ЕГЭ. Задание 9. Правописание гласных в корне слова
Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ЗАДАНИЕ 9.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 9. Правописание гласных в корне слова»
Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Формулировка задания: укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) задр..жать, пор..зительный, прил..гательное 2) пол..житься, несгораемый, оп..раться
3) препод..вать, нап..дение, осл..бев 4) заж..гать, оп..реться, изл..жить
5) аб..туриент, зам..реть, адр..совать
Правильный ответ: 24
Обращаем ваше внимание на то, что в этом задании может быть два и более правильных ответа (в соответствии с принципом непредсказуемой множественности ответов, который реализуется в КИМах ЕГЭ 2019 года).
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.
1. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Примеры: сериал — многосерийный; выстиранный — стирка; смиренный — смирный; зачарованный — чары; честолюбивый — честь.
Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путём подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:
в) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела — отвёл.
При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:
старожил нашего города (= старый житель) — он сторожил склад (= сторож);
умалять значение (= делать малым) — умолять о пощаде (= он молит);
прославлять героя (= слава) — благословить на подвиг (= сказать благое слово);
раздражать поведением (= кто-то дразнит) — задрожать от холода (- дрожь);
покарать врага (= кара) — покорить природу (= покорный) — укорять за лень (= укор);
разредить морковь (= редкий) — разрядить ружье (= разряд);
посветить свечой (= свет) — посвятить стихотворение (= святость);
пристежной воротник (= пристёгивать) — пристяжная лошадь (= стягивать);
флаг развевается (= веять) — ребенок развивается (= развитие);
навевать печаль (= навеять) — навивать локоны (= навить);
утешать ласково (= утешить) — утихать постепенно (= утихнуть);
примерять пальто (= примерка) — примирить врагов (= мир);
скрепя сердце (= скрепка) — скрипеть стулом (= скрип);
увидать издали (= увидит) — увядать без влаги (= увянуть).
Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола противоположного вида (неправильно: опоздать — опаздывать, раскроить — раскраивать; правильно: опоздать — поздно, раскроить — кройка).
Чередующиеся гласные в корне слова
Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит
от ударения
Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит
от следующего за корнем суффикса
Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит
от характера последних согласных (согласной) корня
Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от смысла слова
(под ударением пишется А, без ударения — О)
Тестовый материал к заданию №9. Правописание гласных в корне. (ЕГЭ-2021)
Гласную О в безударных корнях нельзя проверять формами несовершенного вида на – ЫВАТЬ, -ИВАТЬ :
Опоздать – поздний (а не опаздывать),
раскроить – кройка (а не раскраивать),
поглощение – глотка ( а не проглатывать)
Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слова КОМПЬЮТЕР, ИГНОРИРОВАТЬ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ нельзя проверить словами КОМП, ИГНОР, ЭКСТРИМ (их нет в гнезде родственных слов).
Существуют слова с корнями, которые похожи на чередующиеся корни . Их нужно относить к словам с проверяемыми и непроверяемыми гласными:
При мир ить (детей) – мир (проверяемая гласная, пишется И )
При мер ять (костюм) – при мер ка (проверяемая гласная, пишется Е)
Из мер ять – мер а (проверяемая гласная, пишется Е)
По тер ять – по тер я (проверяемая гласная, пишется Е)
Рас тер яться – рас тер янный (проверяемая гласная, пишется Е)
По терп еть – терп ит (проверяемая гласная, пишется Е)
С держ ать – держ ит (проверяемая гласная, пишется Е)
Пир овать – пир (проверяемая гласная, пишется И )
При беречь – береж ный (проверяемая гласная, пишется Е)
Сп и раль – непроверяемая гласная, пишется И
О сложн ять – сложн ый (проверяемая гласная, пишется О)
На слажд ение – слад кий (проверяемая гласная, пишется А)
Логич ный – лог ика (проверяемая гласная, пишется О)
Рос истый, рос инка – рос ы (проверяемая гласная, пишется О)
Роскош ный – роскошь (проверяемая гласная, пишется О)
Воз вращ ение , вращ ение – воз врат (проверяемая гласная, пишется А)
О твор ить (окно) – с твор ки (проверяемая гласная, пишется О)
От вар ить (картофель) – вар ит (проверяемая гласная, пишется А)
Про зор ливый – в зор (проверяемая гласная, пишется О)
Разный смысл у слов:
Утр а мбовать – тр о мб
Нав а ждение — в о ждение
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.
макнуть (в сметану), доложить (в тарелку), соприкасаться
подскочить, выгарки, уничтожить
озарять, преклонение, подрастать
вакансия, слагаемое, уравнение
предположение, равноденствие, самовозгорание
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня . Запишите номера ответов.
вестибюль, частота (удара), заложить (основу)
ростовщичество, врасти, очарование
презентовать, океанолог, баталия
инцидент, контракт, натюрморт
аккомпанемент, температура, гипотеза
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.
вышколенный, копна, размягчить
опалить, возгораемый, гиппопотам
пловчиха, анаграмма, скачу
поклониться, каллиграфия, диссертация
вытесненный (из очереди), зачарованный, поласкать (щенка)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.
озвереть, вымокли, впечатляемость
восходящий, скрипеть (зубами), изглодать
роптание, молиться, дряхлеть (с годами)
парадировать (на плацу), облачность, скачок
пятачок, стоящим (на скатерти), проборонить
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.
оклеветанный, лошадёнка, заегозить
соприкасаться, заровняли (участок), наращение
стажёр, сгущёнка, озарённый
вычитать, утварь, ровнять (газон)
зарница, горелка, блистать
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.
