Задание на тему правописание гласных в корне слова

Карточки по русскому языку.Тема «Отработка навыка правописания безударных глассных в корне слова.»
тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему

Отработка навыка правописания безударных глассных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_kartochki_pravopisanie_bezudarnoy_glasnoy_v_korne_2-3_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударной гласной в корне. (2-3 классы)

С п и ш и т е . Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

Подчеркните безударные гласные.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

С п и ш и т е словосочетания, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочные слова.

С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва.

Ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.

К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г. лодать — . ст. рожка- .

в. здушный — . в. сёлый — .

д. лёкий — . ч. совщик — .

ш. стёрка — . кр. кливый — .

Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к. рмушка — ( о,а) — . д. ревья — (е,и) — .

уг. щать — (а,о) — . ст. рожить — ( а,о) — .

ш. лестеть — (е,и) — . ш. рстяной — (е,и) — .

ж. стянка — (е,и) — . м. рской — (о,а) — .

т. пло — (е,и) — . ж. мчужина — (и,е) — .

К д а н н ы м словам подберите проверочные слова. Поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные.

С п и ш и т е предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

_________________________________________________________________ Карточка 7.

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро. но. и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро. им, не страшен.

Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П. сатель, расп. сание, зап. сал, п. сьмецо;- .

Стр. лок, стр. льба, стр. лял, выстр. л; — .

Т. рговля, т. ргует, т. рговый (город); — .

Гл. тать, прогл. тил, гл. ток, гл. тнул; — .

Вставить безударные гласные:

п. стух, др. зды, сн. жинка, кр. чал, м. стечко, стр. ительная, к. менистая, ст. яла, л. сная, л. сица, цв. точек, тр. пинка, гр. бник, б. р. говая, р. чной, выст. вка, б. льной, п. ньки

Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.

В л. су (. ) живёт рыжая л. са ( . ). Лисий дом — н. ра ( . ). У н. ры ( . ) играют весёлые л. сята (. ). Л. сица (. ) учит их лисьим повадкам.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з. л. тые . сенние дни г. товились к . тлету жур. вли. П. кружились . ни над р. кой, над р. дным б. лотом. Вот п. т. нулись птицы в д. лекие страны. На в. стоке п. к. залась ранняя зорька.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

К. рова, г. зета, скв. рец, б. лет, д. кабрь, н. род, м. локо, пятн. ца, к. рабль, д. ревня, в. кзал, м. роз, к. пуста, р. кета, м. дведь, п. льто, к. стёр, к. мандир, р. сунок, л. пата, м. лина, р. бята, в. гон, п. года, к. ртина, . втобус, м. сяц, п. суда.

Вставить безударные гласные. С одним из слов составь предложение.

Г. лубка, пл. щадка, см. льчак, в. здушный, др. жать, зар. дить, в. шневый, заскр. пел, д. лекий, п. лезный, ск. листый, т. желый, р. зьба, д. ржал, д. мой, т. нул._______________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы:

М. роз, площ. дь, с. пог, т. традь, стор. ж, бер. г, леб. дь, в. р. бей, с. л. вей, за. ц, яг. да, гру. а, су..ота, свит..р, . гаж, ж. лезо, д. рога, п. рог, б. седка, к. ртина, п. сок, р. бята, а. уратный, д. ревня, з. втр. к, се. одня

Выполнить фонетический разбор лебедь .

Вставить пропущенные буквы, составь предложение со словом дождливый .

Б. да, б. льшой, гл. зной, гр. бной, д. лёкий, дл. ннее, д. ждливый, з. лёный, зв. риный, к. лючий, кр. вой, л. сной, м. сной, м. рской, н. бесный, п. рнатые, пр. мой, п. следний, р. гатый, скр. пучий, ст. ловая, тр. скучий, т. нистый, т. жёлый, х. лодный, цв. тной, ч. рвяк.

Вставить безударные гласные

Поб. жал по д. ске, обр. нил в. л. синки, гн. здо под к. рнями, л. тят не сп. ша, з. л. тое к. льцо, б. жит б. гом, др. зды в гн. зде, на п. лянке около р. ки, к. рмил ч. рв. ками, ск. зала с. стра, прин. сла в. ды.

Упражнения и тест «Безударные гласные в корне слова»

Упражнения

1. Выпиши сло­ва с орфо­грам­мой «Безударная глас­ная в корне сло­ва, про­ве­ря­е­мая ударением».

Гриб, гри­бок, вода, водич­ка, рука, зем­ля, садо­вый, реч­ка, тря­сёт, висит, огу­рец, сте­на, окно, полёт, листок, листик.

