Задания для 2 класса приставки и суффиксы

Карточки по русскому языку по теме «Приставка и суффикс» для 2 класса
картотека по русскому языку (2 класс) на тему

Карточки можно использовать для индивидуальной работы с детьми и в целях контроля знаний по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk_2_klass_kartochki_pristavka_i_suffiks.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс

Карточки по теме «Приставка и суффикс»

От данных слов образуй новые слова при помощи суффикса -к-. Укажи знакомые части слова. Напиши звуковое обозначение слова, в котором нет твёрдых согласных звуков.

От данных слов образуй новые слова при помощи суффикса -к-. Укажи знакомые части слова. Напиши звуковое обозначение слова, в котором нет твёрдых согласных звуков.

От данных слов образуй новые слова при помощи суффикса -к-. Укажи знакомые части слова. Напиши звуковое обозначение слова, в котором нет твёрдых согласных звуков.

От данных слов образуй новые слова при помощи суффикса -к-. Укажи знакомые части слова. Напиши звуковое обозначение слова, в котором нет твёрдых согласных звуков.

От данных слов образуй новые слова при помощи суффикса -к-. Укажи знакомые части слова. Напиши звуковое обозначение слова, в котором нет твёрдых согласных звуков.

От данных слов образуй новые слова при помощи суффикса -к-. Укажи знакомые части слова. Напиши звуковое обозначение слова, в котором нет твёрдых согласных звуков.

От данных слов образуй новые слова при помощи суффикса -к-. Укажи знакомые части слова. Напиши звуковое обозначение слова, в котором нет твёрдых согласных звуков.

От данных слов образуй новые слова при помощи суффикса -к-. Укажи знакомые части слова. Напиши звуковое обозначение слова, в котором нет твёрдых согласных звуков.

1. Слова в каждой строке образованы при помощи одного и того же суффикса. Запиши их, выдели суффикс. Подбери ещё по одному слову с таким же суффиксом.

1) Бледность, глупость, … .

2. Замени приставки в словах таким образом, чтобы значение слов поменялось на противоположное, запиши.

1. Слова в каждой строке образованы при помощи одного и того же суффикса. Запиши их, выдели суффикс. Подбери ещё по одному слову с таким же суффиксом.

1) Бледность, глупость, … .

2. Замени приставки в словах таким образом, чтобы значение слов поменялось на противоположное, запиши.

1. Слова в каждой строке образованы при помощи одного и того же суффикса. Запиши их, выдели суффикс. Подбери ещё по одному слову с таким же суффиксом.

1) Бледность, глупость, … .

2. Замени приставки в словах таким образом, чтобы значение слов поменялось на противоположное, запиши.

1. Слова в каждой строке образованы при помощи одного и того же суффикса. Запиши их, выдели суффикс. Подбери ещё по одному слову с таким же суффиксом.

1) Бледность, глупость, … .

2. Замени приставки в словах таким образом, чтобы значение слов поменялось на противоположное, запиши.

1. Слова в каждой строке образованы при помощи одного и того же суффикса. Запиши их, выдели суффикс. Подбери ещё по одному слову с таким же суффиксом.

1) Бледность, глупость, … .

2. Замени приставки в словах таким образом, чтобы значение слов поменялось на противоположное, запиши.

1. Слова в каждой строке образованы при помощи одного и того же суффикса. Запиши их, выдели суффикс. Подбери ещё по одному слову с таким же суффиксом.

1) Бледность, глупость, … .

2. Замени приставки в словах таким образом, чтобы значение слов поменялось на противоположное, запиши.

Карточка Вариант 1

1.Найди и подчеркни главные члены предложения

Маша читала интересную книгу.

2. Вставь пропущенные буквы

М…локо, м…роз, с. бака, сп…сибо, п…нал, до св…дания, р…бочий.

3. Выдели суффикс в словах

Бельчонок, котик, чудище.

