Задание по русскому правописание о и е

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?

1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.

Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.

Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.

Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.

Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.

1. – И на кой ч _ рт я не пош _ л прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
2. Его поразила тишина во время дня и ш _ рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
3. Автобус остановился, и ш _ фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч _ свою руку.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
5. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но наш _ л, что там «только грязи довольно». (М. Е. Салтыков-Щедрин )
6. …Смотрит в поле сквозь реш _ тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
7. Некоторое время он напряж _ нно прислушивался. (А. и Б. Стругацкие)
8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж _ лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)
9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч _ нный долгами. (Н. М. Карамзин)
10. …Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш _ к. (Н. М. Карамзин)
11. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч _ м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
12. Просвещ _ нный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми. (А. С. Пушкин)
13. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облуч _ к, ямщик свистнул и лошади поскакали. (А. С. Пушкин)
14. Офицер, разгоряч _ нный вином, игрою и смехом товарищей, поч _ л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)
15. Поч _ тно, но хлопотно, и не столько почетно, сколько хлопотно, да в конце концов и не поч _ тно вовсе, а так. (А. и Б. Стругацкие)
16. У границы освещ _ нного пространства мокнул автомобиль с брезентовым верхом, а рядом с автомобилем двое в блестящих плащах пригибали к мостовой третьего – в ч _ рном и мокром. (А. и Б. Стругацкие)
17. Здоровенный губастый дылда с румяными щеками, прищ _ лкивая на ходу пальцами и пританцовывая, направился к стойке.(А. и Б. Стругацкие)
18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж _ лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч _ рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)
19. Только однажды он отч _ тливо и громко произнес: «Не знаю». (А. и Б. Стругацкие)
20. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач _ к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
21. Знакома ли вам игрушка под названием «Злой волч _ к»? (А. и Б. Стругацкие)
22. Во-первых, может быть, вовсе не кастетом, а кирпич _ м, а во-вторых, мало ли где мне могут дать по черепу? Меня в любой момент могут повесить, так что же, теперь – из номера не выходить? (А. и Б. Стругацкие)
23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш _ нов. (А. и Б. Стругацкие)
24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш _ кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)
25. У меня больная печень, катар киш _ к и еще что-то с желудком. (А. и Б. Стругацкие)
26. «Наша с тобой психика к таким ш _ кам не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш _ рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
28. – А ну, стой! – Ш _ потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)
29. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ _ м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
30. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ _ б. (А. и Б. Стругацкие)
31. Здесь были освещ _ нные витрины и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр, где под навесом толпились очень одинаковые молодые люди неопределенного пола, в блестящих плащах до пяток. (А. и Б. Стругацкие)
32. Господин президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги а я достал платок и демонстративно вытер себе щ _ ку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. (А. и Б. Стругацкие)
33. – Все ли читали мои произведения?
– Да, — отозвались детские голоса. — Читали. Все.
– Прекрасно, – сказал Виктор озадаченно. – Польщ _ н, хотя и удивлен.(А. и Б. Стругацкие)
34. То ли они начнут смущ _ нно переглядываться, то ли их лица озарятся пониманием, или некий вздох облегчения пронесется по залу в знак того, что недоразумение разъяснилось. (А. и Б. Стругацкие)
35. Диана здраво рассудила, что Росшеперу, при всей его аномальной прож _ рливости, с такой массой ягод в одиночку не управиться. (А. и Б. Стругацкие)
36. Где бандж _ , подумал он. Куда я сунул бандж _ ? (А. и Б. Стругацкие)
37. Здесь было полно народу, каких-то полузнакомых мужчин и женщин, они стояли кругом и хлопали в ладоши, а в центре круга Диана отплясывала с тем самым желтолицым пиж _ ном, обладателем орлиного профиля. (А. и Б. Стругацкие)
38. Сегодня утром ко мне приходил следователь. Понимаете, изж _ га зверская, голова трещит, сижу, смотрю в окно, и тут является эта дубина и начинает шить дело. (А. и Б. Стругацкие)
39. Он вскочил, заж _ г свет и, морщась от рези в глазах, стал наощупь искать свою одежду. (А. и Б. Стругацкие)
40. Перед полицейским управлением сгрудились автомобили с зажж _ нными фарами. (А. и Б. Стругацкие)
Упражнение подготовили Н. Горбанев-Гамалея и Б.А. Панов («Лига школ»)

Упражнения по теме «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Дынные упражнения предназначены для закрепления темы «Правописание о-ё после шипящих в корне слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
o-yo_posle_shipyashchih.docx21.42 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

  1. Повторение пройденного материала
  • Орфографическая разминка

Спишите в рабочую тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень, подчеркните орфограммы:

Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар, спелый ж_лудь, длинная беч_вка, завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн, ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать, ч_порный вельможа, тихий ш_рох, спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.

