Задания на правописание деепричастий

Дидактический материал по теме «Деепричастие» 7 класс

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» 7 класс

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения, сделайте морфологический разбор деепричастия.

1)Парашютист прыгнул и благополучно приземлился.

2)Приземлившись он радостно осмотрелся вокруг.

3)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4)Из дома вышел человек и направился к машине.

5)Выйдя из дома человек направился к машине.

6)Человек вышедший из дома направился к машине.

Устраните ошибки в употреблении деепричастий.

1)Посетив зоопарк, он нам понравился.2) Закончив покосы, началась уборка урожая. 3)Открывая книгу, из неё выпал листок. 4)Послышались радостные возгласы, подъезжая к дому.5) Увидев лебедей, они нам понравились.6) Катаясь на санках, у меня заболела голова.7)Сидя у окна, в комнату влетел воробей.8) Закончив чертеж, у меня сломался карандаш.9) Прочитав рассказ, он показался нам интересным.

Образуйте деепричастия от глаголов по образцу: глядеть – глядя, сложить – сложив, сложивши.

Отнять, баловаться, просмотреть, чувствовать, замереть, выкрасить, узнать, заметить. Стремиться, запереть, любить, удивляться, замирать, устроиться, знать, плакать.

(Не) прекращая, (не) завидуя, (не) навидя, (не) разговаривая. (Не) годуя, (не) зная, (не) увлекаясь, (не) досыпая.

Записать, заменив один из глаголов деепричастием.

1) Лопата наткнулась на какую-то преграду, высекала искры и не шла дальше. 2) Они за -кончили свои ряды и вышли один за другим на дорогу. 3) Ребята выкупались и стали загорать. 4) Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади. 5)Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища. 6) Стая журавлей тянулась к югу, оглашала воздух резкими криками и медленно исчезла вдали. 7) На дворе блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужицах между камней. . 8) Вода вышла из берегов и затопила низкие места.9) На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.10) Море все еще не успокоилось после ночной бури и глухо рокотало. 11) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.12) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.13) Фонарь мигал и тускло освещал улицу. 14)Снежинки кружатся и падают с небес, словно звёзды.15)Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.16)Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

Расставить знаки препинания .

1) Подъезжая к лесной караулке Денисов остановился вглядываясь в лес.

2) Солдат постояв секунды две удалился.

3) Он завтракал не обращая ни на кого внимания.

4) Пугачев увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе.

5) Солнце послав на землю последний луч скрылось за горизонтом.

6) Оставшись один я погрузился в размышления.

7) Капитан перегнувшись через перила смотрел вниз.

8) Люди шли полем недоверчиво оглядываясь.

Раскройте скобки, заменив инфинитив глаголом сказуемым в прошедшем времени; затем – причастием, образованным от этого инфинитива; затем – деепричастием

Моя мама (преподавать) литературу в лицее, часто проверяла тетради по ночам. Альпинисты (покорить) Эверест, с триумфом вернулись на базу. Ребята (разъехаться) на каникулы, скучали по дому. Экипаж (показаться) из-за поворота, остановился. Тучи (рассеяться) очень быстро, уступили место солнцу.

1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы.

2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти.

3.(Не) жертвуя собой, (не) серебряное кольцо, (не) глубокая река.

4.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд.

Задание: списать, раскрыть скобки, подчеркнуть лишнее словосочетание в каждой строчке.

Списать пословицы, раскрыть скобки .

1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.

2. (Не) работая, сыт не будешь.

3. (Не) учась, и лаптя не сплетёшь.

4. Держи голову высоко, (не) поднимая носа.

В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?

1.(не) надеясь; решение (не)проверено; (не)годовал

2.(не) погасший костер; (не) забыл; (не) оборачиваясь

3.(не) решаясь сказать; дома (не) заселены; (не) заметил

4.(не)сделанная работа; (не) раздумывая; (не) затворенная дверь.

Задание: вставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.

После к..роткой отт..пели ра..правив свои л..дяные плечи наступила з..ма. Закруж..ла она к..лючими снегами ворвавшись в чащу. Лес выгл..дит наря..но. Эту ска..ку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа.

Оттепель – теплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда.

Искусная – умело, хорошо сделанная работа.

Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки.

Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.

.Объяснительный диктант с творческим заданием. Объяснить написание орфограмм и пунктограмм; продолжить текст, употребив деепричастия или деепричастные обороты.

1) Под лучами утреннего солнца заискрился снег, и птичий мир, дружно проснувшись, возвестил о себе.

2) О наступлении зимы напоминают снегири, прилетевшие из лесов севера.

3) В морозные зимы без помощи человека не обойтись пернатым друзьям.

4) Что сделали вы, ребята, чтобы помочь зимующим птицам?

Объяснительный диктант ,графически обозначить деепричастный оборот.

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.

4.Сделав зло, не жди добра.

5.Не имея терпения, ничему не научишься.

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.

2) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

3) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы ,шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

Задание: в каждом примере выберите правильное продолжение предложения

Приехав в деревню…А)весь сад был в снегу;Б)я застал весь сад в снегу.

Возвращаясь домой…А)я попал под снегопад;Б)начался снег.

Выйдя на улицу…А)ему стало холодно;Б)он почувствовал холод

Закончить предложение, добавив деепричастный оборот:

……………………., радуга занимала полнеба

Кто быстрее? Восстановим в памяти некоторые пословицы.

Не давши слова, крепись,……………………(а давши, держись).

Не считай себя мастером,…………………….(не изучив ремесла).

Что имеем, не храним,………………………….(потерявши, плачем).

Не суйся в воду,……………………………………..(не зная броду).

Предложения для взаимодиктанта по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте»

1) Теплоход, выходя из гавани, дал гудок.

2) Мы устроили привал ,дойдя до реки.

3) Лошадь, доскакав до оврага ,кинулась в сторону.

4) Дятлы приносят пользу, очищая леса от вредителей.

5) Шофёр, подъехав к перекрёстку , затормозил машину.

6) Я обрадовался, получив хорошую оценку

7) Приехав в город, я направился в гостиницу.

8) Оставив белый след ,самолёт исчез в синеве неба.

9) Поезд, приближаясь к станции , замедлил ход.

10) Выйдя на опушку леса, я остановился.

11) Грянул гром ,нарушив тишину ночи.

12) Над водой ,описывая круги, парила чайка

13) Она , замедлив шаг ,перешла на другую сторону.

14) Гуси, прилетев на место, опускаются на воду

Практические упражнения «Деепричастия. Деепричастный оборот»

Практические упражнения помогут учащимся отработать навыки постановки знаков препинания при деепричастном обороте и закрепить умения находить в тексте деепричастия и деепричастные обороты. Предназначен для учителей, работающих в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Деепричастия. Деепричастный оборот»»

А) Образуйте от предложенных глаголов все возможные деепричастия. Для каждого образованного деепричастия в скобках запишите вид.

Увидеться, радовать, колоть, растаять, подобрать, лежать, различаться, выждать.

Б) От данных глаголов образуйте деепричастия, использовав, где возможно, суффиксы -А,-Я, -В, -ВШИ, -ШИ, -УЧИ, -ЮЧИ.

Прочищать, прочистить, обуть, обувать, обессилеть, обессилить, шагать, шагнуть, откликнуться, откликаться, тонуть, танцевать, участвовать, предчувствовать, предупредить, предупреждать, прекратить, прекращать, носить, нести, возить , везти, быть, бывать, написать, завязать, намазать, мурлыкать, кричать, крикнуть, колебать, звучать, сидеть, сесть, выжечь, смять, протереть, бить, стать, брить, ошибиться, реветь, дать, есть.

Найдите в предложении деепричастия. Выполните морфологический разбор деепричастий.

1.Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (Фадеев А.)

2.Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (Дудинцев В.)

3.Собака ощетинилась, подняла нос и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьём на смолкший голос. (Шишков В.)

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения, сделайте морфологический разбор деепричастия.

1.Парашютист прыгнул и благополучно приземлился.

2.Приземлившись он радостно осмотрелся вокруг.

3.Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4.Из дома вышел человек и направился к машине.

5.Выйдя из дома человек направился к машине.

6.Человек вышедший из дома направился к машине.

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1. Н. чего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лес. ницы. (Воробьёв К.)

2. Рыбаки откашливаясь и снимая шапки вошли в избу. (Чесноков И.)

3. Лодка прошуршав в камышах мя. ко ткнулась в песча. ый берег. (Князев Л.)

4. Тр. пинка шла вдоль высокого пр. брежного обрыва изв. ваясь в тени ст. летних маслин. (Куприн А.)

5. Зыбин вошёл и не спрашивая ра. решения снял трубку. (Домбровский Ю.)

Дополните каждое предложение деепричастным оборотом, верно употребив деепричастие и расставив знаки препинания.

1. Вода подступила к самому краю обрыва.

2. Колонна студентов прошла по площади.

3. Утренний ветер принёс с собой гарь.

4. Сквозь тучи били солнечные лучи.

5.После дождя в лужах купались воробьи.

6.Наступили сумерки, и ребята начали расходиться.

7.Мы встали на рассвете.

8.Море расстилалось синим ковром до самого горизонта.

Раскройте скобки, заменив инфинитив глаголом сказуемым в прошедшем времени; затем – причастием, образованным от этого инфинитива; затем – деепричастием

1. Моя мама (преподавать) литературу в лицее, часто проверяла тетради по ночам.

2. Альпинисты (покорить) Эверест, с триумфом вернулись на базу.

3. Ребята (разъехаться) на каникулы, скучали по дому.

4. Экипаж (показаться) из-за поворота, остановился.

5.Тучи (рассеяться) очень быстро, уступили место солнцу.

