Задание на правописание частиц с ответами

Практические упражнения «Правописание частиц»

Предлагаемые задания можно использовать для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Правописание частиц»»

Рассуждая, объясните правописание частиц НЕ и НИ в данных предложениях.

1. В течение недели я ни разу не тренировался. 2. Сколько я ни тренировался, а результаты были низкие. 3. Куда ни посмотрю, повсюду рожь густая. 4. Он не дал мне ни одной книги. 5. В ведре ни капли воды. 6. В этих местах я бывал не раз. 7. Летом я никуда не поеду. 8. Он ни с кем не дружил. 9. Только книги, ничто иное его не интересовало. 10. Нет ни звездочки на небе. 11. Этот провал не что иное, как потухший кратер. 12. Сколько я ни напрягался, сколько я ни вытягивал шею, но увидеть ничего не смог.

Составьте предложения со следующими словами и оборотами:

не кто иной, не что иное, никто иной не, ничто иное не, никем иным, ничем иным, ничто, ничто, ни с кем, не за чем, ни с чьим.

Вставьте пропущенные буквы, объясните написания.

1. Она и угощение готовила, она и вокруг стойки чуть ли н_ бегом бегала. 2. Какой палец н_ поранишь, боль одинакова. 3. Мир так велик, что нет такого, чего бы н_ было. 4. Что такое знание? Н_ что иное, как описанный опыт 5. Н_ солнце, н_ смерть нельзя разглядывать в упор. 6. Человек, знающий сто ремесел, н_ знает н_ одного. 7. Н_ останутся н_ замеченными людьми доблесть и великодушие. 8. Чего-чего н_шепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких н_ нашелестит ласковых слов, чудных сказов! 9. Я н_ раз ходил на охоту, но н_ разу н_ вернулся с добычей. 10. В каком бы я н_ был далеком краю, какой бы н_ шел стороной, я вижу родную столицу мою. 11. Н_ одна береза еще н_ распустила своих листьев. 12. Я земной шар чуть н_ весь обошел, и жизнь хороша, и жить хорошо!

Исправьте ошибочные написания, встретившиеся в произведениях художественной литературы, периодической печати. Объясните причину ошибки.

1. Чего только ни расскажут! Откуда старины ни выкопают! Каких страхов ни нанесут! 2. За мостом каменный павильон. Давно свалились его двери, давно вышиблены его рамы, ветер да зимние вьюги свободно гуляют по комнатам, где чего-то ни бывало в старые годы! 3. Нет такого уголка на острове Свободы, где бы ни побывала со своей труппой Алисия Алонсо.

1. Н_ может н_ взойти солнце. 2. Н_ одна во поле березонька стояла. 3. Я чуть не разочаровался в нём, пока н_ убедился в его искренности. 4. Земля, земля! Где бы н_ вырос человек, как бы н_ прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н_ занимался, ты сохранишь над ним свою неизменную власть. 5. Где бы люди меня н_ спросили, я отвечу им так, н_ солгу: мне н_ жить без России, мне н_ жить без России, я дышать без неё н_ могу. 6. Чего н_ вспомню я! Какие меня мечты н_ посетят! Н_ кто н_ даст нам избавленья: н_ Бог, н_царь, н_ герой. 8. Воду сколько н_ толки, водой останется. 9. Мир так велик, что нет такого, чего бы н_ было. 10. Н_ сказок о вас н_ расскажут, н_ песен о вас н_ споют. 11. Сегодня на охоте я н_ промахнулся.

1. С волками мне приходилось встречаться н_ один раз. 2. Кто н_ слушал его пение, каждый восхищался. 4. Кто н_ побывал на его концерте, тот н_ может судить о таланте этого артиста. 5. Где бы он н_ выступал, везде встречал восторженный приём. 6. За что н_ возьмётся, все ему удаётся. 7. На экзаменах помогает н_счастье, а знание. 8. Кто н_ отвлекается на уроках, тому н_ приходится часами готовить домашнее задание. 9. Он н_мог н_ пить, н_ есть, н_ говорить. 10. Мне н_где голову приклонить. 11. Н_ где н_было видно н_воды, н_ деревьев. 12. Куда н_ посмотришь, н_ чего н_ увидишь, кроме н_ обозримых степей.

Выделите в тексте частицы, объясняя их раздельное и дефисное написание.

