Задания егэ правописание гласных

ЕГЭ. Задание 9. Правописание гласных в корне слова

Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.

ЗАДАНИЕ 9.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 9. Правописание гласных в корне слова»

Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Формулировка задания: укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) задр..жать, пор..зительный, прил..гательное 2) пол..житься, несгораемый, оп..раться

3) препод..вать, нап..дение, осл..бев 4) заж..гать, оп..реться, изл..жить

5) аб..туриент, зам..реть, адр..совать

Правильный ответ: 24

Обращаем ваше внимание на то, что в этом задании может быть два и более правильных ответа (в соответствии с принципом непредсказуемой множественности ответов, который реализуется в КИМах ЕГЭ 2019 года).

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: правописание кор­ней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

1. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в одно­коренных словах или формах этого слова:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

Примеры: сериал — многосерийный; выстиранный стирка; смиренный — смирный; зачарованный — чары; честолюбивый честь.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путём подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:

в) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела — отвёл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различ­ные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла ис­ходного слова:

старожил нашего города (= старый житель) — он сторожил склад (= сторож);

умалять значение (= делать малым) — умолять о пощаде (= он молит);

прославлять героя (= слава) — благословить на подвиг (= сказать благое слово);

раздражать поведением (= кто-то дразнит) — задрожать от холода (- дрожь);

покарать врага (= кара) — покорить природу (= покорный) — укорять за лень (= укор);

разредить морковь (= редкий) — разрядить ружье (= разряд);

посветить свечой (= свет) — посвятить стихотворение (= святость);

пристежной воротник (= пристёгивать) — пристяжная лошадь (= стягивать);

флаг развевается (= веять) — ребенок развивается (= развитие);

навевать печаль (= навеять) — навивать локоны (= навить);

утешать ласково (= утешить) — утихать постепенно (= утихнуть);

примерять пальто (= примерка) — примирить врагов (= мир);

скрепя сердце (= скрепка) — скрипеть стулом (= скрип);

увидать издали (= увидит) — увядать без влаги (= увянуть).

Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола противоположного вида (неправильно: опоздатьопаздывать, раскроить — раскраивать; правильно: опоздать — поздно, раскроить — кройка).

Чередующиеся гласные в корне слова

Корни, в которых право­писание чередующейся гласной зависит
от ударения

Корни, в которых право­писание чередующейся гласной зависит

от следующего за кор­нем суффикса

Корни, в которых право­писание чередующейся гласной зависит

от характера последних согласных (согласной) корня

Корни, в которых право­писание чередующейся гласной зависит от смысла слова

(под ударением пишется А, без ударения — О)

Тестовый материал к заданию №9. Правописание гласных в корне. (ЕГЭ-2021)

Гласную О в безударных корнях нельзя проверять формами несовершенного вида на – ЫВАТЬ, -ИВАТЬ :

Опоздать – поздний (а не опаздывать),

раскроить – кройка (а не раскраивать),

поглощение – глотка ( а не проглатывать)

Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слова КОМПЬЮТЕР, ИГНОРИРОВАТЬ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ нельзя проверить словами КОМП, ИГНОР, ЭКСТРИМ (их нет в гнезде родственных слов).

Существуют слова с корнями, которые похожи на чередующиеся корни . Их нужно относить к словам с проверяемыми и непроверяемыми гласными:

При мир ить (детей) – мир (проверяемая гласная, пишется И )

При мер ять (костюм) – при мер ка (проверяемая гласная, пишется Е)

Из мер ять – мер а (проверяемая гласная, пишется Е)

По тер ять – по тер я (проверяемая гласная, пишется Е)

Рас тер яться – рас тер янный (проверяемая гласная, пишется Е)

По терп еть – терп ит (проверяемая гласная, пишется Е)

С держ ать – держ ит (проверяемая гласная, пишется Е)

Пир овать – пир (проверяемая гласная, пишется И )

При беречьбереж ный (проверяемая гласная, пишется Е)

