Задание на правописание чу щу

Проверочные задания по теме «Ча-ща, чу-щу, жи-ши»
тест по русскому языку (1 класс) на тему

Это задания на проверку правил написания сочетаний «ча-ща,чу-щу,жи-ши»

Скачать:

ВложениеРазмер
zadanie_po_russkomu_yazyku_na_cha-shcha_chu-shchu_zhi-shi.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

1. Вставьте пропущенные буквы.

Маш _на, задач_ , ч__гун, ш_ шки, еж_ к, овч _ рка, перч_ тки, снеж_ нка, уж_ н, щ_ ка, верш_ на, чиж_ к, ч_ совщик, ч_до.

2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кип пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

3. Напишите ниже по шесть слов с сочетаниями.

«Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

1. Вставьте пропущенные буквы.

Туч_ , пруж_ на, щ__ ка, ж__знь, ч_йник, уж_н, кувш_ н, ч_ ткий, щ_вель, дач_, беж_т, щебеч_т, ч_чело, ж_ раф, нач_ло.

2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Дети пошли в рощ_. Они зашли в глухую чащ_ . Шура стал крич_ть. Ребята услышали шум маш_ н. Они пошли на шум и вышли из ч_щи на дорогу.

3. Напиши по шесть слов с сочетаниями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные задания по музыке

Эти задания помогут учащимся начальной школы усвоить свои знания по музыке.

Проверочные задания по теме ДРОБИ, 4 класс

Данные задания помогают учителю проверить усвоение учащимися темы «Дроби и действия с ними».

Проверочные задания для будущих первоклассников

Проверочные задания для будущих первоклассников.

Всё для 1 класса . ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ, МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР

В помощь учителю. Математические задания для 1 класса.

Проверочные задания по русскому языку-2 класс

Дидактический материал по русскому языку для проверки знаний учащихся 2 класса.

Проверочное задание для 4 класса, русский язык к теме Склонение существительных «

Класс: 4к теме: Склонения существительныхКомплексное задание состоит из 3- х заданий.За каждое задание ученик получает определенное количество баллов.

Проверочные задания для учащихся 3 класса по английскому языку.

Проверочные задания для учащихся 3 класса по английскому языку (множественное число существительных, степени сравнения прилагательных, порядковые числительные).

Комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование у младших школьников навыка правописания орфограмм жи-ши, чу-щу, ча-ща. С методическими рекомендациями. (2 класс)

КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ ОРФОГРАММ СИЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ, В ЧАСТНОСТИ ОРФОГРАММ ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

Данную работу рекомендуется проводить в три этапа.

Цель каждого этапа: способствовать формированию каждого умения, необходимого для формирования орфографического навыка. Это умения обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость); устанавливать тип орфограммы; применять правило; осуществлять орфографический самоконтроль.

Этап 1. Включение на уроках русского языка заданий, способствующих формированию орфографической зоркости и умения определять тип орфограммы. Мы объединили эти умения, т.к. одно без другого невозможно

Этап 2. Использование заданий и упражнений, способствующих формированию умения применять орфографические правила.

Этап 3. Включение заданий и упражнений, направленных на формирование самоконтроля.

Последовательность использования отобранных нами видов заданий и упражнений осуществлялась с учетом структуры орфографического действия.

Задание 1. Запиши текст под диктовку. Найди орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу и подчеркни их.

Цель: способствовать развитию умений находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать. Развитие фонематического слуха.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Учащимся предложен текст из 26 слов, в 10 из которых присутствуют сочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща. При выполнении данного задания учащиеся под диктовку записывают текст. Проверяют его, а затем находят в тексте слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу и подчеркивают их, выделяя опознавательный признак орфограмм — согласные ж, ш, ч, щ двумя чертами, а орфограммы – гласные и, а, у одной чертой. В тексте представлены не только орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу, но и орфограмма – правописание прописной или строчной буквы в начале слова.

Задание позволиляет проверить умение учащихся писать под диктовку предложения, включающие, прежде всего, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу , а также слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением ( небольшие, озёра ); написание большой буквы в именах и фамилиях людей. Предложенный диктант направлен на формирование фонематического слуха, орфографической зоркости и умение определять тип орфограмм. Проверку диктанта можно проводить во время урока, применив работу в парах – учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа.

Задание 2. Прочитай предложения. Выпиши только слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Цель: способствовать формированию умения видеть орфограммы и определять их тип.

На карточках для каждого учащегося написаны следующие предложения:

1) Я учусь во втором классе. 2) Чижи живут в лесу. 3) Ребята ищут шишки. 4) На клумбе росли душистые цветы. 5) Никогда не бери чужие вещи. 6) Бабушка угощает нас пирогом. 7) У жирафа длинная шея. 8) В чулане завелись мыши. 9) Над морем кружит чайка. 10) Я никогда не плачу.

