Задания на правописание гласных в корне слова 11 класс

Гласные в корне (карточки)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Карточки для выявления уровня подготовки обучающихся по теме «Правописание гласных в корне слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
kartochki_glasnye_v_korne.odt42.07 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

1) Выпишите слова с буквой Е в корне.

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

2) Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек;аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.

3) Найдите в тексте односоставные предложения, выпишите их и определите вид:

1.Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел.

4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком.

6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз.

8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств.

17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота. 18. Мне не спиться. 19. Вспоминаю вчерашнее. 20. Да, из черного не сделаешь белое… 21. Но можно попытаться.

1) Выпишите слова с буквой О в корне.

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав.

2) Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

3) Найдите в тексте односоставные предложения, запишите их, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.

Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

1) Выпишите слова с буквой А в корне.

Выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

2) Выпишите слова с пропусками и со скобками, вставьте пропущенные буквы, объясните написание.

Путешественники проб_рались сквозь зар_сли наполненные криками птиц и шелестом их крыльев. Тьма р_дела и (в)дали начали вырисовываться (не)ясные оч_ртания скалистых гор. Небо быстро бл_днело звезды тускнели таяли на глазах и исчезали.

. Это была ш_рокая д_лина поросшая высокой розовой травой. Слева линию г_ризонта закрывала темная гр_да леса. Он т_нулся в сторону скал и т_рялся где(то) в предгорьях. Справа д_лина постепенно пон_жалась и (по)видимому заканчивалась обрывом над рекой. (От)туда отч_тливо дон_сились ш_рох и плеск воды. Однако разгл_деть что происходит там (в)низу было (не)возможно за обрывом огромным м_хнатым облаком в_сел туман.(По В.Губареву)

3) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день. (Н.) 2) — Отнести её вон,- проговорила изменивш. мся голосом старуха. — Скверная собач. нка! (Т.) 3) Дождик ш. л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра. чистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спи. ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н. др. жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр. даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот. плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух. тишина. (Ч.) 8) Как постел. шься, так и высп. шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё. о проходивш. х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап. хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.)

1) Выпишите слова с буквой И в корне.

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

2) Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. .

1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта. 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

3) Найдите односоставные предложения, запишите их, определите тип каждого из них.

1) Уже совсем ра. вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес. ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит. . (Кор.)

3) Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дохнул сентябрь — и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл. мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг. вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н. досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н. пришлось долго ждать.

1) Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер.

6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом.

8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

2) Записать предложения, подчеркнуть основы, у односоставных предложений определить вид.

Стало почти темно, и нам нужно было торопиться. Мы въехали в ворота лагеря. Он был окружён забором метра три высотой. Но трёхметровый забор – плохая гарантия от нападения хищников. Поэтому по ночам в лагере зажигают костры. Ночь никогда не бывает спокойной. Рычание льва. Хруст кустарника. Жалобный крик жертвы. Теперь уже не заснёшь в течение всей ночи.

3) Выпишите из текста односоставные предложения, подчеркните основы и определите вид односоставного предложения.

Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу.

Обронили вербы чётки зелёные, краснотой подёрнулись листья – удила шёлковые.

Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои… Стихало…

I) Спишите, вставьте пропущенные буквы, где возможно, подберите проверочные слова.

