Задания на правописание безударных гласных в корне слова 10 класс

Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)
тренажёр по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)20.19 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Безударная гласная в корне слова

1. Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

А) упл_тнение слоёв_______________ раск_лотая ваза_________________ отд_лённая деревня __________________ бескрайняя д_лина _____________ обн_жить пороки_____________________ внезапно озл_бился ____________

не нужно усл_жнять __________________ дальняя ст_рона _______________

любит см_ковать_____________________ раскр_ить ткань _______________

нельзя г_лодать _____________________ упр_стить выражение ___________

искреннее пок_яние __________________ нам_лоть кофе________________

ум_лять о пощаде ____________________ ум_лять достоинства ___________

обн_жить недостатки _________________ обл_котиться о перила __________

погл_щать свет ______________________ др_жит от холода ______________

не хочу отр_виться ___________________ нужно подб_дрить _____________

необходимо осн_стить ________________ мудрый ст_рожил ______________

ст_рожил ог_род ___________________ ут_пические идеи ______________

Б) интенсивное нагр_вание _________ угн_тение бесправных ___________

растр_пать волосы ___________________обд_лил ребёнка ________________

экономика разв_вается _______________ флаги разв_ваются______________

сп_шите к нам ____________________ сп_шите данные________________

нав_вать тоску ______________________ нав_вать кудри ________________ прож_вать мясо ______________________адрес прож_вания ______________

т_сненная обложка___________________ ст_снённые условия____________

скр_пить печатью ____________________ скр_пя сердце_________________

скр_пучая телега_____________________ скр_пичный ключ______________

ч_стоплотное животное _______________ч_столюбивый человек __________

прист_жная лошадь___________________ прист_жной воротничок_________

глаза сл_паются ______________________осл_плён фарами ______________

созревают оз_мые ____________________лишился своих з_мель ___________

2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.

А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.

Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,

в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.

Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.

3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».

Эск_латор_________________ ст_рожил посёлка______________________

Сокр_щение_______________ р_стовщик ___________________________

Зар_сль___________________ з_рница ______________________________

Покл_нился_______________ пл_вучий остров_______________________

Т_сненая обложка____________ пром_кают ботинки____________________

Погл_щать (пищу)____________ прим_рить друзей______________________

Заж_гательная (смесь)_________ упом_наемые (сведения)_________________

Д_лины_____________________ д_лёкие (страны)________________________

Прим_рять ботинки________________ ум_лять достоинства________________________

Соч_тать_________________________ выпл_вка стали_____________________________

Р_стовщический____________________ зам_нать _________________________________

В_пиющий произвол_______________ р_птать на судьбу_______________________

Усл_жнить задание_________________ угн_тение______________________________

Зам_рать рукава_____________________ осн_щенный__________________________

Разр_дить посевы___________________ спл_титься______________________________

4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Пром_кашка подр_внял кусты

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С

Во_хождение на вершину ра_паковать вещи

Чере_чур много и_течь кровью

Во_полнить пробклы прои_шедший случай

Во_звание шалишь и_подтишка

Мирово_зрение _гинуть навсегда

Чре_мерный восторг _даться на милость

Ра_жечь ни_ринуться с обрыва

Бе_системный _гореть дотла

_двинутые парты ни_посланная милость

Бе_брежное небо живу _десь

Правописание приставок ПРИ и ПРЕ

Пр_бывать в неведении пр_ткнуться к берегу

Пр_городный поезд пр_открыть завесу тайны

Пр_ходящий момент непр_ходящие духовные ценности

Пр_зреть сироту пр_следовать врага

Пр_скорбный факт пр_неприятнейшее известие

Пр_емник традиций беспр_страстный свидетель

Пр_дать оттенок пр_клоняться перед мужеством

Пр_глушённые голоса пр_емлемый вариант

Пр_терпевать холод пр_ступить к занятиям

Пр_задуматься пр_терпеться к боли

Пр_вратиться в посмешище пр_вивка

Пр_зрительный взгляд пр_даваться мечтам

Пр_клонить колени коленопр_клонённый

Пр_вратности судьбы пр_восходный спортсмен

Преуспевающий коммерсант пр_старелый судья

Камень пр_ткновения знаки пр_пинания

Пр_вратности судьбы пр_ворожить

Пр_норавливаться к обстоятельмтвам

С_язвить, компан_он, фел_етон, ад_ютант, суб_ект, трёх_ярусный,

двух_этажный, кур_ёз, пан_европейский, н_юанс, в_юнок, меж_ярусный, фельд_егерь, ар_ергард, под_ячий, п_едестал, из_ять, кар_ер, солов_иный,

суб_ективный, с_узить, неб_ющийся, интер_ер, без_языкая, трёх_язычный.

