Задание на правописание гар гор

Буквы о и а в корне с чередованием.–гор-, -гар-
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок изучения нового материала по теме » Буквы о и а в корне с чередованием -гор, -гар.

Скачать:

ВложениеРазмер
bukvy_o_i_a_v_korne_s_cheredovaniem.-gor-_-gar-.docx275 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема: : Буквы о и а в корне с чередованием.–гор-, -гар-

Тип урока: Урок изучения нового материала

Учитель: Петрова Надежда Михайловна

Тема: Буквы о и а в корне с чередованием.–гор-, -гар-.

Цель: ознакомление учащихся с написанием корней с чередованием –гор и –гар-.

1. Воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

2. Воспитывать интерес к русскому языку.

1.Способствовать развитию памяти, логического мышления.

2. Развивать способность осуществлять выбор из нескольких возможных вариантов.

1. Познакомить с правилом выборе букв а-о в корне –гор- , -гор-.

2.Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями.

3.Повторить и систематизировать ранее изученный материал ( правописание корней с чередованием).

I. Организационный момент.

Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошёл вам, и тогда
Будем грамотны всегда.

Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Сегодня на уроке мы будем:

-Откройте тетради, отступите от предыдущей работы две строчки, запишите сегодняшнее число, классная работа , а для темы пока оставим место.

Учитель: — Вчера, когда я готовилась к уроку, в класс заглянули два любопытных пятиклассника. Заглянули, посмотрели на доску, постояли некоторое время в дверях и со словами: “Я ничего не понял!” — “И я тоже!”- побежали дальше. Ученики пятого класса не поняли, а поймут ли ученики шестого класса то, что было изображено на слайде? (Слайд 1) (Это корни с чередованием).

— Назовите известные вам корни (Раст (ращ)-рос, лаг-лож, кос-кас, )

Значит урок связан с корнями.

— Но, как видите, корней намного больше .

2. Актуализация имеющихся знаний.

Я ПРЕДЛАГАЮ ВСПОМНИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ уже известных вам корней с чередованием.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах и выделите корни, объясните условия выбора букв о-а. ( самостоятельно).

Кот любил выр…щивать комнатные р…стения. Однажды он подошёл и прик…снулся к одному из них. Смотрит, а лапа мокрая. Вытер лапу, пол…жил и подумал: « Надо же, сколько загадок у природы! Цветок-то плакучий! Наверно, к дождю».

— Ребята мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то , что написание гласных может зависеть:

а) от наличия суффикса А после корня

б) от конечной согласной корня.

3 .. Изучение нового материала . ( работа в группах)

А теперь я предлагаю, поиграть в игру « Угадай-ка». Я называю вам лексическое значение слова, а вам надо узнать это слово.

  • Газ, образующийся при сгорании. (Угарный.)
  • Образуется от пребывания на солнце. (Загар.)
  • Сбежавшее” из кастрюли молоко. (Подгоревшее )
  • Пирог только что из печки. (Горячий.)

-Выделите у этих глаголов корни

-Что общего у этих корней? ( одинаковые корни)

— В чём разница? ( гласные в корне разные)

-Как называется такая разница? ( чередование)

-Кто из вас догадался, какова будет тема нашего урока?

— Запишем тему урока.

Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? Что должны знать? Что должны уметь?

-Как, из каких источников, мы можем узнать, как пишутся корни –гор-и-гар-.

— А можем правило вывести сами.

— Какой путь выбираете?

-я вам тоже хотела предложить некий эксперимент, представьте себе, что вы исследователи, вам надо узнать и доказать, когда в корне гор и гар пишется а, а когда о. поработать в группах.

Учитель: На слайде слова. Ваша задача:

а) установить, от чего зависит написание гласной в корне гор–гар ;
б) сформулировать правило;

Группы представляют свои правила 1 группа объясняет, когда будем писать о в корне гор –гар, 2 группа- а, в этих же корнях.