Обл_чение пороков, оч_ровать друзей, погл_щает зап_хи, сост_влять план, опов_стить о к_нференции, пож_леть с_роту, ш_ловливый малыш, посв_тить жизнь науке, обв_вает лицо; туман расст_лается; усм_ренный поток; дрова дог_рают; разв_вать ребенка, ср_зиться с противником; сост_влять план р_ф_рата; самоист_зание; гл_жу в книгу; пог_сить свет; про_вить щ_петильность; возгл_влять д_легацию п_рл_ментариев; обв_нять в недосмотре; забл_стеть на солнце; изобр_жать героя; прогн_зировать события, спр_вляться в словаре; соч_тание звуков; увл_каться спортом; вы_влять недостатки; к_стер разг_рается; неисс_каемый источник; лес обн_жился; от_г_щенные снегом ветки; ув_дание природы; дост_вать с полки; распр_мившаяся ветка; зар_сти водор_слями; глаза сл_паются; разд_ваться в тишине; бл_госл_вить на добрые дела; уск_кать прочь; препод_ватель математики; легкое ур_внение; прик_сновение к цветку; разд_рать пополам; сильное вп_ч_тление; обм_кнуть хлеб в молоко; ур_внять в пр_вах; объед_ниться в союз; зам_рать от восторга; дело просв_щения; восх_щаться игрой пи_ниста; д_лекий г_ризонт; пр_изр_стает в д_лине; предприн_мать усилия; м_хнуть рукой; рассв_репевший зверь; пор_вняться с ним; взгр_моздиться на крышу; распростр_ненное заблуждение; оз_ренный светом; ум_лять роль; см_гчить остроту к_нфликта; низко покл_ниться; наск_чить на камень; вопл_тить в жизнь; непост_жимое упрямство в дост_жении цели; возр_ждение из пепла; обл_гчить уч_сть; пок_рить вершину; р_скошный цветок; какое-то нав_ждение; исп_щренный какими-то знаками.

2) Запишите односоставные предложения, определите вид

1. С самого утра окна залепило мокрым снегом. 2.Тишь. Безлюдье вокруг. 3.В России любят приглашать в гости и принимать гостей. 4.Недолго пришлось нам дожидаться разлива. 5. Только шорох камней под ногами. 6. Один раз где-то очень далеко прошли с гармоникой. 7. В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба.8. За чем пойдёшь, то и найдёшь. 9. Будешь почитать отца и мать – узнаешь почет от сына. 10. Люблю тебя, булатный мой кинжал. 11. Ему трудно было дышать, и было страшно предчувствовать что-то ужасное. 12. Бывало, опаздывая на работу, мчишься со всех ног. 13. Проводите меня сегодня с работы. 14.Как душно и уныло.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.

Карточки предназначены для организации работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка. В 7 классе можно таким образом блоком повторить сложные для учащихся темы. Можно провести.

quot;Чередующиеся гласные в корне слова&quot.

Обобщающие карточки по орфографии.

Карточки для повторения.

Закрепление темы «Чередование гласных в корне слова» 5 класс.

Тест по русскому языку на тему «Правописание гласных в корне слова. Подготовка к ЕГЭ» (10, 11 классы)

Тест по теме «Правописание гласных в корне слова. Подготовка к ЕГЭ» 10, 11 классы

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1. сл…паться, подм…гнуть, уд…вительный

2. к…нонада, прик…сновение, сл. боватый

3. п…лисадник, разг…реться, ар…мат

4. разж…гать, опт…мист, изм…нения

2. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная корня?

1. выр…стать, неподр. жаемый, предст. вление

2. в…лейбол, …нтенна, …втобус

3. к. сательная, сов. ршенство, подн…мать

4. обыч. й, сомн. ваться, провозгл. шенный

3. Какое слово содержит чередующуюся гласную в корне?

4. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1. пож…лать, оч…рование, бл…стательный

2. покл…нение, прил…жание, з…мовщики

3. в…стибюль, сп…сать, уед…нение

4. р…внение, заг…релый, прик…сновение

5. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1. р…сточек, к. нцелярский, т…ржествовать

2. д…кументальный, ум. рить, в..лан

3. отр. жение, пост. раться, г. релка

4. укр. щение, ум. лкать, гр…жданский

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1. пол. скать(собаку), ур. внять(в правах), пл…вучий мост

2. зам…рать, прик…саться, пол. скать (бельё)

3. пл…вец, обм. кнуть (сухарь в чай), непром. каемый

4. к. лонна, подр. сти, накл. нение

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1. нач…нающий, пал…садник, соб…ру

2. нап…вающий, зап…реть, изм…рять (вес)

3. зап…рающий, зам…реть, подп…реть

4. прим…рять (костюм), прим…рить (друзей), обм…рить

8. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1. наб…рать, уг…ревший, иск. жение

2. ут. рать, Р. стислав, соб. рём

3. подр. жательный, б…рюзовый, пон…мание

4. ур…ганный, ср. щение, пр. грамма

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. покл…нение кумиру, пром…кнуть бумагу, система разл…гается

2. свеча дог…рает, зар…сли тростника, нал…гать штраф

3. ур…вень грамотности, хороший пл…вец, предл…жить товар

4. вредный р…стовщик, сл…гать песни, щенки подр…сли

10. В каком слове допущена ошибка в написании безударной гласной в корне?