1. Ну что за шейка, что за глазки? (Кр.). 2. Охота быть тебе лишь только на посылках? (Гр.). 3. Пусть будут счастливы все, все твои друзья! (П.). 4. Ребята! Не Москва ль за нами? (Л.). 5. Завтра же едем! (Г.). 6. Неужели ты своего сына не любила? (Т.). 7. Минуты через три все было уже готово, и все-таки медлили начинать (Л. Т.). 8. Ведь я не художница, а музыкантша (Ч.). 9. Разве я говорю что-нибудь дурное? (М.Г.). 10. Вот характерный след зайца (Арс). 11. Ты бы, Сережа, все-таки поговорил с Лидией (Пришв.). 12. Покажите-ка руку (Фед.). 13. Даже самая маленькая ложь приводила его [Петю] в смущение (Кат.). 14. Но дверь открыл именно отец (Горб.). 15. Давай-ка выйдем на воздух (Сим.). 16. По его мнению, лед еще тонок и вряд ли выдержит тяжесть автомашины (Аж.).

Перепишите, раскрывая скобки. Частицы подчеркните.

1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. (А. Пушкин) 2) Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом? (А. Грибоедов) 4) Письмецо было вежливое, но все(таки) решительное и немногословное. (Ф. Достоевский) 5) Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не стали глаза изменять. (Н. Некрасов) 6) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не Лиза. (И. Тургенев) 7) Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие! (М. Лермонтов)

При переписывании предложений раскройте скобки.

1. Я(б) мечтал не ради славы перед утром боевым, я(б) желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым (Твард.). 2. Что(бы) вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином! (Остр.). 3. Я(таки) думаю (кое) что (М.Г.). 4. (Кое)где вдали желтеет поспевающая рожь. (Тург.). 5. Барин(де) завалился спать, можно и заглянуть (кое) куда (Г.). 6. «Нет(с), она не странная, а золотая лошадь, да(с)!» с какою(то) гордостью заговорил Калин Калинович (М.С.). 7. Покажи (ка) руку (Фед.) 8. Ребята! Не Москва(ль) за нами? (Л.). 9. По его мнению, лед еще тонок и вряд(ли) выдержит тяжесть автомашины (Аж.). 10. Так(таки) я и не мог понять, почему неприязненно отзывается о Захаре Алеша (Троеп.). 11. Уж как я(ль) мою коровушку люблю! Уж как я(то) ей крапивушки нажну (Из народной песни).

Раскройте скобки и объясните дефисное или раздельное написание частиц. Выпишите частицы с теми словами, к которым они относятся.

1. (Да) здравствует наша Родина! 2. (Уж) постоим мы головою за Родину свою (Л.). 3. (Лишь) страну мою, Россию, беззаветно я любил (Л. Ошанин). 4. Москва! Так (вот) ты какая! (Баб.). 5. О Волга! Колыбель моя! Любил (ли) кто тебя, как я? (Н.). 6. Но (даже) на краю небес все тот же был зубчатый лес! (Л.). 7. (Вон) одна звездочка, вон другая, вон третья! (Гонч.). 8. Хоть (бы) листик на дереве шелохнулся (Писем.). 9. (Кое) где вдали желтеет поспевающая рожь. (Т.). 10. Донял (таки) медведь Елеску (М.С.).11. Днем зверь лежит где (нибудь) в чаще. (Арс). 12. А видел (ли) слона? Каков собой на взгляд? (Кр.). 13. Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки (Кр.), 14. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет (Л.). 15. (Не) нагнать тебе бешеной тройки (Н.).

Объясните выбор частицы НЕ или НИ.

1. Кого ни спрашивали о Журавлеве, все отзывались о нем хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. Нельзя не удивляться вашему поведению.10. На небе ни звездочки. 11. Не могу не возразить вам.

Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или отдельно. Объясните правописание частиц НЕ и НИ.

1. Он, Пеночкин, (ни) когда (не) заботился (ни) о ком, кроме собственной особы. 2. Спал я как (не) винный и снов (не) видал (Жук.). 3. Средь полей (не) обозримых в небе ходят без следа облаков (не) уловимых волокнистые стада (Л.). 4. Ужели небу я дороже всех (не) замеченных тобой? (Л.). 5. (Не) волнуйся, (не) плачь и сердца (не) мучай (Полев.). 6. Я привык (ни) в чем (не) отступать от гражданских законов.

Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите нужную частицу.

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука. 7. Куда б (не, ни) шел, (не, ни) ехал ты, а здесь остановись (Твард.). 8. Сколько (не, ни) говори, (не, ни) слушается. 9. Каким бы делом он (не, ни) занимался, все у него получается. 10. Компаса (не, ни) у кого не нашлось. 11. Остался (не, ни) при чем. 12. (Не, ни) к кому (не, ни) не обращался. 13. (Не, ни) за чем (не, ни) ходил. 14. (Не, ни) за что (не, ни) прощу. 15. (Не, ни) от чего (не, ни) отказывайся. 16. У нее (не)было на свете (не, ни) одного родного человека. 17. Во время войны он (не, ни) разу не был ранен. 18. (Не, ни) одна звезда (не, ни) освещала нам путь. 19. (Не, ни) давши слово, крепись, а давши, держись. 20. (Не, ни) шороха, (не, ни) звука вокруг. 21. Что (бы) (не, ни) читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения (Пауст.). 22. (Не, ни)принесла ли ты мне чего-нибудь по есть? (Гонч.) 23. Герасим (не, ни) чего не слыхал: (не, ни) быстрого визга лающей Муму, (не, ни)тяжелого всплеска воды (Тург.).

Спишите, раскрывая скобки и вставляя частицы НЕ или НИ

1. (. ) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (. ) кроткий блеск лазури неба, (. ) запах, веющий с полей, (. ) быстрый лет коня ретива. (. ) что души (. ) веселит (Бат.). 2. В глуши (. ) слышно было (. ) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (. ) долгогривыми конями, (. ) златом, данью крымских орд, (. ) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (. ) что (. ) мучит, (. ) тревожит, и сердце вновь горит и любит оттого, что (. ) любить оно (. ) может (Л.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь (. ) истребят (. ) годы их, (. ) моды, (. ) пожары (Гр.). 6. (. ) было лица, на котором бы (. ) 4 / 12

Что (то), где (либо), куда (нибудь), приготовил (бы), кое (что), прямо (таки), увидел (таки), я (таки), откуда (то), такой (же), когда (то), как (нибудь), слышал (ли), какой (либо), кое (где), зачем (то), где (то), как (буд) то, пришел (таки), почему (либо), с кем (нибудь), кое (кого), кое (с) кем, как (либо), откуда (то), увидел (ли), сделал (бы), чего (либо), довольно (таки), видишь (ли), мы (таки), кое (какой), почему (же), почему (то), открыл (бы), кое (кому), сделал (же), что (нибудь), смешно (таки), посмотрел (бы), посмотрел (таки), посмотрел (то), посмотрел (же), посмотрел (ли), кое (откуда), сколько (нибудь), почти (что), когда (либо), кое (чего), кое (у) кого, над чем (то), кое (чем), ничего (то), все (таки), не что (либо) иное, кое (от) кого, та (же) картина, то (же) лицо, я то (же) сочиняю, ни (то) ни (се), это совсем не (то), (то) есть, все (равно), почти (что), пока (что), однако (же).

Узнал (таки), я (таки) не верю, прямо (таки), опять (таки), услышал (таки), все (таки) не сдамся, кое (о) чем спросить, кое (кому) сказать, кое (у) кого выяснить, кое (чем) похвастаться, когда (нибудь) увидимся, кое (с) кем поговорить, куда (либо) отправиться, (кое) как сделать, откуда (то) узнать, кое (над) кем подшутить, что (либо) сделать, тот (час) же отправились, видишь (ли), нам пришлось кое (с) чем столкнуться, где (то) услышали, тот (же) пейзаж, сделал (бы) ты уроки, однако (же) стоит подумать, кое (с) какими обстоятельствами, кого (либо) встретить, кое (за) кем зайти, (кое) где побывать, кое (о) ком осведомиться, довольно (таки) смешно, люблю (таки) повеселиться, кто (нибудь) узнает, буд (то) бы, хотя (бы) позвони, вы (же) знаете, поговорила я (таки) с ним, увиделись (таки), он (таки) не ответил, что (бы) вам сказать, кого (же) искать.

