ОГЭ: задание 5 (Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 5 Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОГЭ: задание 5 (Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов) | 974.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов ОГЭ: Задание 5. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна
Формулировка задания Из предложений 3-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН». Ответ: _________________ Что должен знать ученик, выполняя задание: правописание суффиксов различных частей речи; правописание Н и НН в различных частях речи; правописание личных окончаний глаголов и причастий настоящего времени.
Варианты формулировки Из предложений 6–9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Из предложений 11—16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано». Из предложения 2 выпишите прилагательное, в котором правописание суффикса определяется спряжением глагола, от которого образовано прилагательное. Из предложений 14—15 выпишите наречия, которые образованы приставочно-суффиксальным способом и в которым правописание суффикса зависит от той или иной приставки
Алгоритм выполнения задания: 1. Внимательно прочитайте все слова. 2. Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию. 3. Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.
Правописание кратких форм Краткое причастие -> Н Краткое прилагательное -> НН Можно в предложении заменить глаголом. Можно в предложении заменить полной формой этого слова. Сочетается с существительным в творительном падеже. Не сочетается с существительным в творительном падеже. В значении слова важнее значение действия. Например: Комиссия организована. = Комиссию организовали. Комиссия организована кем-то. В слове организована важнее значение действия. Вывод: это краткое причастие, поэтому пишется Н. В значении слова важнее значение признака предмета. Например: Девочка организованна, старательна. = Девочка организованная (нельзя заменить глаголом). Не употребляется с творительным падежом. В слове организованна важнее значение признака предмета (какова?). Вывод: это краткое прилагательное, поэтому пишется НН.
Правописание суффиксов наречий Суффикс в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от кратких прилагательных, можно определить, подставив под соответствующий предлог слово «окно»: издавна (из окна); справа (с окна). Запомните: смолоду; сроду; сослепу. Обратите внимание! Это правило не следует прилагать к наречиям, образованным суффиксальным способом от полных прилагательных: доверчиво (от доверчивый), бездушно (от бездушный), скрыто (от скрытый). В подобных наречиях на конце пишется наречный суффикс -О . Досуха — образовано от краткого прилагательного сух с помощью приставки ДО- и суффикса -А (до окна). Доходчиво — образовано от полного прилагательного доходчивый с помощью наречного суффикса -О.
Задание №5 Правописание суффиксов имён существительных, прилагательных, глаголов. Запишите слово в той же форме, что в предложении . 1. Из предложений 1 — 10 выпишите глагол, правописание гласной в суффиксе которого проверяется формой 1 -го лица настоящего времени. (1) Державина усадили за стол. (2)Экзамен начался. (3)Спрашивал Куницын по нравственным наукам. (4)Державин не слушал; голова его дрожала, он уставился мутным взглядом на кресла. (5)Так сидел он, дремля и покачиваясь, подперши голову рукой, отрешённый, казалось, от всего. (6)Губы его отвисли. (7)Начался экзамен по словесности. (8) — Пушкин! (9)Пушкин вышел вперёд бледный и решительный. (10)Галич знал о «державинских» стихах Пушкина
2. Из предложений 18-22 выпишите слово, в котором выбор букв О, Е (Ё) в суффиксе зависит от ударения. (18)Протока речки Марарайки и колодцы, которые обслуживали питьевой водой усадьбу, со временем были затоплены водой, затянуты тиной, и об их существовании говорят только воспоминания старожилов Тархан. (19)Но не всё так печально: во время расчистки территории около Круглого сада был обнаружен небольшой родничок, который сотрудники музея расчистили и обиходили. (20)И сегодня у этого родничка приятно посидеть. (21)Сохранение природной среды, создающей тонкую, неповторимую атмосферу старинной усадьбы, — одна из важнейших задач, решаемых в музее-заповеднике «Тарханы». (22)Благодаря усилиям всех сотрудников Тарханы — родина великого поэта — остаются образцом экологической чистоты, что отмечают многочисленные туристы .
