Задания на правописание окончаний 11 класс

Методические рекомендации к 12 заданию ЕГЭ «Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий»
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Представленный материал поможет ученикам подготовиться к заданию 12 ЕГЭ по теме «Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий», а также будет полезен учителям русского языка в старших классах. Опроный конспект основан на систематизации знаний программы школьного курса русского языка, состоит из:

1) Правил, собранных по теме задания

2) Опорных и вспомогательных схем

3) Алгоритма выполнения задания

4) Блока тренировочных заданий

5) Блока контрольных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
zadanie_12_ege.doc149.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тырина Ольга Дмитриевна ГБОУ СОШ № 241 Адмиралтейского района

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ, СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ

Формулировка задания: «Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (травы) колыш..тся, противореч..щий
2) выгляд..шь, обид..вшийся
3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый
4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)
5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся»

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

  1. Правописание гласных в окончаниях глаголов
  2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  3. Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени
  4. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  5. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях прошедшего времени.
  1. Правописание гласных в окончаниях глаголов.

Написание зависит от спряжения глагола.
Чтобы определить спряжение глагола, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)
Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы на -ИТЬ, КРОМЕ брить, стелить, зиждиться и все производные от них)
К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, КРОМЕ гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть и все производные от них.
В личных формах глаголы I спряжения имеют в окончаниях буквы У, Ю, Е.
В личных формах глаголы II спряжения имеют в окончаниях буквы И, А, Я.

— глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют .
— в неопределенной форме и прошедшем времени глаголов баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует путать с глаголом таить ), хаять, чаять, чуять пишется суффикс -ять, поэтому они изменяются по I спряжению: таешь (но: таи’шь от таи’ть ), тает, таем, таете, тают .
-от глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат . Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать .
— глагол мерить и производные от него домерить, померить, замерить и др. — изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят ; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от просторечного глагола мерять и считаются нелитературными.
— у многих глаголов приставка вы- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: выговорят — говорят ( выговорить — говорить ), выспишься — спишь ( выспаться — спать ), выстрижешь — стрижёшь ( выстричь — стричь ).

— глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т. е. они имеют окончания I и II спряжений. Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению ( хочешь, хочет ), а во множественном числе — по II (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут ( бегут ), в остальных — окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите ; глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа — брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа — брезжут (I спряжение).

  1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

-ущ- (-ющ-) , если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор-ющ-ийся (борются), клокоч-ущ-ий (клокочут), колыш-ущ-ийся (колышутся), мел-ющ-ий (мелют), пол-ющ-ий (полют), стел-ющ-ийся (стелются), та-ющ-ий (тают).

-ащ- (-ящ-) , если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш-ащ-ий (дышат), жал-ящ-ий (жалят), завис-ящ-ий (зависят), кле-ящ-ий (клеят), мол-ящ-ий (молят), хвал-ящ-ий (хвалят).

Примечание: глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся .
От глаголов мучить и мерить образуются две формы: мучащий, мерящий (нейтр.) и мучающий, меряющий (разг.)

  1. Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ть в инфинитиве): клеи-вш-ий (клеи-л, клеи-ть), лелеявший (лелеял, лелеять), надеявшийся (надеялся, надеяться) .

Примечание: причастия от глаголов типа обессилеть — обессилить отличаются гласными е , и перед суффиксом -вш-; ср.: обессилевший (‘потерявший силы’) и обессиливший (‘лишивший кого-либо силы’)

  1. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:

-ем- (реже -ом- ), если причастия образованы от глаголов I спряжения : организу-ем-ый (организуют), колебл-ем-ый (колеблют), проверя-ем-ый (проверяют), вед-ом-ый (ведут), влек-ом-ый (влекут), нес-ом-ый (несут);

-им- , если причастия образованы от глаголов II спряжения : вид-им-ый (видят), завис-им-ый (зависят), кле-им-ый (клеят), слыш-им-ый (слышат)
Примечание: причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити .

  1. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях прошедшего времени.

В страдательных причастиях прошедшего времени пишется:

— анн(ый)/-янн(ый ) , если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать/-ять : напис анн ый ← напис ать ; разве янн ый ← разве ять ; насто янн ый ← насто ять .

— енн(ый)/-ённ(ый) , если глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть , -ить , -ти (после согласной), -чь : вид енн ый ← вид еть ; застрел енн ый ← застрел ить ; спас ённ ый ← спас ти ; сбереж ённ ый ← сбере чь .