2. Спиши, вставь про­пу­щен­ную без­удар­ную глас­ную, про­верь. Подчеркни Б/ГЛ в дан­ном сло­ве в сла­бой пози­ции одной лини­ей, а удар­ную глас­ную в про­ве­роч­ном сло­ве — дву­мя линиями.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щен­ка), разв…вать (память), разв…вать (по вет­ру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обста­нов­ку), разр…дить (мор­ковь), затр…петать, ст…рожил (избуш­ку), мест­ный ст…рожил, в…лнение.

3. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «а»?

  1. отр…cль, сокр..щать, р…скошный
  2. предст…влять, предназн..чение, дек…рация
  3. пригл…шать, уг…сать, выр…сти
  4. д..роженька, ф..нтазия, л…боратория.

4. Спиши. Замени одним словом.

Холодное вре­мя года – …
Капельки вла­ги на траве – …
Ночная пти­ца – …
Домик кро­та –…
Мальчик, кото­рый учит­ся в школе – …

5. Прочитайте пред­ло­же­ния. Напишите те из них, в кото­рых все сло­ва (кро­ме пред­ло­гов) име­ют без­удар­ную глас­ную в корне слова.

Желтели, золо­ти­лись листоч­ки в саду.
Журавли лете­ли через поля, леса, города.
Дрозды поеда­ют ряби­ну, чернику.
Ребята выса­жи­ва­ют моло­дые берез­ки, ясе­ни и ёлочки.
Качает вет­вя­ми кос­ма­ты­ми седая сосна.
Вечерняя тиши­на висит над рекой.

6. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфограмму.

Наступили силь­ные м_розы. Снег зава­лил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устро­и­ли для птиц к_рмушки. Девочки насы­па­ли пш_на. Г_лодные пти­цы быст­ро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

7. Выпиши толь­ко те сло­ва, в кото­рых без­удар­ную глас­ную в корне мож­но проверить.

Звезда, шары, све­ча, сне­гу­роч­ка, лисё­нок, бель­чо­нок, часы, сова, коло­коль­чик, сне­жин­ка, сне­го­вик, гри­бок, фла­жок, огонь­ки, моро­зец, ковёр, оси­на, паль­то, кро­ты, пенал, пекар­ня, варе­нье, воро­на, маши­на, полевой.

8. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфо­грам­му. Напиши отгадку.

Всю ночь л_тает,
Мышей по_дает,
А ста­нет св_тло,
Л_тит в дупло.

9. К дан­ным сло­вам подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва с без­удар­ным глас­ным в корне, явля­ю­щи­е­ся дру­гой частью речи.

Корм – … (гла­гол) (что делать?)
Ночь – … (имя при­ла­га­тель­ное) (какая?)
Скрип – … (гла­гол) (что делают?)
След – … (гла­гол) (что делает?)
Косит – … (имя суще­стви­тель­ное) (что?)
Горы – … (имя при­ла­га­тель­ное) (какие?)
Шалость – … (гла­гол) (что делал?)

10. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфограмму.

Среди кустов з_лёных
У реч­ки сер_бристой
Гуляет ол_нёнок,
Телёночек п_тнистый.

11. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфограмму.

З_ма сп_шит, хл_почет,
Укутала в сн_га
Все коч­ки и п_нёчки,
Скамейки и ст_га.

12. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

13. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

14. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

15. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

16. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавоч­ке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.

17. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, рези­но­вые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к ста­ро­сти, ск_тина, п_стух, в_реники.

18. Прочитай посло­ви­цы. Вставь без­удар­ную глас­ную в корне в гла­го­лах. Устно под­би­рай сло­ва, в кото­рых б/гл сто­ит в силь­ной удар­ной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в серд­це вои­на нет муже­ства, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши язы­ком, а тор_пись делом.

Книга в сча­стье укр_шает, а в несча­стье ут_шает.

Тот, кто ука­зы­ва­ет на твои недо­стат­ки, не все­гда твой враг; тот, кто г_в_рит о тво­их досто­ин­ствах, не все­гда твой друг.

Славу лег­че добыть, чем сохр_нить.

Добрая сла­ва л_жит, а худая б_жит.

Самостоятельно най­ди посло­ви­цы, в кото­рых в гла­го­лах есть без­удар­ная глас­ная, про­ве­ря­е­мая ударением.

19. Спиши, встав­ляя глас­ную по смыслу.

А)

Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.

В)

Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка дав­но пос_дела (с_д).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожа­луй­ста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожа­луй­ста картофель.

20. В пустые окош­ки вставь б/гл. Расставь пред­ло­же­ния по порядку.

