Задания на правописание безударных гласных 10 класс

Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)
тренажёр по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)20.19 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Безударная гласная в корне слова

1. Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

А) упл_тнение слоёв_______________ раск_лотая ваза_________________ отд_лённая деревня __________________ бескрайняя д_лина _____________ обн_жить пороки_____________________ внезапно озл_бился ____________

не нужно усл_жнять __________________ дальняя ст_рона _______________

любит см_ковать_____________________ раскр_ить ткань _______________

нельзя г_лодать _____________________ упр_стить выражение ___________

искреннее пок_яние __________________ нам_лоть кофе________________

ум_лять о пощаде ____________________ ум_лять достоинства ___________

обн_жить недостатки _________________ обл_котиться о перила __________

погл_щать свет ______________________ др_жит от холода ______________

не хочу отр_виться ___________________ нужно подб_дрить _____________

необходимо осн_стить ________________ мудрый ст_рожил ______________

ст_рожил ог_род ___________________ ут_пические идеи ______________

Б) интенсивное нагр_вание _________ угн_тение бесправных ___________

растр_пать волосы ___________________обд_лил ребёнка ________________

экономика разв_вается _______________ флаги разв_ваются______________

сп_шите к нам ____________________ сп_шите данные________________

нав_вать тоску ______________________ нав_вать кудри ________________ прож_вать мясо ______________________адрес прож_вания ______________

т_сненная обложка___________________ ст_снённые условия____________

скр_пить печатью ____________________ скр_пя сердце_________________

скр_пучая телега_____________________ скр_пичный ключ______________

ч_стоплотное животное _______________ч_столюбивый человек __________

прист_жная лошадь___________________ прист_жной воротничок_________

глаза сл_паются ______________________осл_плён фарами ______________

созревают оз_мые ____________________лишился своих з_мель ___________

2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.

А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.

Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,

в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.

Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.

3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».

Эск_латор_________________ ст_рожил посёлка______________________

Сокр_щение_______________ р_стовщик ___________________________

Зар_сль___________________ з_рница ______________________________

Покл_нился_______________ пл_вучий остров_______________________

Т_сненая обложка____________ пром_кают ботинки____________________

Погл_щать (пищу)____________ прим_рить друзей______________________

Заж_гательная (смесь)_________ упом_наемые (сведения)_________________

Д_лины_____________________ д_лёкие (страны)________________________

Прим_рять ботинки________________ ум_лять достоинства________________________

Соч_тать_________________________ выпл_вка стали_____________________________

Р_стовщический____________________ зам_нать _________________________________

В_пиющий произвол_______________ р_птать на судьбу_______________________

Усл_жнить задание_________________ угн_тение______________________________

Зам_рать рукава_____________________ осн_щенный__________________________

Разр_дить посевы___________________ спл_титься______________________________

4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Пром_кашка подр_внял кусты

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С

Во_хождение на вершину ра_паковать вещи

Чере_чур много и_течь кровью

Во_полнить пробклы прои_шедший случай

Во_звание шалишь и_подтишка

Мирово_зрение _гинуть навсегда

Чре_мерный восторг _даться на милость

Ра_жечь ни_ринуться с обрыва

Бе_системный _гореть дотла

_двинутые парты ни_посланная милость

Бе_брежное небо живу _десь

Правописание приставок ПРИ и ПРЕ

Пр_бывать в неведении пр_ткнуться к берегу

Пр_городный поезд пр_открыть завесу тайны

Пр_ходящий момент непр_ходящие духовные ценности

Пр_зреть сироту пр_следовать врага

Пр_скорбный факт пр_неприятнейшее известие

Пр_емник традиций беспр_страстный свидетель

Пр_дать оттенок пр_клоняться перед мужеством

Пр_глушённые голоса пр_емлемый вариант

Пр_терпевать холод пр_ступить к занятиям

Пр_задуматься пр_терпеться к боли

Пр_вратиться в посмешище пр_вивка

Пр_зрительный взгляд пр_даваться мечтам

Пр_клонить колени коленопр_клонённый

Пр_вратности судьбы пр_восходный спортсмен

Преуспевающий коммерсант пр_старелый судья

Камень пр_ткновения знаки пр_пинания

Пр_вратности судьбы пр_ворожить

Пр_норавливаться к обстоятельмтвам

С_язвить, компан_он, фел_етон, ад_ютант, суб_ект, трёх_ярусный,

двух_этажный, кур_ёз, пан_европейский, н_юанс, в_юнок, меж_ярусный, фельд_егерь, ар_ергард, под_ячий, п_едестал, из_ять, кар_ер, солов_иный,

суб_ективный, с_узить, неб_ющийся, интер_ер, без_языкая, трёх_язычный.

