«Не» с существительными упражнения
Упражнения на тему «Не» с существительными»
1. Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.
1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.
2. Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не-.
1. Нельзя терпеть ложь. 2. Его не сломило горе. 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты. 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.
3. Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.
Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.
4. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.
(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.
5. Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.
Ложь — _________________________
Беда — __________________________
Противник — _____________________________
Глупость — _______________________________
Рабство — ________________________________
Рассеянность — ___________________________
Возмущение — ____________________________
Слякоть — ________________________________
Сомнение — ______________________________
Болезнь — ________________________________
Подозрительность — _______________________
6. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
(Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
(Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
(Не)друг ты мне, а _____________________________ .
(Не)воля ожидала его, а ______________________________.
7. В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.
Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
8. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.
1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением. 9. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 10. Дошли до (не) вежды старинные вести. 11. Плохая воля всё-таки лучше (не) воли. 12. С врагом говори (не) языком, а штыком. 13. Вранью да (не) былицам короткий век. 14. Мутную воду пьют в (не) взгоду. 15. (Не) доплатой люди наживаются. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 16. Кукушка – (не) ястреб, а (не) доучка не мастер. 18. (Не) правдой (не) проживёшь.(Пословицы)
9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.
1. На противоположном берегу (не) приятель, заметив наше перевооружение, забеспокоился и начал тоже что-то сооружать. 2. Наша разведка донесла нам, что противник в противовес нам (не) может выставить ничего серьезного за (не) имением строительного материала. 3. Димка остановился в (не) решительности. 4. «(Не) сметь!» – сказал (не) знакомец и, взглянув в заплаканное лицо Димки, добавил: «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он (не) тронет ни сейчас, ни после». 5. «Шмель сожрал», – с (не) годованием подтвердил Жиган. 6. Видно было, что больше, чем ежеминутная опасность, чем страх за свою участь, тяготили (не) знакомца (не) знание, бездействие и (не) определенность. 7. (Не) приятностей у Димки набиралось всё больше и больше. 8. «Грязно очень, Колька», — с (не) доумением заглядывая в сырую глиняную канаву, сказала Нюрка.(А. Гайдар)
10. Определите по лексическому значению, о каком слове идет речь. Запишите полученные слова к себе в тетрадь. Подсказка данные слова начинаются с НЕ.
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)
3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)
4. Неизвестный человек. (Незнакомец)-
Как написано Не с этими словами? Подумайте почему НЕ в этих сущ. написано слитно? Какой мы сделаем вывод? Вывод: без НЕ не употребляются
11. Найдите неверное утверждение. Не с существительными пишется раздельно: если слово без не употребляется;
если в предложении есть союз а;
если есть противопоставление с союзом а.
12. Выберите в каждой строке «лишнее» слово: а) ненастье,
б) нелепость,
в) несчастье,
г) небрежность;
а) недоверие,
б) незнайка,
в) невежда,
г) невежа;
а) невидимка,
б) невесомость,
в) недруг,
г) незабудка.
13. Выпишите примеры раздельного написания «не» с существительными, расставьте знаки препинания:
Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.
(Не)котёл варит а стряпуха.
(Не)силой борются а умением.
Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.
14. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании «не» с существительными.
Слёзы не годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на не приятеля.
А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.
15. Раскройте скобки; какие случаи написания с «не» вам не известны?
(Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.
Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.
Ученье свет, а (не)ученье тьма.
16 . Творческая работа: Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) «не в стране Имени существительного».
Тест № 1 по теме «Не» с существительными».
I. Найдите неверное утверждение.
Не с существительными пишется слитно:
если существительное с НЕ- может быть заменено синонимом без не;
если в предложении есть противопоставление с союзом а;
если существительное не употребляется без НЕ-.
II. Выберите слова, которые без «НЕ-» не употребляются:
(не)годование;
(не)внимательность;
(не)вежа;
(не)грамотность;
(не)вольник;
(не)забудка.
III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ-«:
IV. Выберите примеры раздельного написания «НЕ-» с существительными:
а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.
а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.
V. Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ-» с существительными, указав их номера.
Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.
VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:
слитное написание – ____________________________________________
раздельное написание с «НЕ-» – _________________________________
1.Это горе — всё (не)горе,
Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.
2.Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.
3.Богатый бедному (не)брат.
4.(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.
Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.
VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:
Белый, да не снег,
Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не солнце.
(Луна).
Тест № 2 по теме «Не» с существительными».
1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
А) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
Б) Полная (не)лепица.
