Задание на правописание гласных после ц

Практические упражнения по русскому языку по теме «Правописание И-Ы после Ц»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Материал содержит упражнения для закрепления темы «Правописание И-Ы после Ц» (руссий язык, 5 класс). В процессе выполнения упражнений повторяются темы из разделов «Лексика», «Синтакси и пунктуация».

Скачать:

ВложениеРазмер
prakticheskaya_chast.docx19.68 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Практические упражнения по русскому языку

по теме «Правописание И-Ы после Ц» (5 класс)

Распределите слова в два столбика

(для правильного заполнения таблицы пользуйтесь презентацией, содержащей теоретический материал на тему «Правописание и-ы после ц»):

Крепкие мышц. ц. ганёнок, дефиц..т, ц. кнуть на шалунов, участвовать в демонстрац. и, цариц … н , надвигающийся ц. клон, вкусные леденц…, опасная провокац. я, куц…й хвост, ваши сверстниц. сильная фиксац. я, ц. ганский танец, постоянная дезинформац. я, идти на ц. почках, братья-близнец…, обратная нумерац…я, остров Сиц…лия, ц. пки на руках, ц…стерна молока, сестриц…на книга, чертить ц…ркулем, зимние месяц. добрые традиц_и, ц. кнуть зубом, ц…рковые артисты.

Замените синонимами лексическое значение слов (в словах должна содержаться орфограмма «Буквы и-ы после ц»):

  1. Основной Закон государства –
  2. точная выдержка из какого-либо текста –
  3. прикрикнуть на кого-либо с угрозой –
  4. инструмент для вычерчивания окружности –
  5. систематическое собрание каких-нибудь предметов –
  6. плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины –
  7. бурное движение атмосферы, которое сопровождается осадками, облачностью –
  8. хранилище для жидкостей –
  9. птенец курицы –
  10. Процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины –

Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму, в предложении №7 выполните пунктуационный разбор (знаки препинания не расставлены):

1.В свои висячие дворц. летят хозяева скворц… .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц…рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц. нгой.
5. Отец привез детям гостинц. .
6. Из Древней Грец. и пришли к нам многие виды спорта.

7. Дрозды и скворц… налетали на рябины так что ветки трещали 5 .

1.13. Правописание гласных после Ц

Упражнение 19. Вставьте пропущенные гласные после ц. Сделайте транскрипцию выделенных слов.

Бледное лиц. с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать, лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц. сланц..вый, глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й, с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.., бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц. герц..гиня, мудрые индейц. ц..клевать полы, ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц. бац..лла, встать на ц..почки, у границ. куц..й хвост, вкусные леденц.., ц..гарка, глиц..ния, операц..я, свинц..вать, под оконц..м, ц..тата, дефиц..т, братья-близнец. танц..вальный, танц..вщица, фиксац..я, ц..ганёнок, ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц. ц..пки на руках.

Упражнение 20. Вставьте пропущенные гласные после ц. Сделайте транскрипцию выделенных слов.

1. Он был в старой отц..вской куртке, доходившей ему до колен (Бирюков). 2. В каюту вошёл вахтенный Куриц..н (А.Н. Толстой). 3. Густеет сумрак, и с полей уходят жниц.. (Майков). 4. Я опустил ц..новку, закутался в шубу и задремал (Пушкин). 5. На привычное «ц..пы! ц..пы!» вышел десяток кур (Марков). 6. Любимым писателем в доме Королёвых был Михаил Коц..бинский (Старков). 7. Вслед за Матвеем вошёл ц..рюльник (Л. Толстой). 8. За слюдяным, в свинц..вой раме, окошечком зеленело утро (А.Н. Толстой). 9. Я поднялась на ц..почки и глянула в зал (Кетлинская). 10. В зубах ц..гарка, примят картуз (Блок). 11. «К чёрту!» – ц..кнул на него генерал (Станюкович). 12. Для него были ясны только ц..ркуляры (Чехов). 13. Нынче Муха-Ц..котуха именинница (Чуковский). 14. Отец мой, поступая в училище, готовился быть танц..ром (Каратыгин). 15. В заводских училищах ц..фирной мудрости учат, а ц..фирь наука богоотводная (Мельников-Печерский). 16. На площадке у крыльца стояли песельники в пунц..вых русских рубашках (А.Н. Толстой). 17. Всё в доме Пшениц..ной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде (Гончаров). 18. Зачали вдвоём столь громко ц..котать, как две сороки (Лесков). 19. Вот вышла бабка кормить ц..плят (Есенин). 20. Ц..кали подковами, храпели лошади (Авдеенко). 21. Как я танц..вать люблю… Ах, до упаду! А у нас и танц..ров нет (Островский). 22. Вскоре смышлёный и ласковый Куц..й сделался общим любимц..м. И он решил принять все меры, чтобы «долговязый дьявол» не встречал Куц..го (Станюкович). 23. Во вторник был хороший фельетон. А этот. у вас не вытанц..вывался (Рыклин). 24. Тот же сухой ц..корий рос по сторонам тропинок (Паустовский). 25. Он вышел из-за стола, прошёл в танц..вальную залу – пусто (А.Н. Толстой). 26. Глаза его глядели с хитрец..й (Соколов-Микитов). 27. От Баренц..ва до Чёрного моря громыхали фронты (Наровчатов). 28. Выручил узбек в замасленной спец..вке (Ясенский).