Перепишите их, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1. Позавтракав папа л. жится поспать в столовой на диване укрывшись старой енотовой шубой. (Бруштейн А.)

2. Оч. тившись наверху красн. армеец отошёл в сторонку и обиже. о отвернулся закинув руки за спину. (Воробьёв К.)

3. Взглянув на часы генерал быстро подн. лся и отодвинув тяж. лое кресло выбрался из-за стола. (Бек А.)

4. По утрам наколов дров и наведя ч. стоту во дворе Дмитрий Алексеевич отпр. влялся на прогулку. (Дудинцев В.)

5. Фёдор Иванович отошёл в сторону и с ра. бегу схватившись за верхний край забора одним махом перескочил его. (Дудинцев В.)

6.Ночь подобралась незаметно окутавши землю тёмной вуалью.

7.Сумрак окутавший землю скрыл разрушения.

8.Врач склонившись над солдатом осматривал рану.

9.Врачи склонившиеся над операционным столом были сосредоточенны.

10.Птенец запутавшийся в высокой траве не мог оттуда выбраться.

11.Запутавшись в высокой траве я потерял тропинку.

12.Путники отдохнув в лесу отправились дальше.

Отметьте предложения с нарушением норм употребления деепричастий.

1.Определивши направление и силу ветра, можно прогнозировать изменения в погоде.

2.Сломив сопротивление противника, батальон занял село.

3.Заговорив о делах, мы забыли о времени.

4.Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

5.Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1.всегда указывается обратный адрес;

2.обязательно укажите обратный адрес;

3.без обратного адреса не примут;

4.мне не хватило денег.

Подчеркните в предложениях глаголы – сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами.

1. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца своего.

2. Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3. Он (Андрий) глядел на неё, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё больше замазывался.

4. Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5. Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.

а) усталость овладела нами;

б) мы устроили привал.

а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…

а) стадо диких коз бросилось врассыпную;

б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…

а) ребята тщательно продумали все детали путешествия;

б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…

а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи;

б) в вагоне стало шумно.

а) поезд быстро приближался к горному перевалу;

б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Отметьте предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1.Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство.

2.Я покатился по льду, не думая об опасности.

3.Поезд, лениво постукивая на стыках, проходил по мосту.

4.Пройдя через такой кошмар, мужество не покинуло её.

5.Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство, туристы стали собираться в обратный путь.

6.Включив радио, раздались звуки музыки.

7.Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8.Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9.Осенью берёзки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

10.Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

11.Посетив зоопарк, он нам понравился.

12.Закончив покосы, началась уборка урожая.

13.Открывая книгу, из неё выпал листок.

14.Послышались радостные возгласы, подъезжая к дому

15.Увидев лебедей, они нам понравились.

16.Катаясь на санках, у меня заболела голова.

17.Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

18. Закончив чертеж, у меня сломался карандаш.

19.Прочитав рассказ, он показался нам интересным.

20.Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

21.Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

22.Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки.

23.Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.

24.Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.

25.Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.

26.Услышав о разведке, Пете стало весело.

Объяснительный диктант с творческим заданием. Объяснить написание орфограмм и пунктограмм; продолжить текст, употребив деепричастия или деепричастные обороты.

1. Под лучами утреннего солнца заискрился снег, и птичий мир, дружно проснувшись, возвестил о себе.

2. О наступлении зимы напоминают снегири, прилетевшие из лесов севера.

3. В морозные зимы без помощи человека не обойтись пернатым друзьям.

Что сделали вы, ребята, чтобы помочь зимующим птицам?

Объяснительный диктант, графически обозначить деепричастный оборот.

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.

4.Сделав зло, не жди добра.

5.Не имея терпения, ничему не научишься.

6. Марья Кирилловна , вышивая на пяльцах, сидела в своей комнате перед открытым окном.

7. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

8. Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

Укажите номера предложений, в которых деепричастия не выделяются запятыми.

1.И день и ночь спешу к вам голову сломя.

2.Малыш испугавшись громко расплакался.

3.Это упражнение делают стоя на вытянутых ногах.

4.Татьяна любит не шутя.

5.Волнуясь он говорил торопливо и непонятно.

6.Читать лёжа вредно.

7.Я проснулся и умывшись сел завтракать.

8.Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.

9.Утром вставая я только и думал о визите.

10.Отец работал засучив рукава.

Записать, заменив один из глаголов деепричастием.

1. Лопата наткнулась на какую-то преграду, высекала искры и не шла дальше.

2. Они за -кончили свои ряды и вышли один за другим на дорогу.

3. Ребята выкупались и стали загорать.

4. Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.

5.Волчьими тропами шли охотники и несли на носилках раненого товарища.

6. Стая журавлей тянулась к югу, оглашала воздух резкими криками и медленно исчезла вдали.

7.На дворе блестит радостное весеннее солнце и отражается в лужицах между камней.

8. Вода вышла из берегов и затопила низкие места.

9.На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.

10. Море все еще не успокоилось после ночной бури и глухо рокотало.

11. Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

12. Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

13. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

14.Снежинки кружатся и падают с небес, словно звёзды.

15.Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.

16.Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

Расставить знаки препинания .

1. Подъезжая к лесной караулке Денисов остановился вглядываясь в лес.

2.Солдат постояв секунды две удалился.

3. Он завтракал не обращая ни на кого внимания.

4. Пугачев увидев меня в толпе кивнул мне головою и подозвал к себе.

5. Солнце послав на землю последний луч скрылось за горизонтом.

6. Оставшись один я погрузился в размышления.

7. Капитан перегнувшись через перила смотрел вниз.

8. Люди шли полем недоверчиво оглядываясь.

Раскройте скобки, расставьте запятые. Объясните случаи слитного написания НЕ с деепричастиями.

1. Бессонов (не) дослушав взмахом руки остановил его.

2. Она сидела (не) шевелясь.

3. Но уезжать обидно. Всё равно как из кино уйти (не) досмотрев фильма.

4. Благодарю тебя, что ты продолжаешь быть со мною (не) смотря ни на что.

5. Надо (не) мешкая ехать домой.

6. Они шли (не) торопясь и как бы наслаждаясь прогулкой.

Замените данные в скобках словосочетания деепричастными оборотами. Запишите получившиеся у вас предложения, соблюдая правила орфографии и пунктуации.

1. Песча. ая коса манила к себе (об. щать прохладу и покой).

2. Стая журавлей т. нулась к югу (огл. шать воздух ре. кими криками) и медле. о и. чезла вдали.

3.Весело бл. стит весе. ее солнце (отр. жаться в лужицах между камней).

4. Звери. ыми тропами шли охотники (н. сти на н. силках ране. ого т. варища).

Предложения для взаимодиктанта по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте»

1. Теплоход, выходя из гавани, дал гудок.

2. Мы устроили привал, дойдя до реки.

3. Лошадь, доскакав до оврага, кинулась в сторону.

4. Дятлы приносят пользу, очищая леса от вредителей.

5. Шофёр, подъехав к перекрёстку, затормозил машину.

6. Я обрадовался, получив хорошую оценку

7. Приехав в город, я направился в гостиницу.

8. Оставив белый след, самолёт исчез в синеве неба.

9. Поезд, приближаясь к станции, замедлил ход.

10. Выйдя на опушку леса, я остановился.

11. Грянул гром, нарушив тишину ночи.

12. Над водой, описывая круги, парила чайка

13. Она, замедлив шаг, перешла на другую сторону.

14. Гуси, прилетев на место, опускаются на воду

15. Сев за рояль, девочка заиграла вальс.

Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1. Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2. Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4. Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5. Потрескивая, горел костёр.

6. Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

Выделите запятыми одиночные деепричастия и деепричастные обороты

1.Робко свечу потушив я подхожу к окну.

2.Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.

3.Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый

4.Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

5.Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

1.Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого

2. Звезда полей горит не угасая.

3. Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.

4. Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в

5. Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно

1.Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели.

2.Савельич дремля качался на облучке.

3.Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.

4.Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

5.Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.

1.Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове.

2.Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки.

3.Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку.

4.В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал.

5. Она сидела неподвижно опустив голову и молчала.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Книги Пушкин любил с детства. (2) По словам его младшего брата Льва, ещё будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руки. (3)Сергей Львович, отец поэта, рассказывал, что Александр уже в самом младенчестве своём показал большое уважение к писателям.

(4)Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой. (5)Пушкин всегда жил в окружении книг.

1. Определите тему и главную мысль текста.

2. Какими способностями обладал А.С.Пушкин? Какие книги он читал?

3. Озаглавьте текст.

4. Выпишите из текста все деепричастия.

5. Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.

6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

По словам его младшего брата Льва,(1) ещё будучи мальчиком,(2) проводил бессонные ночи,(3) тайком забираясь в кабинет отца,(4) и без разбора «пожирал» все книги,(5) попадавшиеся ему под руки.

Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки.

1.Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь.

2.(Не) спеша бродят медведи.

3.Листва берёз висит (не) шелохнувшись.

4.Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.

5.Лёжа пищи (не) добудешь.

6.Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не) смотря на все школы, институты и пансионы.

Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного. Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.

Воевать, вознестись, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, извести, известись, изгонять, издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, отцвести, остричься, ошибиться, препираться, посеять, приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть,

сдвигать, сдаться, упереться.

Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах.

1.Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.

2.(Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему.

3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.

4. (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.

5. (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.

Дидактическая игра «ПУТАНИЦА»

Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты

Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и всё перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.

Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)

Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)

Подчеркните деепричастные обороты.

1.Наклонив голову, потупя голову, потеряв голову.

2.(Слушать) разинув рот, раздвинув занавески, распахнув ворота.

3.(Работать) спустя рукава, закатав рукава, пришив рукава.

4.Уложив вещи в саквояж, положив зубы на полку, положив учебники в сумку.

5.Открыв глаза, выпучив глаза, глядя в глаза.