Урок в 10-м классе «Безударные гласные в корне слова»

Русский язык в старших классах — это всегда ответственно, ведь задача учителя — подготовить своих учеников к итоговой аттестации. Данный урок – обобщение опыта работы по углубленному повторению правила “Безударные гласные в корне”.

Предлагаю вашему вниманию конспект и презентацию этого урока.

Цели.

  1. Систематизация знаний по правописанию безударной гласной в корне слова.
  2. Конкретизация способов применения правила.
  3. Развитие речи учащихся.
  4. Воспитание ценностного отношения к способу получения знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра презентации.

1. Оргмомент. Учитель необычно приветствует учеников

Сегодня солнечное осеннее утро. Солнце несет людям тепло, свет, жизнь. Может быть, и знания – это тоже солнце? А еще Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии. Попробуем написать сочинение – миниатюру о Пущкине.

2. Актуализация.Развитие речи. (Используется прием “ассоциативное поле”)

Совместно с учащимися составляется схема из ключевых слов. Ученики самостоятельно определяют, о чем они будут писать. Для примера предлагается сочинение. Ученики читают свои сочинения.

Стоит лишь чуть-чуть прик…снуться к п..эзии Пушкина, как ты чувствуешь т..пло и любовь п..эта ко всему, что есть в жизни. Ты пол…гаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как м..лоденький з..лёный р…сток, ты тянешься к солнцу, “солнцу русской п..эзии”. Ты дышишь полной грудью, устр..мляешься всё выше и выше. И уже ничто не заст…лает тебе пути к свету. И душа живёт.

3. Работа над орфограммами текста? Выход на тему урока. Определение учащимися целей урока

4. Формирование новых знаний

Задание №1. Спишите словообразовательное гнездо, вставляя нужные слова.

Сделайте морфемный разбор слов. Прим…рять, ув…ртюра, расст..лить, Соотнесите правила и слова.

Проверяемая безударная гласная —— примирять

Непроверяемая гласная ——— увертюра

Чередующаяся гласная ——— расстелить

Задание №2. Закрепление способов проверки проверяемой гласной в корне слова.

(Используется памятка презентации)

Имейте в виду, что в качестве проверочных слов нельзя использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А

Задание №3. (на интерактивной доске)

Вставьте пропущенные буквы.

Ст..рожил (местности) – ст..рожил (сад).

Посв..тить (стихи) – посв..тить (фонариком).

Разр..дить (всходы) – разр..дить (ружье).

Св..ла (гнездо) – св..ла (ребенка).

Ум..лять (значение) – ум..лять (о помощи).

Обв..вал (лицо) – обв..вал (ствол).

Ч..стота (пульса) – ч..стота (в квартире).

Нав..вать (грусть) – нав..вать (проволоку)

Д..лекий (даль) – д..лина (дол)

Нал..пить (игрушки) – нал..пает (снег).

М..чи (меч) – м..чи (мяч).

Задание №4. Работа над непроверяемой гласной в корне слова.

В…стибюль, акк…мп…немент, об…яние, нав…ждение, возр…жать, ди…пазон, пан…рама, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, импр…визация, к…мб…незон, экстрав…гантный.

Все ли слова соответствуют этому правилу?

Задание №5. “Орфография слова есть биография слова”.

Вставьте буквы, определите лексическое значение слов, в случае затруднения, обратитесь к этимологическому словарю.

Задание №6. Назовите толкования слов одним словом.