Задача учащихся заключается в том, что они должны были прочитать предложения, найти слова только с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу и записать их в тетрадь. Для этого они должны были вспомнить опознавательный признак данных орфограмм, с помощью зрительного восприятия найти их в тексте, вспомнить правила и безошибочно написать нужные слова. Таким образом, активизировалась рукодвигательная память. С целью проверки выполнения задания, проводится опрос – сколько слов с орфограммами нашли учащиеся.

Задание такого вида помогает в формировании орфографической зоркости и умения определять тип орфограммы.

Задание 3. Прочитай текст. Выпиши только слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель: способствовать формированию умения определять тип орфограммы, находить слова с орфограммами в тексте

Мы предложили учащимся следующий текст:

«Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолеты.»

Ученики, прочитав текст про себя, комментируют слова с орфограммами. Выделяя только слова с нужными орфограммами, записывают их в тетрадь.

Задание 4. Вставь в данные слова нужные сочетания и запиши их в три столбика.

Цель: способствовать формированию умения определять тип орфограммы, классифицировать слова с орфограммами каждого типа. А так же умение применять орфографическое правило.

На карточках написаны слова с пропусками:

Пру__на, с __стье вер__на, ч__чело, о__бка, ищ_, ма__на, пу__нка, сне__нка, дру__на , щ_ка, ч_йка, ч_лан, щ_вель, ч_лок, ч_стушка, пло__дь, щ_пальца.

З адача учеников — вставить пропущенные буквы и сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, а затем написать их, при этом разделив на три столбика. Такого рода задание помогает активизировать умение анализировать, сравнивать и систематизировать материал, выделяя общие признаки. С целью проверки и дальнейшего обсуждения допущенных ошибок трое учащихся записывают на доске слова, которые они записали у себя в тетради по столбикам. Таким образом, учащиеся проверяют себя и исправляют допущенные ошибки, как у доски, так и на местах.

Задание 5. «Корректор». Найди и справь ошибки.

Цель: способствовать формированию орфографической зоркости, развитие зрительной памяти.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

В данном задании допущено 14 ошибок. Используется задание для тренировки зрительной памяти – учащиеся при изучении темы выполняют достаточное количество упражнений и уже знакомы со многими примерами слов, в которых есть сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Соответственно слова с ошибками на правило правописания данных сочетаний школьники находят легко, за счет эталонов правильного написания, которые уже есть в памяти. Задание реализуется с помощью карточек и выполняется самостоятельно.

Второй этап направлен на формирование умения применять орфографические правила.

Задание 1. Словарный диктант. Запиши слова под диктовку, подчеркни орфограммы.

Цель: способствовать формированию умения слышать слова с орфограммой и умение применять правила правописания.

Пружина, ошибка, чугун, житель, шишки, жизнь, чайник, шило, стучу, площадка, ищу, мочалка, щука, свеча, щуренок, часть, чудо.

Перед непосредственно выполнением задания учащиеся повторяют правила правописания вслух. Они самостоятельно работают в тетрадях – записывают под диктовку слова. При этом проговаривая правила правописания орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу. Такое задание помогает активизировать память и слуховую, рукодвигательную и зрительную.

Задание 2. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы. Объясни, почему ты вставил именно эту букву. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.

Цель: способствовать формированию умения применять правила на письме, умения объяснить выбор написания той или иной буквы.

Мы приехали на дач_. Дач_ была у леса. Весь день звуч_ло пение птиц. Слава Щ_кин пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

Учащимся предлагается задание на умение применить правило. Объяснение варианта написания вслух способствует более глубокому запоминанию правила правописания орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу. При выполнении задания часто наблюдается стремление учащихся подчеркнуть опознавательный признак орфограммы, что говорит о том, что у них еще недостаточно сформирован орфографический навык, чтоб опускать данное действие или по-другому они не могут «сворачивать» алгоритм действий. Но, как правило, это демонстрирует хорошую тенденцию к формированию умения видеть орфограмму.

Задание 3. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Цель: способствовать формированию умения применять правила на письме.

Лыж_, маш_на, кувш_н, уж_н, туч_, площ_дка, задач_, ч_щ_, ч.жой.

Учащиеся работают самостоятельно, применяя правила на письме. Задание проверяет учитель, с целью планирования дальнейшей работы по применению видов заданий и упражнений, направленных на формирование навыка правописания орфограмм сильных позиций, а так же мониторинга уровня сформированности умения применять правило на письме.