6.Перемахнув через забор, махнув на сына рукой, махнув сыну рукой.

Замените отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ (-СЬ).

Дидактический сундучок (материалы по теме «Деепричастие»)

В дидактическом сундучке собран разнообразный дидактический материал для закрепления знаний и навыков правописания и употребления деепричастий и деепричастных оборотов. Дидактический сундучок может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся при подготовке к ЕГЭ.

В дидактическом сундучке задания расположены от простого к сложному, некоторые задания позволяют попутно повторить орфограммы корней с чередованиями.

Имеются задания, которые закрепляют умение находить деепричастные обороты, определять их границы, правильно расставлять знаки препинания; тренировочные упражнения на закрепление правописания «НЕ с деепричастиями».

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskiy_material_po_teme_deeprichastie.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГОУ СО «Карпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»

(МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ)

Составители: учащиеся 7 класса Стольников Алёша,

Тупицына Ксения, Шляева Юля

Руководитель Дрягина Людмила Юрьевна

В дидактическом сундучке собран разнообразный дидактический материал для закрепления знаний и навыков правописания и употребления деепричастий и деепричастных оборотов. Дидактический сундучок может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся при подготовке к ЕГЭ.

В дидактическом сундучке задания расположены от простого к сложному, некоторые задания позволяют попутно повторить орфограммы корней с чередованиями.

Имеются задания, которые закрепляют умение находить деепричастные обороты, определять их границы, правильно расставлять знаки препинания; тренировочные упражнения на закрепление правописания «НЕ с деепричастиями».

Благодаря заданиям по образованию деепричастий совершенного и несовершенного вида учащиеся смогут самостоятельно образовывать деепричастия от глаголов при помощи суффиксов.

В сундучке имеются интересные задания по развитию речи.

Задания включают в себя:

-исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов;

-создание художественных текстов с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.

Также здесь представлены игры, позволяющие проверить и развивать языковое чутьё учеников, разноуровневые тесты и диктанты.

Весь материал из «Дидактического сундучка» позволяет нам рассмотреть выразительные возможности деепричастий и их роль в тексте.

«КАК ПАДАЮТ ВОДЫ В ЛОДОРЕ?»

Английский поэт Р.Саути

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь, и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая ,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Найдите деепричастия в этих пословицах

  1. Не давши слова, крепись, а давши – держись.
  2. Не зная броду, не суйся в воду.
  3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
  4. Снявши голову, по волосам не плачут.
  5. Что имеем, не храним, потерявши – плачем.

ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»

Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.

  1. Прочитав все словари мы не спали до зари.
  2. Простираясь перед нами равнина манила цветами.
  3. Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко.
  4. Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает.
  5. Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.
  6. Касаясь этого звонка слышу трель издалека.
  7. Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила.

ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»

Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.

  1. Растворив в воде лекарство творец чувствовал себя прекрасно.
  2. Мы собираясь на корт берём с собой три пары шорт.
  3. Выскочив из зарослей пушистенький зверёк скакал настолько быстро, что я догнать не смог.
  4. Употребляя некоторые словосочетания мы не можем избежать наказания.
  5. Добиваясь своих прав в Ростов поехал Ростислав.
  6. Приложив немного сил пловец пловчиху угостил.
  7. Скаковая лошадь разогнавшись едва не налетела на проезжавших.
  8. Обмакнув кисть в краску вы испортили лист совершенно напрасно.
  9. Проведя касательную «пятёрку» получил ученик внимательный.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

« ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ»

Спишите предложения, раскрывая скобки

(Не) глядя на мать, Олег стал собирать вещи.

Женщина (не)доумевала, куда исчез билет.

Приходилось работать, (не) жалея сил.

(Не) жалей сил на хорошее дело!

Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча.

Спишите, раскрывая скобки.

(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.

(Не) зная брода, (не) суйся в воду.

(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

(Не) поглядев в святцы, да и бух в колокола.

Замените выделенные слова деепричастиями с НЕ

Ласточки без умолку щебетали.

Снег шёл беспрестанно всю неделю.

Сельчане без устали работали в поле.

№1 Не_годуя на ненастье, не_смыкая глаз, не_растеряв друзей, не_ мечтая о будущем, не_дождавшись звонка, не_взлюбив щенка, шёл не_ оглядываясь, вышла замуж не_любя, не_вмешиваясь в события, не_пользуясь успехом, не_щадя сил.

№2 Не_давая опомниться, не_уронив своего достоинства, не_скрывая истинных причин, не_давая обещаний, не_навидя трусость, не_глядя по сторонам, работает не_торопясь, не_покладая рук, не_доиграв партии, смотрел не_доумевая, совсем не_растерявшись.

ОТМЕТЬТЕ СЛИТНЫЕ НАПИСАНИЯ

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД»

Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки .

Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь.

(Не) спеша бродят медведи.

Листва берёз висит (не) шелохнувшись.

Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.

Лёжа пищи (не) добудешь.

