Ука­за­ние: вот (а вот), вон (а вон).При­мер: Вот уже кое-где по­яви­лась трав­ка. Вон возле ство­ла осины па­по­рот­ник вылез.
Со­мне­ние: вряд ли, едва ли.При­мер: Едва ли это по­лу­чит­ся. Вряд ли ты смо­жешь за­кон­чить ра­бо­ту к среде.
Уточ­не­ние: имен­но, как раз.При­мер: Имен­но об этом я и хочу ска­зать. А вы как раз и по­дойдёте к нему.
Смяг­че­ние тре­бо­ва­ния: -ка.При­мер: Вски­пя­ти-ка чай.
От­ри­ца­тель­ные ча­сти­цыНе, ниПри­мер: За лесом не боль­шой, а ма­лень­кий ост­ров. На небе ни об­лач­ка.
Ча­сти­цы бы, ли, же пи­шут­ся раз­дель­но, ча­сти­ца то ко всем сло­вам на пись­ме при­со­еди­ня­ет­ся с по­мо­щью де­фи­са, ча­сти­ца ка с гла­го­ла­ми пи­шет­ся через дефис.

НА­РЕ­ЧИЕ

На­ре­чие — са­мо­сто­я­тель­ная не­из­ме­ня­е­мая часть речи, ко­то­рая озна­ча­ет при-знак и от­ве­ча­ет на во­про­сы: где? куда? когда? от­ку­да? по­че­му? зачем? как? сколь­ко? и дру­гие.

В за­ви­си­мо­сти от того, к какой части речи от­но­сит­ся на­ре­чие, оно может обо­зна­чать:

— При­знак дей­ствия — на­ре­чие при­мы­ка­ет к гла­го­лу или де­е­при­ча­стию (вы­учить на­и­зусть, чи­тать вни­ма­тель­но, вы­со­ко по­ста­вив, ска­зав тихо);

— При­знак пред­ме­та — при­мы­ка­ет к су­ще­стви­тель­но­му (путь на­пря­мую, со­всем ре­бе­нок, пла­тье на­изнан­ку);

— При­знак дру­го­го при­зна­ка — при­мы­ка­ет к при­ла­га­тель­но­му, на­ре­чию, при­ча­стию (до­ста­точ­но быст­рый, по­тря­са­ю­ще кра­си­вый, очень хо­ро­шо, вдвое боль­ше, куп­лен­ный вчера, сде­лан­ный ак­ку­рат­но).

По зна­че­нию на­ре­чия де­лят­ся на груп­пы (раз­ря­ды)

Раз­ря­дыНа какие во­про­сы от­ве­ча­ютПри­ме­ры
местагде? куда? от­ку­да?впе­ре­ди, на­пра­во, из­да­ли
вре­ме­никогда?се­год­ня
при­чи­ныпо­че­му?со­сле­пу
целизачем?назло
об­ра­за дей­ствиякак? каким об­ра­зом?мед­лен­но
меры и сте­пе­нив какой мере? на­сколь­ко?очень ин­те­рес­но

ПРЕД­ЛО­ГИ

Пред­лог — это слу­жеб­ная часть речи, ко­то­рая слу­жит для связи су­ще­стви­тель­но­го, ме­сто­име­ния и чис­ли­тель­но­го с дру­ги­ми сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии. Пред­ло­ги могут обо­зна­чать от­но­ше­ния между дей­стви­ем и объ­ек­том (смот­реть на небо), объ­ек­том и объ­ек­том (лодка с па­ру­сом), при­зна­ком и объ­ек­том (го­то­вый на са­мо­по­жерт­во­ва­ние).

Пред­ло­ги не из­ме­ня­ют­ся, не яв­ля­ют­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния.

По об­ра­зо­ва­нию пред­ло­ги могут быть раз­де­ле­ны на

1) не­про­из­вод­ные (пер­во­об­раз­ные) — не свя­за­ны по про­ис­хож­де­нию с дру­ги­ми ча­стя­ми речи, на­при­мер, без, при , с, от, из-за;

2) про­из­вод­ные (не­пер­во­об­раз­ные), то есть такие, ко­то­рые свя­за­ны по про­ис­хож­де­нию с дру­ги­ми ча­стя­ми речи:

а) на­реч­ные: вб­ли­зи, во­круг, на­про­тив, вдоль;

б) оты­мен­ные: ввиду, в виде , в те­че­ние, за счёт, по по­во­ду;

в) от­гла­голь­ные: бла­го­да­ря, вклю­чая, ис­клю­чая, на­чи­ная, спу­стя.

