Задание на правописание чк чн щн

Упражнения для отработки написания сочетаний чк, чн, нч, рщ, чт, щн, нщ
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Данный материал может быть использован для отработки правописания слов с сочетаниями чк, чн, нч, рщ, чт в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
upr._dlya_otrabotki_sochet._chk-chn.docx14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочетание ЧК ЧН, НЧ, РЩ, ЧТ, ЩН, НЩ

Буквосочетания чк, чн, нч, рщ, чт, щн, нщ пишутся без мягкого знака

1. Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НЧ.

Вну_а, то_а, но_ой, то_ый, було_а, лиси_а, сро_ный, моло_ый, стро_ой, ту_а, пугови_а, песо_ый.

2. Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧН.

Больница, молоко, яйцо, удача, синица, звук, лисица, ежевика, горчица, аптека, стрела, ночь, дочь, строка, стакан, роза, пряник, сестра, лимон, замок.

3. Вставить на месте пропусков слова, в которых есть сочетания чк, чн.

По веткам прыгает __________________. Хитрая ___________заметает следы своим пушистым хвостом. Зимой ____________можно подкормить салом. Вот и _____________конец, а кто слушал – молодец! Волк — ______________зверь. На деревьях весной появляются ___________. ____________детям не игрушка!

  1. Слова для комментированного письма.

Сочный, синичка, удочка, мачта, сборщик, черничка, аптечный, ласточка, печной, игрушечный, хищник, праздничный, земляничный, лавочка, сочный, внучка, лодочный, вазочка, булочная, привычка, пограничник, почта, очки, ночник, сказочка, дудочка, аптечный, шнурочки, кочка, гречка, артистичный, салфеточка, тачка, солнечный, посылочка, сковородочка, удачный, овощной, столичный, крошечка, электричка, сердечный, привычка, сливочный, мощный, колючка, сарафанчик, строчной, почтальон, игрушечный, записочка, загадочный, кличка, печка, носочки, брошечка, уточка, бутылочка, месячник, отличный, чудовищный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложенный материал используется мною на уроках письма и русского языка в первом классе для отработки списывания с печатного текста. Я разделила материал тренировочных упражнений н.

Урок русского языка в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» с использованием устройства mimio. Тема урока «Отработка написания изученных букв» (уроки 78-79).

Данная подборка упражнений для отработки правил орфографии адресована педагогам, работающим в 4 классах. Материал может быть использован в качестве заданий для орфографической разминки или индивидуаль.

Урок русского языка 1 класс «Отработка написания изученных букв».

Конспект урока по письму 1 класс. Тема «Отработка написания элементов букв. Правописание имён собственных» УМК «Перспектива&quot.

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадания на проверку знаний по написанию сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами; развитие каллиграфического навыка при написании гласных букв; развитие фонематического слуха.Планируемые результат.

Самостоятельная работа по теме «Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, ЧТ»

1. Вставьте, где надо, мягкий знак.

Доч…ка, пыл…ный, ласточ…ка, веч…ный, л…дина, греч…ка, печал…ный, ангел…ский, помощ…ник, платоч…ки, ден…ки, хищ…ный, пал…цы, белоч…ка, сливоч…ный, оч…ки, чудовищ…ный, стул…чик, дач…ный, мощ…ност…

2. Подчеркни слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЩН, ЧТ, НЧ.

Крошечный, маленький, реченька, хищник, лисичка, помощник, пончик, мощный, молочный, беленький, мечта, удачный, полочка, зайчик, почта.

3. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ.

4. Подбери к данным словам однокоренные, отвечающие на вопрос какой?

Выдели буквосочетания, которые использовал

Яблоко — __________________________ пирог.

Пшеница — _________________________ хлеб.

Огурец — ___________________________ сок.

Овощи — ___________________________ салат.

Хищник — _________________________ зверь.

Молоко — __________________________ коктейль.

5. Дополни правило:

Буквосочетания ____, ____, ____,____,____,- это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без ____________________________.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Тест по сказкам Астрид Линдгрен

Рабочая программа по математике 3 класс

Урок «Дециметр» (1 класс)

Самостоятельная работа «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села»

Сценарий классного новогоднего огонька «Ёлка в школе» (4 класс)

Тест по произведению Е.Чарушина «Страшный рассказ»

Тест по произведению М.Пришвина «Ребята и утята»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5224711 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ-

Основные цели:

  • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
  • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
  2. Слайд 1. Одуванчик.
  3. Слайд 2. Хищники.
  4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
  5. Слайд 4. Каменщик.
  6. Слайд 5. Сварщик.
  7. Слайд 6. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
  8. Карточка. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
  9. Слайд 7 со словами:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

  1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Часы чашка туча чулки

– Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч.)
– Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
– Подчеркните эти сочетания в словах.

3. Выявление места и причины затруднения

Орфографическая зарядка (с.13 №5)

№5. Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.

– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

Самостоятельная работа детей. Проверка

(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.)

– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк-.)

– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк-, -чн-.)

– А как они пишутся? (Ответы детей.)

– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк-, -чн-. А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь, а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные) щн Слайд 2

3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение) чт Слайд 3

4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.

– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь? А почему пишутся без ь, сейчас докажем.

– Произнесите шипящие звуки в этих словах.

– Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий.)

– Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий.)

– Как написаны сочетания -чк-, -чн- в словах на доске?

– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -чт-, -рщ-, -чн-, -щн- пишутся без мягкого знака.)

– Прочитаем правило в учебнике.

– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь)

– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.

Физкультминутка

Упражнения на внимание

“Винт”, “Мяч и насос”

5. Реализация построенного проекта

1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк-, -чн-. Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку.)

– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку.)

– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку.)

– Подчеркните сочетания -чк-, -чн-. Как они пишутся? (Пишутся без ь.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра:
Кто больше запомнит слов.

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд 3 (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.

– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

– У кого возникли трудности? С чем это связано?

У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

8. Включение в систему знаний и повторение

– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!

– Какие слова встретились с сочетаниями -чн-? Запомните их произношение и правописание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь.)

– Удалось вам достичь поставленной цели?

– Вы довольны своей работой на уроке?

– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк-, -чн-, чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

10. Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.


источники:

http://infourok.ru/samostoyatelnaya-rabota-po-teme-pravopisanie-bukvosochetanij-chk-chn-nch-shn-cht-4947388.html

http://urok.1sept.ru/articles/605585