Ответы: 1-1, 2-2, 3-1, 4-4, 5-2, 6-1, 7-2,8-2, 9-3, 10-2

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Фонд Оценочных Средств по русскому языку для 3 класса

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс

«Индивидуальная траектория подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

Итоговая контрольная работа по русскому языку 1 класс

Рабочая программа ОП «Деловой русский язык»

«ЕГЭ по русскому языку. Задание 27»

Контрольная работа «Состав слова и части речи».

Контрольная работа «Имя прилагательное»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5237322 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2.3. Правописание гласных в корне

Упражнение 30. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.

Д..лина, продв..гаться, привл..кать, прип..дать на одну ногу, м..сной, леб..диный, ощ..пать, препод..вать, р..птать, гр..шовый, в..зить, пл..скать, в..рона, цв..ток, к..рмить, пок..рить, тр..щать, уб..гать, т..лковать, ув..зать, прис..гать, уд..вление, п..стух, прип..ять, ул..тать, тр..пинка, привл..кательность, неопред..лённый, предзн..менование, обл..гчение, обл..качиваться, пренебр..жение, впеч..тление, обн..жить, погл..тить, насл..ждение, позв..лять, скр..петь, п..лоть, тр..сина, усм..рять, ч..рстветь, вып..кать.

Упражнение 31. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.

Выр..щенный, возр..ст, выр..с, отр..сль, пор..сль, р..сти, прик..саться, прик..снуться, подп..рать, зап..реть, накл..ниться, прекл..няться, подр..внять ряды, р..внина, р..внение, пор..вняться, перет..реть, перет..рать, зам..реть, ум..рать, подб..рать, взб..раться, об..рать, уб..рать, подг..рать, уг..релый, выг..рки, приг..рь, бл..стеть, отбл..стать, пл..вец, попл..вок, жук-пл..вунец, приск..кать, ск..чок, вск..чить, ур..вень, сл..гаемое, сл..жение, выск..чка, распол..житься, пл..вчиха, укл..ниться, пол..жение, пол..гать, сж..гать, з..ря, заг..релый, р..стовщик, пром..кашка, вым..кнуть, обм..кнуть, зам..чить, непром..каемый, см..чивший, разр..внять щебень, пор..вняться с домом, ур..внять в правах, соч..тание, расст..лить, расст..лать, тв..рить, утв..рь, оз..рённый, оз..рять, з..рница, тв..рец, предл..гать, предл..жение, пол..г, прил..гать, прил..жение, нар..щение, недор..сль, р..сток, дикор..стущий, водор..сли, ск..кун, выск..чка, отд..рать, отд..ру, выж..чь, выч..тать, выч..сть, выч..тание, заст..лать, р..внение по росту, подр..вняться в строю, ур..внять шансы, выр..вненная площадка, подр..внять кусты, зар..внять траншею, р..весник, пор..вну, разр..внять грядки, безотл..гательно, пом..нать, зан..мать, пам..ть, ум..нать.

Упражнение 32. Обратите внимание на правописание выделенных гласных. Составьте словосочетания или предложения с этими словами.

