Задание правописание в или ф

Задания по коррекции акустической дисграфии по теме «Дифференциация звуков Ф-В»

Предлагаю страничку с заданиями по коррекции акустической диграфии по теме Дифференциация звуков Ф-В.

Представленные задания упражняют учащихся в выделении и дифференциации звуков в различных позициях, требуют осмысленного подхода к выполнению, наблюдательности, знания правил проверки написания слов с парными согласными.

Дифференциация звуков Ф-В

1. Записать только те слова, в которых пропущена буква Ф:

. онтан, . отинок, А . рика, А . ерика, ту . ли, та . ки, зе .ир, . антазия, са . далии, сара . ан.

2. Заменить одну букву на Ф и записать новое слово:

гриб, метр, рис, норма, пары.

3. Записать слова, в которых есть буква В. Прочитать предложение.

Оля, Валя, увидела, посмотрела, шесть, восемь, на море, ворон.

4. Записать слова, в которых пропущена буква В. Прочитать предложение.

. алентина, И . ано . на, Оле . ка, жа . ила, с . арила, ко . леты, о . ощи.

5. Составь слово из двух.

виноосы
волушки
верхточки
воздух
весград

6. Записать слова, вставив ва или фа:

..соль, ..льс, ..ленки, тра. коро. ар. ..ртук, сло. ..милия, дро. ..брика, ас..льт, ..режки.

7. Записать слова, вставив буквы В или Ф:

.а.ли, .е.раль, .ы.их, .ести.аль, .у.айка, .ы.еска, с.ойст.о, .о.ремя, .ле.о, .ыли.ать, .альши.ый, .ое.ода, .ар.ор. .ерё.очка, по.орачи.ай, .отогра.ия, .одо.орот, .одоём. .доба.ок. .ехто.ание, .еще.ой, .до.оль, .ещест.о, .ейер.ерк, ал.а.ит.

8. Записать предложения, вставив буквы В или Ф:

.аря надела шар. и .арежки. У .ани мехо.ая шубка. У .ити но.ая .уражка. Кон.еты делают на .абрике. . к.артире заз.онил теле.он. .иолето.ые .асильки стоят . .ар.оро.ой .азе. Борщ .арят из карто.еля. с.ёклы, .асоли и других о.ощей.

9. Записать предложения, выбрав нужное слово:

вата , фатаУ невесты красивая …В аптечке лежит …
сова , софаВ комнате стоит …А на ней сидит …
вон, фон… на том дереве дупло.Художник сделал светлый …
ветра, фетраЭта шляпа из красного …Мы спрятались от … в шалаше.

10. Выписать столбиком слова с буквами в и ф в слабой позиции, рядом написать проверочное слово.

Бровь, черносливовый, шеф, граф, нерв, припев, тарифы, шерифы, острова, тетерев, жирафы, шарфик, остров, припевать, жираф, шериф, нервы, брови, графиня, шефы, чернослив, тетеревиный, тариф, шарф.

11. Записать слова, выбрав буквы в или ф. Рядом написать проверочное слово.

Морко(в/ф)ка, ло(в/ф)ко, ко(в/ф)ка, улро(в/ф)ка, приви(в/ф)ка, була(в/ф)ка, ла(в/ф)ка, шка(в/ф)чик.

12. Найди ошибку и напиши правильно.

Волосы, повар, вартук, ватрушка, валенки, вакел, тувли, волк.

Сфетофор, форточка, фаренье, форель, форма, фодяной, фонтан, тофарищ.

Тимаева Марина Алексеевна,
учитель-логопед, МБОУ СОШ №64,
Нижний Тагил

Дифференциация фонем [В], [В’] и [Ф], [Ф’] в словах, в предложениях, в тексте. Буквы «В» и «Ф»

Разделы: Логопедия

Логопедическая тема: дифференциация фонем [В][В’] и [Ф][Ф’] в словах, в предложениях, в тексте. Буквы В и Ф.

Грамматическая тема: учить выделять парные звонкие и глухие согласные звуки [В][В’] и [Ф][Ф’] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости, дифференцировать данные звуки в слогах, словах, в предложениях.

Лексическая тема: обогащение словаря.

Цель: выделять звуки [В][В’] и [Ф][Ф’] в речи, дифференцировать эти звуки в словах, в предложениях, в тексте.

Задачи:

  • различать звуки[В][В’] и [Ф]Ф’] при произношении, в словах, в предложениях, в тексте;
  • закреплять артикуляционный уклад звуков, давать характеристику звуков;
  • дифференцировать звуки по твердости — мягкости, звонкости-глухости;
  • закреплять навык звукового анализа и синтеза;
  • закреплять навык подбора проверочных слов при оглушении — озвончении написания парных согласных.
  • развивать общую моторику, согласованность движений и речь;
  • развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
  • развивать фонематические процессы.
  • создавать ситуацию успеха;
  • стимулировать речевую активность.