Урок русского языка «Правописание корней» (10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тренировочные упражнения и тестовые задания по теме «Правописание гласных в корне слова»

Упражнение 1. Вставьте безударные гласные в корне, выделите корень.

Зап_вать куплет — зап_вать лекарство, отв_рить картошку — отв_рить окно, пол_скать белье — пол_скать котенка, местный ст_рожил — ст_рожил склад, посв_тить себе фонариком — посв_тить себя науке, прим_рять платье — прим_рять поссорившихся, промышленность разв_вается — флаги разв_ваются, ум_лять достоинства — ум_лять о помощи, ч_стота колебаний — ч_стота помещения. Возр_ждение, восхв_ление, гарм_нировать с чем-либо, загл_денье, высокое загр_ждение, задр_жать от страха, землетр_сение, изнем_гать от усталости, к_лючий, м_рщинистый, насл_ждаться, неисс_каемый источник, обл_котиться о перила, обн_жить пороки, обн_вленный, огл_вление, опл_тить проезд, оп_лчение, отт_пель, оч_ровательная девушка, погл_щение влаги, пож_лой человек, пок_яние, пор_девший, пренебр_жительный, прип_ять деталь, просв_щение, раз_бщенность, разъ_ренный, раск_лить печь, раст_лковать, р_скошный, сож_ление, сокр_щение, спл_ченный, сл_пить из глины, см_риться с обстоятельствами, увл_кательный рассказ, ув_дающие цветы, угн_тение, уд_вляться, уед_ненное место, укр_титель, елочные укр_шения, упр_щенный разбор, уск_рение, п ом…гать, деревенский ст…рожил, ст…рожил склад, разр…дить ружьё, разр…дить рассаду, разв…вается флаг, разв…вается ребёнок, р…к…мендации, в…трина, к…мпания друзей, предвыборная к…мпания, ж…лтый, ш…пот, изж…га, ч…порный, щ…лкать, ож…г руки, обж…г руку, ц…фра, ц…тата, ц…плёнок.

Упражнение 2. . Вставьте гласные в корнях с чередованием, покажите основание для выбора гласной. Не списывать!

Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать. Прик_саться, прик_снуться, прик_сновение, неук_снительно, к_сательная. Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение. Подр_сти, отр_стить, выр_щенный, возр_стной, р_стовщик, зар_сли, отр_сль, пор_сль, костюм на выр_ст, подр_стковый. Несг_раемый, заг_релый, дог_рать, подг_реть. З_ря, оз_рение. Прекл_нение, скл_нять, покл_ниться, накл_няться. Благотв_рительность, тв_рение мастера. Пл_вучий, попл_вок, пл_вец, пл_вчиха. Обм_кнуть в воду, пром_кательная бумага, пром_чить ноги, вым_кли под дождем. Подр_внять волосы, ур_внение, р_внина, р_вноправие, выр_вненный, ср_внить, зар_внять. Ск_кать на лошади, ск_чок, выск_чка, подск_чить. Обсч…таться, изл…гать, заг…релый, отск…чить, оп…реться, предпол…гаемый, наг…реть, ск…чок, подр…сток, разр…внять грядку, предл…жение, перег…рать, ск…чи, оз…рять пламенем, прор…стать, отм…реть, пог…релец, заск…кать от радости, благотв…рительность, р…стовщик, проб…раться,соск…чить, Р…стислав, ср…стись, выск…чка, з…ря, Р…стов, бл…стать, утв…рь, расст…лить, удовлетв…рение, покл…нение, сг…реть дотла.

Необходимо различать сочетания с чередующимися гласными и безударные гласные в корне сл.

Упражнение 3. В корне пропущена безударная проверяемая гласная или чередующаяся?