Карточка Вариант 2

1.Найди и подчеркни главные члены предложения

Бабушка испекла пироги.

2. Вставь пропущенные буквы

М…локо, м…роз, с. бака, сп…сибо, п…нал, до св…дания, р…бочий.

3. Выдели суффикс в словах

Медвежонок, травка, морозишко.

Карточка Вариант 3

1.Найди и подчеркни главные члены предложения

Коля не справился с этим заданием.

2. Вставь пропущенные буквы

М…локо, м…роз, с. бака, сп…сибо, п…нал, до св…дания, р…бочий.

3. Выдели суффикс в словах

Тигрёнок, детище, дочка.

Карточка Вариант 4

1.Найди и подчеркни главные члены предложения

На улице бушевала метель.

2. Вставь пропущенные буквы

М…локо, м…роз, с. бака, сп…сибо, п…нал, до св…дания, р…бочий.

3. Выдели суффикс в словах

Шубка, гречка, лобик.

Карточка Вариант 1

1.Найди и подчеркни главные члены предложения

Маша читала интересную книгу.

2. Вставь пропущенные буквы

М…локо, м…роз, с. бака, сп…сибо, п…нал, до св…дания, р…бочий.

3. Выдели суффикс в словах

Бельчонок, котик, чудище.

Карточка Вариант 2

1.Найди и подчеркни главные члены предложения

Бабушка испекла пироги.

2. Вставь пропущенные буквы

М…локо, м…роз, с. бака, сп…сибо, п…нал, до св…дания, р…бочий.

3. Выдели суффикс в словах

Медвежонок, травка, морозишко.

Карточка Вариант 3

1.Найди и подчеркни главные члены предложения

Коля не справился с этим заданием.

2. Вставь пропущенные буквы

М…локо, м…роз, с. бака, сп…сибо, п…нал, до св…дания, р…бочий.

3. Выдели суффикс в словах

Тигрёнок, детище, дочка.

Карточка Вариант 4

1.Найди и подчеркни главные члены предложения

На улице бушевала метель.

2. Вставь пропущенные буквы

М…локо, м…роз, с. бака, сп…сибо, п…нал, до св…дания, р…бочий.

3. Выдели суффикс в словах

Шубка, гречка, лобик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале представлены шесть карточек для индивидуальной работы учеников в начале урока. В каждой карточке по два задания на изученные ранее темы («Состав слова», «Разделительный мягкий знак», «Безу.

Дидактические материалы по русскому языку. Удобно использовать в индивидуальной работе с учащимися.

Карточки (20 штук) распечатываются и используются для самостоятельной работы на уроке или для домашней работы.

Карточки для развития орфографической зоркости учащихся.

Карточки для ежеурочной тренировки по изучаемым темам.

Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение».

В материале представлены карточки для индивидуальной работы учеников.

Приставка и суффикс. 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • учить применять правила при написании слов с приставками и суффиксами, овладевать умением образовывать новые слова;
  • развивать умение применять алгоритмы, применять знания в нестандартной ситуации, развивать речь учащихся, умение работы в паре, в малой группе.
  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, воспитывать товарищество и взаимовыручку.

Ход урока

1. Организационный момент

Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь, мой раб…

– О ком или о чем говорил В.Я.Брюсов? (О родном языке)

Работа с текстом.

– Поднимите руки для кого язык– друг, враг, царь, раб? Почему?

– Для нас родной язык – русский язык. На уроках русского языка мы изучаем его законы, правила, учимся применять их на практике.

Формула грамотного человека: Я знаю + Я умею=Я грамотный человек

Начинает работу научно-практическая конференция, на которой мы будем решать проблемы языка по теме “Части слова”.

2. Минутка делового общения

Дети работают в парах, задают друг другу вопросы по теме “Части слова”.

– Кому был задан трудный вопрос, интересный? Какой?

Блиц интервью. Учитель выборочно опрашивает учащихся по теме.