3. Из предложений 12-15 выпишите слово(-а), в котором(- ых ) правописание букв О, Е(Ё) после шипящих в суффиксе не подчиняется правилу и подлежит запоминанию. (12)Вдохновение — это еще и чувство хозяина открывшейся истины: это я знаю как никто другой, и я за это несу всю полноту ответственности. (13)Вдохновению может помешать многое. (14)Собственное тщеславие, жадность: не дал созреть замыслу поспешил. (15)Талантливому, но по-человечески слабому писателю может помешать воспоминание о копье редакторского карандаша .
4. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА» Перед косогором лежала большая поляна. Воздух над ней быстро нагревался, поднимался вверх. И тогда косогор окутывала дрожащая таинственная дымка, отчего синеватая хвоя сосен казалась воедино слитой с голубой далью горизонта, а их янтарные стволы начинали как бы светиться.
5. Из предложений 6—8 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН». (6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику.
6. Из предложений 53–58 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано». (53)Спасибо вам, дяденька, – прошептал я. (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил: – (55)За что? – (56)Я не знаю, за что. (57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.
7. Из предложений 30–33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н». (30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.
8. Из предложений 8–11 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». (8)Наташка взяла жестяную банку с червями и, заглянув внутрь, презрительно сказала: — (9)Разве это черви? (10)Вот у тёти Марьи на огороде… (11)И вывалила наших червей в глубоченную яму, приготовленную для силоса .
9. Из предложений 7–8 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н». (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена. (8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой.
10. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке. (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости .
11. Из предложений 8—10 выпишите страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова. (8)У Люси аккуратно стриженный затылок. (9)Пальцы её быстро бегают по клавишам, вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятёрки имела. (10)Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Бёклина , на гипсового Бетховена, на вереницу уральских каменных слоников в буфете, но почему-то всё это мне кажется чужим, далёким, точно затянутым туманом.
12. Из предложений 31–33 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени. (31)Но время ежеутреннего контакта с дочерью истекает, они приехали. (32)А Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности. (33)Твёрдо она уверена лишь в том, что жизнь к ней немилостива и двойка по физике ей сегодня обеспечена.
13. Из предложений 14–20 выпишите прилагательное, правописание суффикса в котором не определяется общим правилом (является исключением). – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста .
14. Из предложений 23—26 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН». (23)Девчонка очень нервничала, всё задирала на самый лоб свою пуховую шапку с длинными ушами. (24)Немного погодя она подошла к Анне Николаевне и сказала: — (25)Наши сейчас все в киношку удерут, что-то надо делать! — (26)Не страшно, — ответила Анна Николаевна, — зато останутся самые ответственные.
ОТВЕТЫ: Спрашивал Родничок Ещё Окутывала Диковинным Смущенно Золочёном Приготовленную Длинной Стриженного Стриженный Уверена, обеспечена Деревянную Длинными
Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii — yazyk — i — literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составленный тренажер помогает не только закрепить знания учащихся 7 класса по теме «Причастие», но и лучше подготовиться к ГИА и ЕГЭ.Учебный тренажер содержит 15 заданий формата во.
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре.
Урок построен в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ.
Материал предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Задание 11( по демоверсии ФИПИ 2019 года). Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) 11 класс. Тренировочные упражнения.
Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы.
ОГЭ Русский язык задание 5 «Суффиксы разных частей речи. кроме Н-НН»
ОГЭ, русский язык, задание 5. Суффиксы разных частей речи, кроме причастий и Н-НН в прилагательных.
Практика. Укажите варианты, где дано правильное объяснение правописания слова.
ЗвоночЕк – пишется гласная Е, т.к. она выпадает при склонении существительного.
УдачлИвый – пишется гласная И, т.к. в суффиксе –ЛИВ- в прилагательных всегда пишется И.
ДосухА – пишется гласная А, потому что зто окончание краткого прилагательного женского рода.
СеЯл – в глаголе прошедшего времени пишется суффикс –Я-, т.к. это глагол 2 спряжения.
ТканЕВый — без ударения в прилагательных пишется суффикс –ЕВ-
ТрещИнка – в существительном пишем И, т.к. оно образовано от сущ-ного на –ИНА-
БлюдЕЧКо – в существительном пишется –ЕЧК-, т.к. оно образовано не от слова на –ИЦ.
