Задания на правописание корней 10 класс

Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)
тренажёр по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)20.19 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Безударная гласная в корне слова

1. Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

А) упл_тнение слоёв_______________ раск_лотая ваза_________________ отд_лённая деревня __________________ бескрайняя д_лина _____________ обн_жить пороки_____________________ внезапно озл_бился ____________

не нужно усл_жнять __________________ дальняя ст_рона _______________

любит см_ковать_____________________ раскр_ить ткань _______________

нельзя г_лодать _____________________ упр_стить выражение ___________

искреннее пок_яние __________________ нам_лоть кофе________________

ум_лять о пощаде ____________________ ум_лять достоинства ___________

обн_жить недостатки _________________ обл_котиться о перила __________

погл_щать свет ______________________ др_жит от холода ______________

не хочу отр_виться ___________________ нужно подб_дрить _____________

необходимо осн_стить ________________ мудрый ст_рожил ______________

ст_рожил ог_род ___________________ ут_пические идеи ______________

Б) интенсивное нагр_вание _________ угн_тение бесправных ___________

растр_пать волосы ___________________обд_лил ребёнка ________________

экономика разв_вается _______________ флаги разв_ваются______________

сп_шите к нам ____________________ сп_шите данные________________

нав_вать тоску ______________________ нав_вать кудри ________________ прож_вать мясо ______________________адрес прож_вания ______________

т_сненная обложка___________________ ст_снённые условия____________

скр_пить печатью ____________________ скр_пя сердце_________________

скр_пучая телега_____________________ скр_пичный ключ______________

ч_стоплотное животное _______________ч_столюбивый человек __________

прист_жная лошадь___________________ прист_жной воротничок_________

глаза сл_паются ______________________осл_плён фарами ______________

созревают оз_мые ____________________лишился своих з_мель ___________

2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.

А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.

Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,

в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.

Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.

3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».

Эск_латор_________________ ст_рожил посёлка______________________

Сокр_щение_______________ р_стовщик ___________________________

Зар_сль___________________ з_рница ______________________________

Покл_нился_______________ пл_вучий остров_______________________

Т_сненая обложка____________ пром_кают ботинки____________________

Погл_щать (пищу)____________ прим_рить друзей______________________

Заж_гательная (смесь)_________ упом_наемые (сведения)_________________

Д_лины_____________________ д_лёкие (страны)________________________

Прим_рять ботинки________________ ум_лять достоинства________________________

Соч_тать_________________________ выпл_вка стали_____________________________

Р_стовщический____________________ зам_нать _________________________________

В_пиющий произвол_______________ р_птать на судьбу_______________________

Усл_жнить задание_________________ угн_тение______________________________

Зам_рать рукава_____________________ осн_щенный__________________________

Разр_дить посевы___________________ спл_титься______________________________

4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Пром_кашка подр_внял кусты

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С

Во_хождение на вершину ра_паковать вещи

Чере_чур много и_течь кровью

Во_полнить пробклы прои_шедший случай

Во_звание шалишь и_подтишка

Мирово_зрение _гинуть навсегда

Чре_мерный восторг _даться на милость

Ра_жечь ни_ринуться с обрыва

Бе_системный _гореть дотла

_двинутые парты ни_посланная милость

Бе_брежное небо живу _десь

Правописание приставок ПРИ и ПРЕ

Пр_бывать в неведении пр_ткнуться к берегу

Пр_городный поезд пр_открыть завесу тайны

Пр_ходящий момент непр_ходящие духовные ценности

Пр_зреть сироту пр_следовать врага

Пр_скорбный факт пр_неприятнейшее известие

Пр_емник традиций беспр_страстный свидетель

Пр_дать оттенок пр_клоняться перед мужеством

Пр_глушённые голоса пр_емлемый вариант

Пр_терпевать холод пр_ступить к занятиям

Пр_задуматься пр_терпеться к боли

Пр_вратиться в посмешище пр_вивка

Пр_зрительный взгляд пр_даваться мечтам

Пр_клонить колени коленопр_клонённый

Пр_вратности судьбы пр_восходный спортсмен

Преуспевающий коммерсант пр_старелый судья

Камень пр_ткновения знаки пр_пинания

Пр_вратности судьбы пр_ворожить

Пр_норавливаться к обстоятельмтвам

С_язвить, компан_он, фел_етон, ад_ютант, суб_ект, трёх_ярусный,

двух_этажный, кур_ёз, пан_европейский, н_юанс, в_юнок, меж_ярусный, фельд_егерь, ар_ергард, под_ячий, п_едестал, из_ять, кар_ер, солов_иный,

суб_ективный, с_узить, неб_ющийся, интер_ер, без_языкая, трёх_язычный.

Тренировочные упражнения по теме «Гласные в корнях слов. 10 класс»

В данном файле представлены диктанты разных видов, творческие задания, упражнения. Материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения по теме «Гласные в корнях слов. 10 класс»»

Тренировочные упражнения по теме

«Гласные в корнях слов. 10 класс»

Цель: Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Выборочный диктант. Выписать слова с орфограммами в корне слова, объяснить их правописание.
В Мещере почти у всех озёр вода разного цвета. Больше всего озёр с чёрной водой. В иных озёрах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь, трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Чёрном, совершенно прозрачна.
Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. Они устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.
Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Чёрная вода обладает резким свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли от их отражения в воде. (К. Паустовский).