По стро­е­нию пред­ло­ги могут быть раз­де­ле­ны на

1) про­стые (пи­шу­щи­е­ся без про­бе­ла): во­круг, бла­го­да­ря, около, вслед­ствие;

2) со­став­ные (пи­шу­щи­е­ся с про­бе­лом): в те­че­ние, в про­дол­же­ние, за ис­клю­че­ни­ем, во время, в связи с, в за­ви­си­мо­сти от, по на­прав­ле­нию к.

Пред­ло­ги могут вы­ра­жать сле­ду­ю­щие зна­че­ния

1) объ­ект­ное: рас­ска­зать о себе, тоска по ро­ди­не;

2) про­стран­ствен­ное: жить в Москве / под Моск­вой / около метро;

3) вре­мен­ное: прий­ти к ве­че­ру, ра­бо­тать до / после обеда, прий­ти через день;

4) при­чин­ное: не прий­ти из за / вслед­ствие / по / ввиду бо­лез­ни;

5) це­ле­вое: жить ради детей, по­да­рить на па­мять, сде­лать для друга;

6) срав­ни­тель­ное: ве­ли­чи­ной с кулак, пойти в мать;

7) об­ра­за дей­ствия: чи­тать без вы­ра­же­ния, есть с ап­пе­ти­том;

8) опре­де­ли­тель­ное: лодка с па­ру­сом, юбка в клет­ку, паль­то на пуху.

ВВОД­НЫЕ СЛОВА. ВВОД­НЫЕ СЛО­ВО­СО­ЧЕ­ТА­НИЯ

Ввод­ные слова — это слова (или сло­во­со­че­та­ния), грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ные с пред­ло­же­ни­ем и вно­ся­щие до­пол­ни­тель­ные смыс­ло­вые от­тен­ки.

На­при­мер: Оче­вид­но, об­ще­ние с детьми раз­ви­ва­ет в че­ло­ве­ке мно­гие доб­рые свой­ства; К сча­стью, тайна так и оста­лась тай­ной.

Дан­ные зна­че­ния пе­ре­да­ют­ся не толь­ко ввод­ны­ми сло­ва­ми, но и ввод­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: Вечер, ты пом­нишь, вьюга зли­лась. (Пуш­кин). К ввод­ным еди­ни­цам при­мы­ка­ют встав­ные кон­струк­ции, ко­то­рые со­дер­жат раз­лич­ные до­ба­воч­ные за­ме­ча­ния, по­прав­ки и разъ­яс­не­ния. Встав­ные кон­струк­ции, как и ввод­ные, не свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми в пред­ло­же­нии. Они резко раз­ры­ва­ют пред­ло­же­ние. На­при­мер: Жур­на­лы ино­стран­ной ли­те­ра­ту­ры (два) я велел вы­слать в Ялту; Маша го­во­ри­ла с ним о Рос­си­ни (Рос­си­ни толь­ко что вхо­дил в моду), о Мо­цар­те.

Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми с двух сто­рон, если на­хо­дит­ся внут­ри пред­ло­же­ния. Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­той с одной сто­ро­ны, если на­хо­дит­ся в на­ча­ле или конце пред­ло­же­ния. К сво­е­му стыду, я не читаю се­рьез­ной ли­те­ра­ту­ры, пред­по­чи­тая ей де­тек­ти­вы и, между нами го­во­ря, лю­бов­ные ро­ма­ны.

Глав­ная ошиб­ка боль­шин­ства пи­шу­щих свя­за­на с не­точ­ным зна­ни­ем спис­ка ввод­ных слов. По­это­му пре­жде всего сле­ду­ет вы­учить, какие имен­но слова могут быть ввод­ны­ми, какие груп­пы ввод­ных слов могут быть вы­де­ле­ны и какие слова ни­ко­гда не бы­ва­ют ввод­ны­ми.

