Карточки-упражнения по теме «Спряжение глаголов!
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Вот вы наход…те друга и покида…те дом. Вы черт…те план, став…те задачи и начина…те работу. Вы поднима…те морковь, собира…те, груз…те ящики и тащ…те тележку. Вы вер…те в себя и не трат…те нервы, дел…те радость с другом, вместе бор…тесь с трудностями и слыш…те похвалу, наде…тесь на лучшее и всё получ…те.
Почему он не уч…тся, не пыта…тся, не напряга…тся, не тревож…тся, не стара…тся? Он вер…т в свою неповторимость и рассчитыва…т на удачу. Кто зна…т, может, всё сбуд…тся? Может, он обнаруж…т в себе талант и стан…т писателем?
Когда все правила изуч…т, то, мож…т, даже «пять» получ…т, а если свою лень разгон…т, то исключения запомн…т. Если надежда не раста…т, оценки все она исправ…т. Если учителя услыш…т, то правильно диктант напиш…т. Удача, словно птица, ре…т, победою сердца согре…т.
Может, стан…т он врачом, отправ…тся на космодром, преодоле…т океан, прослав…тся как друг саванн, продвин…т граффити вперёд, поддерж…т весь его народ, когда услыш…т, как поёт, как гон…тся он за мечтами, как грез…т он об океане, наде…тся, хотя тревож…тся и вер…т: всё удачно слож. тся.
Лев пыта…тся учиться, но всё время веселится, не скуча…т, не страда…т, крас…т, мир изобража…т, черт…т циркулем прекрасно, правил не уч…т он напрасно, он колду…т и гада…т, а спряжения не зна…т, он не помн…т исключения и не веда…т сомнения, став…т буквы наугад и не чувству…т преград.
Лера удивля…тся: зачем же она ошиба…тся, она как будто бы стара…тся, но ничего не получа…тся. Она тревож…тся, пыта…тся, наде…тся, зазря печал…тся. Когда она себя застав…т, помысл…т, долго думать стан…т, отправ…т грусть, тоску прогон…т, отлож…т всё, что беспоко…т.
Коля крас. т, маж. т, бел. т, чист. т, мо. т, тряпку верт. т, штукатур. т, забива. т, стел. т газету, убира. т, подмета. т, пыль ненавид. т, пропол. т грядки, сорняки вырв. т, услыш. т, как собака ла. т, навстречу выйд. т, посмотр. т, узна. т, дела заброс. т, всех пуст. т в дом, никто не забуд. т теперь о нем, он зна. т много, вер. т в удачу, и он не но. т, и он не плач. т, он не печал. тся и не тревож. тся, не сомнева. тся, что жизнь продолж. тся.
Вася увид. т книгу, куп. т, домой притащ. т, раскро. т,пошут. т, картинки рассмотр. т, буквы узна. т, науч. тся читать, покой потеря. т , расстел. т скатерть, книгу достан. т, полож. т, буд. т любоваться, всем предлож. т, придума. т много новых затей, напиш. т сказку.
Андрей на уроке крут…тся, верт…тся, всё на чудо наде…тся, но надежда та…т, ищ…т подсказки, но их не замеча…т, помощи прос…т, но не задумыва…тся, хоч…т полегче задания, получ…т плохую оценку, увид…т тетрадь, расстро…тся, но не зано…т и не заплач…т, пообеща…т выучить правило, попробу…т, но передума…т.
Саша книгу в магазине увид…т, присмотр…тся, полиста…т, откро…т, рассмотр…т картинки, замет…т, что она содерж…т интересный материал, понаде…тся, подерж…т в руках, покрут…т, поверт…т, побор…тся с желанием приобрести, куп…т, полож…т в сумку, достав…т домой, притащ…т, притян…т, обнаруж…т ответы на свои вопросы, изуч…т, исследу…т, раскрас…т, расчерт…т, покаж…т друзьям, похвал…тся, похваста…тся, прослав…тся.
Художник что-то пиш. т, рису. т, а может, просто малю. т, рассчитыва. т, риску. т, мечта. т быть первым и буд. т, краски развод. т, стара. тся, крут. тся, ход. т, кача. тся, наде. тся, помн. т, прослав. тся, стан. т лучшим, хотя сомнева. тся, вид. т свои достижения, приумножа. т творения, наход. т темы, слыш. т голос удачи, поддерж. т вдохновение, намет. т первые задачи, постав. т цель и достигн. т, его успех не покин. т.
Ваш друг снова вас замет…т, удив…тся, ведь он удивля…тся каждый раз, когда вас вид…т, смотр…т испуганно, не понима…т, теря…тся, недоумева…т, сомнева…тся, тревож…тся, трепещ…т, поража…тся, пуга…тся, обижа…тся, конечно, обид…тся, заплач…т, во всем созна…тся, призна…тся, себя замуч…т, загон…т в тупик, что-то бормоч…т, стон…т, пыта…тся сказать, трат…т здоровье, печал. тся, получ…т стресс, не крикн…т, не свистн…т, не утон…т в печали, наде…тся на лучшее.
