Задание на правописание суффиксов огэ 9 класс
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Приведём верное объяснение:
1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме причастия пишется одна буква -Н-.
3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.
4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Тестовые задания для подготовки к ОГЭ для 9 класса по теме «Правописание суффиксов различных частей речи»
Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи.
1. Из предложений 20—23 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
(20)Но вдруг в борьбе кто-то опрокинул деревянный домик. (21)Две маленькие испуганные росомашки остались совсем без прикрытия. (22)Жаждущие добычи волки уже готовы были схватить их, но мать успела закрыть собой детёнышей. (23)Она всем телом легла на малышей и, с какой бы стороны ни старались их схватить волки, моментально поворачивалась и встречала их оскаленной пастью.
2. Из предложений 7—10 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
(7)На Катю был наклеен ценник с весьма скромной суммой — под стать её неказистому внешнему виду, за Софью и Леночку просили куда больше.
(8)Так они и стали теперь жить — по-королевски наряженными пленницами стеклянных витрин и искусно раскрашенных целлулоидных коробок.
(9)И в один прекрасный день их купили в подарок девочке Маше.
(10)Ночью, когда их новая хозяйка заснула, Лена и Софья стали обсуждать свою новую жизнь.
3. Из предложения 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
(7)Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.
4. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
— (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, — пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. — (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
5. Из предложений 29—30 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».
(29)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. (30)Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащённые закаты Италии.
6. Из предложений 19—23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЯН, пишется одна буква Н».
(19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
7. Из предложений 24—36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:
– (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка!
(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать,и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.
– (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
– (36)Вот ваши карточки, бабаня.
8. Из предложений 27—33 выпишите слово, в суффиксе которого правописание НН не определяется общим правилом (является исключением).
— (27)Кусачка, милая Кусачка, поиграй! (28)И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. (29)Её хвалили и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под деревянной террасой.
(30)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. (31)У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. (32)Разве недостаточно этого для счастья собаки? (33)Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.
9. Из предложения 13 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
(13)В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, казалось, недоверие и неприязнь.
10. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».
(6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки — бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
Задание № 5 ОГЭ по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Правописание суффиксов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_no_5_oge.pptx | 334.67 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к ОГЭ Задание 5 Правописание суффиксов
Н-НН в суффиксах прилагательных Н суффиксы АН ЯН ИН сделанный из чего-то кожАНый , льнЯНой , лебедИНый НН суффиксы ОНН (всегда ударный) ЕНН (проверить по словарю) корень на Н + суффикс Н революциОННый , лекарствЕННый , лимоННый овчиННый стариННый
Исключения стекл янн ый олов янн ый дерев янн ый безым янн ый ветр ен ый ( день, человек) ветр ян ая (мельница) ветр ян ой ( двигатель) но: без ветр енн ый(- ая ) (день, погода) масл ян ый (сделанный из масла) масл ен ый (пропитанный маслом)
Запомнить! Син ий зелен ый баран ий ворон ой румян ый багрян ый юн ый прян ый свин ой рьян ый собстве нн ый подли нн ый окая нн ый косве нн ый чва нн ый ( =высокомерный ) чека нн ый В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных. (румян, ветрен)
Н – НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях Н примеры 1 ) краткая форма 2 ) несовершенный вид без зависимого слова (полная форма) пример решён учеником самостоятельно (краткая форма) (какой?) х жар ен ый картофель (полная форма, несов.в., нет зав.сл.) От глагола жарить (что делать?) – несов.вида.
Н – НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях НН примеры 1) полная форма совершенного вида Исключение: раненый 2) полная форма несовершенного вида с зависимым словом 3) оканчивается на ЁВАННЫЙ , ОВАННЫЙ Исключение: кованый, жёваный под жар енн ый (полная форма, сов. вид) От глагола поджарить (что сделать?) х (в чём?) жар енн ый в масле (полная форма, несов.вид, НО есть зав.сл.) марин ованный (полная форма, оканчивается на ОВАННЫЙ)
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Суффиксы Их правописание Примеры — ИК — (- чик-, -ник-) — ЕК ИК: при изменении слова гласный сохраняется ЕК: при изменении слова гласная буква выпадает ключ ИК ( ключ ИК а ), сарайч ИК ( сарайч ИК а ) замоч ЕК ( замоч К а ), дружоч ЕК ( дружоч К а )
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Суффиксы Их правописание Примеры — ИЦ- (- ИЦе ) -ЕЦ- (- ЕЦо -) ИЦ: 1) в сущ. ж . и ср. р ., 2) с ударением до суффикса ЕЦ: 1) В сущ. м. р. с беглым гласным 2) в сущ. ср. р. с ударением после суффикса метелИЦа , красавИЦа ; кре́слИЦе красавЕЦ ( красавЦа ), братЕЦ ( братЦа ) письмЕЦо ́
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Суффиксы Их правописание Примеры -ин- , — изн — , — инств — всегда с буквой И тиш ИН а , бел ИЗН а , больш ИНСТВ о -ЕТ- , -ЕСТЬ- , — ЕСТВ- всегда с буквой Е нищ ЕТ а , свеж ЕСТЬ , студенч ЕСТВ о
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Суффиксы Их правописание Примеры -ЧИК- -ЩИК- ЧИК: после согласных Д, Т, З, С, Ж ЩИК: после других согласных лет ЧИК , рез ЧИК , налад ЧИК , перебеж ЧИК камен ЩИК , бан ЩИК , фонар ЩИК -ИНК -ЕНК ИНК: пишется в существительных, образованных от слов, оканчивающих на – ИН (А) ЕНК: пишется в остальных именах существительных горошИНКа , завалИНКа вишЕНКа , песЕНКа , францужЕНКа