ГРУП­ПЫ ВВОД­НЫХ СЛОВ

1. Ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие чув­ства го­во­ря­ще­го в связи со ска­зан­ным: к сча­стью, к не­сча­стью, к со­жа­ле­нию, к до­са­де, к ужасу, на беду, чего доб­ро­го…

2. Ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие оцен­ку го­во­ря­щим сте­пе­ни до­сто­вер­но­сти того, что он ска­зал: ко­неч­но, не­со­мнен­но, ра­зу­ме­ет­ся, бес­спор­но, оче­вид­но, без­услов­но, на­вер­ное, воз­мож­но, верно, может быть, долж­но быть, ка­жет­ся, по всей ви­ди­мо­сти, по-ви­ди­мо­му, по су­ще­ству, по сути, думаю… Эта груп­па ввод­ных слов наи­бо­лее мно­го­чис­лен­на.

3. Ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на по­сле­до­ва­тель­ность из­ла­га­е­мых мыс­лей и их связь между собой: во-пер­вых, итак, сле­до­ва­тель­но, в общем, зна­чит, кста­ти, далее, впро­чем, на­ко­нец, с одной сто­ро­ны… Эта груп­па также до­ста­точ­но боль­шая и ко­вар­ная.

4. Ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на при­е­мы и спо­со­бы оформ­ле­ния мыс­лей: сло­вом, дру­ги­ми сло­ва­ми, иначе го­во­ря, вер­нее, точ­нее, так ска­зать…

5. Ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на ис­точ­ник со­об­ще­ния: го­во­рят, по-моему, по сло­вам…, по слу­хам, по све­де­ни­ям…, по мне­нию…, на мой взгляд, пом­нит­ся…

6. Ввод­ные слова, пред­став­ля­ю­щие собой об­ра­ще­ние го­во­ря­ще­го к со­бе­сед­ни­ку: ви­дишь (ли), зна­е­те, пойми, про­сти­те, по­жа­луй­ста, со­гла­сись…

7. Ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на оцен­ку меры того, о чем го­во­рит­ся: самое боль­шее, по край­ней мере…

8. Ввод­ные слова, по­ка­зы­ва­ю­щие сте­пень обыч­но­сти ска­зан­но­го: бы­ва­ет, слу­ча­лось, по обык­но­ве­нию…

9. Ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие экс­прес­сив­ность вы­ска­зы­ва­ния: кроме шуток, смеш­но ска­зать, чест­но го­во­ря, между нами го­во­ря…

ЕГЭ-2020. Задание № 14. «Правописание союзов и омонимичных слов»

В данной методической разработке подобран материал на умение различать подчинительные союзы поэтому, почему, оттого, потому, отчего, затем, зачем от омонимичных слов.

Упражнения сгруппированы по указанным выше союзам. Затем дано обобщенно-повторительное упражнение по всем союзам.

Упражнения направлены на отработку знаний орфографических норм русского языка и могут быть использованы учителем при изучении темы «Правописание подчинительных союзов и омонимичных слов» в качестве раздаточного материала на уроках и в качестве задания для самостоятельной работы учащихся.

Упражнения отформатированы под лист формата А-4 и удобны для распечатки, что очень важно в работе учителя-практика.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ-2020. Задание № 14. «Правописание союзов и омонимичных слов»»

ЗАДАНИЕ № 14. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ, ЧАСТИЦ, НАРЕЧИЙ и других частей речи

поэтому = по какой (по такой, по этой, по той) причине

1. Я легко (по) этому мостику перейду на тот берег речки. 2. Прошел дождь, (по) этому все мокро. 3. Ты не знаешь Машу, (по) этому так и говоришь о ней. 4. Стало жарко, (по) этому я сбросил куртку с плеч. 5. Этот фильм я видел много лет назад, (по) этому с удовольствием посмотрел его снова. 6. (По) этому взгляду, холодному и отстранённому, я понял, что она недовольна моим поступком. 7. (По) этому поведению можно сказать, что ребенок довольно избалован. 8. Я собираюсь в отпуск с понедельника, (по) этому мне нужно завершить проект к пятнице. 9. У нас будут гости, (по) этому я приготовила несколько интересных блюд и испекла торт. 10. (По) этому поводу мы разговаривали с тобой много раз. 11. Готовьтесь к экзамену только (по) этому конспекту, и не по какому другому. 12. На улице шел дождь, (по) этому мы решили остаться дома. 13. Она опаздывала уже на полчаса, (по) этому я начал волноваться. 14. Мы снова идем (по) этому старому парку. 15. Автобус опаздывает уже на десять минут, (по) этому я так волнуюсь. 16. Он выиграл эстафету, (по) этому получил главный приз. 17. Мы снова шли (по) этому проспекту, как 10 лет назад. 17. (По) этому предмету у меня только отличные оценки. 18. Я не очень хорошо подготовился, и если я не сдам экзамен, то именно (по) этому.

