Задания на правописание безударных гласных в суффиксах

Русский язык. 3 класс

Безударные гласные в приставке

Запишите слова в нужный столбик.

Безударный гласный «а» в приставке

Безударный гласный «о» в приставке

Безударные гласные в суффиксах

Найдите ошибки в написании безударных гласных в суффиксах и эти слова зачеркните.

Каменщик, воспитатель, разносчик, белинький , розавый , лампочка, храбрость, маханький , находчевый .

Суффиксы

Раскрасьте кораблик бирюзовым цветом, если в слове пишется суффикс -ик-. Если в слове пишется суффикс -ек- — синим.

Орфограмма в приставке

Выделите цветом слова, в которых есть орфограмма в приставке.

Насмешить , бездарный , проблеск, бестолковый , запись, подписать , прервать роспись, переписать , подрезать , пропуск.

Слово без приставки

Найдите в каждой строке слово без приставки и подчеркните его.

Наука , назначить, наклонить, научить.

Срисовать, спеть, слепить, стеклянный .

Договориться, дождаться, дождливый , доесть.

Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Работа с суффиксом -чив-

Скачать:

ВложениеРазмер
nosova_mariya_russkiy_yazyk.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Носова Мария 21(9) группа 44.02.02 Преподавание в начальных классах март, 2019

Конспект урока русского языка

студентки 21(9) группы

Носовой Марии Анатольевны

Подпись методиста ___________/А.Л. Ситникова

Подпись учителя _________/Т.Т. Фомичева

Дата: 13. 03. 2019

УМК « Перспективная начальная школа»

Тип урока: открытие нового знания

Тема: «Прилагательные. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить».

Цель: познакомить учащихся с суффиксом «-чив-», с помощью которого образуются имена прилагательные от усечённых основ глаголов, и обобщить знания по основным изученным орфограммам.

Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

— умение осуществлять логическое действие анализ, синтез, обобщение;

— умение устанавливать аналогии.

— умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

— умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

— умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

— умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Предметные результаты: познакомятся с суффиксом «-чив-», научатся образовывать новые имена прилагательные от усечённых основ глаголов с помощь. суффикса «-чив-»

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, проектор, компьютер, презентация

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная

секрет с.кр.т улица .л.ц. февраль ф.вр.ль футбол ф.тб.ол инженер .нж.н.р коллекция к.лл.кц.я солдат с.лд.т

Доверять+ чив= доверчивый

Находить+ чив= находчивый

Раз+ говорить+ чив=разговорчивый

Влюбиться+ чив= влюбчивый

От+ зыв+ чив=отзывчивый

Навязаться+ ив= навязчивый

Изменить+ чив= изменчивый

В+ думать+ чив= вдумчивый

Образец страницы тетради:

Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, меня зовут Мария Анатольевна и урок русского языка сегодня проведу у вас я. Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, садитесь.

Приветствие учителя, друг друга и гостей.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

— Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.

— Прочитайте самостоятельно запись на доске.

— Поднимите руку, у кого возникли трудности? Поднимите руку, кто смог прочитать? Кто сможет предположить, какой секрет надо знать, чтобы прочитать зашифрованные слова? (из слов пропали гласные буквы, надо восстановить слова)

— Попробуйте в парах восстановить слова.

— Какие слова у вас получились? Что объединяет эти слова? (это словарные слова)

— Слова запишите в тетрадь, в строчку, через запятую, поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить,

— Проверьте правильность выполнения работы по образцу.

ЭТАЛОН НА СЛАЙДЕ

(С е крет, ул и ца, ф е враль, фу т бол, и нж е нер, к олл екц и я, с о лдат).

— В словах этого столбика спряталась ещё одна загадка. Прочитайте слово по первым буквам этих словарных слов.

— Кто прочитал зашифрованное слово?

— Как вы думаете, как может это слово быть связано с темой урока?

Вставляет буквы в слова, которые называют ученики.

Называют слова, а учитель вставляет буквы.

Это слово связано с темой урока.

Открывают тетрадь, записывают число и классная работа. Переписывают словарные слова.

Читают слова, записывают в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают букву, которую надо запомнить.

Сверяют слова с эталоном на слайде.

Определение темы и цели урока

— Откройте учебник на странице 96 (девяносто шест ой ).

Прочитайте тему урока.

— Поставьте цель урока по теме (чему будем учиться на уроке?)

— Какой безударный гласный надо запомнить в суффиксе?

Работа с учебником.

Постановка темы и цели урока.

Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить.

Безударный гласный -и- надо запомнить

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

— Найдите упражнение 99. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Птич ь е щ е бетанье.

Тиканье к а пели.

В с ход и т утро ра ннее

В этот день улы б чивый

Ж и ть бе з шут о к плохо.

Если ты оби д чивый ,

Хмурый, неужи в чивый —

Бер е гись подвоха!

— Кто автор стихотворения?

— Валентин Берестов- русский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь. Писал для взрослых и детей.

— А каком дне в апреле говорится?

— Объясните значение слов: вспыльчивый, неуживчивый и обидчивый. Какого человека мы называем «вспыльчивый»? О каком человеке мы можем сказать «неуживчивый»? О каком человеке можем сказать «обидчивый»?

— Как вы думаете, это положительные или отрицательные качества человека? Почему?