Вы приготов…тесь собирать урожай, поэтому вспомн…те об инструменте, отправ…тесь в сарай и поищ…те грабли, обнаруж…те, наточ…те лопату, отремонтиру…те тележку. Если суме…те не прибить пальцы, то постро…те ящики. Когда вы их покрас…те и не измаж…тесь, то почувству…те себя настоящими огородниками.
Вы отправ…тесь на прогулку, погуля…те, поигра…те, разве…тесь, от счастья раста…те, закрут…тесь, заверт…тесь, закруж…тесь, замаш. те, с горы разгоня…тесь и разгон…тесь, громко крикн…те, кому-то свистн…те, пойма…те удачу, встрет…те друга, которого часто встреча…те, исполн…те песню, которую всегда исполня…те, в небе облака увид…те, рассмотр…те.
Спанч боб не печал…тся, не сожале…т, игра…т, танцу…т, не обижа. тся, никого не обид…т, не гон…тся за счастьем, не завис…т от других, прыга…т, крут…тся, верт…тся, круж…тся, разве…т печаль, сдерж…т обещание, соскуч…тся, заскуча…т, удив…тся, удивля…т, улыба…тся, вер…т в себя, ненавид…т ложь, люб…т общаться, слуша…т других, слыш…т музыку.
Ты вер…шь в себя, зна…шь свои силы, рассчитыва…шь на удачу, отправля…шься вперёд, скоро отправ…шься, не завис…шь от других, не обид…шься, вытерп…шь всё, сдерж…шь эмоции, обед не приготов…шь, задремл…шь, намет…шь вечеринку, вытащ…шь стол, застел…шь скатерть.
Если вы посмотр…те вокруг, то обнаруж…те немало поводов для радости, вы увид…те друга, крикн…те от восторга, обним…те его, запрыга…те, забега…те, буд…те смеяться, раскро…те душу, посмотр…те фильм, услыш…те песню, разыщ…те слова, разуч…те её, отрепетиру…те, исполн…те с другом, выйд…те на сцену, выигра…те конкурс.
Мы не уныва…м, не плач…м, не скуча…м, не дремл…м, не тоску…м, времени не трат…м, отправля…мся в путешествие, заправля…м машину, приглаша…м с собой, изуча…м карту, черт…м маршрут, намеча…м остановки, намет…м привал, готов…м обед, гон…мся за акулами, гоня…мся за медузами, бор…мся с ленью, не останавлива. мся.
Руслан удивля…тся, поража…тся, не вер…т себе, сомнева…тся, трепещ…т от страха, замира…т, тороп…тся, гон…тся за счастьем, но не скач…т, гоня…тся, бор…тся за любимую, сража…тся, к победе приближа…тся, приблиз…тся, не завис…т от других, не обижа…тся, не обид…тся, крут…тся, верт…тся, не уныва…т, готов…тся ко всему.
Старуха руга…тся, ка…тся, печал…тся, огорча…тся, отправля…т старика на рыбалку, никак не отправ…т, прос…т о подарке, застав…т, получ…т, не похвал…т, потрат…т, не удерж…тся, потребу…т, прогон…т, буд…т командовать, прикаж…т, увид…т, почувству…т власть, замет…т, не останов…тся, потеря…т, обид…тся, завис…т от настроения, ненавид…т людей.
Три девицы не плач…т, не скач…т, не трепещ…т от страха, наде. тся, вер…т, мечта…т, шепч…т, во сне, бормоч…т, обеща…т, когда-то выраст…т сами, выраст…т цветы, подар…т другим, разве…т печаль, прогон…т тоску, смотр…т вперёд, предвид…т успех, измен…т жизнь, утрат…т покой, пока не тороп…тся, дел…тся мечтами.
Если вы заскуча…те, соскуч…тесь, то дома не остан…тесь, а отправ…тесь в лес, поброд…те, замет…те птиц, услыш…те, спряч. тесь от волка, скро…тесь, обнаруж…те белку, погон…тесь, не пойма…те, наруб…те дров, накол…те, силы потрат…те, увид…те, как стел…тся плющ,
КОНОПАТИТЬ – заделывать щели
Белки скач…т, родители наде…тся, булочки крош…тся, снега та…т, грозы реж…т небо на части,дети тороп…тся, соседи тревож…тся, малыши кле…т аппликацию, туристы гре…тся у костра, бойцы вер…т в победу, собаки не догон…т кота, водители предвид…т опасности.
Камыши колыш…тся, бабушки вяж…т шарфы, ветра ве…т, травы стел…тся, ученики наде…тся, грузчики тащ…т коробки, угли костра тле…т, колёса верт…тся, спортсмены бор…тся, жокеи скач…т, песни слыш…тся, белки спуст…тся, коты дремл…т.