почему = по какой (по такой, по этой, по той) причине

1. (По) чему сегодня так жарко? 2. Я знаю, (по) чему Коля к нам не приехал. 3. Как думаешь, (по) чему он решил не покупать машину? 4. (По) чему ты перешел реку: по мосту или по дамбе? 5. Ну вот (по) чему так: когда тебе необходима помощь друзей, то все они куда-то сразу пропадают? 6. Скажите, (по) чему мне нужно ориентироваться, по бумажной карте или по навигатору? 7. (По) чему у тебя опять стоит двойка – по алгебре или по биологии? 8. (По) чему у тебя опять двойка за контрольную? 9. Сашка и сам не знал, (по) чему он выбрал именно Италию.

оттого = по какой (по такой, по этой, по той) причине

1. Я очнулся (от) того, что в лицо мне подул ветер. 2. Телефон молчит, (от) того ты и беспокоишься. 3. (От) того дома до родника рукой подать. 4. Паузы возникают (от) того, что у гостей нет общих тем. 5. (От) того здания с белыми колоннами совсем недалеко до Летнего сада. 6. В солнечный день (от) того дерева падает густая прохладная тень. 7. (От) того берега пройдите вправо и через триста метров увидите переправу. 8. Ты черного кота в дом приволок, (от) того и все твои беды! 9. Давай отойдем (от) того человека подальше, он выглядит подозрительно. 10. Голова болит (от) того, что не выспался. 11. На улице мороз, (от) того дети не пошли в школу. 12. (От) того пакета исходит странный запах.

отчего = по какой (по такой, по этой, по той) причине

1. (От) чего дует ветер? 2. (От) чего эти глазные капли? 3. Темнело быстро, (от) чего я прибавил шагу. 4. Мы приехали в театр только в антракте, (от) чего пришлось продираться сквозь толпу зрителей. 5. Я не мог понять, (от) чего сухие листья никак не загорались. 6. Ты не знаешь, (от) чего этот старинный ключ? 7. Мы не знаем, (от) чего она так грустна сегодня. 8. Подскажите, (от) чего мне выписали эти таблетки? 9. Ему было непонятно, (от) чего изменилось настроение Катюши. 10. (От) чего может защитить марлевая маска? 11. Ответь мне, (от) чего ты мне всё время перечишь? 12. (От) чего так в России березы шумят? 13. Тренер объяснил, (от) чего следует отталкиваться при прыжке. 14. (От) чего же ему не поговорить с тобой?

потому = по какой (по такой, по этой, по той) причине

1. Друг Миши уехал на всё лето, (по) тому он загрустил. 2. Она пришла к судье (по) тому же вопросу. 3. Я не узнал знакомых мест только (по) тому, что давно здесь не был. 4. (По) тому, как Сергей на неё смотрел, она видела, что её любят. 5. Я прошёлся (по) тому самому парку, по которому ходил в юности. 6. Сейчас я плакал (по) тому, чего не вернёшь, и по тем, кого не вернёшь.

ЗАДАНИЕ № 14. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ, ЧАСТИЦ, НАРЕЧИЙ и других частей речи

затем = потом, чуть позже, вскоре

1. Поднялся сильный порывистый ветер, и зашумели, застонали деревья, (за) тем хлынул ливень. 2. (За) тем холмом наша деревня. 3. Собака сидела у дороги и ждала меня. (За) тем она снова побежала вперед. 4. Кажется, (за) тем зданием с красной крышей находится старинная городская ратуша. 5. (За) тем деревом в два обхвата можно легко спрятаться. 6. Наш собеседник минуту помолчал, собираясь с мыслями, (за) тем неохотно ответил на каверзный вопрос, заданный журналистом. 7. Стало восходить солнце. Словно живое, оно выглянуло сначала одним краешком, (за) тем отделилось от горизонта и стало взбираться по небу. 8. Я зайду в магазин, (за) тем к вам. 9. Вслед (за) тем раздался выстрел.