– Какие части слова выполняют одинаковую функцию? (Приставка и суффикс)
– Какую?

3. Сообщение темы и целей урока

Тема нашей конференции “Приставка и суффикс”.

Проблема: Какие трудности могут возникнуть при изучении приставки и суффикса? Дети отвечают. Учитель подводит итог и озвучивает повестку.

Повестка.

  1. Правописание приставок и суффиксов.
  2. Значение приставок и суффиксов.
  3. Способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

(Дети сидят по группам.)

Каждая группа получает задание.

1 – правописание приставок,
2 – правописание суффиксов,
3 – значение приставок и суффиксов,
4 – образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

4. Правописание приставок

– Сколько групп приставок мы изучили? Какие?
– Правила о правописании приставок. Алгоритм.

На доске запись:

[Па]бежать, [а]смотреть, [на]грузить, [за]пить, [да]жить, [па]нести, [над]резать, [за]ливать.

Задание.

  1. Заменить запись буквенной, доказать используя алгоритм.
  2. Самостоятельно выписать по два слова с приставкой с буквой “а”, с буквой “о”. Взаимопроверка.

– На нашей конференции присутствуют иностранцы, изучающие русский язык.
– В чем они ошиблись?

Вывод. Необходимо определить в какой части слова находится безударная гласная, а затем применять правило.

5. Правописание суффиксов

Учащиеся рассказывают правила о правописании суффиксов:

Задание. Детям выдаются длинные листы, проводится “голосование”, т.е. учащиеся под диктовку записывают слова: ленивый

дубочек
волевой
храбрость
винтик
доверчивый
заботливый
звоночек
песик
глупость

Самопроверка. Учитель проговаривает суффиксы, дети проверяют и на месте ошибок прокалывают “дырки”. У кого все верно, те сдают работу, у кого ошибки, те работают дома.

Вывод. Ошибки из-за незнания правил, неумения выделить суффикс.

6. Значение приставок и суффиксов

Игра “Найди свое место”. (Физкультминутка.) Играют дети 1, 2, 3 группы, 4-прверяет. У каждого ученика карточка, с записанным суффиксом. По классу развешаны плакаты:

Жители какой-либо страны, города, края
Уменьшительно-ласкательное значение
Обозначение людей по профессии, роду занятий
Образование отчеств
Образование прилагательных.

Детям нужно найти свой дом-плакат.

Проблемная ситуация. Иностранцы. БАРАБАНЧИК ЛЁТЧИК (Одинаковые ли это суффиксы?)

– Кто не прав, образуя название человека по профессии, роду занятий?

Вывод. Суффиксы имеют разное значение, нужно быть внимательным при и употреблении.

Творческая работа. Групповая.

Задание. Подобрать приставки к словам.

– нести вред (нанести)
– нести сумку (донести)
– нести мусор (вынести)
– нести посуду (унести)

Вывод. Нужно быть внимательным, думать об употреблении приставок, чтобы значение было верным.

7. Словообразование

Учащиеся рассказывают о способах образования новых слов.

Экспозиция.
город
телефон
дорога
береза

Задание. Образовать новые слова разными способами.

Проблемная ситуация. Иностранцы. ЖУК – ЖУКОК ЛУГ – ЛУГОК

Вывод. Нужно помнить о чередовании согласных при образовании новых слов, хорошо знать способы образования.

8. Подведение итогов конференции. Рефлексия

– Мы выявили трудности, которые возникают при изучении приставок и суффиксов, рассмотрели эту тему с разных позиций.
– Кому интереснее было работать с правилами правописания, над образованием новых слов, уточнять значение слов?
– Кому захотелось дальше изучать эту трудную и в то же время интересную тему?
– Благодарю всех ученых за плодотворный серьезный труд.

Задания по русскому языку для 2 класса по разделу «состав слова»

ПРЕДЛЯГАЮ ВАМ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2 КЛАССА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «СОСТАВ СЛОВА». МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ И ПРАКТИЧЕСКУЮ. ЗАДАНИЯ ПОДОБРАНЫ РАЗНОКРОВНЕВЫЕ.