прик…снуться к стеклу, 2) к…сой взгляд, 3) к…саться горячей плиты, 4) к…саться этого вопроса, 5) острая к…са, 6) к…снуться ногами дна реки, 7) к…сательная линия, 8) неосторожные прик…сновения, 9) русая к…са, 10) лучи, к…савшиеся деревьев, 11) к…согор. Докажите свой выбор графически. Не списывать!

Упражнение 4. С пишите , распределяя слова по столбикам. Все корни выделить!

а) слова с безударной гласной в корне, б) слова с чередующейся гласной в корне.

Б…гущий, б…льной, ж…леть, м…ролюбивый, нав…рить, поб…дить, разм…гчить, пл…нировать, зв…зда, м…тодика, разд…валка, стр…ховать, б…сиком, загл…нуть, зас…рить, цв…тной, настр…чить, нал…денелый, поб…лить, обн…влённый, загл…дение, кл…ёнка, позв…нить, засв…тить, зан…зить, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, пок…яние, ш…птать, ст…рона, ул…вить, запр…щённый, од…рить, настр…ение, опл…тить, сл…мать, ш…рстяной, ш…повник, зал…зать на дерево, зал…зать рану, зап…вать песню, зап…вать лекарство, ударился оз…мь, созревает оз…мь, посв…тить стихи другу, посв…тить фонарём, сп…шите видеть, сп…шите данные, ч…стота посещений, ч…стота помещений, пос…деть на лужайке, пос…деть от горя, прим…рять костюм, прим…рять спорщиков, выб…рать, выд…рнуть, бл…стательный, бл…стящий, зан…маться, обж…гание, оп…реться, проб…раться, подн…мать, соч…тание, отм…реть, к…саться, прик…сновение, предл…гать, предл…жить, усл…жнять, изл…гать, г..ра, св..зист, к…сательная, м…льба, скл…нение, св…тильник, заг…релый, м…лва, прим…рка, возр..стной, пром…кашка, оз…рение, пл…вец, раст…рание, предпол..гать, созд…вать, упл…тнять, , просв…щение. з…ря, оз…рять, дог…рать, заг…релый, тв…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт.

Перепишите , вставляя, где нужно, пропущенные буквы, раскрывая скобки .

(Не)прож_вал б_фштекс, изв_нение (не)ум_ляло его достоинства, разг_рается рас_вет, с_ежился от пр_к_сновения, пром_кнуть бронзовым (пресс)папье, зар_сли трос_ника, шел, (не)оп_раясь на палку; зан_мательно рас_каз_вал, стены домов (как)будто опутан_ы реш_тками, пугающие ш_рохи, молоч_ная изморо_ь рас_пис_вает узоры, на ст_ндах стояли новые мод_ли сам_летов, пол_жил бума_ку в карман, вкус_ная медовая коври_ка, огонек (чуть)чуть бре_жит, зал насторожен_о безмол_ствовал, День (К,к)онституции, (Т,т)ретьяковская гал_рея, раз_яренная толпа, сер_езно увлеч_ся, он учит_ся катат_ся на коньках, бе_жизнен_ый взгляд, бе_следное и_чезновение, пр_д_ставить отпуск, обнаж_н_ые сучья дерев_ев, пришел приказ_ик, о рыбач_м поселке, веснушч_тый нос, чудес_ный безветрен_ый день, (девяност_)летний ст_рожил, (пол)килограм_а огурцов, (высоко)художественное произведение, (химико)фармацевтический кол_едж, (ни)кто и (ни)что его (не)тревожило, пр_одол_вал трудности, (не)прекращающ_мся потоком, бор_щиеся за счастье люди, покл_нился флагу, колыш_щ_муся на ветру, заплакан_ое лицо, обл_ка рас_е..н_ы ветром, белен_ая хата, отл_жили от_езд (на)завтра, (на)завтра отправились в путь, испугат_ся (на)смерть, сделать (по)твоему, он так(же), как и я, учился в музыкальном училище, (не)принято гулять в сырую погоду, (не)обязан доклад_вать.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. Все слова-ответы записать в тетрадь

1. Г_рнист; ф_нтазия; приг_рел; предл_жение; жук-пл_вунец.