Прыгнет с обры­ва, оста­но­вит­ся и з…вёт сына.
Мать к…рмила его моло­ком и учи­ла бегать по горам.
М…лыш др…жит от стра­ха, но прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине гор­ной реки.
Мать лижет ему шёрстку.

21. Спиши, вставь б/гл по смыслу.

Мама про­сты­ни стирала
И на реч­ке пол_скала.
К доч­ке кош­ка подбежала,
Дочка кош­ку пол_скала.

Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв_вает,
А на кры­ше мой флажок
Разв_вает вете­рок.

К ста­ро­сти наш дедуш­ка очень пос_дел.
Он в саду на брёв­ныш­ко сел и пос_дел.

22. Измени сло­ва (назва­ния птиц) так, что­бы выде­лен­ная б/гл в корне ста­ла безударной:

клёст, лебедь, совы, воро­бу­шек, чиж, ворон, журавль, скво­руш­ка, голубь, соловушка.

23. Вставь про­пу­щен­ную б/гл в корне. Составь 3 пред­ло­же­ния, исполь­зуя дан­ные сло­ва (окон­ча­ния в сло­вах мож­но менять).

Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.

С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.

24. Вставь без­удар­ную глас­ную в корне в гла­го­лах. Подбирай сло­ва, в кото­рых б/гл сто­ит в силь­ной удар­ной позиции.

3ач_стили д_жди, и на даче ста­ло тоскливо.
Я отв_рил калит­ку и об_жал вокруг дома.
Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.
Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.
Ст_рик мед­лен­но ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.
Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.
Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.
Я отв_рил дверь, и луч про­жек­то­ра осл_пил меня.
На ужин Саша отв_рил кар­то­шеч­ку и съел её с с_лёдочкой.
Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, уда­ры гро­ма сотр_сали землю.

*25. ЗАПОМНИ!

Иногда при напи­са­нии слов с про­ве­ря­е­мой б/гл в корне очень труд­но быст­ро най­ти под­хо­дя­щее сло­во для про­вер­ки. Вот неболь­шой спи­сок слов, кото­рые име­ют про­ве­роч­ное сло­во, а вам необ­хо­ди­мо вста­вить б/гл в род­ствен­ные сло­ва, кото­рые мож­но про­ве­рить дан­ным словом.

  • Б_юкать, об_ятельный – бАять;
  • д_лина — дОл (ров­ный, рав­ни­на); НО д_леко — дАль;
  • пт_нец, пт_нцы — птЕнчик, НО пт_целов — птИцы;
  • бл_год_рить – блАго+дар;
  • прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко;
  • возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу;
  • до свИдания – вИдеть;
  • ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть;
  • обл_чить, облик,л_ковать, л_цевать, разл_чать, ол_цетворение — лИк, лИца;
  • к_рыто, к_ра – кОрка;
  • нас_кoмoe – насЕчка;
  • напр_женный, упряжь — прЯжка;
  • неут_мимый – тОмный, истОма;
  • осв_домить – вЕдать;
  • ош_ломить — шлЕм (шЕлом);
  • ос_нить – сЕнь;
  • изобр_жать, обр_з — безобрАзие;
  • пл_мянник – плЕмя;
  • преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть;
  • всп_рхнуть, п_рхать, п_рошок, п_рОша – пОрох;
  • подч_ненный, ч_новник – чИн;
  • п_рчатка – пЕрст;
  • пл_шмя – плАха;
  • сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть;
  • состр_дание, постр_дать, стр_дная пора, стр_да – стрАждущий;
  • подл_нный – той же дли­ны (длИнный);
  • см_калка – намЁк;
  • сокр_венный – сокрОвище;
  • вт_хомолку, пот_хоньку, исподт_шка – тИхо.

Для успеш­но­го усво­е­ния орфо­гра­фи­че­ской темы «Безударные глас­ные в корне слов» пред­ла­га­ем выпол­нить тре­ни­ро­воч­ный тест. В нем пред­став­ле­ны сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми, непро­ве­ря­е­мы­ми и чере­ду­ю­щи­ми­ся без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне.

1. Буква «а» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. хл…потливый отец, к…митет, похв…ла;
  2. местопол…жение, разр…стись, прип…рковать автомобиль;
  3. ф…соль, к…блук, вол­на к…чает лодку;
  4. г…рошинка, к…снуться рукой, оз…рение.

2. Буква «о» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. запл…мбировать зуб, отл…жить встре­чу, в…кзал;
  2. совп…дение, тр…пический фрукт, предпол…гать;
  3. к…мпот, зан…веска, оз…ряться;
  4. сан…торий, непром…каемый плащ, зд…ровье.

