Задание на типы сказуемых огэ

Практикум по теме «Виды сказуемых»

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 1 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) В ту же секунду как будто перестало биться сердце. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Осень в позапрошлом году была дождливая. 4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах. 5) Рябиновыми ветками люди украшали не только жилые помещения, но и сараи. 6) Этот сад мечтал посадить мой дедушка. 7) Через месяц путешественники добрались до Москвы. 8) Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь. 9) Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея. 10) На рассвете с реки потянул холодок. 11) Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 12) А.С. Пушкин – великий русский поэт.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 2 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

Небо на востоке было залито нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. 2) Люблю я пышное природы увяданье . 3) Один и тот же сон мне повторяться стал. 4) Скинуло кафтан зелёный лето. 5) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием. 6) Он уже целый город воздвигнуть готов. 7) Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. 8) Весь облик незнакомца был примечателен. 9) Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь. 10) Певчие птицы – наши верные друзья. 11) От волнения она долго не могла говорить. 12) Двери в парадную залу настежь открыты.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 4 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Три экипажа подкатили уже к дому Ноздрёва . 2) Темнота ночи смогла бы избавить меня от всех опасностей . 3) Последняя ночь на юге была звёздная. 4) Вспоминая эту историю, она всегда начинала плакать. 5) Товарищ с вещами остался на берегу. 6) Тонкая берёзка – героиня многих русских песен . 7) Сергей не хотел раньше срока будить дедушку. 8) Волны перестали бить в корму корабля с прежней яростью . 9) Калитка в сад была приоткрыта. 10) Рядом с пароходом плыли дельфины. 11) Карл Петрович в конце концов вернулся в деревню. 12) Окно в комнате вымыто до зеркального блеска.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 5 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. 2) Крутиков разгорячённо принялся объяснять происшедшее. 3) Перед наступлением наши артиллеристы обстреляли немецкие позиции. 4) Десантники поспешили углубиться в чащу. 5) С пригорка была видна вся деревня. 6) Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. 7) Морской воздух в любое время года чист и приятен. 8) Я хочу слушать лекции великого Гассенди . 9) Пускай они оставят Годунова и уйдут из Москвы. 10) Вскоре я бросил сочинять стихи. 11) Солотча – извилистая, неглубокая река. 12) Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 7 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Мать сильно огорчена звонком сына. 2) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. 3) Замолчав, Пенкин заштопал дырку в гимнастерке. 4) У паромной переправы мы решили перекусить. 5) Многие кабинеты в школе были заперты. 6) У поворота он остановился и немного задумался. 7) После вчерашнего шторма вода была мутной. 8) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. 9) По реке и кустам зашумел редкий тёплый дождь. 10) История – самый интересный предмет в школе. 11) Жил старик со старухой у самого синего моря. 12) Семён Матвеевич заставил Сергея выпить стакан воды.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.

Консультация для подготовки учащихся 9 класса по теме » Типы сказуемых. Грамматическая основа»

Материалы для работы на консультации при подготовки к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для подготовки учащихся 9 класса по теме » Типы сказуемых. Грамматическая основа»»

Материалы для консультации по русскому языку при подготовке к ОГЭ 2018 по теме «Грамматическая основа предложения»

Консультация направлена на повторение типов сказуемого, что вызывает особую трудность при решении заданий, связанных с определением грамматической основы предложения.

К материалам подобраны разные предложения, на основе которых ученики могут потренироваться по заданиям ОГЭ № 8 и 11

Сказуемое – главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесённости высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении – и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Простое глагольное сказуемое, способы его выражения

Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.

ПГС – одно слово:

1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим:

Он читал / читает / будет читать / читал бы / пусть читает эту книгу.

2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует:

А шапка бац прямо на пол.

Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.

ПГС –фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание – может иметь следующее строение и типовое значение:

1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:

Я иду, иду, а до леса ещё далеко.

2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществлённое действие:

Вот уж сказал так сказал.

3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:

Сам спать не спит и другим не даёт.

Жду не дождусь весны.

4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей своё лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:

А он возьми да и скажи / знай себе распевает.

5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:

Пойду погуляю в саду.

6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:

Я собрался было в кино, но не пошёл.

7) конструкция со значением интенсивности действия:

Он только и делает, что спит.

ПГС- фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие — Он принял участие (=участвовал) в конференции.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое (СГС) имеет следующую структуру:

приинфинитивная часть + инфинитив.

Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого – называет действие.

Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия – указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).

Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться(приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведённым словам, характерные для разговорного стиля речи):

Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.