— Как вы понимаете последнее предложение в стихотворении?

Если ты оби д чивый ,

Хмурый, неужи в чивый —

Бер е гись подвоха!

— Кто напомнит последовательность действий при выполнении разбора слова по составу.

(Выполнение разбора слов по составу)

Слова с разделительным Ь знаком подчеркни синим карандашом. Слова, в которых Ь показывает мягкость согласного, подчеркни желтым карандашом. Выпиши выделенные слова в столбик. Разбери по составу первые два слова. Какой общий суффикс есть в этих словах? Он ударный или безударный? Выдели этот же суффикс в остальных словах. Основы слов какой части речи дали жизнь этим словам? Напиши глагол, от основы которого было образовано третье слово.

Написание суффикса –чив- надо запомнить.

Работа с упражнением 99 на 96 странице.

Работа с упражнением.

Рассказывает про автора стихотворения «Первое апреля»

Выполняют 99 упражнение на 96 странице.

Вспыльчивый (вспылить. глагол)

Про первое апреля- день смеха

Вспыльчивый- склонный приходить внезапно в гнев, способный вспылить, раздражительный

Неуживчивый- плохо ладящий с окружающими, плохо уживающийся с другими.

Обидчивый- легко обижающийся, склонный чувствовать обиду.

4) приставка или суффикс

Читают и запоминают правило.

Реализация построенного проекта

-Я буду диктовать слова, а вам надо от них образовать прилагательные с суффиксом –чив- и разобрать их по составу

Доверять+ чив= доверчивый

Находить+ чив= находчивый

Раз+ говорить+ чив=разговорчивый

Влюбиться+ чив= влюбчивый

От+ зыв+ чив=отзывчивый

Навязаться+ ив= навязчивый

Изменить+ чив= изменчивый

В+ думать+ чив= вдумчивый

Называет слова при помощи суффикса –чив- образовывают прилагательные.

Пишут новые слова при помощи суффикса –чив-.

Разбирают слова по составу.

— Откройте Рабочую тетрадь на 46 странице упражнение 42.

— Прочитайте задание, что надо сделать?

Во саду ли, во поле

Во саду ли, во поле,

В город е Укрополе,

Где торчит струч о к дозорн ы й

Над оград о й помидорн о й,

За салатн о й слободою,

За горохов о й гор о ю,

За морковн ы м мокр ы м долом,

За чесночн ы м частокол о м,

Под св е тлицею свекольн о й

Сыт ы й, праздничн ы й, довольн ы й ,

Лёг на розов ы й боч о к

Держ и т лист и к на в е су.

П ь ёт м е довую р о су. (М. Яснов)

Найди в тексте прилагательные. Желтым карандашом подчеркнуть те из них, которые родились прилагательными. Прилагательные, образованные от основ существительных, в следующем порядке: 1. Прилагательные образованные от существительных с суффиксом –н- от основ существительных. В скобках написать существительные, в корнях подчеркнуть чередования.

2. Прилагательные, образованные от существительных при помощи суффикса –ов-. В скобках написать существительные. Синим карандашом подчеркни прилагательное, у которого ударение падает на суффикс.

— Найдите на странице 48 (сорок восьм ой ) упражнение 43 (сорок трет ье ).

-Прочитайте задание. Расскажите, что надо сделать?

От основ существительных, записанных в скобках, образуй с помощью суффикса –ск- прилагательные и запиши их в нужной форме. Суффикс выдели.

— Кто идет вперед, откройте 51 страницу упражнение 46. Выполняйте самостоятельно.

Вставить пропущенные буквы. От основ существительных, записанных в скобках, образуй прилагательные с помощью суффикса –лив- и запиши их в нужной форме. В прилагательных поставь ударение. Синим карандашом подчеркни прилагательные, в которых ударение падает на суффикс.

(Сон) … да ленивый – два родных братца. (Запас) … лучше – богатого. (Зависть) … око видит далёко. (Стыд) … покраснеет, а бесстыжий побледнеет. (Слеза) … слезами обольётся, а (смех) … со смеху надорвётся.

Выделенные глаголы разбери по составу.

Прочитать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть двумя чертами глагол- исключение.

Открывают рабочую тетрадь на 46 странице 42 упражнение.

Дозорный(дозор), помидорной(помидор), салатной( салат),чесночным(чеснок, свекольной(свекла)праздничный(праздник), довольный( довольство)

гороховой(горох), розовый(роза) медовую(мед)

Открывают 48 страницу 43 упражнение.

  1. ( Египет) е гипетские пирамиды
  2. (Афины) А финский акрополь
  3. (Форос) Ф оросский маяк
  4. (Москва) М осковский кремль
  5. (Родос) Р одосский Колосс
  6. (Рим) Р имский колизей

Сонливый да ленивый – два родных братца.

Запасливый лучше – богатого.

Завистливое око видит далёко.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

Слезливый слезами обольётся, а смешливый со смеху надорвётся.

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

— Вспомните и назовите тему нашего урока

— Какой была цель урока?

— Как вы умаете, достигли ли мы цел урока?

— С каким суффиксом мы сегодня познакомились?

— Какое правило мы должны запомнить?