  • Краткий, немногословный, чёткий в изложении – … (лаконичный)
  • Ум, мыслительная способность, умственное начало в человеке – (интеллект)
  • Угнетатель, мучитель, деспот – (тиран)
  • Происшествие, недоразумение, столкновение — (инцедент)
  • Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса – (референдум)
  • Выставлять свою кандидатуру для голосования- (балотироваться)

Задание №7. Сколько однокоренных слов в предложении?

Можно ли их проверить ударением?

Вратарь возвратился к воротам.

Распределите слова по орфограммам, используя таблицу.

Загореть – загар;поклониться – кланяться;
выбирать – выберу;предлагать – предложить;
соприкасаться – соприкоснуться;вырастить – выросла;
блестящий – блистающий;обмакнуть – промокнуть;
вычесть – вычитать;уклоняться – кланяться;
равняться – уровень;выскакивать – выскочить;
озарять – зори;подниматься – подняться;
поджигатель – поджёг.

Впишите в пустые графы таблицы подзаголовки. Подкрепите своими примерами каждое положение таблицы.

Урок русского языка «Правописание корней» (10 класс)

Тренировочные упражнения и тестовые задания по теме «Правописание гласных в корне слова»

Упражнение 1. Вставьте безударные гласные в корне, выделите корень.

Зап_вать куплет — зап_вать лекарство, отв_рить картошку — отв_рить окно, пол_скать белье — пол_скать котенка, местный ст_рожил — ст_рожил склад, посв_тить себе фонариком — посв_тить себя науке, прим_рять платье — прим_рять поссорившихся, промышленность разв_вается — флаги разв_ваются, ум_лять достоинства — ум_лять о помощи, ч_стота колебаний — ч_стота помещения. Возр_ждение, восхв_ление, гарм_нировать с чем-либо, загл_денье, высокое загр_ждение, задр_жать от страха, землетр_сение, изнем_гать от усталости, к_лючий, м_рщинистый, насл_ждаться, неисс_каемый источник, обл_котиться о перила, обн_жить пороки, обн_вленный, огл_вление, опл_тить проезд, оп_лчение, отт_пель, оч_ровательная девушка, погл_щение влаги, пож_лой человек, пок_яние, пор_девший, пренебр_жительный, прип_ять деталь, просв_щение, раз_бщенность, разъ_ренный, раск_лить печь, раст_лковать, р_скошный, сож_ление, сокр_щение, спл_ченный, сл_пить из глины, см_риться с обстоятельствами, увл_кательный рассказ, ув_дающие цветы, угн_тение, уд_вляться, уед_ненное место, укр_титель, елочные укр_шения, упр_щенный разбор, уск_рение, п ом…гать, деревенский ст…рожил, ст…рожил склад, разр…дить ружьё, разр…дить рассаду, разв…вается флаг, разв…вается ребёнок, р…к…мендации, в…трина, к…мпания друзей, предвыборная к…мпания, ж…лтый, ш…пот, изж…га, ч…порный, щ…лкать, ож…г руки, обж…г руку, ц…фра, ц…тата, ц…плёнок.

Упражнение 2. . Вставьте гласные в корнях с чередованием, покажите основание для выбора гласной. Не списывать!

Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать. Прик_саться, прик_снуться, прик_сновение, неук_снительно, к_сательная. Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение. Подр_сти, отр_стить, выр_щенный, возр_стной, р_стовщик, зар_сли, отр_сль, пор_сль, костюм на выр_ст, подр_стковый. Несг_раемый, заг_релый, дог_рать, подг_реть. З_ря, оз_рение. Прекл_нение, скл_нять, покл_ниться, накл_няться. Благотв_рительность, тв_рение мастера. Пл_вучий, попл_вок, пл_вец, пл_вчиха. Обм_кнуть в воду, пром_кательная бумага, пром_чить ноги, вым_кли под дождем. Подр_внять волосы, ур_внение, р_внина, р_вноправие, выр_вненный, ср_внить, зар_внять. Ск_кать на лошади, ск_чок, выск_чка, подск_чить. Обсч…таться, изл…гать, заг…релый, отск…чить, оп…реться, предпол…гаемый, наг…реть, ск…чок, подр…сток, разр…внять грядку, предл…жение, перег…рать, ск…чи, оз…рять пламенем, прор…стать, отм…реть, пог…релец, заск…кать от радости, благотв…рительность, р…стовщик, проб…раться,соск…чить, Р…стислав, ср…стись, выск…чка, з…ря, Р…стов, бл…стать, утв…рь, расст…лить, удовлетв…рение, покл…нение, сг…реть дотла.