Просмотр содержимого документа
«Задания по русскому языку для 2 класса по разделу «состав слова»»

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС

ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «СОСТАВ СЛОВА»

СОСТАВИЛА: РОМАНЧУК . О. И.

На ветви лежат крупной росой.

— Можно ли назвать данные слова предложением? ( Нет.) Почему?

— Эти слова не связаны между собой.

— Измените слова таким образом, чтобы слова были связаны между собой и получилось предложение.

На ветви лежат крупной росой.

— Выделите жирным курсивом ту часть слова, которую вы изменили.

— Изменяемая часть слова называется окончанием. Для чего служит окончание? ( Окончание служит для связи слов в предложении.)

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Задание № 1. Подумай, что изменилось в данных словах?

Дома сосне мыши

Дому сосну о мышах

Задание № 2. выдели курсивом окончания в словах.

Кошка, кошки, кошке, кошку, о кошке; книга, книги , книгу, о книге; школа, школы, школе; окно, окна, на окне; ручка, ручки, о ручке; кит, киты, кита, о ките;

Задание № 3. Измени в выделенных словах окончания так, чтобы слова в предложениях были связаны по смыслу.

Теплые луча солнышки греют земля. Тают сугроба. Вот бежит быстрая ручей. Дети рада. Они пускают кораблика.

Задание № 4. Выдели окончания в выделенных словах, вставь пропущенные буквы.

Я гл…дела в озеро

В г…лубой просвет,

В о…зере увидела

Свой живой портрет.

Задание № 5. Измени слова в скобках по образцу. Выдели курсивом окончания у имен существительных.

Образец: игривому (котенок) – игривому котенку.

Задание № 6. Выдели курсивом слова с нулевым окончанием. Вставь пропущенные буквы.

М..роз, в..рона, л…пата, кро. м…л…ко, гри…, вор…н, дож…ь, тр…ва.

Задания повышенной сложности.

Задание № 1.Составьте и запишите словосочетания, соединяя по смыслу слова левого и правого столбиков, выделите курсивом окончания в существительных и глаголах.

Собирали под землей

Плавает на небе

Образец: собирали грибы.

Задание № 2. К каждому слову из левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающего его часть. В словах выделите окончания.

Образец: лицо – глаз.

Задание № 3. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. В словах выделите окончания курсивом.

Слова для справок : утро, желудь, зима, песчинка, яйцо, ночь, икринка, руда, дерево.

Задание № 4. Выберите правильный вариант написания слов, выделите окончания курсивом.

Т(я,и)желые грозд(ь,) я р(я,и)бины покрывают дер(е,и)вце.

По небу т(я,и)нулись птицы.

Жур(а,о)вли л(и,е)тели высоко в небе через п(о,а)ля, л(е,и)са, г(о,а)рода.

На вишнях, грушах, сливах по(я,е)вились белые цветы.

Задание № 5. Прочитайте. Придумайте название и концовку к тексту. Выделите окончания в однокоренных словах.

ночью ствол дер…ва ст..нал и скр..пел от сильного ветра. Утром ветер утих. Дер…во тихо ст…ло. И вдруг оно запело! Звуки н…слись изнутри ств…ла. Оказывается, в дер… было дупло, в дупле – гн…здо, а в гн…зде – д…ятлята.

Прочитайте данные слова:

Рыба, рыбка, рыбешка, рыбалка, рыбачить, рыбак.

Сравните их и скажите, что в них имеется общего? ( В этих словах есть общая часть рыб.)

Что можете сказать о значении данных слов? (данные слова сходны по значению.)

Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Слова, с которыми вы сейчас познакомились, называются родственными.

Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными.

Задание № 1. Прочитайте. Распределите слова по группам в столбики. Как называются слова каждой группы? Почему? Выделите курсивом в словах общую часть.

Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовый, горный, лесник.

задание № 2. Прочитайте, подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.

нос, носильщик, носик, носатый:

час, часок, часть. Часовщик:

гусь, гусята, гусеница, гусыня:

циркуль, цирк, цирковой, циркач.

Задание № 3. Прочитайте. Из двух цепочек слов под каждой цифрой подчеркните ту, которая составлена из родственных слов.

вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый:

холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить:

лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить.

Почему слова в оставшихся цепочках нельзя назвать родственными?

Задание № 4. Прочитайте. Сгруппируйте и отметьте цифрами предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов.

Б(а,о)бры – трудолюбивые ж(ы,и)вотные.

Звездное небо очен(-,ь) красивое.

Все знают б(а,о)бровые домики и плотины.

Звезды находятся д(о,а)леко от нас.

Задание № 5. Самостоятельно подберите пропущенные слова в предложения- определения. Выделите орфограммы жирным курсивом.

Учитель – это ч…ловек, который учит.

Стр…итель – это…., который…. .

Б…ксер – это …. , который…. .

Сп…ртсмен — это … , который… .

Выделите курсивом общую часть родственных слов.

Задание № 6. Прочитать текст. Подберите к нему подходящее заглавие, вставьте пропущенные буквы.

У пеликанов особые клювы – сач(ь,-)ки. Это даже не клювы, а клювищи. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашел пеликан рыб(ь,-)ю стайку, разинул клюв и подхв(о,а)тил сач(ь,-)ком добычу. Удобно л(а,о)вить и пеликанятам и в гн(е,и)здо рыбу н(а,о)сить. В сумку пом(и,е)щ(а,я)ется много рыбешек. Сумоч(ь,-)ка хорошо растягивается.

Подчеркните родственные слова.

Задание повышенной трудности.

Почитайте. Найдите в предложениях родственные слова. Заполните таблицу.

1.Прилетели зимовать птицы.

2. Зима вступила в свои права.

3. Здравствуй, зимушка – зима!

4. Пришло время зимних забот, морозного воздуха, веселых праздников.

Существительн. Прилагательное глагол

— Вспомните, что такое родственные слова?

(Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

— Подберем родственные слова к слову берёза.

Берёза, берёзонька, березняк, подберёзовик.

— Найдите общую часть данных слов – берёз.

Общую часть родственных слов называется –корнем.

— Выделите корень в словах нашей цепочки жирным курсивом.

Берёза, берёзонька, березняк, подберёзовик.

Задание № 1. Прочитайте данные слова. Можно ли их назвать родственными или однокоренными? Выделите корень курсивом.

Задание № 2. Прочитайте, устраните в цепочках слов лишнее. Ответ обоснуйте. Выделите корень курсивом.

поле, полочка, полевой, полюшко;

печурка, печь, печка, печать;

соринка, сорняк, сорвал, насорил;

вода, водичка, водянка, водить.

Задание № 3. В данных словосочетаниях определи однокоренные слова, выдели в них корень.

Белые облака, белизна снега, молодой заяц – беляк, беленький козлёнок, побелить потолки, сделать побелку потолка, белеет вдали.

Задание № 4. По данному образуй однокоренные слова по принципу: существительное – прилагательное – глагол. Выдели корень курсивом.

Кто? Что? Какой? Что делать?

Задание № 5. Прочитай словосочетания. Замени их глаголом так, чтобы этот глагол являлся однокоренным словом существительному в словосочетании. Выдели корень в однокоренных словах курсивом.

Задание № 6. Прочитайте словосочетания. Замените выделенные существительные однокоренным прилагательными.

Выделите корень в однокоренных словах курсивом.

Компот из клубникиклубничный компот

Кисель из молока

Цветок из бумаги

Задание № 7. От данных слов образуйте однокоренные. Выделите корень.

Дождь дом река свет

Задание № 8. Прочитай те текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах курсивом.