Ветры ве…т, они гон…т облака, молнии меч…тся, знания содерж. тся в книге, белки скач…т, иголки кол…тся, дети наде…тся, колёса крут…тся и верт…тся, волны плещ…тся, травы стел…тся, мамы тревож…тся, соседи тороп…тся, они кле…т обои, ветви колыш…тся, деньги трат…тся, птицы ре…т в небе.
Бабушки соскуч. тся, преступники ка…тся, подружки дел…тся впечатлениями, учителя не колебл…тся, они ненавид…т ложь, друзья зате…т игру, продукты порт…тся, собаки ла…т, коты дремл…т, страны гранич…т, замки руш…тся, зайцы успехи завис…т от нас.
Колхозники пропаш…т поля, соседи кле…т обои, пацифисты ненавид…т войну, страны гранич…т друг с другом, ученики помн…т правило, малыши бормоч…т, птицы содерж…тся в клетке, овцы бле…т, звёзды свет. тся, судьи колебл…тся, успехи завис…т от нас, листья круж. тся.
Егеря не охот…тся, туманы стел…тся, лесорубы кол…т дрова, портнихи распор…т швы, тележки кат…тся, кони топч…т траву, грибы суш…тся, дожди плач…т и барабан…т по крышам, орлы ре…т в небе, ветки колебл…тся, звуки слыш…тся, мамы соскуч…тся.
Вымо…шь тарелки, вытр…шь, красиво расстав…шь, выглад…шь салфетки, разбав…шь компот, пореж…шь торт, завар…шь кофе, подогре…шь молоко, куп…шь шоколад, разлома…шь, раскрош…шь, рассыпл…шь сахар, с трудом насобира. шь, но не испорт…шь настроения, если наде…шься на удачу.
Разыгра. т друзей, мечта. т и помн. т он о футболе, посмотр. т кино, отправ. тся на поле,стан. т в воротах, пропуст. т мяч, расстро. тся, заплач. т из-за неудач, соскуч. тся, задремл. т, глаза закро. т, увид. т сон, как он что-то откро. т.
Как дремл…т сова, зре…т ягода, поспева…т земляника, пада…т с дуба жёлудь, спе…т брусника, скач…т заяц, пута…т следы лисица, медведь лез…т на дерево, куку…т кукушка, муравей тащ…т на себе соломинку, дятел конопат…т дерево, что-то бормоч…т енот. Понаде…тесь вернуться сюда ещё.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Упражнение № 2
Вот вы наход…те друга и покида…те дом. Вы черт…те план, став…те задачи и начина…те работу. Вы поднима…те морковь, собира…те, груз…те ящики и тащ…те тележку. Вы вер…те в себя и не трат…те нервы, дел…те радость с другом, вместе бор…тесь с трудностями и слыш…те похвалу, наде…тесь на лучшее и всё получ…те.
Упражнение № 3
Почему он не уч…тся, не пыта…тся, не напряга…тся, не тревож…тся, не стара…тся? Он вер…т в свою неповторимость и рассчитыва…т на удачу. Кто зна…т, может, всё сбуд…тся? Может, он обнаруж…т в себе талант и стан…т писателем?
Упражнение № 4
Когда все правила изуч…т, то, мож…т, даже «пять» получ…т, а если свою лень разгон…т, то исключения запомн…т. Если надежда не раста…т, оценки все она исправ…т. Если учителя услыш…т, то правильно диктант напиш…т. Удача, словно птица, ре…т, победою сердца согре…т.
Упражнение № 5
Может, стан…т он врачом, отправ…тся на космодром, преодоле…т океан, прослав…тся как друг саванн, продвин…т граффити вперёд, поддерж…т весь его народ, когда услыш…т, как поёт, как гон…тся он за мечтами, как грез…т он об океане, наде…тся, хотя тревож…тся и вер…т: всё удачно слож. тся.
Упражнение № 6
Лев пыта…тся учиться, но всё время веселится, не скуча…т, не страда…т, крас…т, мир изобража…т, черт…т циркулем прекрасно, правил не уч…т он напрасно, он колду…т и гада…т, а спряжения не зна…т, он не помн…т исключения и не веда…т сомнения, став…т буквы наугад и не чувству…т преград.
Упражнение № 7
Лера удивля…тся: зачем же она ошиба…тся, она как будто бы стара…тся, но ничего не получа…тся. Она тревож…тся, пыта…тся, наде…тся, зазря печал…тся. Когда она себя застав…т, помысл…т, долго думать стан…т, отправ…т грусть, тоску прогон…т, отлож…т всё, что беспоко…т.
Упражнение № 8
Коля крас. т, маж. т, бел. т, чист. т, мо. т, тряпку верт. т, штукатур. т, забива. т, стел. т газету, убира. т, подмета. т, пыль ненавид. т, пропол. т грядки, сорняки вырв. т, услыш. т, как собака ла. т, навстречу выйд. т, посмотр. т, узна. т, дела заброс. т, всех пуст. т в дом, никто не забуд. т теперь о нем, он зна. т много, вер. т в удачу, и он не но. т, и он не плач. т, он не печал. тся и не тревож. тся, не сомнева. тся, что жизнь продолж. тся.