В) Причины (не)успеваемости.
2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
А) Прилив (не)нависти.
Б) (Не)знание предмета.
В) Жизнь красна (не)днями, а делами.
3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
А) Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Б) Говорить (не)правду некрасиво.
В) Говорить (не)правду, а ложь.
4. Не с существительными пишется раздельно.
А) (Не)везение преследовало меня.
Б) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
5. Не с существительными пишется раздельно.
А) Учение — красота, а (не)учение — слепота.
Б) Сила с (не)правдою не уживаются.
В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Карточки для коррекции знаний по теме «Не с именами существительными»
КАРТОЧКА 1
Задание. Раскрыть скобки, выделить приставку в именах существительных.
Низкий урожай – (не)урожай.
Пишу слитно, так как «не» является приставкой, а приставка со словом пишется слитно.Правило: Если слово можно заменить близким по значению выражением или синонимом без не, то не с именем существительным пишем вместе
Задания для самостоятельного выполнения.
1. Отсутствие внимания – (не)внимание. 2. Отсутствие вежливости – (не)вежливость. 3. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – (не)счастье, (не)удача. 4. Отсутствие самостоятельности – (не)самостоятельность. 5. Недостаток организованности – (не)организованность. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – (не)благозвучие.
КАРТОЧКА 2
Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.
Пишу слитно с НЕ. В слове НЕ является частью корня, так как нет слова вежда. Правило: Если существительное не употребляется без НЕ, то пишем слитно.
Задания для самостоятельного выполнения.
(Не)вежда, не(взгоды), (не)годование, (не)доумение, (не)нависть, (не)настье, (не)нависть, (не)лепость, (не)вольник, (не)годяй.
КАРТОЧКА 3
Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.
Не правда, а ложь.
Не правда пишу раздельно, так как есть противопоставление с союзом А. Не является частицей. Правило: Существительное пишется раздельно с НЕ, если есть противопоставление с союзом А.
Задания для самостоятельного выполнения.
(Не)счастье, а горе; (не)друг, а враг; (не)воля, а заключение; (не)дождь, а снег; (не)добро, а зло; (не)красота, а ужас; (не)холод, а жара; (не)зной, а холод.
КАРТОЧКА 4
Не с именами существительными.
Задание Распределить имена существительные в три столбика.
Пишу во второй столбик. В слове «не» является частью корня, так как нет слова поседа.
Пишу в первый столбик. «Не» является приставкой, так как можно употребить данное слово без не (добро).
Пишу в третий столбик. «Не» является частицей и пишется со словом раздельно, так как есть противопоставление с союзом а
Задания для самостоятельного выполнения.
Не – часть корня
Невежда; недобро; невнимание; не горе, а счастье; неурожай; неаккуратный; неряха; не правда, а ложь; недруг; не зло, а добро; ненастье; неудача; невежество.
Карточки по теме «Не с существительными» 5 класс
материал по русскому языку (5 класс) на тему
Карточки по теме «Не с существительными» 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_po_teme_ne_s_sushchestvitelnymi.doc | 28.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Карточка № 1. Не с существительными.
Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.
1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.
Найдите в тексте обращения. Приведите свои примеры предложений с обращениями.
Карточка № 2. Не с существительными.
Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не -.
1. Нельзя терпеть ложь . 2. Его не сломило горе . 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты . 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.
Карточка № 3. Не с существительными.
Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.
Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.
Карточка № 4. Не с существительными.
Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.
(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Веселые» карточки для уроков в 5 классе
В раздел помещены фрагменты уроков в 5 классе. Для «веселых» карточек использовались материалы книги Г.Г. Гранника «Секреты орфографии».
визитная карточка открытого урока во 2б классе март 2012г.
В данной визитной карточке вы можете прочитать краткое описание открытого урока и посмотреть фотографии.
Карточки по тригонометрии ( 10-11 класс)
Этот вид раздаточных карточек я использую на разных этапах учебного процесса. Они удобны для закрепления материала в 10 классе. Затем возвращаемся к ним в 11 классе при повторении в начале года и при .
Карточки-задания по географии 6 класс по теме «Земля во Вселенной»
Данные карточки можно использовать как для индивидуального письменного опроса,так и для проведения итоговой контрольной работы по географии в 6 классе по разделу «Земля во Вселенной». Карточки с.