3. Буква «е» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. воспр…пятствовать, д…легация, раст…рание красок;
  2. к…росин, ст…рать бельё, посв…тить поэму;
  3. уц…нённый товар, ж…мчужина, п…рцовый пластырь;
  4. з…мляной вал, зал…денеть, ф…олетовый.

4. Буква «и» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. абор…ген, воз­душ­ный поц…луй, г…рбарий;
  2. пал…садник, н…деля, инж…нер;
  3. выж…гание, прив…легия, скр..петь дверью;
  4. греб…нь, арт…ллерия, в…нтиляция.

5. Одна и та же бук­ва про­пу­ще­на в рядах слов:

  1. с…лома, б…гровый, з…рница;
  2. бл…снуть, ед…ничный слу­чай, уз…лок;
  3. в…лчица, спл…чённый, угр…жающий;
  4. изб…ратели, вн…мание, об…деться.

6. Одна и та же бук­ва про­пу­ще­на в рядах слов:

  1. осв…бодительный, ф…нарщик, ск…калка,;
  2. пол…гаться, ув…жение, подр…жать брату;
  3. упл…тнить сро­ки, зат…чить каран­даш, сотв…рение мира;
  4. покл…ниться зри­те­лям, спл…влять лес, попр…шайничать.

7. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же про­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. изм…рение, прит…снять, в…щество;
  2. осв…житься, л…тать, вн…мательный;
  3. под…рить, ук…зательный палец, об…няние;
  4. фл…мастер, пар…докс, к…бура.

8. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. ид…альный, пр…чудливый, прод…раться;
  2. см…риться, выч…сление, ч…стота в доме;
  3. пр…вращаться, эксп…римент, выб…рет меня;
  4. укр…тительница, , оч…ровательный, изл…жение.

9. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. зад…лжать, позв…лить шалость, кат…строфа;
  2. раздр…жение, обн…жаться, пр…стой;
  3. ист…пить печь, пол…скать белье, ум…лять о пощаде;
  4. к…вычки, обст…новка, прод…вец.

10. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. уг…реть от дыма, р…стение, тр…фарет;
  2. р…лигия, мар…над, сп…шить на работу;
  3. ум…лчание, вым…кнуть до нит­ки, ан…мальный;
  4. распозн…вать, нак…лить шип­цы, отв…рить рис.

11. Укажите ряд слов с непро­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. д…лина, в…кцина, раск…лить щипцы;
  2. об…грённый, уг…сать на вет­ру, благосл…вить;
  3. к…рамика, д…фект, ц…мент;
  4. п…лот, зап…рать дверь, совсем обл…ниться.

12. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. м…ротворец, р…месло, зап…вать песню;
  2. изв…нение, д…кларация, р…ликвия;
  3. д…виз, м…дальон, п…ченье;
  4. сент…ментальный, в…негрет, д…рижёр.

13. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. заб…влять, обст…новка, сп…ртакиада;
  2. нав…ждение, обр…батывать, к…рдинальный;
  3. ан…мальный, н…тариус, к…ламбур;
  4. пр…винция, эксп…нат, оп…ленный солнцем.

14. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. об…жать музы­ку, подг…товка, вып…лоть сорняки;
  2. грам…тный, см…родина, об…няние;
  3. апл…дисменты, позн…вать, б…рдовый;
  4. пок…янное пись­мо, г…рмония, к…литка.

2.3. Правописание гласных в корне

Упражнение 30. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.

Д..лина, продв..гаться, привл..кать, прип..дать на одну ногу, м..сной, леб..диный, ощ..пать, препод..вать, р..птать, гр..шовый, в..зить, пл..скать, в..рона, цв..ток, к..рмить, пок..рить, тр..щать, уб..гать, т..лковать, ув..зать, прис..гать, уд..вление, п..стух, прип..ять, ул..тать, тр..пинка, привл..кательность, неопред..лённый, предзн..менование, обл..гчение, обл..качиваться, пренебр..жение, впеч..тление, обн..жить, погл..тить, насл..ждение, позв..лять, скр..петь, п..лоть, тр..сина, усм..рять, ч..рстветь, вып..кать.

Упражнение 31. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.