2. Подр_сти; пот_хоньку; заст_лить; приск_кать; ф_стиваль.

3. З_ревой; г_рантировать; притв_рить; р_внина; бл_стеть.

4. Заж_гательно ; приск_кать; р_акция; скр_пить; вым_кший.

5. Интелл_генция; раст_пить; разг_реться; обн_мать; выр_вненный.

6. Зап_реть; эск_латор; сопрот_вление; р_внение; отр_сль.

7. С_туация; проп_гандировать; прим_нать; огр_ждение; накл_нение.

8. Р_сток; зам_реть; апл_дисменты; укр_титель; пож_мать.

9. Ап_лляция; разг_реться; прил_гательное; прип_ять; оз_рение.

10. Ур_внение; к_тастрофа; прот_реть; обм_кнуть; погл_щение.

11. Тр_фарет; расст_гнуть; пор_вняться; пл_вец; тв_рение.

12. Пл_вник; декл_рация; наг_рело; благосл_вение; соб_рать.

13. Прик_саться; к_нфета; ос_ждать; пол_гаться; вн_мательный.

14. Произр_стать; гр_вюра; ш_ловливый; бл_стящий; непром_каемый.

15. Кр_сталлический; пон_мание; уг_реть; расст_гнуть; водор_сли.

16. Отск_чила; диаг_наль; оз_рение; ст_снительный; к_сание.

1. Какой морфемой является -ей в следующих словах:

дождей, сыновей, друзей, саней, родней, воробей, сеней, степей, красивей, змей?

2. Выделите основу, формообразующие суффиксы и окончания в словах:

коней, озеленить, вчетвером, уединился, по-доброму, прочитайте, весело, свежий, вражий,свергая, медвежий, тоньше, поскользнуться, вымок, семей.

3. Разберите следующие слова: по-весеннему, содружество, разведывал, сильнее, присоединившись, изредка, рисуя.

4. Какое слово состоит из корня и суффикса: а) сапожок; б) читал; в) дороже; г) клей?

1. Вставьте пропущенные гласные. 1) пок…яние, 2) бл…стать красноречием, 3) интелл…гент, 4) под…нтегральное число.

2. Вставьте , где нужно, пропущенные согласные. 1) доблес…ный труд, 2) студен…чество,

3) тер…ас…а, 4) миллиграм…

3. Вставьте, где нужно, пропущенные Ъ или Ь. 1) ин…екция, 2) бур…ян, 3) летняя кухон…ка, 4) шиповник колюч…

4. Вставьте пропущенные буквы в приставках. 1) обе…ценить, 2) бе…чувственный, 3) пр…возмочь усталость, 4) пр…вратности судьбы.

5. Вставьте пропущенные буквы после шипящих и Ц. 1) ш…пот, 2) дириж…р,3) алыч…вое варенье, 4) шуба из ц…гейки.

6. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное или раздельное написание.

1) власт…любие, 2) промышленно…развитый регион, 3) чугунно…литейный завод, 4) поступить по…своему.

7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в существительных. 1) узелоч…к, 2) в бессили… опустить руки, 3) больш…нство, 4) в ближн…м зарубежье.

8. Вставьте, где нужно пропущенные буквы в глаголах. 1) уже смеркает…ся, 2) обеспеч…те порядок, 3) пчелы жал…т, 4) снег быстро та…л.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные Н или НН. 1) некипяче…ая вода, 2) тучи рассея…ы ветром,

3) безымя…ый, 4) смышле…ый малыш.

10. Определите слитное или раздельное написание с НЕ. 1) не…законченный чертеж, 2) долго не…размышляя, 3) не…скошенная еще трава, 4) вести себя не…подобающе.

Упражнения и тест «Безударные гласные в корне слова»

Упражнения

1. Выпиши сло­ва с орфо­грам­мой «Безударная глас­ная в корне сло­ва, про­ве­ря­е­мая ударением».

Гриб, гри­бок, вода, водич­ка, рука, зем­ля, садо­вый, реч­ка, тря­сёт, висит, огу­рец, сте­на, окно, полёт, листок, листик.