В тайге растет кедр. Кедр – это хвойное вечнозеленое дерево. К…дровник – любимое место многих ж…вотных и птиц. Ос…н…ю в нем созр…вают кедровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и к…баны, бурундуки белки. Прил…тает и к…дровка. Запасливая птичка собирает орехи и кл…дет их под язык. Под ним пом…щается до 160 орешков затем к…дровочка прячет св..е богатство в мох, в дупла, в л…сную подстилку. В…сной в тайге появляются м…лодые кедры.

Задание № 9. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению. Выделите в словах корень курсивом.

Справка: утро, желудь, зима, песчинка, яйцо, ночь, икринка, руда, дерево.

Задание № 10. Прочитайте словосочетания. Вставьте слова по смыслу. Выделите курсивом корень в однокоренных словах.

Детей учит учитель, пищу варит …. , лес охраняет… , дом строит … , коров пасет … , за садом ухаживает… , сад сторожит ….

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВ, ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ

— Прочитайте данное предложение. Вставьте пропущенные буквы.

Л… сная тр…пинка м…слянисто т…мнела.

— Какое правило вы использовали при написании данных слов?

( При написании данных слов мы использовали правило о правописании безударной гласной.

— В какой части слова находится безударная гласная?

(Безударная гласная находится в корне слова.)

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

(надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.

Чтобы проверить безударный гласный в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Задание № 1. Вставь пропущенную букву. Подбери к данным словам проверочное слово. Выдели курсивом корень.

Задание № 2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. В скобках подбери проверочные слова. Выдели корень в однокоренных словах.

Проплясали по сн…гам ( )

У засн…женной ( ) р…ки ( )

В сн…жном ( ) переулке

Звонко носятся сн…жинки ( ),

Режут лёд сн…гурки ( ).

Задание № 3. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы, подбери в скобках проверочные слова.

Один г…ворит ( ): «Поб…жим ( ), поб…жим». Другой г…ворит: «Пост…им ( ), пост…им». Третий г…ворит: «Пошатаемся, пошатаемся».

Задание № 4. Подбери к данным словам проверочные. Выдели корень курсивом.

Кормить – кормит, ц…нить -… , п…сать — … , ух…дить — …, пос…дить — … , бр…саться — … .

Задание № 5. Заполни таблицу. Подбери проверочные слова по образцу.

Слово с безударной гласной в корне

Проверочные слова.

Однокоренное изменение того же

Задание № 6 . Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова в скобках.

Под …кном ( ) в с…ду ( ) по…вилась ( ) в…сенняя ( ) лужа. И солнечный зайчик вб…жал ( ) в комнату. Лужа др…мала ( ) в сн…говой ( ) колыбели, и зайчик др…жал ( ) на ст…не ( ).

Задание № 7. Прочитайте пословицы. Выберите правильный вариант ответа. Выделите корень курсивом.

У л(е, и)нивого и крыша т(е,и)чет, и печь не п(е,и)чет. Кто спит в(е, и)сною, плачет з(и,е)мою. Не на то гл( о,а)за, чтоб т(е,и)кла слеза. В(а, о)лков б(о,а)яться – в лес не х(о,а)дить. Л(о,а)ми дер(и,е)во, пока молодо.

Задание № 8 Прочитай слова. Подчеркни в данных словах проверяемые безударные гласные. Подбери к каждому слову подходящие по смыслу слова.

Слезали (слез), слизали (лижет), примерять, примирять, спешу, спишу, полоскать, поласкать.

Задание № 9. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, Выдели корень.

Сп…щить, т…птать, св…тильник, м…лчаливый, х…лодильник, отд…вать, п…сать.

Задание № 10. Составь пары одинаково звучащих, но разных по значению и написанию слова, подчеркни ударные гласные.