Упражнение № 9
Вася увид. т книгу, куп. т, домой притащ. т, раскро. т,пошут. т, картинки рассмотр. т, буквы узна. т, науч. тся читать, покой потеря. т , расстел. т скатерть, книгу достан. т, полож. т, буд. т любоваться, всем предлож. т, придума. т много новых затей, напиш. т сказку.
Упражнение № 10
Андрей на уроке крут…тся, верт…тся, всё на чудо наде…тся, но надежда та…т, ищ…т подсказки, но их не замеча…т, помощи прос…т, но не задумыва…тся, хоч…т полегче задания, получ…т плохую оценку, увид…т тетрадь, расстро…тся, но не зано…т и не заплач…т, пообеща…т выучить правило, попробу…т, но передума…т.
Упражнение № 11
Саша книгу в магазине увид…т, присмотр…тся, полиста…т, откро…т, рассмотр…т картинки, замет…т, что она содерж…т интересный материал, понаде…тся, подерж…т в руках, покрут…т, поверт…т, побор…тся с желанием приобрести, куп…т, полож…т в сумку, достав…т домой, притащ…т, притян…т, обнаруж…т ответы на свои вопросы, изуч…т, исследу…т, раскрас…т, расчерт…т, покаж…т друзьям, похвал…тся, похваста…тся, прослав…тся.
Упражнение № 12
Художник что-то пиш. т, рису. т, а может, просто малю. т, рассчитыва. т, риску. т, мечта. т быть первым и буд. т, краски развод. т, стара. тся, крут. тся, ход. т, кача. тся, наде. тся, помн. т, прослав. тся, стан. т лучшим, хотя сомнева. тся, вид. т свои достижения, приумножа. т творения, наход. т темы, слыш. т голос удачи, поддерж. т вдохновение, намет. т первые задачи, постав. т цель и достигн. т, его успех не покин. т.
Упражнение № 13
Ваш друг снова вас замет…т, удив…тся, ведь он удивля…тся каждый раз, когда вас вид…т, смотр…т испуганно, не понима…т, теря…тся, недоумева…т, сомнева…тся, тревож…тся, трепещ…т, поража…тся, пуга…тся, обижа…тся, конечно, обид…тся, заплач…т, во всем созна…тся, призна…тся, себя замуч…т, загон…т в тупик, что-то бормоч…т, стон…т, пыта…тся сказать, трат…т здоровье, печал. тся, получ…т стресс, не крикн…т, не свистн…т, не утон…т в печали, наде…тся на лучшее.
Упражнение № 14
Вы приготов…тесь собирать урожай, поэтому вспомн…те об инструменте, отправ…тесь в сарай и поищ…те грабли, обнаруж…те, наточ…те лопату, отремонтиру…те тележку. Если суме…те не прибить пальцы, то постро…те ящики. Когда вы их покрас…те и не измаж…тесь, то почувству…те себя настоящими огородниками.
Упражнение № 15
Вы отправ…тесь на прогулку, погуля…те, поигра…те, разве…тесь, от счастья раста…те, закрут…тесь, заверт…тесь, закруж…тесь, замаш. те, с горы разгоня…тесь и разгон…тесь, громко крикн…те, кому-то свистн…те, пойма…те удачу, встрет…те друга, которого часто встреча…те, исполн…те песню, которую всегда исполня…те, в небе облака увид…те, рассмотр…те.
Упражнение № 16
Спанч боб не печал…тся, не сожале…т, игра…т, танцу…т, не обижа. тся, никого не обид…т, не гон…тся за счастьем, не завис…т от других, прыга…т, крут…тся, верт…тся, круж…тся, разве…т печаль, сдерж…т обещание, соскуч…тся, заскуча…т, удив…тся, удивля…т, улыба…тся, вер…т в себя, ненавид…т ложь, люб…т общаться, слуша…т других, слыш…т музыку.
Упражнение № 17
Ты вер…шь в себя, зна…шь свои силы, рассчитыва…шь на удачу, отправля…шься вперёд, скоро отправ…шься, не завис…шь от других, не обид…шься, вытерп…шь всё, сдерж…шь эмоции, обед не приготов…шь, задремл…шь, намет…шь вечеринку, вытащ…шь стол, застел…шь скатерть.
Упражнение № 18
Если вы посмотр…те вокруг, то обнаруж…те немало поводов для радости, вы увид…те друга, крикн…те от восторга, обним…те его, запрыга…те, забега…те, буд…те смеяться, раскро…те душу, посмотр…те фильм, услыш…те песню, разыщ…те слова, разуч…те её, отрепетиру…те, исполн…те с другом, выйд…те на сцену, выигра…те конкурс.