1. Вы вряд (ли) достигнете успеха. 2. Кое (кто) мне не поверил. 3. Они дружили так (же), как дружили их родители. 4. Ты почитал (бы) лучше какую (нибудь) книгу. 5. Здесь (же) можно купить билеты. 6. Какой (же) ты, братец, негодяй! 7. Выбери какой (либо) маршрут и отправляйся. 8. Говорить (же) о том, что (бы) было, если (бы) Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что (бы) было, если (бы) осенью сделалась весна. (Л.Т.) 9. Я удостоверился, что Пугачев и он были одно и то (же) лицо. (П) 10. Однако (же) нужно собираться. 11. Это навряд (ли) вам удастся. 12. Вы едва (ли) сумеете выбраться отсюда без проводника. 13. Я все (таки) настаиваю на судебном разбирательстве. 14. Ты добился (таки) своего. 15. Расскажи (ка) мне всё по порядку! 16. Вы (таки) произвели на нее впечатление. 17. Она как (буд) то ничего не слышала.

Перепишите, раскрыв скобки; где надо, вставьте буквы и замените строчные прописными.

С (н…) терпением ждал, когда же (на) конец появится чуйский тракт, знакомые горные вершины. Он эти вершины столько раз фотографировал, опис…вал, отмечал на картах, что с (н…) которых пор они стали для него чем (то) (в) роде собстве…ости. Иногда да (же) появлялось такое ощущение, бУД (то) в природе все это — вершины, кряжи, хребты, ручьи и реки — существует лишь внешне, словно в п…н…раме, тогда как подлин…ый алтай с его растительностью, животным миром, геологией, историей, со всеми природными ресурсами, остался у тебя дома, в ящиках письме…ого стола, в карто…ых папках с рукописями и полевыми дневниками и еще — в напечата…ых уже статьях. Такое ощущение подтверждалось еще и тем обстоятельством, что в середине нашего века (н…) один ученый, (н…) одна экспедиция, посетившая горный алтай,— (н…) кто (н…) мог обойти доктора географических наук Вершинина, (н…) мог (н…) сослат…ся на него в своих «трудах» и отчетах, чтобы (н…) навлечь на себя упреков в (н…) достаточном изучении литературы об этом крае. И Вершинин мчался на «газике» проселками, хотя и знал, что окружными, но профилирова…ыми дорогами ехать и надежнее и, пожалуй, да (же) быстрее; ругался на паромных переправах с шоферами, которые (н…) пропускали его машину без очереди, хотя доподли…о ему было извес…но, что ругань с этим народом (н…) кому еще и (н…) когда (н…) приносила пользы. Но он спешил в страну, которую мысле…о так (н…) редко и называл «моя страна», «мой горный алтай», понимая под этим страну в географическом смысле, которая создала ему репутацию крупного уче…ого, в то время как другие страны западной сибири — бараба, например,— ему в этом отказали. И вообще (н…) одна страна для него так много (н…) значила, его так (я…) встречала — (н…) горная шория, (н…) кулунда, (н…) васюганье, (н…) верховья енисея. (На) конец, в экспедиции ожидала Вершинина встреча с сыном, а вот уже сколько лет, как Вершинин-старший во что (бы) то (н…) стало стремился передать сыну (свои знания, вручить ему ключи от этой страны. (С) начала он (н…) отдавал себе отчета в этом желании, в этой мечте. Как (то) стра…о было, что алтай и в самом деле, что (ли), его (н…) движимая собстве…ость, а (по) том перед ним постепенно стал возникать да (же) (я…) кий торжестве…ый акт вручения сыну чего (то) очень важного, чего (то) единстве…ого, такого, чем больше (н…) кто и (н…) когда на свете (н…) обладал и обладать (я…) будет. Вот какая страна лежала перед Вершининым-старшим, вот куда он торопился!

Перепишите, раскрыв скобки; где надо, вставьте буквы и замените строчные прописными.