Модальное значение может выражаться

1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и Т. п.

2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов / не прочь / в состоянии подождать.

Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблён фразеологизм:

Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)

Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать).

Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать).

Осложнение СГС происходит за счёт дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:

Я начал хотеть есть.

Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть.

Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределённой форме: Волков бояться – в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например: Не прийти – значит обидеть.

Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать;

2)сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили её спеть (все просили, а спеть должна она);

3)сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять.

Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:

приименная часть (связка) + именная часть.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.

Приименная часть бывает:

1) отвлечённая: глагол быть (в значении «являться», а не «находиться» или «иметься»), который выражает только грамматическое значение сказуемого – наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлечённая связка выступает в нулевой форме:

Он студент / был студентом.

2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться),сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части:

Он оказался студентом.

Она казалась усталой.

3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.:

Мы вернулись домой усталые.

Он работал дворником.

Он жил отшельником.

Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлечённую.

Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.

Однословное выражение именной части:

1) существительное в падежной форме, чаще в И. п. / Т. п.:

Он дворник / был дворником.

Юбка была в клетку.

2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения:

Слова его были глупы.

Он стал выше отца.

Он самый высокий в классе.

3) полное или краткое причастие:

Письмо не было распечатано.

Этот карандаш мой!

Он был восьмым в очереди.

Разговор будет начистоту.

Мне было жаль старика.

Неоднословное выражение именной части:

1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:

а) слово с количественным значением + существительное в Р. п:

Мальчик был пяти лет.

б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла):

Он лучший ученик в классе.

Он был притчей во языцех.

Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:

Он имел вид смурной и рассеянный – фразеологизм в связочной части;

Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложнённым за счёт введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола:

Она хотела казаться усталой;

Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.

ПОДБОРКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

Меня наградили за победу в олимпиаде.

Открой нам, Отчизна, просторы свои.

А ей теперь нужен только покой.

Идея «Ревизора» была подсказана Пушкину Гоголем.

Повеяло тёплым ветром.

Даже в пустяках надо быть правдивым.

Мне прислали роль сегодня утром.

Не стоит спешить с ответом.

Он встал, распахнул окна и впустил в комнату свежий воздух.

Нас угостили ужином.

Я буду строителем.

Помнишь рощу над рекой?

Над нами шумели стройные кедры.

Теперь выражение их было нежным и спокойным.

Литературу люблю до самозабвения.

Хороша развесистая белоствольная берёза.

Ночь на миг дыханье задержала.

Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит.

Волга – величайшая река.

Подхватил меня резкий ветер, закружил да забросил в тайгу.

Словом можно полки за собой повести.

Прекрасны вы, поля родной земли!

Со мной он был холоден.

Со мной он разговаривал холодно.

Звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты.

Сбылась мечта увидеть Париж.

Я рад встретиться с вами.

Надо мыть руки перед едой.

Укажите количество грамматических основ в предложении.

Настя стояла около кассы, губы у неё дрожали, она не могла говорить, чувствуя, что от первого же сказанного слова расплачется навзрыд.

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам , а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой.

Утром, едва начинает сереть, мы отправляемся в лес.

Потом, видя, что девушка, как завороженная смотрит на картину, он заговорил.

Если море зачерпнуть в ладошку, даже море потеряет свет.

Её лицо было, как остров, покрытый снегом, если дождь прольётся над ним, оно не ощутит его, если тучи бросят на него свою вечно движущуюся тень, оно не почувствует её.

Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

Каждую ночь сюда вливался океан звуков и , подхватив Ассоль на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил её, лежащую с открытыми глазами навстречу утру.

Громадная туча поднималась из-за горизонта и всё ширилась, тихо раскидывая по небу свои крылья.

Льёт дождь ,холодный, точно лёд, кружатся листья по полям, и гуси длинным караванам над лесом держат перелёт.

Солнце то появлялось, то исчезало, и к вечеру снова пошёл дождь.

Ночь была облачная, речка – чёрная.

Ветер, разогнав тучи , дал простор солнцу, и тайга ожила.

Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

Впереди были люди, и следовательно, бояться мне уже было нечего.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода , тотчас таяла.

Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Легко работать, когда труд твой ценят.

Пахло талым снегом, землёй, и солнце светило застенчиво и робко.

Стало слышно, как точат косы.

Посмотри, милый друг, как прекрасна земля.

Он почувствовал раздражение и чтобы не сказать ничего лишнего, вышел из дома.

Дождь льёт как из ведра, и не хочется выходить из дома.

Известие, что привёз Михаил, всех огорчило.

Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан.

Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок, который охотники называют порошей.

Усталые, туристы уснули, как только положили головы на подушки.

Хорошо, что не всё ещё спето.

Было тихо, светло, и чуть подмораживало.

КАРТОЧКА для самостоятельной работы учащимся

Выпишите основу предложений!

Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг.__________________________________________________

Значит, и ты бы тоже украл.____________________________________________________________

Помните Крым в двадцать седьмом году?_________________________________________________

Никто так не обидит старую, больную женщину…_________________________________________

От батареи отопления тянуло теплом.____________________________________________________

Весь луг был в цветах._________________________________________________________________

Евгения, снимай иконы!________________________________________________________________

Но её приласкали._____________________________________________________________________

Все они погибли.______________________________________________________________________

И совсем ничего нет жуткого.___________________________________________________________

Этому можно научиться._______________________________________________________________

А теперь скажите мне вашу последнюю волю._____________________________________________

Его, должно быть, не чистили со времён Тициана.__________________________________________

Мне хотелось обдумать наш разговор.____________________________________________________

Жив, Иван Павлович!__________________________________________________________________

Ты, Катя, вообще его почти не знаешь.___________________________________________________

Узнала ли ты меня?___________________________________________________________________

На дворе светает._____________________________________________________________________

Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.______________________________________________________________________________

Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух._____________________________________________

Что, мальчик, болен?__________________________________________________________________

Моё решение было тайной для всех.______________________________________________________

Только через полтора года мне удалось добиться назначения на Север – и то совершенно случайно._____________________________________________________________________________

Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.__________________________________________

По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.__________________________________

Не обижайте его, люди.___________________________________________________________

Он у нас коновал._________________________________________________________________

Кто тут полегче?__________________________________________________________________

Третий, более взрослый, чем остальные, авторитетно заявил._____________________________

Саня успел к этой поре высыпать в ведро три трёхлитровых бидона, наполнив его больше чем наполовину._______________________________________________________________________

И ещё тише стал дождь._____________________________________________________________

Как-то раз пошёл Алёша с дедом в лес._______________________________________________

Виды сказуемых. Практикум. ОГЭ. Задание 2

Подчеркнуть грамматическую основу, определить вид сказуемого.

1. Я буду долго гнать велосипед.

2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

3. Всем хотелось принять участие в вечере.

4. Мы должны были пересечь равнину.

5. Сейте разумное, доброе, вечное.

6. Осень пришла дождливая и холодная.

7. В вагоне оказалось пусто и темно.

8. Рад учиться языку.

9. Он был мастером на все руки.

10. Пять плюс пять будет десять.

11. Я стал разыскивать своего старого друга.

12. Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться.

13. По прошествии немногих лет он был избран губернатором.

14. В тот же час Пётр отдал приказ воеводам.

15. Я перемахнул через забор в какой-то сад.

16. Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел.

17. Вся цепь гор видна как на ладони.

18. Кутузов приказал готовиться к новому бою.

19. Один в поле не воин.

20. Утро оказалось неудачным для рыбалки.

21. Лесное озеро неглубокое, но широкое.

22. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.

23. Эта часть острова необитаема.

24. Колесом за сини горы солнце тихое скатилось.

25. Много хорошего было сказано об этом замечательном человеке.

26. Помещики уговаривают Павла Ивановича поехать к ним в гости.

27. Воспоминания – это не засохшие цветы, а живой, полный поэзии мир.

28. Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна.

29. И вот слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне.

30. Есть и у жёлтой осени своё щемящее сердце очарование.

31. Он весело провёл время, ничего не делая.

32. Было тихо, светло, и чуть примораживало.

33. Я больше люблю ходить в лес в тихие пасмурные дни.

34. В зной я рад бродить в берёзовой роще.

35. Не хочется забывать вчерашний дивный день.

36. Нам пришлось заночевать на берегу реки.

37. Как только солнце начинает греть по-летнему, нам не сидится дома, и мы отправляемся путешествовать.

38. Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

39. Погода стояла прекрасная: белые облака тихо неслись над нами, и пруд сверкал на солнце.

40. Ночь была такая чёрная, что, вплотную столкнувшись лицами, нельзя было видеть друг друга.

41. Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

42. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

43. Сумерки приближались, и надо было торопиться.

44. Большую роль в моей жизни всегда играл театр.

45. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.


источники:

http://multiurok.ru/files/konsultatsiia-dlia-podgotovki-uchashchikhsia-9-kla.html

http://rusulitka.ru/vidy-skazuemyh-praktikum-ogje-zadanie-2.html