Написание суффикса –чив- надо запомнить

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запишите домашнее задание. В рабочей тетради на 49 странице упражнение 44. Вам надо сначала прочитать текст, затем вставить пропущенные буквы. Показать с помощью знаков в какой части слова пропущена буква. Над местоимениями указать лицо, число и падеж, кроме подчеркнутого. Выделенные прилагательные запишите в начальной форме и покажите, как образовано каждое из них.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник. Слушают инструктаж о выполнении задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта темы «Правописание слов, написание которых надо запомнить», 1 класс

Технологическая карта – это новый вид методической продукции,это способ графического проектирования урока в виде таблицы. В ней спланирована деятельность учителя и работа ученика.Обучение .

конспект урока — закрепления Повторение Правописание слов, написание которых надо запомнить

1 классРусский язык Технологическая карта.

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования в на.

Конспект урока русского языка на тему «Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить»

Урок русского языка на тему «Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить» проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой.

Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)

Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: «Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед -л&quot.

«Правописание слов, написание которых надо запомнить»

Методическая разрабока урока по русскому языку предназначена для 1 класса. Подходит к УМК «Школа России».

Конспект по рус.языку. Повторение слов, написание которых надо запомнить

Тема: «Повторение слов, написание которых надо запомнить»Цели:повторить слова, написание которых надо запомнить;развивать умение самостоятельно работать с учебной книгой;развивать воображе.

Задания на правописание безударных гласных в суффиксах

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усидч..вый, переменч..вый

2) отстёг..вавший, глянц..вый

3) щегол..ватый, находч..вый

4) прислуш..ваться, гор..вать

5) заносч..вый, отапл..ваемый

Пояснение (см. также Правило ниже).

1. усидЧИВый, переменЧИВый — суф. ЧИВ, в краткой форме: усидЧИВ, переменЧИВ;

2. отстёгИВАвший—от инфинитива отстёгИВАть+ ВШ+ИЙ суффикс остаётся, написание ИВА регулируется правилом ЫВА/ИВА, я отстёгИВАю; глянцЕВый—суффикс −ЕВ− безударный всегда

3. щеголЕВатый— ЩЕГОЛ+еват+ый, суффикс ЕВАТ. Л—часть корня; находчИвый—суффикс ЧИВ/ЛИВ

4. прислушИВАться— я прислушИВАюсь, ИВА сохраняется; горЕвать—в 1 лице горюю ева не сохраняется

5. заносЧИВый—суф. ЧИВ, в краткой форме заносЧИВ; отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)

НА­ПИ­СА­НИЕ СУФ­ФИК­СОВ РАЗ­ЛИЧ­НЫХ ЧА­СТЕЙ РЕЧИ

Суф­фикс — это зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая на­хо­дит­ся после корня и слу­жит обыч­но для об­ра­зо­ва­ния новых слов.

На на­пи­са­ние того или иного суф­фик­са вли­я­ют раз­лич­ные фак­то­ры:

—часть речи, в ко­то­рой он упо­треблён;

—спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова;

—удар­ная или без­удар­ная по­зи­ция;

—пи­шет­ся после ши­пя­щих или нет;

—ка­ко­го рода слово с про­пу­щен­ной бук­вой

и так далее. По­это­му еди­ных пра­вил нет, все суф­фик­сы пи­шут­ся по осо­бым пра­ви­лам.

10.1 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ
10.1.1 СУФ­ФИК­СЫ ЕВ/ОВ; ИВ (ЧИВ/ЛИВ)
По Ро­зен­та­люПо Ло­па­ти­ну:
Суф­фикс -ив- несет на себе уда­ре­ние: краси́вый, прав­ди́вый.

Ис­клю­че­ния: ми́ло­сти­вый, юро́дивый.

В не­уда­ря­е­мом по­ло­же­нии ис­поль­зу­ет­ся суф­фикс -ЕВ-: бо­Е­Вой, си­ре­нЕ­Вый, алю­ми­ни­Е­Вый, ге­ли­Е­Вый (от гелий), но ге­лЕ­Вый (от гель).

В суф­фик­сах -ЛИВ- и -ЧИВ- (про­из­вод­ных от -ИВ-) пи­шет­ся буква и: за­бот­лИ­Вый, за­нос­чИ­Вый.

Сле­ду­ет раз­ли­чать при­ла­га­тель­ные с суф­фик­са­ми -ЕВ-, с одной сто­ро­ны, и -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ с дру­гой.

Слова на -ЕВый — напр., со­Е­Вый, фер­зЕ­Вый, фла­нел ЕВ ый, мат­чЕ­Вый, зам­шЕ­Вый, — со­дер­жат суф­фикс -ЕВ- (ор­фо­гра­фи­че­ская раз­но­вид­ность суф­фик­са -ОВ-), про­ве­ря­ю­щий­ся под уда­ре­ни­ем в таких сло­вах, как дубо́вый, рублёвый. Эти при­ла­га­тель­ные — от­но­си­тель­ные , у них нет крат­ких форм.

Слова на -ИВЫЙ яв­ля­ют­ся ка­че­ствен­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми (име­ю­щи­ми крат­кие формы) с суф­фик­са­ми -ИВ-: ми­ло­стИ­Вый; -ЛИВ-: за­бот­ЛИ­Вый, за­вист­ЛИ­Вый, не­по­сед­ЛИ­Вый, при­чуд­ЛИ­Вый; -ЧИВ-: за­быв­ЧИ­Вый, на­ход­ЧИ­Вый, пе­ре­мен­ЧИ­Вый. Эти же суф­фик­сы -ИВ- и -ЛИВ- под уда­ре­ни­ем: ле­нИ­Вый, смеш­ЛИ­Вый, при­хот­ЛИ­Вый.