Задание 4. Выборочный диктант. Записать только слова с буквосочетаниями жи-ши.

Цель: способствовать формированию умения применять орфографическое правило.

1) У реки растут камыши. 2) После дождя во дворе лужи. 3) Цветут ландыши. 4) Поют чижи. 5) Улетели стрижи. 6) Ерши живут в реке, моржи — в море, ежи — в лесу. 7) Лыжи натерли жиром. 8) У Лены карандаши. 9) Мой чище уши. 10) Хороши душистые розы. 11) У розы шипы. 12) Пиши без ошибок. 13) Пиши, да не спеши. 14) Кружились снежинки.

Учащиеся слушают предложения, сначала учитель читает все, затем после прочтения каждого предложения, учащиеся записывают в тетрадь только слова с буквосочетаниями жи-ши. После того, как школьники закончили выполнение задания, проверили себя, одному из учащихся можно предложить зачитать все слова с буквосочетаниями жи-ши, которые он записал. Остальные ученики проверяют свои записи и дополняют то, что пропустили. Данное задание хорошо влияет на развитие фонематического слуха и формированию умения применять орфографическое правило.

Задание 5. Выборочный диктант. Записать только слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу.

Цель: способствовать формированию умения применять орфографическое правило.

1) Частый дождик во дворе. 2) Юра Чайкин решил задачу. 3) Вороны громко кричали. 4) Над водой кружились чайки. 5) Рыбаки поймали леща и щуку. 6) Птицы ищут пищу. 7) У галки галчата. 8) У волка волчата. 9) Чашка и чайник — посуда. 10) Дети пришли в рощу. 11) Сороки трещат. 12) Коровы мычат. 13) Мыши пищат. 14) Дятлы стучат. 15) На лугу рос щавель. 16) Чайки и щурки — птицы.

Третий этап – формирование умения производить орфографический самоконтроль.

Задание 1. Творческий диктант. Составь текст, используя ключевые слова.

Цель: способствовать формированию умения осуществлять самоконтроль, развитие письменной речи учащихся.

Бежит, роща, шиповник, чай.

Данное задание вызывает трудности, т.к. словарный запас второклассников еще не большой, а так же низкий уровень развития воображения некоторых учащихся класса так же часто не позволяет выполнить задание всеми учениками.

Задание 2. Допиши слева или справа сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чтобы получились слова.

Цель: способствовать формированию умения осуществлять самоконтроль, расширение словарного запаса.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

Данное задание направлено на формирование умения осуществлять орфографический самоконтроль, так как оно носит творческий характер и при его выполнении учащиеся чаще задумываются над словом, которое они должны были составить, а не над орфограммой или правилом правописания данных слов.

Задание 3. Запиши слова, изменяя их число.

Цель: способствовать формированию умения осуществлять самоконтроль.

Малыш, стриж, этаж, ерш, морж, ландыш;, груша, карандаш, еж, уж, камыш, ухо, лужа, нож.

Данное задание направлено на формирование умения осуществлять самоконтроль, т.к. учащиеся при выполнении данного задания большее внимание уделяют изменению слов по числам, чем правописанию орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задание 4. Прочитай пословицы. Подумай и запиши, каких слов в них не хватает.

Цель: способствовать формированию умения осуществлять орфографический самоконтроль, письменной речи учащихся.

1) Хочешь есть калачи — не ___ на печи. 2) ____ ухо востро. 3) Душу и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде ______. 6) Свой _____ в чужой дом не носи. 7) ______ грехи перед очами, а свои за _____. 8) Горьким _____, а сладким портят.

Данное задание не только способствует формированию орфографического самоконтроля, оно так же активизирует словарный запас учащихся, память и логическое мышление.

Задание 5. Письмо по памяти.

Цель: способствовать формированию умения производить орфографический самоконтроль.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Учащимся было дано задание: прочитай четверостишие, состоящее из 14 слов. Подумай, какие орфограммы здесь присутствуют. Прочитай еще раз вслух, постарайся запомнить. Запиши по памяти.

Задание способствует развитию памяти, а так же направлено на запоминание зрительных образов орфограмм – образцов правильного написания слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу. Причем при выполнении задания, учащиеся наибольшее внимание уделяют именно запоминанию и самому тексту, а не словам с орфограммой.

Дидактический материал по русскому языку 1-4 класс «Карточки для отработки навыка написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ»

Данный материал поможет учителю подобрать задания для отработки навыков написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку 1-4 класс «Карточки для отработки навыка написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ»»

Найди и исправь ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

Записать, вставив буквы А или У.