2. Спиши, вставь про­пу­щен­ную без­удар­ную глас­ную, про­верь. Подчеркни Б/ГЛ в дан­ном сло­ве в сла­бой пози­ции одной лини­ей, а удар­ную глас­ную в про­ве­роч­ном сло­ве — дву­мя линиями.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щен­ка), разв…вать (память), разв…вать (по вет­ру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обста­нов­ку), разр…дить (мор­ковь), затр…петать, ст…рожил (избуш­ку), мест­ный ст…рожил, в…лнение.

3. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «а»?

  1. отр…cль, сокр..щать, р…скошный
  2. предст…влять, предназн..чение, дек…рация
  3. пригл…шать, уг…сать, выр…сти
  4. д..роженька, ф..нтазия, л…боратория.

4. Спиши. Замени одним словом.

Холодное вре­мя года – …
Капельки вла­ги на траве – …
Ночная пти­ца – …
Домик кро­та –…
Мальчик, кото­рый учит­ся в школе – …

5. Прочитайте пред­ло­же­ния. Напишите те из них, в кото­рых все сло­ва (кро­ме пред­ло­гов) име­ют без­удар­ную глас­ную в корне слова.

Желтели, золо­ти­лись листоч­ки в саду.
Журавли лете­ли через поля, леса, города.
Дрозды поеда­ют ряби­ну, чернику.
Ребята выса­жи­ва­ют моло­дые берез­ки, ясе­ни и ёлочки.
Качает вет­вя­ми кос­ма­ты­ми седая сосна.
Вечерняя тиши­на висит над рекой.

6. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфограмму.

Наступили силь­ные м_розы. Снег зава­лил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устро­и­ли для птиц к_рмушки. Девочки насы­па­ли пш_на. Г_лодные пти­цы быст­ро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

7. Выпиши толь­ко те сло­ва, в кото­рых без­удар­ную глас­ную в корне мож­но проверить.

Звезда, шары, све­ча, сне­гу­роч­ка, лисё­нок, бель­чо­нок, часы, сова, коло­коль­чик, сне­жин­ка, сне­го­вик, гри­бок, фла­жок, огонь­ки, моро­зец, ковёр, оси­на, паль­то, кро­ты, пенал, пекар­ня, варе­нье, воро­на, маши­на, полевой.

8. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфо­грам­му. Напиши отгадку.

Всю ночь л_тает,
Мышей по_дает,
А ста­нет св_тло,
Л_тит в дупло.

9. К дан­ным сло­вам подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва с без­удар­ным глас­ным в корне, явля­ю­щи­е­ся дру­гой частью речи.

Корм – … (гла­гол) (что делать?)
Ночь – … (имя при­ла­га­тель­ное) (какая?)
Скрип – … (гла­гол) (что делают?)
След – … (гла­гол) (что делает?)
Косит – … (имя суще­стви­тель­ное) (что?)
Горы – … (имя при­ла­га­тель­ное) (какие?)
Шалость – … (гла­гол) (что делал?)

10. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфограмму.

Среди кустов з_лёных
У реч­ки сер_бристой
Гуляет ол_нёнок,
Телёночек п_тнистый.

11. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфограмму.

З_ма сп_шит, хл_почет,
Укутала в сн_га
Все коч­ки и п_нёчки,
Скамейки и ст_га.

12. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

13. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

14. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

15. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

16. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавоч­ке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.

17. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, рези­но­вые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к ста­ро­сти, ск_тина, п_стух, в_реники.

18. Прочитай посло­ви­цы. Вставь без­удар­ную глас­ную в корне в гла­го­лах. Устно под­би­рай сло­ва, в кото­рых б/гл сто­ит в силь­ной удар­ной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в серд­це вои­на нет муже­ства, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши язы­ком, а тор_пись делом.

Книга в сча­стье укр_шает, а в несча­стье ут_шает.

Тот, кто ука­зы­ва­ет на твои недо­стат­ки, не все­гда твой враг; тот, кто г_в_рит о тво­их досто­ин­ствах, не все­гда твой друг.

Славу лег­че добыть, чем сохр_нить.

Добрая сла­ва л_жит, а худая б_жит.

Самостоятельно най­ди посло­ви­цы, в кото­рых в гла­го­лах есть без­удар­ная глас­ная, про­ве­ря­е­мая ударением.

19. Спиши, встав­ляя глас­ную по смыслу.