А б а жур, а в а нгард, а в а нтюра, агитк а мпания, агр и культура, агр о компл е кс, а дв о кат, акв а рель, а кк о мп а н е мент, а кк о мп а н и атор, а кр о бат, а лг о ритм, а ллея, а льм а нах, а н а логия, а нт а г о низм, а пл о д и сменты, а п о ф е оз, а р о мат, а ф о ризм, б а гровый, б а гряный, б а к а лавр, б а к а лея, б а кл а жан, б а л а гур, б а лет, б а лкон, б а ндероль, барх а т, б а рьер, б а ст и он, б а т а рея, б а т и скаф, б а тист, б а хр о ма, би а тлон, б о дяга, б о кал, б о л е ро, б о лото, б о рдовый, в а кансия, в а кцина, в а риант, в а тага, в а трушка, ви о л о нчель, в о д е виль, в о калист, во о бр а жала, г а б а рит, г а лера, г а лерея, г а рмония, г а рнизон, г а рпун, г а строли, г а стр о ном, г и перб о ла, г о б е лен, г о р и зонт, гр о мадный, гр о м о здить, д е в а львация, ди а гональ, ди а дема, ди а п а зон, д и сл о кация, д о влеть, д о л о то, д о м и нанта, д о м и но, д о ск о нальный, е пархия, жав о р о нок, ж а кет, ж а люзи, ж а ргон, ж а смин, заб а стовка, зав о рожить, заобл а чный, зап а дный, и д е ал, и де о логия, и н и ци а тива, и е зуит, изобр а зить, и мп о зантный, к а блук, к а бр и олет, к а в а лерия, к а вычки, к а йма, к а к о фония, к а л а мбур, к а л а нча, к а лач, к а л е йдоскоп, к а литка, к а лория, к а лоши, к а льмар, к а мпания (предвыборная), камф а ра, к а никулы, к а н и тель, к а н и фоль, к а н о нада, к а н о нерка, к а нц е лярия, к а п и лляр, к а п и туляция, к а приз, к а р а вай, к а р а катица, к а р а мель, к а ркас, к а рн а вал, к а рниз, к а скад, к а ст е лянша, к а стрюля, к а т а васия, к а т а клизм, к а т а комбы, к а т а лог, к а т а пульта, к а т а строфа, к а т а фалк, к а тегория, к а ш а лот, к а ш е мир, кв а л и ф и кация, ко а лиция, к о бура, к о варный, к о веркать, к о горта, к о кетка, к о либри, к о лосс, к о лчан, к о мандир, к о мар, к о мбайн, к о мб и нация, к о мб и н е зон, к о медия, к о мета, к о миссия, к о мпания (друзей), к о мп а ньон, к о мпетентный, к о мплекция, к о мплимент, к о мп о зиция, к о мп о нент, к о мп о новать, к о мфорт, к о ндитер, к о нд и ционер, к о нтакт, к о нт и нгент, к о нтраст, к о нф е дерация, к о нф е ренция, к о нфликт, к о нфорка, к о рзина, к о ридор, к о ричневый, к о рнишон, к о р о мысло, к о рп о рация, к о т и ровка, к о чан, к о ч е неть, к о щей, л а б и ринт, л а ванда, л а вировать, л а зурь, лак о мый, л а к о ничный, л а ур е ат, л а чуга, л о кальный, л о катор, л о яльный, м а вз о лей, м а г а зин, м а гнит, м а к а роны, м а кул а тура, м а л а хит, м а ндат, м а неж, м а неры, м а нжеты, м а н и пулировать, ман и фест, м а рг а рин, м а р