Упражнение 21. Вставьте пропущенные гласные после шипящих и ц. Сделайте транскрипцию выделенных слов.

1. Ш..фёр засмеялся, влез к себе в будку, грохнул дверц..й (Федин). 2. Едут… Направо трущ..ба лесистая. Имя ей исстари Ч..ртов овраг (Некрасов). 3. Собач..нка тоже искоса следила за пригарц..вывш..й девч..нкой, и всякий раз, когда верёвка щ..лкала по земле, она мигала (Искандер). 4. Среди трав и смолистых ш..ш..к кое-где проступали пунц..вые россыпи ягод (Хелемский). 5. Две камыш..вые ц..новки лежали на земле внутри ж..лища (Платонов). 6. Ж..лтые гвоздики и кусты золотого шара поднимались над ш..лковой травкой, придавленной тяж..лой росой (Первенцев). 7. Картины эти – лубочные – деш..вка (Куприн). 8. Однажды в обед свернули с дороги к реч..нке, заливш..йся в этом месте в небольшую заводь с остатками свай водяной мельниц.. и полёгш..м камыш..м (А.Н. Толстой). 9. Отслужили молебен да и поехали с прохладц..й да с ноч..вками на станц..ях (Кони). 10. За отц..вским плеч..м он видел спину лош..ди (Чуковский). 11. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 12. Старик мирно спал под деревц..м на опушке, подложив под голову шапч..нку (Фадеев). 13. Все стали ч..каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Вересаев). 14. Снач..ла я мучительно терпел ож..ги (Гладков). 15. Мужич..к в путейском картузе зац..кал языком (Антонов). 16. Он себе на шею ч..тки вместо ш..рфа навязал (Пушкин). 17. Стояла здесь особенная тиш..на, такой и в лесу нет: ни ш..роха, ни ветерка (Горбатов). 18. Наутро болела голова, мучила изж..га, лиц.. было бледное, скучное (М. Горький). 19. Марина принесла бутылку рома, лимон, сахар, и жж..нка запылала (Гончаров). 20. За спиной у него вздрагивал холщ..вый меш..к (А.Н. Толстой).

Индивидуальные карточки-тренажер на правописание букв Ы или И после Ц.

1) ц….стерна, 2) ц….рк,

3) ц….ркуль, 4) все огурц….,

5) гнездо птиц …, 6) ц…трусовые,

7) ц…. ган, 8) ц….кнуть,

9) вакц….на, 10) две улиц….

1) ц….клон, 2) все пальц….

3) панц….рь, 4) три синиц…..

5) ц….ганский, 6) наши бойц….,

7) пац….ент, 8) ц…..фры

9) мои девиц…., 10) ц….ркачи.

2) ц…трус, ц….рюльник,

4) ц….плята, ц….ркуль,

5) ц….ганка, у гостиниц….,

6) ц….новка, панц….рь,

7) у ящериц…, ц….линдр,

8) ц….плячий, они храбрец….