Сп и раль – непроверяемая гласная, пишется И

О сложн ять – сложн ый (проверяемая гласная, пишется О)

На слажд ение – слад кий (проверяемая гласная, пишется А)

Логич ный – лог ика (проверяемая гласная, пишется О)

Рос истый, рос инка – рос ы (проверяемая гласная, пишется О)

Роскош ный роскошь (проверяемая гласная, пишется О)

Воз вращ ение , вращ ение воз врат (проверяемая гласная, пишется А)

О твор ить (окно) – с твор ки (проверяемая гласная, пишется О)

От вар ить (картофель) – вар ит (проверяемая гласная, пишется А)

Про зор ливый – в зор (проверяемая гласная, пишется О)

Разный смысл у слов:

Утр а мбовать – тр о мб

Нав а ждение — в о ждение

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.

макнуть (в сметану), доложить (в тарелку), соприкасаться

подскочить, выгарки, уничтожить

озарять, преклонение, подрастать

вакансия, слагаемое, уравнение

предположение, равноденствие, самовозгорание

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня . Запишите номера ответов.

вестибюль, частота (удара), заложить (основу)

ростовщичество, врасти, очарование

презентовать, океанолог, баталия

инцидент, контракт, натюрморт

аккомпанемент, температура, гипотеза

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.

вышколенный, копна, размягчить

опалить, возгораемый, гиппопотам

пловчиха, анаграмма, скачу

поклониться, каллиграфия, диссертация

вытесненный (из очереди), зачарованный, поласкать (щенка)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.

озвереть, вымокли, впечатляемость

восходящий, скрипеть (зубами), изглодать

роптание, молиться, дряхлеть (с годами)

парадировать (на плацу), облачность, скачок

пятачок, стоящим (на скатерти), проборонить

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.

оклеветанный, лошадёнка, заегозить

соприкасаться, заровняли (участок), наращение

стажёр, сгущёнка, озарённый

вычитать, утварь, ровнять (газон)

зарница, горелка, блистать

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.

подровнять (волосы), гладиатор, экипировать

винегрет, зарница, фортуна

обрамление, заблокировать, глотать

заиндевелый, перегорел, коснуться

открепление, задолжать, заграничный

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня . Запишите номера ответов.

керосиновый, девальвация, алгоритм

реаниматолог, изгарь, ростовщик

забетонировать, карбюратор, керогаз

панорама, хореография, суверенитет

зарница, экипаж, дилетант

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов .

развивается (ребёнок), утихнуть, сетевой (шнур)

экзамен, экзотичный, щекотливый

утешать (ласково), экология, пристежной (воротник)

равнина, преклонение, увидать (издали)

навивать (локоны), покарать (врага), ровесник

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня . Запишите номера ответов.

меценат, щиколотка, нитрон

номерочек, ноздревой, внимающий

измочаленный, затверделый, вырастающий

лорнет, кибернетика, бильярд

жилеточный, забавляться, внучата

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.

корневище, выточка (на блузке), олигархия

жук-плавунец, макать (кисть в краску), вычитать

прожевать (котлету), коррекция, замереть

бакалавр, королевич, санаторий

промокательная (бумага), равномерный, творение

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

безотлагательный, росистый (луг), роскошный

соприкосновение, вложение, притворщица

подростковый, недоросль, поплавок

ускакать, повзрослеть, зарозоветь

заложенный (нос), подмочивший, отрасль

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.

молодушка, подровнять (волосы), зарянка,

неукоснительно, отскочить, компетентный

мокрёхонек, роскошный, блеснуть

заледенелый, карамелька, вымокнуть

хвастливый, разлиновать (лист бумаги), загримированный

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.

аграрный, скачок, бадминтон

озариться, равнение, вымакать (всё содержимое)

уклонист, занимать (должность), застелить

блеснуть, обложной (дождь), катастрофа

растворимый (кофе), бакенбарды, добрячок

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.