2. Предупредительный диктант. Объяснить контрольные орфограммы в корнях слов.
1. Цв..ты п..следние м..лей р..скошных первенцев п..лей. (А. Пушкин). 2. Было теп-ло, тихо, крепко пахло р..з..дой и н..стурциями. (А. Гайдар). 3. Б..рёзы ст..яли все бе-лые, без блеску, белые, как только вып..вший сне. до которого ещё не к..снулся х..лодно играющий луч зимнего со..нца. (И. Тургенев). 4. Небо, полное гр..зою, всё в з..рницах тр..п..тало. (Ф. Тютчев). 5. Тихо ночь л..жится на в..ршины гор. (И. Ники-тин). 6 Над р..кой накл..нясь, что-то шепчет к..мыш. (И, Суриков). 7. Падавший мя..кий сн..жок уст..лал изъезженную дорогу. (Д. Мамин-Сибиряк). 8. И слышно было, как сн..жинки с ш..рохом падают в с..лому. (Ч. Айтматов).

3. Объяснительный словарный диктант.
Уплатить (за квартиру), шёлковый, уплотнить, жёсткий, донимать, доскональный, выгорать, чопорный, разгар, озарить, зорька, раскланяться, уклон, предлагать, предложение, выращенный, выросший, отпереть, отпирать, заморозки, вокзал, безвестный, искусный, окрестный, вожжи, ссора.

4. Записать, вставляя пропущенные буквы. сначала слова с проверяемыми, затем -с непроверяемыми гласными; обозначить орфограммы.
Задр..жать, ди..п..зон, теор..тический, м..ни-пулятор, зак..лоть, п..лисадник, ст..р..жить, п..литра, предв..рять, бич..вать, тр..ф..рет, наг..р..дить, эст..када, к..мпл..мент, к..мп..нент, посп..шить, об..яние, уд..литься, об..няние, д..в..денд, в..стибюль, прож..вать (в городе), конт..нгент.

5. Сгруппировать и записать слова в соответствии с видами орфограмм; графически обо-значить орфограммы на месте пропусков.
Р..весник, инц..дент, доблес..ный, прир..щивать, ч..совой, к..мп..новать, рас-пол..гаться, раст..реть, реш..тка, прор..дить, ш..колад, п..едестал, созр..вать, ст..пендия, ш..мпол, ад..ютант, сч..т, апл..дировать, инд..веть, уг..релый, щ..дочь, к..вал..рист, оз..рённый, выч..сть, расст..дать, соч..тание, ар..ергард.

6. Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания; буквы, поставленные на месте пропусков, обозначить как орфограммы.
1. Бл..снет заутра луч ден..ицы и заиграет яркий день, (А. Пушкин). 2. И щ..ки ж..г осенний холод! (А. Блок). 3. Лишь п..утины тонкий волос бл..стит на праз..ной б..р..зде. (Ф. Тютчев), 4. Ф..нтан любви ф..нтан живой! Принёс я в дар тебе две розы. (А, Пушкин). 5. Радуга медленно не заб..гая вп..рёд и не отставая от нас двигалась п..р..л..ельно дороге. (Е. Носов).

7. Объяснительный диктат.
Позади большого дома был старый сад, уже од..чавший, заглушенный бур..яном и кустарником. Я прош..лся по т..р..асе, ещё крепкой и красивой; сквозь ст..клянную дверь видна была комната с п..ркетным полом, должно быть гости..ая; старинное ф..ртеп..ано да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева — и больше ничего. От прежних цветников уц..лели одни п..оны и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по доро..кам, вытягиваясь, мешая друг другу, р..ели молодые клёны и вязы. Было густо, и сад казался непрох..димым, но это только вблизи дома, где ещё ст..яли тополи, сосны и старые липы-сверс..ницы, уц..левшие от прежних ал..ей, а дальше за ними сад расч..щали для сенокоса, и тут уже не парило, п..утина не лезла в рот и глаза, подувал в..т..рок. (А. Чехов).

8. Диктант с продолжением. Продолжить размышление и высказать своё мнение о том, что такое культурный человек; в составленном тексте найти и обозначить контрольные орфограммы.
Нередко считают, что культурный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. (Д. Лихачев).

Русский язык 10 класс. Подготовка к ЕГЭ Чередование гласных

Упражнения по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.

в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта. 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) отр..сль, сокр..щать, р..скошный

2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3) благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1) д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна

2) выч..тать, д..сант, ч..рстветь

3) д..алог, зап..рать, выл..ли

4) бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) инт..нация, м..ссажер, предл..жение

2) б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3) г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4) погл..тить, в..лейбол, прил..жение

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) неприм..римый, кам..ра, ном..р

2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3) нам..реваться, изм..рять, м..рцание

4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки

5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к..лонна, водор..сли, б..калея

2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

6. Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

7. Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

8. Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

9. Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.

10. Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.


источники:

http://multiurok.ru/files/trienirovochnyie-uprazhnieniia-po-tiemie-glasnyie-.html

http://infourok.ru/russkij-yazyk-10-klass-podgotovka-k-ege-cheredovanie-glasnyh-4261532.html