При­ме­ча­ние. Суф­фикс -ИВ- име­ет­ся также в слове юро­ди­вый, об­ра­зо­ван­ном от уста­рев­ше­го юрод.

Здесь не­об­хо­ди­мо сде­лать важ­ное за­ме­ча­ние: в за­да­ни­ях часто встре­ча­ют­ся слова, име­ю­щие очень по­хо­жие на­пи­са­ния, на­при­мер, мин­дал..вый, на­зойл..вый, за­ботл..вый. Если сле­до­вать пра­ви­лу Ло­па­ти­на, то по­пыт­ка об­ра­зо­вать крат­кие формы удаётся для слов «на­зой­ли­вый (на­зой­лив)» и «за­бот­ли­вый (за­бот­лив)», по­то­му и на­пи­са­на буква И, это суф­фикс ЛИВ. «Мин­да­ле­вый» усечь не уда­лось, это при­ла­га­тель­ное с суф­фик­сом ЕВ, буква Л при­над­ле­жит корню. В этом плане ин­те­рес­но слово «гут­та­пер­че­вый», это на­зва­ние ма­те­ри­а­ла, их ко­то­ро­го когда-то де­ла­лись иг­руш­ки. В этом слове Ч тоже яв­ля­ет­ся ча­стью корня, а сде­лать крат­кую форму никак не по­лу­чит­ся, ведь это от­но­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное с суф­фик­сом ЕВ. По­это­му, как го­во­рят, зрите в ко­рень!

10.1.2. ДРУ­ГИЕ СУФ­ФИК­СЫ ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ

• В без­удар­ном по­ло­же­нии после твер­дых со­глас­ных ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-: де­лО­Вой, крас­нО­ВА­Тый, да­рО­ВИ­Тый. После мяг­ких со­глас­ных, ши­пя­щих и ц ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-: ве­щЕ­Вой, Ба­рен­цЕВо море, си­нЕ­ВА­Тый, глян­цЕ­ВИ­Тый.;

• суф­фикс -ИСТ- все­гда пи­шет­ся с бук­вой И, так как у имён при­ла­га­тель­ных суф­фик­са -ест- не бы­ва­ет: по­ро­дИ­СТый, по­кла­дИ­СТый;

• суф­фикс -ЧАТ- все­гда пи­шет­ся с бук­вой А: бре­вен­ЧА­Тый, взрыв­ЧА­Тый;

• суф­фик­сы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пи­шут­ся без из­ме­не­ния во всех сло­вах, так как у имён при­ла­га­тель­ных суф­фик­сов -ИНЬК-, -АНЬК- не бы­ва­ет: бе­лЕНЬ­Кий, ма­хОНЬ­Кий.

10.2 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ГЛА­ГО­ЛОВ
10.2.1. ГЛАС­НЫЕ В ИН­ФИ­НИ­ТИ­ВЕ (НЕ­ОПРЕ­ДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ) ПЕРЕД -ТЬ. БА­ЗО­ВОЕ, ОС­НОВ­НОЕ ПРА­ВИ­ЛО.

Глас­ный перед суф­фик­сом ин­фи­ни­ти­ва (не­опре­де­лен­ной формы) -ТЬ может быть без­удар­ным. Для опре­де­ле­ния того, какую букву сле­ду­ет пи­сать на месте этого без­удар­но­го глас­но­го, ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие усе­ка­е­мо­сти гла­голь­ной ос­но­вы. Это по­ня­тие не изу­ча­ет­ся в школь­ном курсе, по­это­му слова с без­удар­ным глас­ным перед ТЬ не­об­хо­ди­мо за­учи­вать на­и­зусть. При­ведём при­ме­ры таких слов.

Спи­сок слов да­ле­ко не пол­ный, гла­го­лов с без­удар­ным суф­фик­сом очень много. Пом­ни­те, что до­бав­ле­ние при­став­ки не ме­ня­ет на­пи­са­ния. Так, все слова с при­став­ка­ми от слова кле­ить — за­кле­ить, под­кле­ить, пе­ре­кле­ить и скле­ить пи­шут­ся оди­на­ко­во с суф­фик­сом И. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на зна­чи­мость этого пра­ви­ла: от вер­но­го на­пи­са­ния буквы перед ТЬ будет за­ви­сеть и на­пи­са­ние формы гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни, и, со­от­вет­ствен­но, при­ча­стий и де­е­при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни, так как эти формы об­ра­зу­ют­ся от ин­фи­ни­ти­ва.

По Спе­ци­фи­ка­ции 2015-2016 года на­пи­са­ние при­ча­стий про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 11.

