Задания для детей на правописание

Сборник заданий для формирования орфографических навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка

Сборник заданий для формирования орфографических навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка

Сборник заданий для формирования орфографических

навыков обучающихся 2 класса на уроках русского языка

Автор-составитель: Прудей Анна Александровна

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 131

Настоящее пособие создано для родителей и преподавателей начальных классов. В сборнике представлены задания, предназначенные для повышения уровня формирования орфографических навыков у обучающихся 2 класса по русскому языку.

Раздел 1. Правописание слов с сочетаниями

Раздел 2. Заглавная буква в именах собственных……………………….……………..17

Раздел 3. Проверяемые безударные гласные в корне слова…………………………..22

Раздел 4. Правописание парных согласных в корне слова……………………………32

Раздел 5. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, НЩ……………………. 40

Раздел 6. Правописание частицы НЕ с глаголами……………………………………. 45

Сборник заданий разработан с применением интеграции учебных предметов, через предметные связи, проходящие по содержанию учебно-методического комплекса, что в свою очередь будет положительно влиять на формирование орфографических навыков обучающихся . Задания разработаны по теме «Мы живем в России. Природа родного края» на следующие виды орфограмм:

1. Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ , ЧУ, ЩУ

2. Заглавная буква в именах собственных.

3. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

4. Правописание парных согласных в корне слова.

5. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, ЩН.

6. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цель данного сборника – создание содержательных условий по формированию орфографических навыков обучающихся 2 класса, через выполнение заданий сборника.

1. Формирование орфографических навыков обучающихся 2 класса.

2. Повышение познавательной мотивации у обучающихся в процессе работы с орфограммами.

3. Формирование у обучающихся интереса к развитию и совершенствованию орфографических навыков;

4. Развитие воображения, логического и творческого мышления на основе собственных рассуждений.

5. Повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Данный сборник составлен в соответствии с принципами наглядности, доступности, природосбережения, связи теории с практикой. Может быть применен на уроках русского языка как словарная работа, как отработка автоматизма, как закрепление изученного материала. Также возможно применение на уроках изобразительно искусства, при рисовании, использовать опорные слова, и на уроках окружающего мира для описания природы родного края и жизни животных, т.к. тематика заданий сборника по русскому языку интегрирована с тематикой изобразительного искусства и окружающего мира «Мы живем в России. Природа родного края». Может быть использован учителем начальных классов во внеклассной работе.

Предполагает совместную деятельность учителя и обучающихся всего класса как в целом, так и индивидуально, тем самым охватывает всю аудиторию и позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Содержание понятно и удобно для восприятия, что позволяет более широко раскрыть значимость формирования орфографических навыков обучающихся. За счет того, что сборник разработан в дополнение к действующему учебнику будет интересен в методическом плане учителю, а также обучающимся, как дополнительная мотивация и развитие творческих способностей на уроках русского языка в процессе формирования орфографических навыков..

Сборник призван помочь преподавателю русского языка во втором классе и родителям формировать у обучающихся предметные и метапредметные УУД, через формирование орфографических навыков, что, безусловно, является неотъемлемой частью учебного процесса.

В комплексе упражнений на ряду с разнообразными тренировочными заданиями представлены и нестандартные упражнения, вызывающие интерес у детей и способствующие развитию у них наблюдательности, памяти, воображения, логического мышления, творческих способностей. На ряду с тем, что в последнее время работа по перфокартам стала не популярной, мы включили в сборник именно эти задания, т.к. с ними любят работать обучающиеся и легко может работать по ним не только преподаватель, как и родители.

Каждое упражнение обеспечивает связь с упражнениями УМК «Школа России», задания являются дополнением к урокам русского языка во 2 классе. Они разнообразят деятельность обучающихся, создадут атмосферы активной деятельности. В сборник включены задания, способствующие повышению мотивации, которые спроектированы со знаком *, что означает творческие задания.

Сборник составлен согласно требованиям ФГОС НОО к результатам деятельности обучающихся.

При подготовке к уроку учителю по своему усмотрению предстоит выбирать, какие упражнения лучше взять из учебника, а какие из сборника упражнений.

Совместное использование методики УМК и спроектированного сборника будет способствовать рационализации учебного процесса.

Сборник составлен таким образом, что упражнения можно использовать при работе с любым учебно-методическим комплектом.

Русский язык для детей 7-8 лет

К моменту поступления в первый класс дети 7 лет должны быть подготовлены по основным предметам; одной из таких дисциплин является русский язык. Наличие базовых знаний позволит младшим школьникам скорее адаптироваться и облегчит процесс обучения.