Необходимо различать сочетания с чередующимися гласными и безударные гласные в корне сл.

Упражнение 3. В корне пропущена безударная проверяемая гласная или чередующаяся?

прик…снуться к стеклу, 2) к…сой взгляд, 3) к…саться горячей плиты, 4) к…саться этого вопроса, 5) острая к…са, 6) к…снуться ногами дна реки, 7) к…сательная линия, 8) неосторожные прик…сновения, 9) русая к…са, 10) лучи, к…савшиеся деревьев, 11) к…согор. Докажите свой выбор графически. Не списывать!

Упражнение 4. С пишите , распределяя слова по столбикам. Все корни выделить!

а) слова с безударной гласной в корне, б) слова с чередующейся гласной в корне.

Б…гущий, б…льной, ж…леть, м…ролюбивый, нав…рить, поб…дить, разм…гчить, пл…нировать, зв…зда, м…тодика, разд…валка, стр…ховать, б…сиком, загл…нуть, зас…рить, цв…тной, настр…чить, нал…денелый, поб…лить, обн…влённый, загл…дение, кл…ёнка, позв…нить, засв…тить, зан…зить, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, пок…яние, ш…птать, ст…рона, ул…вить, запр…щённый, од…рить, настр…ение, опл…тить, сл…мать, ш…рстяной, ш…повник, зал…зать на дерево, зал…зать рану, зап…вать песню, зап…вать лекарство, ударился оз…мь, созревает оз…мь, посв…тить стихи другу, посв…тить фонарём, сп…шите видеть, сп…шите данные, ч…стота посещений, ч…стота помещений, пос…деть на лужайке, пос…деть от горя, прим…рять костюм, прим…рять спорщиков, выб…рать, выд…рнуть, бл…стательный, бл…стящий, зан…маться, обж…гание, оп…реться, проб…раться, подн…мать, соч…тание, отм…реть, к…саться, прик…сновение, предл…гать, предл…жить, усл…жнять, изл…гать, г..ра, св..зист, к…сательная, м…льба, скл…нение, св…тильник, заг…релый, м…лва, прим…рка, возр..стной, пром…кашка, оз…рение, пл…вец, раст…рание, предпол..гать, созд…вать, упл…тнять, , просв…щение. з…ря, оз…рять, дог…рать, заг…релый, тв…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт.

Перепишите , вставляя, где нужно, пропущенные буквы, раскрывая скобки .

(Не)прож_вал б_фштекс, изв_нение (не)ум_ляло его достоинства, разг_рается рас_вет, с_ежился от пр_к_сновения, пром_кнуть бронзовым (пресс)папье, зар_сли трос_ника, шел, (не)оп_раясь на палку; зан_мательно рас_каз_вал, стены домов (как)будто опутан_ы реш_тками, пугающие ш_рохи, молоч_ная изморо_ь рас_пис_вает узоры, на ст_ндах стояли новые мод_ли сам_летов, пол_жил бума_ку в карман, вкус_ная медовая коври_ка, огонек (чуть)чуть бре_жит, зал насторожен_о безмол_ствовал, День (К,к)онституции, (Т,т)ретьяковская гал_рея, раз_яренная толпа, сер_езно увлеч_ся, он учит_ся катат_ся на коньках, бе_жизнен_ый взгляд, бе_следное и_чезновение, пр_д_ставить отпуск, обнаж_н_ые сучья дерев_ев, пришел приказ_ик, о рыбач_м поселке, веснушч_тый нос, чудес_ный безветрен_ый день, (девяност_)летний ст_рожил, (пол)килограм_а огурцов, (высоко)художественное произведение, (химико)фармацевтический кол_едж, (ни)кто и (ни)что его (не)тревожило, пр_одол_вал трудности, (не)прекращающ_мся потоком, бор_щиеся за счастье люди, покл_нился флагу, колыш_щ_муся на ветру, заплакан_ое лицо, обл_ка рас_е..н_ы ветром, белен_ая хата, отл_жили от_езд (на)завтра, (на)завтра отправились в путь, испугат_ся (на)смерть, сделать (по)твоему, он так(же), как и я, учился в музыкальном училище, (не)принято гулять в сырую погоду, (не)обязан доклад_вать.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. Все слова-ответы записать в тетрадь

1. Г_рнист; ф_нтазия; приг_рел; предл_жение; жук-пл_вунец.