Выр..щенный, возр..ст, выр..с, отр..сль, пор..сль, р..сти, прик..саться, прик..снуться, подп..рать, зап..реть, накл..ниться, прекл..няться, подр..внять ряды, р..внина, р..внение, пор..вняться, перет..реть, перет..рать, зам..реть, ум..рать, подб..рать, взб..раться, об..рать, уб..рать, подг..рать, уг..релый, выг..рки, приг..рь, бл..стеть, отбл..стать, пл..вец, попл..вок, жук-пл..вунец, приск..кать, ск..чок, вск..чить, ур..вень, сл..гаемое, сл..жение, выск..чка, распол..житься, пл..вчиха, укл..ниться, пол..жение, пол..гать, сж..гать, з..ря, заг..релый, р..стовщик, пром..кашка, вым..кнуть, обм..кнуть, зам..чить, непром..каемый, см..чивший, разр..внять щебень, пор..вняться с домом, ур..внять в правах, соч..тание, расст..лить, расст..лать, тв..рить, утв..рь, оз..рённый, оз..рять, з..рница, тв..рец, предл..гать, предл..жение, пол..г, прил..гать, прил..жение, нар..щение, недор..сль, р..сток, дикор..стущий, водор..сли, ск..кун, выск..чка, отд..рать, отд..ру, выж..чь, выч..тать, выч..сть, выч..тание, заст..лать, р..внение по росту, подр..вняться в строю, ур..внять шансы, выр..вненная площадка, подр..внять кусты, зар..внять траншею, р..весник, пор..вну, разр..внять грядки, безотл..гательно, пом..нать, зан..мать, пам..ть, ум..нать.

Упражнение 32. Обратите внимание на правописание выделенных гласных. Составьте словосочетания или предложения с этими словами.

