Задания на правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми согласными корня

Тренировочные упражнения по русскому языку. «Проверяемые согласные в корне» 5 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверяемые согласные в корне

1. Вставьте пропущенные буквы

2. Вставь пропущенную букву. Чтобы проверить написание слова, поставь существительное в форму множественного числа.

Зу. ду. гри. хле. сне. клю. паде. парово. алма. сапо. стол. поро. прово. ма..ь.

3. Вставь пропущенные буквы. Чтобы проверить написание данных слов, измени их так, чтобы в них появился ласкательный суффикс -очк-, -ечк-

Тетра..ка, ло..ка, заря..ка, завя..ка, разгру..ка, дворня..ка, кры..ка, сладкое..ка, руба..ка, ю..ка, голу..ка, заклё..ка.

4. Вставь пропущенные буквы. Чтобы вставить согласные в прилагательные на -зкий, поставьте его в краткую форму. Мерзкий – (каков?) мерзок.

Ни..кий, сколь..кий, вя..кий, бли..кий, дер..кий.

5. Зачеркни ненужную букву.

Вдру(г/х), медве(т/д), зале(з/с), замёр(с/з), ё(ш/ж), пое(с/з)д, скво(з/с)ь туман, оре(ж/ш)ки, ло(в/ф)кий, у(с/з)кий, похо(ш/ж), мла(д/т)ший, про(с/з)ьба, дене(ж/ш)ка, бума(ж/ш)ка, бере(г/х).

6. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания.

Сла..кий пирог, ша..кий мост, лё..кий рю..зак, у..кий ло. мя..кая поду..ка, ги..кий шнур, ни..кое дере..це, ..добный хле. пышная сва..ьба, железная кру..ка, зимняя шу..ка, страшная ска..ка, серебряная ло..ка, неразгаданная зага..ка.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 747 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация к уроку по теме «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Выражения изменяющейся языковой личности персонажа в современной прозе (на материале романа А. Слаповского «Неизвестность»).

Тренировочные упражнения по русскому языку. «Безударные гласные в корне» 5 класс

Технологическая карта урока в проектной деятельности по теме «Как рождаются, живут и умирают слова»

Дидактический материал для подготовки заданий ЕГЭ и ОГЭ по теме » Средства выразительности русского языка»

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, к учебнику Разумовской М.М

Презентация по русскому языку на тему «Наречие»

Словарная работа на уроке русского языка 3 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5239267 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тренировочные упражнения по теме «Орфограммы корня»

Материал содержит упражнения для практических заданий с целью повторения изученного в 5 классе по теме «Орфограммы корня». Материал разработан к УМК М.М. Разумовской

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения по теме «Орфограммы корня»»

Задание 4. Орфограммы корня (параграф 6). Проверяемые гласные в корне.

Гл…застый, д…г…вор, заг…в…рить, д…мище, д…р…гой, д…ска, д…чурка, ед…ница, ж…леть, ж…ровня, зв…но, зв…нарь, ж..лтковый, д…линка, зв…зда, ж…мчужина, ж…лтеть, ж…стянщик, заб…влять, зан…сить, з…внуть, зв…рюшка, разг…вор, г…ловушка, уг…щение, зн…чение, д…ждливый, зн…чительный, отг…дать, погр…ничник, дозв…ниться.

З…лень, з…мной, з…млистый, з…вок, зач…тать, нач…таться, з…рновой, з…ма, з…мовье, зм…я, зн…чок, огр…ничить, зн…мёна, з…млица, кол…с, прид…ржать, д…ковинный, изм…нить, к…паться, з…л…новатый, изв…стить, гр…нёный, гр…знить, перед…ржать, к…фейник, нач…сто, уд…ржать, изм…нять, к…рмилец, к…сить, к…знить, раск…тать.

К…лоть, подл…котник, к…лючка, к…ра, беск…нечный, к…нюшня, ч…стюля, вык…пать, к…пьё, к….титься, к…р…шок, к…рмушка, к…са, к…роткий, к…р…тышка, з…мляника, л…ГКО, сокр…тить, кр…пить, кр…стовый, к…сой, кр…евой, кр…юха, кр…сота, к…нец, кр…савчик.

Выкл…вать, кр…чать, кр…кливый, л…б…дёнок, кр…вяной, укр…тить, к…чели, кн…голюб, обл…гчать, приз…мление, ск…тать, вык…чать, л…док, л…жачий, выл…зти, л…нивец, л…жать, л…нтяй, л…тательный, л…сник, л…тучий.

М…лькнуть, м…нять, изм…рительный, м…рзляк, м…сти, м…стечко, к…льчуга, ск…сить, к…силка, л…бяжий, м…ровой, м…лоть, обл…денеть, м…шаться, вым…лвить, умн…жать, м…рячка, м…лчаливый, м…л…тьба, м…лчание, л…цо, м…гучий.

Л…вить, кр…новщик, м…стовая, н…зина, м…хнатый, укр…шать, прол…жать, л…тишь, н…бесный, подх…дить, подм…стерье, обн…щать, обн…вить, з…мовать, м…л…дой, возобн…вить, перен…сти, н…совой, п…так, …бувной, цв…тковая, м…слёнка, м…док, п…хать, м…тла.

Вставь пропущенные буквы, обрати внимание на значения слов.