2. Подр_сти; пот_хоньку; заст_лить; приск_кать; ф_стиваль.

3. З_ревой; г_рантировать; притв_рить; р_внина; бл_стеть.

4. Заж_гательно ; приск_кать; р_акция; скр_пить; вым_кший.

5. Интелл_генция; раст_пить; разг_реться; обн_мать; выр_вненный.

6. Зап_реть; эск_латор; сопрот_вление; р_внение; отр_сль.

7. С_туация; проп_гандировать; прим_нать; огр_ждение; накл_нение.

8. Р_сток; зам_реть; апл_дисменты; укр_титель; пож_мать.

9. Ап_лляция; разг_реться; прил_гательное; прип_ять; оз_рение.

10. Ур_внение; к_тастрофа; прот_реть; обм_кнуть; погл_щение.

11. Тр_фарет; расст_гнуть; пор_вняться; пл_вец; тв_рение.

12. Пл_вник; декл_рация; наг_рело; благосл_вение; соб_рать.

13. Прик_саться; к_нфета; ос_ждать; пол_гаться; вн_мательный.

14. Произр_стать; гр_вюра; ш_ловливый; бл_стящий; непром_каемый.

15. Кр_сталлический; пон_мание; уг_реть; расст_гнуть; водор_сли.

16. Отск_чила; диаг_наль; оз_рение; ст_снительный; к_сание.

1. Какой морфемой является -ей в следующих словах:

дождей, сыновей, друзей, саней, родней, воробей, сеней, степей, красивей, змей?

2. Выделите основу, формообразующие суффиксы и окончания в словах:

коней, озеленить, вчетвером, уединился, по-доброму, прочитайте, весело, свежий, вражий,свергая, медвежий, тоньше, поскользнуться, вымок, семей.

3. Разберите следующие слова: по-весеннему, содружество, разведывал, сильнее, присоединившись, изредка, рисуя.

4. Какое слово состоит из корня и суффикса: а) сапожок; б) читал; в) дороже; г) клей?

1. Вставьте пропущенные гласные. 1) пок…яние, 2) бл…стать красноречием, 3) интелл…гент, 4) под…нтегральное число.

2. Вставьте , где нужно, пропущенные согласные. 1) доблес…ный труд, 2) студен…чество,

3) тер…ас…а, 4) миллиграм…

3. Вставьте, где нужно, пропущенные Ъ или Ь. 1) ин…екция, 2) бур…ян, 3) летняя кухон…ка, 4) шиповник колюч…

4. Вставьте пропущенные буквы в приставках. 1) обе…ценить, 2) бе…чувственный, 3) пр…возмочь усталость, 4) пр…вратности судьбы.

5. Вставьте пропущенные буквы после шипящих и Ц. 1) ш…пот, 2) дириж…р,3) алыч…вое варенье, 4) шуба из ц…гейки.

6. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное или раздельное написание.

1) власт…любие, 2) промышленно…развитый регион, 3) чугунно…литейный завод, 4) поступить по…своему.

7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в существительных. 1) узелоч…к, 2) в бессили… опустить руки, 3) больш…нство, 4) в ближн…м зарубежье.

8. Вставьте, где нужно пропущенные буквы в глаголах. 1) уже смеркает…ся, 2) обеспеч…те порядок, 3) пчелы жал…т, 4) снег быстро та…л.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные Н или НН. 1) некипяче…ая вода, 2) тучи рассея…ы ветром,

3) безымя…ый, 4) смышле…ый малыш.

10. Определите слитное или раздельное написание с НЕ. 1) не…законченный чертеж, 2) долго не…размышляя, 3) не…скошенная еще трава, 4) вести себя не…подобающе.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/599264

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-pravopisanie-korney-klass-3006567.html