Упражнение № 19
Мы не уныва…м, не плач…м, не скуча…м, не дремл…м, не тоску…м, времени не трат…м, отправля…мся в путешествие, заправля…м машину, приглаша…м с собой, изуча…м карту, черт…м маршрут, намеча…м остановки, намет…м привал, готов…м обед, гон…мся за акулами, гоня…мся за медузами, бор…мся с ленью, не останавлива. мся.
Упражнение № 20
Руслан удивля…тся, поража…тся, не вер…т себе, сомнева…тся, трепещ…т от страха, замира…т, тороп…тся, гон…тся за счастьем, но не скач…т, гоня…тся, бор…тся за любимую, сража…тся, к победе приближа…тся, приблиз…тся, не завис…т от других, не обижа…тся, не обид…тся, крут…тся, верт…тся, не уныва…т, готов…тся ко всему.
Упражнение № 21
Старуха руга…тся, ка…тся, печал…тся, огорча…тся, отправля…т старика на рыбалку, никак не отправ…т, прос…т о подарке, застав…т, получ…т, не похвал…т, потрат…т, не удерж…тся, потребу…т, прогон…т, буд…т командовать, прикаж…т, увид…т, почувству…т власть, замет…т, не останов…тся, потеря…т, обид…тся, завис…т от настроения, ненавид…т людей.
Упражнение № 22
Три девицы не плач…т, не скач…т, не трепещ…т от страха, наде. тся, вер…т, мечта…т, шепч…т, во сне, бормоч…т, обеща…т, когда-то выраст…т сами, выраст…т цветы, подар…т другим, разве…т печаль, прогон…т тоску, смотр…т вперёд, предвид…т успех, измен…т жизнь, утрат…т покой, пока не тороп…тся, дел…тся мечтами.
Упражнение № 23
Если вы заскуча…те, соскуч…тесь, то дома не остан…тесь, а отправ…тесь в лес, поброд…те, замет…те птиц, услыш…те, спряч. тесь от волка, скро…тесь, обнаруж…те белку, погон…тесь, не пойма…те, наруб…те дров, накол…те, силы потрат…те, увид…те, как стел…тся плющ,
КОНОПАТИТЬ – заделывать щели
Упражнение № 24
Белки скач…т, родители наде…тся, булочки крош…тся, снега та…т, грозы реж…т небо на части,дети тороп…тся, соседи тревож…тся, малыши кле…т аппликацию, туристы гре…тся у костра, бойцы вер…т в победу, собаки не догон…т кота, водители предвид…т опасности.
Упражнение № 25
Камыши колыш…тся, бабушки вяж…т шарфы, ветра ве…т, травы стел…тся, ученики наде…тся, грузчики тащ…т коробки, угли костра тле…т, колёса верт…тся, спортсмены бор…тся, жокеи скач…т, песни слыш…тся, белки спуст…тся, коты дремл…т.
Упражнение № 26
Ветры ве…т, они гон…т облака, молнии меч…тся, знания содерж. тся в книге, белки скач…т, иголки кол…тся, дети наде…тся, колёса крут…тся и верт…тся, волны плещ…тся, травы стел…тся, мамы тревож…тся, соседи тороп…тся, они кле…т обои, ветви колыш…тся, деньги трат…тся, птицы ре…т в небе.
Упражнение № 27
Бабушки соскуч. тся, преступники ка…тся, подружки дел…тся впечатлениями, учителя не колебл…тся, они ненавид…т ложь, друзья зате…т игру, продукты порт…тся, собаки ла…т, коты дремл…т, страны гранич…т, замки руш…тся, зайцы успехи завис…т от нас.
Упражнение № 28
Колхозники пропаш…т поля, соседи кле…т обои, пацифисты ненавид…т войну, страны гранич…т друг с другом, ученики помн…т правило, малыши бормоч…т, птицы содерж…тся в клетке, овцы бле…т, звёзды свет. тся, судьи колебл…тся, успехи завис…т от нас, листья круж. тся.
Упражнение № 29
Егеря не охот…тся, туманы стел…тся, лесорубы кол…т дрова, портнихи распор…т швы, тележки кат…тся, кони топч…т траву, грибы суш…тся, дожди плач…т и барабан…т по крышам, орлы ре…т в небе, ветки колебл…тся, звуки слыш…тся, мамы соскуч…тся.
Упражнение № 30
Вымо…шь тарелки, вытр…шь, красиво расстав…шь, выглад…шь салфетки, разбав…шь компот, пореж…шь торт, завар…шь кофе, подогре…шь молоко, куп…шь шоколад, разлома…шь, раскрош…шь, рассыпл…шь сахар, с трудом насобира. шь, но не испорт…шь настроения, если наде…шься на удачу.
Упражнение № 31
Разыгра. т друзей, мечта. т и помн. т он о футболе, посмотр. т кино, отправ. тся на поле,стан. т в воротах, пропуст. т мяч, расстро. тся, заплач. т из-за неудач, соскуч. тся, задремл. т, глаза закро. т, увид. т сон, как он что-то откро. т.