Здоровьесберегающая технология на логопедическом занятии:

Цель: применение здоровьесберегающей технологии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  • учить детей приемам сохранения здоровья;
  • восстановления сил;
  • развития переключаемости;
  • стимуляции работоспособности и мышления;
  • укрепление зрения.

Оборудование: артикуляционные профили, индивидуальные зеркала, карточки с буквами «в», «ф», карточки с заданиями, карточки со словами для индивидуальной работы, карточки со слогами, таблица.

Ход занятия

Мотивационно-целевой этап.

Организационный момент.

Логопед: У нас в гостях сказочные герои: Ваня, Фаина, Веня, Федора.

Картинки и персонажи Снеговик Веня и кукла Федора выставлены перед детьми.

Назовите 1 звук в именах.

Ориентировочный этап.

Актуализация опорных знаний.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

(имена героев написаны на карточках с разбивкой на слоги)

ВА НЯ ФА И НА ВЕ НЯ ФЕ ДО РА

Задание: сложить имена героев.

Основная часть.

1. Обьявление темы занятия.

Логопед: Будем учиться выделять [В-Ф] в речи, различать эти звуки в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

2. Работа на карточках.

Логопед: На левом верхнем углу стола приготовлен лист с заданиями. Возьмите его, положите перед собой.

Здесь напечатаны слова, в которых пропущена первая буква. Впишите ее.

…ОНТАН, …АЛЕНКИ, …ИШНЯ, …ИАЛКА, …ОДОПАД, …АСОЛЬ, …ИЗКУЛЬТУРА, …ЕСЕЛЬЕ

Прочитайте получившиеся слова.

Поисково-исследовательский этап

3. Сравнительная характеристика звуков.

(по схеме данной на доске)

Согласный – гласный. Докажи.

Звонкий – глухой. Докажи.

Твердый – мягкий. Докажи.

В помощь детям – речевые профили.

Дети: Фонтан. Первый звук Ф. Согласный. Преграда выдыхаемой струе – верхние зубы, нижняя губа. Глухой. Голосовые связки не вибрируют.

Твердый. После согласного Ф стоит гласный первого ряда.

[В] — согласный, парный, звонкий, бывает тв., мягк.

[Ф] — согласный, парный, глухой, бывает тв., мягк.

Практический этап.

4. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сосчитайте сколько звуков [Ф] прозвучит в тексте.

Каждый раз, как услышите в словах заданный звук, на вашем листе с заданиями, рисуйте кружок.

В цирке.

Федя с папой были в цирке. Там выступали гимнасты, клоуны, факиры, фокусники. Больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя очень удивлялся и не мог понять, как это происходит. «Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке» — решил Федя.

(8 твердых согласных Ф)

Сосчитайте, сколько звуков [В] прозвучит в тексте.

Каждый раз, как услышите в словах заданный звук, на вашем листе с заданиями, рисуйте палочку.

Волки.

Вова видел по телевизору фильм о волках. У волков были два маленьких волчонка. Вначале волки приносили волчатам разных зверьков. Потом Вова увидел, как волки учат волчат охотиться. Из фильма Вова узнал многое о повадках волков.

5. Развитие фонематического восприятия на уровне слога.

Чтение слоговых таблиц.

6. Речевая игра.

Логопед: Федора хочет поиграть с вами.

Дифференциация [В-В’] в словах

Если [В]-то поднимаем руку прямо,

Если [В’]-то рука изображает волну.

Ваза, виноград, ворона, вёсла, волк, венок, василек, веник, водитель.

Дифференциация [Ф-Ф’] в словах

Если [Ф]-то поднимаем руку прямо,

Если [Ф’]-то рука изображает волну.

Фуражка, фикус, фонтан, фиалки, фазан, фонарь.

7. Гимнастика для глаз «Русалочка».

Логопед: Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение. Следите взглядом за движением предметов.

8. Записать предложения, вставив буквы В или Ф.

Логопед: Следующее задание выполняем на карточке.

Первые четыре предложения записываем на занятии, остальные – дома.

.аря надела шар. и .арежки.
У .ани мехо.ая шубка.
У .ити но.ая .уражка.
Кон.еты делают на .абрике.
. к.артире заз.онил теле.он.
.иолето.ые .асильки стоят . .ар.оро.ой .азе.
Борщ .арят из карто.еля. с.ёклы, .асоли и других о.ощей.

8. Гимнастика для глаз «Русалочка».

Логопед: Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение. Следите взглядом за движением предметов.

9. Закончите предложения, выбрав подходящее слово.

У невесты красивая … вата, фата
В аптечке лежит …

В лесу живет ……. софа, сова
В комнате стоит …..

Кровь брали из …….. фены, вены
В магазине продаются ……..

10. Записать слова, выбрав буквы в или ф.

Рядом написать проверочное слово.