10.2.2 ГЛАС­НЫЕ БУКВЫ В СУФ­ФИК­САХ ГЛА­ГО­ЛОВ ПРО­ШЕД­ШЕ­ГО ВРЕ­МЕ­НИ

На­пи­са­ние глас­ной буквы в гла­го­лах про­шед­ше­го вре­ме­ни на­пря­мую за­ви­сит от суф­фик­са на­чаль­ной формы (ин­фи­ни­ти­ва), так как для об­ра­зо­ва­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ра­бо­та­ет схема: ОС­НО­ВА ин­фи­ни­ти­ва+ суф­фикс Л. Есте­ствен­но, что -ТЬ усе­ка­ет­ся, так как в ос­но­ву не вхо­дят. В раз­ных учеб­ни­ках эта часть слова на­зы­ва­ет­ся либо суф­фик­сом не­опре­делённой формы (ин­фи­ни­ти­ва, на­чаль­ной формы), либо окон­ча­ни­ем. Это со­вер­шен­но не кри­тич­но для объ­яс­не­ния пра­ви­ла: от­се­ка­ем — и всё. Итак, в слове каш­лЯл пи­шет­ся Я, по­то­му что слово об­ра­зо­ва­но от ос­но­вы кашлЯ(ть), в слове уви­дЕл пи­шет­ся Е, по­то­му что слово об­ра­зо­ва­но от ос­но­вы увидЕ(ть). Ещё при­ме­ры: уве­ли­чИл (от уве­ли­чИть), умно­жИ­ла (от умно­жИть), оби­дЕл­ся (от оби­дЕть­ся). Как видно из при­ме­ров, зна­ние спря­же­ния гла­го­ла здесь не нужно.

10.2.3 ГЛАС­НЫЕ БУКВЫ В ДЕ­Е­ПРИ­ЧА­СТИ­ЯХ ПРО­ШЕД­ШЕ­ГО ВРЕ­МЕ­НИ

Де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни со­вер­шен­но­го вида об­ра­зу­ют­ся по схеме: Ос­но­ва ин­фи­ни­ти­ва+суф­фикс ВШ (Ш). По­это­му пра­ви­ло то же самое: какая глас­ная в ин­фи­ни­ти­ве, такая и в де­е­при­ча­стии. На­при­мер: уви­дЕв (от уви­дЕть), воз­не­на­ви­дЕв (от воз­не­на­ви­дЕть); услы­шАв (от услы­шАть). Ещё при­ме­ры: из­ме­рИв (пло­щадь), за­му­чИв (рас­спро­са­ми), оби­дЕв (то­ва­ри­ща).

10.2.4. ГЛАС­НЫЕ БУКВЫ В СУФ­ФИК­САХ -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА-; ПЕРЕД ВА

В любом за­да­нии есть слова на дан­ное пра­ви­ло, и не по од­но­му. Чаще всего ука­зан­ные суф­фик­сы встре­ча­ют­ся имен­но в гла­го­лах, но не­ред­ко и в име­нах су­ще­стви­тель­ных или при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов. На­при­мер, на­пи­са­ние буквы в слове «вскармл..вание» опре­де­ля­ет­ся на­пи­са­ни­ем гла­го­ла «вскарм­ли­вать», а слово «раз­вед..ва­тель­ный» сло­вом «раз­ве­ды­вать».

За­те­ЯтьКле­ИтьОби­дЕть
ВеЯтьСтро­ИтьЗа­ви­сЕть
РеЯтьМу­чИтьНе­на­ви­дЕть
СеЯтьМе­рИтьВи­дЕть
ЛаЯтьНа­ску­чИтьОбес­си­лЕть (по­те­рять силы)
Каш­лЯтьУте­шИтьВы­здо­ро­вЕть
Ма­Ять­сяСо­сре­до­то­чИть
На­де­Ять­сяЗи­ждИть­ся (на чём-то ос­но­вы­вать­ся)
Ле­ле­ЯтьЗы­бИть­ся (ко­лы­хать­ся, ка­чать­ся)
ТаЯтьУве­ли­чИть

Рас­се­И­ВАть-рас­се­И­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-, так как я (что делаю?) рас­се­И­ВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ИВАЮ).

Сгла­жИ­ВАть-сгла­жИ­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-,так как я (что делаю?) сгла­жИ­ВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ИВАЮ).

Скла­дЫ­ВАть-ск­лы­дЫ­ВА­ла (пи­шет­ся суф­фикс -ЫВА-, так как я (что делаю?) скла­дЫ­ВАю; окан­чи­ва­ет­ся на -ЫВАЮ).

Пот­чЕ­ВАть- пот­чЕ­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ЕВА-, так как я (что делаю?) пот­чУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на УЮ).

По­про­бО­ВАть-по­про­бО­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ОВА-, так как я (что сде­лаю?) по­про­бУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на -УЮ).

Ко­ман­дО­ВАть- ко­ман­дО­ВАл (пи­шет­ся суф­фикс -ОВА-, так как я (что делаю?) ко­ман­дУЮ; окан­чи­ва­ет­ся на УЮ).

Суф­фик­сыИх пра­во­пи­са­ниеПри­ме­ры
ИВА/ЫВАУ гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шего вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на — ИВАЮ /-ЫВАЮ.
ЕВА/ОВАУ гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шем вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­гол окан­чи­ва­ет­ся на -УЮ/-ЮЮ.
Буквы Е или И перед удар­ным суф­фик­сом ВАОт гла­го­лов с суф­фик­са­ми -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА- сле­ду­ет от­ли­чать гла­го­лы, об­ра­зо­ван­ные при по­мо­щи суф­фик­са -ВА-.

Перед удар­ным суф­фик­сом -ВА пи­шет­ся та же глас­ная буква, что и в не­опре­де­лен­ной форме, если в ней от­бро­сить этот суф­фикс -ВА-.