теоретический, обделить (наградой), зарницы

поседевший (от горя), зарядить (ружьё), равнина

познавательный, оросительный, оснащение

кайма, секундант, испарение

переночевать, ворсистый, потогонное (средство)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.

стеснялся, извинения, увядание (природы)

монолит, сгоревший, равнина

великолепный, информационный, облокотиться

сертификат, нагой (человек), утрамбовать

испарение, слияние, посидели (в беседке)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

экстремальный, укороченный, вибрационный

задрожать, закалённый, трепещущий

водоросли, вытирающий, лицензия

запах, сгоревший, налегать

выправленный, неиссякаемый, увлечение

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.

настоять (на травах), демократия, умалять (заслуги)

плагиат, устареть, на заре

блистать, собираться, Ростислав

промокашка, осветлять (ткань), магистраль

растереть, обтирать, росточек

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

раскроить (ткань), блистательный, колючий

укрощать, очертания, сожаление

просвещение, ухищрения, объединение

прикасаться, просьба, сатирический

директор, показалось, оснащение

Укажите варианты ответов, которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.

долина, динамичный, посвящение (в старшеклассники)

оптимизм, словосочетание, запросить,

гречиха, лиричный, поредевший

скачок, утварь, положение

выравниватель, заниматься, непромокаемый (плащ)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня . Запишите номера ответов.

выровненный (асфальт), взращивать, кристальный

амортизация, холщовый, дискуссия

жужелица, коммерсант, каллиграфия

кристалл, можжевельник, реквием

раззадорить, оперетта, обжигание

Ответы к заданию №9. Правописание гласных в корне слова.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Морозова Наталья ТерентьевнаНаписать 40943 15.10.2020

Номер материала: ДБ-1402583

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    13.10.2020 0
    02.10.2020 0
    27.08.2020 0
    21.07.2020 0
    21.07.2020 0
    09.07.2020 0
    03.07.2020 0
    03.07.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Российским школьникам проведут бесплатные профориентационные тесты

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

Родным языкам в школах КБР будут обучать по обновленным учебникам

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задания егэ правописание гласных

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) увековечить, исполнитель, прославлять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Приведём верное написание:

1) увековечить, исполнитель, прославлять — ПГ (ве́к, испо́лнить, сла́ва)

2) возрастной — ЧГ, невразумительно — ПГ, творец — ЧГ

3) оснащение — ПГ (сна́сть), озаряться — ЧГ, располагающийся — ЧГ

4) формализм — ПГ, убедить — НГ, подражание − НГ

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) − ПГ (препода́ть, разга́дка, приме́рка)

ВНИМАНИЕ! Вопросы по правописанию корней можно уточнить в нашем справочнике к заданию №9 по ссылке https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) изгарь, плывун, вырос

2) регламент, авангард, цветок

3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная

4) отраслевой, уровень, запирать

5) выглянуть, обнажать, стремянный

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. изгарь (исключение), плывун (исключение), вырос — ЧГ

2. регламент, авангард — НГ, цветок (цвЕт) − ПГ

3. погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная — ЧГ

4. отраслевой (исключение), уровень (корень со значением «гладкий, ровный, прямой»), запирать — ЧГ

5. выглянуть (взглЯд), обнажать (нАг), стремянный (стрЕмя) — ПГ

ЗА­ДА­НИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗ­УДАР­НАЯ ГЛАС­НАЯ В КОРНЕ. ОБОБ­ЩЕ­НИЕ.