Запевать (петь) песню

Запивать (пить) лекарство

Прим…рять

Задание № 11. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сн…жок (…) лежит на крышах д…мов (…). Трещит мороз. Ветер качает верхушки д…ревьев (…). На п…ляне (…) видны сл…ды (…) зв…рей. Лошадь везет сани. Скр…пят (…) полозья саней.

Задание № 12. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень.

Чудак Иван купил диван,

Чтоб с горки прок…титься.

Но тут же понял, что диван

На это не г…дится:

И вот остался во дворе

Диван на л…дяной г…ре.

Задание № 13. Допиши пословицы, используя слова для справок. Выдели корень в данных словах.

Нужда ум (…). 2. Не всяк умен, кто с (…). 3. Журавли за море летают, а все одно: (…)

Слова для справок: головою, родит, курлы.

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

-Как называются выделенные согласные? (парными)

— Как проверить написание парного согласного? (подобрать проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный звук)

Зубки – зубы, березка – березовый

Травка – травы городской – города

Ногти – ноготки сторожка – сторожить

— Выделите корень в данных словах.

-В какой части слова находится парный согласный?

— Как вы подбирали проверочные слова?

— Сделайте вывод: как проверить парный согласный в корне слова?

Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный.

Задание № 1. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

ло…ка, игру…ка, к…ту…ка, клю…ка;

д…ро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка;

л…ша…ка, лю…ской, л…па…ка, зага…ка;

мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка;

оши…ка, ру…ка, тру…ка, ла…ка.

Какое слово является лишним во всем упражнении?

Задание № 2. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Выдели корень жирным шрифтом. Орфограмму подчеркни.

Морко…ь — …. , прору…ь — … , сторо… — … , изгоро…ь — … , отря… — … , площа…ка — … , огоро… .

Задание № 3. Прочитай предложения вставь пропущенные буквы. Подбери в скобках проверочные слова. Выдели корень в родственных словах.

Все покрыл пушистый сне… (…). У дома намело большой сугро… (…). Словно в белой шубе стоит могучий ду… (…). Около дома замерз пру… (…) .

Задание № 4. Прочитай словосочетания. Вставь пропущенные буквы. Выдели в этих словах корень.

Мало дене… , букет ро… , стадо коро…, пара сапо…, двое брю…, пять берё…, много лу…, воз дро…, ящик ябло… и гру…, корзина сли…, стакан ягод…, группа сло… .

Задание № 5. подбери проверочные слова по образцу. Выдели корень.

Задание № 6. Подбери по два однокоренных проверочных слова, выдели корень Подчеркни парный согласный в корне слова.

Задание № 7. Какие звуки обозначаются подчеркнутыми буквами? Объясни правописание звонких и глухих согласных в корнях слов. Запиши по образцу.

Задание № 8. Озаглавь текст. Подчеркни слова на изучаемое правило.

После оттепели подкрался резкий ветер и холод. Снег покрылся крепкой коркой. Трудно птицам найти пищу.

Куропатки спят в снежных подземных норах. Ночью грянул мороз. Проснулись они утром. Как выйти бедняжкам из ледяного плена? Часто они в кровь разбивают о лёд свои головки.

Задание № 9. Вставь пропущенные буквы. В подчеркнутых словах выдели корень.

Падал снег на поро… .

Кот сл…пил себе пиро… .

А пока л…пил и пёк,

Ручейком пиро… утёк.

Задание № 10. Из слов правого и левого столбиков составь предложения, запиши их. Вставь пропущенные буквы.

Дож…ь залил ведёт в са… .

На школьной выста…ке растут ду…ки.

У моего око…ка есть моя работа.

У…кая тропинка все гря…ки .

Задание № 11. Подчеркни слова на изучаемое правило.

Коробка, лента, рамка. Кнопки, канавки, песня, пирожки, тумбочки, бумажка, незабудки, кукла, зарядка, деревня.

— Прочитайте слова. Входит, выходит, проходит, обходит, доходит. Как они называются? (однокоренные)

— Почему вы так считаете? ( у этих слов один и тот же корень с одинаковым значением).