ЗА­СТРЕ­ВАТЬ (хотя за­стрЯть)

ЗА­ТМЕ­ВАТЬ (хотя за­тмИть)

ПРО­ДЛЕ­ВАТЬ (хотя про­длИть)

РАС­ТЛЕ­ВАТЬ (хотя рас­тлЯть)

ЗА­СТРЕ­ВАТЬ, ВСТРЕ­ВАТЬ (хотя за­стрЯть, встрЯть)

УВЕ­ЩЕ­ВАТЬ, НА­МЕ­РЕ­ВАТЬ­СЯ, СО­МНЕ­ВАТЬ­СЯ (нет форм без ва, но в 1лице имеют -ВАЮ

По­ве­ле­ВАть — от­бра­сы­ва­ем удар­ный суф­фикс -ВА, по­лу­ча­ем по­ве­лЕть, такой гла­гол есть, зна­чит, пра­ви­ло при­ме­не­но верно;

Пре­тер­пе­ВАть — от­бра­сы­ва­ем удар­ный суф­фикс-ВА, по­лу­ча­ем пре­тер­пЕть, такой гла­гол есть.

Если же от­бро­сить суф­фикс ВА нель­зя, зна­чит, нужно ис­поль­зо­вать ос­нов­ное пра­ви­ло: на­при­мер, в слове «но­че­вать» также уда­ре­ние па­да­ет на ВА. Но от­бро­сить его не удаётся, нет та­ко­го слова «но­четь»; в слове «го­ре­вать» также не ВА, а ЕВА, так как слово «го­реть» уже дру­гое по зна­че­нию, с «го­ре­вать» не од­но­ко­рен­ное.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что в не­ко­то­рых сло­вах ЕВА/ОВА или ЫВА/ИВА вхо­дит в со­став корня, на­при­мер: обу­ре­ва/ть, шпат­ле­ва/ть, рас/ту­ше­ва́/ть(ся). Таких слов в КИМах быть не долж­но.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на важ­ность общей грам­ма­ти­че­ской куль­ту­ры речи: если вме­сто «я ко­ман­дую, со­ве­тую» го­во­рить «ко­ман­ды­ваю/ко­ман­до­ваю, со­ве­ты­ваю/со­ве­то­ваю», то пра­ви­ла при­ме­нить не по­лу­чит­ся, так как для них это форма яв­ля­ет­ся про­ве­роч­ной. Го­во­ри­те пра­виль­но!

10.3 БЕЗ­УДАР­НЫЕ СУФ­ФИК­СЫ ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ

1. Суф­фикс -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) при скло­не­нии су­ще­стви­тель­но­го со­хра­ня­ет глас­ную: сто­лик — сто­лИ­Ка, чай­ник — чай­нИ­Ка, паль­чик — паль­чИ­Ка; суф­фикс -ЕК- имеет «бег­лую» глас­ную: кра­е­шек — кра­еш­Ка, ли­сто­чек — ли­сточ­Ка.

2. Су­ще­стви­тель­ные муж­ско­го рода имеют суф­фикс -ЕЦ- (с «бег­лой» глас­ной): горец — горца, крас­но­ар­ме­ец — крас­но­ар­мей­ца. Су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода имеют суф­фикс -ИЦ-: вла­де­ли­ца, кра­са­ви­ца. Су­ще­стви­тель­ные сред­не­го рода имеют суф­фикс -ЕЦ-, если уда­ре­ние па­да­ет на слог после суф­фик­са, и -ИЦ-, если уда­ре­ние пред­ше­ству­ет суф­фик­су: паль­тЕ­Цо́, пись­мЕ­Цо́; кре́слИЦе, пла́тьИЦе.

3. Суф­фикс -ИЧК- имеют су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода, об­ра­зо­ван­ные от слов с суф­фик­сом -иц-: лест­нИЧ­Ка ← лест­ни­ца, пу­го­вИЧ­Ка ← пу­го­ви­ца.

В осталь­ных слу­ча­ях по­доб­ные формы су­ще­стви­тель­ных имеют суф­фикс -ЕЧК-: пе­шЕЧ­Ка, тро­ЕЧ­Ка; Ва­нЕЧ­Ка, Зо­ЕЧ­Ка; вре­мЕЧ­Ко, здо­ро­вьЕЧ­Ко.

При­ме­ча­ние. Формы типа Фе­нич­ка (обыч­ные в ли­те­ра­ту­ре XIX в.) от­но­сят­ся к числу уста­ре­лых.

За­пом­ни­те: без­удар­но­го суф­фик­са -ячк- в рус­ском языке нет.

4. Со­че­та­ние -ИНК- имеют су­ще­стви­тель­ные, об­ра­зо­ван­ные от слов жен­ско­го рода на -ин(а): впа­дИН­Ка ← впа­ди­на, за­ва­лИН­Ка ← за­ва­ли­на.

Со­че­та­ние -ЕНК- имеют умень­ши­тель­ные су­ще­стви­тель­ные, об­ра­зо­ван­ные с по­мо­щью суф­фик­са -к- от слов на -ня и -на, у ко­то­рых в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа мно­же­ствен­но­го числа мяг­кий знак на конце не пи­шет­ся: ви­шЕН­Ка ← вишня (вишен), со­сЕН­Ка ← сосна (сосен), а также в не­ко­то­рых сло­вах, обо­зна­ча­ю­щих лиц жен­ско­го пола: не­жЕН­Ка, ни­щЕН­Ка, фран­цу­жЕН­Ка. По этому же пра­ви­лу пи­шет­ся слово ле­сен­ка.

5. Умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ные су­ще­стви­тель­ные имеют суф­фик­сы:

-ОНЬК-, реже -ЕНЬК- — после твер­дых со­глас­ных: берёзОНЬ­Ка (берёза), ли­сОНЬ­Ка (лиса), Мар­фЕНЬ­Ка (Марфа);

-ЕНЬК- после мяг­ких со­глас­ных, ши­пя­щих и глас­ных: Ка­тЕНЬК­ка (Катя), ту­чЕНЬ­Ка, Зо­ЕНЬ­Ка.

За­пом­ни слова-ис­клю­че­ния: Ис­клю­че­ния: ба­инь­ки, за­инь­ка, па­инь­ка.

При­ме­ча­ние. Суф­фик­сов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном языке нет; формы по­ло­сынь­ка, ли­сань­ка, Мар­финь­ка, Лю­бинь­ка, Ан­нинь­ка и т. п. встре­ча­ют­ся толь­ко в про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­лей XIX в. и в фольк­ло­ре.

6. -ИНСТВ-, -ЕНСТВ-. Раз­ли­ча­ют­ся суф­фик­сы -ИНСТВ- в сло­вах боль­шин­ство́, мень­шин­ство́, стар­шин­ство́ (с уда­ре­ни­ем на окон­ча­нии, в ва­ри­ан­те мень­ши́нство — на суф­фик­се) и -ЕНСТВ- в слове пе́рвен­ство (с уда­ре­ни­ем на корне).

7. -ЫШК-, -ЫШЕК, -ЕШЕК и -УШК- (-ЮШК-), -УШЕК. В суф­фик­сах умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ных су­ще­стви­тель­ных -ЫШК- (в сло­вах сред, рода) и -ЫШЕК (в сло­вах муж. рода) без уда­ре­ния после твер­дых со­глас­ных пи­шет­ся буква ы, напр.: пят­нЫШ­Ко, кры­лЫШ­Ко, стёклЫШ­Ко, гнёздЫШ­Ко, пе­рЫШ­Ко (слова сред­не­го рода); ко­лЫ­ШЕК, кли­нЫ­ШЕК, во­ро­бЫ­ШЕК. В слове кра­е­шек в суф­фик­се перед ш пи­шет­ся буква е.

Эти су­ще­стви­тель­ные сле­ду­ет от­ли­чать от су­ще­стви­тель­ных с лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми -УШК- (-ЮШК-) и -УШЕК, также без­удар­ны­ми: тра­вуш­ка, во­люш­ка, де­душ­ка, дя­дюш­ка, со­ло­вуш­ка, ре­бя­туш­ки, Ан­нуш­ка, Ива­нуш­ка, по­люш­ко, го­рюш­ко, хле­бу­шек, ка­му­шек. Име­ют­ся ва­ри­ан­ты с бук­ва­ми ы и у в суф­фик­сах: во­ро­бы­шек и во­ро­бу­шек, ола­дыш­ки и ола­душ­ки.

8. -(М)ЕН-. В ос­но­вах кос­вен­ных па­де­жей и форм мн. ч. су­ще­стви­тель­ных на —мя пи­шет­ся суф­фикс -ЕН- с бук­вой е на месте без­удар­но­го глас­но­го, напр.: время — вре­ме­ни и вре­ме­на, имя — имени и имена, семя — се­ме­ни и се­ме­на.

10.4 СУФ­ФИК­СЫ НА­РЕ­ЧИЙ

1.На­ре­чия с при­став­ка­ми В-, ЗА-, НА-, об­ра­зо­ван­ные от имён при­ла­га­тель­ных, имеют на конце букву о: Впра­вО← пра­вый;, ЗА­свет­лО←свет­лый, НА­креп­кО←креп­кий.

На­ре­чия та­ко­го же про­ис­хож­де­ния с при­став­ка­ми ИЗ-, ДО-, С- имеют на конце букву а: ДО­сы­тА←сытый, ИЗ­ред­кА←ред­кий, СновА←новый, Сна­ча­лА-

Важ­ное за­ме­ча­ние: дан­ные на­ре­чия об­ра­зо­ва­ны при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом, то есть од­но­вре­мен­ным до­бав­ле­ни­ем

при­став­ки и суф­фик­са. По­это­му на­пи­са­ние слов типа до­сроч­но, из­би­ра­тель­но, сног­сши­ба­тель­но, до­ста­точ­но ре­гу­ли­ру­ет­ся дру­ги­ми пра­ви­ла­ми: эти слова об­ра­зо­ва­ны толь­ко при по­мо­щи суф­фик­сов от уже су­ще­ству­ю­щих до­сроч­ный, из­би­ра­тель­ный, сног­сши­ба­тель­ный и до­ста­точ­ный.