Ч…й, ч…йник, ч…шка, ч…ща, рощ…, щ…вель, выруч…й, гуща, ч…сто, ч…с, ч…сы, ч…совой, ч…йка, туч…, ч…гун, хоч…, ч…сть, ч…б, ч…до, учу, щ…ка.

Записать и подчеркнуть сочетания букв ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ.

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога.

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ча, ща, щу.

Чижи.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев.

________________________________________________________________________
Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

Обыкновенная роща.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники!

Вставь пропущенные буквы. Спиши.

Начало зимы.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

На маш…не ш…шки, тащ… щ…ку, сш…ли ж…лет, круж…лись снеж…нки, кач…лись камыш…, у щ…ки щ…рёнок, наш… маш…ны, крич…т ч…йки и стриж…, Рыж…к сторож…т, выращ… щ…вель.

Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.
У шиповника красивые цветы.

Чудная картина, как ты мне родна.

Дедушке сшили новый жилет.

У машины резиновые шины.

У нас живёт собака Рыжик.

Вечером мы пили чай с шиповником.

В воздухе кружились пушистые снежинки.

Мыши живут в норке.

Исправь ошибки Незнайки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан. Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище!

2. Спиши. Выучи стихотворные правила.

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у.

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

3.Вставь пропущенные буквы. Прочитай полученные рифмовки. Спиши.

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

1.Исправь ошибки Незнайки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан. Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище!

2. Спиши. Выучи стихотворные правила.

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у.

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

3.Вставь пропущенные буквы. Прочитай полученные рифмовки. Спиши.

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

Допиши слово или отгадку. Условие — в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ .

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ .

По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.

Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _ )

Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _ )

Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _ )

Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _ )

Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.
Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .

Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Ароматный чай — д_____________ чай,

просторные улицы — ш_____________ улицы,

толстый кот — ж____________ кот,

мохнатые ели — п_____________ ели?

огромные лужи -б ___________ лужи,

красивые цветы — ч___________цветы,

прекрасный малыш — заме____ый малыш,

Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

постная (пища) — ж__________,

Припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

Напиши слова во множественном числе.

Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Коровы — м________, птецы — п__________, змея ш__________, сычи — кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы — ст________, кони мч_т.

Спиши, вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Шиповник.
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.
Роща.
За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
Щука.
__вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__.__ка — рыба хитрая.
Дятлы.
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.

Спиши, подчеркни орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

В живом уголке жили ежи и ужи.

У Маши и Миши в чулане жили мыши.

У Ильича удача, есть машина и дача.

У грача грачата пищат.

У врача свеча горяча.

Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных.О каких животных идет речь?Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.

Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.

_______________ — ж_вут в холодных морях.

________________ — самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных.

Записать и прочитать слова. Подчеркнуть гласные после шипящих ж, ш, ч, щ.

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

Записать. Подчеркнуть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

А инженеру — лучше,

Я бы строить дом пошёл —

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком — торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Списать, вставив пропущенные буквы. Подчеркнуть в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на р..ке тиш..на. Мы плывём на ло..ке по ш..рокой протоке. По в..де плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. К слову вода подобрать однокоренные слова.

Мой папа любит рыбалку. Он ч..сто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на маш..не на озеро. Папа поймал большого лещ.. и щ..ку. Он положил их в садок.

1.В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

В нашей школе ж..вут еж. мыш.. и заяц. Ребята ухаж..вают за ж..вотными. После уроков мы б..жим в ж..вой уголок и угощ..ем своих друзей чем-нибудь вкусным.

Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

1. Чуж..ми руками жар не загребай! 2. Ш..ла в мешке не утаишь. 3. Не спеш.. языком- торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово наруш..ть. 5. Как щ..ка ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Списать, вставив пропущенные буквы. Подчеркнуть в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на р..ке тиш..на. Мы плывём на ло..ке по ш..рокой протоке. По в..де плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. К слову вода подобрать однокоренные слова.

Мой папа любит рыбалку. Он ч..сто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на маш..не на озеро. Папа поймал большого лещ.. и щ..ку. Он положил их в садок.

1.В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

В нашей школе ж..вут еж. мыш.. и заяц. Ребята ухаж..вают за ж..вотными. После уроков мы б..жим в ж..вой уголок и угощ..ем своих друзей чем-нибудь вкусным.

Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

1. Чуж..ми руками жар не загребай! 2. Ш..ла в мешке не утаишь. 3. Не спеш.. языком- торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово наруш..ть. 5. Как щ..ка ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.


источники:

http://infourok.ru/kompleks-zadaniy-i-uprazhneniy-napravlennih-na-formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-navika-pravopisaniya-orfogramm-zhishi-chuschu—3204400.html

http://multiurok.ru/files/didaktichieskii-matierial-po-russkomu-iazyku-1-4-k.html