1. Лихорадящим больным есть (н…) хоч…тся, но чего (то) хоч…тся, и они это свое (н…) определенное желание выражают так: «чего(н…) будь кисл…нького». Так и мне хоч…тся чего-то кисл…нького. (Ч.) 2. (Н…) чего было и спрашивать Скоробогатову, есть (ли) убитые и ране…ые: все его матросы и офицеры были (на) лицо. (С.-Ц.) 3. (Н…) кая оля нечаева, (н…) бось, локти себе будет кусать от ра…каяния, что отвергла глубокое чу…ство такого серьезного, скромного и, главное, бе…трашного человека, как Петя. (Кат.) 4. (В) переди и (с) боков надвигается враг, (с) зади лежало море. Отступать было (н…) куда. (Соб.) 5. (Н…) кого (н…) надо было уговаривать или торопить. Люди вели бой с ураганом с таким (же) ожесточением, как если (бы) это был (н…) навистный и коварный враг (Чак.) 6. Костыли (в) слепую, (н…) уверенно прощ…пывают землю; давят хрупк…ю наледь. (Стельм.) 7. Каждое утро пр…носило новые вести, и многих знакомых и добрых друзей уже (н…) досчитывались (Саян.) 8. За мостом «газик» поднялся на горку, свернул (в) лево и пробежав дли…ую ал…ею (н…) высоких деревьев, остановился у приземистого дома, обнесен…ого колюч…й проволокой. (Рыб.) 9. (Я…) за что (н…) хотелось брат…ся, начатое утром письмо к матери так и лежало на столе (н…) окончен…ым. (Ан.) 10. Сестры в госпитале часто менялись. Гла…врач (н…) долюбливал женский персонал. (Леб.) 11. Холодное и ясное отчаяние охватило Крылова. (На) конец(то) он понял, что когда, (н…) когда (н…) удаст…ся вернут…ся в ту зиму. (Н…) какая машина времени (н…) властна над прошлым. Перенестись в будущее — пожалуйста, но ему (н…) нужно было будущее. (Гран.) 12. (Н…) билетов, (н…) посадки нет отсюда «(на) гора». — Торм…зные есть площа…ки, есть подно…ки, буфера. (Те.)

Дидактический материал по теме «Частицы»

Дидактический материал по теме «Частицы»
Предлагаемые упражнения содержат разнообразный материал по теме «Частица», помогают закрепить полученные знания, систематизировать их. Большинство заданий предполагают проверку обязательного базового уровня.
Таблица
Разряды частиц

Упражнение 1
Выпишите все частицы и, пользуясь таблицей, укажите их разряд. Выполните морфологический разбор двух частиц.
1) А видел ли слона? ̶ Да разве там он? (И. Крылов) 2. Если бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни, то жизнь невероятно обеднела бы. (Д. Кабалевский) 3. Лишь только мы въехали на самую высокую точку горы, лошади вдруг совсем остановились. (И. Гончаров) 4. Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин) 5. Неужли солнышку лишь только и заботы, чтобы смотреть, как ты растёшь? (И. Крылов) 6. Пусть неровные луга обо мне поют крапивой, брызжет полночью дуга, колокольчик говорливый. (С. Есенин) 7. Мы не говорили ни слова. (М. Лермонтов) 8. Ведь я не художница, а музыкантша (А. Чехов). 9. Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Горький). 10. Вот характерный след зайца (В. Арсеньев). 10. Ребята! Не Москва ль за нами? (М.Лермонтов).

Упражнение 2
Перепишите, раскрывая скобки. Укажите разряд частиц.
1) «План (то) правильный, товарищ капитан?» ̶ настаивал Конюков. (К. Симонов)
2) То (же) слово, да не так бы молвить. (Пословица) 3) Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай (ка), дружище. «. (И. Крылов) 4) Ну, шли (бы) втроём, ну, вчетвером, ну, впятером хотя (б). (А.Н. Толстой) 5) Русак, мчавшийся к лёжке, угодил (таки) под выстрел, растянувшись на пашне. (Н. Смирнов) 6. Барин (де) завалился спать, можно и заглянуть (кое) куда. (Н. Гоголь)
7. «Нет (с), она (не) странная, а золотая лошадь, да (с)!» ̶ с какою (то) гордостью заговорил Калин Калинович. (Д. М. М.-Сибиряк) 8. Письмецо было вежливое, но все (таки) решительное и немногословное. (Ф. Достоевский) 9. (Да) здравствует наша Родина! 10. Кругом было тихо и безлюдно; (не) было слышно да (же) всплесков прибоя. (В. Арсеньев) 11. Что (бы) вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином! (А. Островский) 12. Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом. (А. Грибоедов)

Упражнение 3
Вставьте пропущенные частицы. Назовите, из каких басен эти строки, а также их автора. Приведите примеры из литературных произведений с такими же частицами.
1. Чем кумушек считать, трудиться, . лучше . на себя, кума, оборотиться. 2. Уселись чинно в ряд, и всё . квартет . йдёт на лад. 3. Хотел . очень я сам посудить, твоё услышав пенье: велико . подлинно твоё уменье? 4. На ель ворона взгромоздясь, позавтракать . было собралась.
5. Ну что . ! На взгляд . он хорош, да зелен ̶ ягодки нет зрелой.