ДоверЧИВый – в прилагательном без ударения пишется суффикс –ЧИВ-.
ГрузЧИК – в существительном пишется суффикс –ЧИК-, т.к. стоит после звонкой согласной.
КомандОВАть – в глаголе пишется суффикс –ОВА-, т.к. в 1 лице единственного числа глагол оканчивается на –УЮ.
ВладелЕЦ – в существительных мужского рода пишется суффикс –ЕЦ-.
СиренЕВый – в прилагательном в безударном положении пишется суффикс –ЕВ-
ДепутатСКий – в существительном пишется суффикс –СК-, т.к. оно образовано не от основы на –к,ч,ц-.
РазвеИВАть – пишется суффикс –ИВА-, т.к. это глагол 1 спряжения.
СкользКий – пишется суффикс –К-, т.к.прилагательное имеет краткую форму.
БашЕнка – в существительном пишется гласная –Е-, т.к. оно образовано от слова на –НЯ.
НаскорО – в наречии пишется суффикс –О-, т.к. находится без ударния.
ПроповедОВАть – в глаголе пишется суффикс –ОВА-, т.к. в 1 лице ед.ч. оканчивается на –УЮ.
КлючИК – в существительном без ударения пишется суффикс –ИК-.
РыбацКий – в прилагательном пишется суффикс-К-, т.к. оно образовано от основы на –К-
ПисьмЕЦо – в существительном пишется суффикс –ЕЦ-, т.к оно среднего рода и суффикс находится перед ударением.
ИздавнА – наречие образовано приставочно-суффиксальным способом, если приставка –ИЗ-, то берем суффикс –А.
ВзвешИВАть – в глаголе пишем суффикс -ИВА- т.к. это глагол несовершенного вида.
СовестЛИВый – в прилагательных всегда пишется суффикс –ЛИВ-.
ЗавалИНка – в существительном пишется ИН, если оно образовано от существительного на ИНА .
ЗаведОВАть – в суффиксе глагола пишется -ОВА-, т.к. это переходный глагол.
МетелИЦа – в существительном пишется суффикс -ИЦ-, оно женского рода.
ТенЕВой — в прилагательном пишется суффикс –ЕВ-, т.к. находится без ударения.
СосЕнка – в существительном пишем -Е-, т.к. это существительное 1-го склонения.
МатросСКий – в прилагательном пишется суффикс -СК-, т.к.оно не имеет краткой формы и не образовано от основы на -К,Ч,Ц.
Пояснение. При повторении орфографии (задание 5 ОГЭ) разделила весь материал на блоки и обнаружила, что очень мало практического материала по блоку орфограмм «Суффиксы разных частей речи, кроме Н-НН». Пришлось самой создавать практическую часть. Решила, что надо поделиться с коллегами.
Теорию, на которую ориентировалась, взяла на сайте ФИПИ.
С уважением, Меньшикова Т.А.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- Меньшикова Татьяна АвенировнаНаписать 2047 04.11.2020
Номер материала: ДБ-1459623
- 04.11.2020 0
- 04.11.2020 0
- 28.10.2020 0
- 10.10.2020 0
- 02.09.2020 0
- 26.08.2020 0
- 03.08.2020 0
- 10.06.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Сколько россияне тратят на репетиторов
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Задание 5 ОГЭ по русскому языку
Теория и практика.
→ Чередующиеся гласные в корне.
→ Н-НН в разных частях речи.
→ Личные окончания глаголов.
→ Гласные в суффиксах причастий и глаголов.
→ Правописание НЕ с разными частями речи.
В школах вернут пятибалльную систему оценок по физкультуре
Президент РФ Владимир Путин поручил исключить возможность выставления в итоговых школьных аттестатах «зачёта» по физкультуре.
Промежуточная аттестация по биологии в 9 классе
Работа предназначена для контрольной работы за 3 четверть для учащихся 9 класса, изучающих биологию по комплекту учебников под редакцией И.Н. Понамарёвой «Общая биология».
http://infourok.ru/oge-russkij-yazyk-zadanie-5-suffiksy-raznyh-chastej-rechi-krome-n-nn-4549324.html
http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/61806-zadanie-5-oge-po-russkomu-jazyku.html