ковры для просушки развешаны [← развешать ] во дворе

продукты в магазине заблаговременно развешены [← развесить ]

обвешанные [← обвешать ] минами бойцы

обвешенные [← обвесить ] продавцом покупатели

замешанные [← замешать ] в преступлении взяточники

густо замешенное [← замесить ] тесто

много картин навешано [← навешать ] на стендах

дверь навешена [← навесить ]

расстрелянные [← расстрелять ] фашистами партизаны

подстреленные [← подстрелить ] охотником утки

пристрелянное [← пристрелять ] орудие

пристреленный [← пристрелить ] волк

выкачанная [← выкачать] из бака нефть

выкаченная [← выкатить] из подвала бочка.

Примечание: от глаголов мерять, мучать (разговорные формы) страдательные причастия прошедшего времени образуются с суффиксом -енн- : мер енн ый, муч енн ый (как от литературных форм мерить, мучить ) .

ТЕСТ. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий. Подготовка к ГИА 9-11.

Правописание личных окончаний глаголов

и суффиксов причастий настоящего времени

(подготовка к ГИА ОГЭ и ЕГЭ)

1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) произнос..шь, преобразу..мый

2) относ..шься, распущ..нный

3) засмотр..шься, замет..вший

4) перекин..шь, сломл..нный

2. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?

1) люди запомн..т, кол..щие предметы

2) угли тле..т, цвета выгор..т

3) наде..щийся на взаимность, кле..щий карандаш

4) беспоко..щийся о будущем, повара вар..т

3. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Ю?

1) помн..щий детали, следу..щую ночь

2) мел..щий муку, овцы бле..т

3) дворники крас..т, скач..щий галопом

4) завис..щий от случая, сужива..щаяся к меридиану

4. В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?

1) по име..щемуся плану, грохоч..щий самолёт

2) шепч..щие листья, завис..щий от меня

3) движ..тся сани, блещ..щий залив

4) листья держ..тся, трепещ..щие флаги

5. В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?

1) родители утеш..т, вяж..щий привкус

2) жесты много знач..т, реж..щий механизм

3) скач..щий всадник, ищ..щий клад

4) грибы суш..тся, хлопоч..щая хозяйка

6. В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?

1) щекоч..щий лицо ветер; звуки слыш..тся

2) стены руш..тся; движ..щаяся артиллерия

3) молнии блещ..т; колыш..щиеся ветки

4) листья держ..тся; трепещ..щие флаги

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) запиш..шь, закручива..мый

2) вытащ..шь, наполн..нный

3) изуча..шь, закле..вший

4) накин..шь, муч..мый

8. В каком варианте ответа в обоих словах пропущена буква У?

1) песни сдруж..т; пряч..щийся на чердаке

2) леч..щий врач; вяж..щий привкус

3) хлопоч..щий о детях; пиш..щий сочинение

4) дыш..щие ароматом весны; держ..щий наготове

9. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Ю?

1) омыва..щие берега, они прогон..т прочь

2) сопровожда..щие в поездке, они прикле..т номерок

3) рекоменду..щие книгу, они современно мысл..т

4) молнии пуга..т, пол..щие сорняки

10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) рокоч..шь, немысл..мый

2) точ..шь, налаж..нный

3) движ..шься, реша..мый

4) тревож..шься, законч..нный

11. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

1) люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т

2) стро..щийся дом, иголки кол..тся

3) крас..щие вещества, травы стел..тся

4) пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) крестьянин кос..т, непередава..мые ощущения

2) лесоруб пил..т, мысл..мый отвлечённо

3) прачка мыл..т, предполага..мый результат

4) печка топ..тся, наруша..мый всеми

13. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) усво..шь, независ..мый

2) брос..шь, подозрева..мый

3) встрет..шь, расходу..мые

4) постав..шь, пригрева..мое

14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) выдел..шь главное, знач..мый для нас

2) овца щипл..т траву, движ..мый чувством

3) погас..м свечи, неопису..мая радость

4) увид..шь друга, непромока..мый плащ

15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) туш..шь, сдерж..нный

2) дыш..шь, движ..мый

3) неж..шься, изуч..нный

4) кудахч..шь, немину..мый

16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?

1) таможенники провер..т, крас..щий пигмент

2) пастухи гон..т, внемл..щий всему

3) грешники ка..тся, люб..щий читать

4) друзья дел..тся всем, стел..щийся туман

17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

1) лопоч..щий малыш, они услыш..т

2) скач..щий всадник, канаты удерж..т

3) тревож..щие известия, родники клокоч..т

4) щебеч..щие птицы, грибники ищ..т

18. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) перемел..шь, выдвига..мый

2) прибегн..шь, выправ..вший

3) залез..шь, разве..нный

4) задума..шь, нянч..вший

19. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?