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не) смотря на все школы, институты и пансионы.

Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.

Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.

Воевать, вознестись, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, извести, известись, изгонять,

издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, отцвести, остричься, ошибиться, препираться, посеять, приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть,

сдвигать, сдаться, упереться.

От данных глаголов образуйте деепричастия, использовав, где возможно, суффиксы -А,-Я, -В,

Прочищать, прочистить, обуть, обувать, обессилеть, обессилить, шагать, шагнуть, откликнуться, откликаться, тонуть, танцевать, участвовать, предчувствовать, предупредить, предупреждать, прекратить, прекращать, носить, нести, возить , везти, быть, бывать, написать, завязать, намазать, мурлыкать, кричать, крикнуть, колебать, звучать, сидеть, сесть, выжечь, смять, протереть, бить, стать, брить, ошибиться, реветь, дать, есть.

Выделите деепричастия, указав вид и соотнесённость

во времени действия, выраженного деепричастием, с действием, выраженным глаголом в личной форме.

1.Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

2.Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

3.Клубятся тучи, млея в блеске алом.

Хотят в росе понежиться поля.

В последний раз за третьим перевалом

Пропал ямщик, звеня и не пыля.

4.Пронеслась роза седая,

Разлетевшись по лазури.

5.Не любивши тебя,

В сёлах слыл молодцом,-

А с тобою, мой друг,

1.Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида.

Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать, стрекотать, мёрзнуть, волноваться.

2.Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида.

Вынести, развеять, развить, обессилеть, обессилить, сберечь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, увести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.

Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах.

1.Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.

2.(Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему.

3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.

4. (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.

5. (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.

1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.

1.Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

2.Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

3.Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки.

4.Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.

5.Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.

6.Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.

7.Услышав о разведке, Пете стало весело.

Найдите деепричастия совершенного и несовершенного вида

Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши- маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь вокруг пенька.

Замените отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ (-СЬ).

ВЫДЕЛИТЕ ЗАПЯТЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ

Робко свечу потушив я подхожу к окну.

Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.

Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый

Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого

Звезда полей горит не угасая.

Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.

Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в

Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно

Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели.

Савельич дремля качался на облучке.

Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.

Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.

Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове.

Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки.

Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку.

В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал.

Подчеркните деепричастные обороты.

1.Наклонив голову, потупя голову, потеряв голову.

2.(Слушать) разинув рот, раздвинув занавески, распахнув ворота.

3.(Работать) спустя рукава, закатав рукава, пришив рукава.

4.Уложив вещи в саквояж, положив зубы на полку, положив учебники в сумку.

5.Открыв глаза, выпучив глаза, глядя в глаза.

6.Перемахнув через забор, махнув на сына рукой, махнув сыну рукой.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

  1. Пользуясь толковым словарём,

а) сначала читается вступительная статья.

б) меня поразило богатство нашего языка.

в) обратите внимание на иллюстративный материал.

г) многие слова окажутся вам неизвестными.

а) я стал подбирать эпиграф.

б) композиция не должна быть нарушена.

в) много было распределено время.

г) требуется знание художественного произведения.

а) главная мысль определяется не сразу.

б) была дана оценка тексту.

в) определите сначала главную мысль текста.

г) анализируются языковые средства выразительности текста.

  1. Анализируя творчество Пушкина,

а) литературоведов ждёт ещё много открытий.

б) обнаруживаются черты многих жанров и направлений.

в) невольно поражаешься разносторонности его таланта.

г) талант его вызывает восхищение.

а) прочитайте внимательно условие.

б) используются справочники.

в) нельзя пользоваться калькулятором.

г) может быть несколько ответов.

Отредактируйте примеры, объясните ошибки в употреблении деепричастий.

  1. Закончив покосы, началась уборка урожая
  2. Окна были ярко освещены, подойдя к дому.
  3. Посетив зоопарк, он нам понравился.
  4. Мы обсудили её, прочитав книгу.
  5. Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки.
  6. Сделав уроки, у меня заболели глаза.
  7. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
  8. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.
  9. Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.
  10. Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.
  11. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Выберите из скобок подходящие по смыслу предложения.

Я жил (не)дорослем (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в чехарду с дворовыми мальчишками.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипучие пенки.

(Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я увидел что буря утихла.

(Приезжая, приехав) в Оренбург я прямо явился к генералу.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде 18 века, но понять её мешают грамматические ошибки. Исправьте их.

1.Пытаясь сохранить макияж, у дам в 18 веке было принято умываться не каждый день.

Пытаясь сохранить макияж, дамы в 18 веке умывались не каждый день.

2.Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи.

Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.

3.Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

Исправьте грамматические ошибки

1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об

2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство

3.Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы

открыли для себя много интересного.

Познакомившись с творчесвтом Айвазовского и изучив его

биографию, мы открыли для себя много интересного.