Сайт «Разумейкин» поможет юному ученику в усвоении нового материала. В разделе «Русский язык для детей 7 лет» представлен целый комплекс интересных заданий. Выполняя их, ребята изучают основные орфограммы и знакомятся с частями речи, которые, как правило, узнают в начальных классах.

Специалисты развивающего сайта «Разумейкин» подготовили как простые, так и более сложные задания по русскому для детей 8 лет. Мы стремились, чтобы представленные упражнения были не только интересными и занимательными, но и максимально полезными в плане практического применения. Именно поэтому процесс обучения выстроен в игровой форме. Все задания для детей 7 лет по русскому соответствуют особенностям развития ребят в конкретном возрасте, поэтому изучать новый материал младшим школьникам будет несложно и интересно.

Для того чтобы онлайн-задания по русскому языку для детей 8 лет не вызывали у малышей затруднений, специалисты сайта «Разумейкин» подготовили для каждого упражнения тематические картинки и аудиосопровождение. А чтобы занятия младших школьников проходили с еще большим интересом, мы разработали целую систему поощрений. За выполнение заданий в разделе «Русский язык для детей 8 лет» ребята получают виртуальные награды: грамоты, кубки, медали, вымпелы. Мы убеждены, что это позволит юным ученикам проходить занятия с удовольствием и без помощи взрослых.

При необходимости к любому заданию в разделе «Русский язык для детей 7 лет» можно вернуться. Выполнив упражнение повторно, ребенок сможет улучшить свой результат и стать обладателем более высокой награды.

Для того чтобы понять, на каких именно темах стоит остановиться более подробно, мы рекомендуем пройти предварительное тестирование. По его итогам родителям будет легче определить, какие именно задания стоит выполнять в первую очередь.

Занимательные игровые задания по русскому языку

Елена Лебедева
Занимательные игровые задания по русскому языку

Занимательный русский язык.

1) Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм.

Игра «Словарное лото»

Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание: списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных». Учитель бросает мяч и называет слово «земляной». Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли». Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания: превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

2) Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Игра «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.Пример: даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

Игра «Пригласите друга на обед»

Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно,записаны слова: щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

Игра «Конкурс дикторов».

Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

3) Игровые задания, направленные на развитие речи.

Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

Игра «Запишем сказку»

Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст.Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

Игра «Давайте сочинять!»

Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите,в какой роли будет выступать зайчик в сказке: он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

Игра «Волшебный лес»

Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее).

Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

Материал к игре рекомендуется менять, например, можно предложить детям изобразить «Волшебное море», «Волшебную страну», «Волшебную поляну», «Волшебный парк» и т. п.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова,противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа — и т. п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например: ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты:

Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов.Например: ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

4) Игровые задания, направленные на систематизацию знаний о частях речи.

Игра «Домино» (по теме «Глагол»)

Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное»)

Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры». Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное»)

Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина.Предлагает детям: «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает,что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз)игры может включать небольшое соревнование: «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием.

5) Лексико-фразеологические игры.

Игра «Собери, объясни, докажи»

Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения.Например: КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ, ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например: кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

Например: метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Например: покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми.К ним относятся:

1) настольные игры; (домино, лото);

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки).

Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

По теме «Имя существительное» 3-й класс

По теме «Местоимение» 3-й класс

Обучение русскому языку детей с нарушениями слуха Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста» Конспект урока по русскому языку на тему «Комплексный анализ текста». Цель урока: обучение комплексному анализу текста. Задачи урока:.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей через дидактические игры и занимательные игровые упражнения» Вряд ли человек, проживший на свете целых четыре года, ещё не знаком с числом. Вероятно, он уже знает, что такое» один » и » много.

Контрольная работа по русскому языку «Типы связи в словосочетании» 1. Найдите правильные ответы и обведите их в кружок. Словосочетание – это…. А) синтаксическая конструкция, в которой есть несколько самостоятельных.

Квест-игра «Кавказ литературный» все задания соответствуют заданиям устного экзамена ОГЭ по русскому языку ПОЛОЖЕНИЕ о проведении квест – игры по русскому языку, литературе и искусству «Кавказ литературный» для учащихся 7 – 8 классов 1. Общие.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения. Класс: 3- «а». Дата: 16.05.2015 год. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Вид урока: Доминирует исследовательская.

Конспект по русскому языку во 2 классе «Парные согласные» Тема урока: «Во саду ли в огороде…» «Правописание парных согласных в корне слова» Цель: Создание условий для отработки знаний о парных.

Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Наречие» (7 класс) Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Наречие». (7 кл.) 1. Вспомните правило написания буквы о-, е- на конце наречий и вставьте.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.


источники:

http://www.razumeykin.ru/zadaniya/dlya-detej-7-8-let/obuchenie-russkij-yazyk

http://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnyi-ruskii-jazyk.html