А б а жур, а в а нгард, а в а нтюра, агитк а мпания, агр и культура, агр о компл е кс, а дв о кат, акв а рель, а кк о мп а н е мент, а кк о мп а н и атор, а кр о бат, а лг о ритм, а ллея, а льм а нах, а н а логия, а нт а г о низм, а пл о д и сменты, а п о ф е оз, а р о мат, а ф о ризм, б а гровый, б а гряный, б а к а лавр, б а к а лея, б а кл а жан, б а л а гур, б а лет, б а лкон, б а ндероль, барх а т, б а рьер, б а ст и он, б а т а рея, б а т и скаф, б а тист, б а хр о ма, би а тлон, б о дяга, б о кал, б о л е ро, б о лото, б о рдовый, в а кансия, в а кцина, в а риант, в а тага, в а трушка, ви о л о нчель, в о д е виль, в о калист, во о бр а жала, г а б а рит, г а лера, г а лерея, г а рмония, г а рнизон, г а рпун, г а строли, г а стр о ном, г и перб о ла, г о б е лен, г о р и зонт, гр о мадный, гр о м о здить, д е в а львация, ди а гональ, ди а дема, ди а п а зон, д и сл о кация, д о влеть, д о л о то, д о м и нанта, д о м и но, д о ск о нальный, е пархия, жав о р о нок, ж а кет, ж а люзи, ж а ргон, ж а смин, заб а стовка, зав о рожить, заобл а чный, зап а дный, и д е ал, и де о логия, и н и ци а тива, и е зуит, изобр а зить, и мп о зантный, к а блук, к а бр и олет, к а в а лерия, к а вычки, к а йма, к а к о фония, к а л а мбур, к а л а нча, к а лач, к а л е йдоскоп, к а литка, к а лория, к а лоши, к а льмар, к а мпания (предвыборная), камф а ра, к а никулы, к а н и тель, к а н и фоль, к а н о нада, к а н о нерка, к а нц е лярия, к а п и лляр, к а п и туляция, к а приз, к а р а вай, к а р а катица, к а р а мель, к а ркас, к а рн а вал, к а рниз, к а скад, к а ст е лянша, к а стрюля, к а т а васия, к а т а клизм, к а т а комбы, к а т а лог, к а т а пульта, к а т а строфа, к а т а фалк, к а тегория, к а ш а лот, к а ш е мир, кв а л и ф и кация, ко а лиция, к о бура, к о варный, к о веркать, к о горта, к о кетка, к о либри, к о лосс, к о лчан, к о мандир, к о мар, к о мбайн, к о мб и нация, к о мб и н е зон, к о медия, к о мета, к о миссия, к о мпания (друзей), к о мп а ньон, к о мпетентный, к о мплекция, к о мплимент, к о мп о зиция, к о мп о нент, к о мп о новать, к о мфорт, к о ндитер, к о нд и ционер, к о нтакт, к о нт и нгент, к о нтраст, к о нф е дерация, к о нф е ренция, к о нфликт, к о нфорка, к о рзина, к о ридор, к о ричневый, к о рнишон, к о р о мысло, к о рп о рация, к о т и ровка, к о чан, к о ч е неть, к о щей, л а б и ринт, л а ванда, л а вировать, л а зурь, лак о мый, л а к о ничный, л а ур е ат, л а чуга, л о кальный, л о катор, л о яльный, м а вз о лей, м а г а зин, м а гнит, м а к а роны, м а кул а тура, м а л а хит, м а ндат, м а неж, м а неры, м а нжеты, м а н и пулировать, ман и фест, м а рг а рин, м а р и над, м а ршрут, м е з о нин, мел о д е кл а мация, м е м о риал, м е т а м о рфоза, м е т о нимия, м и з а нтроп, м и ни а тюра, м о гущество, м о заика, м о золь, м о нисто, м о нтаж, м о раль, м о тив, нав а ждение, н а в и гация, н а тюрморт, н е вр а лгия, н е вр о логия, нег а тивный, н о каут, н о ктюрн, н о стальгия, н о тариус, об а грить, об а яние, об о няние, од о леть, о азис, о б е лиск, ок о р о к, о л и гарх, о пт и мальный, о пт и мизм, о р а нжевый, о р а нжерея, отр а зить, п а л и садник, п а литра, п а мфлет, п а н а цея, п а н е гирик, п а н и хида, п а н о рама, п а нт е он, п а пироса, пап о р о тник, п а раб о ла, п а р а докс, п а р а зиты, п а р а лич, п а р а ллель, п а р а метры, п а р а пет, п а р а фин, п а р а фраза, п а р а шют, п а ром, п а ртер, п а ссаж, п а ст о раль, п а т о логия, п а тр и отизм, пи а нино, пиг а лица, п и гмей, п и р а мида, пл а гиат, пл а нетарий, пл а ст и лин, п о лемика, п о л и клиника, п о л о нез, пор а жённый, п о ртьера, п о ст а мент, пр а гм а тизм, предв а рительный, при о ритет, пр о блема, провол о ка, пр о кл а мация, пр о кур а тура, пр о п а ганда, р а д и атор, р а д и кальный, р а д и кулит, р а псодия, р а р и тет, р а т и ф и кация, р е з о нанс, р е кл а мация, р е ст а врация, р и к о шет, р о к и ровка, р о мантизм, р о мштекс, р о т а принт, р о тонда, с а кр а ментальный, с а лон, с а лют, с а н а торий, с а н и тар, с а рделька, с е м а фор, с е рп а нтин, ск а ндировать, ск а рл а тина, ск а фандр, ск о в о рода, с о л и дарность, с о мбреро, с о ната, с о нет, с о прано, сп о нтанный, ст а дион, ст а кан, ст а л а гмит, ст а л а ктит, сте а рин, ст о м а толог, стр а тегия, стр е к о за, т а бун, т а бурет, т а лант, т а р а кан, т о ксический, т о матный, т о паз, т о пчан, т о ре а дор, т о ржествовать, торм о з, т о рнадо, т о р о ватый, т о ршер, т о т а лизатор, тр а диция, тр а мбовать, тр а ф а рет, тр о гл о дит, тр о туар, труб а дур, ультр а м а риновый, уп а ковка, ур а ган, утр а мбованный, ф а натизм, ф а нтазия, ф а нтасм а гория, ф а нфара, ф а рватер, ф а рм а колог, ф а рфор, ф а сад, ф а соль, ф а т а лизм, ф и л а нтроп, ф и л а рмония, ф о нарь, ф о нтан, ф о рель, ф о рмант, ф о ртуна, фр а гмент, фр и к а делька, фр о нтон, х а лат, х а м е леон, х а рактер, х о р е ография, хр е ст о матия, хр и з а нтема, ц и гейка, ч е канка, ч е мп и он, ч е р е паха, ш а блон, ш е в е люра, ш е девр, ш е л о хнуться, щ е п е тильный, эв а куация, эк и п и ровать, экск а ватор, экстр а в а гантный, эск а латор, эск а лация, эст а када, эксп е римент, эл и ксир, энтуз и азм, эп и столярный, юб и лей, юв е лир, як о рь, ярм а рка.

Упражнение 33. Вставьте пропущенные гласные е или и.