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Суффиксы Их правописание Примеры -ЕВ-, -ИВ- под ударением — И без ударения — Е красИВый исключение: милост ив ый, юрод ив ый СтроЕВой , тюлЕВый -ЧИВ-, — ЛИВ-, — ИСТ- всегда И ЗадумЧИВый , заботЛИВый , размашИСТый
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Суффиксы Их правописание Примеры -К-, — СК- — К — пишется в прилагательных с краткой формой на — ОК (близок) , в прилагательных, образованных от сущ. с основой на Ц (немец) и К-Ч -СК- пишется в остальных случаях БлизКий , немецКий , бедняцКий (бедняк), исключение: узбекСКий КиргизСКий , французСКий
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Суффиксы Их правописание Примеры — ОНЬК-, -ЕНЬК- ОНЬК : после Г, К, Х ЕНЬК : в остальных случаях МягОНЬКий , плохОНЬКий , широкОНЬКий СвежЕНЬКий , чернЕНЬКий
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ Правописание глагольных суффиксов — ыва — (-ива-) и — ова — (- ева -) Суффикс — ыва — (-ива-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на — ываю (- иваю ) : опазд ыва ть (опазд ываю ), наста ива ть (наста иваю ) Суффикс — ова — (- ева -) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на — ую (- юю ) : бесед ова ть (бес едую ), завед ова ть (зав едую
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ В суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоров е ть — выздоров е л, ла я ть — ла я л, кле и ть — кле и л.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ -УЩ-, -ЮЩ-, -ОМ-, -ЕМ- пишутся -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ- пишутся в причастиях, образованных от глаголов I спряжения : дремл ющ ий ( дремать — I спр .) шепч ущ ий ( шептать — I спр .) чита ем ый ( читать — I спр .) в причастиях, образованных от глаголов II спряжения : стро ящ ий ( строить — II спр .) верт ящ ий ( вертеть — II спр .) слыш им ый ( слышать — II спр .)
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ перед Н пишется — а (-я) : перед Н пишется е — если причастие образовано от глагола на — ать (-ять) : увеш а ть- увеш а нный, увеш а н; зате я ть — зате я нный , затеян ; — если причастие образовано от других глаголов: засуч и ть — засуч е нн ый , засуч е н ; окле и ть — окле е нн ый , окле е н .
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ НАРЕЧИЙ Гласные -а и -о на конце наречий Суффикс -а- пишется в наречиях с приставками из-, до-, с- : из давн а , издалек а , до сух а , до красн а , с прав а , с лев а , с начал а , с ызнов а Суффикс -о- пишется в наречиях с приставками в-, на-, за- : в прав о , на лев о , на прав о , в лев о , за прост о , за жив о , за светл о, за долг о
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ НАРЕЧИЙ И МЕСТОИМЕНИЙ Суффиксы -то, -либо, — нибудь и приставка кое- пишутся через дефис В местоимениях Кто-то Кто-либо Кто-нибудь Кое-кто В наречиях Где-то Где-либо Где-нибудь Кое-где
О-Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных, прилагательных, наречий Под ударением О Без ударения Е реч о́ нка девч о́ нка пунц о́ вый дворц о́ вый горяч о́ свеж о́ ре́ч е нька ру́ч е нька лиц е во́й кольц е во́й певу́ч е паху́ч е
Задание 5. Правописание суффиксов. ПРАКТИКУМ.
Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила. – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне . дерев янн ую
Из предложений выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «в прилагательных , образованных с помощью суффиксов -Н от существительных с основой на -Н, пишется НН» 1. Тишина кроткого весеннего вечера стояла в поле, на деревьях кричали сонные грачи. 2. Мимо нас проходили многочисленные машины с техникой. 3. Плещет рдяный мак заката на озерное стекло. 4. Я шаг за шагом обследовал песчаную отмель. весен н его
Из предложений 36—46 выпишите слово, в котором правописание буквы О определяется правилом «После шипящих и Ц под ударением в суффиксах существительных, прилагательных и наречий пишется буква О». (З6)Жаль, но остатки будут жечь, спалят. (37)А тут девчонки песни заорали. (ЗВ)Дымите кругом. (39)Посмотрели, берёзка стоит. (40)Развели огни подальше. (41)Посидели. (42) Посмотрел и. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)0тогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история. девч онк и
Из предложения 9 выпишите слова с орфограммой: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени». (9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками — все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда. волнуЮЩей , проплываЮЩими
Из предложений 31-35 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если при склонении существительного гласная выпадает, то пишется суффикс -ЕК-» (31)— Ой, у меня почти все готово. — застрекотала девчушка. (32)Маме я еще осенью купила домашние тапочки на войлоке. (33)У мамочки ноги болят от резины. (34)А там — войлок. (35)Они, конечно, немножко грубоватые, но я их облагородила: обшила голубенькой каймой, а тесьмой сделала цветочек. цветочЕК
Список использованных источников 1) Драбкина С.В., Субботин Д.И. ОГЭ Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Москва, Интеллект центр, 2016. 2) Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Москва, Айрис-пресс, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания в форме теста для учащихся 5 классов могут быть использованы при подготовки и проведении школьного тура олимпиады по расскому языку.
Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы.
Данный материал — подборка индивидуальных заданий для учащихся 5 класса по темам:»Сложное предложение», «Простые предложения с однородными членами», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Прямая .
Нестандартные задания на уроках русского языка.
Этот материал поможет ещё раз вспомнить изученное по словообразованию, морфологии, синтаксису.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп.
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова.
http://infourok.ru/testovie-zadaniya-dlya-podgotovki-k-oge-dlya-klassa-po-teme-pravopisanie-suffiksov-razlichnih-chastey-rechi-1448493.html
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/12/24/zadanie-no-5-oge-po-russkomu-yazyku