Морко(в/ф)ка, ко(в/ф)ка, приви(в/ф)ка, шар(в/ф), була(в/ф)ка, ла(в/ф)ка, шка(в/ф)чик.

11. Физкульминутка.

Федора хочет поиграть с вами. Игра «Проворные руки».

Чтобы успевать по хозяйству, нужно иметь проворные руки, уметь быстро и аккуратно двигаться.

12. Дифференциация В-Ф в тексте.

Логопед: Прочитайте текст.

Добавьте пропущенные буквы Ф, В.

Фаина гуляла в краси…ом саду. В саду бьет …онтан. Около
…онтана ц…етут …иалки, …локсы, …асильки и …ысокой стеной растет тра…а. По тра..е гуляют …азаны. Сад украшают …онари. За …асилисой …нимательно наблюдал …олк.

Взаимопроверка. Ученик проверяет работу рядом сидящего ученика.

13. Прочитай скороговорки. Умей рассказывать их медленно, в среднем и быстром темпе.

1) У Фомки в гостях Фимка.
2) Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

Логопед: Пора прощаться. Благодарим Ваню, Фаину, Веню и Федору за интересные задания. Им пора возвращаться в свои сказки. А нам подводить итоги занятия.

Рефлексивно-оценочный этап

Итог занятия.

Логопед: Чему учились на занятии?

(Логопед подводит итоги занятия).

Учились выделять звуки [В] [В’] и [Ф] [Ф’] в речи, различать эти звуки в слогах, словах, в предложениях.

«Волшебное дерево» (аналог «Шкале успеха»)

На доске схематически изображаются деревья, чем выше дерево выросло, тем лучше разобрался в материале занятия.

Рекомендованные задания на дом.

  • Прочитать скороговорки, выучить любую на выбор.

«В заданиИ» или «в заданиЕ» — как правильно писать?

Алгоритм написания существительного

Для начала следует уяснить, что обе формы являются правильными для написания. Самое главное — знать падеж существительного.

Для того, чтобы было более понятно, рекомендуется рассмотреть ситуацию на конкретном примере:

  1. В проверочное задание преподаватель включил дополнительные вопросы.
  2. В техническом задании заказчик допустил несколько ошибок, которые повлияли на суть разработки.

В первом случае это существительное написано в винительном падеже, поэтому в окончании ставится буква «е». Второй пример: существительное написано уже в предложном падеже, поэтому в окончании слова написана буква «и».

Точно таким же будет написание на латинице. Например, «v zadanie» или «v zadanii». Чтобы проверить себя можно просклонять по падежам. Более сложный пример — это уменьшительное существительное «заданьице».

В качестве примера можно рассмотреть предложение: «Такого заданьица у меня еще не было». Здесь слово использовано в единственном числе, в родительном падеже. Во множественном числе написание следующее: «Таких заданьец у меня еще не было».

Правило русского языка

Согласно нормам русского языка, при написании необходимо использовать простое правило. Если в предложении предлог «в» винительном падеже, обозначающим направление (куда? в кого?), то существительное имеет окончание «е».

Если слово используется для определения местонахождения, а его падеж предложный, то на конце пишется буква «и». При этом оно должно отвечать на вопросы: в чем?, где?, в ком?.

Запомнить это правило совершенно несложно. Здесь важно выучить склонение, и применять эти знания абсолютно к любому слову, в том числе и к «задание».

Неправильное написание слова

Если внимательно вникнуть в правило и разобраться в нем, то несложно уяснить, что существует неправильное написание существительного. Так, если оно находится в предложном падеже, а человек напишет слово с окончанием «е», то это будет считаться ошибкой. Точно так же если окончание «и» будет поставлено в то время, как оно будет иметь винительный падеж.

Для наглядности следует разобрать примеры неправильного употребления:

  1. Какой вопрос можно задать в этом задание? Написание в этом случае неправильное, поскольку окончание должно состоять из буквы «и».
  2. Задании оказалось слишком сложным для учеников начальной школы. Тоже пример неправильного употребления, поскольку в окончании слова должна была стоять буква «е».

При написании необходимо быть очень внимательным. Для того чтобы не допускать ошибок, рекомендуется постараться запомнить вышеприведенное несложное правило русского языка. если человеку необходимо употребить это существительное в написании, а он сомневается в правильности окончания, то проверить себя очень просто. Для этого достаточно просто взять и просклонять его. Потом нужно выбрать подходящий вариант и написать его правильно.

Если рассуждать о степени этой ошибки, то в русском языке она считается достаточно грубой.

Например, если учитель задал домашнее задание, в котором ученику встретилось это слово, а он написал его неправильно, оценка за заданный материал может быть снижена на целый балл.

Чтобы выработать у себя привычку писать правильно, рекомендуется взять несколько сложных слов и поочередно просклонять их по падежам. Тогда с правописанием в будущем проблем возникнуть не должно.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/668675

http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/v-zadanii-ili-v-zadanie.html