1) враги ран..т, аккуратно кле..щие

2) ученики хвал..тся, та..щие льды

3) они не люб..т, кол..щиеся предметы

4) успехи завис.т, ве..щий ветер

20. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

1) тяжело дыш..щий, они бормоч..т

2) леч..щий врач, люди меч..тся

3) дети хохоч..т, колыш..щийся листочек

4) грохоч..щий поезд, ученики слыш..т

21. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?

1) деревья руш..тся, движ..щаяся артиллерия

2) звуки слыш..тся, щекоч..щий лицо ветер

3) молнии блещ..т, колыш..щиеся ветки

4) листья держ..тся, трепещ..щие от восторга

22. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

1) флаги ре..т, люб..щие искусство

2) туманы стел..тся, готов..щийся к экзамену

3) рабочие стро..т, бор..щийся за правду

4) маляры крас..т, ненавид..щие обман

23. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?

1) они верт..тся, бор..щиеся с огнём

2) ненавид..щие ложь, они дремл..т

3) стро..щиеся здания, дети обид..тся

4) нестандартно мысл..щие, колебл..щееся пламя

24. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) рокоч..шь, немысл..мый

2) тревож..шься, законч..нный

3) наточ..шь, отлаж..нный

4) движ..шься, разреша..мый

25. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) раздел..шь, колебл..мый

2) бор..шься, выключ..вший

3) откуc..шь, раскраш..нный

4) подкле..шь, слыш..мый

26. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) разлож..шь, устро..вший

2) напиш..шь, муч..мый

3) отгон..шь, выращ..нный

4) постел..шь, умнож..вший

27. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) маяч..шь, увид..нный

2) подкол..шь, заброс..вший

3) скле..шь, уменьш..нный

4) умнож..шь, раскрас..вший

28. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) вычист..шь, назнач..вший

2) посе..шь, наполн..вший

3) затащ..шь, обид..вший

4) терп..шь, предусмотр..нный

29. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?

1) постро..шь, бор..шься

2) вид..шь, готов..шься

3) смотр..шь, дремл..шь

4) корм..шь, постел..шь

30. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) назнач..шь, прицел..вшийся

2) разве..шь, заброс.вший

3) удерж..шь, ненавид..вший

4) посмотр..шь, встреч..нный

31. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) держ..шься, знач..мый

2) верт..шь, колебл..мый

3) смож..шь, слыш..мый

4) встрет..шь, недосяга..мый

32. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) провоз..шься, надпил..нный

2) выкидыва..шь, шифру..мый

3) прицел..шься, подбадрива..мый

4) накорм..шь, приоткрыва..мый

33. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) предъявля..шь, воссоздава..мый

2) напил..шь, закле..вший

3) загон..шь, просмотр..нный

4) свер..шь, укороч..нный

34. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) усво..шь, независ..мый

2) встрет..шь, расходу..мые

3) брос..шь, подозрева..мый

4) постав..шь, пригрева..мое

35. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) запиш..шь, закручива..мый

2) изуча..шь, закле..вший

3) вытащ..шь, наполн..нный

4) накин..шь, муч..мый

36. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) верт..шься, обожа..мый

2) накол..шь, законч..нный

3) засмотр..шься, добыва..мый

4) выпил..шь, провер..вший

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Очаковская Надежда СтаниславовнаНаписать 18270 14.01.2016

Номер материала: ДВ-339301

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.01.2016 1923
    14.01.2016 5307
    14.01.2016 611
    14.01.2016 8811
    14.01.2016 1467
    14.01.2016 5860
    14.01.2016 863

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах на тему: «Правописание окончаний слов различных частей речи»

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет).
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 скл.
сущ. м. и ж. р.
на -а/-я

2 скл.
сущ. м. р. без оконч.,
сущ. ср. р. на -о/-е

3 скл.
сущ.ж. р.
на Р.

Д.

П.

сущ. на -ий
(солярий)

сущ. на -ие
(здание)

сущ. на -ия
(армия)Р.

Д.

П.

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д . и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог. уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл. что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий, ,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок. чист.. лба; густ. четырёхугольн.. формы, рыж. небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован. и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн. чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив. правильн.. лица поражал сво.. ровн. нежн. розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-ешь или —ишь ?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать?) (например, писать).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II-му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I-му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать. Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II-го спряжения. Следовательно, он относится к I-му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I-м спряжении надо писать окончание -ешь.
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь, строят.

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец. Видеть (II) – видел, видит.

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот. юност. беспечност. лёгкост.. походк. стройност.. тела. Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност. лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст) ) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн. то в кабинет.. мужа. (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн. безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск. топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн. а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.


источники:

http://infourok.ru/test-pravopisanie-okonchaniy-glagolov-i-suffiksov-prichastiy-podgotovka-k-gia-765744.html

http://urok.1sept.ru/articles/565451