А)

Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.

В)

Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка дав­но пос_дела (с_д).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожа­луй­ста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожа­луй­ста картофель.

20. В пустые окош­ки вставь б/гл. Расставь пред­ло­же­ния по порядку.

Прыгнет с обры­ва, оста­но­вит­ся и з…вёт сына.
Мать к…рмила его моло­ком и учи­ла бегать по горам.
М…лыш др…жит от стра­ха, но прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине гор­ной реки.
Мать лижет ему шёрстку.

21. Спиши, вставь б/гл по смыслу.

Мама про­сты­ни стирала
И на реч­ке пол_скала.
К доч­ке кош­ка подбежала,
Дочка кош­ку пол_скала.

Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв_вает,
А на кры­ше мой флажок
Разв_вает вете­рок.

К ста­ро­сти наш дедуш­ка очень пос_дел.
Он в саду на брёв­ныш­ко сел и пос_дел.

22. Измени сло­ва (назва­ния птиц) так, что­бы выде­лен­ная б/гл в корне ста­ла безударной:

клёст, лебедь, совы, воро­бу­шек, чиж, ворон, журавль, скво­руш­ка, голубь, соловушка.

23. Вставь про­пу­щен­ную б/гл в корне. Составь 3 пред­ло­же­ния, исполь­зуя дан­ные сло­ва (окон­ча­ния в сло­вах мож­но менять).

Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.

С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.

24. Вставь без­удар­ную глас­ную в корне в гла­го­лах. Подбирай сло­ва, в кото­рых б/гл сто­ит в силь­ной удар­ной позиции.

3ач_стили д_жди, и на даче ста­ло тоскливо.
Я отв_рил калит­ку и об_жал вокруг дома.
Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.
Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.
Ст_рик мед­лен­но ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.
Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.
Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.
Я отв_рил дверь, и луч про­жек­то­ра осл_пил меня.
На ужин Саша отв_рил кар­то­шеч­ку и съел её с с_лёдочкой.
Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, уда­ры гро­ма сотр_сали землю.

*25. ЗАПОМНИ!

Иногда при напи­са­нии слов с про­ве­ря­е­мой б/гл в корне очень труд­но быст­ро най­ти под­хо­дя­щее сло­во для про­вер­ки. Вот неболь­шой спи­сок слов, кото­рые име­ют про­ве­роч­ное сло­во, а вам необ­хо­ди­мо вста­вить б/гл в род­ствен­ные сло­ва, кото­рые мож­но про­ве­рить дан­ным словом.

  • Б_юкать, об_ятельный – бАять;
  • д_лина — дОл (ров­ный, рав­ни­на); НО д_леко — дАль;
  • пт_нец, пт_нцы — птЕнчик, НО пт_целов — птИцы;
  • бл_год_рить – блАго+дар;
  • прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко;
  • возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу;
  • до свИдания – вИдеть;
  • ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть;
  • обл_чить, облик,л_ковать, л_цевать, разл_чать, ол_цетворение — лИк, лИца;
  • к_рыто, к_ра – кОрка;
  • нас_кoмoe – насЕчка;
  • напр_женный, упряжь — прЯжка;
  • неут_мимый – тОмный, истОма;
  • осв_домить – вЕдать;
  • ош_ломить — шлЕм (шЕлом);
  • ос_нить – сЕнь;
  • изобр_жать, обр_з — безобрАзие;
  • пл_мянник – плЕмя;
  • преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть;
  • всп_рхнуть, п_рхать, п_рошок, п_рОша – пОрох;
  • подч_ненный, ч_новник – чИн;
  • п_рчатка – пЕрст;
  • пл_шмя – плАха;
  • сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть;
  • состр_дание, постр_дать, стр_дная пора, стр_да – стрАждущий;
  • подл_нный – той же дли­ны (длИнный);
  • см_калка – намЁк;
  • сокр_венный – сокрОвище;
  • вт_хомолку, пот_хоньку, исподт_шка – тИхо.

Для успеш­но­го усво­е­ния орфо­гра­фи­че­ской темы «Безударные глас­ные в корне слов» пред­ла­га­ем выпол­нить тре­ни­ро­воч­ный тест. В нем пред­став­ле­ны сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми, непро­ве­ря­е­мы­ми и чере­ду­ю­щи­ми­ся без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне.