Общее по­ня­тие о корне как части слова

Ко­рень — это глав­ная зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ос­нов­ное зна­че­ние дан­но­го слова и общее лек­си­че­ское зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Имен­но общее зна­че­ние, а не внеш­ний вид корня (или его части) поз­во­ля­ет от­не­сти то или иное слово к род­ствен­ным (или од­но­ко­рен­ным) сло­вам. В рус­ском языке не­ма­ло кор­ней, ко­то­рые пи­шут­ся оди­на­ко­во, но имеют со­вер­шен­но раз­ные зна­че­ния. На­при­мер, бук­во­со­че­та­ние ГОР встре­ча­ет­ся в ты­ся­чах слов, яв­ля­ет­ся кор­нем в сло­вах ГО­РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од­но­ко­рен­ных к ним. Но это не один и тот же ко­рень, а раз­ные, ведь по смыс­лу слова ГО­РЕТЬ, ГО­РЕ­ВАТЬ, ГОРА не имеют ни­че­го об­ще­го. Этот факт иг­ра­ет огром­ную роль в на­пи­са­нии кор­ней с без­удар­ной глас­ной. Так, в при­ведённом ряду слов для каж­до­го слова свой от­дель­ный спо­соб про­вер­ки: гор еть (ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем), гор евать (про­ве­роч­ное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В за­да­нии 8 встре­ча­ют­ся:

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо:

— уметь опре­де­лять тип корня;

— при­ме­нять пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие на­пи­са­ния того или иного типа корня.

В за­ви­си­мо­сти от типа корня су­ще­ству­ют раз­лич­ные пра­ви­ла на­пи­са­ния без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов.

8.1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это пра­ви­ло от­ра­ба­ты­ва­ет­ся на про­тя­же­нии всего школь­но­го курса рус­ско­го языка, а на­чи­на­лось изу­че­ние в на­чаль­ной школе. Все пом­нят пра­ви­ло:

Чтобы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне слова, нужно из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное так, чтобы на эту глас­ную па­да­ло уда­ре­ние.

На­при­мер: в корне слова пот. плело будет пи­сать­ся буква е, так как в од­но­ко­рен­ном слове тЁплый под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся ё (для про­вер­ки кор­ней е и ё рав­но­знач­ны); в корне слова прит. рм..зить будут пи­сать­ся две буквы о, так как в од­но­ко­рен­ных сло­вах тОр­моз и за­тор­мО­жен­ный под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся о

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок. Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

ПРИ­МЕ­ЧА­НИЯ
Без­удар­ные глас­ные корня в сло­вах, близ­ких по зву­ча­нию, но раз­ных по зна­че­нию пи­шут­ся по-раз­но­му: залезать (в кар­ман) – зализать (раны), отварить (кар­то­фель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всхо­ды) – разрядить (ружье), умалять (зна­че­ние) – умолять (о по­ща­де), примерятье́ра) ко­стюм – примирятьир) со­се­дей; развева­ет­сяе́ять) флаг – развива­ет­ся (разви́тие) про­мыш­лен­ность. Слово, сто­я­щее в скоб­ках, по­мо­га­ет по­нять смысл слова с про­пу­щен­ной бук­вой.

Глас­ную о в не­уда­ря­е­мых кор­нях гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида нель­зя про­ве­рять фор­ма­ми не­со­вер­шен­но­го вида на –ывать (–ивать), на­при­мер: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Если в корне пи­шет­ся ё, то в без­удар­ном по­ло­же­нии в од­но­кор­не­вых сло­вах сле­ду­ет пи­сать е: ис­пещрённый (пёстрый), звез­до­пад (звёзды), ве­сен­ний ( вёсны), гнез­дить­ся ( гнёзда)

Без­удар­ные а — о в кор­нях с не­пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми ра, ла (бра­до­брей, пре­кра­тить, вла­чить, об­ла­ко ) нель­зя про­ве­рять со­от­вет­ству­ю­щи­ми пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми в корне оро, оло (бо­ро­да, уко­ро­тить, во­ло­ку, обо­лоч­ка). Не­пол­но­глас­ные со­че­та­ния ха­рак­тер­ны для ста­ро­сла­вян­ских кор­ней, и в них все­гда пи­шет­ся а.