Упражнение № 32
Как дремл…т сова, зре…т ягода, поспева…т земляника, пада…т с дуба жёлудь, спе…т брусника, скач…т заяц, пута…т следы лисица, медведь лез…т на дерево, куку…т кукушка, муравей тащ…т на себе соломинку, дятел конопат…т дерево, что-то бормоч…т енот. Понаде…тесь вернуться сюда ещё.
Определение спряжения и личных окончаний глаголов + карточки-тренажеры #
Определение спряжения глаголов и написание их окончаний — сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки.
Спряжение — постоянный признак глагола. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний.
I спряжение II спряжение
ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч
1-е л. -у(-ю) —ем(-ём) -у(-ю) —им
2-е л. —ешь(-ёшь) —ете(-ёте) —ишь —ите
3-е л. —ет(-ёт) -ут(-ют) —ит -ат(-ят)
Алгоритм определения спряжения глагола:
1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяем сразу по ударному гласному: бер[ёшь] — I спр, молч[и́шь] — II спр.
2. У глаголов-исключений спряжение определяем сразу:
брить, стелить — I спр.,
смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать — II спр.
Орфограмму обозначаем так:
бре[ е т] (бр и ть — I, искл.)
3. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу перед -/ть\ в неопределенной форме:
/и\ — II спр., любые другие суффиксы — I спр.
Орфограмму обозначаем так:
бо́р[ е т]ся (бор о ться — I спр.).
Первому пункту уделите особое внимание! Ребенок ленится или забывает определять, ударное окончание или безударное, и сразу ставит все в начальную форму. Но если окончание ударное, то н.ф. этого глагола только запутает. Пример: гниют, окончание ударное, буква ю — I спр. Но детки ставят в н.ф. — гнить. Перед ть — и, ошибочно пишут, что спряжение второе. Частая ошибка.
Карточки для определения спряжения глаголов и личных окончаний:
Вставьте пропущенные буквы, над всеми глаголами укажите время, спряжение. Выделите окончание.
П…ля опустели. Цв…ты исчезли. Ж…лтая тр..ва клонится к з…мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..леным к…вром. Корешки хлеба сохранятся невредимым. В…сной они выгл…нут на свет з..леными ст…бельками.
Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи спряжение. Обозначь орфограмму.
Игорь пиш _т (писать, . ). Собака скреб_т ( . ).
Аня беж_т ( . ). Олег и Глеб перепиш _т (переписать, . ) статью.
Ребята чита _т (читать, . ). Текст прочита _т (прочитать, . ) Инна.
Мы смотр _м (смотреть, . ) фильм. Друзья не посмотр _т (посмотреть, . ) фильм.
Ты слыш _шь (слыш_ть, . ) шорохи? Ты часто слуша _шь (слушать, . ) радио?
Что вы реша _те (решать, . )?
Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.
С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа….т (________________ , . ) весна. Замира….шь (________________ , . ) от смутных предчувствий и улыба….шься (________________ , . ) без всякой причины. Такое же состояние пережива….т (________________ , . ) теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпа….т (________________ , .. .) под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце свет….т ( , . ) ярко и своими лучами купа….тся ( , . ) в лужах вместе с воробьями. Речка надува….тся (________________ , . ) и темне….т (________________ , . ). Она уже проснулась, скоро заревёт, понесёт свои бурные воды, погон….т ( ________________ , . ) лёд. Деревья голы, но уже живут, дыш. т ( ________________ , . ).
Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.
Кабан — это дикая свинья. По виду он немного отлича….тся (________________ , . ) от домашней свиньи: облада….т (________________ , . ) более коротким и плотным телом. Дикий кабан вод….тся ( ________________ , . ) в широколиственных и смешанных лесах.
Он брод….т (________________ , . ) по лесам и похрюкива….т (________________ , . ) . Дубовые жёлуди подбира….т ( ________________ , . ) . Своим длинным рылом землю ро….т ( ________________ , . ). Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива….т (________________ , . ). Это он пищу ищ….т ( ________________ , . ).
Очень редко кабан напада….т ( ________________ , . ) на мелких и крупных животных, больных или раненых.
Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.
Вер_ш_ (________________спр.), леч_ш_ся (________________ спр.),
он зябн_т (________________ спр.), вы обижа_т_ (________________спр.),
он мороз_т (________________ спр.), вы беж_те (________________спр.),
они слыш_т (________________спр.), она купа_тся (________________спр.),
мечта_ш_ (________________спр.), дежур_ш_ (________________спр.),
оно свет_т (________________спр.), он гон_т (________________спр.),
они крич_т (________________спр.), они хохоч_т (________________спр.),
они уч_т (________________спр.), мы люб_м (________________спр.).
Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.