Прож…вать в городе – прож…вать пищу

Св…ла гнёздышко – св…ла по ступенькам

Сл…зать с крыши – сл…зать сметану

Отв…рить дверь – отв…рить картофель

Прим…рить врагов – прим…рять платье

Зап…вать песню – зап…вать лекарство

С…деть с малышом – с…деть от старости

Пол…скать бельё – пол…скать кошку

Сп…ши на автобус – сп…ши задание.

*Задания взяты из сборника «Правила и упражнения по русскому языку»

Проверяемые согласные в корне.

Шу…ка, сугро…, гри…ки, стол…, ястре…, ро…кий, ду…, ры…ка, кре…кий, клу…ки, гу…ка, ря…чик, озно…, зя…ко, зу…, оши…ка, ще…пка, сер…, хле…, зу…ки, прору…ь, улы…ка, ло… .

Пуго…ка, тра…ка, сли…ки, коро…ка, була…ка, ло…кий, поли…ка, ле…, плуто…ка, попла…ки, ла…ка, шка…, гото…, жира…, морко…ка, любо…ь, ко…та, голо…ка, кана…ка, клю… .

Сне…, ле…кие, лу…, лу…, мя…кий, ко…ти, овра…, вра…, кру…, бере…, пиро…, сапо…, ночле…, фла…, творо…, хирур…, испу…, поро…, дру…, плу…, бо…, бо…, вокру…, виз…, сто…, сто… .

Гря…ки, заря…ка, тетра…ка, запла…ка, незабу…ка, сла…кий, гру…ка, тру…, го…, ло…ка, похо…, пала…ка, верблю…., де…ки, парохо…, подъез…, зага…ка, га…кий, изгоро…ь, лоша…ка.

Но…ки, ло..ка, ча…а, кру…ки, доро…ка, теле…ка, плю…, стра…, пейза…, подру…ка, ка….ка, пиро…ки, хоро…, приго…, сне…ки, глу…ь, бро…ка, дро…ь, су…ка, ладо…ка, коре…ки, пры…ки.

Ре…кий, ни…кий, моро…, вя…, парово…, сеноко…, бере…ки, сле…ки, пово…ка, у…кий, арбу…, гру…, изморо…ь, ужа…, ска…ка, прока…ник, га…, витя…ь, свя…ь, ры…ь, гры…ть.

Непроверяемые согласные в корне слова.

Авторал..и, агрес..ор, ак..омпанировать, ак..уратность, ал..егорический, ал..юминиевый, антен..а, ап..аратный, ап..етитный, ар..тил..ерист, ас..им..етричный, ас..истировать, бал..ада, бацил..а, вож..и, гор..ил..а, грам..офон. грим..ировать, груп..а, гум..анизм, депр..ес..ия, дис..кус..ия, дрес..ировка, дрож..евой, ж..ёный, ж..уж..ать, идил..ия, ин..гал..яция, ин..ициатива, интел..ект, искус..ный, искус..твенный, капил..яр, кар..икат..ура, кас..ета, кил..ограм. кил..ом..етр, кол..егия, кол..окольня, колон..а, колон..ада, колон..ка, колос..альный, ком..ерческий, ком..промис..ный, кон..грес. кор..ал..овый, кор..идорный, кор..екция, кристал..ический, кристал..ьный, кристал..ик, крос..ворд, лот..ер..ейный, мас..ировать, мас..он, метал..ический, мер..идиан, мил..играм. нарцис. новел..а, один..адцать, ок..упировать, оперет..а, оперет..ка, оперет..очный, пал..ас. пар..ал..ельный, пар..ал..елограм. пас..ажир, пас..ивный, пер..ил..а, пер..иферия, пер..он, пес..имист, прес..а, примадон..а, програм..ировать, програм..ка, прогрес..ивный, проф..ес..ор, рас..овый, режис..ёрский, рос..омаха, рос..ийский, с..ориться, (денежная) с..уда, стрес..овый, сум..арный, тен..исный, тер..аса, тер..орист, тон..аж, тон..ель, трол..ейбус, труп..а, труп..ка, фил..иал, фол..иант, фур..ор, хол. цел..юлоза, шок. шос..е, шоф..ёр, шул..ер, эксцес. эл..егия, эл..икс..ир, эф..ект.

Задания на правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми согласными корня

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) увековечить, исполнитель, прославлять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Приведём верное написание:

1) увековечить, исполнитель, прославлять — ПГ (ве́к, испо́лнить, сла́ва)

2) возрастной — ЧГ, невразумительно — ПГ, творец — ЧГ

3) оснащение — ПГ (сна́сть), озаряться — ЧГ, располагающийся — ЧГ

4) формализм — ПГ, убедить — НГ, подражание − НГ

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) − ПГ (препода́ть, разга́дка, приме́рка)

ВНИМАНИЕ! Вопросы по правописанию корней можно уточнить в нашем справочнике к заданию №9 по ссылке https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) изгарь, плывун, вырос

2) регламент, авангард, цветок

3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная

4) отраслевой, уровень, запирать

5) выглянуть, обнажать, стремянный

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. изгарь (исключение), плывун (исключение), вырос — ЧГ

2. регламент, авангард — НГ, цветок (цвЕт) − ПГ

3. погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная — ЧГ

4. отраслевой (исключение), уровень (корень со значением «гладкий, ровный, прямой»), запирать — ЧГ

5. выглянуть (взглЯд), обнажать (нАг), стремянный (стрЕмя) — ПГ

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

— уметь определять тип корня;

— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерятье́ра) костюм – примирятьир) соседей; развеваетсяе́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.

Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)

Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.

Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.

Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/trienirovochnyie-uprazhnieniia-po-tiemie-orfoghram.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=352