Предлагаю проверить наши предположения, обратившись к научному источнику (к книге- читать правило)( коррекция знаний, полученных в работе в группах)

Попробуем применять новые знания на практике.

Спишите слова, вставляя нужную букву, выделите корень и поставьте ударение.

Выг..реть, сг..реть, г..реть, заг..рать, уг..реть, разг..раться, перег..реть, уг..р, подг..рать, дог..реть, заг..р, сг..рать.

— В классе на стенах буквы О, А,. Я называю слово, вы определяете корень и идёте в сторону этих букв.

Загорать, касаться , загорелые, догорела; прикосновение ,выгореть , соприкасаться, коснуться, горелый, пригорел; прикасаться, прикоснуться перегореть.

2) Дифференцированные задания.

А)Задание: распределить слова с корнями –гор-, -гар-. В левый столбик записать слова с корнем –гор-, в правый с корнем –гар-

Заг…релый малыш, беречься от заг…ра, заг…рать на пляже, г…рение газа, снять наг…р, разг…реться в печи, быстро сг…реть, дрова сг…рели, уг…р от печи.

Б) . Игра «Соколиный глаз»

Исправьте ошибки. Петя Двойкин не выучил правила о правописании корней с чередующимися гласными. Посмотрите, что он написал. Помогите Пете исправить ошибки.

— выпишите эти слова и напишите их правильно и объясните графически.

1. Много песен слажил русский народ о великой реке Волге.

2. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

3. Наша дружба расла и крепла.

4. В траве гарят светлячки.

5. Догарает вечерняя зорька

В) Работа с текстом.

Перед вами ряд предложений. Вы внимательно, выразительно их прочитайте и докажите, что это текст. Озаглавьте. Спишите, вставьте пропущенные буквы, найти слова с корнями –гор-, -гар- и выделить графически.

На огромной высоте заг…релось розовым светом одинокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце дог…рало на западе. (В)воздухе ст…ял зап…х г…ри и сухой гвоздики. День уг…сал. (К.Паустовский)

Будьте внимательны, когда будем проверят ваши задания, т.к. все знания вам понадобятся в итоговом тесте на уроке и при выполнении домашней работы.

2 Отгадай слово и разбери по составу

От глагола приехать взять приставку.

От существительного горение — корень.

От глагола лететь взять суффикс.

От глагола увидеть -окончание.

— Какое слово у вас получилось? пригореть

Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:

Упражнения по русскому языку «Гар-гор»

Выпишите в один столбик слова и словосочетания с -гар-, а в другую — с -гор-. Расставьте ударения.

Г..рючее вещество, уг..рный газ, обг..релый пень, г..рячий пирог, г..ревая дорожка, дог..ревший костер, заг..релый спортсмен, бронзовый заг..р, ог..рок свечи, пахнет г..рью, г..рячее время, заг..рать на берегу, выг..реть на солнце, г..рячка, не г..рячись, газовая г..релка, уг..р, подг..ревшее молоко, разг..рающийся день, перег..ревший провод.

Отметьте слова с корнем -гор-, употребленные в переносном значении .

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Безбородова Алёна АндреевнаНаписать 2795 05.11.2020

Номер материала: ДБ-1461871

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.11.2020 0
    05.11.2020 0
    05.11.2020 0
    05.11.2020 0
    05.11.2020 0
    05.11.2020 0
    05.11.2020 0
    05.11.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка по теме «Правописание корней -гор, -гар» (5-й класс)

Класс: 5

Дифференцированный подход – форма проявления личностно-ориентированного обучения. Сущность его состоит в признании самобытности и уникальности каждого ученика. Дифференцированное обучение позволяет удовлетворить образовательную потребность учащихся.

При обучении следует помнить о коммуникативной направленности курса родного языка, стремиться использовать такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие ученика в уроке, повышают индивидуальную ответственность школьника за результаты обучения, способствуют созданию атмосферы сотрудничества, развитию не только самоконтроля и самооценки, но и взаимоконтроля и взаимооценки.