Составьте текст- описание известной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:

1.всматриваясь в картину;

2.символизируя смелость и отвагу;

4.высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5.готовясь вступить в смертельную схватку;

6.внушая страх противнику;

7.спокойно наклонив голову;

11.держа в правой руке гусли;

12.не боясь вражеских полчищ;

13.как будто возвышаясь над землёй;

14.мужественно защищая своё Отечество.

Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского

Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можно использовать материал стихотворения Р.Саути.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,_______________, устремляются вниз с огромной высоты__________________.

Они,___________________, неостановимо бегут наперегонки,

___________________________. Вот они,________________,

Переливаются под лучами солнца, а вот,__________________,

Сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________________, веками удивляет человека?

Работа с текстом по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставляя знаки препинания.

Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронила голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратил ись в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет , пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека .

Уронив голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания, сжимая сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку , напоминая о несбывшихся мечтах .

Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

ДЕЕПРИЧАСТИЯ В СТИХАХ.

Найдите деепричастия или деепричастные обороты.

Дыханье вечера долину освежило,

Благоухает древ трепещущая сень,

И яркое светило,

Спустившись в недра вод, уже переступило

Пылающих небес последнюю ступень.

А вот и лес! И гул идёт

Под стук колёс в лесу зелёном;

Берёз весёлый хоровод,

Шумя, встречает нас поклоном.

От паровоза белый дым,

Как хлопья ваты, расползаясь,

Плывёт, цепляется по ним,

К земле беспомощно склоняясь.

Опять привольные поля

Проходят мимо нас кругами,

И хутора, и тополя

Плывут, скрываясь за полями.

Найдите и выпишите только деепричастия и деепричастные обороты с глаголами, к которым они относятся.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

1.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию;

б) признак признака;

в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

г) действие предмета.

3.Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

А. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.

Б. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.

В. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.

Г. Прыгая ребятишки любовались на ёлку.

4.В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

А. Открывая книгу, из неё выпал листок.

Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.

В. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.

Г. Сидя у окна, девочка читала.

5.Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях?

(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.

Он ушёл, (не) довыполнив задания.

Выберите правильный ответ.

А. В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.

Б. В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.

В. В обоих случаях слитно.

Г. В обоих случаях раздельно.

6. Найдите деепричастия совершенного вида:

8. Выберите правильный ответ.

Укажите столбик: а), б), в) или г),

в котором последовательно расположенные буквы

соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

г_лерея о а а о

к_мбинация а а о о

д_станция е е и и

б_ссейн сс с сс с

9.Укажите правильный ответ.

А.Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

Б. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

В. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

За 14 правильных ответов – «5», за 11-13 – «4»,

за 8-10 – «3», за 5-7 – «2».

1.Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) время, б) вид. в) лицо.

2. Найдите деепричастия:

а) вечерело г) закрыв

б) рисовал д) будучи

в) улыбаясь е) игравший

3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)

А. Девочка смотрела не мигая в окно.

Б. Собака почуяв меня насторожилась.

В. Мы шли по тропинке пересекавшей поле.

Г. Улыбаясь он посмотрел вокруг.

4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

А. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Б. Он пришёл в ужас выслушав меня.

В. Приближаясь к роще она пошла тише.

Г. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.

5.Определите, как надо писать НЕ в каждом случае в предложениях? Выберите правильный ответ.

Сам того (не) ведая, он открыл великий закон.

(Не )годуя, он ушёл.

А. В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.

Б. В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.

В. В обоих случаях слитно.

Г. В обоих случаях раздельно.

6. Найдите деепричастия несовершенного вида

а) играя г) увидевши

б) увидя д) кружась

в) просохши е) спеша

7.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г),

в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словам буквам:

экспре_ сс с с сс

ба_ейн сс с сс с

г_лерея а о о а

д_станция и и е е

к_мбинация о а а о

8.Укажите правильный ответ.

А. Охраняя природу, ты защищаешь родину.

Б. Охраняя природу, ты защищаешь родину.

В. Охраняя природу, ты защищаешь родину.

Г. Охраняя природу, ты защищаешь родину.

9.Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:

а) спешат г) ждут

б) жуют д) глядят

в) балуются е) кричат

За 15 правильных ответов – «5»; за 12-14 — «4»:

за 9-11 – «3»; за 6-8 – «2».

1.Укажите, каких глагольных признаков нет у деепричастия:

г) значение действия или состояния

д) способность управлять существительными.

2.Определите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие:

а) крыть; б) лить; в) жить; г) плыть.

3.В каком предложении нужна запятая? Выберите правильный ответ.

Зажмурясь она тут же открыла глаза.

Она сидела зажмурясь.

А. В 1-ом предложении.

Б. во 2-ом предложении.

В. В обоих предложениях.

Г. Ни в одном из предложений.

4. Найдите деепричастия совершенного вида:

а) любя; б) звеня; в) кляня; г) склоня.

5. Укажите, в каких примерах деепричастие входит в состав фразеологического оборота:

а) положив документы в стол;

б) положив руку на пульт управления;

в) положив руку на сердце;

г) положив вещи в чемодан.

6. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

Выберите правильный ответ.

1. Одни воробьи не горевали, и распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.

2. Одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.

А. В 1-ом предложении;

Б. Во 2-ом предложении.

В. В обоих предложениях.

Г. Ни в одном из предложений.

7. Выберите деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно:

8. Найдите деепричастия несовершенного вида:

а) перестроив; в) раскачиваясь;

б) разбежавшись; г) закрутясь.

9. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков препинания?

А. Герасим шёл, не торопясь, и не спуская Муму с верёвочки.

Б. Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестном направлении.

В. Медсестра, негодуя, вбежала в палату.

Г. Кто-то не спеша шёл по аллее.

10. Какие деепричастия окончательно перешли в наречия:

а) превозмогая; г) нехотя;

б) шутя; д) догадываясь;

11. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с деепричастием?

А. Круглые глаза птицы, не мигая, смотрели на вечернее солнце.

Б. Листва берёз висит не шелохнувшись.

В. Прошка, не задерживаясь, пронесся мимо.

Г. Там, где сражалась, не сдаваясь, разведка, стоит теперь мемориальная доска.

За 14 правильных ответов – «5»; за 11-13 – «4»

за 8-10 –«3»; за 5-7 – «2».

ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?»

-15 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –С-, а корень начинался с буквы –С- ;

-10 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –З-, а корень начинался с буквы _-З-.

глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ- (-СЬ).

Борьба, охота, встреча, остановка, обтирание, занятие, прогулка, купание, сопротивление, подъём, подготовка, ученье.

ИГРА «СТРАННЫЕ СООТВЕТСТВИЯ»

ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЕ ОДНУ БУКВУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ДЕЕПРИЧАСТИЕ

ИГРА «ВОССТАНОВИМ ИСТИНУ»

ЗАДАНИЕ: допишите деепричастия.

ЗАДАНИЕ: отыщите 10 деепричастий

ЗАДАНИЕ: образуйте деепричастия от существительных, заменив одну букву.

КЛЮЧ: удав — упав, вол — воя, лак — лая, стол — стоя, век – вея.

Впишите в клетки деепричастия

Ключ: холодея, прощая, пряча, хлопая, лопоча, думая

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПУТАНИЦА»

Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты

Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и всё перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.

Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку , выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)

Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. На миг на меня навеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.(111 слов) (По А.Чехову)

Пастух и лисёнок.

Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копчёным лещом.

Когда пригрело солнце и коровы легли на траву отдыхать, пастух, расстегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол поваленной берёзы и занялся лещом.

Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожа легко отдиралась.

Пастух, почмокивая, обсасывал каждую косточку и кидал за плечо.

Вдруг за спиной кто-то стал похрустывать.

Василий Иванович повернулся – лисёнок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза глядели тревожно, напряжённо, смуглый нос заострён, вся фигура длинная, тощая, плоская.

Когда пастух повернулся к лисёнку, тот отпрянул, но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на траву.

Лисёнок, осторожно придвигаясь, при каждом движении пастуха отскакивал, не сводя глаз с подачки.

Так вместе они и пообедали. (120 слов) (По В.Бочарникову)

Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак.

Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног.

Больше всего возни было с сапогами. Матрос яростно нога об ногу сдирал грубые флотские сапоги с рыжими голенищами, то проваливаясь с головой, то высовываясь из волны по плечи.

Наконец ему это удалось, но плыть становилось всё труднее.

Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды. Он догнал её и успел схватиться за высокую корму. (124 слова) (По В.Катаеву)

На земле Пушкина.

Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах.

Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озёра. Неподвижный воздух был красноват и горяч.

С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она рослее на вечернем небе, как громадный средневековый город, окружённый белыми башнями.

Глухие, грохочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донёс брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк.

Это было Михайловское.

Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.

Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нёс своего задумчивого всадника. (124 слова) (По К.Паустовскому)

По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры стекала вода.

Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воле, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.

Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.

Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка. (По Е.Спангенбергу)

1. Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Дидактический материал

по русскому языку 6 класс», Москва, Просвещение, 1983 год

  1. Н.О.Крамаренко «Уроки русского языка в 7 классе», Волгоград, 2000 год
  2. А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс», Москва, 1998 год
  3. Е.А.Полежаева «Современные открытые уроки русского языка 7 класс», Ростов-на-Дону, 2002 год
  4. М.М.Разумовская «Русский язык. 6 класс», Москва, 2001 год
  5. Н.В.Сиденко «Поурочные планы по русскому языку. 7 класс», Волгоград,2001 год
  6. Н.И.Степченко «Сборник диктантов. 1-9 классы», Екатеринбург, 1999 год
  7. Т.П.Шабалкова «Сборник диктантов и изложений», Волгоград, 2007 год


источники:

http://multiurok.ru/files/prakticheskie-uprazhneniia-deeprichastiia-deeprich.html

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/06/07/didakticheskiy-sunduchok-materialy-po-teme-deeprichastie