Упражнение 4
Вставьте на месте пропусков Е или И.
1. Н. мог н. обидеться.
2. Н. раз ошибался.
3. Н… разу н… единого н… ошибся.
4. Н. мало книг я прочитал.
5. Н. комаров, н. мошек в это время.
6. Н. возможно н. купить, н. продать.
7. Н. мог н. работать.
8. Он н. работает и н. учится.
9. Н. мог н. работать, н. учиться.
10. Н. шороха, ни. звука вокруг.
11. Н. раз я представлял себе эту встречу.
12. Н. разу н. был я в Париже.
14. Н. во что н. верю.
15. Н. во что теперь верить.
16. Н. где н. огонька.

Упражнение 5
Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или отдельно. Объясните правописание частиц НЕ и НИ.
1. (Ни) кто (не) сосчитал, сколько на Камчатке маленьких речек. (В. Песков) 2. Из сторожки (ни) кто (не) вышел, чтобы унять псов. Но как (ни) кидались псы, как (ни) натягивали проволоку, они (не) могли нас достать. (Ю. Нагибин) 3. (Не) волнуйся, (не) плачь и сердца (не) мучай.
(Б. Полевой.). 4. Есть какая-то ни (с) чем (не) сравнимая прелесть путешествовать в обыкновенном возке. (Е. Носов) 5. (Не) сколько дней, стараясь больше ни (о) чём (не) думать, он (художник Рябинин) писал маслом. (Е. Носов) 6. Я (не) буду спорить ни (с) кем из вас. 7. Тучи совсем закрыли небо, (ни) чего стало (не) видно. (Н. Сладков) 8. И журавли, печально пролетая, уж (не) жалеют больше ни (о) ком. (С. Есенин) 9. Солнце (не) милосердно палило, и горячий ветер (ни) чуть (не) освежал нас.

Упражнение 6
Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите нужную частицу.
1. (Не, ни) кто (не, ни) мог мне объяснить, (не, ни) что это за книга, (не, ни) кто её написал. 2. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 3. Я должен во что бы то (не, ни) стало переправиться через реку. 4. В лесу (не, ни) звука. 5. У нас что (не, ни) день дожди. 6. Сколько (не, ни) говори, (не, ни) слушается. 7. Мне эта вещь (не, ни) по карману. 8. Мы (не, ни) из деревни.
9. Каким бы делом он (не, ни) занимался, все у него получается. 10. Мы (не, ни) продвинулись (не, ни) на шаг. 11. Остался (не, ни) при чем. 12. Он (не, ни) сказал (не, ни) слова, (не, ни) проронил (не, ни) одной слезы. 13. Где бы человек (не, ни) работал, он должен работать на совесть. 14. Я (не, ни) мог (не, ни) засмеяться. 15. Знать и уметь (не, ни) одно и то же. 16. (Не, ни) раз от скуки он свои мечты мне поверял.