1. Буква «а» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. хл…потливый отец, к…митет, похв…ла;
  2. местопол…жение, разр…стись, прип…рковать автомобиль;
  3. ф…соль, к…блук, вол­на к…чает лодку;
  4. г…рошинка, к…снуться рукой, оз…рение.

2. Буква «о» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. запл…мбировать зуб, отл…жить встре­чу, в…кзал;
  2. совп…дение, тр…пический фрукт, предпол…гать;
  3. к…мпот, зан…веска, оз…ряться;
  4. сан…торий, непром…каемый плащ, зд…ровье.

3. Буква «е» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. воспр…пятствовать, д…легация, раст…рание красок;
  2. к…росин, ст…рать бельё, посв…тить поэму;
  3. уц…нённый товар, ж…мчужина, п…рцовый пластырь;
  4. з…мляной вал, зал…денеть, ф…олетовый.

4. Буква «и» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. абор…ген, воз­душ­ный поц…луй, г…рбарий;
  2. пал…садник, н…деля, инж…нер;
  3. выж…гание, прив…легия, скр..петь дверью;
  4. греб…нь, арт…ллерия, в…нтиляция.

5. Одна и та же бук­ва про­пу­ще­на в рядах слов:

  1. с…лома, б…гровый, з…рница;
  2. бл…снуть, ед…ничный слу­чай, уз…лок;
  3. в…лчица, спл…чённый, угр…жающий;
  4. изб…ратели, вн…мание, об…деться.

6. Одна и та же бук­ва про­пу­ще­на в рядах слов:

  1. осв…бодительный, ф…нарщик, ск…калка,;
  2. пол…гаться, ув…жение, подр…жать брату;
  3. упл…тнить сро­ки, зат…чить каран­даш, сотв…рение мира;
  4. покл…ниться зри­те­лям, спл…влять лес, попр…шайничать.

7. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же про­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. изм…рение, прит…снять, в…щество;
  2. осв…житься, л…тать, вн…мательный;
  3. под…рить, ук…зательный палец, об…няние;
  4. фл…мастер, пар…докс, к…бура.

8. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. ид…альный, пр…чудливый, прод…раться;
  2. см…риться, выч…сление, ч…стота в доме;
  3. пр…вращаться, эксп…римент, выб…рет меня;
  4. укр…тительница, , оч…ровательный, изл…жение.

9. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. зад…лжать, позв…лить шалость, кат…строфа;
  2. раздр…жение, обн…жаться, пр…стой;
  3. ист…пить печь, пол…скать белье, ум…лять о пощаде;
  4. к…вычки, обст…новка, прод…вец.

10. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. уг…реть от дыма, р…стение, тр…фарет;
  2. р…лигия, мар…над, сп…шить на работу;
  3. ум…лчание, вым…кнуть до нит­ки, ан…мальный;
  4. распозн…вать, нак…лить шип­цы, отв…рить рис.

11. Укажите ряд слов с непро­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. д…лина, в…кцина, раск…лить щипцы;
  2. об…грённый, уг…сать на вет­ру, благосл…вить;
  3. к…рамика, д…фект, ц…мент;
  4. п…лот, зап…рать дверь, совсем обл…ниться.

12. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. м…ротворец, р…месло, зап…вать песню;
  2. изв…нение, д…кларация, р…ликвия;
  3. д…виз, м…дальон, п…ченье;
  4. сент…ментальный, в…негрет, д…рижёр.

13. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. заб…влять, обст…новка, сп…ртакиада;
  2. нав…ждение, обр…батывать, к…рдинальный;
  3. ан…мальный, н…тариус, к…ламбур;
  4. пр…винция, эксп…нат, оп…ленный солнцем.

14. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. об…жать музы­ку, подг…товка, вып…лоть сорняки;
  2. грам…тный, см…родина, об…няние;
  3. апл…дисменты, позн…вать, б…рдовый;
  4. пок…янное пись­мо, г…рмония, к…литка.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-pravopisanie-korney-klass-3006567.html

http://russkiiyazyk.ru/uprazhneniya-test/bezudarnyie-glasnyie-korne.html