зачем = с какой целью?

1. (За) чем вызывать напрасные надежды? 2. (За) чем пойдешь, то и найдешь. 3. Он рассказывал об этом не (за) тем, что (бы) вызвать в нас простое любопытство. 4. (За) чем вы стоите в очереди – за гречкой или за сахаром? 5. (За) чем мне теперь ваши извинения? 6. (За) чем вызывать напрасные надежды? 7. Ариша очень удивилась, узнав, (за) чем братья сегодня потратили столько времени на сущие пустяки. 8. (За) чем сегодня ты пришел – за спичками или за солью? 9. Я не могу понять, (за) чем в костер подбросили сырое полено, которое только дымит. 10. Никто не знает, (за) чем Николай поехал на дальнее поле на ночь глядя.

1. Мы прошлись (по) тому леску и никаких грибов там не нашли. 2. (И) так, экзамены закончились. 3. За (то) нарушение он был уже наказан. 4. Остальные то (же) громко кричали. 5. Мы решили провести лето так (же), как в прошлом году. 6. Мы (и) так пришли без приглашения. 7. Брат советовал мне то (же), что и вы. 8. (По) тому виду, который открылся перед нами, нельзя было точно определить, что это за местность. 9. Рабочие получили премию за (то), что перевыполнили план. 10. Кто мне скажет, (за) чем мы изучаем иностранные языки? 11. Я хочу то (же) мороженое, что мы ели в Сочи в прошлом году. 12. (По) тому, сколько правильных ответов он дал в контрольной работе, можно понять, какая будет оценка. 13. Не имею понятия, что (бы) он сделал на моём месте. 14. Каждый раз приходится выслушивать одно и то (же). 15. Вдалеке видно, что (по) тому берегу разбросано много листьев. 16. (От) чего я люблю тебя, тихая ночь? 17. (И) так заканчивается каждое его выступление. 18. Я то (же) хочу лимонад. 19. Если вы пройдёте (по) тому переулку, то сразу выйдете на улицу Красногвардейская. 20. Подъем на гору здесь крутой, за (то) дорога красивая. 21. Очень важно, что (бы) работа была закончена в срок. 22. Заявление следует писать (по) тому образцу, который представлен на информационном табло. 23. Мересьев взглянул на компас, что (бы) передохнуть. 24. Хочу знать твое мнение, (по) этому и спрашиваю. 25. Времени и (так) потеряно очень много. 26. Стало душно, (по) этому решили открыть окно. 27. Я допустил ошибку в расчетах (и) так растерялся, что долго не мог ее обнаружить. 28. (По) этому полю ходили в соседнее село. 29. Работа трудная, за (то) интересная. 30. Я сегодня надену то (же) платье, что и вчера. 31. Колокол зазвучал монотонно и в то (же) время тревожно. 32. Я не могу сейчас есть мясо, держу строгий пост, рыбу мне то (же) нельзя. 33. Я не знаю, (по) чему он не позвонил нам. 34. Издали было видно, как (по) тому берегу пруда пробежали дети и бросились с разбега в воду. 35. Дождь потихоньку перестал лить, ветер то (же) уже не дул. 36. Мой брат наконец понял, (за) чем его дедушка собирает эти старинные книги. 37. Я люблю яблоки, а так (же) груши. 38. Что (бы) приятели ни предлагали мне, я никуда не поеду завтра. 39. (И) так, урок окончен. 40. Что (бы) ещё нам взять с собой в поездку? 41. Маша так (же), как и Катя, говорит по-французски. 42. Новых знакомых не появилось, за (то) старые друзья не потерялись. 43. Мой друг любит море и горы, я так (же) люблю море и горы. 44. Я никогда не слышала, что (бы) отец повышал голос. 45. Лиза спрячется за (то) толстое дерево, пусть попробуют её найти. 46. (По) этому маршруту мы ещё не ходили. 47. (За) чем мне сегодня убирать? 48. Корректор следит за (тем), что (бы) в газетах и журналах не было ошибок и опечаток.


источники:

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=339

http://multiurok.ru/files/ege-2020-zadanie-14-pravopisanie-soiuzov-i-omonimi.html