Догон_ш_ (________________ спр.), гре_ш_ся ( ________________спр.),
он смотр_т (________________спр.), вы броса_т_ (________________ спр.),
он глад_т (________________спр.), они бормоч_т ( ________________спр.),
они терп_т (________________спр.), она улыба_тся ( ________________спр.),
куша_ш_ (________________ спр.), вздыха_ш_ ( ________________спр.),
оно гре_т (________________ спр.), он стон_т ( ________________спр.),
он обид_т ( ________________спр.), он верт_т (________________ спр.),
она бле_т ( ________________спр.), они ненавид_т (________________ спр.),
они леч_т ( ________________ спр.), мы вер_м ( ________________спр.).
Готов_ш_ ( ________________ спр.), воз_ш_ся ( ________________спр.),
он слыш_т (________________ спр.), он ро_т ( ________________спр.),
вы руб_т_ (________________ спр.), он вид_т ( ________________спр.),
он кол_т (________________ спр.), они дремл_т ( ________________спр._),
они стел_т ( ________________спр.), она гоня_тся ( ________________спр.),
он верт_т ( ________________спр.), он завис_т (________________ спр.),
гон_ш_ ( ________________спр.), пряч_ш_ ( ________________спр.),
оно се_т ( ________________спр.), он держ_т ( ________________спр.),
они суш_т ( ________________спр.), мы гас_м ( ________________спр.).
От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.
Спр. ед. ч. мн. ч.
Работать — ____________________________________________________,
стелить — _____________________________________________________,
зреть — ________________________________________________________,
расцветать — ___________________________________________________,
сто́ить — _______________________________________________________,
таять — ________________________________________________________,
вертеть — _______________________________________________________,
кричать — _______________________________________________________,
дышать — _______________________________________________________,
решать — ______________________________________________________,
терпеть — _______________________________________________________,
ненавидеть — ____________________________________________________,
копить — _______________________________________________________,
смотреть — ____________________________________________________.
Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.
Они пиш…т ручкой, мы черт….м , мы вис..м, они леч…т, наступа…т весна, вы обижа…те, вы реша …те, ты дежур…шь, мы дыш…м, ты не догон…шь, она маш…т рукой, ты ласка…шься, ты вздыха…шь, ты выуч…шь, друзья не посмотр …т, коты ворч. т, ты стира…шь, мы вер…м, вы готов…те, он подбира…т, они глад…т, мы вид…м, ты дыш…шь.
Кузнечики стрекоч…т в поле, ты гуля…шь, пиш…м в тетради, он рассыпа…т, жук бега…т по дорожке, вы груз…те, он дума…т на уроке, мы замороз…м, ты крас…шь, ярко свет…т солнце, мы се…м, он обид…лся, прыга…шь на улице, вы слыш…те, зна…те правило, смотр…т в окно, он верт…ся, они вид…т, игра…м в мяч, ты бре…шь.
Трава зелене…т в лесу, она держ…тся, он пиш…т в тетради, она полива…т цветы, ты жале…шь, земля чернее…т в поле, мы вид…м, корм…т птиц, она завис…т, они ход…т в школу, ты посмотр…шь, дети ищ…т одежду, дела…шь уроки, замеча…шь ошибку, ветер гон…т стаю туч, она стон…т от боли, маш…т рукой, встрет…ш.. друга, ты жале…шь.
Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени , измените порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Определите спряжение и лицо глаголов.
На улице ……… лютый мороз. Вдруг ты …….. тоненький стук. Метель ……… дорожки. Синичка ……….. по снежку. Ты …….. в тепле и ………… уроки. Через стекло на тебя ……… глазки-бусинки. Бедняжка совсем ……….. . За оконной рамой ты ………. птичку. Ты быстро …….. окно и ……. крылатую гостью в тёплую комнату.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные окончания в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.
Из пословицы слов не выкин…шь.
Что посе…шь, то и пожнёшь.
Слезами горю не помож…шь.
Одной рукой и узла не завяж…шь.
Правды не спряч…шь.
Разговором сыт не буд…шь, если хлеба не добуд…шь.
На час опозда…шь – годом не наверста…шь.
Ласковым словом и камень растоп…шь.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.
Сам не зна…шь, где найдёш…, где потеря…шь.
Как налад…шь, так и поед…шь.
Неправдой свет пройдёшь, да назад не ворот…шься.
Не попробу…шь горького, не узна…шь сладкого.
Днём раньше посе…шь, неделькой позже пожнёш….
Дальше полож…шь, ближе возьмёш… .
Глубже вспаш…шь – буд…шь с хлебом зимой.
Вставьте буквы И или Е в окончания глаголов. Выделите окончания. Определите спряжение.
Замяука…т Нервнича…т
Угоща…т Беле…т
Запуга…т Зала…т
Искупа…т Провожа…т
Вис. т Порт…шь
Окружа…т Развлека…т
Запута…т Зиму…т
Желте…т Дикту…т
Марину…т Голода…т
Залива…т Добре…т
Строга…т Рыщ…те
Барабан…м Надкус…м
Выброс…м Верт…м
Готов…м Молч. т
Глад…шь Услыш…шь
Леч…шь Свет…шь
Молв…шь Скос…шь
Рыбач…те Причал…те
Выполн…те Застав…те
Люб…те Загон…те
Приземл…тесь Обнаруж…те
Определи спряжение глаголов. Обозначь орфограмму.