(Вспомни правило: Буква Ё в корне после шипящих пишется, если можно подобрать родственное слово с буквой Е под ударением или без ударения. В большинстве случаев затруднительно или невозможно найти проверочное слово с ударной Е , написание таких слов следует запомнить.

Пример проверяемых ударением написаний: деш ё вый — деш е́ вле, ж ё рдочка — ж е́ рдь.

Пример непроверяемых ударением написаний: ш ё лк — ш е лкови́стый, ж ё лтый — ж е лте́ть.

Написание слов с буквой О после шипящих в корне является непроверяемым, и такие слова следует запомнить.

Жонглёр шокирует жокея и шофёра с шоколадом на шоссе в Шотландии. (шовинизм)

Шорох, шорты и крюшон,

Шорник шомпол, капюшон,

Жор, прожорливый, боржом,

Шов и шоу, шоры, жом,

Шок, крыжовник и мажор,

Шоркать, джонка и вечор,

Трущоба, чопорный, обжора,

Жостово, ужо, Ижора,

И чокнуться , с судьбой не споря,

В северной реке Печоре .

Примечание. Не путать существительные ожог и поджог с глаголами: получил ожог — обжёг руку, совершил поджог — поджёг сарай. )

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Тонкая ж ё рдочка, деш ё вый товар, городские трущ о бы, спелый ж ё лудь, длинная беч ё вка, ш о фер, завитая ч ё лка, красивый ш ё лк, ч ё рствый хлеб, мокрое ш о ссе, тяж ё лая ноша, ч ё рная кош ё лка, спелый крыж о вник, легкий ч ё лн, ж ё сткая щ ё тка, чугунная реш ё тка, кривой ш о в, щ ё лкать, ч о порный вельможа, тихий ш о рох, полуш ё пот, ш о ковая терапия, ож ё г руку, ож о г руки, ж о нглер;

Подчеркните орфограммы на изученную тему «о-ё после шипящих в корне слова», объясните их написание, выполните синтаксический разбор предложения №1, пунктуационный разбор предложения №2

  1. У ч…рной реш…тки на ж…стком диване сидели ж…нглёр и ж…кей, ш…фёр и ш…тландец. 4
  2. Они перебирали крыж…вник, ж…луди и ш…коладные конфеты, которые перемешались в ш…лковом мешке ж…нглёра . 5
  1. У ч ё рной реш ё тки на ж ё стком диване сидели ж о нглёр и ж о кей, шоф ё р и ш о тландец . 4

Синтаксический разбор предложения: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими. О и О, О и О .

  1. Они перебирали крыж о вник , ж ё луди и ш о коладные конфеты , которые перемешались в ш ё лковом мешке ж о нглёра . 5 )

Задания по теме «О-Е-Ё после шипящих»

Задание 1. Раскрасьте слова с орфограммой «О/Е/Ё после шипящих».

Съел обжора на обед
Щи, печёночный паштет,
С майонезом кабачок
И свиной окорочок .

Съел копчёного угря,
Фунт улиток, может, зря,
И бараний бок в сметане –
Это вам не чох бараний

Сыроежек полбочонка
И тушёную печёнку ,
Наперчённый антрекот,
Из крыжовника компот,

Чёрствый хлеб, бутыль боржоми ,
В общем – все, что было в доме.
Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.

Задание 2. Запишите однокоренные слова с Ё после шипящих. Графически выделите орфограмму.

Задание 3. Запишите однокоренные слова с Е после шипящих. Графически выделите орфограмму.

Задание 4. Соедините слово с нужной буквой.

Задание 5. Замените словосочетание одним словом с орфограммой «О/Ё после шипящих».

Цвет, противоположный белому цвету — чЁрный

Плод дуба _____________________________________________________________

Знак переноса слов ______________________________________________________

Цвет одуванчика ________________________________________________________

Предмет для чистки зубов ________________________________________________

Разговор тихим голосом _________________________________________________

Головной убор, присоединенный к куртке (рубашке и т.д.) ____________________

Глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-нибудь ______________

Задание 6. Запишите названия детенышей. Графически выделите орфограмму.