и над, м а ршрут, м е з о нин, мел о д е кл а мация, м е м о риал, м е т а м о рфоза, м е т о нимия, м и з а нтроп, м и ни а тюра, м о гущество, м о заика, м о золь, м о нисто, м о нтаж, м о раль, м о тив, нав а ждение, н а в и гация, н а тюрморт, н е вр а лгия, н е вр о логия, нег а тивный, н о каут, н о ктюрн, н о стальгия, н о тариус, об а грить, об а яние, об о няние, од о леть, о азис, о б е лиск, ок о р о к, о л и гарх, о пт и мальный, о пт и мизм, о р а нжевый, о р а нжерея, отр а зить, п а л и садник, п а литра, п а мфлет, п а н а цея, п а н е гирик, п а н и хида, п а н о рама, п а нт е он, п а пироса, пап о р о тник, п а раб о ла, п а р а докс, п а р а зиты, п а р а лич, п а р а ллель, п а р а метры, п а р а пет, п а р а фин, п а р а фраза, п а р а шют, п а ром, п а ртер, п а ссаж, п а ст о раль, п а т о логия, п а тр и отизм, пи а нино, пиг а лица, п и гмей, п и р а мида, пл а гиат, пл а нетарий, пл а ст и лин, п о лемика, п о л и клиника, п о л о нез, пор а жённый, п о ртьера, п о ст а мент, пр а гм а тизм, предв а рительный, при о ритет, пр о блема, провол о ка, пр о кл а мация, пр о кур а тура, пр о п а ганда, р а д и атор, р а д и кальный, р а д и кулит, р а псодия, р а р и тет, р а т и ф и кация, р е з о нанс, р е кл а мация, р е ст а врация, р и к о шет, р о к и ровка, р о мантизм, р о мштекс, р о т а принт, р о тонда, с а кр а ментальный, с а лон, с а лют, с а н а торий, с а н и тар, с а рделька, с е м а фор, с е рп а нтин, ск а ндировать, ск а рл а тина, ск а фандр, ск о в о рода, с о л и дарность, с о мбреро, с о ната, с о нет, с о прано, сп о нтанный, ст а дион, ст а кан, ст а л а гмит, ст а л а ктит, сте а рин, ст о м а толог, стр а тегия, стр е к о за, т а бун, т а бурет, т а лант, т а р а кан, т о ксический, т о матный, т о паз, т о пчан, т о ре а дор, т о ржествовать, торм о з, т о рнадо, т о р о ватый, т о ршер, т о т а лизатор, тр а диция, тр а мбовать, тр а ф а рет, тр о гл о дит, тр о туар, труб а дур, ультр а м а риновый, уп а ковка, ур а ган, утр а мбованный, ф а натизм, ф а нтазия, ф а нтасм а гория, ф а нфара, ф а рватер, ф а рм а колог, ф а рфор, ф а сад, ф а соль, ф а т а лизм, ф и л а нтроп, ф и л а рмония, ф о нарь, ф о нтан, ф о рель, ф о рмант, ф о ртуна, фр а гмент, фр и к а делька, фр о нтон, х а лат, х а м е леон, х а рактер, х о р е ография, хр е ст о матия, хр и з а нтема, ц и гейка, ч е канка, ч е мп и он, ч е р е паха, ш а блон, ш е в е люра, ш е девр, ш е л о хнуться, щ е п е тильный, эв а куация, эк и п и ровать, экск а ватор, экстр а в а гантный, эск а латор, эск а лация, эст а када, эксп е римент, эл и ксир, энтуз и азм, эп и столярный, юб и лей, юв е лир, як о рь, ярм а рка.