10.5 ГЛАС­НЫЕ ПОСЛЕ ШИ­ПЯ­ЩИХ В СУФ­ФИК­САХ РАЗ­НЫХ ЧА­СТЕЙ РЕЧИ

По Спе­ци­фи­ка­ции эти пра­ви­ла НЕ ДОЛЖ­НЫ про­ве­рять­ся в ЕГЭ. Но в ос­нов­ном по­со­бии для под­го­тов­ки к ЕГЭ ав­то­ра И.П.Цы­буль­ко (2016 год) такие за­да­ния встре­ча­ют­ся. По­то­му счи­та­ем не­об­хо­ди­мым ука­зать на сле­ду­ю­щие мо­мен­ты.

После ж, ч, ш, щ для пе­ре­да­чи удар­но­го глас­но­го [о] пи­шет­ся буква О или Ё. Рас­смот­рим пра­ви­ла на­пи­са­ния ши­пя­щих в суф­фик­сах, не ка­са­ясь кор­ней и окон­ча­ний.

Буква О пи­шет­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях.

1.В суф­фик­се на­ре­чий -О: свежО, го­ря­чО, хо­ро­шО, общО

2. В суф­фик­сах имен су­ще­стви­тель­ных:

-ОК, напр.: кру­жОК, крю­чОК, пе­ту­шОК, бор­щОК, пры­жОК, тол­чОК, и в про­из­вод­ных от таких слов: кру­жо­чек, крю­чо­чек, пры­жо­чек и т. п.;

-ОНОК и -ЧОНОК, напр.: мед­ве­жО­НОК, мы­шО­НОК, гал­чО­НОК, бо­чО­НОК, арап­ЧО­НОК;

-ОНК(а) и -ОНК(и), напр.: кни­жОН­Ка, ру­чОН­Ка, ру­ба­шОН­Ка, рас­па­шОН­Ка, день­жОН­Ки, брю­чОН­Ки;

-ОВК(а) (в оты­мен­ных про­из­вод­ных сло­вах), напр.: чи­жОВ­Ка (самка чижа), мы­шОВ­Ка (гры­зун), ме­ло­чОВ­Ка;

-ОБ(а): ча­що­ба, чи­що­ба (лес­ная вы­руб­ка); то же в слове тру­що­ба, где суф­фикс в со­вре­мен­ном языке не вы­де­ля­ет­ся, и в со­здан­ном по его об­раз­цу иро­ни­че­ском об­ра­зо­ва­нии хру­що­ба. Ис­клю­че­ние: в слове учёба пи­шет­ся ё;

3. В суф­фик­се имен при­ла­га­тель­ных -ОВ-, напр.: ежо­вый, пар­чо­вый, гро­шо­вый, хол­що­вый, а также в су­ще­стви­тель­ных на -ОВК, -ОВНИК, про­из­вод­ных от при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ОВ- (-ЕВ-): но­жов­ка (ср. но­же­вой и ва­ри­ант но­жо­вый), пла­щов­ка (пла­ще­вой), ре­чов­ка (ре­че­вой)..

При­ме­ча­ние 1. Оты­мен­ные су­ще­стви­тель­ные на –овка типа «ме­ло­чов­ка, но­жов­ка, пла­щов­ка »сле­ду­ет от­ли­чать от от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных типа ночёвка. (см ниже).

При­ме­ча­ние 2. В рус­ских фа­ми­ли­ях на ши­пя­щий + -ов (-ёв) пи­шет­ся о или ё в со­от­вет­ствии с тра­ди­ци­ей и с ре­ги­стра­ци­ей в офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах: ср., на­при­мер, Чер­ны­шов и Чер­нышёв, Ка­ла­чов и Калачёв, Хру­щов и Хрущёв; Еме­льян Пугачёв.

Буква Е на месте зву­ча­ще­го [о]пи­шет­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях.

1. В гла­го­лах не­со­вер­шен­но­го вида на -ЁВЫ­ВАТЬ и от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных на -ЁВЫ­ВА­НИЕ, напр.: раз­межёвы­вать, вы­корчёвы­вать, пе­ре­кочёвы­вать, затушёвы­вать; раз­межёвы­ва­ние, вы­корчёвы­ва­ние, затушёвы­ва­ние; в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях на -ёван­ный, напр.: раз­межёван­ный, рас­корчёван­ный, затушёван­ный.

2. В от­гла­голь­ных су­ще­стви­тель­ных на -ЁВКа, напр.: ночЁВКа (от но­че­вать), корчЁВКа, пе­ре­кочЁВКа, раз­межЁВКа, ретушЁВКа (от ре­ту­ши­ро­вать).

4. В суф­фик­се су­ще­стви­тель­ных -ЁР, напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тре­нажёр, мас­сажёр.

5. В суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных -ЁНН- и -ЁН-, напр.: на­пряжЁННый (и на­пряжён), прожжЁННый, про­печЁННый, раз­мягчЁННый, отрешЁННый, упрощЁННый; гружЁНый, жжЁНый, печЁНый, учЁНый, тушЁНый, вощЁНый; то же в сло­вах, про­из­вод­ных от таких при­ча­стий и при­ла­га­тель­ных, напр.: на­пряжЁННость, отрешЁННость, упрощЁННость, учЁНость, на­пряжЁННо, отрешЁННо, упрощЁННо, на­пряжЁНка, жжЁНка, тушЁНка, сгущЁНка.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/05/13/prilagatelnye-bezudarnyy-glasnyy-v-suffikse-kotoryy-nado

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=343