Аг..татор, агр..культура, ам..тист, атр..бут, атт..стат, баст..он, б..нзин, б..тон, б..чёвка, б..дон, б..рюза, бр..гада, в..нт..ляция, в..р..ница, в..рм..шель, в..рн..саж, в..ст..бюль, в..т..ран, в..тчина, в..н..грет, в..олончель, в..ртуоз, в..трина, вод..виль, вп..чатление, гард..роб, г..г..мония, г..н..алогия, г..н..рация, ген..альный, г..пард, г..ральдика, г..рбарий, г..рм..тизировать, г..рой, г..ацинт, г..пербола, гор..зонт, д..вальвация, д..з..нфекция, д..кламировать, д..кларация, д..л..гация, д..л..катес, д..ндрарий, д..агональ, д..адема, д..апазон, д..в..ртисмент, д..в..денд, д..з..нтерия, д..ктатор, д..л..тант, д..л..жанс, д..ректор, д..р..жабль, д..р..жёр, д..скр..м..нация, д..слокация, д..спансер, д..ст..лляция, д..сц..плина, д..ф..рамб, дом..нанта, др..зина, ер..тик, ж..латин, ж..лать, за..нд..велый, ид..ал, ид..ома, и..рархия, и..роглиф, ижд..вение, им..тация, ин..й, инж..нер, ин..ц..атива, инт..лл..ктуал, инт..лл..генция, инт..рнациональный, инт..рпр..тация, инф..нитив, ист..на, кан..фоль, кап..лляр, кап..туляция, к..нгуру, к..рамика, к..росин, к..парис, комб..н..зон, компл..мент, конт..нент, кор..дор, кр..м..нал, кр..ница, л..генда, л..леять, л..кв..дация, л..ловый, л..мит, л..нгвистика, лот..рея, мадр..гал, ман..фест, мар..над, мар..онетка, мач..ха, м..зонин, м..ланхолия, м..л..оратор, м..л..орация, м..лодрама, м..льхиор, м..мориал, м..муары, м..р..диан, м..рцание, м..таморфоза, м..тафора, м..тель, м..т..орит, м..тонимия, м..ц..нат, м..зантроп, м..н..атюра, м..нор, н..гативный, н..г..лизм, ник..ль, об..лиск, обл..гация, од..колон, од..озный, ол..андр, ол..мпиада, опт..мальный, опт..мизм, ор..ол, ор..гинальный, ор..ентир, пал..садник, пан..гирик, п..д..атр, п..р..гей, п..риод, п..р..петия, п..р..скоп, п..р..ферия, п..р..фраза, п..рламутр, п..рп..нд..куляр, п..рсона, п..рсп..ктива, п..скарь, п..сс..мизм, п..гмент, п..лястра, п..он, п..рамида, п..т..кантроп, пласт..лин, пл..яда, пол..клиника, пол..с..мия, пр..амбула, пр..зидент, пр..з..диум, пр..рогатива, пр..т..ндент, пр..тензия, пр..в..редничать, пр..в..легия, пр..мадонна, пр..ор..тет, прол..тариат, пь..д..стал, рад..кулит, р..в..ранс, р..визия, р..гент, р..г..страция, р..гламент, р..гулировать, р..з..да, р..з..денция, р..зонанс, р..кв..зит, р..ком..ндовать, р..ликвия, р..ликт, р..н..гат, р..п..тиция, р..приза, р..сп..ратор, р..ставрация, р..троспектива, р..ф..рат, р..ф..рендум, реч..татив, р..кошет, р..торика, р..туал, с..льд..рей, с..мантика, с..м..нар, с..нт..ментальный, с..парация, с..р..нада, с..рпантин, с..рт..фикат, с..гнал, с..л..катный, с..мпатия, с..муляция, с..ноним, ск..лет, сол..дарность, сп..дометр, ст..арин, ст..р..лизовать, ст..пендия, стр..коза, сув..нир, сув..р..нитет, т..нденция, т..ория, тр..в..альный, тр..умф, ув..ртюра, ун..в..рситет, ун..кальный, ур..зонить, ут..л..тарный, ф..д..рация, ф..ерия, ф..м..нистка, фен..кс, ф..номен, ф..ст..валь, ф..хтование, ф..гляр, ф..з..ология, ф..лантроп, ф..л..ал, ф..л..грань, фин..ш, ф..тиль, фр..гат, хам..л..он, х..мера, хр..стоматия, хр..зантема, ц..в..л..зация.

Упражнение 34. Вставьте пропущенные гласные буквы и выделите корни в этих словах. Обоснуйте ответ.