Упражнение 33. Вставьте пропущенные гласные е или и.

Аг..татор, агр..культура, ам..тист, атр..бут, атт..стат, баст..он, б..нзин, б..тон, б..чёвка, б..дон, б..рюза, бр..гада, в..нт..ляция, в..р..ница, в..рм..шель, в..рн..саж, в..ст..бюль, в..т..ран, в..тчина, в..н..грет, в..олончель, в..ртуоз, в..трина, вод..виль, вп..чатление, гард..роб, г..г..мония, г..н..алогия, г..н..рация, ген..альный, г..пард, г..ральдика, г..рбарий, г..рм..тизировать, г..рой, г..ацинт, г..пербола, гор..зонт, д..вальвация, д..з..нфекция, д..кламировать, д..кларация, д..л..гация, д..л..катес, д..ндрарий, д..агональ, д..адема, д..апазон, д..в..ртисмент, д..в..денд, д..з..нтерия, д..ктатор, д..л..тант, д..л..жанс, д..ректор, д..р..жабль, д..р..жёр, д..скр..м..нация, д..слокация, д..спансер, д..ст..лляция, д..сц..плина, д..ф..рамб, дом..нанта, др..зина, ер..тик, ж..латин, ж..лать, за..нд..велый, ид..ал, ид..ома, и..рархия, и..роглиф, ижд..вение, им..тация, ин..й, инж..нер, ин..ц..атива, инт..лл..ктуал, инт..лл..генция, инт..рнациональный, инт..рпр..тация, инф..нитив, ист..на, кан..фоль, кап..лляр, кап..туляция, к..нгуру, к..рамика, к..росин, к..парис, комб..н..зон, компл..мент, конт..нент, кор..дор, кр..м..нал, кр..ница, л..генда, л..леять, л..кв..дация, л..ловый, л..мит, л..нгвистика, лот..рея, мадр..гал, ман..фест, мар..над, мар..онетка, мач..ха, м..зонин, м..ланхолия, м..л..оратор, м..л..орация, м..лодрама, м..льхиор, м..мориал, м..муары, м..р..диан, м..рцание, м..таморфоза, м..тафора, м..тель, м..т..орит, м..тонимия, м..ц..нат, м..зантроп, м..н..атюра, м..нор, н..гативный, н..г..лизм, ник..ль, об..лиск, обл..гация, од..колон, од..озный, ол..андр, ол..мпиада, опт..мальный, опт..мизм, ор..ол, ор..гинальный, ор..ентир, пал..садник, пан..гирик, п..д..атр, п..р..гей, п..риод, п..р..петия, п..р..скоп, п..р..ферия, п..р..фраза, п..рламутр, п..рп..нд..куляр, п..рсона, п..рсп..ктива, п..скарь, п..сс..мизм, п..гмент, п..лястра, п..он, п..рамида, п..т..кантроп, пласт..лин, пл..яда, пол..клиника, пол..с..мия, пр..амбула, пр..зидент, пр..з..диум, пр..рогатива, пр..т..ндент, пр..тензия, пр..в..редничать, пр..в..легия, пр..мадонна, пр..ор..тет, прол..тариат, пь..д..стал, рад..кулит, р..в..ранс, р..визия, р..гент, р..г..страция, р..гламент, р..гулировать, р..з..да, р..з..денция, р..зонанс, р..кв..зит, р..ком..ндовать, р..ликвия, р..ликт, р..н..гат, р..п..тиция, р..приза, р..сп..ратор, р..ставрация, р..троспектива, р..ф..рат, р..ф..рендум, реч..татив, р..кошет, р..торика, р..туал, с..льд..рей, с..мантика, с..м..нар, с..нт..ментальный, с..парация, с..р..нада, с..рпантин, с..рт..фикат, с..гнал, с..л..катный, с..мпатия, с..муляция, с..ноним, ск..лет, сол..дарность, сп..дометр, ст..арин, ст..р..лизовать, ст..пендия, стр..коза, сув..нир, сув..р..нитет, т..нденция, т..ория, тр..в..альный, тр..умф, ув..ртюра, ун..в..рситет, ун..кальный, ур..зонить, ут..л..тарный, ф..д..рация, ф..ерия, ф..м..нистка, фен..кс, ф..номен, ф..ст..валь, ф..хтование, ф..гляр, ф..з..ология, ф..лантроп, ф..л..ал, ф..л..грань, фин..ш, ф..тиль, фр..гат, хам..л..он, х..мера, хр..стоматия, хр..зантема, ц..в..л..зация.

Упражнение 34. Вставьте пропущенные гласные буквы и выделите корни в этих словах. Обоснуйте ответ.