В процессе обучения, в зависимости от содержания учебного материала и методов его изучения, должны учитываться индивидуальные психологические особенности школьников (внимание, память, темперамент и другие). Также необходимо учитывать и уровень знаний учащегося, склад ума, пробелы в знаниях, индивидуальные ошибки.

Таким образом, развивать личность в целом, работать над развитием мышления, памяти, речи, самостоятельности, умения слушать представляется возможным при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении. Только учитывая реальные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

Дифференцированное обучение можно рассматривать как стартовую модель в организации элективных курсов в старших классах для перехода на профильное обучение.

Тема: Правописание корней гор–гар.

Тип урока: урок изучения нового материала в 5 классе.

Цели:

  • познакомиться с лексическим значением корней гор–гар;
  • познакомиться с орфографическим правилом правописания гласных о–а в этих корнях;
  • сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
  • воспитать любовь к русскому языку, интерес к учению;
  • использовать дифференцированный подход в обучении.

Оборудование: Толковый словарь, таблица чередований корней, карточки с индивидуальным заданием, карточки для самостоятельной работы.

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос

– Что мы изучали на предыдущих уроках?
– Какие корни с чередованием вы уже знаете?
– От чего зависит написание гласной в этих корнях?
– Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

Написание а в корнях с чередованием о–а зависит от наличиязакорневого суффикса -а-

ЛАГ–ЛОЖ
КАС–КОС: О/А (а)сочетания согласных ст/щ
в корне слова
РАСТ (РАЩ)–РОС:
О/А (…ст (щ)ударения

ГОР–ГА’Р: О/А (а’)
ЗАР–ЗОР: А/О (о’)

III. Практическое задание на развитие логического мышления

1) На доске заранее написаны слова с пропуском гласной.

Выр…щивать, прил…гательное, к…снуться, р…стение, пол…жение, к…саемое, выр…сли.

Задание: устно укажите признаки, на основании которых данные слова можно разделить на группы. (По частям речи: существительные и глаголы; по морфемному составу: с приставками и без них; по видам орфограмм: по изученным корням с чередованием; по пропущенной гласной о–а в корнях).

По рядам записать по группам на основании первых 3-х признаков:

  • 3 ряд (слабые уч-ся) – по частям речи
  • 2 ряд (средние уч-ся) – по морфемному составу
  • 1 ряд (сильные уч-ся) – по видам орфограмм.

Проверка устная, по рядам (быстро назвать только слова).
В это время, кто-либо из отвечавших уже 1-2 раза устно, на доске вставляет пропущенные буквы и обозначает орфограммы.
Класс проверяет, задаёт вопросы о правописании изученных корней.
Три человека всё это время работают на местах по карточкам.

Карточка 1.

Вставить пропущенные буквы, Выделить орфограммы.

Р…стов, з…рница, изл…жение, выр…щенный, к…саться, изл…гать, выр…с, прик…снуться, р…сточек.

IV. Новый материал

1) Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть:

а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.

– Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о.
Наша цель:

а) установить, от чего зависит написание гласной в корне гор–гар;
б) сформулировать правило;
в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова.

2) Итак, обратимся к корням гор–гар.

– Перед вами на доске слова гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный.
– Выделите корень. Однокоренные ли это слова? (Нет)
– Почему? (Они имеют разные лексические значения, хотя их корни звучат и пишутся одинаково)
– Разведите эти слова по их родовым гнёздам (самостоятельно в тетради).

Гора, гористый, горный – значение «возвышаться».
Гореть, загар, угарный – значение «пылать».

– Сегодня мы будем работать со словами, корень которых имеет значение «пылать».
– Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске.
– Запишем в тетрадь:

– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар? (От ударения).
– Сформулируйте правило.
– Обратите внимание! В этих корнях написание зависит от ударения, но не проверяется им!

Учитель открывает 3 графу таблицы.