Не стоит слепо про­ве­рять ино­стран­ные слова друг дру­гом. В не­ко­то­рых сло­вах ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния с вы­де­ля­е­мым толь­ко эти­мо­ло­ги­че­ски суф­фик­сом на­пи­са­ние без­удар­ной глас­ной нель­зя про­ве­рять од­но­ко­рен­ным сло­вом, если про­ве­ря­е­мая и про­ве­роч­ная глас­ные вхо­дят в со­став суф­фик­сов раз­лич­но­го про­ис­хож­де­ния, на­при­мер: або­не­мент (-емент вос­хо­дит к фран­цуз­ско­му суф­фик­су), хотя або­ни­ро­вать (-иро­вать вос­хо­дит к не­мец­ко­му суф­фик­су); ак­ком­па­не­мент, хотя ак­ком­па­ни­ро­вать. Срав­ни­те также также ана­ло­гич­ное яв­ле­ние в со­ста­ве ино­языч­но­го корня дез­инфициро­вать, хотя дез­инфекция. Со­хра­ня­ет­ся глас­ная корня в сло­вах инъ­ек­ция — инъ­е­ци­ро­вать, про­ек­ция —про­еци­ро­вать и не­ко­то­рых дру­гих. Же­ла­ние про­ве­рить слово пре­зи­дент сло­вом пре­зи­ди­ум также со­мни­тель­но, так как эти слова род­ствен­ны лишь в языке−ис­точ­ни­ке, а в рус­ском языке НЕТ (или пока нет) ни од­но­го сло­ва­ря, где бы эти слова трак­то­ва­лись как род­ствен­ные.

Не­до­пу­сти­мо про­ве­рять ино­языч­ные слова со­кращёнными сло­ва­ми, воз­ник­ши­ми в раз­го­вор­ной речи. Так, слово ком­пью­тер нель­зя про­ве­рить сло­вом комп (нет та­ко­го слова в гнез­де род­ствен­ных слов, да и в сло­ва­рях его нет; нель­зя про­ве­рить слово ин­тел­ли­гент сло­вом интел (слова «интел» не су­ще­ству­ет).

8.2. Без­удар­ные глас­ные, не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии НГ

На­ря­ду со сло­ва­ми, ко­то­рые можно про­ве­рить од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или путём из­ме­не­ния его формы, су­ще­ству­ет целый ряд слов, на­пи­са­ние ко­то­рых не под­чи­нят­ся ни­ка­ким пра­ви­лам с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы су­ще­ство­вал еди­ный спи­сок слов, обя­за­тель­ных для за­по­ми­на­ния, и он пуб­ли­ко­вал­ся в учеб­ни­ках и по­со­би­ях для под­го­тов­ки к ЕГЭ. Но та­ко­го спис­ка нет, во вся­ком слу­чае, пока. В этом ряду есть и ис­кон­но рус­ские слова, и за­им­ство­ван­ные, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет расти за счёт слов ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния. Здесь совет толь­ко один: не пы­тай­тесь про­ве­рять не­про­ве­ря­е­мое. Как пра­ви­ло, в за­да­ни­ях ЕГЭ про­ве­ря­е­мые слова на­хо­дят­ся быст­ро, их про­ве­рить ЛЕГКО. На­пи­са­ние слов с не­про­ве­ря­е­мой глас­ной в корне про­ве­ря­ет­ся толь­ко по ор­фо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

8.3. Без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ЧГ

По­ми­мо кор­ней с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, про­ве­ря­е­мы­ми уда­ре­ни­ем, и тех, ко­то­рые про­ве­рить нель­зя, су­ще­ству­ют корни с раз­лич­ны­ми че­ре­до­ва­ни­я­ми глас­ных. На­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных под­чи­ня­ет­ся тра­ди­ции. Про­ве­рять слова с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной уда­ре­ни­ем (путём под­бо­ра род­ствен­ных слов) − гру­бая ошиб­ка.

Все че­ре­ду­ю­щи­е­ся корни сле­ду­ет вы­учить на­и­зусть.. По­де­лим их на типы.


источники:

http://infourok.ru/testovyj-material-k-zadaniyu-9-pravopisanie-glasnyh-v-korne-ege-2021-4492288.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=352