— Выделите корень курсивом.

Входит, выходит, проходит, обходит, доходит.

— какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах?

— Выделите в словах окончаниях – подчеркните.

— Какую часть мы не выделили в данных словах? (мы не выделили часть слова, которая стоит перед корнем).

— часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. С изменением приставки изменяется значение слова ( образуется новое слово). Значит приставка служит для образования новых слов.

Приставка –это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Задание № 1. От данных слов образуй новые слова с приставками по-, при-, пере-,у- . Запиши их, выделив приставку, корень и окончание.

Задание №2. С данными словами составь предложение. В подчеркнутом слове выдели приставку.

Перешла, девочка, полянку, через, маленькая, цветов.

Задание № 3. К каждому слову подбери однокоренные слова, изменив приставку. Выдели корень приставку и окончание.

Задание № 4. Выбери подходящие по смыслу слово из скобок, выдели в нем приставку.

1.Отряд туристов с трудом (влез, вскарабкался) на крутой холм. 2. На небе (занялась, вспыхнули) звёзды. 3. Неожиданно (прозвучал, раздался) выстрел из орудия.

Задание № 5. Прочитайте слова. Подчеркните слова, которых нет в правом столбике. Выделите в них приставку.

Задание № 6. Прочитайте. В каждой цепочке слов подчеркните лишнее. Ответ обоснуйте. Выделите приставку и корень.

надел, покрыл, пошел, понес;

прочитать, переиграть, посмотреть, пожить;

догнал, доплыл, наследил, докатил;

подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;

обрубит, обрежет, обстучит, свяжет;

впорхнул, отпугнул, отдёрнул, оттолкнул.

Задание № 7. Прочитайте. Подберите подходящее к тексту название. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выделите в словах приставки.

Крот –один из самых др…чливых зв….рей. Бол…шую ч…сть ж…зни он проводит (под)з…млей. Толстый и полуслепой, не знает пощ…ды. Если (в)подземных х…дах встр…ч..ются два кр…та, начинается см…ртельная битва.

(У) крота уд…вительный а…петит. (В)сутки он съедает столько, сколько весит сам. (Без) пищи этот прожорливый зверь мржет прож…ть не более 12 ч…сов.

Задание № 8. От данных слов, изменяя приставку образуйте слова с противоположным значением. Выделите приставку.

Задание № 9 . Прочитайте слова. Обратите внимание на двойные согласные. Выделите приставки и суффиксы.

Поддержка, рассказ, рассердился, оттепель, оттенить, оббежать, подделка, рассвет, рассада, рассольник, рассказчик, раззадорить.

Задание № 10. Прочитайте словосочетания. Выделите приставки. Сравните значение слов скобках и вне скобок.

Отплыть от берега, написать (вписать) в блокнот, нарезать колбасу, пожарить яичницу, поехать в город, пошёл (вошёл) в школу, проезжать мимо дома, написать (подписать) работу, закончить (окончить) дело, вклеить в альбом, подвязать платком.

Лес, лесной, лесовик, лесочек, лесничиха, лесок.

— Выделите в данных словах корень, окончание.

— какая часть слова осталась не выделенной? ( это суффикс)

— В каком месте стоит суффикс? (после корня)

— Обратите внимание как изменилось значение слов (образовались новые слова)

-Для чего служит суффикс? (для образования новых слов)

— Сделайте вывод: Что такое суффикс?

Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. Он обозначается так: ^

Задание № 1. От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов.

Суффиксы: — ник, — ышк, — ик, — очк, — н, — ечк, — ок, — ек, -ёк, — еньк, — к, -ушк, — ист, — ов, — ин, — чик, -ищ.

Слова: звезда, ёж, путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян.

Образованные слова напишите ниже. Выделите в них суффиксы.

Задание № 2. Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/600920

http://multiurok.ru/files/zadaniia-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa-po-razdi.html