9) у проказниц. ц….рк,

10) жнец…, ц….ферблат

2) ц….кады, гвардейц….,

3) пац….ент, ц….ферблат,

4) ц….трусовый, ц….ганка,

5) с улиц…, для куниц….,

6) ножниц…, ц…..гейка,

7) из-за дверц…., ц….кличный,

9) ц….стерна, ц…кнуть

10) ц….плячий мотоц….кл

1) пац…ент, две племянниц…,

2) ц…клоп, ц…тата, три овц….,

3) из чечевиц…, ц….нковый, ц…рковой

4) без черепиц…, от околиц…, у куниц…,

5) вакц…на, ц….стерна, ц…нга,

6) у певиц…, ц…ганёнок, ц…плёночек,

7) у больниц…, ц…корий, ц…кнуть,

8) ц…ц, ц…клон, панц…рь,

9) иниц…атива, на ц…почках,

10) принц…п, ц….ркуль, на танц….

1) спец…алист, ц…тата, ц…тадель,

2) плоскогубц…, на ц…почках, рац….он,

3) грац…озный, энц….клопедия, ц….ркач,

4) мотоц….кл, колодц…., ц…ганка,

5) ц…ганский, пац…енты, ц…ркач,

6) наши отц…, у красавиц…, две

7) ц….плячий, принц. п работы,

8) все пальц…., ц…стерна, ц….клон,

9) у мельниц…, мои учениц…,

10) ц…корий, ц….нга, вакц…на.

1) Демонстрац_я, ц_клон, ц_кнуть,

2) гусениц_, бойц_, сестриц_н,

3) ц_ркуль, медиц_нский, ц_рковой,

4) позиц_я, лисиц_н, спец_алист,

5) ц_ганский, ц_тадель, реакц_я,

6) на ц_почках, панц_рь, около столиц_,

7) гвардейц_, пунктуац_онный, ц_рк,

8) ц_плёнок, принц_п, ц_стерна,

9) ц_ферблат, спиц_, ц_тировать.

1) Рукавиц_, коллекц_я, ц_тата,

2) авиац_онный, станц_я, ц_ганочка,

3) ц_ркач, ц_кл, лестниц_,

4) круглолиц_й, ц_плёнок, ц_кнул,

5) ц_мбалы, на танц_, иллюстрац_я,

6) спец_альный, инц_дент, ц_ничный,

7) пальц_, полиц_я, ножниц_,

8) Пшениц_на, Синиц_н, скворц_,

9) провинц_я, круглолиц_й, лекц_я.

Проверочная карточка для самопроверки или взаимопроверки.

Тема урока: «Правописание И – Ы после Ц».

вакц И на (- И -, в корне слова),

ц И рковой (- И -, в корне слова),

у красавиц Ы ( — Ы -, окончание существительного),

ц И ферблат (- И -, в корне слова),

ц ы ган (- Ы -, слово – исключение),

милиц И я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

молодц Ы ( — Ы -, окончание существительного во мн. ч.),

сигнализац и я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

круглолиц Ы й (- ЫЙ -, окончание прилагательного),

пац И ент (- И -, в корне слова).

Проверочная карточка для самопроверки или взаимопроверки.

Тема урока: «Правописание И – Ы после Ц».

вакц И на (- И -, в корне слова),

ц И рковой (- И -, в корне слова),

у красавиц Ы ( — Ы -, окончание существительного),

ц И ферблат (- И -, в корне слова),

ц ы ган (- Ы -, слово – исключение),

милиц И я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

молодц Ы ( — Ы -, окончание существительного во мн. ч.),

сигнализац и я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

круглолиц Ы й (- ЫЙ -, окончание прилагательного),

пац И ент (- И -, в корне слова).

Проверочная карточка для самопроверки или взаимопроверки.

Тема урока: «Правописание И – Ы после Ц».

вакц И на (- И -, в корне слова),

ц И рковой (- И -, в корне слова),

у красавиц Ы ( — Ы -, окончание существительного),

ц И ферблат (- И -, в корне слова),

ц ы ган (- Ы -, слово – исключение),

милиц И я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

молодц Ы ( — Ы -, окончание существительного во мн. ч.),

сигнализац и я (- И -, слово на – ЦИЯ ),

круглолиц Ы й (- ЫЙ -, окончание прилагательного),

пац И ент (- И -, в корне слова).

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Тихомирова Елена АндреевнаНаписать 15933 05.02.2020

Номер материала: ДБ-977704

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.02.2020 21
    27.01.2020 76
    24.01.2020 124
    20.01.2020 42
    20.01.2020 45
    20.01.2020 32
    20.01.2020 32
    19.01.2020 58

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/837-113_pravopisanie_glasnyh_posle_c.html

http://infourok.ru/individualnye-kartochki-trenazher-na-pravopisanie-bukv-y-ili-i-posle-c-4120596.html