1. Над одним из станков г..рела л..мпочка под круглым м..таллическим аб..журом; конус яркого света прич..дливо с..ребрил ст..льную стружку, которая в..лась из-под резца, св..сая и падая в ж..лезный ящик (Рыбаков). 2. Машенька обв..ла гл..зами свою комнату (Чехов). 3. Под арестом остался всего один мужич..нка, и ст..рожить его было нечего: и так не уб..жит (Авдеев). 4. Тут-то и разр..дилась нак..певшая злоба (А.Н. Толстой). 5. Люди обл..пили повозку, и всякий совался туда (Гончаров). 6. Райские с..рта не прив..лись на диких яблонях (Пришвин). 7. Орёл немного пос..дел и тут же на другой овин перел..тел (Крылов). 8. У тебя вот глаза сл..паются, а я ещё за р..боту сяду (Гончаров). 9. Я засв..тил серную спичку и поднёс её к носу мальчика: она оз..рила его белые гл..за. Он был сл..пой, совершенно сл..пой от пр..роды (Лермонтов). 10. По складу его ума, по его пр..вычкам и вкусам ему лучше всего посв..тить себя к..б..нетным занятиям (Куприн). 11. Распор..жался всеми маленький сухой старич..к, с пушистыми, доб..ла пос..делыми в..лосами (Кожевников). 12. Я был в г..стях у одного ст..рожила нижегородского, который р..дился и дож..л до с..дых в..лос, не вы..зжая за десять вёрст из своего гор..да (Мельников-Печерский). 13. Как первые цв..ты, по..вились за в..тринами в..сенние в..сёленькие вещи (А.Н. Толстой). 14. На корме «Ориона» разв..вался аргентинский флаг (Новиков-Прибой). 15. На пр..мере р..лигии народов Индии отч..тливо видно, как разв..вался обр..з б..жества от ж..вотного к ч..ловеку (Соколова). 16. Посм..три, там, в к..ртузе, т..баку нет? (Гоголь). 17. Этак в м..нуты досады и об..лдения вдруг в гл..зах помутится (Чехов). 18. Так об..ятелен этот ч..десный зап..х леса после в..сенней гр..зы (Тургенев). 19. Когда Огнев подх..дил к садовой к..литке, от невысокого п..л..садника отд..лилась тёмная тень (Чехов). 20. Варвара уг..щала г..стей в..реньем и яблочной п..стилой (Чехов). 21. Пр..стите, что м..нкирую в переписке (Чехов). 22. М..шенники, к..нальи, чем они кормят! (Гоголь). 23. Грач по нивам бродит, словно сельский агр..ном (Исаковский). 24. Все зам..рли на стульях, перегл..нулись (Шишков). 25. Война только к..снулась ж..лезным пальцем Даши (А.Н. Толстой). 26. Од..нокая кривая б..рёза р..сла на откосе (Антонов). 27. Наш плот был завален рыбой и бл..стал ж..вым сер..бром (Гладков). 28. С утра, пылью заст..лая улицы, прох..дили п..лки и обозы (А.Н. Толстой). 29. Подск..кали всадники с фак..лами, соск..чили наз..мь (А.Н. Толстой). 30. На его бритой гол..ве и на лбу бл..стели капельки пота (Рыбаков). 31. По её лицу текли не то слёзы восторга, не то ручейки пота, – она не от..рала их (Горбатов). 32. Хотя и трудно, р..вняться надо по новым порядкам (А.Н. Толстой). 33. А тут надо было именно заг..реться! (Горбатов). 34. Пор..внявшись с избой Семёна, девушки замедлили шаг и стали см..треть на осв..щённые окна (Антонов). 35. У хаты сумрачная ёлка стоит и смотрит на з..рю (Исаковский). 36. К..ртина была ч..десная: около огней др..жало и как будто зам..рало, уп..раясь в т..мноту, круглое кр..сноватое отр..женье (Тургенев). 37. В од..нокой м..гиле есть что-то грустное, м..чтательное и в высокой степени по..тическое (Чехов). 38. Усилием воли заст..влял себя прислушиваться к мимолётным б..седам в куп.. (Куприн). 39. Больше народу – в..селее. Только не знаю, как насчёт мест в фа..тоне (Куприн). 40. Едешь и вдруг видишь: вп..реди у самой д..роги стоит силу..т, похожий на м..наха (Чехов). 41. Они перех..дили пл..вучий мост, и конные и пешие п..лки распол..гались на левом берегу, в..рстах в пяти от города (А.Н. Толстой). 42. А уж за зубчатым краем р..внины м..гали з..рницы, рычали орудия, подн..мались длинными ч..рвями р..кеты, и огни их, медленно падая, оз..ряли тёмную сырую землю (А.Н. Толстой). 43. Река, разливная, широкая, бл..стала зеркалом, и низкий берег слева м..рцал п..ском и яркой зел..нью травы (Гладков). 44. На плоской бурой р..внине к..пошилось множество людей (А.Н. Толстой). 45. См..тение овл..дело им, см..тение радостное (Тургенев).


источники:

http://infourok.ru/test-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-glasnyh-v-korne-slova-podgotovka-k-ege-10-11-klassy-5287773.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/843-23_pravopisanie_glasnyh_v_korne.html