– Как правильно выделить орфограмму? (Учитель – на доске, дети в тетради: гореть – угар.)

– Для того чтобы лучше запомнить правило, составим алгоритм. (Учитель – на доске, дети – в тетрадях.)

Можно это правило представить в виде следующего рисунка (кому-то легче будет запомнить так).

Итог этого этапа: орфограммой является только безударная гласная.

Мы под удареньем пишем
Без сомнения то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.

V. Закрепление

1) Ребята, сейчас вы самостоятельно сделаете следующее задание (у каждого на парте текст).
Перед вами ряд предложений. Вы внимательно, выразительно их прочитайте и докажете, что это текст. Озаглавьте. (Отвечает один ученик).

(На)огромной выс. те заг…релось розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце дог…рало (на)западе. (В)воздухе ст…ял зап…х г…ри и сухой гв…здики. День уг…сал.

2) Кто автор этого текста?

– Совершенно верно, К. Паустовский. Мы хорошо знаем этого писателя по урокам литературы.

3) Какова основная тема его произведений?

– Да, он, действительно, певец русской природы.

4) Далее работать с текстом будете по рядам.

  • Первый ряд: вставить пропущенные буквы и слова, подходящие по смыслу, с корнями гор – гар.

(На) огромной выс…те розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце (на) западе. (В)воздухе ст…ял зап…х и сухой гв…здики. День уг…сал.

  • Второй ряд: вставить пропущенные буквы.
  • Третий ряд: найти слова на изученную сегодня орфограмму и выделить её графически.

5) Затем один ученик объясняет все орфограммы, а учащиеся 3-го ряда проверяют друг у друга.
После объяснения класс задаёт вопрос отвечающему ученику по теме «Чередование гласных в корне».

6) Пока класс работает в тетрадях, ученик у доски выписывает из этого текста предложение с однородными членами, делает его синтаксический разбор, чертит схему, делает морфологический разбор слова, находит слово, в котором не совпадает количество звуков и букв.

7) Работа с текстом упр.504 (УМК под редакцией В.В. Бабайцевой. Русский язык. Практика. 5 класс.)

– Выразительно прочитайте текст. Укажите, какими средствами связаны предложения в тексте. Выполните задания из упражнения.
В тетради записать слова в 2 столбика:

чередующиеся гласные безударные гласные

горячих большая (больше)
горели помощник (помощь)
загорелась полосу (полосы, полосонька)
железа (слов.слово)
раскалённого (накал)

– Проверяем с места, подбираем проверочные слова.
– Как проверяем безударные (не чередующиеся) гласные?
– Можно ли проверить ударением безударную чередующуюся гласную?
– Чем регулируется их написание?
– Совершенно верно, только правилом.

8) Игра «Третий лишний».

Записать в строчку слова, найти и подчеркнуть «лишнее» слово.

  • Гараж, загорелый, угар.
  • Пригорает, горный, нагорит.
  • Подросли, растение, разгорается.
  • Коснуться, касаться, выгоревший.

Проверка: при чтении называть гласную в корне, объяснять и указывать «лишнее» слово.

VI. Подведение итога урока

1). Какова тема сегодняшнего урока?
2). От чего зависит написание о–а в корнях гор–гар? Расскажите правило.
3). Можно ли проверить чередующуюся гласную ударением?

VII. Домашнее задание

1) 1-й ряд: подготовить рассказ о том, что нового вы узнали сегодня на уроке, и привести свои примеры.
2-й ряд: составить вопросы к параграфу № 51 для проверки правила.
3-й ряд: выучить параграф № 51.

2) Придумать 4 – 5 предложений на тему «Мечты о лете» с использованием слов на изученную орфограмму.

3) Повторить параграф № 27 (знаки препинания при прямой речи).


источники:

http://infourok.ru/uprazhneniya-po-russkomu-yazyku-gar-gor-4551572.html

http://urok.1sept.ru/articles/531993