Задание 7. Запишите данные существительные в форме т.п. ед.ч. Графически выделите орфограмму.

Задание 8 . Запишите прилагательные, однокоренные существительным, данным в скобках. Графически выделите орфограмму.

(Морж) клык – моржОвый клык

(чужак) язык — ________________

(еж) рукавицы — _______________

(кумач) флаг -______________________

(грош) покупка — ____________________

(парча) юбч_нка — ___________________

Задание 9 . Образуйте от кратких прилагательных наречия. Графически выделите орфограмму.

Задание 10. Поставьте данные глаголы в формы 1 л. мн.ч., 2 л. ед.ч., 3 л. ед.ч. Графически выделите орфограмму.

Задание 11 . Образуйте от данных глаголов имена существительные. Графически выделите орфограмму. корчевать – корч ё вка

Задание 12. Образуйте от данных глаголов имена прилагательные (причастия). Графически выделите орфограмму .

Кипятить молоко – кипяч ё ное молоко

Мочить яблоки — __________________

Коптить колбасу — _________________

Жевать мясо — ____________________

Сразить противника — ______________

Осветить землю — _________________

Жечь мусор — ___________________

Учить грамоте — ________________

Золотить ложки — _______________

Упростить пример — _____________

Печь хлеб — ____________________

Задание 13 . Замените одним словом с орфограммой «О/Ё после шипящих». Графически выделите орфограмму.

Шнурок с бусами у священников или монахов — ______________________________

Птенец галки — __________________________________________________________

Вареное молоко с сахаром — _______________________________________________

Маленький бык — ________________________________________________________

Прядь волос на лбу — _____________________________________________________

Сделанный из холста (прилаг. ) ____________________________________________

Ночной привал туристов — _________________________________________________

Задание 14. Тренинг! Вставьте пропущенные буквы. Графически выделите орфограмму.

11. Толч_м
12. Упрощ_нный
13. Беч_вка
14. Сгущ_нка
15. Камыш_вый
16. Выкорч_вывать
17. Общ_
18. Точ_ный

19. Книж_нка
20. Ноч_вка
21. Чудовищ_
22. Груж_ный
23. Печ_нка
24. Ретуш_р
25. Туш_нка
26. Крюч_к
27. Холщ_вый

28. Гребеш_к
29. Деш_вый
30. Стаж_р
31. Кумач_вый
32. Горяч_
33. Ещ_
34. Затуш_вывать
35. Жж_ный
36. Кипяч_ное

Задание 15. «Четвертый лишний». Вставьте буквы, выделите часть слова, вычеркните лишнее.

2) Ш_рох, ш_ссе, ш_рстка, ш_мпол.

3) Дириж_р, зайч_нок, камыш_вый, морж_вый

4) Печ_т, мяч_м, дворц_м, ключ_м, скрипач_м.

Задание 16. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически объясните свое решение. Подготовьтесь к диктанту!

Ш_пот и ш_рох неслись из лесной чащ_бы 4 . Старич_к-лесович_к с трещ_ткой в маленькой руч_нке ш_л по заросшей плющ_м тропинке. На нем была странная одежда холщ_вая рубаха кумач_вые ш_рты старая шапч_нка. В другой руке лесной щ_голь нес ж_лтую кош_лку в которой лежали ж_луди.

Старич_к – извес_ный обж_ра. В его хозяйстве есть всевозможные я?ства ш_колад алыч_вое в_ренье крыж_вник, копч_ности туш_нка и сгущ_нка.

Звери и птицы добро пожаловать на обед громко закричал лесович_к.

Задание 17 . Напишите небольшой текст, используя как можно больше слов с орфограммой «О\Ё после шипящих».

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Федорова Мария МихайловнаНаписать 8397 02.04.2017

Номер материала: ДБ-312469

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    02.04.2017 2420
    02.04.2017 157
    02.04.2017 450
    02.04.2017 1355
    02.04.2017 485
    02.04.2017 2516

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/15/uprazhneniya-po-teme-pravopisanie-o-yo-posle-shipyashchih-v

http://infourok.ru/zadaniya-po-teme-oeyo-posle-shipyaschih-1734502.html