Карточки-задания по географии 8 класс по теме «Рельеф и климат России»
Карточки-задания помогут учителям географии провести индивидуальный опрос по теме» Рельеф и климат России» в 8 классе с минимальными затратами времени и оптимальным уровнем проверки знаний учащихся.
карточки по русскому языку 5 класс
карточки по русскому языку.
Модульная карточка к уроку в 6 классе УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для V-IX классов (для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского языка)
Урок по теме «Королевский Лондон» проведен в 6а классе УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для V-IX классов (для ощеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского.
Технология урока
Вы здесь
Не с существительными. Упражнения. Правила. Текст
Рубрика:
Не с существительными
если существительное не употребляется без не
если не с существительным образует новое слово
невидаль
недотрога
непоседа
ненавистник
небылица
недоумение
негодование
недоучка
РАЗГОВОРНЫЕ СЛОВА: недотёпа, неумеха и т.п.
неправда (ложь)
непогода (плохая погода)
недруг (враг)
непорядок (беспорядок
нездоровье (болезненное состояние)
несчастье (беда)
невнимательность рассеянность)невежливость (грубость)
неспециалист (отсутствует специальность)
ЗАПОМНИ: можно заменить существительное с не синонимом или добавить слово ОТСУТСТВИЕ…
1.Зашумела, разгулялась в поле непогода.
2.Невежда так же в ослепленье бранит науку и ученье.
3.Кащтанка сидела в светлой комнате и глядела на незнакомку.
4.Нетерпение увидеть вновь места, где я провёл лучшие свои годы, так сильно овладело мной, что я поминутно погонял ямщика.
5. Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает.
6.Всё внимание батальона было обращено на неприятеля.
7.Олег вслух выражал нетерпение, когда же, наконец, увидит мать, бабушку.
8.Страшно было попасть в неволю.
9. Слышно было, что пел непрофессионал.
10.ждал лентяя неуспех.
11.Обманщику мы дружно выразили недоверие.
если имеется противопоставление
если подразумевается противопоставление
если отрицание усиливается словами ничуть, (и другими с ни), отнюдь, вовсе, далеко
Не счастье помогает нам на экзаменах, а знания.
Не погода помешала отцу приехать, а болезнь
Не счастье помогает нам на экзаменах.
Нет, не погода помещала отцу приехать. (А что же?)
Лиса ничуть не друг птицам.
Удачный ход шахматиста ещё вовсе не успех.
ЗАПОМНИ: можно заменить существительное с не синонимом или добавить слово ОТСУТСТВИЕ…
1.Не профессионал выполнил работу, а дилетант.
2.Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но живот спасая.
3.Кабы не клин, да не мох, никто бы плотнику не помог.
4.Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
5.Не друг, а просто случайный прохожий помог нам.
6.Не любовь к этим местам, а просто привязанность была причиной возвращения.
7.Не комплект, а разрозненные книги пришли по почте.
8. Не правду он сказал, а ложь.
9.Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
10.Слепой слепому не поводырь.
11. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Задания к отдельным предложениям:
-Найди сходства и различия объектов.
-Объясни примеры с помощью правил.
-Докажи, что примеры правильные.
екст по Н.Тихонову
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при НЕВЗГОДАХ людей, страдающих от НЕСПРВЕДЛИВОСТИ, от НЕРАВЕНСТВА, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с НЕПРАВДОЙ.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Задания к тексту.
— Испытывали ли вы подобные чувства при чтении книг. Если да, то каких?
-Найдите 5 существительных с НЕ, выпишите их.
— Объясни причины слитного или раздельного написания существительных с не.
Текст по Н.Тихонову
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при невзгодах людей, страдающих от несправедливости, от неравенства, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с неправдой.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с несправедливостью на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Текст по Н.Тихонову
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при НЕВЗГОДАХ людей, страдающих от НЕСПРВЕДЛИВОСТИ, от НЕРАВЕНСТВА, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с НЕПРАВДОЙ.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Задания к тексту.
— Испытывали ли вы подобные чувства при чтении книг. Если да, то каких?
-Найдите 5 существительных с НЕ, выпишите их.
— Объясни причины слитного или раздельного написания существительных с не.
ОТВЕТ
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при НЕВЗГОДАХ людей, страдающих от НЕСПРВЕДЛИВОСТИ, от НЕРАВЕНСТВА, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с НЕПРАВДОЙ.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/02/13/kartochki-po-teme-ne-s-sushchestvitelnymi-5-klass
http://tehurok.ru/ne-s-sushchestvitelnymi-uprazhneniya-pravila-tekst