1. Над одним из станков г..рела л..мпочка под круглым м..таллическим аб..журом; конус яркого света прич..дливо с..ребрил ст..льную стружку, которая в..лась из-под резца, св..сая и падая в ж..лезный ящик (Рыбаков). 2. Машенька обв..ла гл..зами свою комнату (Чехов). 3. Под арестом остался всего один мужич..нка, и ст..рожить его было нечего: и так не уб..жит (Авдеев). 4. Тут-то и разр..дилась нак..певшая злоба (А.Н. Толстой). 5. Люди обл..пили повозку, и всякий совался туда (Гончаров). 6. Райские с..рта не прив..лись на диких яблонях (Пришвин). 7. Орёл немного пос..дел и тут же на другой овин перел..тел (Крылов). 8. У тебя вот глаза сл..паются, а я ещё за р..боту сяду (Гончаров). 9. Я засв..тил серную спичку и поднёс её к носу мальчика: она оз..рила его белые гл..за. Он был сл..пой, совершенно сл..пой от пр..роды (Лермонтов). 10. По складу его ума, по его пр..вычкам и вкусам ему лучше всего посв..тить себя к..б..нетным занятиям (Куприн). 11. Распор..жался всеми маленький сухой старич..к, с пушистыми, доб..ла пос..делыми в..лосами (Кожевников). 12. Я был в г..стях у одного ст..рожила нижегородского, который р..дился и дож..л до с..дых в..лос, не вы..зжая за десять вёрст из своего гор..да (Мельников-Печерский). 13. Как первые цв..ты, по..вились за в..тринами в..сенние в..сёленькие вещи (А.Н. Толстой). 14. На корме «Ориона» разв..вался аргентинский флаг (Новиков-Прибой). 15. На пр..мере р..лигии народов Индии отч..тливо видно, как разв..вался обр..з б..жества от ж..вотного к ч..ловеку (Соколова). 16. Посм..три, там, в к..ртузе, т..баку нет? (Гоголь). 17. Этак в м..нуты досады и об..лдения вдруг в гл..зах помутится (Чехов). 18. Так об..ятелен этот ч..десный зап..х леса после в..сенней гр..зы (Тургенев). 19. Когда Огнев подх..дил к садовой к..литке, от невысокого п..л..садника отд..лилась тёмная тень (Чехов). 20. Варвара уг..щала г..стей в..реньем и яблочной п..стилой (Чехов). 21. Пр..стите, что м..нкирую в переписке (Чехов). 22. М..шенники, к..нальи, чем они кормят! (Гоголь). 23. Грач по нивам бродит, словно сельский агр..ном (Исаковский). 24. Все зам..рли на стульях, перегл..нулись (Шишков). 25. Война только к..снулась ж..лезным пальцем Даши (А.Н. Толстой). 26. Од..нокая кривая б..рёза р..сла на откосе (Антонов). 27. Наш плот был завален рыбой и бл..стал ж..вым сер..бром (Гладков). 28. С утра, пылью заст..лая улицы, прох..дили п..лки и обозы (А.Н. Толстой). 29. Подск..кали всадники с фак..лами, соск..чили наз..мь (А.Н. Толстой). 30. На его бритой гол..ве и на лбу бл..стели капельки пота (Рыбаков). 31. По её лицу текли не то слёзы восторга, не то ручейки пота, – она не от..рала их (Горбатов). 32. Хотя и трудно, р..вняться надо по новым порядкам (А.Н. Толстой). 33. А тут надо было именно заг..реться! (Горбатов). 34. Пор..внявшись с избой Семёна, девушки замедлили шаг и стали см..треть на осв..щённые окна (Антонов). 35. У хаты сумрачная ёлка стоит и смотрит на з..рю (Исаковский). 36. К..ртина была ч..десная: около огней др..жало и как будто зам..рало, уп..раясь в т..мноту, круглое кр..сноватое отр..женье (Тургенев). 37. В од..нокой м..гиле есть что-то грустное, м..чтательное и в высокой степени по..тическое (Чехов). 38. Усилием воли заст..влял себя прислушиваться к мимолётным б..седам в куп.. (Куприн). 39. Больше народу – в..селее. Только не знаю, как насчёт мест в фа..тоне (Куприн). 40. Едешь и вдруг видишь: вп..реди у самой д..роги стоит силу..т, похожий на м..наха (Чехов). 41. Они перех..дили пл..вучий мост, и конные и пешие п..лки распол..гались на левом берегу, в..рстах в пяти от города (А.Н. Толстой). 42. А уж за зубчатым краем р..внины м..гали з..рницы, рычали орудия, подн..мались длинными ч..рвями р..кеты, и огни их, медленно падая, оз..ряли тёмную сырую землю (А.Н. Толстой). 43. Река, разливная, широкая, бл..стала зеркалом, и низкий берег слева м..рцал п..ском и яркой зел..нью травы (Гладков). 44. На плоской бурой р..внине к..пошилось множество людей (А.Н. Толстой). 45. См..тение овл..дело им, см..тение радостное (Тургенев).


источники:

http://russkiiyazyk.ru/uprazhneniya-test/bezudarnyie-glasnyie-korne.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/843-23_pravopisanie_glasnyh_v_korne.html