подровнять (волосы), гладиатор, экипировать
винегрет, зарница, фортуна
обрамление, заблокировать, глотать
заиндевелый, перегорел, коснуться
открепление, задолжать, заграничный
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня . Запишите номера ответов.
керосиновый, девальвация, алгоритм
реаниматолог, изгарь, ростовщик
забетонировать, карбюратор, керогаз
панорама, хореография, суверенитет
зарница, экипаж, дилетант
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов .
развивается (ребёнок), утихнуть, сетевой (шнур)
экзамен, экзотичный, щекотливый
утешать (ласково), экология, пристежной (воротник)
равнина, преклонение, увидать (издали)
навивать (локоны), покарать (врага), ровесник
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня . Запишите номера ответов.
меценат, щиколотка, нитрон
номерочек, ноздревой, внимающий
измочаленный, затверделый, вырастающий
лорнет, кибернетика, бильярд
жилеточный, забавляться, внучата
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.
корневище, выточка (на блузке), олигархия
жук-плавунец, макать (кисть в краску), вычитать
прожевать (котлету), коррекция, замереть
бакалавр, королевич, санаторий
промокательная (бумага), равномерный, творение
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
безотлагательный, росистый (луг), роскошный
соприкосновение, вложение, притворщица
подростковый, недоросль, поплавок
ускакать, повзрослеть, зарозоветь
заложенный (нос), подмочивший, отрасль
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.
молодушка, подровнять (волосы), зарянка,
неукоснительно, отскочить, компетентный
мокрёхонек, роскошный, блеснуть
заледенелый, карамелька, вымокнуть
хвастливый, разлиновать (лист бумаги), загримированный
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.
аграрный, скачок, бадминтон
озариться, равнение, вымакать (всё содержимое)
уклонист, занимать (должность), застелить
блеснуть, обложной (дождь), катастрофа
растворимый (кофе), бакенбарды, добрячок
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.
теоретический, обделить (наградой), зарницы
поседевший (от горя), зарядить (ружьё), равнина
познавательный, оросительный, оснащение
кайма, секундант, испарение
переночевать, ворсистый, потогонное (средство)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня . Запишите номера ответов.
стеснялся, извинения, увядание (природы)
монолит, сгоревший, равнина
великолепный, информационный, облокотиться
сертификат, нагой (человек), утрамбовать
испарение, слияние, посидели (в беседке)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
экстремальный, укороченный, вибрационный
задрожать, закалённый, трепещущий
водоросли, вытирающий, лицензия
запах, сгоревший, налегать
выправленный, неиссякаемый, увлечение
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.
настоять (на травах), демократия, умалять (заслуги)
плагиат, устареть, на заре
блистать, собираться, Ростислав
промокашка, осветлять (ткань), магистраль
растереть, обтирать, росточек
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
раскроить (ткань), блистательный, колючий
укрощать, очертания, сожаление
просвещение, ухищрения, объединение
прикасаться, просьба, сатирический
директор, показалось, оснащение
Укажите варианты ответов, которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня . Запишите номера ответов.
долина, динамичный, посвящение (в старшеклассники)
оптимизм, словосочетание, запросить,
гречиха, лиричный, поредевший
скачок, утварь, положение
выравниватель, заниматься, непромокаемый (плащ)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня . Запишите номера ответов.
выровненный (асфальт), взращивать, кристальный
амортизация, холщовый, дискуссия
жужелица, коммерсант, каллиграфия
кристалл, можжевельник, реквием
раззадорить, оперетта, обжигание
Ответы к заданию №9. Правописание гласных в корне слова.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
- Морозова Наталья ТерентьевнаНаписать 40943 15.10.2020
Номер материала: ДБ-1402583
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 13.10.2020 0
- 02.10.2020 0
- 27.08.2020 0
- 21.07.2020 0
- 21.07.2020 0
- 09.07.2020 0
- 03.07.2020 0
- 03.07.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Российским школьникам проведут бесплатные профориентационные тесты
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки
Время чтения: 1 минута
Родным языкам в школах КБР будут обучать по обновленным учебникам
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Задания егэ правописание гласных
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
Приведём верное написание:
1) увековечить, исполнитель, прославлять — ПГ (ве́к, испо́лнить, сла́ва)
2) возрастной — ЧГ, невразумительно — ПГ, творец — ЧГ
3) оснащение — ПГ (сна́сть), озаряться — ЧГ, располагающийся — ЧГ
4) формализм — ПГ, убедить — НГ, подражание − НГ
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) − ПГ (препода́ть, разга́дка, приме́рка)
ВНИМАНИЕ! Вопросы по правописанию корней можно уточнить в нашем справочнике к заданию №9 по ссылке https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) изгарь, плывун, вырос
2) регламент, авангард, цветок
3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная
4) отраслевой, уровень, запирать
5) выглянуть, обнажать, стремянный
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
1. изгарь (исключение), плывун (исключение), вырос — ЧГ
2. регламент, авангард — НГ, цветок (цвЕт) − ПГ
3. погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная — ЧГ
4. отраслевой (исключение), уровень (корень со значением «гладкий, ровный, прямой»), запирать — ЧГ
5. выглянуть (взглЯд), обнажать (нАг), стремянный (стрЕмя) — ПГ
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)
Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.
Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.
http://infourok.ru/testovyj-material-k-zadaniyu-9-pravopisanie-glasnyh-v-korne-ege-2021-4492288.html
http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=352