Для этого необходимо проспрягать глагол и определить спряжение по алгоритму.
Видеть, решать, брить, сидеть, стелить, знать, шить, копать, вертеть, бить, ломать, строить, загадывать, вспоминать, лепить, молчать, смотреть, бежать, надеть, сеять, сиять, пойти, выполнить, помогать, слышать, везти.
Определите спряжение глаголов
Бить, свить, жить, полить, выпить, прошить.
Примечание для преподавателя. Обратите внимание ребенка на то, что в этих глаголах спряжение определяется по личному окончанию (оно ударное), а не по начальной форме глагола. Если ребенок определил по начальной форме, что это 2-е спряжение, а не 1-е, напомните ему, что глаголы бить, вить, жить, лить, пить, шить и все глаголы, которые от них образованы с помощью приставок, не имеют глагольного суффикса -и- (буква и входит в корень).
Задание на спряжение правописание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) произнос..шь, слыш..мый
2) относ..шься, надума..шь
3) засмотр..шься, реша..мый
4) невид..мый, разгон..шься
5) раска. ться, найд..нный
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1. произносИшь (личное окончание глагола 2 спр.), слышИмый (от глагола 2 спр.)
2. относИшься (личное окончание глагола 2 спр.), надумаешь (1 спр.)
3. засмотрИшься (личное окончание глагола 2 спр.), решаемый (от глагола 1 спр.)
4. невидИмый (суффикс причастия, образованного от глагола 2 спряжения), разгонишься (2 спр.)
5. раскаяться, найд енн ый
НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для успешного выполнения задания учащиеся должны знать:
—что такое личная форма глагола;
—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;
—как зависит написание суффикса причастия от спряжения глагола;
—в каких случаях написание суффикса причастия/деепричастия определяется спряжением, а в каких нет.
11.1 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Правило определения спряжения глагола является базовым, основным правилом для ТРЁХ орфограмм, изложенных в этом пункте.
В зависимости от буквы в окончании все глаголы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы
Пояснения к таблице.
1. Если личное окончание находится под ударением, то определить спряжение глагола легко: в приведённых парах личные формы глаголов ИДТИ, ПЕТЬ и СИДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют ударные личные окончания.
Глагол относится к I спряжению, если его окончание содержит Е; УТ/ЮТ .
Глагол относится к II спряжению, если его окончание содержит И; АТ/ЯТ .
Слов с ударным окончанием достаточно много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.
Обратите внимание: появление приставки ВЫ не влияет на написание окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.
2. Вторые пары слов, личные формы глаголов ПИСАТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют ударения на окончании. В них написаны буквы Е- УТ и И -ЯТ только потому, что было установлено: это глаголы I и II спряжения. Список слов с безударным окончанием гораздо более обширен.
Спряжения слова с безударным окончанием определяют, исходя из того, на какие буквы оканчивается глагол в начальной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).
Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.
I спряжение | II спряжение | |||
УТ/ЮТ | АТ/ЯТ | |
ЕМ | ИМ |
Деепричастия (что сделав?) | |
Гласная буква—суффикс начальной формы— перед выделенными суффиксами ОДНА и та же, и она «перешла» вместе с основой начальной формы глагола, от которой обе формы образованы.
Приведём словообразовательные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).
11.2.3 Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Формы страдательных причастий образуются от основ инфинитива при помощи суффикса ЕНН или НН.
Если основа глагола оканчивается не на ИТЬ, то есть с сохранением гласной буквы основы, например:
ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;
замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;
обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.
Таким образом, перед НН пишется та же самая буква, что и в основе инфинитива.
Если основа глагола оканчивается на ИТЬ, то есть с усечением гласной буквы основы, например:
УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН.
Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.
Отдельно стоит отметить случаи, если основа глагола оканчивается на ЕТЬ: некоторые лингвисты считают в причастиях суффикс ЕНН, другие видят два суффикса, Е и НН:
УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, указаны два суффикса;
рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, указан один суффикс.
При разном подходе к определению состава слова написание буквы Е перед НН остаётся неизменным.
Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.
Этим же правилам подчиняются и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида:
пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суффикс И усекается, добавляется ЕН;
вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;
сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.
Ряд слов, образованных от ПОХОЖИХ глаголов нужно отметить особо.
выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть);
развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕннный товар (взвесИть);
замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вывалИть).
Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов
измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;
измерЕННый (измерИть, что сделать?, от измерЯть причастия прошедшего времени не образуется);
http://7gy.ru/shkola/russkij-yazyk/1515-kartochki-trenazhery-na-opredelenie-spryazheniya-glagolov.html
http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=346