Упражнение 7
Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы Е или И.
1. Пошли деревянные дома, заборы; (н..) где (н..)души. (И. Гончаров) 2. (Н..) один (н..) колышется на берёзках белых лист. (А. Пушкин) 3. В лесу как н..(в) чём (н..) бывало, продолжалась весенняя жизнь (М. Пришвин) 4. (Не) надобно иного образца, когда в глазах пример отца. (А. Грибоедов) 5. Старик (н..) разу в жизни (н..) бранил и (н..) наказывал детей. (А. Чехов)
6. (Н..) что иное (н..) трогало его. (А. Пушкин) 7. Но Кочубей богат и горд (н..) долгогривыми конями, (н..) златом, данью крымских орд, (н..) родовыми хуторами. (А. Пушкин) 8. Раньше Егорушка (н..) видел (н..) когда (н..) пароходов, (н..) локомотивов, (н..) широких рек. (А.Чехов)
9. (Н..) ветер бушует над бором, (н..) с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н. Некрасов). 10. Унынья моего (н..) что (н..) мучит, (н..) тревожит, и сердце вновь горит и любит— оттого, что (н..) любить оно (н..) может (М. Лермонтов) 11. Проснулся Фома, (н..) чего (н..) поймёт. (С. Михалков) 12. (Н..) дома, (н..) в школе, (н..) где (н..) кому ̶ (н..) верил упрямый Фома (н..) кому. (С. Михалков) 13. (Н..) осин, (н..) берёз на острове нет. (Н..) одного дерева нет. (В. Песков) 14. Как (н..) старались люди, собравшись в одно (н..) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (. ) забивали камнями землю, чтобы (н..) чего (н..) росло на ней, как (н..) счищали всякую пробившуюся травку, как (н..) дымили казенным углем и нефтью, как (н..) обрезывали деревья и (н..) выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л. Толстой). 15. (Н..) одна птица (н..) подавала голоса. Даже крикливых дроздов (н..) было слышно. (М. Зверев)

Упражнение 8
Составьте предложения с выражениями: во что бы то ни стало, как бы то ни было, как ни бывало, как не было.

Упражнение 9
Составьте словосочетания по образцу.
Образец: Благодарить (за что?) ̶ Не за что благодарить. ̶ Ни за что не благодарил.
Рассчитывать (на кого?), верить (во что?), беспокоиться (о ком?), обращаться (к кому?), ориентироваться (на кого?).

Диктант по теме «Частицы»
Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и так же быстро убегают прочь.
Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.
Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа. Кто только не пишет о море, не поет о нем! Не один художник брался за кисть, чтобы передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но ни один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?! (160 слов)

Задание на правописание частиц с ответами

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ДАЛЕКО от речки расположились уютные и комфортабельные санатории и турбазы.

Старцеву на протяжении нескольких месяцев (НЕ)(С)КЕМ было поговорить об этом.

Селезнёв (НЕ)ОБИДЕЛСЯ на слова, сказанные в кулуарах.

Заносчивость вовсе (НЕ)ПРОЧНЫЙ материал: трещит при первом испытании.

Если человек (НЕ)ЛЮБИТ свой город, он равнодушен и к своей стране.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

НЕДАЛЕКО от речки расположились уютные и комфортабельные санатории и турбазы. Наречие, нет противопоставления, синоним близко.

Старцеву на протяжении нескольких месяцев НЕ С КЕМ было поговорить об этом. Не с местоимением раздельно, так как есть предлог С.

Селезнёв НЕ ОБИДЕЛСЯ на слова, сказанные в кулуарах.Не с глаголом раздельно.

Заносчивость вовсе НЕ ПРОЧНЫЙ материал: трещит при первом испытании. При прилагательном вовсе не.

Если человек НЕ ЛЮБИТ свой город, он равнодушен и к своей стране.Не с глаголом раздельно.

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица НЕ пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак ‘глубокое’ и утверждается признак ‘мелкое’ ).—Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака : ‘и мелкое, и широкое’; ‘хотя мелкое , но широко е’) .

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.

2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.

3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.

4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу)4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.

4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже.4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.

Этот случай требует дополнительных пояснений. Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.

5) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами:5) не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то . не то, не только, не над нами.

6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется.

а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты , недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить — пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить — перелить, недодать- передать.

2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.

3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством.

3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку

4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.

5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.

6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени.

6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.

7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.

7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.

Частица НЕ используетсяЧастица НИ используется
1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

Мы не могли не заметить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

Во рту ни росинки.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

Ни звука! Ни дня без строчки!

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Ну чем не герой!

4) для выражения неопределённости:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

Разве не правда, что мы поумнели?

С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой)

5) в придаточных предложениях с обобщённо-усилительным значением (с союзными словами: кто бы ни.. , что бы ни .. , где бы ни .. и т.д.).

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:

НЕ выражает отрицание:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

Не бывает войн, где солдаты не погибают.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.

2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:

Не выражает отрицание:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.Ни выражает усиление отрицания:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.

3. В местоименных оборотах. Сравните:

Выделительные обороты с НЕ содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной, а .. )

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древняя пещера.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.


источники:

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-teme-chastici-1017274.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=302